Технический регламент таможенного союза об информировании



Вступил в силу ТР ЕАЭС 037 — к чему готовиться?

как получить сертификат или декларацию соответствия ТР ЕАЭС 037

Вас удивляет, что покупатель обнюхивает электрочайник перед покупкой? А именно так некоторые люди определяют качество пластмассы: «Если не пахнет, можно брать». У крупных ретейлеров другая тактика: если есть сертификаты соответствия, товар можно брать на реализацию, даже не открывая упаковку.

Понятно, что до конечного покупателя чайник без сертификата не дойдет. Именно поэтому производителю нужно знать, как регламентируется применение опасных веществ в электротоварах и радиоэлектронике и как получить сертификат или декларацию соответствия ТР ЕАЭС 037/2016? Как это сделать нам расскажут специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Оглавление

История вопроса

До введения Торгового регламента Евразийского экономического союза 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электроники и радиоэлектроники» вопрос содержания опасных веществ в электротоварах не был решен однозначно.

В регламенте ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» проблема затрагивалась по касательной: под действие регламента не подпадал довольно большой объем электроники из-за ограничения нижнего порога напряжения в 50 и 70 Вольт.

С 2013 года на территории Европейского союза действует директива RoHS2 2011/65/EU. В документе изложены обязательные требования к содержанию опасных и вредных веществ в электрооборудовании. Директива распространяется на производителей, импортеров и продавцов электротоваров на территории Союза.

В 2018 вступил в силу ТР ЕАЭС 037/2016. До 1 марта 2020 по нему действовал переходный период, в который можно было продавать ранее выпущенное оборудование без подтверждения соответствия регламенту. Кроме того, документы оформленные на продукцию, регламентированную по ТР ЕАЭС 037/2016 будут считаться действительными до окончания их срока действия.

Таким образом, на определенные виды продукции кроме сертификата ТР ТС 004/2011 потребуется оформлять сертификат или декларацию соответствия ТР ЕАЭС 037/2016.

ТР ЕАЭС 037/2016: сфера действия

Под действие регламента 037/2016 подпадают изделия электроники и радиотехники с номинальным напряжением переменного тока 1 кВ и постоянного тока 1,5 кВ. Исключение составляют товары, перечисленные в Приложении №1.

Ниже мы привели список продукции, на которую распространяется действие ТР ЕАЭС 037/2016.

На что распространяется действие ТР ЕАЭС 037

Получается, что большая часть товаров, подпадающих под действие ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» регулируется также и ТР ЕАЭС 037/2016.

Регламент не распространяется на следующие виды изделий:

  • солнечные батареи;
  • аккумуляторы и батареи;
  • медицинское оборудование;
  • измерительные приборы;
  • электроника и радиоэлектроника с номинальным напряжением выше 1 и 1,5 кВ;
  • запчасти и элементы оборудования, не использующиеся как самостоятельные приборы;
  • электрические игрушки;
  • продукция военного назначения;
  • приборы для комплектования космических аппаратов;
  • электроника и радиоэлектроника для использования на автомобильном, воздушном, водном и ж/д транспорте.

Требования к безопасности

В Приложении №2 и №3 к ТР ЕАЭС 037/2016 приведены предельно допустимые значения потенциально опасных веществ. Содержание ртути, шестивалентного хрома, свинца, полибромированных дифенилов и дифенилэфиров не должны превышать 0,1%, а содержание кадмия должно быть менее 0,01%.

Требования к информированию потребителя

Функцию информирования потребителя выполняет упаковка и руководство по эксплуатации. На упаковке должны размещаться:

  • название и марка прибора;
  • основные параметры и характеристики;
  • данные о производителе.

Не поместившуюся на упаковке информацию размещают в руководстве по эксплуатации, написанном на всех государственных языках стран ЕАЭС.

В Руководстве должны содержаться:

  • данные о местонахождении производителя, импортера и продавца;
  • общие данные об изделии, содержащиеся и на упаковке;
  • сведения о назначении прибора;
  • способ применения;
  • правила монтажа и настройки;
  • информация о периодическом обслуживании оборудования.

Как пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ЕАЭС 037/2016?

1 марта 2020 года заканчивается переходный период, и реализация продукции без декларации соответствия ТР ЕАЭС 037/2016 будет незаконной, даже при наличии всех остальных сертификатов.

Маркировка ЕАС также утратит свою силу, так как она предполагает соответствие продукции всем техническим регламентам, которые на нее распространяются.

