Таможенный союз и единое экономическое пространство перспективы развития

Таможенный союз и единое экономическое пространство перспективы развития

Библиографическая ссылка на статью:
Дробот Е.В., Мелентьев В.В., Артёмкина А.С. Перспективы расширения Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС и формирование ЕАЭС // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/12/2164 (дата обращения: 13.04.2021).

Официальные лица государств-участников Таможенного союза (ТС) неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ [1]. На сегодняшний день в ЕврАзЭС входит 8 стран, из которых 3 являются участниками ТС и ЕЭП. Кандидатами на вступление в Таможенный союз являются Украина, Киргизия, Таджикистан, Сирия, Республика Абхазия (частично признанное государство), Республика Южная Осетия (частично признанное государство). В 2014 году к этому списку добавился Египет. Украина и Молдавия подписали с ЕЭК Меморандум об углублении взаимодействия. Согласно данному документу, страны получают возможность присутствовать на открытых заседаниях Высшего евразийского экономического совета и назначить своего представителя при ЕЭК. Также страна получает доступ к информации и решениям, принимаемым и обсуждаемым в ТС и ЕЭП.

Самыми ожидаемыми членами в ТС, а в будущем ЕАЭС, являются Киргизия и Таджикистан. Особое внимание на протяжение долгого времени уделялось Украине, однако в связи с сложной политической обстановкой в этой стране вопрос остаётся неопределённым.

Согласно последним данным опубликованным в СМИ вопрос о вступлении Киргизии в ТС затягивается из-за нежелания Таможенного союза принять страну на льготных условиях (предоставление дополнительных преференций) [2]. Киргизия не готова вступать в ТС на равных условиях, боясь потерять выгодную возможность торговли с Китаем. Наличие у Киргизии двусторонних соглашений с КНР даёт возможность практически беспошлинно ввозить на свою территорию определённые группы товаров и осуществлять реэкспорт Китайской продукции по территории СНГ. Власти Таджикистана проявляют особый интерес к данному интеграционному объединению. 18 мая 2012 года министр иностранных дел Хамрохон Зарифи заявил: «если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз» [2]. На сегодня Душанбе так и не определилось со своей позицией относительно интеграции в ЕАЭС. Таджикистан предпочитает пока присматриваться к евразийскому пространству, не отрицая своего возможного вступления в объединение. Обе страны: Киргизия и Таджикистан на сегодня являются членами ЗСТ в рамках ЕврАзЭС.

10 октября2014 г. главы государств подписали договор о присоединении Армении к ЕАЭС, договор вступит в силу в 2015 году. Развитие экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения обусловлено исторически сложившимися тесными и многосторонними производственными и научно-техническими связями, совместными стратегическими интересами. За последние годы взаимная торговля России и Армении показывала положительную динамику. Внешнеторговый оборот за 2013 год вырос на 8,1%. Структуру взаимной торговли по основным товарным группам можно посмотреть на слайде. На протяжении последнего года Армения была самым желанным кандидатом для вступления в ТС. Присоединение этой страны к ЕАЭС выглядит достаточно перспективным и многообещающим.

Аналитики Центра интеграционных исследований Евразийского банка считают, что после присоединения Еревана к союзу «тройки» дополнительный рост ВВП Армении составит около 4% в год. Среди основных выгод Армении от вступления в ЕАЭС эксперты также называют вхождение в единый рынок труда. С нашей точки зрения по мимо перечисленного Армения, как и другие страны-участницы, получит доступ к российскому сырью на льготных условиях, а также доступ к Евразийскому банку чьи средства в большей мере формируются за счет нашей страны.

На 1 января 2015 года запланировано создание Евразийского экономического союза. ЕАЭС — экономический союз государств Единого экономического пространства: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Армении. Евразийский экономический союз как более глубокая форма интеграции включает единые тарифы, единые технические регламенты, гармонизацию трудового законодательства, гармонизацию миграционного законодательства, единую банковскую систему и единую валюту, укрепление внешних границ. Создание Евразийского экономического союза даст импульс для углубления внутрисоюзной интеграции, усиление взаимодействия в области НИОКР, обмен научными технологиями, совместные инвестиционные проекты. При дальнейшей валютной интеграции планируется создать «Евраз» или «евразийский рубль», единую межнациональную валюту, которая позволит отказаться от Американского доллара (внутри союза) и сделать союз более независимым. Россия, Белоруссия и Казахстан обсуждает создание общих ТНК, планируя сделать ставку на машиностроение, высокие технологии и добычу полезных ископаемых. Создание нового уровня интеграции позволит защитить общие экономические интересы всех стран-участниц. В процессе создания Евразийского экономического союза учитывается опыт и ошибки Европы. Создан Антикризисный фонд при ЕАБР и Центр высоких технологий ЕврАзЭС, который на сегодняшний день функционирует в рамках сообщества. Если рассматривать перспективы интеграционных процессов ЕАЭС в рамках ЕврАзЭС, то здесь ситуация выглядит достаточно рациональной и многообещающей. Объединение с ближайшими соседями, которые в то же время являются крупнейшими торговыми партнёрами нашей страны, даёт нам возможность соединить общие усилия, направив их на достижение определённых экономических целей.

