Таможенное право
Хотелось бы выделить некоторые основные особенности издаваемого полномасштабного Курса таможенного права Российской Федерации.
Прежде всего, это фундаментальный, т.е. институциональный и категориальный подход к проблематике таможенного дела и права, анализ основных вопросов в свете и «через призму» ведущих институтов, категорий, понятий таможенных дела и права, что позволило представить разностороннюю, многогранную и углубленную по своей внутренней сути, полимерную картину современного состояния и развития таможенного феномена — т.е. таможенного дела и таможенного права России на современном этапе.
Именно такой, методологически иной, подход призван отличать
Курс от обычных стандартных учебников и тем более учебных пособий, периодически появляющихся на книжном рынке.
Мысль о том, что таможенное право — новая и комплексная отрасль российского права, впервые высказана проф. Б.Н. Габричидзе1 и повторяется в той или иной форме преобладающим большинством авторов, пишущих по этой проблематике2.
Разумеется, что другие авторы, и в первую очередь, проф. А.Н. Козырин, выделяют свои понимание, грани и черты таможенного дела и права, что не затрагивает общего и принципиального вывода проф. Б.Н. Габричидзе о природе и характере таможенного права.
С учетом недостаточной освещенности в юридической литературе ряда актуальных теоретических и новых проблем, в том числе в учебных изданиях, в Курс включены современные и новые разделы и главы, ранее не имевшиеся в учебнике по таможенному праву.
Это — анализ структурных особенностей таможенного дела; этюд о таможенном праве стран СНГ, посвященный развитию основных институтов таможенного дела и права государств, входящих в СНГ, понятию и определению таможенного права стран СНГ.
Это, далее, институты и категории современного международного таможенного права, рассматриваемые в интегрированном со всем массивом таможенного права виде и состоянии, и характеристикой их важнейших черт и особенностей.
В связи со сказанным выше впервые и детально анализируются проблемы, обусловленные формированием и правовым статусом Евразийского экономического сообщества — Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также статусом Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, положением его Интеграционного Комитета, структуры Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, и другие новые актуальные и сложные, вновь возникшие вопросы, связанные с деятельностью нового образования- ЕАЭС.
Более развернуто и полно по сравнению с предыдущими изданиями трудов проф. Б.Н. Габричидзе и его соавторов и коллег по таможенной проблематике представлена картина: а) сотрудничества РФ в рамках СНГ со странами ближнего зарубежья в таможенной сфере; б) участия и сотрудничества РФ в международных организациях в таможенной сфере со странами дальнего зарубежья.
Конечно, сказанным выше далеко не ограничивается новизна, институциональный характер исследования основных, фундаментальных категорий и понятий таможенного дела и таможенного права, имеющих в известной мере всеобщее значение применительно к взаимосвязанному феномену таможенное дело и право.
В первую очередь, это сложная и пока еще далеко полностью не проясненная как в законодательстве различных государств, так в особенности в научной и учебной литературе категория, институт «таможенное дело», его понятие, структура, составные части, элементы, их разветвленность и множественность, значение и влияние особенностей составных частей на формирование и функционирование таможенного дела в целом как особого, специфического явления, феномена, требующего не только научного анализа как конституционного института, но и серьезной модификации, обновления, реструктуризации, выделения новых элементов и частей, выявление и обозначение их роли и особенностей в общем массиве такого многогранного и разноаспектного явления, как таможенное дело.
Например, такой составной части таможенного дела и таможенного права, как валютный контроль.
Далее, это проблема понятия, содержания диверсификация категории «Таможенная политика».
Взаимосвязь и обусловленность таможенной политики со внутренней и внешней политикой государства настолько глубоки, органичны и многогранны, что делает таможенную политику исключительно чувствительной, подчас бурно и противоречиво реагирующей на изменения во внутриполитической и внешнеполитическом курсе государства, страны.
Так, на таможенную политику оказывает непосредственное влияние и внешняя политика, в частности, ответ на антироссийские санкции.
