В налоговую базу по ндс при ввозе товаров на таможенную территорию включается

В налоговую базу по ндс при ввозе товаров на таможенную территорию включается

Таможенный НДС — это платёж, который регулируется законодательством ЕАЭС (ст. 46 ТК ЕАЭС). Он взимается таможенными органами за товары, перемещаемые через таможенную границу. Несмотря на усилия, предпринимаемые по гармонизации налогового законодательства, НДС в каждой стране ЕАЭС имеет свои особенности. Для государства сбор НДС является эффективным способом пополнения бюджета, его сбор обеспечивает значительные и стабильные поступления бюджет РФ. Кроме того, таможенный НДС защищает отечественного производителя, предоставляя ему конкурентные преимущества. Этот налог регулируется национальным налоговым законодательством.

Ставки НДС по ТН ВЭД

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — специальный классификатор товаров, разработанный странами участниками ЕАЭС. Он представляет собой таблицу кодовых значений, каждое из которых относится к определенному типу товара – коду ТН ВЭД. Ставки НДС привязаны к коду ТН ВЭД. Этот код состоит из 10 цифр. Таможенный декларант, определив код товара, понимает значение ставки НДС. Точное соответствие подобранного кода номенклатуре – одна из самых важных задач таможенного декларанта.

НДС в таможенных платежах

Таможенный НДС должен быть уплачен на таможне вместе с другими таможенными платежами. Величина налога зависит от налоговой базы и ставки НДС. Налоговая база складывается из таможенной стоимости товара, к которой прибавляется таможенная пошлина и акциз, если товар подакцизный. НДС можно вычислить по формуле:

Ставки таможенного НДС

Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС с 2019 года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.

Источник



НДС при импорте

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2021 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за мартовский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 20.04.2021.

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в марте 2021 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.04.2021.

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

Что уплачивается КБК
НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 1000 110
Пени по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 2100 110
Штраф по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 3000 110

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как налоговый агент. Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

Источник

Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в статью 160 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 160 НК РФ

1. При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, и с учетом статей 150 и 151 настоящего Кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

2. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

3. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.

4. Утратил силу с 1 января 2011 г.

Информация об изменениях:

5. Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Читайте также:  Декларирование на алкогольную продукцию

Источник

Статья 160 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

1. При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, и с учетом статей 150 и 151 настоящего Кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

2. Исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

2. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

3. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.

4. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

5. Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При применении положений статьи 160 НК РФ правомерно руководствоваться терминологией, которую содержит Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Соглашение).

Так, исходя из пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения (Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)).

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения (Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) соответственно), применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом (таможенным представителем), с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьями 6 или 7 Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и декларант (таможенный представитель) могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства — члена Таможенного союза о коммерческой тайне.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения — Метод вычитания (метод 4)), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения (Метод сложения (метод 5)). Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения (Резервный метод (метод 6)).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при выполнении следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

— установлены совместным решением органов Таможенного союза;

— ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

— существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения.

При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства — члена Таможенного союза.

В случае если декларируемые товары являются частью большего количества ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза таких же товаров, приобретенных в рамках одной сделки, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в каком соотносится количество декларируемых товаров и общее количество приобретенных товаров (пункт 2 статьи 4 Соглашения).

Пример из судебной практики.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 по делу N А06-7687/2013 было удовлетворено требование истца о признании недействительным решения налогового органа. Основанием для обращения в суд послужило доначисление налоговым органом НДС, пени и штрафа, отказ в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, на основании вывода о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов ввиду корректировки таможенной стоимости ввезенного на территорию Российской Федерации товара в сторону увеличения при реализации товара, что привело к занижению налогооблагаемой базы.

Общество самостоятельно увеличило таможенную стоимость товара путем корректировки, налоговый орган принял таможенную стоимость товара как стоимость реализации, то есть как рыночную. По мнению инспекции, не обжаловав решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, налогоплательщик согласился с этой стоимостью и обязан реализовать товар на внутреннем рынке не ниже таможенной стоимости. Претензий к представленным обществом документам у налогового органа не имелось.

Суд указал, что в силу пункта 1 статьи 160 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При этом при реализации товаров на внутреннем рынке принимается стоимость этих товаров по рыночным ценам, а таможенная стоимость определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенная стоимость может как совпадать со стоимостью приобретенного товара (первый — основной метод определения таможенной стоимости), так и отличаться от контрактной стоимости товаров (второй — шестой методы определения таможенной стоимости).

