Таможенный союз россия казахстан 2021

Союзники 2021: Приграничный спор России и Казахстана угрожает ЕАЭС

Взаимные территориальные претензии чреваты для будущего обоих государств

Сергей Аксенов

Союзники 2021: Приграничный спор России и Казахстана угрожает ЕАЭС

С 1 января 2021 года председательство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) перешло к Республике Казахстан (РК). Основным приоритетом президент Касым-Жомарт Токаев назвал «полноценную реализацию договора о Союзе, устранение барьеров, развитие взаимовыгодного кооперационного и международного сотрудничества». Получится ли?

В конце 2020 года отношения России и Казахстана перестали быть безоблачными. Заявление депутата Госдумы от «Единой России» и председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова о том, что «территория Казахстана — это большой подарок со стороны России» вызвали резкую реакцию МИД РК. Однако Никонова поддержал коллега по правящей партии Евгений Федоров.

Им заочно ответил председатель Республиканского Союза участников боевых действий на таджикско-афганской границе Мурат Мухамеджанов. По его словам, Казахстан, а не Россия является правопреемником СССР и поэтому пора перекроить границы: РК должны отойти Омская, Тюменская, Астраханская, Оренбургская и Томская области. А также российская часть Алтая.

Эти пикировки можно посчитать словоблудием. Мало ли что говорят те, кто не имеет реальной власти. Однако спор не прекращается, втягивая все новых и новых участников. Извне его неожиданно поддержала Анкара. «Россия, руки прочь от Казахстана!», «Кто против Казахстана, тот и против Турции!» — с такими лозунгами выступила местная молодежь.

Таким образом, политический фактор стал работать против экономической интеграции постсоветского пространства в рамках ЕАЭС. По мере того, как от дел отходит советское поколение политиков, стоит ожидать усиления национализма по обе стороны границы. 10 января в Казахстане пройдут парламентские выборы. Какой станет после этого страна и как могут измениться отношения РФ и РК?

Своим взглядом на ситуацию с «СП» поделился сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.

— Я не думаю, что предстоящие выборы в парламент РК преподнесут какие-то сюрпризы. Всё заранее просчитано, продумано, подготовлены списки депутатов, которые должны пройти в нижнюю палату, определены партии-победители. Результат заранее известен. И известен главный победитель — пропрезидентская партия «Нур-Отан», которую возглавляет сам Назарбаев.

Я не жду каких-то массовых протестов. Люди не верят в существующие политические партии. Последняя формально оппозиционная «Общенациональная социал-демократическая партия» отказалась от участия в выборах. Участвуют только партии-сателлиты. Поэтому неважно, сколько процентов они получат. Все они представляют единую партию власти.

«СП»: — Поговаривают, что Назарбаев не доволен Токаевым. Тот, мол, ведет слишком независимую политику. Или это досужие разговоры?

— Это все единое целое. У них нет разногласий. Они действуют по общему сценарию. Назарбаев на самом деле никуда не ушел. Он остается главным суперарбитром в рамках политической системы, которую сам выстроил. Он является руководителем Совбеза РК, который теперь не совещательный, а конституционный орган. Ему подчиняются все ветви власти. Назарбаев контролирует назначение силовиков. По сути, он управляет Токаевым.

«СП»: — Что эта преемственность означает для российско-казахстанских отношений?

— На мой взгляд, с конца 2013 года руководство Казахстана взяло курс на замедление процессов интеграции с Россией и сближение с другими центрами силы: с Западом и Китаем. Это продолжение многовекторной политики. Но с началом противостояния между этими центрами силы последних двух лет возникло непримиримое противоречие, которое будет лишь усугубляться. РК будет стараться максимально ослабить ЕАЭС изнутри и торпедировать интеграцию с РФ. Это выгодно Западу.

«СП»: — Зачем это Нур-Султану? США далеко, Россия рядом…

— Объективная причина в том, что вывозная экономика, сырьевая модель капитализма, выстроенная тем же Назарбаевым, «заточена» под западный рынок. Например, 70% нефти идет в европейские страны. То же касается металлов и других полезных ископаемых, которыми богат Казахстан.

Кроме того, начиная с 1990-х годов две трети сырьевого сектора, добывающей промышленности принадлежит западным корпорациям. И контракты по недропользованию кабальные для самого Казахстана, в интересах США и ЕС, так как не платится природная рента. Это определяет внешнюю и внутреннюю политику РК.

Казахстанские олигархи, в том числе члены семьи Назарбаева, держат свои капиталы в офшорных зонах, имеют виллы в Европе. Активы Национального фонда РК тоже хранятся в ЕС и банке Нью-Йорка. Так что «игла Кащея» властей Казахстана хранится на Западе. Запад может легко манипулировать позицией верхов в выгодном для себя направлении.