Жителям небольших европейских городков, граничащих с Россией, после введения санкций приходится непросто. К примеру, в норвежском Киркенесе всегда жили за счет экспорта и приграничной торговли. Но если раньше товары возили тоннами, то после введения санкций таможня опустела. А вместе с ней — гостиницы, кафе и магазины. От пункта пропуска Борисоглебска — 230 км до заполярной столицы Мурманска и 20 км до промышленного норвежского городка Киркенес. Ежедневно таможенный контроль здесь проходят несколько сотен человек. Это путешественники, предприниматели, работники предприятий, но большинство — жители приграничного района, въезд в соседнюю страну для которых безвизовый, по спецудостоверениям. До санкций товары через границу возили тоннами. Но после введения Евросоюзом антироссийских санкций и ответных мер Москвы пункт пропуска опустел.
Таможни обращаются к жителям с просьбой сообщать на «горячую» линию ведомства о фактах ввоза на территорию РФ товарах из так называемого «санкционного» списка. Речь идет о продуктах производства стран ЕС, США, Австралии и Новергии. В списке все овощи и фрукты, рыба, молоко и молочная продукция, свинина, говядина, мясо птицы и др.
Будем надеяться, что санкции — это временная мера и в дальнейшем курс на сотрудничество и сближение с ЕС все же будет продолжен.
Следующая проблема — это углубленный анализ понятия и соотношения таможенного регулирования и таможенного законодательства.
Более развернутая характеристика по сравнению с ранее дававшимися содержится в отношении таких актуальных институтов, как таможенная территория и таможенная граница.
Новеллы в рассмотрении круга проблем касаются и многих других, сравнительно конкретных вопросов.
В частности проанализировано новейшее российское законодательство по таким актуальным проблемам Общей и Особенной частей
Курса таможенного права: ответственность по таможенному праву; перемещение товаров и транспортных средств; таможенные процедуры, таможенно-тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенный контроль; таможенная статистика и таможенная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); служба в таможенных органах и др.
Курс таможенного права Российской Федерации состоит из трех частей:
Часть I — Общая часть;
Часть II — Особенная часть;
Часть III — Специальная часть.
Данная градация Курса разработана нами и в основных чертах опубликована в предыдущих изданиях по таможенной проблематике, а также по административному праву.
В Курсе приводимая выше схема получила новое развернутое воплощение в соответствующих частях курса. В свою очередь каждая из частей подразделяется на разделы, главы и в некоторых случаях параграфы.
Учебник завершается Программой учебного курса таможенного права Российской Федерации и списком литературы.
С учетом доминирования институционального подхода к основным вопросам таможенного дела и таможенного права заметной методической новеллой Курса является включение в соответствующие его, части, разделы и главы кратких введений к ним, что позволило расширить диапазон знаний и представлений применительно к большинству проблем современного таможенного права России.
Выделение Специальной части Курса в таком объеме и тематическом разнообразии и разветвленности осуществляется впервые в литературе.
Мы и в ранее изданных учебниках и иных публикациях по таможенном праву выделяли Специальную часть.
Однако, с такой широтой и высокой степенью детализации именно данного аспекта таможенных дела и права осуществляется впервые в учебной юридической литературе.
Поэтому, мы обращаем внимание на три основных момента, характеризующих новизну подхода к данной части.
Во-первых, выделение раздела о развитии основных институтов таможенного права стран СНГ — т.е. этюда о таможенном праве стран СНГ.
Во-вторых, анализ участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере таможенного дела в рамках СНГ и с государствами дальнего зарубежья.
В-третьих, это выделение в отдельный и самостоятельный раздел
Курса институтов, категорий и понятий международного таможенного права с учетом особенностей и специфики таможенных дела и права в России.
Такой широкомасштабный, в известной мере универсальный подход придает данному Курсу черты энциклопедичности и глобальности, т.е. также элементы и черты, которые призваны существенно отличать Курс таможенного права от обычных учебных изданий по данной дисциплине.
