Закон о сертификате соответствия пожарной безопасности

Закон о сертификате соответствия пожарной безопасности

Сертификат пожарной безопасности — это разрешительный документ, который доказывает соответствие определенных товаров установленным на территории РФ нормативам (ТР ЕАЭС 043/2017 “О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» и Федеральным законом №123).

Сроки действия и стоимость

Разрешительный документ выдается аккредитованным органом максимум на 5 лет. Стоимость рассчитывается для каждого клиента индивидуально, так как обусловлена количество и сложностью необходимых исследований.

Кому нужен и кем выдается

Разрешение оформляется аккредитованным органом, на основании протоколов выполненных исследований.

Оценка соответствия требованиям пожарной безопасности нужна тем, кто занимается изготовлением и реализацией изделий, указанных в перечне ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», и материалов, подлежащих проверке по ФЗ-123.

Таким образом, все средства пожаротушения попадают под действие межгосударственный технический регламент ЕАЭС 043/2017. Строительные и отделочные материалы (например, линолеум) являются объектами 123-ФЗ.

Если в указанных списках нет заявленного товара, то можно оформить добровольный сертификат пожарной безопасности.

Перечень продукции, которая подлежит пожарной сертификации

Получение разрешение необходимо для следующих изделий:

  • Мобильные огнетушители стандартного вида;
  • Противопожарные СИЗ;
  • Пеногенераторов, пеносмесителей;
  • Средства, применяемые для спасения человека и животных;
  • Снаряжение для работников пожарных служб;
  • Автоматические средства;
  • Стройматериалы, которые применяются при отделке эвакуационных путей;
  • Средства для защиты электроцепей;
  • Порошковые средства для пожаротушения;
  • Огнеупорные материалы;
  • Противодымные изделия;
  • Двери лифтов.

Преимущества получения сертификата

Наличие разрешения дает следующие преимущества:

  • Повышает имидж компании в глазах потребителей и партнеров;
  • Дает возможность свободно реализовывать продукцию как на российском рынке, так и на международном (ЕАЭС);
  • Повышает конкурентоспособность изделий;
  • Свидетельствует о безопасности товара;
  • Дает возможность брать крупные заказы.

Нюансы пожарной сертификации

Для получения разрешение необходимо проведение испытаний образцов по критериям:

  • Огнестойкость;
  • Взаимодействие с различными веществами;
  • Испарения при взаимодействии с огнем;
  • Уровень токсичных веществ;
  • Скорость распространения пламени.

В зависимости от их количества и сложности может потребоваться от 5 дней до 1 месяца.

Отметим, что сертификаты, оформленные по 123-ФЗ, действуют только на территории РФ. А документ, выданные по ТР ЕАЭС 054, вы можете использовать в любой стране ЕАЭС.

Источник



Изменения в правилах пожарной сертификации в 2020 году

Обеспечение противопожарного режима на разных категориях объектов – предмет строгого контроля со стороны государства. Согласно существующему порядку, обязанность по выполнению контроля и надзора в этой области возложена на профильное министерство, занимающееся вопросами гражданской обороны, нештатных ситуаций и ликвидации последствий произошедших стихийных бедствий (МЧС). В 2020 году в этой сфере произошло немало серьезных изменений, связанных с вступлением в действие новых нормативных документов. Поэтому организациям, работающим в разных областях деятельности, придется провести серьезную подготовку, чтобы пройти проверки контролирующих органов. Проанализируем эти изменения более предметно.

Главное: вступление в силу нового техрегламента Евразийского таможенного союза

Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.

Сфера и порядок применения ТР ЕАЭС 043/2017

Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. В 2020 году и далее этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:

  • вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
  • средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
  • электромонтажная продукция погонажной группы;
  • огнетушители;
  • автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
  • пожарные краны и шкафы;
  • средства для тушения пожаров мобильного типа;
  • технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
  • технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
  • роботизированная техника для тушения возгораний;
  • специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
  • защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
  • устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
  • инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
  • дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
  • пожарная техника и оборудование;
  • вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
  • технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.

Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.

Подтверждение соответствия нормативам ТР ЕАЭС 043/2017

По правилам установленным новым нормативным документом, в 2020 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:

  • сертификация;
  • декларирование.

Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.

Переходный период внедрения техрегламента о пожарних изделиях

В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.

Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.

Читайте также:  Сертификат соответствия плитки керамической плитки

Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.

До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, в течение всего 2020 года можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.

Пилотный проект МЧС по внедрению дистанционного контроля

В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2020 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2020 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.

Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.