Реализация продукции без необходимой маркировки может привести к штрафу до 300 000 рублей по статье 14.46 КоАП РФ «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия».

Оценка соответствия требованиям ТР ЕАЭС 037/2016 может проходить в форме декларирования или сертификации.

Декларация проходит по схемам: 1Д, 2Д, 3Д, 4Д и 6Д, при этом есть различия:

  • производитель, или его представитель подает заявку на декларирование по любой из схем;
  • импортеры и продавцы для декларирования могут использовать только схемы 2Д и 4Д;
  • декларация серийно производимых изделий проходит по схемам 1Д, 3Д и 6Д.

Какие понадобятся документы

При декларировании соответствия ТР ЕАЭС 037/2016 заявитель помимо стандартного пакета документов прилагает руководство по эксплуатации.

Для применения схемы 1Д и 2Д необходимы доказательства безопасности, полученные заявителем в ходе соответствующих испытаний.

При схеме 6Д необходим сертификат менеджмента качества. Декларация на серийную продукцию действует в течение 5 лет, а на единичные экземпляры или партию электроники она выдается бессрочно.

Сертификация электроники и радиоэлектроники проходит по схемам 1С, 2С, 3С и 6С. Производитель и его представитель могут сертифицировать продукцию по любой из схем, а импортеру доступна только схема 3С. Сертификат соответствия на серийную продукцию действует до 5 лет, на партию и единичные экземпляры срок действия неограничен.

Что важнее — время или деньги?

В любом деле выигрывает тот, кто тратит меньше. Вопрос в том, что вы хотите сэкономить? Время, нервы, деньги — чем-то придется пожертвовать ради дальнейшего роста. Проще говоря, есть два пути получения сертификата и декларации.

Первый подходит компаниям, в которых есть сотрудники с опытом получения аналогичных сертификатов. Они потратят время, нервы и деньги и получат все необходимые документы. Если это делается впервые, риск потратить ресурсы впустую очень велик.

Второй путь для тех, кто трезво оценивает свои силы. Обратившись за помощью к специалистам в области сертификации, вы сэкономите время и нервы. Да, услуга стоит денег, но результат полностью гарантирован. Более 10 лет мы успешно оказываем помощь в обязательной сертификации и декларировании соответствия. Наши специалисты помогут подготовить документы для подачи заявки, или просто возьмут все решения на себя.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному на сайте телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Источник

Технический регламент Таможенного союза — ТР ТС

Технический регламент Таможенного союза, ТР ТС

Технический регламент таможенного союза (ТР ТС) – это нормативный документ, устанавливающий обязательные требования к товарам, распространяющимся на территории Таможенного союза. Технический регламент устанавливает минимальные требования к показателям качества, безопасности, эргономичности товаров, регламентирует процесс изготовления товара, его упаковку, транспортировку, хранение и пользование, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ “О техническом регулировании”). ТР ТС имеет наднациональный, международный статус. Национальные технические регламенты применяются в пределах одного государства-члена ТС.

Согласно Федеральному закону “О техническом регулировании” и Постановлениям Правительства РФ (№ 32, 294, 458, 500, 513, 594, 673, 677, 696, 791, 822), целями технических регламентов является:

  • Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • Охрана окружающей среды, защита животных и растений;
  • Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции;
  • Обеспечение энергоэффективности и ресурсосбережения.

Таким образом, технические регламенты призваны обеспечить приемлемый уровень качества и безопасности продукции, поступающей на территорию Таможенного союза. А также служат ориентиром для потребителей, помогая им выбрать качественные и добротные товары.

Требования Технических регламентов Таможенного союза

На сегодняшний день приняты и утверждены десятки технических регламентов ТС на самые разнообразные товары и услуги, но все они обладают общими требованиями, предъявляемых к качеству товаров, находящихся в обороте на территории Таможенного союза:

  • Безопасность для жизни и здоровья граждан;
  • Экологическая безопасность;
  • Соблюдение прав потребителей товаров;
  • Энергоэффективность и ресурсосбережение.

Какие требования устанавливаются Техническими регламентами при таможенном оформлении товаров

Требования технических регламентов применимы не только к новой продукции, которая производятся на предприятиях Таможенного союза, но и иностранным товарам, импортируемым в страны ЕАЭС. Все ввозимые товары должны соответствовать критериям технических регламентов. Различия лишь в том, что для подтверждения качества части из них требуется получить Сертификат соответствия Таможенного союза, а для подтверждения качества других – Декларацию о соответствии техническим регламентам. О том, какой из этих двух документов необходимо подготовить для того или иного товара можно узнать из технического регламента на этот товар.

