Таможенный контроль за деятельностью таможенного союза

Таможенный контроль за деятельностью таможенного союза

Таможенный контроль (ТК) – одна из основных функций таможенных органов. Она связана с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования. Органами исполнительной власти, на которые возложены функции таможенного контроля являются структурные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, управления Центрального аппарата ФТС РФ (подробнее).

Уровни таможенных органов по компетенции в сфере осуществления таможенного контроля товаров

  • Тактический — Низовой уровень. Контроль на этом уровне осуществляют таможенные посты и таможни. Именно они определяют области риска, характерные для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц и конкретных грузов.
  • Оперативный — Средний уровень. Контроль на этом уровне осуществляют региональные таможенные управления (РТУ) ФТС РФ. Они определяют локальные области риска в отношении отдельных лиц, товаров или таможенных органов, распределяют компетенции подведомственных подразделений низового уровня.
  • Стратегический — Высший уровень. Управление таможенным контролем осуществляет ФТС РФ. Здесь определяются области риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков. Анализ таких рисков позволяет в дальнейшем разрабатывать и внедрять меры по предотвращению нарушений законодательства и минимизации их последствий.

Перед подразделениями ФТС РФ поставлены цели таможенного контроля.

Цели таможенного контроля

Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Источник



46. Таможенный контроль: понятие, цели и формы его проведения

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основная цель — определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений (нарушений таможенных правил).

Согласно положениям Таможенного кодекса РФ таможенный контроль может осуществляться в следующих формах.

1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Данная форма таможенного контроля заключается в изучении документов (транспортных, торговых и пр.) на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления установленным правилам и может предшествовать другим формам таможенного контроля, таким как таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств и др. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК России.

2. Таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля).

Данная форма таможенного контроля заключается в фактической проверке сотрудниками таможенных органов товаров и транспортных средств, международных почтовых отправлений, багажа физических лиц в целях установления законности их перемещения через границу, соответствия данных, указанных в таможенной декларации и иных представленных в таможенный орган документах (таких данных, как наименование товаров, их количество, стоимость и др.), фактическим данным, а также в целях обнаружения сокрытого перемещения товаров через границу, предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства. Для достижения указанных целей при проведении таможенного досмотра нередко применяются технические средства таможенного контроля, такие как досмотровая рентгеновская техника, оптико-механические и локационные приборы, приборы контроля носителей аудио-, видеоинформации, информации на магнитных носителях и пр. Таможенный досмотр бывает выборочным и обязательным. Обязательному таможенному досмотру подлежат следующие виды товаров:

— являющиеся подакцизными товарами или близкими по наименованию в описательной части документов с подакцизными товарами;

— подлежащие обложению таможенной пошлиной;

— подпадающие под меры нетарифного регулирования;

— близкие по наименованию к подлежащим обложению таможенной пошлиной или к подпадающим под меры нетарифного регулирования, когда их классификация по Товарной номенклатуре ВЭД вызывает сомнения и устранить эти сомнения можно только путем проведения таможенного досмотра;

— пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

— в отношении которых имеется оперативная информация, свидетельствующая о перемещении этих товаров с нарушением требований норм таможенного законодательства.

Выборочный же досмотр в буквальном смысле означает досмотр, необходимость осуществления которого либо отсутствие необходимости в этом определяется должностными лицами таможенных органов, производящих таможенное оформление товаров.

Таможенный досмотр как форму таможенного контроля следует отличать от таможенного осмотра — административного действия должностных лиц таможенных органов, заключающегося в проверке внешнего вида транспортных средств и находящихся в них товаров без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

3. Учет товаров и транспортных средств.

Данная форма таможенного контроля осуществляется, как правило, в рамках функции по ведению таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики и заключается в систематизированном отражении интересующей информации о товарах и транспортных средствах в специально для этого заведенных регистрационных книгах и журналах, а также на магнитных носителях информации с применением соответствующих программ. Например, существуют журналы регистрации ГТД, журналы по учету оформленных почтовобагажных вагонов на железнодорожных пунктах пропуска, журналы регистрации количества вывозимой из России иностранной валюты и др.