Также стоит учитывать взаимозависимость всех экономик стран-участниц друг от друга. При наличии общего рынка, ухудшение экономической ситуации в одной стране, «тянет» за собой экономики всех остальных участников. Ярким примером тому служит кризис Греции 2008 года, который оказал влияние на экономику всего Европейского союза. Членство стран в наднациональных интеграцион­ных органах (Евросоюз, НАФТА, АТЭС, ЕврАзЭС) предполагает ограничение экономического и политического суверенитета страны.

Экономическая жизнь сложна и разнообразна, она развивается по объективным законам, действие этих законов зависит от поведения людей. Будем надеется, что наше многоуважаемое Правительство создавая столь мощное интеграционное объединение с другими странами-участницами будет преследовать не только политические, военные и геостратегические цели, но и всерьёз задумается о развитии тесных экономических связей (именно те экономические связи, которые мы потеряли после развала СССР). В особенности это касается развития сотрудничества в отстающих для нашей страны отраслях: машиностроение и т.д. Оценит предпринятые действия время.

Источник



Таможенный союз ЕАЭС 2021

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г

Цели Таможенного союза

Содержание

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Читайте также:  Таможенная территория союза и таможенная граница союза статья

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

«Таможенный кодекс ЕАЭС»

Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;

Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;

Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

Источник

Проблемы и перспективы развития Таможенного союза и Единого экономического пространства

Евразийское экономическое сообщество в настоящее время является наиболее многочисленным (по составу участников) объединением формальной интеграции на постсоветском пространстве.В нее входят страны, официально сделавшие выбор в пользу создания наднациональных органов и продвижения по пути формирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Это объединение прошло длительную эволюцию от Соглашения о Таможенном союзе, подписанного в Москве 20 января 1995 г. Россией, Беларусью и Казахстаном, последующего присоединения к ней Кыргызстана и Таджикистана, через институциональное оформление путем создания организации Евразийское экономическое сообщество в октябре 2000 г. до последнего расширения, когда ее членом стал Узбекистан (решение об этом было принято на заседании Межгосударственного совета в Санкт-Петербурге 25 января 2006 г.). Однако движение по пути интеграции в ЕврАзЭС нельзя назвать однонаправленным.

Основная цель создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, а затем и Евразийского экономического союза — укрепление интеграционных отношений между тремя республиками (на начальном этапе).

С 1 января 2012 года началась реализации нового проекта — Единого экономического пространства, который призван повысить устойчивость национальных экономик в условиях усиливающейся глобальной и региональной конкуренции. В рамках ЕЭП создаются новые механизмы для принятия общих решений и выработки совместных позиций, не ущемляющих интересов какого-либо государства из участников интеграции.

К процессу формирования ЕЭП применима концепция двух этапов. На первом страны-участницы могут ориентироваться на соглашение по модели НАФТА, где отсутствуют централизованные институты или самостоятельные наднациональные регулирующие органы, а затем, на втором этапе, могут переходить к интеграционному проекту по модели ЕС. Соответственно, такой подход предполагает два уровня интеграции: первый — единый рынок без единой валюты и без единой экономической политики, второй — полная координация экономической политики фактически федеративными структурами.

