Температура уплотнения асфальтобетонной смеси гост

Температура уплотнения асфальтобетонной смеси гост

Испытание асфальтобетонной смеси для определения фактического коэффициента уплотнения

Асфальтобетонная смесь это специальная смесь битума с минеральными материалами (щебень, гравий, песок, минеральный порошок) перемешанная в горячем состоянии в определенных пропорциях. При уплотнении образует асфальтобетон – основное покрытие современных дорог. В зависимости от физико-механических параметров и используемых материалов смесь подразделяется на следующие марки (табл. 1.)

Марки асфальтобетонов в зависимости от видов и типов смесей

I, II
I, II, III
II, III

При укладке, в зависимости от параметров температуры и вязкости, смеси подразделяются на горячие и холодные. В первом случае применяются дорожные нефтяные битумные материалы, нагретые до температуры от 120°С. Могут быть жидкими и вязкими. Холодные смеси изготавливаются только из жидких связующих и могут быть уложены при температуре окружающей среды от +10°С в осенний период и от +5°С – в весенний.

Сфера использования асфальтобетонных слоев указана в табл. 2.

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоёв покрытий автомобильных дорог и городских улиц

Дорожно-клима-тическая зона Вид асфальто-бетона Категория автомобильной дороги
I,II III IV
Марка
смеси
Марка
битума
Марка
смеси
Марка
битума
Марка
смеси
Марка
битума
1 2 3 4 5 6 7 8
I Плотный и
высоко
плотный
I БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
II БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО130/200
III БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО130/200
II, III Плотный и
высоко
плотный
I БНД60/90
БНД 90/130
БНД 130/200
БН 90/130
II БНД 60/90
БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
БН 60/90
БН 90/130
БН 130/200
БН 200/300
III БНД 60/90
БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
БН 60/90
БН 90/130
БН 130/200
БН 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО130/200
Из
холодных
смесей
I СГ 70/130
СГ 130/200
II СГ 70/130
СГ 130/200
МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 70/130
МГО130/200
IV, V Плотный I БНД 40/60
БНД 60/90
БН 40/60
БН 60/90
II БНД 40/60
БНД 60/90
БНД 90/130
БН 40/60
БН 60/90
БН 90/130
III БНД 40/60
БНД 60/90
БНД 90/130
БН 40/60
БН 60/90
БН 90/130
Из
холодных
смесей
I СГ 70/130
СГ 130/200
II СГ 70/130
СГ 130/200
МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 70/130
МГО130/200

От точности соблюдения технологии укладки и уплотнения смеси зависит прочность и долговечность асфальтобетона уложенного в основания и покрытия автодорог. От уплотнения, последнего этапа создания покрытия, зависит качество структуры асфальтобетона, его возможности воспринимать заложенные в конструкцию нагрузки и эксплуатироваться в течение нормативного срока.

При уплотнении происходит перегруппировка минеральных зерен, заполнение образованных ранее пустот мелкими зернами в области крупных. Параллельно происходит процесс выдавливания вяжущего вещества и свободного битума, вытеснение воздуха и снижение пористости слоя. По завершению уплотнения слой дорожных одежд приобретает требуемые физико-механические показатели — плотность, прочность, стойкость к проникновению и воздействию влаги.

Методики контроля качества асфальтобетонного покрытия

Контроль качества уплотнения асфальтобетонного слоя дорожных одежд производится с помощью неразрушающих и разрушающих методик. В первом случае применяются ультразвуковые и радиоизотопные приборы, во втором – метод взятия образцов с помощью вырубки с последующим раздавливанием под гидравлическим прессом.

asfalt.jpg

Рис. 1. Уплотнение асфальтобетонного слоя

Для проведения исследований берутся образцы покрытия в трех местах на 700 кв. м. площади дороги. Вырубка производится на расстоянии не менее 1 м. от края дороги. При исследовании слоев уплотненных по горячей технологии время отбора проб должно быть в пределах 1 – 3 дней после уплотнения. При укладке холодной смеси отбор проб производится через 15 – 30 дней.

Фактический показатель уплотнения на строящемся участке не должен быть менее требуемого значения, которое составляет:

  • для холодной смеси – 0,96;
  • для плотного асфальтобетона типа В уплотненного из горячей смеси – 0,98;
  • для плотного асфальтобетона типа А и Б уплотненного из горячей смеси – 0,99.

Коэффициент уплотнения Купл определяется по следующей формуле:

Рм – это фактический средний показатель плотности, г/см 3 ;

Рсм – это средний стандартный показатель плотности переформованного образца, г/см 3 .

Порядок проведения испытания асфальтобетона

Отбор проб производится путем вырубки или сверления для получения, соответственно, прямоугольных или круглых кернов на всю толщину дорожных одежд. Разделение слоев производится в лаборатории. Участок отбора составляет прямоугольник размером не более 500х500 мм на расстояние не менее 1000 мм от края дороги или её центральной оси.

Размер и количество проб зависит от наибольшего размера зерен и необходимого для проведения испытания количества. Минимальная масса вырубки и диаметры кернов составляют:

  • для песчаных смесей – 1 кг при диаметре – 50 мм;
  • для мелкозернистых – 2 кг при диаметре 70 мм;
  • для крупнозернистых – 6 кг при диаметре 100 мм.

Полученные пробы используются для получения фактического коэффициента уплотнения асфальтобетонной смеси.

После взятия образцов из них вырезается (вырубается) три пробы с целой структурой без наличия трещин. Их форма должна быть приближена к кубу или прямоугольному параллелепипеду с длиной сторон от 50 до 100 мм. Каждая проба испытывается целиком, возможна (при необходимости) распил или рубка на части.

kerny.jpg

Рис. 2. Внешний вид керноотборника

Следующим этапом идет высушивание образцов до того момента, пока их масса не станет постоянной. Для этого производится высушивание в течение не менее 60 мин. при температуре до 50°С, далее производится охлаждение в течение не менее 30 минут и взвешивание. После получения постоянной массы определяется фактическая плотность материала по физической формуле:

где m – масса образца в г.;

V – объём образца в см3.