Читайте также:  Соглашение о свободной торговле таможенный союз

4. Устный опрос физических и должностных лиц.

Такой опрос проводится, как правило, при осуществлении таможенного контроля багажа физических лиц, пересекающих таможенную границу в пунктах пропуска через нее. Заключается в проведении опроса указанных лиц до проведения таможенного досмотра с целью выяснения наличия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее, валюты и валютных ценностей, других предметов, перемещение которых через границу возможно только при условии строгого соблюдения установленного для этого порядка, выяснения целей и обстоятельств поездки физического лица.

Опрос как форма таможенного контроля применяется и в отношении должностных лиц на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это может быть, например, дополнительная информация относительно сведений, заявленных в ГТД, и пр.

5. Проверка системы учета и отчетности.

Данная форма таможенного контроля распространяется как на товары, перемещаемые через таможенную границу России, так и на товары, уже перемещенные через нее. В первом случае проверка проводится таможенными органами на предприятиях и в организациях, деятельность которых подконтрольна таможенным органам (например, на складах временного хранения, в офисах таможенных брокеров и т. п.), и заключается в совершении действий по установлению соответствия документации о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах предъявляемым требованиям. Во втором случае проверка проводится в рамках последующего (вторичного) таможенного контроля за товарами, помещаемыми под определенные таможенные режимы. Так, например, при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада владелец соответствующего склада обязан их зарегистрировать по установленной для этого таможенными органами форме и не реже чем один раз в три месяца предоставлять в таможенный орган отчетность обо всех хранящихся в режиме таможенного склада товарах и сроках их хранения.

6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляется деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов.

Данная форма таможенного контроля заключается в проведении осмотра указанных территорий и помещений на предмет наличия там соответствующего оборудования, охраны и пр. Целями такого осмотра могут быть как минимизация (либо в идеале — вообще исключение) любой возможности изъятия находящихся на указанных территориях или в помещениях товаров и транспортных средств, минуя таможенный контроль, так и вообще визуальное обнаружение подлежащих таможенному контролю товаров и транспортных средств в этих местах (например, в магазинах беспошлинной торговли).

7. Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу России, таможенных брокеров и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере, таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Такая проверка проводится с целью получения информации о нарушениях этими лицами таможенного законодательства, если имеются достаточные основания полагать, что в ходе проверки такая информация может быть получена.

8. Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенный контроль возобновлен после их выпуска.

Данная форма таможенного контроля представляет собой проверку наличия соответствующих предметов (товаров и транспортных средств) в натуре и последующего составления их описи. Инвентаризация может использоваться как самостоятельно, так и наряду с проверкой системы учета и отчетности либо наряду с проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Проводится инвентаризация, как правило, либо самим таможенным органом, либо таможенным органом совместно с лицом, деятельность которого проверяется, хотя может проводиться только лицом, деятельность которого проверяется, по поручению таможенного органа. Поручение начальника таможенного органа или его заместителя о проведении инвентаризации товаров и транспортных средств является обязательным к исполнению.

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства.

Источник

Формы таможенного контроля ЕАЭС

Вот уже почти десять лет Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза. Это объединение было создано в 2010 году и первоначально называлось просто – Таможенный союз. Тогда в него входили только три государства: РФ, Казахстан и Беларусь. Позднее к ним присоединились Кыргызстан и Армения, и сейчас эти пять стран входят в состав союзного объединения, хотя интерес к участию в нем выражали и другие государства.