В этой связи на уровне Комиссии Таможенного союза и других руководящих структур ЕЭП необходимо решить такиепринципиальные вопросы, связанные с интеграцией:

  • координация макроэкономической политики стран участниц. Это, безусловно, необходимое предварительное условие рыночной интеграции;
  • институциональная схема, выходящая за рамки ЕЭП в плане структур, полномочий, финансирования, юрисдикций и пр. Особое значение будут иметь структуры, составляющие правовой механизм для разрешения споров, что пока не нашло отражения;
  • процедура консультаций. Например, модели ЕС и НАФТА создавались при активном участии и во взаимодействии с организациями деловых кругов, правовыми институтами и общественными организациями;
  • финансирование институтов ЕЭП и сопутствующих расходов при реализации программы;
  • создание самостоятельных регулирующих органов для определения технических стандартов и контроля над естественными монополиями;
  • политика по развитию рынков и поощрению конкуренции. Тем самым будут определены характер и направленность слияний и приобретений, а также позиция ЕЭП в отношении малого и среднего бизнеса;
  • сроки и условия вступления в ВТО. Это будет иметь серьезные последствия для экономической активности в странах-участницах;
  • единые подходы в других областях, особенно в сферах занятости, охраны окружающей среды и безопасности.

Для стран ЕЭП обладание богатыми природными ресурсами и вместе с этим наличие отсталой базы для их переработки определили формирование соответствующей структурной политики, нацеленной на приоритетное развитие сырьевого сектора в ущерб другим секторам и сферам экономики. В сложившейся ситуации в рамках ЕЭП страны-участницы, имеющие одинаковые проблемы, обладают наиболее реальными перспективами использовать преимущества сложившейся специализации, прежде всего, в освоении рынка ближнего зарубежья (т. е. СНГ).

Однако, несмотря на общность экономических проблем стран Таможенного союза, наличие национальных стратегий модернизации и необходимость создания в кратчайшие сроки ЕЭП, в программных документах ЕврАзЭС не обозначена необходимость перехода к инновационной экономике как цели программ модернизации общего интеграционного пространства. Поэтому должна быть разработана концепция создаваемого инновационного пространства, объединяющая научную сферу, образование и инновации стран ЕЭП, в которой были бы обозначены сроки (или этапы) модернизации, предполагаемая структура экономики и источники инвестирования инноваций.

Также представляется необходимым сформировать комплексную программу исследований повопросам, которые составляют внастоящее время предмет озабоченности национальных правительств, деловых структур, организаций гражданского общества ииных объединений поотношению кпроекту формирования ЕЭП. Основные виды исследовательских материалов могут быть определены следующим образом:

  • Материалы повопросам политики, где должны содержаться определения политических решений, описания ихвозможных последствий иоценки ихполезности. Желательно, чтобы такие материалы опирались наотраслевые исследования, экономическое моделирование иоценки последствий.
  • Исследования вобласти инфраструктурыпоспециальным вопросам формирования интегрированной инфраструктуры врамках ЕЭП сособым акцентом напотребности развития экономического ипроизводственного потенциала вотсталых изависимых районах взоне ЕЭП. Вслучае ЕЭП это имеет большее значение, чем применительно кЕС.
  • Отраслевые исследованияпозапросам отдельных отраслей экономики, рассматривающие комплекс вопросов сцелью определить подходящую модель действий.
  • Экономическое моделированиеприменительно кширокому кругу специальных макроэкономических или отраслевых вопросов.
  • Прогнозирование иоценки рисков, направленные наизучение последствий политических или правовых решений вобласти социальных отношений, занятости, окружающей среды ииных неэкономических сферах.
  • Изучение существующего опыта(case studies) других стран всходных ситуациях сцелью информирования участников проекта ЕЭП овозможных проблемах иопробованных вариантах ихрешений.
  • Отдельные документы, направленные нарешение экстренных или неожиданно возникших проблем.

С образованием ЕЭП создается общий рынок почти в 180 млн. человек с совокупным ВВП в 2 трлн. долларов и товарооборотом в 900 млрд. долларов. Страны — участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР.

Разница в объемах поставок товаров, млрд. долл. США

Рисунок 1. — Разница в данных таможенной статистики ТС и третьих стран.

Таможенный союз при правильном распределении потенциалов (ресурсов) позволит трем странам к 2016 году увеличить ВВП на 15%, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1—2% в год и заработают более 400 млрд. долларов.

Таким образом, в обеспечении прочности и устойчивости создаваемой интеграционной конструкции на Россию ложится не только значительная доля ответственности, но и неизбежные, особенно на первом этапе, дополнительные расходы. При этом следует иметь в виду, чтоинтеграция — это, прежде всего, процесс оптимизации существующей экономической инфраструктуры объеди­няющихся государств и увеличение совокупного их ресурса,что повышает устойчивость и динамизм общей экономической системы.