3.jpg

Рис. 3. Внешний вид переформованных образцов

Масса определяется взвешиванием, объём – определением и перемножением геометрических величин образца – длины, ширины и высоты. В том случае, если образец имеет неправильную форму, объём определяется по методике гидростатического взвешивания. Данный способ заключается в определении объёма вытесненной жидкости после погружения в неё образца.

После определения плотности всех образцов берётся среднее значение – среднеарифметический показатель трех проб при разнице не более 0,03 г/см3. В противном случае проводятся повторные испытания с получением среднего показателя из 6 образцов.

Прошедшие испытания образцы, оставшиеся части кернов используются для изготовления переформованных образцов. Они необходимы для определения стандартного показателя плотности материала Рсм. Для этого:

  • Вырубки или керны нагреваются в термическом шкафу или на песчаной бане до температуры указанной в табл. 3.
  • Измельчаются шпателем или ложкой.
  • Полученный материал равномерно распределяется по форме, затем уплотняют с помощью вкладыша и пресса. Давление пресса доводится до 40 МПа и держится в течение 5 – 10 с.
  • Образец извлекается из формы и замеряется его высота.

Определение температуры нагрева асфальтобетонной смеси

Наименование
материалов
Температура нагрева, °С, в зависимости
от показателей вяжущего
Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм Условная
вязкость по
вискозиметру с
отверстием 5 мм,с
40 – 60 61–90 91–130 131–200 201–300 70–130 131–200
Минеральные
материалы
170–
180
165–
175
160–
170
150–
160
140–
150
1001–
20
120–
140
Вяжущее 150–
160
140–
150
130–
140
110–
120
100–
110
80–90 90–100
Смесь 150–
160
145–
155
140–
150
130–
140
120–
130
80–100 100–
120

В том случае, если полученный результат не соответствует данным в табл. 4., то потребная масса смеси M для формования образца определяется по формуле:

  • Н – требуемая высота образца;
  • Н0 – высота пробного образца;
  • М0 – масса пробного образца.

Ориентировочное количество смеси на один образец

Размеры образца, мм Ориентировочное
количество смеси на
образец, г
диаметр высота
50,5
71,4
101,0
50,5±1,0
71,4±1,5
101,0±2,0
220–240
640–670
1900–2000

При наличии дефектов кромок, а также при отсутствии параллельности горизонтальных оснований образец подлежит отбраковке.

Образцы из горячих смесей, в которых присутствует более половины объёма щебня, уплотняются путем вибрирования с последующим уплотнением прессом. Порядок изготовления выглядит следующим образом:

  • Формы предварительно нагреваются до 90 – 100°С и наполняются измельченной смесью.
  • Форма устанавливается на виброплощадку и крепится специальным приспособлением. Вкладыши при этом должны выступать на 20 – 25 мм. Сверху укладывается груз.
  • Приводится в действие виброплощадка, вибрирование производится в течение 3 мин.
  • Далее форма снимается с площадки и устанавливается под пресс для дополнительного уплотнения. Для этого она устанавливается под пресс и прилагается нагрузка в 20 МПа в течении 3 мин.

formovaniejpg.jpg

Рис. 4. Уплотнение смеси на прессе

Далее производится взвешивание и определение объёма образца по указанной выше методике. Затем рассчитывается показатель стандартной плотности путем деления массы на объём. Далее определяется коэффициент уплотнения Купл путем деления показателей фактической плотности на стандартную. Полученный результат сравнивается с нормативным и на основании этого делается заключение о степени уплотнения асфальтобетона.

В том случае, если полученный результат фактического коэффициента меньше нормативного, то производится анализ причин недостаточного уплотнения. Это может быть недостаток температуры смеси, малое количество проходов катка, недостаточная масса катка или другие факторы.

Источник



ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 октября 2002 г.

За принятие проголосовали

Наименование органа государственного управления строительством

Госстрой Азербайджанской Республики

Министерство градостроительства Республики Армения

Казстройкомитет Республики Казахстан

Государственная Комиссия по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики

Министерство экологии, строительства и развития территории Республики Молдова

Комархстрой Республики Таджикистан

Госкомархитектстрой Республики Узбекистан

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 В настоящем стандарте учтены основные положения международных стандартов ИСО [ 1, 2], европейского стандарта pr EN 13108-6 [ 3], финских норм на асфальт 2000 [ 4] и немецких технических указаний ZTV Asphalt — StB 02 [ 5]

5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 мая 2003 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 5 апреля 2003 г. № 33

1 Область применения . 2

2 Нормативные ссылки . 2

3 Определения . 2

4 Основные параметры и виды .. 2

5 Технические требования . 2

6 Правила приемки . 4

7 Методы контроля . 5

8 Транспортирование . 6

9 Указания по применению .. 6

10 Гарантии изготовителя . 6

Приложение А. Перечень нормативных документов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте . 6

Приложение Б. Рекомендации по проектированию щебеночно-мастичного асфальтобетона . 7

Приложение В. Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию по показателю стекания вяжущего . 9

Приложение Г. Определение влажности и термостойкости волокон . 9

ГОСТ 31015-2002

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ

Технические условия

BITUMINOUS STONE MASTIC MIXTURES
AND STONE MASTIC ASPHALT

Specifications

Дата введения 2003-05-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.

Требования, изложенные в разделах 4, 5, 6 и 7, являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

Перечень межгосударственных стандартов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте, приведен в приложении А.

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) — рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка — вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

4 Основные параметры и виды

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее — смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее — асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

ЩМА-20 — с наибольшим размером зерен до 20 мм;

ЩМА-15 — » » » » » 15 мм;

ЩМА-10 — » » » » » 10 мм.

