Таможенный союз какая интеграционная группировка

Основные интеграционные группировки мира

Региональная интеграция в своем развитии может быть прослежена как в странах, изначально идущих по пути рыночного хозяйствования, так и в развивающихся странах и странах с административным регулированием экономики. Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.

Для обретения нового понимания единства своего континента европейцам понадобилось пережить две мировые войны. В 1946 г. Уинстон Черчилль, возглавлявший в военные годы правительство Великобритании, заявил: «Европа должна превратиться в своего рода Соединенные штаты».

Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – организация экономического сотрудничества и развития. В том же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере. В 1949 г. был основан Совет Европы.

Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания европейского объединения угля и стали был обнародован в 1950 г., он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Тем самым резкое наращивание вооружений в целях подготовки к войне становилась невозможным.

Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Например, в начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).

С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица «экю», действующая в рамках этой системы. экю была призвана выполнять четыре основные функции: стать звеном механизма курсообразования на валютном рынке; индикатором колебаний курсов валют стран ЕС относительно друг друга; единицей платежа при кредитных операциях или интервенциях на валютном рынке, а также средством урегулирования внешнего долга страны.

В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.

Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. Переход к единому внутреннему рынку позволил уже в 1996 г. создать в Западной Европе от 200 до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 – 1,5%, снизить инфляцию на 1 – 1,5 %, увеличить промышленный экспорт на 20 – 30%, сократить разрыв внутренних цен в разных странах ЕС с 22,5% до 19,6%, привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.).

Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.

С 1993 г. действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.

Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

В качестве «пропускных критериев» участия в зоне евро были установлены следующие:

Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП. Государственный долг не более 60% к ВВП. Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет. Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества – интегрировали свои экономики и рыночные инфраструктуры в Европейский Союз.

Сегодня на долю Европейского союза приходится примерно 20 % мирового ВВП (в том числе на долю 11 стран-участниц валютного союза – 15, 5 %), более 40 % мировой торговли. С одной стороны, Европейский союз вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет Европейского союза достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Европейского союза создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

В ближайшие годы произойдет самое большое расширение ЕС за всю его историю. В первую группу новых членов войдут 6 стран — Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Кипр. Одновременно было объявлено о начале переговоров со второй группой стран, в состав которой включены Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария и Мальта. Европейский союз на пороге вступления новых членов вновь поставлен перед дилеммой: расширение или углубление. Эти полярные тенденции развиваются одновременно, и каждая имеет свое объяснение: расширение отражает процесс мировой глобализации, углубление определяет внутреннюю стабильность ЕС. Таким образом, обе являются неразрывными элементами европейского интеграционного процесса.

Политико-экономические, а также организационные аспекты создания экономического и валютного союза представляют несомненный интерес и для Союзного государства России и Беларуси, прежде всего, с точки зрения возможностей использования наработанного в Европейском Союзе опыта решения возникающих проблем в процессе поэтапного перехода к единой валюте.

С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989 г. создано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), которое включает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся район мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. За время существования АТЭС средние таможенные тарифы стран сообщества сократились с 15 до 9%. Доля американского экспорта в этом регионе выросла до 70%, Китая – 74%, Японии – 71%. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2010 г. – для развитых стран региона, к 2020 г. – для развивающихся стран.

Россия была принята в члены организации в 1997 г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболее динамичного района мира. Более того, под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады – 5%.

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. С 1994 г. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 393 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,6 трлн. долл.

Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное – демонтируются не только таможенные барьеры. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров – сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.), которые неминуемо будут сопровождать начальный период становления организации. Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к социальной сфере, таких, как безработица, образование, культура и т.д. В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов.

Читайте также:  Пдд таможенный союз

Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины.

Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Предполагается, что все три американских автогиганта «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторз» благодаря интеграции в рамках сообщества в ближайшие годы смогут расширить производство и сбыт и повысить свои прибыли на 4 – 10%. Мексиканские нефтяные скважины обеспечивают США поставку нефти с низкими транспортными расходами. Экспорт США в Мексику растет в 3 раза быстрее, чем в другие страны мира.

Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады – 20%. Во внешнеторговом обороте США это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в Европейском Союзе, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции во внешнеторговом обороте Германии соответственно – выше 10%. Лишь в конце 80-х годов в Канаде пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю американских. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8,7% в 1994 г., 9,3% в 1995 г. и 7,4% (что составило 180 млрд. долл. США) в 1996 г. Значительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышленности.

США продолжают оставаться как самым крупным иностранным инвестором в Канаде, так и крупнейшим реципиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половины всех исходящих канадских инвестиций.

Создание НАФТА привело к более значительным изменениям в движении капитала между Канадой и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились, концентрируясь в таких сферах, как горнодобывающая промышленность, банковское дело и телекоммуникации, в то время как мексиканские инвестиции в Канаду, хотя и носят постоянный характер, но все еще значительно отстают в размерах.

Мексика связывает с НАФТА большие надежды и рассчитывает, резко ускорив темпы и качество экономического роста, через 10 – 15 лет приблизиться по уровню социально-экономического развития к промышленно развитым странам. Введена система мер по либерализации финансовой сферы, начался интенсивный приток иностранных инвестиций. Проводимая в Мексике политика по привлечению иностранных инвестиций позволила получать ежегодно в виде прямых иностранных инвестиций свыше 12 млрд. долл., по предварительным данным в 2001 г. общий объем накопленных прямых инвестиций превысит 100 млрд. долл., что составит около 65% уровня Канады. Это лучший результат среди развивающихся стран.

В настоящее время уже просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к данной экономической группировке. На встрече лидеров 34 стран Западного полушария в Майами в 1994 г. принято решение о создании к 2005 г. зоны свободной торговли обеих Америк (ТАФТА). В 1997 г. экспорт США в страны Латинской Америки и Карибского региона рос в 3 раза быстрее (17%), чем в другие регионы мира (5,6%). Учитывая высокие темпы развития латиноамериканских стран в последние годы, можно предполагать, что в начале XXI в. в Западном полушарии появится самый крупный в мире экономический блок, который превзойдет по своим масштабам ЕС.

Экономическая интеграция развивающихся стран отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных производительных сил. Примерами таких интеграционных группировок являются: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Общий рынок арабских стран, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Таможенный союз Центральной Африки (ТЭСЦА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), МЕРКОСУР (интеграция стран Южного конуса). Дадим их краткую характеристику.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл.

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

Конец XX в. отмечен началом интенсивного взаимодействия стран Восточной Азии по формуле 7 + 3 (страны АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная Корея). На долю указанных государств приходится 32% мирового населения, 19% мирового ВВП, 25% экспорта и 18% импорта, а также 15% притока прямых иностранных капиталовложений.

Не остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Механизмы и специфику развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве рассмотрим ниже.

Основные интеграционные группировки

Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.

Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса (табл. 12.2).