«СП»: — Получается, идеи казахстанского блогера Ермека Тайчибекова о сближении с Россией вплоть до образования единого государства опасны для властей Казахстана? Недаром его держат в тюрьме…

— Гонения на сторонников этой идеи были и раньше, до ареста Ермека. Думаю, его осудят. Для острастки — чтобы остальные не дергались. Все-таки такие настроения существуют. Выстраивание моноэтнического государства с националистической идеологией вызывает отторжение и у местных русских, и у русскоязычных казахов. Не все поддерживают курс консервации и изоляции.

Режим Назарбаева пошел по пути позднего Каримова. Но если Узбекистан сейчас стал открываться, вступил в качестве наблюдателя ЕАЭС, то Казахстан движется в противоположном направлении. Латиница для казахского языка вводится, чтобы разорвать преемственность старшего советского еще поколения казахов и молодежи.

Это целенаправленная политика ради отрыва РК от общего социокультурного информационного пространства. Оно пока еще есть, но его разрушают. Я это называю национальной революцией сверху. Без всяких майданов, чисто бюрократическими методами, при которых казахстанские националисты выполняют роль правительственной агентуры.

Они организуют в стране русофобскую кампанию, требуют отмены официального статуса русского языка, поддерживают кампанию декоммунизации, которая на самом деле является кампанией дерусификации. Это превращает Казахстан во враждебное России государство. И эта тенденция только усиливается.

«СП»: — Может ли Москва переломить эту тенденцию? Или уже все, поезд ушел?

— От позиции России многое зависит. Москве следует более четко обозначать свою позицию, без ретуширования. Например, более адекватно реагировать на чисто прозападные действия РК, которые всем очевидны и которым не дается жесткой оценки. Речь идет о появлении военных и полувоенных организаций НАТО и Пентагона на территории Казахстана.

«СП»: — Можно поподробнее?

— В Восточном Казахстане американцами открывается центр обучения специалистов по охране атомных объектов. Речь идет о центре низкообогащенного урана, построенного на базе Ульбинского металлургического завода (Усть-Каменогорск) на деньги США, ЕС и Саудовской Аравии под крышей МАГАТЭ. Но на самом деле это очередной американский объект.

Мне было сразу ясно, что Назарбаев воспользуется ситуацией, чтобы втащить в Казахстан американских военных специалистов якобы для защиты этих объектов, что и произошло… Кроме того, в Алмате американцами построен центр для обучения пограничников стран Центральной Азии. Оборудование тоже завозят США. Все данные о людях, проходящих через границу, пойдут в США.

В декабре Казахстан купил у США два разведывательных самолета на сумму в 128 млн. долларов. Что собирается разведывать РК? Территорию России, Китая. С 2008 года в Караганде действует сертифицированный учебный центр НАТО, который готовит младший и средний офицерский состав по образцу альянса. Якобы для проведения миротворческих миссий.

Также ежегодно в Казахстане проводятся военные учения «Степной орел» совместно с США и Британией. Есть и другие учения, направленные на отработку тактического взаимодействия военных обеих стран. Ну, а про биолабораторию в Алмате знают уже все. НИИ Казахстана работают там по программам Пентагона и на американские деньги.

Так что речь идет о долгосрочной политике. Сейчас это все более заметно. Не понятно, почему об этом не пишут российские СМИ?

— Отношения России и Казахстана в целом будут оставаться достаточно ровными, потому что вопросов, которые нас объединяют, больше, чем накапливающихся противоречий, — продолжает заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ Максим Вилисов.

«СП»: — Какие угрозы вы видите?

— Обе страны находятся под ударом из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры, в том числе на сырье, и кризиса, вызванного пандемией. И поскольку Россия тоже страдает экономически (а именно она является драйвером ЕАЭС), возможно, приоритетом Казахстана опять станет Китай. Поскольку его экономика окажется в плюсе по итогам 2020 года.

Также нельзя сбрасывать со счетов новую американскую администрацию Джо Байдена, которая активизирует системное присутствие США в Центральной Азии, что позволит властям Казахстана проводить более многовекторную политику. Это может нервировать российскую власть. Выпады в адрес Казахстана по поводу границы могут продолжиться, чтобы держать Нур-Султан в тонусе.

Также о себе все сильнее заявляет Турция. Она показала себя в Закавказье. Тема пантюркизма может быть продолжена и в направлении Центральной Азии…

Читайте также:  Можно ли поместить товары таможенного союза под таможенную процедуру реэкспорт

Так что Россию и Казахстан ждет непростой год. Наверняка будет определенное давление Москвы по линии фискальных властей. Бюджетная дисциплина ЕАЭС будет усиливаться. Возможны рабочие конфликты, связанные с соблюдением единого таможенного пространства. Думаю, материалы в связи с контрсанкциями у наших спецслужб накапливаются.