Оформление Декларации о соответствии Таможенного союза

Декларацию о соответствии выдается на заявителя – резидента страны — участницы Таможенного Союза. В документе заявляется о том, что декларируемый товар соответствует всем требованиям необходимого технического регламента который заверяется печатью и подписью заявителя. Подробнее >>>

Оформление Сертификата соответствия Таможенного союза

Несколько другой документ, форма которого закреплена законодательно. Его цель — подтвердить качество оформляемой продукции согласно требованиям регламента ТС. Выдается органом по сертификации продукции на основании протокола испытаний. Подробнее >>>

Сертифицированные товары маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (белыми или черными буквами ЕАС на контрастном, черном или белом фоне):

Не нужно оформлять Декларацию о соответствии или Сертификат качества:

  • Физическим лицам на товары, ввозимые исключительно для личных целей;
  • Юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, если декларируемые товары не предназначены для перепродажи на территории Таможенного союза (данный факт необходимо подтвердить таможенному органу документально).

Перечень Технических регламентов Таможенного союза

На сегодняшний день перечень технических регламентов таможенного союза (ТР ТС) состоит из 47 регламентов:

Стоимость и сроки оформления сертификации согласно ТР ТС

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по сертификации товаров по всем Техническим регламентам Таможенного союза. Срок оформления как правило происходит нескольких часов. Стоимость зависит от вида продукции, срока действия выдаваемого документа, инспекционного контроля и некоторых других факторов.

Источник

Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС

Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.

Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.

Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.

Что такое технический регламент ЕАЭС

Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.

Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.

Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.

Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.

Читайте также:  Таможенный союз гигиены

ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ

ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ

Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.

Расскажу про каждый способ.

Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.

Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.

Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.

Общий план действий такой:

  1. Ввезти в страну тестовые образцы продукции — если вы импортер, а не производитель.
  2. Выбрать лабораторию.
  3. Заключить с ней договор на проведение исследований.
  4. Предоставить лаборатории документацию на продукцию и образцы для испытаний.
  5. Получить протокол испытаний.
  6. Загрузить протокол в специальный сервис на сайте Росаккредитации и там же зарегистрировать декларацию.
  7. Проверить, что декларация появилась в реестре.
  8. Распечатать форму декларации.
  9. Подписать у руководителя организации — импортера или производителя.
  10. Поставить печать организации.

Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.

Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.

Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.

Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.

Схема 4д такая же , как и 3д, но применяется для партии продукции или единичного изделия.

Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:

  1. будет использоваться на опасных производственных объектах;
  2. такое сложное, что его нельзя проверить в лаборатории, а нужно собирать и испытывать прямо на рабочем месте.

Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.

Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.

Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.

Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.

Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.

Некоторые предприниматели в целях экономии выбирают лаборатории не в России, а в Казахстане, Армении или Киргизии. Это не запрещено, да и цены у соседей по ЕАЭС, как правило, ниже: например, за испытания по трем техническим регламентам российская лаборатория может запросить 15 000 Р , а в Армении то же самое сделают за 8000 Р .

Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.

Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.

Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.

При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.

В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.

С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.

Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.

У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.

В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.

Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :

  1. Переоформление документов с учетом повторных исследований и ввоза образцов — 50 000 Р .
  2. Пользование складом временного хранения — 120 000 Р . — 70 000 Р .

Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.

Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.

Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:

Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:

  1. Технический паспорт.
  2. Описание технологии работы оборудования.
  3. Технические характеристики.
  4. Принципиальную схему устройства.
  5. требования к электросети.

Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.

Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.

Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.

План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.

Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.

Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:

  • 1с — для серийно выпускаемой продукции;
  • 2с — для серийно выпускаемой продукции, если у изготовителя внедрена сертифицированная система менеджмента;
  • 3с — для конкретной партии продукции;
  • 4с — для единичного изделия при условии, что испытания не должны ему повредить.

Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.

Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:

  1. ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования».
  2. ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».

Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.

Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.

К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.

Например, требование о госрегистрации установлено:

    — для витаминов, усилителей вкуса, гомеопатии. — для средств гигиены, краски для волос, средств для загара и татуажа, парфюмерии. — почти для всех групп детских товаров.
Читайте также:  Таможенный союз государств участников снг презентация

Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:

  • продукты питания;
  • товары, которые соприкасаются с кожей человека, продуктами питания или лекарствами;
  • гигиенические изделия;
  • генетически модифицированные продукты;
  • изделия, которые созданы с помощью нанотехнологий.

Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:

  1. Заключить договор на проведение испытаний с лабораторией, которую укажет Роспотребнадзор.
  2. Предоставить в лабораторию образцы продукции.
  3. Получить протокол испытаний.
  4. Передать данные в Роспотребнадзор вместе с пакетом документов.

Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.

Как выбрать агента для получения разрешительных документов

Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.

Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.

Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.

Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.

Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.

Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.

Источник

Регламент таможенного союза

Технический регламент таможенного союза – это юридический документ, созданный с целью устройства единой системы технического регулирования отношений между союзными странами.

О Таможенном союзе

Таможенный союз, или ТС, это международная организация, образованная в 2010 году и имеющая своей целью международную торгово-экономическую интеграцию. Главными положительными сторонами для участников союза являются взаимовыгодные условия ведения рыночной торговки. Подобные преимущества выражаются в снижении таможенных пошлин, установлении льготных тарифов и отмене ряда общепринятых ограничений на ввоз иностранной продукции.

Члены союзного органа

Участниками ТС являются следующие страны: Беларусь, Казахстан и Россия. 9 мая 2014 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП (Единого экономического пространства) на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. В этом же году к союзу присоединились Армения и Киргизия.

Законодательные функции ТС

В число полномочий ТС входит право по изданию документов, имеющих обязательную юридическую силу для всех членов союза. Технический регламент таможенного союза это официальная форма документации, которая издается ТС. Так, вступивший в силу регламент таможенного союза отменяет действующие до его принятия и противоречащие ему нормы национального законодательства членов ТС.

Что такое технический регламент

О техническом регламенте таможенного союза можно сказать, что это правовой акт международного значения, который проходит публичное обсуждение и предварительное внутригосударственное согласование.

Предметное регулирование

Техрегламент таможенного союза принимается соответствующим органом по такой продукции как:

  • транспортные средства;
  • шины;
  • промышленное оборудование;
  • устройства для работы во взрывоопасных средах;
  • аттракционы; лифты; сельскохозяйственная техника;
  • здания; строительные материалы; автодороги;
  • элементы инфраструктуры;
  • взрывчатые вещества;
  • товары для детей;
  • игрушки;
  • посуда;
  • парфюмерия и косметические средства;
  • упаковочный материал;
  • корм для животных;
  • гигиенические средства;
  • пищевая продукция;
  • оружие;
  • средства индивидуальной защиты;
  • мебельная продукция;
  • топливо.

Указанный перечень устанавливается членами ТС путем заключения соответствующего соглашения.

Содержание технического регламента

ТС принимает техрегламент, который должен содержать следующие пункты:

  • перечень и подробное описание объектов, подлежащих регулированию в рамках принимаемого нормативного акта;
  • требования к характеристикам продукции;
  • критерии, которые предъявляются членами союза к объектам, ввозимым из иностранных государств с целью продажи;
  • правила идентификации объектов продажи, ввозимых в страну в рамках соглашения ТС;
  • правила и формы оценки соответствия объектов, например, поясняющие схемы, графические чертежи;
  • требования к сертификатам, которые должны прилагаться к ввозимой из-за границы продукции;
  • сроки оценки соответствия;
  • требования к упаковке, маркировке и этикеткам;
  • правила нанесения маркировки на товар;
  • нормы, касающиеся энергетической эффективности;
  • критерии, определяющие уровень ресурсосбережения.

Как принимается техрегламент

Цели принятия

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ описывает закрытый перечень целей, для которых принимаются техрегламенты, среди них:

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана природной среды;
  • охрана флоры и фауны;
  • предотвращение обмана покупателей, приобретающий иностранный товар;
  • обеспечение энергетической эффективности.

Критерии соответствия регламентов

К документам предъявляют определенные требования. Так, акты, прежде всего, должны обеспечивать:

  • биологическую, химическую, термическую, электрическую, радиационную безопасность;
  • безопасность от взрывов;
  • механическую безопасность;
  • безопасность излучений;
  • единство измерений.