Читайте также:  Договор о таможенном кодексе евразийского экономического союза беларусь

1. Курбонов С.Р. Таможенный союз ЕврАзЭС -начало глубокой интеграции на постсоветском пространстве. Экон. науки. 2010. 66. С. 282.

2. Мясникович М.В. Научный и инновационный потенциал ЕврАзЭС: первые 10 лет // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. 7. С. 59.

3. Федоров Е.А. Таможенный союз — новые возможности для инновационного развития экономик государств — членов ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010.7. С. 79.

4. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 окт.

Источник

Перспективы развития Таможенного Союза и ЕАЭС

ЕАЭс

Таможенный Союз с 2010 года объединяет экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. В рамках союза, страны получили возможность вести беспошлинную торговлю, за исключением защитных и антидемпинговых мер. В разное время с момента создания Таможенного Союза свое желание вступить высказывали разные государства. Так, о своем намерении в 2011 году заявили Киргизия и непризнанная республика Приднестровье. В 2012 году список пополнился Таджикистаном. В 2013 году обозначили вектор в сторону ТС – Сирия, Армения, Абхахия, Южная Осетия.

Единое Экономическое Пространство

С появления 1 января 2012 года Единого Экономического Пространства, возник 165 миллионный рынок, что значительно увеличило возможности для предприятий, работающих в этих странах. По мнению Ксении Петровны Боришполец, это объединение имеет значительный потенциал, который будет реализован по мере того, как накопиться достаточно опыта функционирования Таможенного Союза. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указывал в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в газете «Известия», что именно Единое Экономическое Пространство задумывалось, как первый привлекательный для простых граждан проект, который должен был способствовать усилению интеграционных связей между государствами-участниками.Российский лидер отмечал, что ослабление таможенного контроля, наподобие стран-членов Шенгенского соглашения, избавит людей от «унизительных» проверок на границах, позволит им свободно перемещаться, выбирать место учебы и жительства. Владимир Путин особо отметил тогда значимость этого решения, упомянув в контексте, что даже в едином Советском Союзе у жителей не было подобной привилегии из-за ограничивающего института прописки.

Евразийский Экономический СоюзЕАЭС

С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский Экономический Союз, в который вошли Белоруссия, Россия и Казахстан. Это новый — третий этап интеграции, который должен стать логическим продолжением Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства.

Отличием от предыдущих интеграционных объединений стала координированная экономическая политика, особенно в таких отраслях как сельское хозяйство и промышленность. Особо выделяются энергетический сектор и создание единой транспортной инфраструктуры.

Граждане трех стран получили возможность пользоваться образовательными и социальными программами любого государства участника, а также право на равных условиях устраиваться на работу и проживать на всей территории союза.

Интеграционный союз объединит более ста семидесяти миллионов граждан – половину жителей бывшего Советского Союза. На международной арене, страны-союзницы будут выступать единым фронтом. Если считать совокупную долю в мировой экономике – союз является пятой экономикой на планете, а его потенциал на 15 – 20 лет – рост до четвертой позиции, прогнозируют союзные лидеры. На данном интеграционном этапе планируется создание единого Центрального Банка и введение общей валюты, однако это вопросы, скорее, на перспективу, чем на ближайшие годы .

Договор о создании союза был подписан в Астане 29 мая 2014 года лидерами трех стран – участниц. Многие оппозиционные аналитики стран постсоветского пространства, заявляющие о недопустимости попыток возрождения СССР, начали заявлять о том, что Москва начала усиленный процесс собирания земель, растерянных после краха Советской Империи.

Однако, доводы противников усиления интеграции о попытках России прищемить национальный суверенитет стран-членов ЕАЭС разбиваются о трудности, возникшие в рамках переговорного процесса по созданию Евразийского Союза. Даже во время последней встречи трех лидеров перед подписанием договора, которая прошла 29 апреля 2014 года в Минске уладить все противоречия не удалось. В частности, Александр Лукашенко заявил тогда о необходимости для начала создать «полноформатный Таможенный Союз», которого, по мнению Лукашенко, еще не было.

Белорусский лидер обозначил столь недружелюбную по отношению к партнерам позицию, поскольку его не устраивали ограничения, накладываемые на движение некоторых товаров в рамках Таможенного Союза. По действовавшим договоренностям, Минск не имел право беспошлинно экспортировать продукцию, произведенную на территории Белоруссии из российских энергоносителей. Сумма, перечисляемая в российский бюджет, составляла около 4 миллиардов долларов ежегодно, что не устраивало белорусскую сторону.

