Виды систем стандартизации

Виды систем стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник



Виды стандартизации — Стандартизация

Стандартизация фиксирует и приводит к единообразию техническими нормами более удавшиеся результаты научно-исследовательской и производственной инициативы для обеспечения их дальнейшего использования.

Замечание 1 Цели стандартизации – организация структуры правильно составленной технико-нормативной документации, которая отвечает инновационным требованиям к качеству и надёжности произведённых изделий, интересам экономики, охране окружающей среды и так далее.

Цели теперешней стандартизации:

  • Формирование беспристрастного перечня изготовляемых изделий.
  • Установление всеобщих технических правилам к готовой продукции, отвечающим наивысшей покупательной способности и стандартам всемирной экономики.
  • Передача совокупности стандартизации и изменяемости продукции.
  • Повышение продуктивности использования и ремонтирования технического оборудования.
  • Продвижение и усовершенствование единообразия изделий.
  • Сокращение времени и затрат на изготовление продукции.
  • Создание всеобщих норм и правил для промышленного и обще бытового сервиса.
  • Определение точных и определённых определений и названий.

С помощью методик стандартизации в землеустройстве можно сгруппировать информацию, создать и отрегулировать структуру основных формулировок. Связь национальной экономики и стандартизации осуществляется фиксированием в технических документах, с помощью осуществления общенаучных исследований, инновационных методик и действий, которые улучшают качество изделий.

Основные виды стандартизации

В соответствии от типа администрирования организаций и сферы деятельности стандартов различают государственную, международную и национальную стандартизацию.

Определение 1 Государственная стандартизация – форма внедрения и применения базовых методик стандартизации, которая осуществляется под управлением государственных структур по общим государственным программам стандартизации.

Национальная стандартизация проводится главным образом всего лишь в пределах страны без продвижения государственных взглядов управления. Международная стандартизация внедряется при помощи специализированных иностранных организаций или несколькими организациями для обеспечения развития совместного бизнеса и взаимосвязей в науке и культуре. Вдобавок отличают ещё некоторое количество типов стандартизации, применяемых в меньшей степени.

К примеру, стандартизация отрасли функционирует с целью гарантирования унификации стандартов к изготовляемым изделиям для объединения в конкретной отрасли. Под отраслью необходимо осознавать объединение предприятий и фирм вне зависимости от того, где первоначально располагаются организации и к какому ведомству принадлежат.

Читайте также:  Стандартизация языка это

Замечание 2. Местная стандартизация внедряется в отдельных организациях и использует правила, которые используются всего лишь в этой организации.

В соответствии с воздействием на рост экономики и индустрии возможно подчеркнуть три типа стандартизации, которые значительно отличаются методиками по формированию в стандартах соответственных норм и правил:

  1. Стандартизация по степени развития производства, утверждающая свойства, демонстрирующие параметры исследований в процессе производства изделий, и стало быть составляющая приобретенную степень развития производственного процесса.
  2. Опережающая стандартизация, которая определяет формирование увеличенных требований применительно к приобретённой в действительности степени развития.
  3. Комплексная стандартизация. Во время данной стандартизации для качественного и немедленного получения результатов по определённому вопросу осуществляется методичное формирование положений связанных нормативов непосредственно к предмету стандартизации целиком и к его основным компонентам. Построенная системно и комплексно, стандартизация создаёт выгодное положение для полнофункционального развития соответственных областей индустрии.

Методические основы стандартизации

При формировании технико-нормативных правил и нормативов в стандартизации, используются прежде всего методики ограничения (симплификация) и единообразия.

Определение 2 Методика симплификации – это снижение количества разнообразия компонентов или разработок продукта без привнесения той или иной модернизации.

Действия по симплификации осуществляются с применением постоянной информации, которая подчёркивается устройство продукта производства. По результатам произведённой деятельности создаются сдерживающие стандарты. В программах землеустройства и проектирования строительства деревенских локаций используют стандартные типоразмеры некоторых фермерских хозяйств, жилищных площадей, фабрик по обработке агрокультурной продукции, перечень коих оказывается в недостатке.

