Законодательно правовые основы стандартизации



Законодательно правовые основы стандартизации

12. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

1) законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;

2) указами Президента и нормативными актами Правительства России(постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» и др.);

3) подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации.

Нормативно-методическая база сертификации включает:

1) совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований;

2) комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации.

Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О сертификации продукции и услуг“», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный Президентом 31 июля 1998 г.

Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов.

Законом РФ «О стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории страны, отнесены:

• государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила;

• нормы и рекомендации по стандартизации;

• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

• мстандарты отраслей и др.

В целях развития национальной системы аккредитации Госстандартом в рамках государственной системы стандартизации Российской Федерации принят комплекс государственных стандартов «Система аккредитации в Российской Федерации» серии 51 000. Приняты также государственные стандарты серии 40 000 в области сертификации систем качества и производства.

Принятие Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В 1993–1998 гг. было принято свыше 30 законодательных актов Российской Федерации по разным отраслям народного хозяйства, в которых вводится обязательная сертификация продукции и услуг.

Закон РФ «О защите прав потребителей» активно работал почти 4 года, а созданная в соответствии с ним и другими законодательными актами система сертификации развивается и охватывает все большее число сфер экономической жизни страны. Однако опыт практического применения Закона в условиях рыночной экономики привел к необходимости его изменения.

Источник

Законодательно правовые основы стандартизации

О стандартизации в Российской Федерации

(с изменениями на 3 июля 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040067).

Принят
Государственной Думой
19 июня 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
24 июня 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;

3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;

Читайте также:  Корень лопуха стандартизация

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

Статья 3. Цели и задачи стандартизации

1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Статья 4. Принципы стандартизации

Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации

1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией

1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации

Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации

Направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации являются:

1) определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;

2) принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;

Источник

Законодательная база

В России вся деятельность по сертификации регулируется на законодательном уровне и обеспечивается целым рядом законов:

  • законами РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»;
  • подзаконными актами, которые направлены на решение определенных социально-экономических задач и предусматривают применения для этих целей обязательной сертификации;
  • Указами Президента РФ и нормативными актами Правительства (Постановление Правительства РФ от 12.02.94 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20.02.95 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации» и др.).
Читайте также:  Стандартизация и метрология самгупс

Нормативно-методическая база сертификации включает:

  • совокупность нормативной документации, на соответствие требования которой осуществляется сертификация услуг и продукции, а также документов, которые устанавливают методики проверки соблюдения указанных требований (всего около 12 000 наименований);
  • комплекс организационно-методической документации, которая определяет порядок и правила осуществления работ по сертификации. Главным документом на который опирается сертификация в РФ является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10.06.93 г.

В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2.07.98 года и подписанный Президентом 31.07.1998 года.

Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР

Сертификация сегодня признана во всем мире, ведь именно она регулирует высочайшее качество и безопасность продукции и услуг.

Опыт, который успели накопить с 20-х годов прошлого века многие европейские страны, пригодился и был использован в СССР. Самым первым нормативным актом в области сертификации нашей страны было постановление Совета Министров от 18.11.84 года № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения».

Постановление Совета Министров СССР стало толчком к активной международной деятельности СССР в области сертификации. Основной задачей сертификации было совершенствование действующих в государстве методик повышения качества выпускаемых товаров и успешное развития экспортных возможностей продукции машиностроения. Для того, чтобы решить эту задачу в 86 году в СССР было принято «Временное положение о сертификации продукции машиностроения», которое представляло собой организационно-методический документ, устанавливающий основные правила сертификации продукции машиностроения в рамках международной системы и соглашений по сертификации.

21.04.1988 г было принято постановление Совета Министров СССР № 489 «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам» и от 17.10.89 года № 858 « Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам».

Закон СССР «О защите прав потребителей», принятым Верховным Советом СССР 22.05.1991 года ввел впервые в государстве на законодательном уровне обязательную сертификацию товаров, работ и услуг. Он не вступил в силу, так как в декабре 1991 года СССР перестал существовать.

Правовое наследие в области сертификации, которое было оставлено СССР, было использовано для дальнейшего совершенствования деятельности РФ и стран СНГ.

Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации

Во второй половине 1991 г в РФ была проведена активная работа по разработке Закона РФ «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 7.02. 1992 г.

В нем предусматривалась обязательная сертификация товаров, работ и услуг, на которые в российских законодательных актах или стандартах были установлены требования, которые направлены обеспечение безопасности здоровья и жизни потребителей, охраны окружающей среды, предотвращение возможного причинения вреда имуществу потребителей, а также средств, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья потребителей. (пункт 5, статья 5).

