Таможенный союз ЕАЭС

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части данного комплекса были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил, поэтому неудивительно, что дальнейшее существование государств после распада СССР практически невозможно без интеграционных процессов. Данные процессы нашли себя в ряде международных договоров, некоторые из них являются правовыми предпосылками создания Таможенного союза.

Первые предпосылки создать Таможенный союз на постсоветском пространстве берут начало в Москве, 24 сентября 1993 г., когда Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан заключили Договор о создании Экономического союза. В частности, в ст. 4 Договора указывается, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ, а также указывается на Таможенный союз как на одну из форм интеграции. Можно сказать, что подписание указанного Договора свидетельствует о намерении государств в дальнейшем образовать Таможенный союз.

12 апреля 1994 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности». Данное Соглашение является первым примером унификации таможенного законодательства, так как предусматривает, что Республика Беларусь принимает на себя обязательства по введению таможенных тарифов, налогов и сборов в отношении ввоза и вывоза товаров, как в торговом, так и в неторговом обороте, полностью идентичных таможенным тарифам, налогам и сборам, действующим в Российской Федерации. Также Соглашение предусматривает унификацию законодательства в следующих областях: установление торгового режима в отношениях с третьими странами, нетарифного регулирования в области внешнеэкономической деятельности, валютного регулирования, порядка применения временных ограничений во взаимной торговле и в торговле с третьими странами. Благодаря данному Соглашению товары, происходящие с территории России и Беларуси, могли быть перемещены с таможенной территории одного из этих государств на таможенную территорию другого без каких-либо ограничений и взимания таможенных пошлин и налогов. Таким образом, можно констатировать, что данное Соглашение является первым шагом для последующего создания Таможенного союза.
6 января 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Соглашение о Таможенном союзе 1995 г.). Менее чем через месяц, 20 января 1995 г., Республика Казахстан решила присоединиться к данному Соглашению, одновременно подписав Договор с Россией и Беларусью, выступающими в качестве одной стороны. В 1996 г. к данным Соглашениям присоединилась Кыргызская Республика. Данное Соглашение определило цели, принципы, механизм и этапы создания Таможенного союза. Таможенный союз создается в целях:
— обеспечения совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
— гарантирования устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
— укрепления координации экономической политики своих стран и обеспечения всестороннего развития национального народного хозяйства;
— создания условий для формирования общего экономического пространства;
— создания условий для активного выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.
В 1997 г. между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией было заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза.
В 1999 г. к данному экономическому объединению присоединяется Таджикистан и также присоединяется к Соглашению о Таможенном союзе 1995 г. В 1999 г. участниками Соглашения о Таможенном союзе 1995 г. был заключен Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Договор определил цели и принципы формирования Единого экономического пространства, целая глава Договора, состоящая из трех разделов, направлена на завершение формирования Таможенного союза. Договором установлены обязательные условия, необходимые для создания Таможенного союза: наличие единой таможенной территории, общего таможенного тарифа, режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве, органов управления, проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов, упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах, также Договором вводится само понятие единой таможенной территории. Договором был определен исполнительный орган Таможенного союза, действующий на этапе формирования Таможенного союза, — Интеграционный комитет, местом нахождения которого является г. Алматы (Республика Казахстан).
Учреждение в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС) является важнейшим шагом по созданию Таможенного союза. Такой вывод можно сделать исходя из положений ст. 2, в которой говорится, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000).

В рамках ЕврАзЭС в октябре 2003 г. было подписано Соглашение, устанавливающее единый порядок экспортного контроля, включающего в себя совокупность гармонизированных норм и правил, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в отношении отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники (Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств — членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.).

