Уровни стандартизации международная стандартизация

Уровни стандартизации международная стандартизация

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник



ISO — стандарты международной организации по стандартизации

International Organization for Standardization (официально принято международное сокращение ISO ) – независимое объединение, образованное в 1946 году с целью скоординировать и привести к единому формату стандарты, регулирующие промышленность. Для этого объединились мнения представителей 25 стран. Открытой для общественности организация стала спустя год, в 1947 году.

Читайте также:  Поздравление днем стандартизации

Штаб-квартира сообщества располагается в Женеве (Швейцария), Международная организация по стандартизации не относится к государственным учреждениям. Состав объединения представлен 250 техническими комитетам, каждый из которых курирует определенную сферу.

Задача организации – повысить интерес общественности к теме стандартизации, предоставляя необходимую информацию в нужном количестве. В том числе, для этого ISO совместно с Международной электротехнической комиссией и Международным союзом электросвязи организовывает Международный день стандартизации.

Условия и система разработки стандартов ISO

Разработка стандарта начинается с установления его потребности и актуальности, после идея обсуждается экспертами и создается проект будущего стандарта. Следующий этап – голосование, попутно собираются мнения респондентов.

Решение о признании стандарта принимается на консенсуальной основе. В ином случае, проект возвращается на доработку техническому комитету и проходит редактирование до нового голосования. Заседания комиссий чаще всего проходят онлайн. Чтобы идея приобрела статус установленной спецификации понадобится 3 года .

К принципам разработки стандартов по ISO относятся:

Соответствие рыночным потребностям (нет установленного времени для создания спецификаций – они формируются в соответствии с запросами и предложениями потребителей, производителей, представителей общественных организаций или других заинтересованных участников).

Глобализация мнений (в разработке стандартов задействованы специалисты со всего мира, они не только рассматривают спецификации в качестве мирового ориентира, но и способствуют их принятию на локальном уровне – в странах, которые представляют).

Участие экспертов из разных областей применения разрабатываемых стандартов (в составе технических комитетов представители государственных и коммерческих учреждений, научных и общественных организаций, сообществ производителей и потребителей и т.д.).

Маркировка и виды нормативных документов ISO

Всего организацией разработано около 23 тысяч нормативных документов . Они размещаются в свободном доступе на каждом из этапов своего формирования.

Проект, который находится на стадии рассмотрения в справочнике стандартов, маркируется как ISO/PAS .

Данные спецификации являются действующими и общедоступными, также они публикуются для получения дополнительных мнений от объединений, которые не входят в состав Международной организации по стандартизации, и тех, кто не принимают решения по установлению стандартов, но являются членами ISO.

Это промежуточная форма документации, срок действия которой ограничивается 6 годами. В течение этого времени спецификация может быть изменена и переквалифицирована в международный стандарт.

  • Технические спецификации

Когда соглашение по проекту достигнуто, техническая спецификация, которая представляет из себя свод работ, находящихся на этапе технической разработки, имеет классификацию ISO/TS . Документы такого рода публикуются и являются правомерными. В то же время они сопровождаются сбором и анализом комментариев от заинтересованных сторон. В будущем технические спецификации могут получить статус стандарта.

ISO/TR считаются ненармотивными техническими отчетами, в них содержатся данные, собранные на начального этапа, когда только поступило предложение о создании стандарта. А именно: отчеты, анализы рынка, мнения респондентов.

Утвержденные стандарты описываются, как ISO или ISO/IEC (когда спецификация разрабатывалась Международной организацией по стандартизации и Международной электротехнической комиссией), или ISO/ASTM (если документ создавался Международной организацией по стандартизации и Американским обществом специалистов по испытаниям и материалам).

ISO Guide – один из видов нормативных документов, сформированный для информирования пользователей об сферах распространения стандартов и о том, что они регулируют. В руководствах рассказывается о преимуществах системы стандартизации, каким образом она работает и как влияет на качество жизни.

К тому же они помогают составителям стандартов не отходить от регламента по принятию спецификаций. В них прописаны правила и методы установления региональных и национальных стандартов. Разработаны отдельные нормативные документы для технических комитетов.

Ряд руководств образованы в результате взаимодействия ISO и IEC , публикуются они как ISO/IEC Guides.

  • Соглашения международного семинара

IWA – документ, который создается в ходе совещания, а не по регламенту утверждения стандартов. Все заинтересованные стороны принимают участие в обсуждении и достигают соглашения. У документов нет тематических ограничений, соглашения могут быть разработаны для любой сферы.