Единообразие является способом стандартизации, определяющим идеальное число производств однотипного предназначения посредством образования современных или усовершенствования имеющихся компонентов. Данная методика стандартизации является особенно действенной и известной. При помощи данной методики разнообразные типы изделий и базы их изготовления ограничиваются элементарной численностью моделей и характеристик.

Соединение землеустроительных документов способствует применению их в автоматизированной системе менеджмента, производить анализ условий и нахождения аграрных земель и их состояние в культурно-техническом плане на территориальном уровне.

Виды российских стандартов

Создание и производство современного оборудования и аппаратуры начинается с утверждения технико-экономической задачи, которая тесно согласована с некоторыми стандартами. Нормативы являются необходимыми в рамках определённой области деятельности. На сегодняшний день применяются соответствующие типы стандартов: ГОСТ – государственные стандарты; СТП – типы стандартов предприятий; ОСТ – отраслевые стандарты.

Некоторые виды стандартов представляются необходимыми в использовании компаниями и фирмами любых отраслей экономики. Данные виды стандартов охватывают все предметы стандартизации, которые необходимы для полнофункционального оснащения полноты и единства различных областей деятельности. В дополнение, отдельные типы норм и правил применяются к изделиям широкого потребления общеотраслевого сегмента.

Группы типов стандартов обосновываются и принимаются профильными комитетами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В Российской Федерации на нынешнее время работает приблизительно 22000 утверждённых стандарта. Каждый из них функционирует соответственно группам, разделам, классам, основываясь на нормативы в государственном справочнике.

Для предприятий в обязательном порядке являются соответственные нормы и правила. Отраслевым нормативам периодически лимитируют выполнение государственных стандартов для используемых размеров, перечня продукции и прочего. Одновременно продвигаемые отраслевые стандарты не должны являться заниженными по отношению к национальным стандартам.

Государственные стандарты в области экономики принимаются министерством, являющимся базовым в изготовлении соответствующей продукции. В то же время принятые стандарты представляются основными и необходимыми к исполнению лишь в данной организации, какая их внедряла. Стандартизация распространяется на элементы изделий, внутренние правила и требования, регламентирующие сферу администрирования предприятия, качество продукции, вдобавок на методы аналитики и диагностирования и иные компоненты.

Источник

Виды стандартизации

Стандартизация закрепляет и унифицирует техническими регламентами наиболее удачные итоги научной и трудовой деятельности с целью их последующего применения.

В землеустройстве стандартизация используется в разработке планово-картографической документации и иных нормативов, в разработке оптимальных способов и приемов топографо-геодезических измерений, а также в проведении поисковых работ.

Задача стандартизации – формирование системы грамотно оставленных нормативно-технических документов, отвечающих прогрессивным запросам к качеству и безопасности продукции, потребностям народного хозяйства, экспорта и т. д.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи современной стандартизации:

  1. Установление объективной номенклатуры продукции.
  2. Определение общих технических норм к товару, которые отвечают высшему потребительскому уровню и требованиям мирового рынка.
  3. Предоставление комплексности стандартизации и взаимозаменяемости изделий.
  4. Увеличение производительности эксплуатации и ремонта технических машин.
  5. Внедрение и модернизация унификации продукции.
  6. Уменьшение сроков и расходов на производство изделий.
  7. Разработка общих требований к производственным и бытовым услугам.
  8. Установление конкретных однозначных обозначений и терминов.

Посредством методов стандартизации в землеустройстве возможно систематизировать данные, разрабатывать и упорядочивать систему важных определений.

Взаимосвязь народного хозяйства и стандартизации реализуется в закреплении в технической документации путем проведения научных экспериментов, внедрения в масштабное производство прогрессивных приемов и способов, улучшающих качество продукции.