Порядок принятия

Механизм разработки и введения в действие тр таможенного союза, который формируется на основании предложений членов ТС, представляет собой строго регламентированный алгоритм, состоящий из следующих стадий:

  1. разработка проекта регламента, которая проводится представителями членов ТС, а также участниками Евразийской экономической комиссии;
  2. после того, как все спорные вопросы были урегулированы, Совет ЕЭК производит утверждение проекта;
  3. происходит подготовка стандартов международного и национального характера, которые устанавливают определенные требования к ввозимой из-за границы продукции;
  4. уполномоченный орган занимается изданием проекта решения Коллегии ЕЭК, которое будет подробно регулировать порядок вступления в силу технического регламента ТС;
  5. происходит заседание комитета ТС по техрегулированию, по итогам которого должностные лица принимают решение, касающееся первой редакции проекта регламента. При этом документ проходит проверку на соответствие ветеринарным, санитарным, фитосанитарным и иным требованиям безопасности;
  6. если комитет одобрил проект, то он направляется на стадию публичного обсуждения, длительность которой не должна превышать 60 рабочих дней;
  7. решение о назначении процедуры публичного обсуждения публикуется на официальном сайте ТС, где любое лицо может оставить свои предложения и комментарии, касающиеся принимаемого нормативного акта;
  8. приняв во внимание поступившие жалобы и предложения по совершенствованию проекта, уполномоченный орган Таможенного совета может отправить документ на доработку и последующее проведение внутригосударственного согласования;
  9. после внесения необходимым поправок документ рассматривается комитетом ТС;
  10. после утверждения акта союзным органом он проходит согласование в коллегии ЕЭС, которая может отправить бумагу на доработку или осуществить ее окончательное утверждение;
  11. когда с момента утверждения регламента и перечня дополнительных стандартов пройдет 30 дней, они официально вступают в законную силу и распространяют свою действие на территории стран-участниц союзного органа.

Комментарии (0)

Регламент таможенного союза

Система ХАССП (HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Point), введённая в обязательном порядке для предприятий пищевой отрасли с 1 февраля 2015 года, основывается на 7 основных принципах ХАССП, являющихся фундаментом для разработки системы контроля за качеством и безопасностью продукции.

На сегодняшний день EMAS являются наиболее совершенным и эффективным стандартом в мире. ISO 14000 – это всего лишь его часть, хотя неотъемлемая и существенная. И тот, и другой стандарты являются добровольными. Зачем они нужны и в чем разница?

Система HACCP(ХАССП), база которой – это анализ рисков и работа с ККТ, как система управления пищевой безопасностью, является гарантом качества пищевой продукции и повышает конкурентоспособность предприятия. Внедрение ХАССП на пищевом предприятии является одним из способов снижения угрозы здоровью потребителей продуктов питания.

Логическая последовательность внедрения ХАССП на предприятии осуществляется в 12 шагов, которые гарантируют повышение конкурентоспособности пищевой продукции ввиду предотвращения возникновения рисков и повышения уровня безопасности продуктов питания на всех этапах производственной деятельности – от приемки сырья до предоставления продукции потребителю.

Источник

Изменения в технических регламентах Таможенного союза в 2021 году

Картинка Изменения в технических регламентах Таможенного союза в 2021 году

Сейчас Россия наряду с четырьмя другими государствами выступает в роли полноправного члена Евразийского экономического союза. Основной целью создания этого объединения было упрощение и активизация торгового оборота между странами-участницами. Планировалось, что этот принцип повлечет за собой благоприятное воздействие на экономики всех государств, входящих в состав Союза, и упрочит их положение на международной арене. Последующее развитие событий наглядно показало, что этот расчет полностью оправдался.

История формирования этого объединения включает период длительностью около 25 лет. Первый договор о создании прообраза современного Союза был подписан еще в 1995 году. Однако формальный договор о Таможенном союзе был подписан в Москве только 26 февраля 1999 года. В действительности же единое таможенное пространство, объединяющее на тот момент три государства – Россию, Беларусь и Казахстан – было сформировано с 1 января 2010 года. В 2015 году в составе организации произошли серьезные изменения: к ней присоединились Армения и Кыргызстан, а сама она была переименована в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Контроль качества в Евразийском экономическом союзе

Одной из основных проблем, которые должны были решить страны-участницы ЕАЭС в ходе формирования союзного объединения и интенсификации процессов взаимной торговли, было выполнение контроля качества товаров. Тогда в каждом государстве, входящем в состав объединения, действовали национальные правила. Поэтому выход на национальный рынок товаров, изготовленных в других государствах, был затруднен по причинам формального характера.