По планам Коллегии Евразийской экономической комиссии, лишь в 2025 году страны должен объединить единый рынок нефти и газа, нефтепродуктов и товаров, произведенных из них, а положения для каждого из этих рынков должны быть выработаны уже в 2016 году.

Аналитики оценивают потенциальные убытки России от внесения изменений в механизмы сотрудничества в нефтегазовой сфере с Белоруссией в сумму более 33 миллиардов долларов в год. Для того, чтобы компенсировать послабления Белоруссии, в России придется изменить внутреннюю политику на продажу топлива.

В частности, пересмотру будет подлежать налогообложение в сфере продажи авиационного керосина, в настоящий момент он продается без дополнительных акцизов . Более того, увеличению могут быть подвержены акцизы на розничную торговлю топливом, что также приведет к удорожанию этого стратегически важного товара. Цена на топливо напрямую влияет на издержки при транспортировке товаров, следовательно, отечественные производители будут нести дополнительные издержки и будут вынуждены поднимать стоимость своей продукции.

ЕАЭСНеправительственные Организации

На постсоветском пространстве действуют неправительственные организации, которые тоже, в свою очередь, усиливают сотрудничество и укрепляют интеграционные связи. По мнению российского руководства, в ближайшей перспективе необходимо на высшем уровне поощрять подобную деятельность, довести ее активность, хотя бы до уровня сотрудничества НПО ведущих западных стран.

Несколько лет назад организации стран ТС начали перенимать опыт по вопросам мониторинга оказания государственных услуг населению государств. По мнению руководителей проектов, данная практика позволит улучшить социальную защищенность граждан, их доступ к государственным услугам, оказываемым на всех уровнях. Неправительственные организации также привлекаются к унификации тарифов, а также законодательных норм стран членов ТС. Конкретным примером сотрудничества можно назвать разработку единого антитабачного закона, призванного защитить права некурящих граждан на территории трех республик . По мнению исполнительного директора Гражданского альянса Казахстана Алины Хаматдиновой, сотрудничество неправительственных организаций стран Таможенного союза, путем проведения социальных акций, позволит укрепить интеграцию государств, поскольку заинтересует таким образом население Белоруссии, Казахстана и России. Эксперт отмечает, что у неправительственных организаций региона есть общие проблемы и интересы, что может подтолкнуть их к более углубленному взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод, что усилия, производимые Россией и другими странами, стремящимися к более тесной интеграции не напрасны, потенциальная выгода для стран участниц – огромная,. Однако, на пути к интеграции, стоит решить некоторые проблемы и понести определенные издержки, что может в краткосрочной перспективе негативно сказаться на бюджете России, которой придется нести основной груз ответственности.

Источник

ЕАЭС-2020: Достижения, вызовы и перспективы

ЕАЭС-2020: Достижения, вызовы и перспективы

В рамках международного информационно- просветительского проекта « Евразийский Мост» директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Ашотовна Барсегян представила доклад «Евразийский экономический союз: вызовы пандемии COVID-19 и перспективы развития ЕАЭС».

ЕАЭС – молодое объединение, в 2019 году мы отмечали 5-тилетие со дня подписания договора о его создании. Однако развивается Евразийский экономический союз по общемировым меркам достаточно быстро. Тот путь, который Европейский Союз прошел за полувековой период, евразийская интеграция преодолела практически за 5 лет.

У ЕАЭС с ЕС много общего. В определенной мере Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выполняет подобные Европейской комиссии функции. ЕАЭС ориентируется не только на европейский опыт, но также и на опыт других объединений – АСЕАН, Меркосур и др. Также мы провели специальное исследование об уровне интеграции в ключевых мировых объединениях и строим логику развития ЕАЭС учетом лучшего опыта. Главный вывод на сегодня – Евразийский интеграционный проект можно констатировать, как состоявшийся.

В первую очередь, проект состоялся институционально. Работа органов ЕАЭС хорошо отлажена и органично встроена в системы государственной власти всех пяти стран. Все решения носят прямой характер и успешно исполняются. Налажена правоприменительная практика. Как результат взаимодействия комиссии государств-членов по каждой из сфер – мы постепенно движемся к намеченным в 2014 году ориентирам.

Остановлюсь на наиболее важных переменах в регулировании экономической жизни нашего союза, прошедших за последнее время.