Основная идея интеграции в рамках ЕАЭС – упрощение торгового оборота между странами-участницами: как показала практика, это действительно возможно при условии систематической и планомерной работы в этом направлении. Основными мерами, которые осуществляются для реализации этой цели, сейчас можно назвать:

  • применение единых требований к безопасности и качеству товаров и услуг. Для решения этой задачи в ЕАЭС создаются специальные нормативные документы – технические регламенты, которые устанавливают нормативы по качеству для конкретных категорий товаров;
  • введение единых документов о подтверждении соответствия. Товары, которые удовлетворяют требованиям, содержащимся в техрегламентах, получают подтверждающие документы единого образца, которые действительны на всей территории Союза. Благодаря этому их производители и продавцы могут реализовывать такие продукты без оформления дополнительной разрешительной документации;
  • унификация процедур подтверждения соответствия. Для этого сертификационные органы, действующие в государствах-членах ЕАЭС, проходят особую процедуру аккредитации, чтобы получить право выдавать сертификационные документы, действующие на всей территории Союза;
  • формирование упрощенных процедур таможенного контроля. Они призваны облегчить процесс перевозки товаров между государствами, входящими в состав объединения, и обеспечить доступ к более широким рынкам для производителей, работающих в государствах-членах Союза.
Читайте также:  Казахстан и таможенный союз сравнение

Одну из ключевых ролей в достижении поставленной цели играет упрощение таможенных процедур. Ведь в большинстве стран именно таможенное оформление товаров, пересекающих границы, является очень дорогой и длительной процедурой. Разберемся, как обстоят дела с этим вопросов в Евразийском экономическом союзе в его актуальном состоянии.

Основные принципы таможенного порядка в ЕАЭС

Порядок организации таможенного контроля в пределах союзного объединения регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Это приложение к действующему договору о Таможенном кодексе ЕАЭС. В статье 332 этого нормативного документа указывается, что в границах Союза предусмотрены следующие формы выполнения контроля на таможне:

  • проверка;
  • осмотр;
  • досмотр;
  • осмотр территорий и помещений;
  • получение объяснений;
  • контроль таможенных и других документов, объясняющих происхождение, маршрут перевозки и другие характеристики товаров, перевозимых через границу.

Рассмотрим эти формы в деталях их применения.

Таможенная проверка

Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таможенные проверки делятся на два основных типа:

  • камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;
  • выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.

Таможенный осмотр и досмотр

Обе эти процедуры представляют собой визуальный контроль товаров, перевозимых заявителем через таможню. Однако в случае осмотра действующий Таможенный кодекс не подразумевает права вскрытия упаковки таких продуктов: он проводится для подсчета количества единиц перевозимого товара, проверки наличия обязательных пломб и маркировок и других схожих целей. При этом в ходе досмотра упаковка может быть вскрыта для более подробной проверки ее содержимого. В обоих случаях таможенные органы составляют акт, в котором указываются сведения об органах, выполнявших эту процедуру, причинах и результатах ее проведения, и другие необходимые данные, предусмотренные установленной формой такого акта.

Иногда таможенные органы с теми же целями проводят осмотр помещений и территорий, в которых располагаются грузы, подлежащие таможенной проверке. Если такой осмотр выполняется в отношении объектов, которые должны отвечать установленным требованиям таможенного законодательства, например, в магазинах беспошлинной торговли, складах временного хранения и проч., то уполномоченные органы также проверяют соблюдение таких требований на этих объектах.

Получение объяснений

Получение объяснений проводится в случае, если для установления происхождения, характеристик, маршрута или иных параметров товара, перевозимого через границу, таможенным органам требуется дополнительная информация, которую может предоставить заявитель. В некоторых ситуациях он может быть специально вызван работниками таможенного органа для дачи объяснений. В этом случае в адрес заявителя направляется письменное уведомление с указанием даты, в которую ему необходимо явиться для дачи объяснений, и других обязательных данных. Оно может быть вручено заявителю лично или направлено путем почтовой связи либо иным способом. Сведения, получаемые от заявителя, вносятся в специальную форму. Образец такого документа утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260.