Основные виды стандартизации

В зависимости от формы управления предприятий и среды действия стандартов выделяют государственную, международную и национальную стандартизацию.

Государственная (муниципальная) стандартизация – форма становления и проведения основных методов стандартизации, осуществляемая под руководством федеральных органов по единым государственным проектам стандартизации.

Национальная стандартизация осуществляется в основном только в масштабе государства без внедрения принципов государственной формы руководства.

Международная стандартизация проводится посредством специальных зарубежных предприятий или группой стран с целью улучшения взаимной торговли, технических, научных и культурных связей.

Также различают еще несколько видов стандартизации, которые используются гораздо в меньшем масштабе. Например, отраслевая стандартизация было создана для обеспечения единства технических норм и требований к продукции для кооперации в определенной отрасли.

Под отраслью следует понимать совокупность организаций и компаний независимо от их изначального территориального расположения и ведомственной принадлежности, создающих и изготавливающих различные виды продукции.

Местная стандартизация проводится на предприятиях и устанавливает требования, нормы и правила, используемые только в данном учреждении.

В зависимости от дальнейшего влияния на развитие экономических факторов и промышленности можно выделить три формы стандартизации, принципиально отличающиеся способами по установлению в стандартах соответствующих требований:

  • стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая параметры, которые демонстрируют характеристики существующей и освоенной в ходе изготовления продукции, и таким образом формирующая достигнутый уровень производства;
  • опережающая стандартизация, определяющая установление повышенных норм и требований по отношению к уже достигнутому на практике уровню;
  • комплексная стандартизация, при которой для эффективного и быстрого решения конкретной проблемы проводится планомерное установление концепции взаимосвязанных нормативов как к самому объекту целостной стандартизации в целом, так и к его ключевым элементам. Основанная на системном и комплексном подходе, стандартизация формирует благоприятные условия для полноценного развития соответствующих сфер промышленности.

Методические основы стандартизации

При создании нормативно-технических проектов (правовых условий, требований, нормативных документов) применяются в основном методы стандартизации в виде симплификации и унификации.

Симплификация (ограничение) – разновидность стандартизации, основная цель которой заключается в объективном ограничении номенклатуры каких-либо объектов (видов, типов, размеров, процессов) посредством простого сокращения технических и экономических критериев.

Мероприятия по симплификации проводятся с использованием статистических данных, которые выделяет конструкции изделий. В итоге проведенной работы разрабатываются ограничивающие стандарты. В проектах землеустройства и планирования застройки сельских пунктов применяют типовые размеры отдельных ферм, жилых домов, заводов по переработке сельскохозяйственного сырья, номенклатура которых находится в дефиците.

Унификация представляет собой средство стандартизации, которое определяет оптимальную численности объектов одинакового функционального назначения с помощью создания новых или модернизации существующих элементов. Это наиболее эффективный и распространенный метод стандартизации. Благодаря ему разноплановые виды продукции и основы ее производства сводятся к минимальному количеству марок, форм и свойств.

Объединение в единое целое землеустроительной документации позволяет применять её в автоматизированной концепции управления, анализировать состояние земельных участков и их культурно-техническое состояние на региональном и местном уровнях.

Виды российских стандартов

Процесс разработки новой техники, начиная с определения технического задания, непосредственно связан с внедрением определенных стандартов. Нормы считаются обязательными в пределах установленной сферы действия. Существуют следующие виды национальных стандартов: ГОСТ – государственные; СТП – виды стандартов компаний; ОСТ – отраслевые.

Различные типы стандартов являются обязательными к применению организациями, учреждениями, предприятиями всех народных отраслей. Они распространяются на объекты, нормы, показатели, обозначения, термины и другие элементы, необходимые для полноценного обеспечения целостности и взаимности разных сфер науки, техники и производства. Кроме того, конкретные виды стандартов используются к продукции массового производства межотраслевого сегмента.

