Важность стандартизации

Важность стандартизации

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста относилась к эффекту от применения стандартов.

О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль достигает 1000%.

Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие потрясающие результаты.

Каковы современные проблемы стандартизации?

1. Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 -4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма — недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.

2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.

3. Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.

4. Необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.

По закону «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

· добровольного применения стандартов;

· максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.

· недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат ТР;

· обеспечение условий для единообразного применения стандартов (национальны стандарт применяется независимо от страны и места происхождения продукции)

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный орган по стандартизации — это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Постановлением Госстандарта России от 2.09.2003г № 100 определено, что до введения в действие основополагающих стандартов национальной системы стандартизации РФ разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов РФ, внесение в них изменений и отмену следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2- 92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов». ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ПР 50-74-94 «Правила по стандартизации. Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

Разработку и применение межгосударственных стандартов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСР Р 1.8-95 «ГСС РФ Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов».

Постановление Госстандарта от 27.06.2003 г. № 63 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ России».

Уже сложилось мнение, что принцип добровольного применения стандарта нужно было бы сформулировать по-другому. В Европейских документах добровольность обозначена более корректно: рекомендуется к применению. По европейскому законодательству и на практике нет понятия «добровольность»: если вы пришли работать в ту или иную сферу деятельности, то все, что рекомендуется для этой сферы, вы должны использовать целиком.

И в США, где стандарты добровольные, в случае судебного разбирательства при нарушении контракта суды констатируют: данная фирма пренебрегла национальным стандартом. И с этого момента ни одна фирма не заключит с ней ни одного контракта. Вот так рынок регулирует партнерские отношения.

Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет следующие цели стандартизации:

¨ повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

¨ повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

¨ обеспечение научно-технического прогресса;

¨ повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

¨ рационального использования ресурсов;

¨ технической и информационной совместимости;

¨ сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Таким образом, в современных условиях у стандартов две функции:

¨ Прежде всего, стандарты должны быть взяты за основу при разработке технических регламентов.

¨ Стандарты могут служить той доказательной базой, которая позволяет выполнять требования ТР. Каждый ТР публикует перечень стандартов, которые можно использовать для соблюдения требований регламентов, тогда, применяя такой стандарт, автоматически выполняются требования регламента.

Понятно, что при этом роль стандартов существенно возрастает. В основе технического регулирования был, есть и остается стандарт. ТР есть ничто иное, как стандарт высшего уровня, принимаемый законодателями и правительством.

Читайте также:  Основы стандартизации допуски посадки и технические измерения дудников

Одна из основных задач, которые стоят перед стандартизацией в настоящее время — это реформирование национальной системы стандартизации. Сейчас уже разработан проект документа Национальная система стандартизации». Проект реформы национальной системы стандартизации разработан на основе анализа научно-методических материалов и организационных структур национальной и зарубежной стандартизации, а также нормативного обеспечения участия России в ВТО. При этом были рассмотрены вопросы методологии и организации работ по национальной стандартизации ряда зарубежных стран, в том числе США, Великобритании, ФРГ, Франции, Украины.

Сегодня возникает закономерный вопрос, достаточна ли действующая нормативная база с точки зрения полноты охвата выпускаемой и импортируемой продукции, методов ее контроля, требований к упаковке, маркировке, транспортированию, а также способам утилизации и уничтожения, требованиям к отходам ее производства, требованиям к вторичным материалам.

Проведем небольшой анализ фонда национальных стандартов на отдельные группы продукции с учетом предлагаемых к разработке и введению технических регламентов.

Фонд национальных стандартов нашей страны составляет более 24600 стандартов, Структура фонда национальных стандартов представлена на рис.6, из них с международными стандартами гармонизировано около 37% (рис.7).

В отечественной индустрии нефтегазовая отрасль является одной из ведущих Накоплен большой опыт по разработке и внедрению стандартов на нефть, нефтепродукты и газ. Основную долю около 90 %, составляют стандарты на нефтепродукты, их них около 65%- на методы испытаний. Работы по стандартизации нефтепродуктов ведут 4 технических комитета, по газу. Работы в области стандартизации нефти проводит институт проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР). Из 216 международных стандартов (в основном на методы испытаний) в РФ введено 40.