Разумеется, что отличительные черты и моменты не сводятся к перечисленным выше трем ведущим новеллам и положениям.
Конечно, Курс в первую очередь должен отличать фундаментальный подход и углубленный анализ основных институтов понятий и категорий внутреннего таможенного права. Таких как: понятие и содержание (структура) таможенного дела; таможенная политика и таможенное законодательство; характеристика и особенности таможенного права как комплексной отрасли российского права; более конкретных, но основополагающих по своему характеру институтов: перемещение товаров и транспортных средств; таможенные процедуры; таможенные платежи; таможенный контроль; таможенные правонарушения; и другие актуальные и более конкретные проблемы и институты.
Без их всестороннего и глубокого исследования не приходится говорить о фундаментальном Курсе современного российского таможенного права.
В то же время мы стремились по возможности полно и с учетом последних по времени новаций либо уточнений, изменений и дополнений представить нормативно-правовой и иной материал по ведущим конкретным проблемам российского таможенного права.
Отметим, что в Конституции РФ есть несколько статей, посвященных таможенному делу и таможенному праву. Это п. «ж» ст. 71, ст. 74, имеющая принципиальное значение, п. «в» ст. 106 и некоторые другие. Однако ряд крупных, фундаментальных вопросов таможенного дела и таможенного права остались без какого-либо юридического отражения в Конституции.
Особенностью внутренней структуры Курса таможенного права является также наличие кратких введений к значительной части его разделов в целях обоснования специфики, особенностей соответствующих разделов и глав Курса.
Источник
Предисловие
С июля 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан начали работать на единой таможенной территории Таможенного союза по Таможенному кодексу таможенного союза J (далее — ТКТС).
Это стало возможным благодаря созданию системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений в таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, которая обеспечивает экономическую безопасность и таможенный суверенитет, активизацию экономических связей государств — членов таможенного союза с мировым хозяйством, защиту прав граждан и субъектов хозяйствования, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.
Исследованию общественных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, в юридической литературе уделено достаточно внимания. Однако единого подхода к определению места таможенного права в общей системе права не существует.
Автор в издании придерживается мнения ученых-юристов Ю.А. Воробьева, Б.Н. Габричидзе, А.Ф. Ноздрачева, которые обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права.
Таможенное право является наукой, имеющей тесную связь с практикой. Усвоение ее основ способствует пониманию проблем внешнеэкономической деятельности, учит правильно разбираться во многих тонкостях непростого таможенного дела.
В книге намеренно кратко изложен ряд теоретических вопросов. Цель издания — выработать подход, который заставил бы изучающего таможенное право искать исчерпывающие ответы в специальной литературе.
Учебное пособие подготовлено с учетом всех последних изменений таможенного законодательства.
1 Закон Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 158-3, с изм. и доп. от 2 июля 2010 г. ?й 159-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 160. 2/1694, 2/1695.
Ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза — совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза, любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Вывоз товаров с таможенной территории, таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пере-* сечения таможенной границы.
Выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Запреты и ограничения — комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную гра ницу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитар но-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фито- санитарные и радиационные требования, которые установ лены международными договорами государств — участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного со юза и нормативными правовыми актами государств — учас- . 4 ‘>
тников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза.
Заинтересованные лица — лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально.
Иностранное лицо — лицо, не являющееся лицом государства — участника таможенного союза.
Иностранные товары — товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза.
Коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза.
Лицо — физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из законодательства таможенного союза.
Лицо государства — участника таможенного союза — юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-участнике таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза.
Меры, нетарифного регулирования — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — участников тамо-
жённого союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза, v
Международные почтовые отправления — почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
Налоги — налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу — перемещение товаров через таможенную границу вНе установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недекларированием или недостоверным декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Несопровождаемый багаж — товары для личного пользо вания, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной пере возки (транспортной экспедиции) для фактического переме щения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза. ,
Оператор почтовой связи — лицо государства — участника таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством госу-
дарств — участников таможенного союза и актами Всемирного почтового союза.