Категории виды стандартов утверждаются профильным комитетом по метрологии, сертификации и стандартизации. На территории России на сегодняшний день функционирует примерно двадцати двух тысяч указанных эталонов. Все они работают в соответствии с группами, разделами, классами на основании норм в государственном классификаторе.

Для компаний обязательными также являются соответствующие требования и стандарты. В эту же группу относят технические характеристики комплексного назначения, материалы, полуфабрикаты, методики выполнения точности измерений, сырье и иные процессы для внутриотраслевого применения типовых государственных норм. Отраслевым стандартам зачастую ограничивают реализацию госстандартов для применяемых в среде типоразмеров, номенклатуры товаров и прочего.

Вместе с этим внедряемые отраслевые нормативы не могут быть ниже национальных. Стандарты в той или другой сфере народного хозяйства утверждаются министерством, которое является основным в производстве соответствующего продукта. При этом признанные эталоны являются важными и обязательными только для предприятия, которое их приняло. Стандартизация может распространяться на компоненты продукции, внутренние нормы и права, регулирующие область управления производством, качество изделий, а также на методики анализа и измерения, оснастку инструменту и прочие элементы.

Источник

Виды систем стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Читайте также:  Стандартизация основы технических измерений

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник

Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относится:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации;

1. Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов (табл. 16.1).

Национальными стандартами может устанавливаться терминоло­гия в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества продукции, надежности, безопасности, экологии.

Совокупности национальных стандартов межотраслевого значе­ния представлены в табл.16.1.

Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эффективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.

Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке про­дукции и тары, применяемым символам, способам упаковки.

Структура национальных стандартов. Все нацио­нальные стандарты Российской Федерации имеют единую структуру, которая включает следующие аспекты:

• содержательную (основную) часть стандарта;

Таблица 16.1. Совокупности стандартов межотраслевого значения

Аббревиатура в обозначении

Шифр в обозначении

Национальная система стандартизации Российской Федерации

Единая система конструкторской документации

Единая система технологической документации

Система показателей качества продукции

Унифицированная система документации

Система информационно-библиографической документации

Государственная система обеспечения единства измерений

Система стандартов безопасности труда

Единая система технологической подготовки производства

Единая система программных документов

Примечание. Пропуски между цифрами шифров в обозначении связаны с двумя причинами: утратой практической значимости некоторых комплек­сов и наличием комплексов стандартов в области военной техники.

Структура стандартов может отличаться лишь некоторыми пока­зателями, основная же часть остается неизменной.

Область применения (распространения) присутствует во всех нормативных документах.

Содержательная часть национальных стандартов в основном включает в себя классификацию изделий и определения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Национальный стандарт может содер­жать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требо­вания к хранению и т. п. Часто в стандартах имеются приложения.

Информационные данные располагаются в конце описания стандартов.

Область распространения стандарта — объекты стандартиза­ции, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и од­нозначность понимания области его распространения.

Содержательная (основная) часть стандарта содержит требо­вания к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.

Информационные данные — информация о разработчике и используемой литературе.

Виды стандартов. Вид стандарта — классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандарти­зации. В соответствии с единой государственной системой стан­дартизации и (еще действующим, но уже находящимся в стадии из­менения с целью согласования с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании») национальным стандартом ГОСТ Р 1. 5-92 ус­тановлены следующие основные виды национальных стандартов:

Читайте также:  Стандартизация виды процессов

• на продукцию и услуги;

• на работы (процессы);

• на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг или к конкретной продукции и услуге.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) вы­полнения различного рода работ в технологических процессах разра­ботки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации различных видов продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (спо­собы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Применяемые в области стандартизации правила стандарти­зации, нормы, рекомендации, методические и описательные положе­ния предназначены для установки правил, принципов, норм, относя­щихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стан­дартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.

Правила по стандартизации, метрологии, сертификации и ак­кредитации являются нормативными документами, устанавливаю­щими обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения ра­бот в соответствующих областях.

Методическое положение — методика и способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Нормативный документ, содержащий подобное положение, можно назвать методи­ческим стандартом.