6 октября 2007 г. был подписан целый ряд договоров, являющихся основополагающими в создании Таможенного союза. Во-первых, в Договор об учреждении ЕврАзЭС были внесены изменения, в соответствии с которыми образован высший орган Таможенного союза — Межгосударственный совет. Межгоссовет ЕврАзЭС является как высшим органом ЕврАзЭС, так и высшим органом Таможенного союза, но решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств — участников Таможенного союза. Также Протоколом от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., расширена компетенция Суда ЕврАзЭС, который получил право рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза, и дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, давать толкование международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза, разрешать споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами — членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. Важно заметить, что в рассмотрении дел, основанных на применении или толковании международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов органов Таможенного союза, а также дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, участвуют судьи, являющиеся представителями государств — участников Таможенного союза. Во-вторых, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза закрепил само понятие «Таможенный союз», а также список мероприятий, необходимых для завершения формирования Таможенного союза. В-третьих, Договор о Комиссии Таможенного союза учредил новый орган — Комиссию Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, одним из принципов которой является добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Возможность создания Таможенного союза была юридически закреплена в 1993 г.
2. Государства — участники Таможенного союза ведут согласованную деятельность по созданию Таможенного союза, принимая решения единым блоком с 1995 г.

Что такое таможенный союз?

Так называемые таможенные союзы известны в истории человечества с незапамятных времен. Как только появились границы и необходимость перемещения через них товаров, люди задумались о том, как сделать этот процесс проще и выгоднее для всех сторон торговых сделок. Так что нет ничего удивительного в том, что на постсоветском пространстве после развала СССР также возникла такая потребность.

История создания

Уже в середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о создании такого союза между бывшими советскими республиками, которые получили независимость. Их экономики были существенным образом интегрированы в общую экономическую схему, а потому после краха СССР столкнулись с большими проблемами.

В итоге в начале 1995 года соответствующее соглашение впервые заключили Российская Федерация и Республика Беларусь, а через несколько дней Соглашение о создании Таможенного союза подписал и Казахстан. К этому времени стало понятно, что восстановить единое экономическое пространство на новых условиях на территории бывшего СССР не удается, а потому решили ограничиться хотя бы общими правилами беспошлинной торговли.

На протяжении длительного времени предпринимались попытки применить на практике правила торговли, прописанные в данном соглашении. К нему также присоединились Таджикистан и Кыргызстан, и уровень торговли поначалу показывал положительную динамику. Однако затем все процессы забуксовали по простой причине – исполнительская дисциплина принятых в рамках ТС решений была крайне низкой.

Через пять лет была предпринята попытка создать из стран-участниц ТС Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), котором РФ уже отводилась лидирующая роль. Из 100 возможных голосов она получила 40. Тем самым авторы концепции попытались избежать прежних ошибок. Но это все равно не помогло, и принятые решения по-прежнему исполнялись довольно вяло. В частности, некоторые участники ЕврАзЭС продолжали устанавливать свои собственные таможенные тарифы.

В попытке сформировать новое объединение – Единое экономическое пространство прежние участники ТС (Россия, Беларусь и Казахстан) пригласили в него Украину, однако и этот союз не заладился.

И только 6 октября 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан в Душанбе подписали документы о формировании новой версии ТС и перешли к созданию единой таможенной территории. Это соглашение заработало достаточно эффективно, были разработаны и подписаны многие документы (например, Таможенный кодекс ТС и единый регламент о безопасности продукции). Все они продолжают работать и сейчас, когда ТС начал действовать в рамках созданного в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Читайте также:  Кабель технические регламенты таможенного союза

С 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан объединились для того, чтобы при осуществлении взаимных торговых операций действовали правила единой таможенной территории, отсутствовали таможенные пошлины и не вводились никакие ограничительные экономические меры.

Все основные цели и задачи были четко сформулированы в подписанных всеми участниками документах ТС:

  • единый порядок таможенного контроля для товаров, которые перемещаются через границы стран-участников ТС;
  • введение единых правил и процедур оформления и контроля товаров на таможне;
  • единый порядок маркировки и перемещения подакцизных товаров;
  • наведение порядка и контроля на внешних границах ТС;
  • общая методика таможенной статистики;
  • общие правила перемещения товаров и валюты физическими лицами, которые проживают на территории государств в рамках ТС;
  • создание условий для использования унифицированных электронных документов и т.д.