В лесном комплексе, как одном из самых сложных и разнообразных главное внимание уделяется лесоматериалам, являющимся объектом экспортно-импортных поставок, в части методов измерений, а также подготовки комплекта нормативных документов для поэтапной интеграции лесобумажной продукции на мировой рынок, повышения эффективности российского лесного экспорта, что определено Основными направлениями развития лесной промышленности, утвержденными Правительством РФ.

В настоящее время на лесопромышленную продукцию действуют 685 стандартов, половина из которых — на методы измерений и испытаний. Работы по стандартизации осуществляют 9 технических комитетов. Из 345 международных стандартов введено в России только 53.

Химическая промышленность является базовой отраслью российской экономики, где сосредоточены большие материальные и людские ресурсы. Отрасль является поставщиком сырья, материалов, полупродуктов огромного числа производителей практически во всех отраслях промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства, а также обеспечивает многочисленными и разнообразными товарами народного потребления. Общий фонд стандартов на химическую продукцию составляет 1700, из них около 90 % — на промышленную продукцию На методы испытаний разработано и введено 685 стандартов. Из действующих международных стандартов, большинство из которых составляют стандарты на методы испытаний, введено 330, что составляет 29% от числа действующих. Работы по стандартизации осуществляются 35 техническими комитетами.

Таким образом, перед стандартизацией России стоит еще очень важная задача — это гармонизация стандартов.

Источник



V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Вместе с тем действующий закон даже за прошедшие более чем 10 лет не решил всех проблем в области стандартизации. В Федеральном законе «О техническом регулировании» не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.

Роль стандартов в свете Федерального закона «О техническом регулировании» не ограничивается одним только формированием доказательной базы соблюдения требований технических регламентов. Приоритетной целью стандартизации, как и ранее, является повышение конкурентоспособности предприятий, а следовательно, качества отечественной продукции, работ, услуг. Введение стандартов ни в коей мере не является попыткой как-то ограничить производителя в создании новых видов продукции, освоении оригинальных рецептур и технологий. В рыночных условиях производитель вынужден искать новые, "нестандартные" решения для успешного развития своего бизнеса, выпуска конкурентоспособной продукции. Важно, чтобы все эти "новинки" нашли отражение в информации на упаковке продукта, в его классификации и названии. Производители любой продукции сегодня должны отчетливо понимать: у государства к ним два главных и обязательных требования. Это безопасность продукта и достоверная информация о нем. Товар, истинные свойства которого не соответствуют указанным на упаковке, — это обман не только конкретного, отдельного потребителя, но и государства, если речь идет о продовольственной безопасности или о другой, не менее важной федеральной программе.

Роль стандартизации в современных условиях все время возрастает в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и др.

Изменение всего уклада российской экономики, проявляющееся в изменении формы собственности большинства предприятий, появлении открытых рынков товаров и услуг, введении новых элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенном ускорении процессов обновления и создания новой продукции, необходимости участия предприятий в международном разделении труда, являются основными предпосылками реформирования национальной системы стандартизации.

Деятельность в области стандартизации в современном мире направлена на выполнение трех социально-экономических функций:

упорядочение объектов, создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;

установление в нормативных документах по стандартизации организационно-технических, общетехнических и других норм и требований;

право использования и соблюдения общих норм и требований, которые установлены в нормативных документах по стандартизации.

Сегодня национальная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации. Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны.

Читайте также:  Стандартизация одежды

Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требуют развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

Трудно переоценить роль и значение стандартизации в современном мире. Стандарты служат конечному пользователю критерием суждения, мерой качества, определенной гарантией совместимости и взаимозаменяемости, способствуя повышению безопасности, охране здоровья людей и защите окружающей среды, они тем самым способствуют улучшению качества жизни.