Описательное положение содержит описание конструкции, де­талей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационные положения, которые описыва­ют «поведение» объекта стандартизации при его применении (экс­плуатации). В большинстве стран организация работ по стандартиза­ции построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммерческих и общественных организаций. Во многих странах тре­бования стандартов регламентируются не для производимой, а для потребляемой продукции на территории данного государства.

2. Правила стандартизации.

Основные результаты действия стандартизации оценивают по тем изменениям, которые она внесла в развитие научно-технического прогресса и хозяйственную деятельность. В этих условиях в методологии стандартизации как процесса управления особое значение приобретают определенные подходы:

• системный анализ в стандартизации;

• научный подход в стандартизации;

• унификация, агрегатирование и симплификация.

Системный анализ в стандартизации — направление практической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов стандартизации как систем. Наиболее простое представление об объектах стандартизации дает вид и тип системы одинаковых или анало­гичных предметов и изделий. Начиная с производства, объекты стан­дартизации усложняются за счет структуры и развития связей.

В общем случае системный анализ рассматривают как некото­рый процесс, в результате которого путем последовательного при­ближения решаются задачи управления, и он применяется для иссле­дования систем, представляющих собой взаимоувязанное множество объектов стандартизации и требующих предварительного определе­ния целей, задач и направлений действия.

Системный анализ в стандартизации включает следующие основные принцип:

• направленность на выявление целей системы;

• изучение динамического характера процессов, протекающих в системах, их функционирования и развития;

• определение и исследование всех существенных взаимосвязей как внутри системы, так и между системой и внешней средой, а также вы­бор частных решений с учетом их влияния на систему в целом;

• поиск вариантов решения и выбор наилучшего из них;

• нахождение оптимальных решений на основе сравнения эффекта затрат;

• учет случайно действующих факторов.

Системный анализ имеет следующий перечень типовых стандартных элементов: цели, пути достижения поставленных целей, определение требуемых ресурсов и их распределение, модель и критерий.

Проводят системный анализ в несколько этапов:

• постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения;

• анализ условий, в которых функционирует система, а также оп­ределение ограничений, накладываемых на условия функционирова­ния системы;

• определение, анализ и обобщение данных, необходимых для ре­шения проблемы, изучения структуры анализируемой системы, уста­новление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;

• построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различ­ных вариантов решений с точки зрения этих последствий;

• разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;

• подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;

• окончательный выбор оптимального решения задачи. На основе экспериментальной проверки принятого решения;

• реализация принятого решения (утверждение стандарта).

Научный подход в стандартизации основан на том, что основные показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в необходимых случаях разработке стандартов должно предшествовать проведение научно-исследовательских работ.

Принцип предпочтительности используют при разра­ботке стандартов на изделия широкого применения, решении задач рационального выбора и установления градаций количественных зна­чений параметров изделий, проведении унификации, типизации и должен основываться на использовании рядов предпочтительных чи­сел. Установление на основе рядов предпочтительных чисел рядов параметров, с одной стороны, препятствует неоправданному расши­рению номенклатуры и типоразмеров разрабатываемых изделий, а с другой — позволяет установить технико-экономические характери­стики, соответствующие современным требованиям, а также учесть перспективу соответствующих видов продукции.

Требования научно-технического прогресса и разработка конку­рентоспособной продукции вынуждают производителей, в том числе и российских, создавать и выпускать все более совершенные изделия од­ного и того же назначения. Исключить неоправданно большую номенк­латуру этих изделий и обеспечить согласование между собой их пара­метров и размеров можно лишь на основе стандартов параметров.

Суть параметрического подхода в стандартизации заключена в том, что параметры изделий массового производства устанавливают по определенным правилам на основе рядов предпочтительных чисел.

Отметим, что практически все системы согласования параметров строятся на трех основных правилах:

пропорциональности — параметры объекта пропорциональны одному главному параметру;

аддитивности — параметры объекта укладываются в ряды чи­сел, образуемых путем последовательного сложения;

мультипликативности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.