Таможенные тарифы и техническое регулирование

На наших внутренних границах отменен таможенный контроль, действует единый таможенный тариф и единые меры защиты рынка. С момента запуска интеграционных процессов нам удалось существенно снизить средневзвешенную ставку единого таможенного тарифа ЕАЭС. За последние годы она снизилась с 9,3% до 4,79%.

Действует единая система технического регулирования. На данный момент в ЕАЭС принято 48 технических регламентов, из них 43 уже вступили в силу, ими регулируются 85% продукции на рынке союза. Это делает техническое регулирование в рамках ЕАЭС предсказуемым, поскольку перечень товаров, в отношении которых действует или будет действовать технический регламент, уже определен и не будет расширен.

Другой важный момент заключается в том, что наши технические регламенты основываются на лучших зарубежных практиках. Главная их цель – защита жизни и здоровья граждан.

Большим шагом вперед в плане регулирования движения товаров стал запуск с 1 января 2017 года нового таможенного кода ЕАЭС.

Фармацевтика

Что касается уже ощутимых успехов, важно отметить создание общего рынка фармацевтики, который начал работать с 2017 года. Этот рынок весьма велик, а объем взаимной торговли фармацевтической продукции в ЕАЭС эквивалентен половине миллиарда долларов.

Суть общего рынка заключается в том, что в союзе начинают действовать единые требования для лекарственных препаратов, правила их регистрации и экспертизы. Лекарства, зарегистрированные по союзным правилам, получат право свободного обращения на территории всего союза, что особенно важно с учетом объема рынка фармацевтики.

Введены единые реестры. В частности, зарегистрированных лекарственных средств, уполномоченных лиц производителей лекарственных средств.

Рынок услуг и капитала

Существенный прогресс был достигнут в части обеспечения свободы передвижения услуг. Это один из самых быстрорастущих секторов экономики.

Сегодня уже 53 сектора услуг функционируют в формате единого рынка. Большие планы у союза по обеспечению до 2025 годы свободы движения капитала. В странах ЕАЭС при содействии ЕЭК проводится работа по гармонизации законодательства в финансовой сфере, по формированию общего биржевого пространства, определению направления интеграции национальных платежных систем.

Читайте также:  Статьей 331 таможенного кодекса евразийского экономического союза

Финансовый рынок, технологии и промышленность

Мы строим общий финансовый рынок союза. В прошлом году утверждена его концепция. Принципы, заложенные в концепции, позволят обеспечить свободное движение капитала и финансовых услуг, активизировать инвестиционное сотрудничества.

Высокий уровень интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС подразумевает также координацию с политикой государств в ключевых сферах экономики. Так, в сфере промышленной политики мы переходим к практическим механизмам его реализации путем создания евразийских технологических платформ, инструментов инновационной инфраструктуры.

В ЕАЭС утверждено 16 таких платформ. В таких сферах, как космос, медицина, добыча природных ресурсов, экология и другие.

В сфере развития общего аграрного рынка совместно с государствами-членами формируются общесоюзные среднесрочные прогнозы развития АПК, спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции.

Цели и стратегии

Понимание необходимости адаптации союза под меняющуюся экономическую реальность подтолкнуло наших лидеров обозначить новые интеграционные ориентиры, и в конце 2018 года главы государств-участниц ЕАЭС приняли Декларацию о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Ее положения открывают возможности взаимодействия в таких сферах, как атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, экология, медицина, космос, туризм, спорт, межрегиональное и приграничное сотрудничество.

В мае текущего года главы государств ЕАЭС в целом одобрили Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. На высоком уровне мы провели заседание рабочих групп. И мы надеемся, что в декабре этого года полностью утвердятся данные стратегические направления.

Сами стратегические направления включают общие положения – 330 мер и механизмов, сгруппированных в 11 системных блоков. Стратегия разработана как документ, который пошагово раскрывает положения декларации, конкретизируя работу по целому ряду направлений.

В стратегию заложены механизмы завершения формирования общих рынков без барьеров, ограничений, сформулированы подходы по развитию новых направлений совместной инвестиционной, инновационной деятельности, заложены ориентиры для создания совместного производства высококонкурентной продукции. Эти меры призваны также увеличить долю ЕАЭС в мировой торговле.

В сложившейся ситуации, связанной с пандемией, замедлением роста мировой экономики, новыми дисбалансирующими вызовами, есть необходимость действовать сообща, максимально реализуя все возможности интеграции.