Припасы — товары:
необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;
предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Перемещение товаров через таможенную границу — ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Перевозчик. — лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Система тарифных мер регулирования — применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоза товаров с этой территории. Основным элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф.
Сопровождаемый багаж — товары для личного пользования, включая ручную кладь; непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.
Товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — участников таможенного союза, ценные бумаги и валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Товары таможенного союза — находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:
полностью произведенные на территориях государств -участников таможенного союза;
ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза или международными договорами государств — участников таможенного союза;
изготовленные на территориях государств — участников таможенного союза из вышеуказанных товаров или иностранных товаров и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза или международными договорами государств — участников таможенного союза.
Товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Транспортные средства — категория товаров, включающая любое йодное судно, воздушное судно* автомобильное транепорШё ё|ёДёт!й» прйцёщ полуприцеп, железнодорожное транспортнёё ердет§§ |жёлезнодорожный пЩвйШнёй со= став) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горючесмазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных
емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Транспортные средства международной перевозки —
транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала или завершения международной перевозки грузов, пассажиров и багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. N
Тарифные меры регулирования — меры воздействия государствами — участниками таможенного союза на внешнеэкономические связи таможенного союза путем использования ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.
Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза.
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — участников таможенного еоюза, контроль за исполнением которого возлоясен на таможенные органы.
Таможенные операции — действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Таможенный представитель — юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного
Таможенное декларирование— заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с ТКТС.
Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Таможенный орган назначения — таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита.
Таможенный орган отправления — таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Таможенные документы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.
Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Транспортные (перевозочные) документы — коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком, — товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной
перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу.
Транспортное средство для личного пользования —
авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Источник
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ТАМОЖЕННОМУ ПРАВУ
13. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТАТИСТИКИ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА НА УРОВНЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 19 НОЯБРЯ 2010 Г. № 61 «О СРОЧНЫХ МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА». 21
14. РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМ ПРОТОКОЛОМ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 22
15. УНИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ.. 22
16.ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 23
17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКРЕТАРИАТА КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.. 24
18. БОЛИВАРИАНСКИЙ АЛЬЯНС ДЛЯ НАРОДОВ НАШЕЙ АМЕРИКИ (АЛБА) 24
19. АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО.. 27
21. СОЮЗ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ НАЦИЙ.. 33
ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ: 36
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ
Международное таможенное право (МТАП) — система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела и координирующая таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
МТАП — составная часть Международного публичного права (МПП).
МПП — совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм Международного права.
Субъекты МТАП:
2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела;
3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;
4) государствоподобные образования.
Действующие нормы МТАП распространяются на юридических и физических лиц государства, являющегося субъектом этого права (юридические и физические лица опосредованно (через государство) являются специфическими субъектами МТАП).
Указанные лица являются участниками международных таможенных отношений.
МТАП создается государствами и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений (государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли; кроме того, в современных условиях МТАП призвано обеспечить надежную основу безопасной деятельности субъектов МТАП, юридических и физических лиц в таможенной сфере).
Источник
Г. Пилипчук — Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие
Описание книги «Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие»
Описание и краткое содержание «Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие» читать бесплатно онлайн.
Издание представляет собой краткое изложение основных вопросов дисциплины «Таможенное право». В учебном пособии раскрыты темы, касающиеся вопросов классификации товаров, таможенных платежей, таможни, а также иные темы, включенные в курс «Таможенное право». Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 сентября 2014 г. Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами таможенного права.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Предмет таможенного права
Таможенное право – комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Помимо правовых норм таможенного законодательства, таможенные правоотношения регулируются нормами конституционного, международного, административного, налогового, финансового права.