Как правильно указали суды, величина таможенной стоимости товаров, являясь исключительно базой для целей исчисления таможенных платежей, не учитывается для сравнения с ценой последующей реализации как результат деятельности организации-налогоплательщика. Поэтому факт реализации обществом товаров по цене ниже таможенной стоимости, продекларированной заявителем при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в данном случае не имеет правового значения. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и реализация товаров на внутреннем рынке Российской Федерации являются разными объектами налогообложения.

Доначисляя налог на добавленную стоимость, инспекция исходила из формирования налоговой базы по цене фактической реализации, то есть исходя из того, что документы первичного бухгалтерского учета содержат ложные сведения. Однако товар продавался другим лицам и по цене, в несколько раз превышающей заявленную.

Читайте также:  Эмбарго на ввоз конкретного товара означает полное количественное ограничение ввоза

Как разъяснил Минфин России в письме от 04.06.2008 N 03-07-08/141, особенностей вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам, в зависимости от расчетов с иностранными поставщиками, НК РФ не установлено.

Суды тоже приходят к выводу, что для целей налогообложения при реализации товаров на внутреннем рынке принимается стоимость этих товаров. Таможенная же стоимость товаров используется только для таможенных целей (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А41/6040-09).

В письме от 28.07.2011 N 03-07-14/75 Минфин России разъясняет вопрос, связанный с различиями в порядке уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, реализуемым на внутреннем рынке, и товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в случае использования в расчетах по ним авансовых платежей: в первом случае объектом налогообложения являются операции по реализации товаров, налог по которым уплачивается в бюджет по итогам налогового периода, в котором получена предварительная оплата или произведена отгрузка товаров, а во втором случае — ввоз товаров на территорию Российской Федерации. При этом обязанность по уплате налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам возникает в момент пересечения товарами границы и не связана с формой расчетов по внешнеторговому контракту между продавцом и покупателем этих товаров.

Кроме того, финансовое ведомство обращает внимание на то, что в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 51 БК РФ таможенная пошлина относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Поэтому мнение о том, что таможенная пошлина является налогом, на который начисляется другой налог — налог на добавленную стоимость, не соответствует действующему законодательству.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.

На основании пункта 3 статьи 160 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Необходимо обратить внимание, что существует проект Федерального закона N 538049-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.09.2014), который предполагает внесение изменений в пункт 5 комментируемой статьи НК РФ. Согласно данному проекту предполагается слова «особой экономической зоны» заменить словами «федеральной особой экономической зоны».

Источник комментария:
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 21 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2015

соответствие выводов суда первой инстанции установленным и исследованным по делу фактическим обстоятельствам. В части, касающейся отмены решения суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал на неправомерное неприменение судом первой инстанции статей 153, 154, 160, 173 Налогового кодекса Российской Федерации. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2008.

Источник

НДС при импорте товаров в 2021 году: проводки, примеры

Компании и предприниматели должны начислить и заплатить НДС при импорте товаров в 2021 году. Кто является его плательщиком, по какой ставке и в какие сроки оплачивать налог, читайте в статье. Там же смотрите проводки и примеры расчета НДС при импорте товаров в 2021 году.

Главные изменения в НДС, налоге на прибыль и других налогах с 2021 года: подробные разъяснения и последние новости от чиновников в журнале «Главбух»

Плательщики НДС при импорте товаров

Платить НДС при ввозе товаров должны все импортеры независимо от системы налогообложения (п. 1 ст. 143 и подп. 4 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 346.1, абз. 2 п. 1 ст. 346.11, подп. 2 п. 11 ст. 346.43 НК). Заплатить НДС должен декларант или иные лица (например, перевозчик) (ст. 143 НК, ст. 50 ТК ЕАЭС). Если товар декларирует таможенный представитель (брокер), то он является ответственным за уплату НДС (ст. 404 ТК ЕАЭС). Особые правила есть для импорта из стран ЕАЭС.

В бухгалтерской программе БухСофт вы можете создать отчет или загрузить готовый файл и протестировать на ошибки до отправки

Кто должен платить НДС при импорте из ЕАЭС. Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС, руководствуйтесь Договором о ЕАЭС и приложением 18 к Договору о ЕАЭС (п. 1 ст. 7 НК).