5 Технические требования

5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.

5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.

В процентах по массе

Вид смесей и асфальтобетонов

Размер зерен, мм, мельче

Примечание — При приемосдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с данными, выделенными жирным шрифтом.

5.3 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 2.

Значение показателя для дорожно-климатических зон

Пористость минеральной части, %

Водонасыщение, % по объему:

образцов, отформованных из смесей

вырубок и кернов готового покрытия, не более

Предел прочности при сжатии, МПа, не менее:

при температуре 20 °С

при температуре 50 °С

коэффициент внутреннего трения, не менее

сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее

Трещиностойкость — предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, МПа:

Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее

1 Для ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной величине.

2 При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы сцепления при сдвиге и предела прочности на растяжение при расколе на 20 %.

3 При использовании смесей для покрытия аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы прочности при сжатии и сцепления при сдвиге следует увеличивать на 25 %.

5.4 Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси.

5.5 Смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки — выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют в соответствии с приложением В по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20 % по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07 % до 0,15 % по массе.

5.6 Смеси должны быть однородными. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, который должен быть не более 0,18.

5.7 Температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.

Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С

при укладке, не менее

От 40 до 60 включ.

Св. 60 до 90 включ.

Св. 90 до 130 включ.

5.8 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Аэфф) в применяемых материалах [ 6], используют при:

Аэфф до 740 Бк/кг — для строительства дорог и аэродромов без ограничений;

Аэфф до 1500 Бк/кг — для строительства дорог вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.

5.9 Проектирование составов смесей и асфальтобетонов рекомендуется проводить в соответствии с приложением Б. Составы смесей для устройства верхних слоев покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов должны быть согласованы в установленном порядке с институтом «Аэропроект».

5.10 Требования к материалам

5.10.1 Щебень из плотных горных пород и щебень из металлургических шлаков, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень фракции от 5 мм до 10 мм, св. 10 мм до 15 мм, св. 15 мм до 20 мм, а также смеси фракций от 5 мм до 15 мм и от 5 мм до 20 мм. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород должна быть не менее 1200, из осадочных горных пород, гравия и металлургических шлаков — не менее 1000, марка щебня по истираемости должна быть И1. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F 50.

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне должно быть не более 15 % по массе.

Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее 85 % по массе.

5.10.2 Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736; марка по прочности песка должна быть не ниже 1000; содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, — не более 0,5 %, при этом содержание зерен мельче 0,16 мм (в том числе пылевидных и глинистых частиц в этой фракции) не нормируется.

5.10.3 Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ 16557*. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания смесительной установки в таком количестве, чтобы содержание ее в зернах мельче 0,071 мм было не более 50 % по массе. Содержание глинистых частиц в пыли улавливания, определяемых методом набухания, должно быть не более 5,0 % по массе.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129.

( Поправка от 18.02.2004 г.).

5.10.4 В качестве стабилизирующей добавки применяют целлюлозное волокно или специальные гранулы на его основе, которые должны соответствовать требованиям технической документации предприятия-изготовителя.

Целлюлозное волокно должно иметь ленточную структуру нитей длиной от 0,1 мм до 2,0 мм. Волокно должно быть однородным и не содержать пучков, скоплений нераздробленного материала и посторонних включений. По физико-механическим свойствам целлюлозное волокно должно соответствовать значениям, указанным в таблице 4.

Влажность, % по массе, не более

Термостойкость при температуре 220 °С по изменению массы при прогреве, %, не более

Содержание волокон длиной от 0,1 мм до 2,0 мм, %, не менее

Допускается применять другие стабилизирующие добавки, включая полимерные или иные волокна с круглым или удлиненным поперечным сечением нитей длиной от 0,1 мм до 10,0 мм, способные сорбировать (удерживать) битум при технологических температурах, не оказывая отрицательного воздействия на вяжущее и смеси. Обоснование пригодности стабилизирующих добавок и оптимального их содержания в смеси устанавливают посредством проведения испытаний ЩМА по ГОСТ 12801 и устойчивости к расслаиванию смеси в соответствии с приложением В.

5.10.5 В качестве вяжущих применяют битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ 22245, а также модифицированные, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) и другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами по нормативной и технической документации, согласованной и утвержденной заказчиком в установленном порядке.

6 Правила приемки

6.1 Смеси должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.

6.2 Приемку смесей производят партиями. При приемке партией считают количество смеси одного вида и состава, выпускаемое предприятием на одной смесительной установке в течение смены, но не более 1200 т.

При отгрузке партией считают количество смеси, отгружаемое одному потребителю в течение смены.

6.3 Для проверки соответствия качества смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания.

6.4. Для проведения приемосдаточных испытаний отбирают в соответствии с ГОСТ 12801 две пробы от партии, при этом отбор проб осуществляют из расчета получения одной объединенной пробы не более чем от 600 т смеси, и определяют температуру смеси, содержание вяжущего и зерновой состав минеральной части.

Если сменный выпуск смеси не превышает 600 т, то для отобранной пробы дополнительно определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.

Если сменный выпуск смеси превышает 600 т, то для первой и второй, а затем для каждой второй пробы определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.

6.5 Периодический контроль качества смеси осуществляют не реже одного раза в месяц и при каждом изменении материалов, используемых для приготовления смеси.

6.6 При периодическом контроле качества и подборе состава смеси определяют пористость минеральной части, остаточную пористость, предел прочности при сжатии при 20 °С, водостойкость при длительном водонасыщении, коэффициент внутреннего трения и сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, сцепление битума с минеральной частью смеси. При периодическом контроле также рассчитывают показатель однородности смеси.

Удельную эффективную активность естественных радионуклидов принимают по максимальной величине удельной эффективной активности естественных радионуклидов в применяемых минеральных материалах. Эти данные указывает в документе о качестве предприятие-поставщик.