Все эти меры была направлена на то, чтобы обеспечить свободное движение товаров между странами-участниками ТС и наиболее благоприятные условия торговли с третьими странами. Ведь в договоре о создании ТС прописана в том числе и необходимость единого торгового режима в отношениях с третьими странами с применением единого таможенного тарифа.

Практика применения таможенных соглашений

Предпринятые в 2007 году действия по подписанию нового договора о ТС оказались более успешными. Определенные противоречия между участниками соглашения все же остались, и полной экономической интеграции не произошло, однако применение таможенных соглашений на этот раз оказалось выгодным для их участников.

Внутри Таможенного союза бюрократические процедуры перемещения товаров через границы существенно упростилась, а за счет конкуренции улучшилось их качество. За счет упрощения и регулирования таможенных процедур всем странам удалось значительно нарастить товарооборот. Более того, они нарастили и объемы внешней торговли (например, Беларусь – почти на четверть).

Таможенный союз и ВТО

Если любые таможенные союзы создают определенные преференции для их участников и льготные условия для перемещения товаров между ними, то Всемирная торговая организация (ВТО), напротив, сориентирована на то, чтобы у всех были равные условия, без всяких преференций. Это неизбежно должно было привести к определенным проблемам и нестыковкам документов ТС и ВТО. К тому же соглашение с ВТО охватывает более широкий круг вопросов, чем таможенное регулирование.

Чтобы подготовиться к возможным проблемам и предусмотреть пути их решения, еще накануне вступления России в ВТО руководители государств-участников ТС в мае 2011 года подписали специальный договор, в котором и были прописаны предполагаемые шаги по решению потенциальных проблем. В частности, устанавливалась обязанность привести ставки Единого таможенного тарифа (ЕТТ) в рамках ТС в соответствии с требованиями ВТО. Необходимость подписания такого дополнительного соглашения в рамках ТС вызвана тем, что члены союза вступают в ВТО не одновременно.

Впрочем, ничего экстраординарного в одновременном действии правил ТС и ВТО нет, в мировой практике немало таких ситуаций. Скажем, США, Канада и Мексика в свое время вместе с правилами ВТО руководствовались в своих действиях еще и региональным соглашением НАФТА.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.

Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.

Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.

Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.

Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.

Таможенный союз: цели создания и значение для России

На сегодняшний день роль таможенного союза сложно переоценить в условиях развития внешнеэкономической деятельности нашего государства. Внешняя торговая деятельность нашего государства – одна из приоритетных задач, которая поставлена органами государственной власти. И для успешного решения данной задачи Таможенный Союз необходим.

На сегодняшний день роль таможенного союза сложно переоценить в условиях развития внешнеэкономической деятельности нашего государства. Внешняя торговая деятельность нашего государства – одна из приоритетных задач, которая поставлена органами государственной власти. И для успешного решения данной задачи Таможенный Союз необходим.

Практика создания союзов для объединения таможенных границ оформилась довольно давно. Вот только на территории России к этому пришли совсем недавно — в 2007 г. Появление Таможенного Союза дало сильный толчок для выведения экономики государства на более конкурентоспособный уровень. Что же представляет собой Таможенный Союз? Если говорить простым языком, то это объединение стран для осуществления торговли и улучшения экономических отношений. Также он предусматривает взаимное сотрудничество и защиту своих интересов от стран- конкурентов.

Особенностью этого сотрудничества является объединение таможенных территорий союзных стран, создавая тем самым более приемлемые условия для ведения торговли. Для участников союза отсутствует уплата таможенных пошлин и каких-либо ограничений экономического характера. Фактически, когда дело доходит до ведения торговых отношений, исчезают всякие территориальные границы. Для всех остальных существует единый тариф таможенных пошлин.