Источник

Роль и значение стандартизации в современном обществе

Сегодня национальная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации. Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.

Изменение всего уклада российской экономики, проявляющееся в изменении формы собственности большинства предприятий, появлении открытых рынков товаров и услуг, введении новых элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенном ускорении процессов обновления и создания новой продукции, необходимости участия предприятий в международном разделении труда, являются основными предпосылками реформирования национальной системы стандартизации.

Деятельность в области стандартизации в современном мире направлена на выполнение трех социально-экономических функций:

· упорядочение объектов, создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;

· установление в нормативных документах по стандартизации организационно-технических, общетехнических и других норм и требований;

право использования и соблюдения общих норм и требований, которые установлены в нормативных документах по стандартизации.

Роль стандартизации в современных условиях все время возрастает в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и др.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны.

Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требуют развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

Трудно переоценить роль и значение стандартизации в современном мире. Стандарты служат конечному пользователю критерием суждения, мерой качества, определенной гарантией совместимости и взаимозаменяемости, способствуя повышению безопасности, охране здоровья людей и защите окружающей среды, они тем самым способствуют улучшению качества жизни.

Источник

Проблемы стандартизации — Стандартизация

Стандартизация – неотъемлемый процесс, затрагивающий множество сфер. Различные подсчеты результатов, обнаруживаемых после внедрения утвержденных стандартов, указывают на то, что экономическая выгода достигает порядка одной трети от общего ежегодного роста экономики.

С точки зрения технических аспектов регулирования значение стандартизации как многогранного структурного компонента сложно переоценить. Соблюдение четких стандартов, утвержденных соответствующими документами, способствует повышению качества производимых товаров, ускорению экономического развития регионов и страны в целом.

Эффект от выполнения работ, связанных со стандартизацией, зафиксирован в статистической аналитике. К примеру, в Соединенных Штатах доход, полученный в результате внедрения стандартизационных мероприятий на многочисленных предприятиях, достигает отметки, соответствующей 10-кратной прибыли от суммарных инвестиционных объемов.

В Америке инвестируют в стандартизацию средства, измеряемые десятками миллиардов долларов, благодаря чему чистая прибыль с лихвой перекрывает затраты. Российская Федерация на данный момент не дотягивает до указанных показателей. Одна из причин сложившейся ситуации – нерешенные профильные проблемы.

Современные проблемы стандартизации

Экспертный анализ показывает, что проблематика сферы стандартизации представлена следующими аспектами:

  • Низким качеством работы, проводимой специализированными комитетами;
  • Недостаточной работой, направленной на модернизацию технологической составляющей;
  • Неудовлетворительной динамикой развития стандартов;
  • Ликвидацией профильных подразделений.

У огромного числа специалистов, участвующих в стандартизационных процессах в составе различных подразделений, отсутствуют знания по теории и аналитике, касающиеся развития актуальных стандартов, в частности, внедрения международных норм стандартизации. Недостаточная кадровая подготовка, отставание в знаниях от актуальных тенденций требований к услугам, товарам, технологиям приводят к затруднению деятельности технических комитетов. На территории России не проводятся работы по созданию инноваций в стандартизации, способных опередить свое время. На уровне государства общий уровень работ в профильной сфере можно назвать низким.

Для устранения изложенных недостатков возникает необходимость в восстановлении структурных подразделений стандартизации на предприятиях. В течение нескольких десятилетий в сфере промышленности наблюдается системный кризис, что не может не сказаться на состоянии экономики. Недостаточность работы по стандартизации, усугубляемая отсутствием звеньев в виде профильных служб, вынуждает всю общегосударственную систему переориентироваться на поиск путей выхода из сложившейся ситуации. При отсутствии новых стандартов поддержание стабильности и рост производства не представляется возможным. Конкурентоспособность услуг и товаров на внутренних и международных рынках оставляет желать лучшего, так как менее дорогая и более качественная сертифицированная продукция, выпускаемая зарубежными компаниями, благополучно вытесняет отечественные аналоги.