В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов предприятие-изготовитель смеси силами специализированной лаборатории осуществляет входной контроль материалов в соответствии с ГОСТ 30108.

6.7 На каждую партию отгружаемой смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты приемосдаточных и периодических испытаний, в том числе:

— наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

— номер и дату выдачи документа;

— наименование и адрес потребителя;

— номер заказа (партии) и количество (массу) смеси;

— показатель устойчивости к расслаиванию;

— сцепление битума с минеральной частью смеси;

— пределы прочности при сжатии при температуре 50 °С и 20 °С;

— пористость минеральной части;

— водостойкость при длительном водонасыщении;

— удельную эффективную активность естественных радионуклидов;

— обозначение настоящего стандарта.

6.8 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия поставляемой смеси требованиям настоящего стандарта, соблюдая методы отбора проб, приготовления образцов и испытаний, предусмотренные настоящим стандартом. Отбор проб потребителем осуществляется из кузовов автомобилей-самосвалов, из бункера или шнековой камеры асфальтоукладчика в объеме, предусмотренном ГОСТ 12801.

7 Методы контроля

7.1 Смеси и асфальтобетоны щебеночно-мастичные испытывают по ГОСТ 12801.

7.2 Показатель стекания вяжущего определяют по приложению В настоящего стандарта.

7.3 Образцы асфальтобетона изготавливают в стандартных цилиндрических формах диаметром 71,4 мм, уплотняя вибрированием с последующим доуплотнением прессованием. Температура смеси при приготовлении образцов должна соответствовать таблице 3.

7.4 Песок из отсевов дробления горных пород испытывают по ГОСТ 8735; щебень по ГОСТ 8269.0; битумы нефтяные дорожные вязкие и полимерно-битумные вяжущие по ГОСТ 11501, ГОСТ 11505, ГОСТ 11506, ГОСТ 11507 и действующей нормативной и технической документации; минеральный порошок по ГОСТ 12784*.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129.

( Поправка от 18.02.2004 г.).

7.5 Содержание естественных радионуклидов в применяемых материалах определяют по ГОСТ 30108.

7.6 Влажность и термостойкость волокна определяют по приложению Г настоящего стандарта.

8 Транспортирование

8.1 Смеси транспортируют к месту укладки автомобилями в закрытых кузовах, сопровождая каждый автомобиль транспортной документацией.

8.2 Дальность и время транспортирования ограничивают допустимыми температурами смеси при отгрузке и укладке по таблице 3.

9 Указания по применению

9.1 Устройство покрытий из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси должно осуществляться в соответствии с технологическим регламентом, утвержденным в установленном порядке.

9.2 Уплотнение щебеночно-мастичного асфальтобетона контролируют по показателям остаточной пористости или водонасыщения образцов, которые отбирают не раньше, чем через сутки после устройства верхнего слоя покрытия.

10 Гарантии изготовителя

Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие выпускаемой смеси по температуре, составу и физико-механическим свойствам требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения правил ее транспортирования и укладки в покрытие.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Перечень нормативных документов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 12784-78* Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-78* Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23932-90 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Общие технические условия

ГОСТ 24104-2001 Весы лабораторные. Общие технические требования

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.

Источник

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими свойствами, а также отвечать всем существующим требованиям. Чтобы этого добиться, нужно предусмотреть массу факторов, произвести верные расчеты, соблюсти правильную технологию асфальтирования, а также уделить особое внимание плотности, учитывая коэффициент уплотнения асфальта.

В противном случае, если нарушить технологию асфальтирования и недостаточно уплотнить асфальт при укладке, покрытие получится низкого качества, и в скором времени начнет разрушаться. Чтобы проверить, какую плотность имеет конкретное асфальтовое покрытие, измеряется коэффициент уплотнения асфальта.

В этой статье мы подробно расскажем:

  • На что влияет укатка асфальта;
  • Что такое коэффициент уплотнения асфальта;
  • Для чего нужен данный параметр;
  • Как измеряется его значение, и каких результатов требует ГОСТ;
  • Почему так важно качественно уплотнять асфальт, и как это делают профессионалы;

Чтобы понять, для чего нужен коэффициент уплотнения асфальта и почему этот показатель так важен, нужно четко определить, что такое уплотнение асфальтобетона.

Что конкретно дает уплотнение асфальтобетона

Уплотнение асфальта является одним из важнейших этапов процесса укладки или ремонта покрытия. Уплотнение также называют трамбовкой, укаткой или укатыванием, а его выполнение напрямую влияет на эксплуатационные характеристики и срок службы будущего покрытия.

Чем качественней уплотнено покрытие, тем лучше его физико-механические свойства. Другими словами, качественное уплотнение обеспечивает высокую прочность асфальта, а также повышает его износостойкость, сопротивление деформации, срок службы и другие важные параметры, которые влияют и на коэффициент уплотнения асфальта.

Результаты уплотнения асфальта

Первичный результат Итоговый результат
Сокращается расстояние между твердыми частицами в составе асфальтобетона Повышается прочность дорожного полотна
Из покрытия вытесняется воздух, за счет чего оно становится менее пористым Улучшается влагоустойчивость и стойкость к низким температурам
Становится больше связей на фиксированном объеме Продлевается срок службы и возрастает прочность
Температурные свойства становятся лучше Возрастает стойкость к высоким и низким температурам

Помимо повышения описанных в таблице параметров, качественное уплотнение асфальтобетона оказывает комплексное действие на все характеристики и свойства материала. Многие параметры асфальтового покрытия связаны между собой, и с улучшением одного показателя возрастают и другие физико-технические свойства АБ, за счет чего также растет коэффициент уплотнения асфальта.

Коэффициент уплотнения асфальта: определение

Коэффициент уплотнения асфальта является показателем, отражающим качество дорожного асфальтобетонного покрытия. Представляет собой отношение фактической плотности исследуемого образца к величине средней плотности переформованных образцов. Если значение коэффициента соответствует принятым нормам, то покрытие считается достаточно уплотненным.