Проанализируем более подробно принцип предпочтительности, заключающий в себе теоретическую основу стандартизации — систему предпочтительных чисел.

Согласно принципу предпочтительности необходимо установить набор установленных значений параметров, удовлетворяющих сле­дующим требованиям:

представлять рациональную систему градаций с учетом потребностей производства и эксплуатации;

иметь бесконечное число возрастающих (или убывающих) значений;

включать все десятичные значения любого числа и единицу;

быть простыми и легко запоминающимися.

Ряды предпочтительных чисел. Стандартизуемые показатели номенклатуры изделий обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры изделий, экономии ресурсов и т. д.

В Российской Федерации действует система предпочтительных чисел (система рекомендована ИСО), устанавливающая предпочти­тельные числа и ряды предпочтительных чисел (ряды К).

Специальные исследования показали, что наиболее оптимальны­ми являются ряды, построенные по геометрической прогрессии. Пре­имущество геометрической прогрессии состоит в том, что в любом интервале процент увеличения величины числа является неизмен­ным; недостаток — все ее члены обязательно округляются.

Пусть имеется геометрический ряд, в котором коэффициенты а1, а2, . аi, аn — члены прогрессии. В ряде, построенном на ос­нове геометрической прогрессии, постоянен ее знаменатель w, т. е. отношение последующего члена к предыдущему:

Каждый последующий член ряда является произведением пре­дыдущего члена на знаменатель ряда и любой /член геометрической прогрессии:

Например, при значениях a1 = 1, w = 2 имеем геометрический ряд 1,2,4,8, 16. а при w = 1,4 — ряд 1; 1,4; 2; 2,8. .

Ряды, построенные на основе геометрической прогрессии, обла­дают следующими свойствами:

• произведение или частное каждых любых из двух его членов яв­ляется членом ряда;

• любой член ряда, возведенный в целую положительную степень, также является членом этого ряда.

Из этих свойств следует, что зависимости, определяемые из про­изведений членов ряда или их степеней, всегда подчиняются законо­мерностям этого ряда. Так, например, при выборе длин сторон пря­моугольника из ряда предпочтительных чисел, его площадь будет членом этого ряда.

Менее удобны применяемые иногда ряды, построенные на осно­ве арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии раз­ность между ее соседними членами постоянна и любой член

an = a1+b(n — 1)

где а, — первый член профессии; b — разность прогрессии; п — номер члена.

В частности, последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5, . представ­ляет арифметическую профессию, возрастающую с разностью 1. По­следовательность чисел 1; 0,75; 0,5; 0,25 . — арифметическая про­фессия, убывающая с разностью 0,25.

Несмотря на простоту, ряды предпочтительных чисел, построенные на основе арифметической прогрессии, имеют недостаток — не­равномерность ряда, ограничивающий их применение. Так, в приве­денной последовательности с разностью 1 второй член ряда превы­шает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всего на 1 %. В результате большие числа следуют друг за другом с очень малыми интервалами, что не всегда экономически оправдано и рационально. Для устранения этого недос­татка используют ступенчатые ряды, составленные из отрезков ариф­метических рядов с различными разностями. По такому принципу построен ряд номиналов монет России — 1, 2, 5 рублей.

Международной организацией по стандартизации рекомендова­но для построения рядов предпочтительных чисел на основе геометрической прогрессии использовать такие ряды, в которых происходит десятикратное увеличение каждого следующего n-го члена. Наиболее удобными для практики были признаны ряды, у которых первый член а1 = 1 и знаменатель .

Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтитель­ных чисел, обозначаемых R5, R10, R20, R40, и один дополнительный R 80, значения w для которых соответственно равны:

Ряды предпочтительных чисел, приведенные в стандарте, вклю­чают их значения в диапазоне от 0 до ∞, полученные для величин а1,
лежащих в интервале 1

Источник