Таблица 12.2 – Уровень развития интеграционных объединений

Уровень Название и год создания Страны – члены
Преференциальное торговое соглашение 1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и странами бывшего СССР, 1994 г. ЕС, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина
2. Соглашение об ассоциации с ЕС, 1991-1995 гг. Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения
Зона свободной торговли (ЗСТ) 1. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), 1960 г. Австрия, Великобритания, Дания, Швейцария, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Португалия, Норвегия, Швеция. В 1972 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция.
2. Балтийская ЗСТ, 1993 г. Эстония, Латвия, Литва
3. Вышеградская четверка, 1990г. Венгрия, Польша, Чехия, Словения
4. Центрально-Европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА), 1992г. Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия
5. Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, 1994г. Канада, Мексика, США
6. Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, АНЦСЕРТА, 1983 г. Австралия, Новая Зеландия
7. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, АТЭС, 1989 г. 21 страна-участница Азии, Северной и Южной Америки: Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Индонезия, Гвинея, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Китай, Юж.Корея, Япония, США, Канада, Чили; с 1997 г. – Вьетнам, Перу, РФ
Таможенный союз 1. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), 1961 Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа
2. Арабский общий рынок, 1964г. Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен
Общий рынок 1. Латиноамериканская ассоциация интеграции, ЛАИ, 1960 г. Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла, Парагвай
2. Общий рынок Южного конуса, МЕРКОСУР, 1991 г. Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай
3. Карибское сообщество и Карибский общий рынок, КАРИКОМ, 1973 г. Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго – 13 государств
4. Андская группа, 1969 г. Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла
5. Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, «нефтяная шестерка», 1981 г. Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ
6. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН, 1967 г. Индонезия, Филиппины, Бруней, Сингапур, Малайзия, Таиланд; с1995 г. Вьетнам
Экономический союз 1. Европейское экономическое сообщество, ЕЭС, 1957 г., с 1993 г. – Европейский союз, ЕС Австрия, Бельгия, Ве-ликобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Чехия, Эстония, Болгария , Румыния.
2. Экономический союз, Бенилюкс, 1948 г. Бельгия, Нидерланды, Люксембург
3. Содружество независимых государств, СНГ, 1992 г. Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан
4. Союз Арабского Магриба, САМ, 1989 г. Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис
5. Западноафриканский экономический и валютный союз, ЮЭМОА, 1994 г. Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигерия, Сенегал, Того
6. Сообщество развития Юга Африки, САДК, 1973 г. Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, Замбия и Зимбабве, ЮАР, Мавритания
7. Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, 1975г. Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д’Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того – 16 стран
8. Экономическое сообщество стран Центральной Африки, КЭЕАС 11 стран-участниц

Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили на­меченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамерикан­ский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь.

Согласно статистике, на страны, входящие в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира, основная часть международной торговли – около 7 трлн. долл. – и межстранового движения капиталов — около 0,6 трлн.долл. Наиболее крупные интеграционные группировки включают в себя десятки стран, так, ЕС – 27 стран, АТЭС – более 20.

Таблица 12.3 – Основные интеграционные группировки в мире

Название и дата создания Участники Форма интеграции Экономический потенциал
Европейское эконо-мическое сообщество (ЕЭС), 1957-1992гг., с 1992г. -Европейский Союз (ЕС) Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Чехия, Эстония, Болгария , Румыния Экономический и валютный союз – наиболее зрелая интеграционная группировка • 450 млн. чел.; • 27% мирового ВВП; • около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услу- гами; • 46% и 21% в экспор- те и импорте прямых иностранных инве- стиций (ПИИ) соот- ветственно
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), 1989г. Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа -Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония Зона свободной торговли (в стадии становления) • 2,6 млрд. чел.; • 60% мирового ВВП; • 47% мировой тор- говли; • самый динамично развивающийся регион
Североамериканское соглашение о сво-бодной торговле (НАФТА), 1994г. Канада, Мексика, США Зона свободной торговли • 430 млн.чел.; • 40% мирового ВВП; • 20% мировой торговли.
МЕРКОСУР (Рынок Южного Конуса – пер. с испанского), 1991г. Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай Таможенный союз (формирование общего рынка к 2006г.) Зона свободной торговли с Чили и Боливией • 226 млн. чел.; • 5,8% мирового ВВП; • 1,2% мировой торговли.
Содружество неза-висимых государств (СНГ), 1991г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Мол-давия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина Зона свободной торговли (недостаточно оформленная). • 280 млн. чел.; • 5,9% мирового ВВП; • 2,3% мировой торговли.
БРИКС (до 2011 – БРИК) – заявляют о себе как политический союз 2006 г. группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика Скоро будут созданы: · Пул валютных резервов (как замена МВФ) · Банк развития стран БРИКС (как замена Всемирному банку) Начать работу структуры планируют к 2015 году [10] . 43% численности населения;
Читайте также:  Кто является объектами технического регулирования технического регламента таможенного союза

VI саммит БРИКС (Форталеза и Бразилиа, 15-16 июля 2014)]

Саммит глав государств БРИКС с участием Владимира Путина прошел 15-16 июля в бразильских городах Форталеза и Бразилиа. Страны-члены БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Подписано Соглашение об учреждении Нового банка развития и договор о создании пула условных валютных резервов стран-членов БРИКС Предельный размер уставного капитала Банка развития составит $100 млрд. Из этой суммы половина будет распределена между странами БРИКС.

Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более конкурентоспособной, надеются российские лоббисты этой идеи. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на трех континентах.

Договор о пуле условных валют, а точнее Резервный фонд БРИКС, будет иметь функции, схожие с МВФ. В случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам-членам БРИКС, которые испытывают проблемы с платежными балансами. «Это весьма актуальная проблема в условиях волатильности мировой экономики и резкого перетока капиталов из развитых стран в новые экономики, в том числе в экономики стран БРИКС, и обратно. Именно такие резкие движения капиталов и могут породить проблемы с платежными балансом. Так что создаваемый пул условных валютных резервов будет серьезным амортизирующим механизмом в этой ситуации».

Капитал фонда, то есть объем ресурсов пула условных валютных резервов БРИКС, составит $100 млрд. Размер странового взноса в фонд был предметом спора с 2012 г. Но принципиальный подход таков: взнос должен соответствовать размеру экономики страны. Это традиционный подход, действующий, например, в Евразийском экономическом союзе: в нем основной донор – Россия. В БРИКС основную финансовую нагрузку возьмет на себя Китай, вторая экономика мира. Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай, в случае необходимости, получит не $41 млрд, а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран – единице. «То есть $18 млрд. – наша доля, и мы $18 млрд. можем получить», – уточнил Силуанов. Центробанки БРИКС будут сохранять свои доли в составе своих золотовалютных резервов. Выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Глава Минфина подчеркнул, что пул будет использовать два инструмента – один превентивный инструмент для поддержания ликвидности в кризисное время и один – постфактум.

Каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с оттоком капитала, давлением на валютных рынках и резким снижением курса национальной валюты. Вместе с тем министр оговорился, что «никаких определенных критериев (для получения ликвидности) нет». Страна – член БРИКС будет иметь право не участвовать в формировании фонда. Глава Минфина добавил, что документ, который планируют подписать лидеры БРИКС, – это рамочное соглашение, не влекущее за собой прямых обязательств.

На некоторую аморфность структуры БРИКС и рекомендательный характер решений указывают и российские эксперты. По данным Всемирного банка, суммарный ВВП стран БРИКС в 2013 г. составил $15,75 трлн., или около 18% мирового ВВП, население пяти стран – 3 млрд. человек. «При этом темпы роста развивающихся стран, даже с учетом текущего замедления, все равно значительно выше, чем в США и большинстве европейских стран. С течением времени с этим блоком все больше придется считаться», — говорит Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари».

Сейчаc страны БРИКС действительно озабочены спадом своих экономик, но саммит поможет сплотить ряды, нарастить товарооборот и поднять значимость организации на международной арене», — сказал «Газете. Ru» Джейшри Сенгупта, старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью Дели (Индия). «Создание Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а видимый результат сотрудничества, которое активно развивается по трем десяткам направлений», — солидарен бразильский шерпа Граса Лима. По его словам, «сейчас было бы, возможно, преувеличением, но отнюдь не абсурдом говорить о рождении новой международной финансовой системы», сравнимой с той, что была создана в Бреттон-Вудсе в 1944 г. и в главных чертах действует по сей день.

Наиболее ощутимую выгоду от создания финансовых институтов БРИКС получит, прежде всего, Россия. И дело не в том, что Россия нуждается в стабилизационных кредитах, а в том, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами. «Такая необходимость продиктована обострением политической ситуации в мире и агрессивной риторикой США и ЕС в отношении Москвы», — добавляет Желаннова из «Альпари».