Постановлением Верховного Совета «О введение в действие Закона РФ «О защите прав потребителей» п. 5 ст. 5 Закона, который устанавливал обязательную сертификацию товаров, услуг и работа вводился в действие с 1.05.92 г.

22.07. 92 года вступило в силу постановление № 508 «О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден Порядок подтверждения безопасности товаров (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) в 1992 г. и номенклатура производимых в РФ и ввозимых на ее территорию товаров, которые подлежат подтверждению сертификации безопасности с 1.9.1992 г.

На органы государственного контроля была возложена проверка наличия заявления-декларации, правильности маркировки товаров, полноты заявленных требований безопасности.

В номенклатуру производимых в РФ и ввозимых на ее территорию товаров, безопасность которых должна была быть подтверждена (с 1 сентября -92 г.), вошли продукты питания, товары для детей, товары народного потребления, которые контактируют с питьевой водой и пищевыми продуктами, парфюмерия и косметика, товары бытовой химии и т.д.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который установил обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), поставил перед Госстандартом и новые задачи. 10.06.93 г. Верховным Советом был принят Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», который стал новым витком развития российской сертификации. В 1993 г. были приняты законы РФ «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации», которые установили нормативное, правовое и метрологическое обеспечение сертификации в России.

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» распространил сферу государственного метрологического контроля и надзора на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов (статья 13).

Закон РФ «О стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории страны, отнес: государственные стандарты РФ международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийский классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей и др.

Для того, чтобы развить национальные системы аккредитации Госстандартом в рамках действующей государственной системы стандартизации РФ были принят целый комплекс гос. Стандартов «Система аккредитации в Российской Федерации» серии 51000. Были приняты в области сертификации систем качества и производства еще и стандарты серии 40000.

Принятие Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» стало стимулом в работе Правительства, касающейся сертификации. В 1993-98 гг. власти приняли более 30 законодательных актов РФ по самым разным отраслям народного хозяйства, в которых в обязательном порядке вводится сертификация продукции и услуг. Это постановлением Правительства от 26.06.95 года № 608 «Положение о сертификации средств защиты информации»; от 19.07.95 «Положение о системе сертификации на воздушном транспорте РФ»; «Правила сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности» и «Порядок сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности в РФ».

Закон РФ «О защите прав потребителей» функционировал около 4-х лет, но дальнейшее развитие российского рынка привело к необходимости его дополнения и изменения.

9.01.96 г. Госдума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Источник

Правовые основы стандартизации

Стандартизация – деятельность, которая, устремлена на определение и разработку требований, норм и правил, гарантирующая право потребителя на покупку товаров за устаивающую их цену, должного качества, право на благоустроенность и безопасность труда.

В 1875 году в Париже первые 17 государств приняли участие в международной матричной конвенции, на которой согласились принять в качестве единицы длины – метр.

Там же было создано международное бюро мер и весов.

Во время первой мировой войны и после нее были основаны несколько национальных организаций по стандартизации: Англия, США, Голландия.

В 1943 году при ООН был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), которая в настоящее время является основополагающим органом в области международной стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, содействие соблюдению требований технических регламентов.

2. Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и технического характера

3. Обеспечение НТП

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работы, услуг

Читайте также:  Стандартизация методик химического анализа

5. Рациональное использование ресурсов.

Основной целью изучения дисциплины является получение знаний и навыков по достижению высокого качества продукции.

Каждый из компонентов дисциплины – важнейший инструмент достижения качества, обеспечения качества продукции и услуг.

Аспекты категории качества:

Экономико- управленческий аспект понятия качества и семенной трактовки

· степень удовлетворения запросов потребителей;

· Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Система менеджмента качества»

Метрология, стандартизация и обеспечение соответствия являются главным инструментом обеспечения качества.

Метрология –учение об измерениях, способах обеспечения их единства и путях приобретения нужной точности.

Основные задачи метрологии:

1. Разработка общей теории измерения

2. Разработка путей измерения и методов установления точности и верности измерений

3. Определение единиц физических величин.

Метод стандартизации – это способ достижения оптимальной степени упорядочения. К методам относится типизация, систематизация, оптимизация. Разновидностью унификации является типизация. Разновидностями систематизации представляет собой классификацию, селекцию, симплификацию, агрекатирование

Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

• ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

• ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) —единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией».

Закон «О стандартизации» регламентирует:

• организацию работ по стандартизации,

• содержание и применение нормативных документов по стандартизации,

• информационное обеспечение работ по стандартизации,

• организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

• финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

• стимулирование применения государственных стандартов,

• ответственность за нарушение положений Закона «О стандартизации».

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3. Стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5. Разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6. Стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7. Обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8. Стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

• обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

• определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

• унификация конструктивных частей изделий;

• разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

• оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

• создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

• организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Источник