Преимуществами IWA являются:

вовлечение представителей целевого сектора;

популяризация профессионально поля деятельности;

определение актуальных направлений разработки стандартов;

возможность коммуникации и обмена опытом между разными секторами;

улучшение качества разрабатываемых стандартов;

Предложить идея соглашения и участвовать в его разработке может каждый желающий. Принимаются соглашения в соответствии с основными принципами международной стандартизации: прозрачность, справедливость, консенсус.

ISO в международной системе стандартизации

ISO считается одним из первых объединений, которое наделено совещательным правом в Совете ООН. Спецификациями, которые созданы сообществом, пользуются в 164 странах .

Все члены-участники Международной организации по стандартизации делятся на 3 группы:

Страны с национальными органами по стандартизации. Их представители участвуют в голосовании и принятии спецификаций.

Страны, где нет организаций, которые занимаются стандартами. Они получают всю актуальную информацию о спецификациях, но не участвуют в их установлении.

ISO и IEC создали 2 технических комитета , которые разрабатывают спецификации в сфере информационных и коммуникационных технологий, а также в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. В реестре организаций они зафиксированы в качестве JTC1 и JTC2 .

COPOLCO в структуре ISO

Объединением создан Комитет потребителей – COPOLCO . Им анализируются потребительские потребности, определяются области их сосредоточенности и формируются методы работы с аудиторией. Они разрабатывают курсы по подготовке специалистов, а также тесты и модули для дистанционного обучения. Сотрудники комитета являются члена Международной организации по стандартизации.

Все нормативные документы, которые созданы под эгидой ISO, признаются и применяются добровольно.

Заказать и купить продукцию по стандартам ISO вы можете в нашей компании ЕМК. Мы поставляем продукцию ведущих европейских производителей и гарантируем ее качество. Вся наша продукция соответствует мировым сертификатам и поставляется с соответствующей документацией.

Источник

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов: «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Читайте также:  Методология стандартизации реферат

1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
11) организует разработку документов национальной системы стандартизации;
12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.
Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться здесь

Разъяснения о процедуре регистрации и авторизации на сайте Росстандарта для ознакомления с документами по стандартизации

В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено.

Источник

Принципы стандартизации

Федеральный закон Российской Фе­дерации «О техническом регулировании» устанавливает следующие принципы стандартизации:

1. Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами.

2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность интересов сторон) предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспо­собности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3. Принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением слу­чаев, если такое применение признано невозможным из-за несоответ­ствия требований международных стандартов климатическим и гео­графическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достиже­ние этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно.

Читайте также:  Структура международной организации стандартизации iso

Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и ре­гиональных стандартов:

• принятие аутентичного текста международного стандарта в каче­стве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных жух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;

• принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного. Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

Важное значение придается в законе и международному сотрудничеству в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных доку­ментов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные документы должны содержать технические требования, методы и условия. Испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, введения о приборах, с помощью которых производятся измерения, питые о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.

В области международной стандартизации (и частично, в облас­ти сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколь­ко международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (130); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (БОК), Европейская комитет по стандартизации (ЕКС); Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Европейский ин­ститут по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) и ряд других Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мс ре, в какой это им необходимо.

Одной из самых авторитетных международных организаций и области стандартизации является ИСО (членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товаре обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международ­ного обмена товарами и услугами.

Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государ­ствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степе­нью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В Российской Федерации сейчас идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международные стандарты ИСО обычно раз­рабатываются и вводятся в действие следующим образом.

Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрес­сивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комите­та по данному направлению. Затем на основании отзывов разра­батывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатыва­ется единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя применяются в международных и межгосударственных кон-IX в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (180/1ЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; основополагающий стандарт; стандарт на методы испытания; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положения; методические положения; описательное положение. Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации-(ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он обозначение 180ЛЕС. Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.

В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МТС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о со­трудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответ­ствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».

4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания пре­пятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходи­мо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федераль­ного закона» не должны создаваться такие стандарты, которые ус­ложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделе­ний на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовите­лей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требова­ния, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

5. Условие принципа «недопустимости установления таких стандар­тов, которые противоречат техническим регламентам» непосредствен­но следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.

6. Принцип «обеспечение условий для единообразного примене­ния стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из опре­деления понятий «стандартизация» и «стандарт».

Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст.12.

Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономер­ности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вно­сит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанав­ливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в началь­ной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые юно прогнозам будут оптимальными в последующее время. ‘Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический социальный эффект. Непосредственный экономический эффект стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствующих требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности доку­ментов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандар­ты, которые не создают препятствий в международной торговле.

Источник