Решением этой непростой задачи стало введение единых нормативов качества, которые стали действовать во всех государствах, входящих в ЕАЭС. Такие стандарты создаются отдельно для каждой группы товаров и прописываются в особом нормативном документе – техническом регламенте. С момента его вступления в действие выполнение таких стандартов становится обязательным для всех производителей таких изделий, которые работают на территории Союза. При этом, один раз пройдя процедуру оценки соответствия нормативам техрегламента, они могут изготавливать, перевозить, продавать свои товары и выполнять другие операции с ними без оформления дополнительные разрешительных документов в каждой стране-участнице ЕАЭС.

Технические регламенты ЕАЭС

Итак, технический регламент содержит конкретный набор обязательных параметров, которым обязаны отвечать продукты, допускаемые к продаже на территории Таможенного союза. Понятно, что это объемная работа, поскольку она предполагает формирование огромной базы нормативных документов для каждой определенной группы товаров. Работа в этом направлении была начата в 2011 году, когда были сформулированы и приняты первые технические регламенты.

Каждый такой нормативный акт имеет двойное кодовое обозначение. Первая цифра в нем показывает порядковый номер регламента, созданного в ходе совместной деятельности по созданию единой правовой базы Таможенного союза в этой области, вторая – год принятия документа. Техрегламент под номером один, имеющий кодовое обозначение ТР ТС 001/2011, был посвящен вопросам безопасности железнодорожного подвижного состава. Позднее, когда Таможенный союз был переименован в Евразийский экономический союз, регламенты стали обозначаться буквенным кодом ТР ЕАЭС. Однако документы, принятые до этого изменения, переименовывать не стали: они по-прежнему используются под буквенным кодом ТР ТС.

Читайте также:  Сертификаты соответствия оборудования требованиям таможенного союза

Вступление в силу технических регламентов

Очевидно, что процедура вступления в действие новых требований к конкретным товарам обусловливает значительные сложности не только для законодателей, но и для участников рынка. Им нужно приспособить свой технологический процесс к обновленным нормативам и пройти процедуру оценки соответствия характеристик своих товаров стандартам, содержащимся в технических регламентах.

Для этого в рамках анализируемой процедуры предусмотрено несколько действенных алгоритмов. Первый из них – отсрочка вступления документа в действие. Каждый новый техрегламент вступает в силу после его принятия не сразу: обычно это происходит по истечении одного-двух лет с момента окончательного утверждения текста документа и его согласования всеми государствами, входящими в состав ЕАЭС. При этом тексты принятых регламентов публикуются уже после утверждения: в результате компании, изготавливающие товары, которые подпадают под его действие, получают возможность заранее познакомиться с новыми требованиями и перестроить технологические алгоритмы согласно этим нормативам.

Второй важный алгоритм, который сопровождает вступление в действие каждого документа, — это специальный переходный период. Он чаще всего начинается после официального вступления в силу конкретного технического регламента: в течение этого срока одновременно применяются национальная процедура оценки соответствия товара и новая процедура, описанная в ТР ЕАЭС. Обычно производитель получает возможность самому выбрать тот или другой вариант для организации доступа товара на рынок. Однако в этой ситуации нужно учитывать, что по окончании переходного периода ему необходимо будет пройти процесс оценки уже в соответствии с новыми правилами. В отдельных случаях оформление разрешительной документации по старым правилам в процессе переходного периода не разрешается, однако изготовители товаров, которые уже имеют на руках такие документы, могут продолжать выпускать и реализовывать товары в рамках этого срока. Четкие правила применения положений переходного периода прописываются в профильных техрегламентах.

Ситуация в области применения техрегламентов

Принятие каждого такого нормативного документа – это непростой и продолжительный процесс. Основная сложность в рамках этой процедуры состоит в том, что его положения необходимо сформулировать таким образом, чтобы они учитывали требования к безопасности и качеству товаров, действующие на территории каждого государства, входящего в состав Евразийского экономического союза. Поэтому на согласование и утверждение каждого документа обычно уходит несколько лет.

Учитывая все описанные обстоятельства, понятно, почему общее количество утвержденных и принятых документов пока еще не достигло и пятидесяти. Однако, даже невзирая на эти сложности и ограничения, работа в этом направлении продолжается. 2021 год будет продолжением общего тренда: в ходе этого временного периода запланированы достаточно серьезные изменения в составе действующих техрегламентов, а также порядке их реализации.