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран ЕАЭС, обязаны платить НДС. Не важно, применяют ли специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о ЕАЭС, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК). Не платят НДС лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (подп. 2 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Организации и предприниматели не платят НДС, если в Россию ввозят товары, которые:

  • помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада;
  • освобождены от налогообложения при условии их использования по целевому назначению. Перечень таких товаров приведен в статье 150 НК. Если впоследствии организация нарушит условие освобождения, ей придется заплатить НДС на общих основаниях. Например, если организация ввозила материалы как комплектующие для производства медицинских изделий, а потом стала использовать их для других целей;
  • перемещают через границу в рамках одной российской организации. Например, если одно структурное подразделение организации передает товары другому структурному подразделению той же организации;
  • российская организация приобрела за границей у другой российской организации. Поскольку в данном случае отсутствует контракт между иностранным продавцом и российским покупателем, оснований для уплаты НДС при ввозе товаров нет (письмо Минфина от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895);
  • покупатель возвращает продавцу в рамках гарантийных обязательств. Речь идет о дефектных деталях, которые не принадлежат продавцу (дистрибьютору), и которые он ввозит в Россию для передачи производителю (письмо ФНС от 11.02.2020 № СД-4-3/2183).

Ввоз товаров из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении облагают НДС. Таможенных границ в ЕАЭС нет, поэтому уплату НДС контролируют налоговые инспекции. Кто платит налог? Как рассчитать налоговую базу? Нужно ли сдавать налоговые декларации? Ответы на все вопросы — в рекомендации.

Где платить НДС при импорте в 2021 году

Обычно НДС при ввозе уплачивают на таможне (п. 1 ст. 174 НК, ст. 61 ТК ЕАЭС). Но если товар ввозят из страны, с которой у России есть международный договор об отмене таможенного контроля (например, со странами ЕАЭС), НДС платят через налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о ЕАЭС).

Уплата НДС на таможне. НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 57 ТК ЕАЭС). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения, срок уплаты НДС – до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.

Кроме того, от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, зависит и порядок уплаты НДС при ввозе. При одних процедурах НДС нужно платить полностью или частично, при других – платить не нужно вообще (п. 1 ст. 151 НК).

Читайте также:  Перечень товаров для ввоза в рб

Уплата НДС при импорте из ЕАЭС. При ввозе товаров из-за рубежа НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран ЕАЭС(п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Но если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) покупатели платят налог на таможне, то при импорте из ЕАЭС НДС надо перечислить в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС, п. 13 приложения 18 к Договору о ЕАЭС). Перечислять НДС через инспекцию нужно с товаров, которые изготовлены:

  • в странах — участницах ЕАЭС и ввозятся в Россию;
  • других странах и выпущены в свободное обращение на территории ЕАЭС.

Посмотрите в ваших договорах условия о цене, переходе права собственности, штрафах и неустойках. От этого зависит учет НДС как у продавца, так и покупателя. Избегайте опасных формулировок, а при необходимости подробнее расписывайте условия в договоре, чтобы не было разногласий с контрагентами и налоговиками.

Освобождение от НДС при импорте товаров

Товары, при импорте которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 НК. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в том числе комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства от 30.04.2009 № 372.

Также освобожден от НДС ввоз расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России (п. 17 ст. 150 НК). Перечень таких материалов утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1096. А Правила применения освобождения от НДС при их ввозе утверждены постановлением Правительства от 15.05.2015 № 469.

Не нужно платить НДС и при ввозе:

  • медицинских товаров по перечню из постановления Правительства от 30.09.2015 № 1042;
  • сырья и комплектующих для изготовления этих медицинских товаров.

Ввоз сырья и комплектующих для изготовления медицинских товаров освобожден от НДС, только если их аналоги не производят в России. Причем нужно документально подтвердить, что аналогов нет. Выдавать подтверждения должны в Минпромторге. Такой порядок действует с 1 октября 2016 года (п. 2 ст. 150 НК, п. 1 ст. 1 и ст. 3 Закона от 30.06.2016 № 225-ФЗ). Правила выдачи подтверждений установлены приказом Минпромторга от 11.11.2016 № 4008.

Если отдельно от медицинских изделий организация ввозит принадлежности (запчасти) к этим изделиям, освобождение от НДС действует при выполнении двух условий:

  • принадлежности указаны в перечне из постановления Правительства от 30.09.2015 № 1042 как самостоятельные позиции;
  • на каждую из принадлежностей есть действующее регистрационное удостоверение.

Временная льгота предусмотрена для ввоза племенных животных. До 1 января 2023 года освобожден от НДС ввоз в Россию:

  • племенного крупного рогатого скота;
  • племенных свиней, овец, коз, лошадей;
  • эмбрионов, полученных от этих животных;
  • спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
  • племенной птицы и племенного яйца.

Перечень кодов и видов продукции, ввоз которой освобожден от налогообложения, утвержден постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069. Чтобы не платить НДС, представьте на таможню разрешение на ввоз племенной продукции (ст. 11 Закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ).