Таможенное право подразделяется на Общую и Особенную части.
Общая часть включает в себя такие правовые институты, как понятие и источники таможенного права, основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, понятие таможенного органа и др.
К Особенной части относятся такие подотрасли таможенного права, как таможенные режимы, таможенное оформление, таможенные платежи и др.
Предметом таможенного права являются таможенные правоотношения. Таможенное правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами таможенного права своих прав и обязанностей в сфере таможенного дела.
Предметом таможенных правоотношений является:
Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Товары Таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:
полностью произведенные на территориях государств – членов Таможенного союза;
ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза;
изготовленные на территориях государств – членов Таможенного союза из полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза и ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) иностранных товаров.
Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы, должностные лица таможенных органов, юридические и физические лица, декларант, таможенный перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, владелец таможенного склада, владелец склада временного хранения, заинтересованные лица.
Объектом таможенных правоотношений является деятельность субъектов таможенного права по реализации прав и обязанностей в сфере таможенного дела.
1.2. Понятие и правовой режим таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы Таможенного союза
Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом члены Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
С момента создания единой таможенной территории члены Таможенного союза не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Члены Таможенного союза могут применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.
С момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждый из членов Таможенного союза предоставляет любой третьей стране на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который члены Таможенного союза предоставляют другим членам Таможенного союза.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.
В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза.
1.3. Таможенное регулирование и таможенное дело
Таможенное регулирование в Таможенном союзе – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Источник
Понятие таможенного права таможенного союза
В целом, вопрос о месте таможенного права в правовой системе является спорным.
Российские ученые Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права[1]. К.К. Сандровский, Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права[2]. Д.Н. Бахрах делает однозначный вывод: «таможенное право — это институт административного права»[3].
Авторы, относящие таможенное право к отрасли административного права, должны, по логике вещей, именовать эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере», но они этого не делают.
Мы выделяем таможенное право в самостоятельную отрасль права потому, что оно имеет самостоятельный специфический предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие отношения, но они не исчерпывают всего предмета таможенно-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, финансового, международного и др.
Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность (таможенные отношения) одним систематизирующим признаком — перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Автор согласен с проф. А.Ф. Ноздрачевым, который считает, что таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее, составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета — комплексной отрасли таможенного права[4].
В нашем случае, говоря о таможенном праве таможенного союза, участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
Это — таможенные органы государств-членов таможенного союза, лица перемещающие товары, собственники этих товаров, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др.
Объект регулирования в таможенных отношениях — товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза.
Таможенные отношения имеют комплексный характер, поэтому объективно не существует потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права — комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов, в аспекте обеспечения таможенных процедур и, реализации других средств таможенной политики государств-участников таможенного союза.
Следующим веским основанием определения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных актов — Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТКТС), международных договоров по таможенным вопросам между Беларусью, Россией и Казахстаном, являющихся, по существу, главными источниками таможенного права таможенного союза.
Таможенный кодекс таможенного союза интегрирует множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права.
Таким образом, Таможенный кодекс таможенного союза выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль права. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в указанный Кодекс, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность — таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы Таможенного кодекса одновременно входят в состав других отраслей права, не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права.
Следовательно, таможенное право — не вторичное образование в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: административное, гражданское и др. Однако, в отличие от них, присутствие норм «с двойным гражданством» в таможенном праве придает ему характер комплексной отрасли права.
Таким образом, мы выяснили наличие всех объективных условий возникновения и становления таможенного права в правовой системе государств-участников таможенного союза, а именно:
ярко выраженного союзного интереса в выделении такой отрасли в самостоятельную отрасль права;
комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регулирования таможенного права;
комбинации осуществляемых в специфических формах правовых способов воздействия (методов) в таможенной сфере;
особых значительных по объему кодификационных базовых источников.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли права.
Таможенное право таможенного союза— это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Источник