Источник



Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год

Таможенный союз представляет объединение государств с целью поддержания их экономического развития путем отмены таможенных пошлин. Результатами образования союза являются увеличение национального дохода и рост занятости.

Таможенный союз

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Кто входит в Евразийский экономический союз: перечень стран

В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

Высший совет

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Декларация о соответствии

Цели и перспективы

Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.

Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.

Анализ деятельности

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

Флаг Таможенного союза

Символика не изменилась со времен Евразийского экономического сообщества, Высшим советом ЕАЭС принято решение о сохранении желто-синего флага с изображением Евразии:

Флаг ТС

При этом активисты Евразийского движения РФ предлагают новую версию флага и эмблемы – «Пурпурное знамя» с восьмиконечной звездой в левом вернем углу:

Предлагаемый новый флаг

Фиолетовый цвет, по их мнению, очень популярен, носит диалектический характер. Звезда – возрождение, общность судеб, веру.

Преимущества участия

Союз призван наладить и упростить экономическое взаимодействие стран-участников:

  • ослабление процедур таможенного контроля;
  • координация политики в областях экономики, транспортного сообщения, энергетического снабжения и миграции;
  • унификация законодательных норм в отношении ведения деятельности на единой территории.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Источник

Таможенный союз ЕАЭС 2021

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г

Читайте также:  Когда заходит узбекистан таможенный союз

Цели Таможенного союза

Содержание

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Читайте также:  Технический регламент таможенного союза безопасность лифтов действует

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

«Таможенный кодекс ЕАЭС»

Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;

Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;

Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

Источник

Таможенные представители стран-участниц ЕАЭС подписали соглашение о сотрудничестве

9 февраля 2021 года в Государственной Думе РФ состоялось совещание по подписанию Соглашения бизнес-объединениями Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Целью Соглашения является решение задач с учетом принципа единого таможенного регулирования в ЕАЭС.

Международное соглашение было подписано между семью профессиональными объединениями, работающих в сфере оказания таможенных услуг, из трех стран-участниц Евразийского экономического союза. Наблюдателями подписания сотрудничества стали представители таможенных объединений Узбекистана и Таджикистана, которые поддержали идею налаживания диалога между таможенными службами и бизнесом, а также выразили намерение в будущем присоединиться к Соглашению.

Открыл и вел совещание Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Андрей Ветлужских. Он обозначил необходимость партнерства для создания благоприятных условий для роста торгового оборота и движения рабочей силы между странами.

«Подписание Соглашения — это шаг вперёд во взаимодействии, взаимопонимании, ускорении и облегчении таможенных процедур, что обязательно должно привести к улучшению социально-экономических условий стран ЕАЭС», — обратился к присутствующим господин Ветлужских.

Павел Корчажкин, Председатель Правления Ассоциации «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС», в своей вступительной речи рассказал об активной и систематичной работе Гильдии с Общественным Советом при ФТС России, участии с докладами в ключевых мероприятиях, посвященных таможенному регулированию в странах Евразийского экономического союза и Европы. Как сообщил Павел Корчажкин, два года назад Гильдия «Гермес», Ассоциация деловых партнёров в сфере ВЭД и Национальная Ассоциация таможенных представителей подписали трехстороннее соглашение на Международном таможенном форуме 2019. Добавил, что четвертой организацией от российской стороны к международному Соглашению присоединяется Ассоциация Саморегулируемая организация «Национальное объединение таможенных представителей» (Ассоциация СРО «НОТП).

По мнению Вадима Мацкевича, Председателя Республиканского союза участников таможенных отношений (Беларусь), посылом для такого Соглашения о сотрудничестве Ассоциаций является реализация 363-й статьи Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, устанавливающая условия взаимодействия таможенных органов с бизнесом. Практика Европейского союза и мировая практика показывают, что некоммерческое партнёрство направлено на снижение рисков нарушения таможенного законодательства. «Пока нет стандартов саморегулирования предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела в рамках Евразийского экономического союза, создание подкомитета – очень своевременная мера. Сотрудничество таможенных органов с некоммерческими партнёрствами должно дать эффект для развития интеграционных направлений. В первую очередь мы рассчитываем на организацию взаимодействия «бизнес – бизнес» членов нашего союза с бизнес-партнёрами. Также немаловажный вопрос — координация реестровой деятельности, осуществляющейся национальными таможенными администрациями. Но на повестке ЕЭК уже стоит вопрос об общем реестре, в частности, по уполномоченным экономическим операторам. Также, считаю важным, вынести тему презумпции добросовестности в сфере таможенного дела», — подытожил Вадим Мацкевич.

Также с речью выступили Сергей Борисюк, Председатель Ассоциация таможенных представителей, Председатель Совета Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков, Генеральный директор Ассоциации Деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности Вячеслав Ивин, подчеркнувшие значимость многостороннего объединения, которое позволит глубже изучить лучшие практики таможенного администрирования в странах ЕАЭС. К примеру, в Казахстане, отметил Геннадий Шестаков, нарабатывается положительная практика саморегулирования таможенных брокеров.