Еще один негативный аспект – крайне низкая динамика стандартизации. При законодательной базе в 25000 стандартов (примерно) фондовый прирост должен находиться на отметке около 4000 новых стандартов в год. На практике имеем не более 1000 новых стандартов, что является неудовлетворительным показателем для развития экономики, достижения целей и решения всех задач.

Неуклонное старение фонда, объединяющего действующие стандарты, приводит к отсутствию перспектив к ускорению процесса стандартизации. В отличие от западных стран с высоким уровнем технического развития, планирующих разработку и утверждение стандартов на 5-10 лет, в России планы ограничиваются однолетним периодом, что идет вразрез с перспективами научного, технического развития. В других странах, несмотря на отсутствие планирования в масштабах десятилетий, разрабатывается общее прогнозирование на 30-летний период.

Читайте также:  Стандартизация для парикмахерской

Крайне низкая стандартизационная динамика обуславливается:

  • Низкой скоростью освоения стандартов региональной, международной, национальной направленности;
  • Низким уровнем корректировки, согласования, закрепления и использования стандартов;
  • Отсутствием русскоязычных переводов множества международных стандартов.

Просматривается явно недостаточная работа в сфере стандартизации технологий. На текущий момент мероприятия, касающиеся стандартизации и технологического переоснащения производств, не взаимосвязаны.

В США в качестве варианта решения описанной проблемы предлагается внедрить национальную технологическую программу, распространяющуюся на предприятия малого и среднего бизнеса и курируемую Национальным институтом стандартов и технологии.

Решение проблем стандартизации

Помимо идентификации ключевых проблемных вопросов в сфере стандартизации, удалось обозначить действенные методы их решения, представленные:

  • Активизацией исследовательской деятельности в профильной области;
  • Внедрением классификаторов и кодировок продукции, ее элементов;
  • Систематизацией терминологии;
  • Запуском универсальных систем документооборота;
  • Стандартизацией образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов.

Прогресс науки и техники неизменно сопровождается развитием функционала и содержания стандартизации. Создаются условия для расширения границ, усиления роли стандартизации в социуме, формирования высокоинтеллектуальной цивилизации. Для технологического развития актуален вопрос использования опережающих, перспективных методик, соблюдения принципа комплексности и взаимозависимости стандартов.

Роль стандартов и стандартизации

Стандартизация базируется на научных, технических достижениях, объединяемых с практическим опытом в общий базис цивилизационного развития. Этот процесс необходимо синхронизировать с прогрессом.

Ускорить прогресс можно за счет технических инноваций с ощутимым положительным (в частности, экономическим) эффектом. Вслед за изобретениями появляются новые конкурентоспособные орудия труда, способные заменить исчерпавшие себя материалы и технологии.

Международная организация по стандартизации ISO направляет усилия на реализацию своих задач и достижение целей на мировом уровне.

Источник

Роль метрологической службы в обеспечении качества

Роль метрологической службы в обеспечении качества фото

Под качеством принято понимать соответствие специально определенным, заданным параметрам. Метрология как раз и обеспечивает правильность измерений относительно эталона, используя специальные методы и средства.

В определении качества продукции используются лабораторные измерения с помощью разнообразных приборов, измеряющих физические и химические характеристики объектов. Точность работы приборов отслеживает метрологическая служба. Ее деятельность регламентирована требованиями ГОСТа и локальными актами предприятия. Сертификаты соответствия, акты поверки оборудования, аттестация, регламенты технической эксплуатации, все вышеперечисленное входит в зону ответственности метрологической службы.

Роль стандартизации и сертификации в обеспечении качества, конкурентной способности продукции и услуг

Стандартизация в основе имеет жестко установленный компетентными органами стандарт, как документ, который содержит определенные нормативно-технические требования. Стандарты разрабатываются на основе требований, закрепленных документально на законодательном уровне. Существуют стандарты на продукцию, на виды работ, на методы контроля.

Стандартизация устанавливает соответствие измеряемых характеристик определенному образцу. Конечная цель стандартизации — это защита прав потребителя и обеспечение безопасности производимых товаров и оказанных услуг. Повышение конкурентной способности на рынке товаров и услуг.