Как определяют коэффициент уплотнения асфальта

Чтобы определить коэффициент уплотнения асфальта, из покрытия вырубаются или высверливаются 5-6 образцов (керны) из 3-х разных мест. Не следует брать пробы с края дорожного полотна, нужно отступить от него хотя бы на 1 метр.

Если речь о горячем асфальтобетоне, пробы берутся в течение 3 суток с момента укладки. Если исследуется холодный АБ, то срок увеличивается до 30 суток. После изъятия следует очистить керны от мусора, грязи и пыли.

В зависимости от особенностей состава, требуются образцы исследуемого асфальтобетона не менее определенного размера и массы. Если размер образцов будет меньше установленного минимума, испытания не будут считаться полностью достоверными. В таком случае коэффициент уплотнения асфальта придется определять заново.

Минимальные размеры и массы кернов

Вид асфальта Минимальный диаметр Минимальная масса
Песчаный 5 см 1 кг
Мелкозернистый 7 см 2 кг
Крупнозернистый 10 см 6 кг

Из предоставленных кернов отбираются 3 образца для исследования. Требования ГОСТ четко регламентируют алгоритм проведения экспертизы, а также нормативный коэффициент уплотнения асфальта для определенных типов смесей.

Как определяется коэффициент уплотнения асфальта:

  • 1. Образцы высушивают до тех пор, пока масса не станет стабильной;
  • 2. Пробы охлаждают и вывешивают на воздухе;
  • 3. Определяется фактическая плотность;
  • 4. Устанавливается среднее значение по 3 образцам;
  • 5. Образцы помещают в термические шкафы для разогрева (температура индивидуальна для каждого вида АБ);
  • 6. Пробы измельчаются и помещаются в подготовленные формы;
  • 7. С помощью пресса материал уплотняется под давлением 40 МПа;
  • 8. Измеряется получившаяся высота;
  • 9. Образцы горячего асфальта трамбуют с помощью вибрации, а затем повторно уплотняют под прессом;
  • 10. Высчитывается стандартная плотность переформованных образцов;

Зная фактическую плотность проб асфальтобетона, а также стандартную плотность переформованных образцов, можно получить итоговое значение. Фактическая плотность делится на стандартную, в результате чего мы получаем коэффициент уплотнения асфальта.

Каким должен быть коэффициент уплотнения асфальта по ГОСТу

Тип смеси Значение коэффициента
Холодная более 0,98
Горячая типа В более 0,98
Горячая типа А и Б более 0,99

Если значение коэффициента будет соответствовать установленным нормам, то данный асфальт будет считаться достаточно качественным. Если же коэффициент уплотнения асфальта имеет недостаточную величину – укатка выполнена некачественно.

Для чего нужен коэффициент уплотнения асфальта

Данный коэффициент позволяет с высокой точностью оценить степени уплотнения асфальтобетонного покрытия, а также качество дорожного полотна в целом. Если значение коэффициента соответствует нормам, дорогу можно запускать в эксплуатацию.

Наряду с коэффициентом уплотнения существует коэффициент водонасыщения асфальта, который также отражает качество асфальтобетона. Перед запуском дорожного полотна в эксплуатацию определяются оба этих значения, и каждое из них должно соответствовать стандарту качества.

Водонасыщение зависит от пористости и плотности, что указывает на способность асфальта противостоять попаданию влаги. При этом, чем выше коэффициент уплотнения асфальта, тем выше плотность и ниже пористость. Получается, что коэффициент водонасыщения и коэффициент уплотнения асфальта коррелируют между собой.

Как обеспечить высокий коэффициент уплотнения асфальта

Чтобы получить достаточно высокую плотность асфальта, необходимо производить его уплотнение по определенной технологии. Также важную роль играет соблюдение всего технологического процесса асфальтирования и укатки.

Соблюдение технологии уплотнения асфальта

Укатка асфальтобетона на первый взгляд кажется достаточно простым процессом – дорожный каток ездит по свежему покрытию, утрамбовывая его своим весом. Однако на практике процесс укатки АБ не так прост.

В некоторых случаях, чтобы повысить свойства покрытия, укладывается несколько слоев асфальта. В такой ситуации следует уплотнять каждый слой перед тем, как укладывать следующий. В противном случае необходимый коэффициент уплотнения асфальта не будет достигнут.

Перед тем, как приступить к уплотнению полотна катками, необходимо выполнить предварительную укатку. Данную функцию выполняет асфальтоукладчик, в то же время, когда наносит асфальтовую смесь на основание. За счет этого последующая укатка катками будет более эффективна, а сам процесс уплотнения займет меньше времени.

Если не выполнить предварительную трамбовку полотна, дорожный каток может нарушить геометрию покрытия и деформировать материал. Это приведет к серьезному повреждению дорожного покрытия на завершающей стадии строительства.

Соблюдение технологии укладки асфальта

Если нарушить технологию укладки асфальта, то даже при укатке тяжелыми дорожными катками плотность покрытия будет снижена, и коэффициент уплотнения асфальта окажется ниже нормы.

При асфальтировании автомобильных дорог на территории нашей страны чаще всего используется горячий асфальтобетон. Он обладает достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, а также приемлемой стоимостью.

Однако такой тип асфальта имеет требования, которые должны быть соблюдены при укладке, чтобы обеспечить высокое качество и коэффициент уплотнения асфальта:

  • Температура смеси должна быть 110-130°C;
  • Температура воздуха не менее +5°C;

При более низких температурах смесь теряет часть своих свойств, так как в ее составе присутствует вязкий битум, которому для выполнения своих функций нужна высокая температура.

Если уложить горячую асфальтовую смеси, не разогрев ее до нужной температуры или же производить укладку при температуре ниже +5°C, даже после тщательной укатки покрытия тяжелыми катками коэффициент уплотнения асфальта не будет соответствовать требованиям ГОСТ.