C 1 января 2020 года в перечень товаров, освобожденных от НДС при импорте, добавили четыре новые позиции. Что за новые позиции появились, рассказали эксперты Системы Главбух.

Чтобы импортировать товары, нужно оформить ряд документов. В первую очередь это внешнеэкономический контракт с иностранным партнером и таможенная декларация. Ввоз товаров в Россию или импорт признают объектом налогообложения по НДС. Налог при этом уплачивают в составе общих таможенных платежей. Подробности – в рекомендации.

Как подтвердить льготу по НДС при импорте

По общему правилу документы, которые подтверждают право на освобождение от НДС при импорте, должны быть у импортера на момент подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Заплатить НДС импортер должен в периоде между регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров для внутреннего потребления (п. 1, 9 ст. 136 ТК ЕАЭС). Поэтому если на дату подачи таможенной декларации у импортера нет необходимых документов, начислить налог придется на общих основаниях. Иначе таможня не пропустит ввезенные товары.

Даже если импортер соберет эти документы после выпуска товаров, НДС, перечисленный в бюджет, ему не вернут. Эту сумму не признают излишне уплаченной в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС (письмо Минфина от 20.02.2020 № 03-07-15/12749).

Ставка НДС при импорте товаров в 2021 году

В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 20 процентов (п. 5 ст. 164 НК). НДС начисляйте в рублях с копейками (п. 30 Инструкции, утв. приказом ГТК от 07.02.2001 № 131).

При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК).

Для расчета НДС применяйте налоговую ставку, которая действует на дату регистрации таможенной декларации (п. 1 ст. 53 ТК ЕАЭС). Такой порядок применяется и при предварительном декларировании товаров.

Нулевая ставка НДС применяется и при переработке товаров, ввезенных в Россию для последующего вывоза изготовленной из них продукции. Условия – ввезенный товар помещен под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а у переработчика или декларанта есть соответствующее разрешение от таможни (п. 1 ст. 163 ТК ЕАЭС, ст. 128 Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

Применять нулевую налоговую ставку вправе:

  • переработчик товаров;
  • организация, привлеченная в качестве переработчика организацией, у которой есть разрешение от таможни.

Организация, привлеченная в качестве переработчика, должна быть указана в разрешении от таможни (подп. 2.6 пункта 1 ст. 164 НК). Аналогичные разъяснения – в письме Минфина от 26.06.2020 № 03-07-08/55204.

Ставка НДС при импорте из ЕАЭС

Ставку НДС для ввезенных товаров надо определять по общим российским правилам (п. 17 приложения 18 к Договору о ЕАЭС). То есть либо 10, либо 20 процентов — зависит от вида ввозимой продукции (п. 5 ст. 164 НК).

Разрыв в цепочке НДС становится головной болью для добросовестных компаний. Инспекторы не особо выясняют, кто виноват. Цепляются к тем, с кого реально взыскать налог. Читайте откровенный рассказ сотрудника инспекции, как поэтапно налоговики выбирают, кому предъявить претензии. Узнайте, какие ошибки в декларации станут причиной нежелательного внимания инспекторов и как обезопасить компанию.

Расчет НДС к уплате при импорте товаров

Сумма налога рассчитывается по особым правилам. Если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:

  • где НДС – сумма НДС к уплате на таможне, руб.;
  • ТС – таможенная стоимость товара, руб.;
  • ТП – сумма таможенной пошлины, руб.;
  • Акциз – сумма акциза (по подакцизным товарам), руб.;
  • НС – ставка НДС, %

Если организация ввозит подакцизные товары, которые освобождены от таможенных пошлин, исключайте из расчета сумму таможенной пошлины.

При импорте товаров, которые облагаются таможенными пошлинами, но освобождены от акцизов, исключайте из расчета сумму акциза.

Если товар освобожден и от таможенных пошлин, и от акцизов, сумма НДС будет равна таможенной стоимости, умноженной на налоговую ставку.

При ввозе в Россию продуктов переработки товаров (если ранее товары были вывезены из России для переработки за границей) НДС рассчитайте по формуле:

  • где НДС – НДС к уплате на таможне, руб.;
  • Ст – стоимость переработки товара, руб.;
  • НС – ставка НДС.

По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая размер НДС к уплате будет равен сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.

Таможенная стоимость заявляется при декларировании товара. Как правило, таможенная стоимость равна цене сделки (п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС). При невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки таможенная стоимость может быть определена другими методами, описанными в статьях 41–45 ТК ЕАЭС.

Расчет НДС при импорте из ЕАЭС

Сумму НДС, которую заплатить в бюджет при импорте товаров из стран ЕАЭС, рассчитайте по формуле:

Источник