  • Международную, в рамках мирового правового поля;
  • Национальную, действующую в одной стране;
  • Региональную, действующую в рамках конкретно взятого региона.

Сертификация — это комплекс мероприятий, подтверждающих соответствие нормативным требованиям. Конечной целью является выдача сертификата соответствия (документа) на продукцию. Сертификации подлежат все услуги и товары народного потребления.

Сертификация может быть как добровольной, так и обязательной. Сертификат — это своеобразный пропуск качественной продукции на потребительский рынок, в полной мере и со всей ответственностью обеспечивающий безопасность.

Если определить конкурентную способность как своеобразную борьбу производителей за своего потребителя, то от высококвалифицированной работы службы метрологии при определении соответствия нормам стандартизации и сертификации, напрямую будет зависеть подлинность качества продукции, а значит и ее успех на рынке.

Чем занимается метрологическая служба

Основная задача службы метрологических измерений — это стандартизация физических величин и измерений, установление соответствия эталону.

Метрологическая служба создается в соответствии с требованиями законодательства, и выполняет различные виды работ, связанные с обеспечением единства измерений.

Деятельность Государственной метрологической службы регламентируется на законодательном уровне и подчиняется непосредственно Росстандарту.

Центры стандартизации, метрологии и сертификации осуществляют свою деятельность, как представительные органы на местах.

Основные виды деятельности метрологической службы:

  • Контроль за актуальным состоянием измерительной техники;
  • Определение регламентов по поверке и калибровке;
  • Выявление нарушений метрологических норм, предъявление соответствующих предписаний.

Чем занимается метрологическая служба изображение

История возникновения метрологической службы

История возникновения уходит своими корнями далеко в прошлые века. Как только человек озаботился товарно-денежными отношениями, так и возникла необходимость ведения измерений. Для начала использовались антропометрические меры, с развитием торговли и выходом ее за пределы одного государства, происходило смешение национальных способов измерения. С развитием грамотности им на смену стала приходить система измерений. Самыми первыми стали появляться весоизмерительные приспособления.

Метрологическая реформа, принятая Петром I, поддержанная Российской Академией Наук под руководством М.В. Ломоносова, положила начало сближению русских мер с английскими, и унифицировало измерение практически всех, тогда известных, физических величин. Затем происходило довольно много событий и открытий, которые были совершены как в России, так и за ее пределами, что оказали влияние на развитие метрологии как науки:

  • В 1876 в России была разработана метрическая система мер.
  • Советская власть своим декретом от 14 сентября 1918 года узаконила метрическую систему мер.
  • В 1916 международная конференция по мерам и весам приняла Международную систему единиц.
  • В 1955 году был создан метрологический цент СССР.
  • В 1991 году метрологическая служба испытывала тяжелые времена, были ликвидированы службы на предприятиях.

Но в настоящее время метрологическая служба востребована и стабильно выполняет свои функции.

Состав Государственной метрологической службы

Государственная метрологическая служба работает под руководством Ростехрегулирования, представлена многочисленными профильными научно-исследовательскими институтами. Органы представлены центрами стандартизации, метрологии и сертификации. Для обеспечения единства измерений созданы государственные службы различного профиля.

Основные задачи метрологических служб

Метрологическая служба решает следующие задачи:

  • Обеспечение точности и единства контрольных измерений;
  • Модернизация методов и средства измерений;
  • Метрологическая аттестация и поверка средств измерений;
  • Метрологическая экспертиза проектов документации;
  • Обеспечение контроля выпуска новой продукции;
  • Осуществление надзора за применением измерительных средств.

Метрологическая служба и ее деятельность

Основная деятельность заключается в качественном обеспечении процесса стандартизации и сертификации, осуществлении контроля качества технических заданий, конструкторской и технологической документации.

Службы метрологии привлекаются к участию в пересмотре и актуализации отраслевых стандартов, их совершенствованию.

Источник