Структура урока для аттестации

Структура современного урока

При всём разнообразии предметов в школе, учителей, их творческих подходов и др. одна и та же структура урока при её постоянном повторении надоест любому, даже самому сознательному, самому любящему учиться школьнику.

(слайд 2)

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников

(слайд 3)

  1. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.
  2. Музыкант учится этюдам.
  3. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи.

Настоящий учитель смешивает и краски, и этюды, и приемы.

(слайд 4)

Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.

И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов – это и есть мастерство.

(слайд 5)

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.

Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.

Сильных педагогических приемов тоже не так много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами». Об одном из таких секретов мы и поговорим.

(слайд 6)

Структура современного урока

(слайд 7)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.

Причиной структурного однообразия уроков в школе является слабое знание (или незнание) учителями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока.

(слайд 8)

Поэтому, рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».

(слайд 9)

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

(слайд 10)

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы.

Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

(слайд 11)

В настоящее время существует множество классификаций урока, но ряд теоретиков – дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствие с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок совершенствования ЗУН
  3. Урок обобщения и систематизации
  4. Комбинированный урок
  5. Урок контроля и коррекции ЗУН
  6. Нетрадиционный урок

Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

Источник



Рекомендации по структуре конспекта занятия для аттестации

3. Способ организации детей (общегрупповое (фронтальное) занятие, занятие с подгруппой с указанием количества детей).

4. Предварительная работа с детьми (если такая предполагается).

5. Наглядный дидактический материал.

а) демонстрационный дидактический материал (натуральные объекты, изобразительные, схематические, модели объектов и др.);

б) раздаточный дидактический материал.

6. Словарь новых слов (если предполагается).

• Задачи занятия: обучающие, развивающие и воспитывающие.

• Ход занятия.

Основные части занятия:

Вводная часть предполагает введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, чем будут заниматься дети, или установки на последующую деятельность. Эта часть зависит от специфики вида занятия, возраста детей, места занятий в системе обучения детей, интереса детей к данной теме.

Читайте также:  Публикации при аттестации педагогов

Основная часть нацелена по выполнение основных задач занятия.

Заключительная часть связана с подведением итогов занятия. Например, анализ выполнения задания детьми и оценка результатов детской деятельности. Эта часть включает разные способы активизации детей.

Физкультурная пауза (по необходимости, связанная с содержанием занятия.

• Литература, которая используется при подготовке конспекта занятия

Бланк социального паспорта группы Социальный паспорт МБДОУ детский сад «Светлячок» Саратовская область, р. п. Лысые горы Средняя группа (2013-2014 год) Воспитатель: Общее.

Опыт работы по теме «Уроки дорожной грамоты» Я, воспитатель детского сада № 91, Зайцева Мадина Габдулбареевна, хочу представить свой опыт работы по теме: «Уроки дорожной грамоты».

Источник

Анализ урока по ФГОС: образец. Схема анализа урока

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС — схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.

  1. Варианты мотивации, применяемые педагогом в процессе занятия.
  2. Соответствие проведенного урока требования образовательных стандартов второго поколения. Ориентированность на ФГОС. Развитие универсальных учебных действий. Использование современных педагогических технологий: проектной, исследовательской, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).
Читайте также:  Преимущества и недостатки промежуточной аттестации

Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов — приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока «Окружающий мир» по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Автор учебника – Г. Е. Рудзитис.

Общее количество баллов – 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Читайте также:  Когда нужна аттестация руководителей

Источник

Структура и типы уроков

По классно-урочной системе, принятой в школах многих стран, урок считается основной единицей образовательного процесса. Он ограничивается различными временными рамками, целью и составом участников мероприятия.

Урокам свойственна определенная структура, которую обязан соблюдать каждый педагог. Но урок обладает специфическими признаками и отличиями, ограничивающими их от других форм организации. Рассматривают такие признаки:

  1. Наличие группового занятия.
  2. Контроль деятельности учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
  3. Получение определенных основ знаний в течение урока.