Обновленные требования противопожарного режима

2020 год станет первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.

Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:

  • торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
  • для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
  • необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
  • запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
  • необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
  • согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.

Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.

Инициативы МЧС по изменению противопожарных правил

Кроме текущей деятельности по организации контроля и надзора за выполнением противопожарных правил на разных категориях объектов, Министерство также проводит стратегическую работу по пересмотру действующей нормативной базы. Как и другие ведомства, в ходе реализации этой деятельности оно учитывает такие факторы как продолжающееся внедрение риск-ориентированного подхода в работу контролирующих органов. Кроме этого, такой пересмотр выполняется с учетом программы «регуляторной гильотины», которая была анонсирована в конце 2019 года Дмитрием Медведевым. Согласно этой программе предполагается анализ всего объема действующих правовых документов на предмет изъятия избыточных и устаревших требований. Дополнительным обстоятельством, которое обусловливает направления работы министерства по пересмотру нормативной базы, становится указанное выше вступление в действие технического регламента ЕАЭС 043/2017.

Однако основной фактор, которым руководствуются в этой работе специалисты МЧС – это увеличение степени защищенности граждан в опасных ситуациях, а также снижение общего количества пожаров и тяжести их последствий. В этой связи ведомство предложило внести серьезные изменения в содержание основных правовых документов, регулирующих вопросы выполнения требований пожарной безопасности в России. Соответствующие предложения уже опубликованы на государственном портале проектов. Они предполагают поправки и:

  • национальный техническый регламент о требованиях пожарной безопасности, то есть федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ. Рассматриваемый документ уже находится в достаточно серьезной степени готовности. В отношении него только что завершились процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, которые прошли с 16 января по 5 февраля. Теперь Министерство экономического развития подготовит заключение, в котором даст экспертную оценку регулирующего воздействия документа. Если это заключение будет положительным, законопроект передадут для рассмотрения в Правительство;
  • федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, посвященном пожарной безопасности. Этот проект пока находится на более ранней стадии разработки. В ближайшем будущем в отношении будет организовано общественное обсуждение уведомления о начале работы над ним. Эта процедура продлится с 5 по 18 февраля 2020 года. Затем будут проведены общественные обсуждения самого проекта закона и его антикоррупционная экспертиза. В ведомстве предполагают, что если все согласовательные процедуры пройдут по запланированному графику, он может вступить в действие уже в январе 2021 года.

В результате сейчас для ознакомления доступен только текст первого документа – проекта поправок к федеральному закону № 123-ФЗ.

Предложения МЧС по изменению требований национального техрегламента о требованиях пожарной безопасности

В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:

  • расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
  • введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
  • описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
  • уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
  • введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
  • объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
  • описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
  • дополнительные нововведения.
Читайте также:  Тест полоски акку чек перформа сертификат соответствия

Предполагается, что предлагаемый федеральный закон в обновленной редакции вступит в силу непосредственно со дня его официальной публикации. В информации об обсуждении уведомления о начале разработки проекта указывается, что это может произойти в декабре 2021 года. Этот достаточно длительный срок работы над документом обоснован необходимостью изучения большого массива данных законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза на предмет гармонизации и ликвидации дублирующих положений.

Источник

Сертификация в области пожарной безопасности

Пожарная сертификация – это процесс подтверждения безопасности продукции. Более развернуто термин «пожарная сертификация» звучит так: «подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности». И хотя второй термин много шире и включает в себя не только обязательную и добровольную сертификацию, а также декларирование соответствия требованиям пожарной безопасности, он как нельзя лучше отражает сущность самого процесса и заложен в определении термину «сертификация» Техническим регламентом №123 «О требованиях пожарной безопасности». В наших материалах мы уже рассматривали, как организована добровольная сертификация, декларирование соответствия, а также какие документы выдаются по результатам этих процессов, поэтому в данном случае мы будем говорить о том, что такое обязательная пожарная сертификация.

Совершенно не зря мы упомянули Федеральный закон №123 от 22.07.2008 г. в начале статьи, поскольку именно этим документом регламентируется процесс обязательной сертификации. Ранее взаимоотношения в этой области определялись требованиями ГОСТ, действовала система сертификации в области пожарной безопасности (ССПБ, – ред.), аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также контроль за их деятельностью, проводил Департамент надзорной деятельности МЧС России. Со вступлением в силу технического регламента, если быть точными, с 1 мая 2009 года, обязательная сертификация в области пожарной безопасности стала проводиться в соответствующей системе (по техническому регламенту). Чуть позже функции по аккредитации, контролю и реагированию на поступление жалоб были переданы в Федеральную службу по аккредитации.