Странами, которые пришли к решению объединиться в союз, стали Россия, Беларусь и Казахстан. Как видно, их пока очень мало. Однако рассматривается возможность вступления в Таможенный союз таких претендентов как Киргизия, Таджикистан, Армения. Отметим, что вступить в союз может любое государство. Для этого достаточно подать заявку. Однако для ее принятия советом, необходимо очень постараться, чтобы соответствовать всем установленным требованиям. В последнее время наиболее спорным является вопрос о возможности Украины войти в состав Таможенного Союза.

Следует сказать, что отношение других стран к Союзу довольно неоднозначно. Некоторые считают его хорошей возможностью для развития экономики и улучшения торговых отношений. Другие же утверждают, что Союз имеет тоталитарные нотки, и при вступлении в него ухудшатся взаимоотношения с давними партнерами.

Однако появление такого Союза на территории СНГ является значимым политическим достижением, которое приносит реальные выгоды экономике и способствует развитию торговых отношений.

Наглядным примером улучшения условий является то, что государство, при вывозе своего товара, облагается нулевой ставкой НДС. Также существует возможность освобождения от акцизных сборов. Для этого необходимо подтвердить факт вывоза товара, предъявив соответствующие документы. При ввозе товара в другую страну, такие сборы как НДС и акциза оплачиваются страной-импортером.

Можно констатировать, что объединение России на современном этапе ее развития в Таможенный Союз с другими странами сыграло значительную роль для развития экономики нашего государства, способствовало интеграции отношений между государствами-участниками Союза, улучшило внешнеэкономический «климат» между государствами.

Таможенный союз — что это и для чего создан

Таможенный союз создаётся с целью создать единую территорию. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и налоговые сборы, опираясь на специфику стран участников. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые меры, а также защитные и компенсационные. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и предпринимаются другие меры с целью регулирования пересечения товара через границы, а также определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.

1. Что такое таможенный союз простыми словами

Таможенный союз (англ. «customs union») — это объединение, состоящее из нескольких стран, входящих в состав Евразийского экономического союза. Он создан с целью обеспечения комфортных условий торговли между государствами, входящими в состав союза.

Вопрос о формировании таможенного союза (ТС) был поднят ещё в начале 90-х годов. На тот момент, главными его участниками могли стать бывшие советские республики, которые уже являлись независимыми. Поскольку экономики данных стран были сформированы, опираясь на общеэкономические схемы, после распада СССР практически каждая из них столкнулась с большими проблемами в торговле.

Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. На тот момент лидеры государств понимали, что у них не получится создать в такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вход в таможенный союз был единственной возможностью ввести общие правила, необходимые для беспошлинной торговли.

Через несколько лет, по инициативе РФ была сделана попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении являлась бы лидером. Но, для принятия положительного решения необходимо было получить 100 голосов. В итоге положительно на предложение отреагировали 40 потенциальных участников.

В 2007 году, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь заключили договор о формировании усовершенствованной версии таможенного союза, что помогло создать единую таможенную территорию. Именно данное соглашение является самым эффективным, так как на его базе были разработаны и заключены многие другие, не менее важные для торговли соглашения.

Читайте также:  Еэс комиссия таможенного союза

2. Цели создания таможенного союза

Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.

Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.

Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.

Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.

Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:

  • Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
  • Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
  • Установление единого порядка таможенного контроля с целью проверки перемещающегося через границу товара;
  • Внедрение правил порядка перемещения и маркировки подакцизной продукции;
  • Введение общей таможенной статистики.

Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.