На Саммите было подтверждено решение о создании сетевого Университета БРИКС.

Что такое таможенный союз?

Так называемые таможенные союзы известны в истории человечества с незапамятных времен. Как только появились границы и необходимость перемещения через них товаров, люди задумались о том, как сделать этот процесс проще и выгоднее для всех сторон торговых сделок. Так что нет ничего удивительного в том, что на постсоветском пространстве после развала СССР также возникла такая потребность.

История создания

Уже в середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о создании такого союза между бывшими советскими республиками, которые получили независимость. Их экономики были существенным образом интегрированы в общую экономическую схему, а потому после краха СССР столкнулись с большими проблемами.

В итоге в начале 1995 года соответствующее соглашение впервые заключили Российская Федерация и Республика Беларусь, а через несколько дней Соглашение о создании Таможенного союза подписал и Казахстан. К этому времени стало понятно, что восстановить единое экономическое пространство на новых условиях на территории бывшего СССР не удается, а потому решили ограничиться хотя бы общими правилами беспошлинной торговли.

На протяжении длительного времени предпринимались попытки применить на практике правила торговли, прописанные в данном соглашении. К нему также присоединились Таджикистан и Кыргызстан, и уровень торговли поначалу показывал положительную динамику. Однако затем все процессы забуксовали по простой причине – исполнительская дисциплина принятых в рамках ТС решений была крайне низкой.

Через пять лет была предпринята попытка создать из стран-участниц ТС Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), котором РФ уже отводилась лидирующая роль. Из 100 возможных голосов она получила 40. Тем самым авторы концепции попытались избежать прежних ошибок. Но это все равно не помогло, и принятые решения по-прежнему исполнялись довольно вяло. В частности, некоторые участники ЕврАзЭС продолжали устанавливать свои собственные таможенные тарифы.

В попытке сформировать новое объединение – Единое экономическое пространство прежние участники ТС (Россия, Беларусь и Казахстан) пригласили в него Украину, однако и этот союз не заладился.

И только 6 октября 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан в Душанбе подписали документы о формировании новой версии ТС и перешли к созданию единой таможенной территории. Это соглашение заработало достаточно эффективно, были разработаны и подписаны многие документы (например, Таможенный кодекс ТС и единый регламент о безопасности продукции). Все они продолжают работать и сейчас, когда ТС начал действовать в рамках созданного в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

С 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан объединились для того, чтобы при осуществлении взаимных торговых операций действовали правила единой таможенной территории, отсутствовали таможенные пошлины и не вводились никакие ограничительные экономические меры.

Все основные цели и задачи были четко сформулированы в подписанных всеми участниками документах ТС:

  • единый порядок таможенного контроля для товаров, которые перемещаются через границы стран-участников ТС;
  • введение единых правил и процедур оформления и контроля товаров на таможне;
  • единый порядок маркировки и перемещения подакцизных товаров;
  • наведение порядка и контроля на внешних границах ТС;
  • общая методика таможенной статистики;
  • общие правила перемещения товаров и валюты физическими лицами, которые проживают на территории государств в рамках ТС;
  • создание условий для использования унифицированных электронных документов и т.д.

Все эти меры была направлена на то, чтобы обеспечить свободное движение товаров между странами-участниками ТС и наиболее благоприятные условия торговли с третьими странами. Ведь в договоре о создании ТС прописана в том числе и необходимость единого торгового режима в отношениях с третьими странами с применением единого таможенного тарифа.

Практика применения таможенных соглашений

Предпринятые в 2007 году действия по подписанию нового договора о ТС оказались более успешными. Определенные противоречия между участниками соглашения все же остались, и полной экономической интеграции не произошло, однако применение таможенных соглашений на этот раз оказалось выгодным для их участников.