В отличие от добровольной пожарной сертификации, которая опирается на правила, принятые в каждой отдельной системе сертификации, обязательная пожарная сертификация продукции жестко регламентирована вышеупомянутым техническим регламентом. Здесь четко оговорен перечень продукции, подлежащий сертификации, определены функции каждого участника процесса, в том числе полномочия органов государственной власти, установлены основные требования к органам, проводящим сертификацию и входящим в их состав испытательным лабораториям, установлена необходимость маркировать подтвержденную продукцию знаком обращения. Сертификация пожарной безопасности в отличие от декларирования ее соответствия не может быть проведена без участия органа по сертификации, точнее доказательства по продукции производитель не вправе получить сам. Закон обязывает его обращаться в компетентный орган, ведь от результатов, которые он получит, может зависеть, поступит ли некачественный товар на рынок.

По итогам успешной сертификации производитель (заявитель) получает сертификат соответствия – пожарный сертификат. После процедуры декларирования в случае, если все требования для продукции соблюдены и доказаны, он получает декларацию о соответствии. Подробнее о каждом из этих документов вы можете узнать на нашем сайте. Сертификат и декларация имеют равную юридическую силу, несмотря на то, что получать доказательства о соответствии своей продукции требованиям пожарной безопасности при декларировании производитель может сам, а в процессе сертификации он обязан обращаться в специализированный орган. Дело все в том, что обязательная сертификация пожарной безопасности распространяет свое действие на класс наиболее опасной продукции, неправильное производство которой способно нанести вред не только здоровью, но и жизни человека. Продукция эта может быть как отечественной, так и иностранной, производиться серийно или поступать отдельной партией – так или иначе к ней предъявляются исключительные требования.

Теперь разберем подробнее, как происходит сама сертификация в области пожарной безопасности. В процессе обязательной сертификации задействовано четыре основных участника: это заявитель-претендент на получение сертификата пожарной безопасности, орган по сертификации и его испытательная лаборатория, аккредитованные согласно законным требованиям и Федеральная служба по аккредитации, которая контролирует весь этот процесс, принимая в нем непосредственное участие. Работа строится по принципу постоянного контроля участников друг другом. Росаккредитация контролирует органы по сертификации путем наделения или лишения их полномочий проводить подтверждение соответствия, а также при помощи инспекционного контроля (периодических плановых и внеплановых проверок их деятельности, – ред.). Органы по сертификации с входящей состав лабораторией контролируют соответствие выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности, выдавая или не выдавая сертификат, и также проводят инспекционный контроль касаемо сертифицированной продукции. В свою очередь производители могут обращаться с жалобой на органы по сертификации в Федеральную службу по аккредитации, если находят в их действиях что-либо неправомерное.

Участники и их взаимодействие образуют собой систему сертификации, действующую по Техническому регламенту «О требованиях пожарной безопасности». Внутри этой системы существуют свои процессы, правила, по которым происходит сертификация, и правила, оговаривающие полномочия и обязанности каждого из членов процесса, определены документы, на основании которых проводится сертификация (существует подробная нормативная база пожарной документации), и документы, свидетельствующие о состоявшемся процессе сертификации, фиксирующие действие каждого участника. Федеральным законом №123 установлена форма и схемы, по которым может проходить сертификация продукции (отметим, что данный документ, соответственно и обязательная сертификация в области пожарной безопасности, не распространяет свое действие на услуги, – ред.).

Главными принципами обязательной пожарной сертификации является не только обеспечение безопасности находящейся в обращении продукции, но и соблюдение принципов беспристрастности, свободы конкуренции органов и производителей, а главное – объективности при проведении исследований и принятии по ним решений. Эти требования устанавливает государство, видя непременную необходимость, с одной стороны, осуществлять контроль рынка в части заботы о потребителях, а, с другой стороны, не создавать административных барьеров для его участников. Во многом с этой двойственностью связан и тот факт, что постоянно n-ая часть продукции «мигрирует» из области обязательной сертификации в область добровольной. Как бы то ни было, свое требование сертифицировать пожароопасную продукцию государство сохранит.

Источник

Сертификат пожарной безопасности

Сертификат пожарной безопасности — особая разновидность разрешительного документа, выдаваемая по результатам проведения пожарной сертификации и констатирующая пожарную безопасность изделий, включенных в определенный список.