3. Плюсы и минусы таможенного союза

3.1. Положительные стороны

Среди всех преимуществ таможенного союза, можно выделить три основных:

  • Создание торговли и её отвлечение. Эффективность ТС можно измерить, опираясь на отвлечение и создание торговли. Эффект последнего формируется в процессе заключения сделок между членами союза, когда более эффективные участники продают товар менее эффективным. Таким образом происходит лучший из вариантов распределения ресурсов. Необходимо знать, что отвлечение происходит в те моменты, когда более эффективное государство, не входящие в союз, продаёт небольшое количество товаров странам-участницам на фоне внешних тарифов. За счёт сделок такого характера, странам, состоящим в союзе, удаётся отвлечь выгоду от собственной позиции и сконцентрировать внимание на продажах внутри ТС. Если прибыль от создания торговли превысит убытки от её переориентации, это спровоцирует экономический рост внутри союза, который затронет все страны-участницы.
  • Снижение уровня отклонения торговли. Таможенный союз всегда отдает предпочтение соглашением о свободной торговле, так как благодаря этому можно разобраться с её отклонением. Такая ситуация может произойти в момент, когда государство, не входящие в состав союза, реализует свою продукцию странам с низким тарифом FTA и после этого проводит перепродажу странам с высокими данными показателями. Такое поведение провоцирует искажения в торговле. Благодаря единому внешнему тарифу, который водится внутри союза, можно избежать подобных ситуаций, возникающих на фоне разницы в тарифной ставке.
  • Стимуляция торговых потоков, а также экономической интеграции. Сразу после того, как страна входит в таможенный союз, она становится активным участником торговли между остальными государствами. Благодаря этом, уровень адекватности распределения ограниченных ресурсов растёт, что также положительно отражается на инвестиционной привлекательности страны. Кроме этого, сотрудничество между странами членами ТС положительно отражается на местном политическом климате. Это происходит на фоне создания единого фискального и валютного союза, а также общего рынка.

3.2. Минусы таможенного союза

Прежде чем вступить в таможенный союз, руководство государства должно знать о следующих недостатках такой формы сотрудничества с другими странами:

  • Частичная потеря экономического суверенитета. После вступления в ТС, член союза обязан в случае необходимости вести переговоры с государствами, не являющимися членами, а также с рядом организаций, например, ВТО. Также придется заниматься поддержкой таможенного союза. При этом, некоторые из стран-участниц не могут свободно заключать сделки в обход правил таможенного союза. Кроме этого, если внутри государства появляется новая отрасль и руководство хочет её защитить, это не получится сделать путем введения каких-либо защитных барьеров, например, тарифов. Это невозможно из-за либерального торгового подхода к сотрудничеству. Вместе с этим, если государство захочет либерализировать торговлю вне таможенного союза, это не получится сделать из-за введения единого внешнего тарифа;
  • Сложности с установкой тарифной ставки. С данной проблемой сталкиваются все таможенные союзы. Это объясняется тем, что данный процесс слишком сложен и требует больших денежных вливаний. Членам союза не легко отказаться от продажи некоторых товаров и услуг, потому что какая-либо из других стран реализует их более успешно. Зачастую, это является проблемой развивающихся стран;
  • Неравномерное распределение выручки от тарифов. Далеко не все государства, вошедшие в таможенный союз, могут рассчитывать на получение справедливой доли доходов от тарифа. Примерно четверть от тарифной прибыли присваивается страной, которая занимается сбором дохода.

4. Перспективы членства в ТС

В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:

  • Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
  • Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
  • Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.

5. ТС и Всемирная торговая организация

Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.

Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.

Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.

Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно.

Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.

6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.

Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:

  • Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
  • Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
  • Система изъятия в сфере государственных закупок;
  • Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2020 года доля России составляет 85,26%.

Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.

Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.

Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.

Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:

  • Кризис на Ближнем Востоке;
  • Постоянные санкции против Российской Федерации, которые вводятся со стороны Европейского союза и Америки;
  • Напряженная военная обстановка в Украине.
Читайте также:  Евразийский таможенный союз маркировка

Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.

Заключение

Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.

Цели Таможенного союза

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.