В данном случае важно начать трамбовку свежего покрытия как можно быстрее, чтобы смесь не успела остыть. При высокой температуре битум действует как смазка, позволяя катку свободнее и быстрее передвигаться. Укатка горячего асфальта, как правило, заканчивается в момент остывания смеси до 80°C.

Как состав влияет на уплотнение

Также стоит обратить внимание на состав асфальтобетона. Некоторые материалы, используемые при производстве асфальта, отличаются повышенной твердостью. Такой асфальтобетон применяется при строительстве дорог, на которые будет оказываться серьезное и интенсивное давление.

Например, по федеральной трассе постоянно двигается большегрузный транспорт, поэтому дорожное полотно должно иметь повышенную прочность. Для этих целей используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, в чей состав входят твердые горные породы.

Чтобы коэффициент уплотнения асфальта в данном случае был достаточно высоким, на процесс укатки покрытия нужно потратить больше времени. Также обязательно использование тяжелой дорожной техники.

Какая спецтехника и оборудование используется для уплотнения асфальта

Чтобы обеспечить высокий коэффициент уплотнения асфальта, необходимо использовать специальную дорожную технику и оборудование. В зависимости от ситуации подбирается наиболее подходящая под конкретный случай техника. Если неправильно выбрать каток для укатки асфальта, то можно получить недостаточно плотное покрытие или же деформировать свежее полотно.

Катки можно классифицировать по нескольким направлениям:

  • Способ передвижения;
  • Масса;
  • Тип вальцов;
  • Число вальцов;
  • Способ воздействия на покрытие;

Катки по способу передвижения

Тип катков Описание
Прицепные Не имеют двигателя, поэтому передвигаются за счет тягача, чаще всего с помощью тракторов. На сегодняшний день практически не встречаются.
Самоходные Имеют двигатель, передвигаются полностью самостоятельно. Отличаются более высокой скоростью, маневренностью и удобством.

Катки по размеру и массе

Тип катков Назначение
Легкие – до 6 тонн Укатка тротуаров, площадок и других площадей, на которые не будет оказываться серьезной нагрузки. Также подходят для предварительной укатки.
Средние – от 6 до 10 тонн Большинство дорог укатываются именно такой категорией катков.
Тяжелые – более 10 тонн Используются для укатки дорог, а также для трамбовки щебеночного слоя при устройстве основания.

Катки по виду вальцов

Вальцы Назначение Описание
Гладкие Уплотнение асфальта Гладкие цилиндры из металла
Пневматические Уплотнение асфальта Несколько пневматических колес
Сегментные Уплотнение асфальта Гладкие цилиндры из металла с сегментами на ободе
Кулачковые Укатка грунта Цилиндрические вальцы с множеством выступов
Компакторные Укатка грунта Более узкие цилиндрические вальцы с меньшим числом выступов
Решетчатые Укатка грунта Гладкие вальцы, на которых расположена металлическая решетка

Также существуют катки со «специальными» вальцами. Такие варианты очень редкие, так как делаются только под заказ, и под конкретные задачи. Предусматривают комбинацию нескольких видов вальцов.

Катки по числу вальцов

  • 1. Одновальцовые – валец располагается только с одной стороны. Другая сторона снабжена колесами.
  • 2. Двухвальцовые – вальцы расположены с обеих сторон. Один или оба могут быть ведущими.
  • 3. Трехвальцовые – имеют три вальца.

Катки по методу уплотнения

Способ уплотнения Описание
Статическое уплотнение Укатывает асфальт за счет собственного веса.
Вибрационное уплотнение Помимо статической укатки, оказывают вибрационное воздействие вальцами. Современный и эффективный способ уплотнения.

Правильный выбор дорожного катка позволяет обеспечить высокий коэффициент уплотнения асфальта за короткий период. При этом для уплотнения небольших площадей может использоваться специальное оборудование, когда задействование катка невозможно или неоправданно.

К данному оборудованию можно отнести трамбовки, виброплиты, а также ручные катки. Обратите внимание, что уплотнение небольших участков малогабаритным оборудованием должно идти по спирали – от краев к центру. Когда инструмент перестанет оставлять следы на асфальтобетоне, можно завершать трамбовку.

Какой асфальт не требует уплотнения

На данный момент можно выделить 3 основных вида асфальтобетона, которые используются в России – это горячий, холодный и литой асфальт. Данные разновидности АБ обладают различными эксплуатационными характеристиками и физико-механическими свойствами, а также имею немного разное назначение.

Краткое сравнение разновидностей асфальтобетона

Тип Качество Основное назначение Потребность в уплотнении
Горячий асфальт Высокое Строительство и ремонт дорог Есть
Холодный асфальт Среднее Ямочный ремонт дорог Есть
Литой асфальт Очень высокое Строительство и ремонт дорог Отсутствует

Горячие смеси могут иметь достаточный коэффициент уплотнения асфальта только при хорошей укатке и учете остальных параметров, влияющих на качество.

Холодные смеси имеют более низкие характеристики, уступая горячему АБ. Даже после хорошего уплотнения качество такого покрытия будет недостаточным. По этой причине холодный асфальт не используется при строительстве дорог, однако хорошо подходит для быстрого ямочного ремонта.

Литые смеси асфальтобетона обладают более высокими эксплуатационными характеристиками, чем холодные и горячие составы. Отличительная особенность литого асфальта заключается в его жидкой консистенции, а также особой технологии укладки.

Жидкая структура позволяет без труда распределять литой АБ по необходимой площади, нивелируя любые неровности или мелкие трещины. Преимущество данного асфальтобетона заключается в отсутствии необходимости как-либо уплотнять материал. Коэффициент уплотнения асфальта такого типа по умолчанию будет достаточно высоким.

После остывания покрытие самостоятельно набирает высокую плотность и прочность, а также остается гладким и ровным. Кроме того, литой асфальт практически не пропускает влагу, имеет длительный срок службы и высокую сопротивляемость износу.