Сертификация пожарной безопасности в России

Нормативно-правовым базисом пожарной сертификации в стране является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Документ включает восемь разделов, регламентирующих данный вид сертификации; в нем указаны требования пожарной безопасности к продукции разного назначения, а также содержится подробная классификация товаров по степени пожарной и взрывоопасности. Одна из глав техрегламента отведена оценке соответствия, в ней перечислены возможные схемы сертификации, требования к аккредитации органов по сертификации, процедура выдачи разрешительного документа.

Техрегламентом закреплена первичность оформления пожарного сертификата: если на определенную продукцию сертификат пожарной безопасности требуется по закону, то получить сертификат соответствия без предварительного оформления пожарного невозможно.

Какие изделия подлежат сертификации пожарной безопасности?

Список такой продукции содержит Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 241 (далее — Постановление № 241).

Читайте также:  Сертификат соответствия измерительная у

Чтобы избежать неоднозначности в определении продукции, нуждающейся в оформлении пожарного сертификата, необходимо анализировать перечень очень внимательно, так как многие его пункты содержат исключения или дополнительные условия. Например, в разделе строительных и отделочных материалов из пункта ковровых покрытий исключаются придверные коврики и коврики для ванной — для них пожарный сертификат не нужен. Не понадобится его оформление и на бумажные обои, но при этом виниловые или флизелиновые обои на бумажной основе под сертификацию попадают.

Важно: при использовании перечня продукции из Постановления № 241 необходимо одновременно проверять наименование изделия и код ТН ВЭД ТС. Если они не совпадают с приведенными в списке, сертификация пожарной безопасности не требуется.

Процедура пожарной сертификации

Процессом сертификации пожарной безопасности предусмотрены следующие этапы:

  • направление заявки с пакетом документов в орган по пожарной сертификации;
  • рассмотрение заявки и анализ поступившей документации;
  • идентификация и отбор образцов для лабораторного исследования;
  • испытания (на токсичность, группу горючести, воспламеняемости и др.);
  • оценка производства (когда этого требует схема);
  • протоколирование результатов;
  • оформление и выдача сертификата соответствия пожарной безопасности;
  • осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (согласно схеме сертификации).

Документами, дополняющими заявку, могут выступать: устав организации, свидетельство о регистрации, договоры аренды, различная техдокументация. В ряде случаев запрашиваются сведения о химическом составе материалов, механической прочности продукции и прочая техническая информация.

В настоящее время пожарный сертификат оформляют на бланке сертификата соответствия требованиям техрегламента, особый бланк, как раньше, не применяется.

Срок действия сертификата — от одного года до пяти.

На стоимость работ по сертификации пожарной безопасности влияет несколько факторов: особенности сертифицируемой продукции, схема сертификации, потребность в проведении сложных испытаний, срок действия получаемого разрешительного документа.

Источник

Сертификат пожарной безопасности

Сертификат пожарной безопасности

Пожарный сертификат – это документ, выданный органом по сертификации в области пожарной безопасности подтверждающий, что продукция соответствует требованиям технического регламента и, если применимо, требованиям стандартов пожарной безопасности.

Подтверждение сертификации продукции требованиям пожарной безопасности может быть осуществлено в обязательном или добровольном порядке.

Обязательный порядок сертификацииопределен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, в соответствии с которым утвержден «Технический регламент о пожарной безопасности», который вступил в силу 01 мая 2009 года.

В соответствии с данным техническим регламентом утверждены показатели, виды и методы испытаний, необходимые для оценки пожарной безопасности продукции.

Заявителем для получения пожарного сертификата может быть, как иностранный производитель, так и российский поставщик, который по законодательству будет нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Перечень продукции подлежащей пожарной сертификации

Перечень продукции, на которую в обязательном порядке необходимо оформить сертификат пожарной безопасности, утвержден Постановлением Правительства РФ №241 от 17 марта 2009 г. Если продукция вошла в данный перечень, то пожарный сертификат является обязательным документом.

В общем случае, к списку продукции, подлежащей подтверждению соответствия пожарной безопасности относятся:

  1. Средства обеспечения пожарной безопасности:
    • огнетушители и огнетушащие составы;
    • пожарные стволы;
    • СИЗ, специальная одежда и обувь пожарных;
    • различное оборудование и изделия для спасения людей;
    • средства пожарной автоматики и элементы установок пожаротушения;
    • пожарные машины, мотопомпы, гидранты;
    • и прочее.
  2. Электротехнические устройства и приборы:
    • аппараты защиты электрических цепей;
    • электрические кабели.
  3. Материалы строительные и отделочные:
    • плиты и блоки из ПВХ;
    • отделочные материалы для стен и потолков, покрытия пола;
    • тепло и звукоизоляционные материалы;
    • кровельные и гидроизоляционные материалы;
  4. Строительные конструкции и изделия:
    • клапаны противопожарные инженерных систем;
    • вентиляторы дымоудаления;
    • двери шахт лифтов;
    • противопожарные окна, двери, ворота, люки;
    • каналы инженерных систем зданий и сооружений;

На продукцию, не подлежащую обязательной пожарной сертификации может быть оформлен добровольный сертификат пожарной безопасности или отказное письмо на пожарную сертификацию.