Внутри Таможенного союза бюрократические процедуры перемещения товаров через границы существенно упростилась, а за счет конкуренции улучшилось их качество. За счет упрощения и регулирования таможенных процедур всем странам удалось значительно нарастить товарооборот. Более того, они нарастили и объемы внешней торговли (например, Беларусь – почти на четверть).

Таможенный союз и ВТО

Если любые таможенные союзы создают определенные преференции для их участников и льготные условия для перемещения товаров между ними, то Всемирная торговая организация (ВТО), напротив, сориентирована на то, чтобы у всех были равные условия, без всяких преференций. Это неизбежно должно было привести к определенным проблемам и нестыковкам документов ТС и ВТО. К тому же соглашение с ВТО охватывает более широкий круг вопросов, чем таможенное регулирование.

Чтобы подготовиться к возможным проблемам и предусмотреть пути их решения, еще накануне вступления России в ВТО руководители государств-участников ТС в мае 2011 года подписали специальный договор, в котором и были прописаны предполагаемые шаги по решению потенциальных проблем. В частности, устанавливалась обязанность привести ставки Единого таможенного тарифа (ЕТТ) в рамках ТС в соответствии с требованиями ВТО. Необходимость подписания такого дополнительного соглашения в рамках ТС вызвана тем, что члены союза вступают в ВТО не одновременно.

Впрочем, ничего экстраординарного в одновременном действии правил ТС и ВТО нет, в мировой практике немало таких ситуаций. Скажем, США, Канада и Мексика в свое время вместе с правилами ВТО руководствовались в своих действиях еще и региональным соглашением НАФТА.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.

Читайте также:  Сертификация таможенного союза сроки действия

Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.

Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.

Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.

Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.

Зона свободной торговли; таможенный союз общий рынок; экономический и валютный союз

Международная экономическая интеграция – процесс объединения экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между компаниями. Это мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок.

Международная экономическая интеграция – объединение экономик в единый хозяйственный комплекс, имеющее в качестве основных результатов:

  • Образование целостных межгосударственных хозяйственных комплексов;
  • Наличие наднациональных или межгосударственных институтов управления;
  • Единую валютную систему;
  • Единую социально-экономическую инфраструктуру;
  • Общие финансовые фонды;

Движущая сила международной экономической интеграции – фирмы, заинтересованные в достижении оптимального масштаба деятельности.

Организация международной экономической интеграции имеет следующие преимущества дляэкономики:

  • снижение издержек производства и сбыт товаров и услуг;
  • расширение рынков сбыта, что создаёт предпосылки для оживления международной торговли;
  • растущая ёмкость рынка, что позволяет увеличивать расходы на НИОКР;
  • реорганизация товаров и услуг и, как следствие, оживление экономики.

Преимущества экономической интеграции для членов:

  • отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране;
  • рост преимуществ узкой специализации экспорта за счёт эффекта масштаба;
  • рост степени ценовой конкурентоспособности за счёт устранения тарифных и не тарифных барьеров.

Основная проблема для стран – участниц международной экономической интеграции – определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование.

Возможны 4 главные формы международной экономической интеграции:

Первые 3 формы международной интеграции в данном списке охватывают сферу обмена и обеспечивают равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчётов.

Последняя же форма подразумевает организацию высокоразвитых, прочных, долговременных внешнеэкономических и политических связей между странами – членами договора.

Зона свободной торговли – начальная форма экономической интеграции, при которой отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины для стран – участниц интеграционной группировки (иногда таможенные пошлины только снижаются).

Основные положения соглашений об организации зон свободной торговли:

  1. обязательства сторон не превышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры;
  2. возможность дополнительных соглашений, при которых стороны могут расширить на определенный срок при взаимосогласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер.

Таможенный союз– форма более близкого сотрудничества, для которой свойственны положения зон свободной торговли, а также установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Основные принципы организации таможенного союза:

  1. скоординированная внешнеторговая политика в области таможенно-тарифных правил и процедур;
  2. более привлекательные условия для иностранных инвесторов;
  3. возможность введения единой конвертируемой валюты и функционирования расчетной денежной системы.

При установлении более высокого тарифа на товар по сравнению со средневзвешенным страны-участницы ограничивают внешние источники с целью развития внутрисоюзных ресурсов.

При установлении тарифа на товар ниже средневзвешенного страны-участники создают условия для усиления конкуренции с целью обеспечения стимулов для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции.

Общий рынок – форма дальнейшей интеграции стран с подписанием договора, знаменующего «4свободы» пересечения границ:

  • для товаров;
  • услуг;
  • капиталов;
  • рабочей силы.

Экономический и валютный союз – высшая форма организации мировой экономической интеграции, при которой договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран полностью отвечает указанным признакам – это Европейский Союз (ЕС). Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Например, в странах Азии, Африки и Латинской Америки в настоящее время насчитывается более 20 региональных группировок. И хотя формы и сферы их сотрудничества разнообразны, не все группировки имеют интеграционный характер.

Основными интеграционными группами в мировой экономике являются:

1. Европейский Союз – экономический и политический союз 27 государств Европы, которые осуществляют тесную координацию внутренней и внешней политики, создают единое экономическое и политическое пространство.

Европейский Союз, который был создан в 1992 г., стал завершением длительного процесса первоначально западноевропейской интеграции, начавшегося 40 годами ранее – в начале 50-х гг. ХХ в.

2. НАФТА – зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой (с 1994 г.)

3. МЕРКОСУР – крупнейший торгово-промышленный союз в форме общего рынка между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Урагваем.

4. АСЕАН – интеграционное объединение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, созданное в 1967 г. в составе стран: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В настоящее время к этому списку добавились: Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам.

5. АТЭС – организация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, учрежденная в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона: Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. Позже добавились Вьетнам, Перу и Россия.

Особенности функционирования таможенного союза как интеграционной группировки.

Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз — это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

· снятие внутренних таможенных границ между странами — членами союза;

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

· унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

· введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

· создание общей системы преференций.

Финальной стадией формирования Таможенного союза является провозглашение единой таможенной территории и создание согласованной системы управления таможенными, внешнеторговыми органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом.

Условия и предпосылки интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира заключаются в следующем:

· Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран.

Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми странами, либо между развивающимися странами. Внутри групп как развитых, так и развивающихся стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.

· Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений в мире изначально охватывало несколько соседних стран, расположенных на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих достаточно развитые транспортные коммуникации. Географические особенности, например, форма рельефа может экономически как объединять, так и разъединять страны. Например, горный рельеф западной части Латинской Америки, в совокупности со слабой обустроенностью транспортной инфраструктуры, в течение длительного времени являлся существенным препятствием на пути интеграции стран-членов Общего рынка южного конуса (МЕРКОСУР) [37].

· Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок.

После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные (переориентацией экономических связей стран, входящих; в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

Таможенный союз, как и другая любая форма экономической интеграции, ставит перед собой следующие основные цели:

1. Использование преимуществ экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций.

2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Здесь важно укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

3. Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

4. Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности, так как для них возникает более широкий региональный рынок.

Критерии экономической эффективности таможенного союза.

При формировании таможенных союзов страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создать благоприятную среду для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран. Кроме того, интеграционное взаимодействие позволяет странам-участницам совместно решать наиболее острые социальные вопросы, такие как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику.

Более того, мировой опыт свидетельствует о том, что таможенные союзы способствуют укреплению не только экономических, но и политических отношений, что служит дополнительным фактором для укрепления и интенсификации экономических взаимоотношений.

Можно сделать следующие выводы относительно благосостояния стран в результате интеграции:

1) наличие большого количества стран, входящих в блок, повышает возможность ликвидации неэффективных производителей за счет внутренней конкуренции;

2) конкурирующий, но не дополняющий характер взаимодействия экономии облегчает специализацию в производстве и развитие торговли