В России материал используется не столь часто, так как его стоимость значительно выше, чем цена того же горячего асфальтобетона. Официальных норм по величине коэффициентов также нет.

Выводы

Коэффициент уплотнения асфальта позволяет определить качество асфальтобетона, а также понять, достаточно ли было уплотнено покрытие при укладке. Определение данного коэффициента проводится в лабораторных условиях, а размер и вес образцов, как и другие нюансы, регламентирован.

Коэффициент уплотнения асфальта рассчитывается после завершения работ по асфальтированию, чтобы получить разрешение на ввод дороги в эксплуатацию.

Если по результатам определения плотности будут получены значения, соответствующие требованиям ГОСТ, то это будет означать достаточное качество дорожного полотна. Если же плотность образцов будет ниже нормы, дорогу нельзя будет ввести в эксплуатацию.

Чтобы обеспечить высокий коэффициент уплотнения асфальта, необходимо соблюдать общую технологию асфальтирования, технологию укатки асфальтобетона, а также учитывать разновидность асфальтовой смеси и ее состав. Качественное уплотнение дорожного покрытия очень важно, так как напрямую влияет на эксплуатационные характеристики и другие физико-механические свойства полотна.

В дорожном строительстве для трамбовки свежего асфальтобетона используется спецтехника, представленная различными видами дорожных катков. Каждый из катков больше подходит для определенных ситуаций, исходя из своих параметров.

Если в использовании крупной техники нет потребности или же это невозможно сделать, уплотнение покрытия можно осуществить с помощью виброплит и трамбовок.

Еще одним вариантом является использование литого асфальта, который не требует никакого уплотнения при укладке. При этом коэффициент уплотнения асфальта в данном случае гарантированно будет высоким, как и стоимость материала, ограничивающая его широкое использование.

Источник

Испытание асфальтобетонной смеси для определения фактического коэффициента уплотнения

Испытание асфальтобетонной смеси для определения фактического коэффициента уплотнения

Асфальтобетонная смесь это специальная смесь битума с минеральными материалами (щебень, гравий, песок, минеральный порошок) перемешанная в горячем состоянии в определенных пропорциях. При уплотнении образует асфальтобетон – основное покрытие современных дорог. В зависимости от физико-механических параметров и используемых материалов смесь подразделяется на следующие марки (табл. 1.)

Марки асфальтобетонов в зависимости от видов и типов смесей

I, II
I, II, III
II, III

При укладке, в зависимости от параметров температуры и вязкости, смеси подразделяются на горячие и холодные. В первом случае применяются дорожные нефтяные битумные материалы, нагретые до температуры от 120°С. Могут быть жидкими и вязкими. Холодные смеси изготавливаются только из жидких связующих и могут быть уложены при температуре окружающей среды от +10°С в осенний период и от +5°С – в весенний.

Сфера использования асфальтобетонных слоев указана в табл. 2.

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоёв покрытий автомобильных дорог и городских улиц

Дорожно-клима-тическая зона Вид асфальто-бетона Категория автомобильной дороги
I,II III IV
Марка
смеси
Марка
битума
Марка
смеси
Марка
битума
Марка
смеси
Марка
битума
1 2 3 4 5 6 7 8
I Плотный и
высоко
плотный
I БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
II БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО130/200
III БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО130/200
II, III Плотный и
высоко
плотный
I БНД60/90
БНД 90/130
БНД 130/200
БН 90/130
II БНД 60/90
БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
БН 60/90
БН 90/130
БН 130/200
БН 200/300
III БНД 60/90
БНД 90/130
БНД 130/200
БНД 200/300
БН 60/90
БН 90/130
БН 130/200
БН 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО130/200
Из
холодных
смесей
I СГ 70/130
СГ 130/200
II СГ 70/130
СГ 130/200
МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 70/130
МГО130/200
IV, V Плотный I БНД 40/60
БНД 60/90
БН 40/60
БН 60/90
II БНД 40/60
БНД 60/90
БНД 90/130
БН 40/60
БН 60/90
БН 90/130
III БНД 40/60
БНД 60/90
БНД 90/130
БН 40/60
БН 60/90
БН 90/130
Из
холодных
смесей
I СГ 70/130
СГ 130/200
II СГ 70/130
СГ 130/200
МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 70/130
МГО130/200

От точности соблюдения технологии укладки и уплотнения смеси зависит прочность и долговечность асфальтобетона уложенного в основания и покрытия автодорог. От уплотнения, последнего этапа создания покрытия, зависит качество структуры асфальтобетона, его возможности воспринимать заложенные в конструкцию нагрузки и эксплуатироваться в течение нормативного срока.

При уплотнении происходит перегруппировка минеральных зерен, заполнение образованных ранее пустот мелкими зернами в области крупных. Параллельно происходит процесс выдавливания вяжущего вещества и свободного битума, вытеснение воздуха и снижение пористости слоя. По завершению уплотнения слой дорожных одежд приобретает требуемые физико-механические показатели — плотность, прочность, стойкость к проникновению и воздействию влаги.

Методики контроля качества асфальтобетонного покрытия

Контроль качества уплотнения асфальтобетонного слоя дорожных одежд производится с помощью неразрушающих и разрушающих методик. В первом случае применяются ультразвуковые и радиоизотопные приборы, во втором – метод взятия образцов с помощью вырубки с последующим раздавливанием под гидравлическим прессом.

asfalt.jpg

Рис. 1. Уплотнение асфальтобетонного слоя

Для проведения исследований берутся образцы покрытия в трех местах на 700 кв. м. площади дороги. Вырубка производится на расстоянии не менее 1 м. от края дороги. При исследовании слоев уплотненных по горячей технологии время отбора проб должно быть в пределах 1 – 3 дней после уплотнения. При укладке холодной смеси отбор проб производится через 15 – 30 дней.