Новые техрегламенты ЕАЭС

Пока запланировано вступление в силу только одного нового технического регламента. Однако этот нормативный документ внесет достаточно серьезные изменения не только в саму ту сферу, которая прямо регулируется его положениями, но и в смежные области. Мы имеем в виду ТР ЕАЭС 043/2017, который устанавливает требования к безопасности и качеству специализированных средств и приборов, применяемых для тушения возгораний и достижения требуемого уровня пожарной безопасности.

Как ясно из кодового обозначения документа, его текст был принят и утвержден еще в 2017 году. Однако официальной датой его вступления в действие стало 1 января 2020 года. Рассматриваемый нормативный акт распространяет свое действие на следующие категории продуктов, перечисленные в приложении к нему:

  • особые соединения и вещества, применяемые для тушения возгораний;
  • средства для защиты от открытого огня;
  • электромонтажные продукты погонажной группы;
  • огнетушители;
  • автономные и мобильные средства и приборы для тушения пожаров;
  • пожарные краны и шкафы;
  • технические средства и приспособления, применяемые в качестве компонентов профессиональных систем пожарной автоматики. В список таких систем входят системы пожарной сигнализации, оповещения, передачи извещений и управления эвакуацией граждан в случае возгорания;
  • технические средства и приборы, применяемые в качестве компонентов профессиональных систем, применяемых для тушения пожаров. К таким системам относятся автономные, модульные и роботизированные установки, эксплуатируемые в этих целях;
  • роботизированные установки, применяемые для тушения возгораний;
  • специализированные продукты, применяемые защиты пожарных при выполнении их должностных обязанностей, включая одежду, средства защиты рук, ног и головы;
  • средства и приборы, необходимые для спасения людей с высоты в случае возгорания;
  • инструменты и оборудование, используемое в процессе организации профессиональных аварийных и спасательных работ в условиях возгорания;
  • пожарное оборудование;
  • вещества и материалы, применяемые для организации заполнения проемов и организации противопожарных преград;
  • технические приборы и аппараты, выступающие в роли компонентов систем обеспечения противодымной вентиляции.

Техрегламент 043/2017: переходные положения в 2021 году

Порядок реализации положений анализируемого техрегламента в процессе переходного периода урегулирован отдельным решением Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125. Этот нормативный документ указывает, что переходный период для этого документа продлится в течение полутора лет с даты его вступления в силу, то есть до середины 2021 года. В течение этого срока к продаже и производству допускаются товары, которые по состоянию на 1 января 2020 года имели действующие документы о прохождении процесса оценки соответствия их параметров национальным правилам. Такие документы будут действительны до 1 июля 2021 года, если срок их действия не закончится раньше. При этом в течение переходного периода разрешается выпуск и обращение продуктов, которые ранее не требовали прохождения оценки соответствия, однако теперь подпадает под требования ТР ЕАЭС 043/2017.

В Российской Федерации нормативы в отношении параметров средств и аппаратов, применяемых для выполнения требований пожарной безопасности, ранее регулировались положениями федерального закона № 123-ФЗ. Этот закон представляет собой национальный техрегламент в области пожарной безопасности. Теперь, в связи с вступлением в действие ТР ЕАЭС 043/2017, МЧС запланировало процедуру пересмотра содержания этого федерального закона для ликвидации дублирующих и избыточных требований. Проект разработанного нормативного документа уже опубликован на федеральном портале проектов.

Окончание переходных периодов ранее принятых техрегламентов

Вступления в действие других полностью новых технических регламентов союзного объединения не запланировано. Однако серьезные изменения касаются производителей других категорий изделий. Эти изменения связаны с тем, что сразу у нескольких ранее принятых нормативных документов истек срок переходного периода. Это значит, что национальные процедуры оценки соответствия для этой категории товаров полностью упразднены, а изготовители должны перейти на новые правила подтверждения качества и других параметров своих продуктов.

Сроки окончания этих периодов различаются:

  • 1 марта 2020 года завершен переходный период, установленный требованиями ТР ЕАЭС 037/2016. Этот техрегламент посвящен ограничениям, которые связаны с использованием разных типов опасных веществ в продуктах, входящих в группу товаров электроники и радиоэлектроники. Он вступил в действие 1 марта 2018 года. Дата окончания переходного периода предусмотрена особым решением Коллегии ЕЭК от 28 февраля 2017 года N 24. С 1 марта текущего года производить и реализовывать можно только те товары, которые прошли процесс оценки соответствия по правилам Евразийского экономического союза. Проводить оценку параметров изделия и выдавать подтверждающие документы имеют право только уполномоченные сертификационные центры, аккредитованные в ЕАЭС;
  • 1 июня 2020 года завершен переходный период для реализации положений ТР ЕАЭС 042/2017, посвященного вопросам безопасности оборудования, применяемого при конструировании детских площадок. Он вступил в действие 18 октября 2018 года. Дата окончания переходного периода указана в решении Коллегии ЕЭК от 11 июля 2017 года N 83. С этой даты разрешено производство и обращение только тех товаров, которые сертифицированы по правилам ЕАЭС и имеют особую маркировку, свидетельствующую о прохождении сертификации;
  • 1 июля 2020 года закончился переходный период для реализации положений ТР ЕАЭС 044/2016, который устанавливает требования безопасности и качества к упакованной питьевой воде, включая минеральную воду. Он вступил в действие 1 января 2019 года. Сроки окончания переходного периода зафиксированы в решении Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года N 135. Стоит уточнить, что для воды, которая раньше вообще не подлежала обязательной сертификации, переходный период закончился еще раньше – 1 июля 2019 года. Однако до 1 июля 2020 года разрешалось продавать и производить воду, которая прошла процедуру оценки соответствия по национальным требованиям. После этой даты такая опция упразднена.

Итак, в отношении перечисленных групп товаров полноценно вступили в действие единые требования, установленные законодательством Евразийского таможенного союза. Изготовители таких товаров, которые прошли необходимую процедуру оценки, получили право реализовывать свои товары на всей территории ЕАЭС без оформления дополнительной документации.

Новые техрегламенты 2021 года

Работа над созданием единой правовой базы Евразийского экономического союза в области установления общих требований к безопасности и качеству товаров продолжается. Уже в определенной степени ясны перспективы этой деятельности на 2021 год. В этой области ожидаются следующие серьезные изменения:

  • вступление в действие новых техрегламентов;
  • окончание переходных периодов для уже действующих техрегламентов;
  • продолжение работы над текстами новых документов.

Планы по большей чатси направлений такой работы определены достаточно четко. Итак, в 2021 году ожидается окончание сроков переходного периода для следующих технических регламентов:

  • ТР ЕАЭС 043/2017 о пожарных изделиях, который вступил в действие 1 января 2020 года. 1 июля 2021 года завершится максимальный срок, в течение которого производители и продавцы, которые прошли процедуру оценки соответствия по национальным стандартам, имеют право реализовывать свои товары на рынке. После этого для всех типов товаров противопожарного назначения наличие сертификационного документа, оформленного по стандартам ЕАЭС, станет строго обязательным;
  • ТР ЕАЭС 045/2017 о требованиях к параметрам нефти, подготовленной к перевозке или использованию. Рассматриваемый нормативный документ вступил в действие 1 июля 2019 года. Все переходные положения, предусмотренные для этого техрегламента, перестали действовать с 1 января 2021 года.

Кроме этого, в 2021 году начали действовать отдельные технические регламенты, которые были утверждены и согласованы ранее. Запланированный срок вступления в силу придет для следующих нормативных документов:

  • ТР ЕАЭС 039/2016, устанавливающий стандарты безопасности и качества для минеральных удобрений. Он начнет действовать с 2 июня 2021 года Анализируемый техрегламент, как и другие документы этой серии, предполагает введение переходного периода. Он завершится 2 декабря 2022 года;
  • ТР ЕАЭС 041/2017, посвященный вопросам безопасности химических товаров. Он также начнет действовать с 2 июня 2021 года. Интересно, что для рассматриваемого нормативного документа не разработаны сопутствующие решения, устанавливающие параметры переходного периода.

Кроме этого, будет продолжена работа над составлением и согласованием текстов полностью новых технических регламентов: ведь в рамках Евразийского экономического союза пока еще остается множество категорий товаров, которые проходят процедуру оценки соответствия по национальным стандартам. Однако конкретные сроки и направления этой работы, как и ее запланированные результаты, пока определены только в общих чертах

Заказать расчет стоимости

Планы по доработке уже действующих техрегламентов

На территории Евразийского экономического союза все еще применяется единый план, который устанавливает параметры работы над корректировкой и уточнением положений общей нормативной базы в области установления единых требований к качественным характеристикам товаров. Он утвержден решением Совета ЕЭК от 1 октября 2014 года N 79. Указанный нормативный документ предполагает, что в 2020 году проведена работа над следующими нормативными документами.

Источник