Уже имеющийся опыт функционирования ЕАЭС в условиях глобального экономического кризиса показал важность принятия совместных мер, а также расширения интеграционного взаимодействия.

Стратегия охватывает все экономические сферы, которые были заложены в договоре о ЕАЭС, и в каждой из этих сфер предполагается дальнейшее развитие с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также новых тенденций.

Планируется формирование общего биржевого товарного рынка ЕАЭС. Несмотря на функционирование таможенного союза, остается достаточно большое количество изъятия из единого таможенного тарифа. И этому вопросу тоже уделено внимание в стратегии.

Реализация стратегии придаст достаточно серьезное развитие единой системе транзита товаров ЕАЭС, что позволит ускорить и повысить прозрачность совершения таможенных операций.

Сейчас в рамках союза функционирует единый рынок услуг. Вместе с тем, нашей целью является обеспечение функционирования единого рынка услуг в большом количестве секторов. Планируется, что к 2025 году единый рынок услуг охватит как минимум 63 сектора. В стратегии мы предусматриваем дополнение к перечню секторов услуг, которые будут переводиться в соответствии с планами либерализации в единый рынок, а также проработку целесообразности гармонизации регулирования ключевых секторов услуг в государствах-членах. Функционирование единого рынка услуг повысит деловую активность и станет основой устойчивого развития наших стран.

Реализация стратегии позволит существенно продвинуться в формировании единого финансового рынка. Создание единого финансового рынка намечено на 2025 год. До этого будет также рассмотрен вопрос о создании рейтингового агентства.

Стратегия направлена на обеспечение формирования условий улучшения инвестиционного климата и увеличение объемов финансирования промышленных комплексов. Существенным и одним из наиболее чувствительных вопросов в развитии ЕАЭС остается формирование общих рынков энергоресурсов – он также нашел отражение в документе.

Для наших граждан, для их трудоустройства на пространстве ЕАЭС планируется запустить унифицированную систему поиска работы и рассмотреть вопрос создания евразийской электронной биржи труда.

Наиболее востребованным на рынке труда профессиям будут подготовлены предложения к профессиональной квалификации работников.

Особенно актуальным в условиях падения экономической активности, вызванных пандемией, становится содействие экономическому развитию государств-членов ЕАЭС. Реализация этого направления предоставляется не только в выработке гибких механизмов такого содействия, но и в увеличении промышленного производства. В стратегии как раз большая глава посвящается этой тематике.

В качестве одной из задач функционирования ЕАЭС является выпуск конкурентоспособной продукции, что требует внедрения новейших технологий.

В условиях ограниченности импорта это просто невозможно без собственной передовой научно-технической базы, развитие которой также предусматривается стратегическими направлениями.

В стратегии предусмотрены также меры по расширению компетенций союза в области образования, здравоохранения, туризма, спорта. Помимо сфер, по которым сотрудничество было предусмотрено договором о ЕАЭС, в стратегии предусматривается развитие взаимодействия в рамках цифрового пространства, цифровых инфраструктур и экосистем.

Отдельным блок стратегии посвящен институциональным преобразованиям, направленными на повышение эффективности деятельности комиссии, повышение эффективности деятельности судебной системы, широкое вовлечению граждан, общественных объединений.

Мы считаем, что данное направление развития имеет важную роль. От степени доверия и поддержки интеграционных стратегий гражданами определяется успех объединения. При этом граждане должны понимать, как функционирует союз, как союз влияет на их жизнь и каким образом сами граждане могут влиять на происходящие процессы.

При этом стратегия важна не только с экономической, но и с политической, социальной точек зрения. Большое значение уделено мерам консолидации граждан государств союза и повышению благосостояния и качества жизни. С учетом текущих вызовов, в том числе в связи с пандемией еще большее значение приобретают положения стратегии по обеспечению доступности для граждан государств-членов ЕАЭС современных достижений в сфере здравоохранения. Мы понимаем, что это одно из важнейших направлений. Также бесплатная медицинская помощь трудящимся мигрантам, реализация совместных научных исследований, инновационных подходов, инициатив и кооперационных проектов в лечении, диагностике и профилактике инфекционных заболеваний.

Таким образом, только комплексная реализация стратегический направлений обеспечит реализацию основных целей союза, а также стабильное экономическое развитие государств-членов, основанное с учетом мировых тенденций на инновационных подходах кооперации, цифровизации. Кроме того, необходимым условием успехов в работе является тесное сотрудничество с комиссией, с национальными правительствами и центробанками сторон.