Структура и методика урока зависит от дидактических целей и задач, планируемых для реализации в ходе преподавания. Наличие определенных методов и средств обучения устанавливают основную типовую классификацию уроков.

Что такое структура урока

В состав структуры урока сходят элементы, которые обеспечивают его целостность и сохранность ключевых черт во всевозможных вариациях.

Структура урока – это список поэтапности его проведения.

Стандартный урок подразделяется на основные элементы:

  1. Организационный момент ( 2 минуты). Основной задачей является привлечение внимания детей, привить заинтересованность темой урока, ознакомить с целями и задачами урока.
  2. Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания ( 5 минуты). Предварительно проводится проверка задания на усвояемость предыдущего материала. Проведение аналогии с запланированным материалом для начала объяснения новой темы.
  3. Изучение нового материала ( 24 минуты). Изложение нового материала. Возможны смены деятельности во время объяснения: работы в группах, диалог. Учитель подробно и внятно изъясняется, основываясь на примерах, с наглядными материалами для скорейшего запоминания детьми.
  4. Закрепление ( 13 ) . Использование заданий или упражнений закрепительного характера. Проводится беседа, обсуждение возникших вопросов. Диалог с детьми позволяет выработать умения и проверить на усваивание новой темы.
  5. Итоги ( 4 минуты). Этап важен для понимания того, что учащиеся усвоили материал, дети могут задавать интересующие их вопросы.
  6. Домашнее задание ( 2 минуты). Запись домашнего задания и его подробное разъяснение.

Типы уроков

Для классификации уроков существует разбиение на типы. Первоначально ее применил и ввел Б.П. Есипов. Он выделил:

  1. Урок изучения нового материала (лекция, конференция, беседа).
  2. Урок закрепления знаний (практикум, лабораторная работа).
  3. Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция).
  4. Урок закрепления изученного (групповая работа, самостоятельная, контрольная).
  5. Комбинированный урок.

Классические уроки имеют как минусы, так и плюсы:

  • четко организованный педагогический процесс;
  • системность обучения;
  • воздействие эмоционально на обучаемых;
  • большой поток информации, внедрение технических и наглядных средств.
  • временное ограничение;
  • сложность реализации задач при большом количестве учащихся;
  • уделяется мало внимания развитию познавательной деятельности детей.

Требования к проведению урока и его анализу

Имеется три аспекта, определяемые для проведения урока, согласно современным общим требованиям:

  1. Дидактические:
  • четкость в определении значимости урока среди остальных;
  • соотношение содержания урока и его учебной программы;
  • учет основ педагогического процесса;
  • выбор подходящих действенных методов;
  • межпредметные связи.
  1. Воспитательные и развивающие методы:
  • развитие памяти, внимания, мышления учащихся;
  • воспитание понятия моральности личности;
  • развитие и привитие познавательного интереса;
  • наличие педагогического такта;
  • наличие развития творческих способностей у детей;
  • создание проблемной ситуации для поиска путей ее решения.
  1. Организационные требования:
  • составление продуманного плана урока;
  • проведение урока согласно его структуре;
  • наличие рабочей дисциплины;
  • внедрение различных средств обучения и дополнительных визуализаций;
  • динамичность прохождения урока;
  • логическая завершенность урока.

Типы и структура уроков должны быть строго соблюдены, причем типы разрешено комбинировать согласно тематике и желанию учителя, но занятие только по установленному плану его проведения.

Также все проведенные уроки нуждаются в анализе для выявления недочетов и ошибок. Это позволит в дальнейшем избежать их повторного появления. Анализ всегда должен опираться на психолого-педагогическую науку и педагогический опыт коллег. Чем полнее проведен анализ, тем учителю легче устранить свои минусы в проведении урока или его организации. Особое внимание следует уделять изученным темам и прочность полученных знаний, ориентирование в теме и наличию связи с предыдущими. Оценка должна быть максимально объективной, а выводы помочь учителю реализовать себя на следующем уроке без подобных недочетов или ошибок, наличие рекомендаций от коллег позволит правильно и грамотно подойти к решению вопроса.

Источник