Евгений Кошкаров, Председатель Совета Ассоциации Саморегулируемая организация «Национальное объединение таможенных представителей», обозначил задачу по формированию экспертной рабочей группы по согласованию вопросов, касающихся классификации отдельных товаров.

По мнению Андрея Баринова, Президента Национальной Ассоциации таможенных представителей, отсутствие процедурных моментов затрудняет работу участников ВЭД, потому что многие инициативы лишены однозначных трактовок. Баринов считает, что разработка и ведение единых информационных массивов позволят выработать набор качественных и количественных критериев для измерения эффективности работы участников ВЭД.

В свою очередь Нурлан Байназаров, Заместитель директора департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии подчеркнул, что одна из задач ЕЭК — обеспечение баланса интересов бизнеса и государства в рамках нормотворческой деятельности Комиссии. По мнению Байназарова, особого внимания заслуживают пункты Соглашения о выработке согласованных позиций по актуальным вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, обмен статистическими данными, планами, документами, проведение совместных совещаний, подготовка и реализация образовательных программ для специалистов. Нурлан Байназаров выразил готовность Евразийской экономической комиссии усилить работу по совершенствованию таможенного администрирования и упрощения торгового оборота.

Начальник правового управления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Олег Полховский, подчеркнул, что для успешного преодоления текущего кризиса мировой экономики, для обеспечения новых возможностей участников ВЭД, следует в короткие сроки осуществить качественный скачок в сфере таможенного администрирования.

После подписания Соглашения Представители Ассоциаций таможенных брокеров Таджикистана и Узбекистана Фируза Махмудова и Арсен Айрапетьянц, будучи наблюдателями совещания, выразили намерение плодотворно сотрудничать с участниками Соглашения. По мнению Феликса Яшкова, Члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в ближайшее время к данному Соглашению присоединятся новые участники, представляющие интересы бизнеса в Армении и Кыргызстане.

Завершил мероприятие Леонид Лозбенко, Председатель Общественного совета при ФТС России, член Консультативной группы при Всемирной таможенной организации, словами о том, что, наблюдая конструктивное и эффективное сотрудничество бизнес-сообществ, он готов обобщать актуальные вопросы и задачи и обозначать их на уровне ВТамО.
В настоящее время идет пересмотр всех стратегических конвенций ВТамО, сообщил Леонид Лозбенко. Вскоре будут разработаны модернизированные конвенции, положения которых должны найти отражение и в кодексе ЕС, и в национальном законодательстве.
«Существует треугольник влияния, на вершине которого находится национальное правительство. Именно правительство определяет стратегию действий в каждой стране. Опирается треугольник на таможню и бизнес, которые взаимосвязаны друг с другом. Я прошу вас в вашей ежедневной работе постоянно оценивать то, что происходит в национальных таможенных администрациях. А на сегодняшний день идет скоростная цифровая модернизация по всему миру. Находясь на пороге трансформации, бизнес должен предлагать актуальные решения», — обратился Леонид Лозбенко.

Ассоциации таможенных представителей являются столпами успешного взаимодействия бизнеса и таможенных органов. Сотрудничество объединений таможенных представителей станет эффективным способом совершенствования правоотношений в области внешнеэкономической деятельности.
Подписанное 9 февраля 2021 года Соглашение между соотносится с позицией Президента РФ В.В. Путина, обозначенной им на заседании ЕАЭС, об устранении барьеров в торговле товарами, услугами и обеспечении свободного движения капитала и рабочей силы для создания общего экономического пространства. Бизнес-сообщество в лице таможенных представителей шести государств взяли на себя ответственность обеспечивать решение этих задач.

Ассоциация Гильдия «ГЕРМЕС» и интернет-портал «ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ» специально для ТКС

Источник

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России

Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).

Весной 2011 г. Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.

В сентябре 2013 года президент Армении Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза.

В Таможенный союз Россия давно приглашает и Украину, однако Киев заявляет, что готов сотрудничать с ТС в формате «3+1». При этом Украина до конца 2011 г. надеется парафировать с ЕС соглашение об ассоциации, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Подробнее о действующих и возможных членах Таможенного союза >>

20 сентября президент Украины Виктор Янукович заявил о том, что страна готова присоединиться к тем положениям Таможенного союза, которые не помешают сближению страны с Евросоюзом

«Мы готовы рассмотреть положения Таможенного союза, которые не противоречат требованиям Евросоюза, и присоединиться к Таможенному союзу в той мере, в которой это соответствует национальным интересам Украины», — сказал Янукович, выступая на форуме «Ялтинская европейская стратегия». Читайте подробнее >>

Источник