Внешний вектор ЕАЭС

Ведется активная работа по развитию ЕАЭС также на внешнем треке. Союз не замыкается только лишь на внутренней повестке. Помимо развития интеграции внутри, ЕАЭС ведет активную международную деятельность. Мы открыты к диалогу, в разных форматах уже взаимодействуем с зарубежными государствами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями различных регионов мира.

Заработала зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. 1 октября 2019 года подписаны первые соглашения из пакета всеобъемлющей торговой сделки между государствами ЕАЭС и Сингапуром, ЕАЭС и Сербией. Действует временное соглашение с Ираном, ведущее в перспективе к формированию зоны свободной торговли. Подписаны торговое экономическое соглашение о сотрудничестве с Китаем. Комиссия взаимодействия с правительствами более десятка стран в формате меморандумов – Чили, Перу, Монголия, Греция, Камбоджа, Марокко, Иордания.

Также ЕЭК развивает сотрудничество с различными профильными международными структурами. Уже заключено около 40 меморандумов о взаимодействии. В рамках заключенных меморандумов мы организуем совместно с партнерами проведение рабочих групп и бизнес-форумов, приглашаем не только представителей государств-членов, но и представителей бизнеса. На основе проведенных рабочих групп, бизнес-форумов нами подготавливаются планы действий, на основе которых мы активизируем работу и выявляем те направления, по которым мы можем достичь реальных результатов.

Более тесное взаимодействие союз готов развивать с государствами, имеющими статус наблюдателя. Первой страной, которой был предоставлен статус наблюдателя стала Республика Молдова. В повестке Узбекистан и Куба. Мы надеемся, что после одобрения эти страны получат статус наблюдателя. Сейчас проводится экспертная работа с нашими государствами-членами.

Мы также сотрудничаем с интеграционными объединениями. Первым нашим партнером стало старейшее объединение Латинской Америки – Андское сообщество. В ноябре 2018 года в присутствии глав-государств подписан меморандум между ЕЭК и АСЕАН. 24 октября 2019 года в рамках саммита Россия-Африка ЕЭК организовал диалог с комиссией африканского союза, также развиваем связи с Шанхайской организацией. У нас почти готов проект меморандума, и мы надеемся, что до конца года он будет подписан.

Обширная география международных контактов ЕАЭС практически не охватывает Европейский союз. Официального диалога нет. Ограничиваемся лишь контактами на техническом уровне по узкому кругу вопросов, и это на фоне значительного сокращения объемов торговли. Союз со своей стороны готов к дискуссии и на высоком, и на экспертном уровне. Такая дискуссия необходима, в первую очередь бизнес этого требует. В условиях отсутствия прямого диалога с ЕС, мы развиваем двусторонние треки со странами ЕС. В 2017 мы подписали совместную декларацию о сотрудничестве с Грецией и провели бизнес-форум в Афинах. В 2018 году ЕЭК подписал меморандум о сотрудничестве с Фарерскими островами. Позитивные сигналы исходят из Германии, Словакии, Чехии, Италии, ряда других европейских государств. В странах регулярно проходят конференции и семинары по евразийской тематике. Бизнес отдельных стран на уровне Европейского союза понимает необходимость начала диалога союзов. Именно благодаря бизнесу набирает оборот технический диалог. По вопросам о взаимодействии с ЕАЭС многие наши европейские партнеры действуют с оглядкой на официальный Брюссель. К сожалению, до сих пор от Брюсселя никаких официальных сигналов нет.

Вызовы COVID-19

Евразийская экономическая комиссия эффективно реагирует на возникающие современные угрозы – распространение коронавирусной инфекции. Правительства государств-членов ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия продолжают работать над новыми совместными мерами по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции, содействуя экономическому развитию в условиях пандемии.

Так в марте 2020 комиссией принято решение, которое предусматривает освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории ЕАЭС. Решение распространяется прежде всего на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды медицинского оборудования и материалы.

Также Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставлялась тарифная льгота в виду освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государство-члена союза ЕАЭС на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

В перечень вошли отдельные хозяйственные и продовольственные товары, а также отдельные готовые лекарственные средства. Угроза пандемии и повсеместные действия различного ограничения явились серьезным вызовом и еще раз показали, что совместными усилиями можно противостоять современным угрозам.

Источник