Фактический показатель уплотнения на строящемся участке не должен быть менее требуемого значения, которое составляет:

  • для холодной смеси – 0,96;
  • для плотного асфальтобетона типа В уплотненного из горячей смеси – 0,98;
  • для плотного асфальтобетона типа А и Б уплотненного из горячей смеси – 0,99.

Коэффициент уплотнения Купл определяется по следующей формуле:

Рм – это фактический средний показатель плотности, г/см 3 ;

Рсм – это средний стандартный показатель плотности переформованного образца, г/см 3 .

Порядок проведения испытания асфальтобетона

Отбор проб производится путем вырубки или сверления для получения, соответственно, прямоугольных или круглых кернов на всю толщину дорожных одежд. Разделение слоев производится в лаборатории. Участок отбора составляет прямоугольник размером не более 500х500 мм на расстояние не менее 1000 мм от края дороги или её центральной оси.

Размер и количество проб зависит от наибольшего размера зерен и необходимого для проведения испытания количества. Минимальная масса вырубки и диаметры кернов составляют:

  • для песчаных смесей – 1 кг при диаметре – 50 мм;
  • для мелкозернистых – 2 кг при диаметре 70 мм;
  • для крупнозернистых – 6 кг при диаметре 100 мм.

Полученные пробы используются для получения фактического коэффициента уплотнения асфальтобетонной смеси.

После взятия образцов из них вырезается (вырубается) три пробы с целой структурой без наличия трещин. Их форма должна быть приближена к кубу или прямоугольному параллелепипеду с длиной сторон от 50 до 100 мм. Каждая проба испытывается целиком, возможна (при необходимости) распил или рубка на части.

kerny.jpg

Рис. 2. Внешний вид керноотборника

Следующим этапом идет высушивание образцов до того момента, пока их масса не станет постоянной. Для этого производится высушивание в течение не менее 60 мин. при температуре до 50°С, далее производится охлаждение в течение не менее 30 минут и взвешивание. После получения постоянной массы определяется фактическая плотность материала по физической формуле:

где m – масса образца в г.;

V – объём образца в см3.

3.jpg

Рис. 3. Внешний вид переформованных образцов

Масса определяется взвешиванием, объём – определением и перемножением геометрических величин образца – длины, ширины и высоты. В том случае, если образец имеет неправильную форму, объём определяется по методике гидростатического взвешивания. Данный способ заключается в определении объёма вытесненной жидкости после погружения в неё образца.

После определения плотности всех образцов берётся среднее значение – среднеарифметический показатель трех проб при разнице не более 0,03 г/см3. В противном случае проводятся повторные испытания с получением среднего показателя из 6 образцов.

Прошедшие испытания образцы, оставшиеся части кернов используются для изготовления переформованных образцов. Они необходимы для определения стандартного показателя плотности материала Рсм. Для этого:

  • Вырубки или керны нагреваются в термическом шкафу или на песчаной бане до температуры указанной в табл. 3.
  • Измельчаются шпателем или ложкой.
  • Полученный материал равномерно распределяется по форме, затем уплотняют с помощью вкладыша и пресса. Давление пресса доводится до 40 МПа и держится в течение 5 – 10 с.
  • Образец извлекается из формы и замеряется его высота.

Определение температуры нагрева асфальтобетонной смеси

Наименование
материалов
Температура нагрева, °С, в зависимости
от показателей вяжущего
Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм Условная
вязкость по
вискозиметру с
отверстием 5 мм,с
40 – 60 61–90 91–130 131–200 201–300 70–130 131–200
Минеральные
материалы
170–
180
165–
175
160–
170
150–
160
140–
150
1001–
20
120–
140
Вяжущее 150–
160
140–
150
130–
140
110–
120
100–
110
80–90 90–100
Смесь 150–
160
145–
155
140–
150
130–
140
120–
130
80–100 100–
120

В том случае, если полученный результат не соответствует данным в табл. 4., то потребная масса смеси M для формования образца определяется по формуле:

  • Н – требуемая высота образца;
  • Н0 – высота пробного образца;
  • М0 – масса пробного образца.

Ориентировочное количество смеси на один образец

Размеры образца, мм Ориентировочное
количество смеси на
образец, г
диаметр высота
50,5
71,4
101,0
50,5±1,0
71,4±1,5
101,0±2,0
220–240
640–670
1900–2000

При наличии дефектов кромок, а также при отсутствии параллельности горизонтальных оснований образец подлежит отбраковке.

Образцы из горячих смесей, в которых присутствует более половины объёма щебня, уплотняются путем вибрирования с последующим уплотнением прессом. Порядок изготовления выглядит следующим образом:

  • Формы предварительно нагреваются до 90 – 100°С и наполняются измельченной смесью.
  • Форма устанавливается на виброплощадку и крепится специальным приспособлением. Вкладыши при этом должны выступать на 20 – 25 мм. Сверху укладывается груз.
  • Приводится в действие виброплощадка, вибрирование производится в течение 3 мин.
  • Далее форма снимается с площадки и устанавливается под пресс для дополнительного уплотнения. Для этого она устанавливается под пресс и прилагается нагрузка в 20 МПа в течении 3 мин.

formovaniejpg.jpg

Рис. 4. Уплотнение смеси на прессе

Далее производится взвешивание и определение объёма образца по указанной выше методике. Затем рассчитывается показатель стандартной плотности путем деления массы на объём. Далее определяется коэффициент уплотнения Купл путем деления показателей фактической плотности на стандартную. Полученный результат сравнивается с нормативным и на основании этого делается заключение о степени уплотнения асфальтобетона.

В том случае, если полученный результат фактического коэффициента меньше нормативного, то производится анализ причин недостаточного уплотнения. Это может быть недостаток температуры смеси, малое количество проходов катка, недостаточная масса катка или другие факторы.

Источник

Читайте также:  Москва гост альфа