Срок действия пожарного сертификата

Срок действия сертификата зависит от схемы, по которой сертифицировалась продукция.

Сроки действия для продукции, выпускаемой серийно и сертифицированной по схемам:

  • 2с – не более 1 года;
  • 3с – не более 3 лет;
  • 4с и 5с – не более 5 лет (с возможностью продления на основании положительного результата инспекционного аудита и протокола испытаний).

Для партии продукции или единичного изделия (сертификация по схемам 6с и 7с) срок действия сертификата будет равен сроку годности (службы) продукции. Если срок службы изготовителем не установлен, то сертификат действителен в течение 1 года.

Декларация соответствия пожарной безопасности

Декларация, как и сертификат, является официальным документом, подтверждающим соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, она принимается самим заявителем, но обязательно регистрируется третьей стороной (органом по сертификации).

Декларация пожарной безопасности оформляется также на некоторые виды продукции и товаров, перечень которых указан в Постановлении Правительства от 17 марта 2009 г. N 241

Так, оформить декларацию пожарной безопасности в обязательном порядке придется на: пожарную арматуру, пожарные инструменты, пожарные машины (автомобили), отделочные и облицовочные материалы, материалы тепло- и звукоизоляционные, покрытия для полов и др.

Декларацию о соответствии может принять заявитель — производитель, продавец или представитель иностранного изготовителя —, который зарегистрирован в России в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Срок действия декларации соответствия не превышает 5 лет.

  • наименование продукции;
  • код ТН ВЭД;
  • область применения данной продукции.

Особенно важна область применения, если проводится сертификация строительных и отделочных материалов, потому что выбор формы подтверждения соответствия зависит от того, будут ли они применяться для отделки путей эвакуации людей при пожаре или для отделки железнодорожного транспорта.

Соблюдение требований пожарной безопасности для строительных и отделочных материалов

Что касается отделочных и строительных материалов, то такая продукция, которая попадает под постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 241 «должна иметь сертификат или декларацию пожарной безопасности.

Такой документ необходим на следующие группы товаров: материалы отделочные пленочные, а также для стен и потолков – различные виды обоев, блоки, плиты из поливинилхлорида, напольные покрытия (плитки, линолеум), минераловатные утеплители и многое другое.

Форма подтверждения соответствия определяется в зависимости от того, будут ли материалы применяться для отделки подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена, а также путей эвакуации людей. В случае, если будут — требуется сертификация, если не будут — проводится декларирование пожарной безопасности.

Пожарная безопасность основывается на соблюдении требований по показателям:

  • горючести;
  • воспламеняемости;
  • способности распространения пламени по поверхности;
  • дымообразующей способности;
  • токсичности продуктов горения.

Классы пожарной опасности строительных материалов

Свойства пожарной опасности строительных материалов Классы пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп
КМ0 КМ1 КМ2 КМ3 КМ4 КМ5
Горючесть НГ Г1 Г1 Г2 Г3 Г4
Воспламеняемость В1 В2 В2 В2 В3
Дымообразующая способность Д2 Д2 Д3 ДЗ Д3
Токсичность Т2 Т2 Т2 Т3 Т4
Распространение пламени РП1 РП1 РП2 РП2 РП4

Примечание. Перечень показателей пожарной опасности строительных материалов, достаточных для присвоения классов пожарной опасности КМ0 — КМ5, определяется в соответствии с таблицей 27.

Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов

Назначение строительных материалов Перечень необходимых показателей в зависимости от назначения строительных материалов
группа горючести группа распространения пламени группа воспламеняемости группа по дымообразующей способности группа по токсичности продуктов горения
Материалы для отделки стен и потолков, в том числе покрытия из красок, эмалей, лаков + + + +
Материалы для покрытия полов, в том числе ковровые + + + +
Кровельные материалы + + +
Гидроизоляционные и пароизоляционные материалы толщиной более 0,2 миллиметра + +

Схемы пожарной сертификации и декларирования

Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) установлены следующие схемы:

Источник