Проверка документов

Основным документом, содержание которого контролируется таможенными работниками в ходе выполения своих должностных обязанностей, становится таможенная декларация. Уполномоченные сотрудники проверяют сведения, содержащиеся в ней, и сопоставляют их с данными, предоставленными в других документах, которые направляются в таможенный орган вместе с декларацией. Целью выполнения такого контроля является:

  • проверка корректности заполнения предоставленной документации;
  • проверка достоверности сведений, предоставленных в декларации и других документа;
  • проверки соблюдения установленных таможенных процедур;
  • проверки легитимности права на применение таможенных льгот, если они полагаются конкретному заявителю;
  • проверки соблюдения иных требований, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС и другими нормативными документами, действующими на территории союзного объединения.

В большинстве случаев таможенным органам для анализа бывает достаточно пакета документов, сформированного в соответствии с базовым порядком, описанным в статье 89 Таможенного кодекса. В случае, если по тем или иным причинам сотрудникам таможни требуется подтверждение сведений, представленных в указанном пакете, они вправе запросить дополнительную документацию в составе, зафиксированном в статье 108 ТК ЕАЭС. Как правило, это делается в течение периода времени, пока товар находится на таможне – в Таможенном кодексе такая процедура носит название проверки, начатой до выпуска товаров. Если документы не будут представлены, таможня вправе отказать в выпуске товаров.

Читайте также:  Актуальные вопросы таможенного союза

Однако если заявителю удалось миновать таможню, это не означает, что полномочия таможенных органов полностью исчерпаны: в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС уполномоченный орган вправе провести проверку и после выпуска товаров, запросив документы с соблюдением правил, установленных статьей 340 указанного нормативного документа.

Источник

Документы

В соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формирования таможенного союза от 6 октября 2007 года сформирован таможенный союз, в состав которого вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 года № 39 с 1 июля 2010 года вступают в силу следующие соглашения:

— Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;

— Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;

— Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.

Указанные соглашения размещены в официальном сайте Комиссии таможенного союза (www.tsouz.ru), а также на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (www.rospotrebnadzor.ru) в разделе «Основные направления деятельности» — «ЕврАзЭС».

В целях обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам разработаны следующие проекты документов:

— Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза;

— Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров);

— Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами
и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;

— Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Санитарно-карантинный контроль за подконтрольными товарами в условиях действия таможенного союза с 1 июля 2010 года будет осуществляться силами специалистов санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска на внешней границе таможенного союза.

Также с 1 июля 2010 года на отдельные виды продукции в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза, будут оформляться свидетельства о государственной регистрации установленного образца.

Иные виды продукции подлежат подтверждению соответствия с выдачей единых документов (сертификатов соответствия, деклараций соответствия) в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза.

Продукция не включенная Единый перечень подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству государств-членов таможенного союза.

В ходе осуществления санитарно-эпидемиологического надзора оценка безопасности продукции будет осуществляться в соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подготовлен приказ от 15.06.2010 № 250, утверждающий мероприятия службы по обеспечению деятельности Роспотребнадзора после вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

На предстоящем заседании Комиссии таможенного союза планируется подписание ряда соглашений, в том числе вышеуказанных документов, необходимых для функционирования таможенного союза.

Источник

Глава 15. Общие положения о таможенном контроле (ст.ст. 94 — 109)

См. Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС этими судами, утвержденных приказом ФТС России от 19 июля 2013 г. N 1349

  • Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля
  • Статья 95. Проведение таможенного контроля
  • Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем
  • Статья 97. Зоны таможенного контроля
  • Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля
  • Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров
  • Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза
  • Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля
  • Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля
  • Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе
  • Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля
  • Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля
  • Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля
  • Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля
  • Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля
  • Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест
<< Раздел 3.
Таможенный контроль (ст.ст. 94 — 149)
Статья 94. >>
Принципы проведения таможенного контроля
Содержание
Таможенный кодекс Таможенного союза

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник