Стандарты и стандартизация одно и т о же

Стандарты и стандартизация одно и т о же

Значение стандартизации трудно переоценить. Разрабатывая и утверждая стандарты и государственные эталоны, стандартизация способствует повышению конкурентоспособности продукции, защищает рынок от недоброкачественных товаров. При этом роль стандартов в системе технического регулирования не ограничивается только формулированием технических регламентов.

Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Главное, для чего существуют стандарты — это обеспечение безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, то есть достижение такого состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, могущий причинить вред жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде.

Рождение международной стандартизации произошло в 1875 году, когда представители 19 государств, к которым потом присоединилась и Россия, подписали Международную метрическую конвенцию и учредили Международное бюро мер и весов. В советское время развитие стандартизации в России не останавливалось, система ГОСТ работала достаточно жестко, а с началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, появилась особая группа стандартов – стандарты военного времени, обозначаемые ГОСТ В. После войны ГОСТ В начали перерабатывать обратно в ГОСТ, но так как заменить все или почти все ГОСТ В довоенными ГОСТ было быстро невозможно, этот процесс длился достаточно долго.

В марте 1953 года, после смерти Сталина, управление по стандартизации было передано в ведение Госплана СССР. В 60-е годы в стране была поставлена задача ускорить научно-технического прогресс, и на этом фоне одним из направлений интенсификации было признано повышение качества продукции, а одним из механизмов решения этой задачи – стандартизация. Роль стандартизации росла, а признание ее места в научно-технической революции потребовало коренного изменения работы в этой области. Были разработаны новые формы и методы. Так, очень много было сделано при создании межотраслевых систем стандартов. В короткий срок удалось разработать и утвердить:

— Систему разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

— Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);

— Единую систему технологической документации (ЕСТД);

— Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК);

— Систему унификации изделий машиностроения и приборостроения;

— Систему стандартных средств технологического оснащения, в том числе оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов и инженерно-технических работ;

— Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).

Принципиально новым направлением в работе по контролю качества и безопасности продукции стала ее сертификация, за которую отвечал Госстандарт СССР.

После распада СССР в области стандартизации наступил временный хаос. Некоторые предприятия работали по старым советским ГОСТам, некоторые ушли в свободное плавание, и их продукция была совершенно «дикой», не отвечавшей требованиям стандартизации. Соответственно, понизилось и качество такой продукции, а ее безопасность была под вопросом. Однако хаос 90-х годов был достаточно быстро преодолен, были введены обязательные технические стандарты.

9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации №134 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии. В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. № 649 она преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Стандартизация всегда была основой технического регулирования, но при нынешних реалиях система технического регулирования рассматривается с точки зрения рыночных отношений в экономике. С пониманием этого факта разработан Федеральный закон «О техническом регулировании». Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитации, контроля и надзора. Стандарты призваны помочь производителю понять и реализовать требования технических регламентов. Добровольный стандарт как бы предлагает наиболее оптимальный путь реализации обязательных требований технического регламента, таким образом, стандарты работают на качество продукции.

Объектами стандартизации предприятий являются:

— порядок проведения работ в области управления производством, в том числе управление качеством продукции;

— технологические процессы, технологические нормы и требования;

— требования к технологической оснастке и инструменту, производимым и применяемым только на данном предприятии.

Стандарты предприятия могут разрабатываться с целью:

а) обеспечения внедрения на предприятии национальных и отраслевых стандартов;

б) стандартизации применяемых на предприятии изделий, процессов, услуг, в том числе:

1) составных частей изделий, технологической оснастки и инструментов;

2) технологических процессов, технологических норм и требований к ним, с учётом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья населения;

3) услуг, оказываемых комбинатом;

4) процессов организации и управления производством.

Требования, устанавливаемые стандартами предприятия, не должны противоречить требованиям национальных и отраслевых стандартов. При наличии аналогов нормативных документов более высокого ранга стандарт предприятия следует выполнять по одному из нижеописанных вариантов:

а) на основе или в дополнение нормативных документов (НД):

1) стандарт предприятия, разработанный на основе, применяется самостоятельно, без привлечения основополагающего НД;

2) стандарт предприятия, разработанный в дополнение, применяется совместно с дополняемым НД, о чем должно быть сказано в структурном элементе «Область применения»;

б) в ограничение НД (ограничительный стандарт). Ограничительный стандарт разрабатывается в случае, если изделие, на которое разрабатывается стандарт, может быть:

1) только покупным. В этом случае стандарт должен содержать параметры изделия, необходимые для его выбора и заказа;

2) как покупным, так и изготовленным на предприятии. Такой стандарт содержит все технические требования, необходимые для изготовления, контроля и т.д., или ссылки на другие НД, их содержащие.

Читайте также:  Параметрической стандартизации это

В ограничительный стандарт включают только конкретные типы, марки, сортамент, размеры, технические требования и т. д. из НД, разрешённые к применению.

Источник



Стандартизация

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жиз­ни, здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаме­няемости продукции;
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; ¥* обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Объектом стандартизации является все, что имеет перспективу много­кратного применения, используется в науке, технике, промышленнос­ти и сельском хозяйстве, строительстве, культуре, здравоохранении, на транспорте и в других сферах народного хозяйства, а также в между­народной торговле.
Основные задачи стандартизации:
Стандарт — это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-тех­нический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эта­лоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного ха­рактера.
Госстандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имею­щие межотраслевое значение. Они содержат:
требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества; требования пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии;
требования по технической и информационной совместимости, а так­же взаимозаменяемости продукции;
основные потребительские (эксплуатационные) характеристики про­дукции, методы их контроля; требования к упаковке, маркировке, транс­портированию, хранению, применению и утилизации продукции;
правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила
оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их опре­деления, условные обозначения, метрологические и другие общетехни­ческие’и организационно-технические правила и нормы.

Источник

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ГАРАНТ:

Пункт 1 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 2.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

ГАРАНТ:

Пункт 4 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 5 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 6 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Читайте также:  Стандартизация производства характерна для

6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

ГАРАНТ:

Пункт 7 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 8 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 9 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ пункт 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 10 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 10.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 11 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 12 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

ГАРАНТ:

Пункт 13 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

ГАРАНТ:

Пункт 14 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 15 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

<< Статья 1.
Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
Статья 3. >>
Цели и задачи стандартизации
Содержание
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Стандарт предприятия, история и современность

Значение стандартизации трудно переоценить. Разрабатывая и утверждая стандарты и государственные эталоны, стандартизация способствует повышению конкурентоспособности продукции, защищает рынок от недоброкачественных товаров. При этом роль стандартов в системе технического регулирования не ограничивается только формулированием технических регламентов.

Читайте также:  Стандартизация объектов недвижимости

Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Главное, для чего существуют стандарты — это обеспечение безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, то есть достижение такого состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, могущий причинить вред жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде.

Рождение международной стандартизации произошло в 1875 году, когда представители 19 государств, к которым потом присоединилась и Россия, подписали Международную метрическую конвенцию и учредили Международное бюро мер и весов. В советское время развитие стандартизации в России не останавливалось, система ГОСТ работала достаточно жестко, а с началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, появилась особая группа стандартов – стандарты военного времени, обозначаемые ГОСТ В. После войны ГОСТ В начали перерабатывать обратно в ГОСТ, но так как заменить все или почти все ГОСТ В довоенными ГОСТ было быстро невозможно, этот процесс длился достаточно долго.

В марте 1953 года, после смерти Сталина, управление по стандартизации было передано в ведение Госплана СССР. В 60-е годы в стране была поставлена задача ускорить научно-технического прогресс, и на этом фоне одним из направлений интенсификации было признано повышение качества продукции, а одним из механизмов решения этой задачи – стандартизация. Роль стандартизации росла, а признание ее места в научно-технической революции потребовало коренного изменения работы в этой области. Были разработаны новые формы и методы. Так, очень много было сделано при создании межотраслевых систем стандартов. В короткий срок удалось разработать и утвердить:

— Систему разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

— Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);

— Единую систему технологической документации (ЕСТД);

— Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК);

— Систему унификации изделий машиностроения и приборостроения;

— Систему стандартных средств технологического оснащения, в том числе оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов и инженерно-технических работ;

— Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).

Принципиально новым направлением в работе по контролю качества и безопасности продукции стала ее сертификация, за которую отвечал Госстандарт СССР.

После распада СССР в области стандартизации наступил временный хаос. Некоторые предприятия работали по старым советским ГОСТам, некоторые ушли в свободное плавание, и их продукция была совершенно «дикой», не отвечавшей требованиям стандартизации. Соответственно, понизилось и качество такой продукции, а ее безопасность была под вопросом. Однако хаос 90-х годов был достаточно быстро преодолен, были введены обязательные технические стандарты.

9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации №134 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии. В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. № 649 она преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Стандартизация всегда была основой технического регулирования, но при нынешних реалиях система технического регулирования рассматривается с точки зрения рыночных отношений в экономике. С пониманием этого факта разработан Федеральный закон «О техническом регулировании». Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитации, контроля и надзора. Стандарты призваны помочь производителю понять и реализовать требования технических регламентов. Добровольный стандарт как бы предлагает наиболее оптимальный путь реализации обязательных требований технического регламента, таким образом, стандарты работают на качество продукции.

Объектами стандартизации предприятий являются:

— порядок проведения работ в области управления производством, в том числе управление качеством продукции;

— технологические процессы, технологические нормы и требования;

— требования к технологической оснастке и инструменту, производимым и применяемым только на данном предприятии.

Стандарты предприятия могут разрабатываться с целью:

а) обеспечения внедрения на предприятии национальных и отраслевых стандартов;

б) стандартизации применяемых на предприятии изделий, процессов, услуг, в том числе:

1) составных частей изделий, технологической оснастки и инструментов;

2) технологических процессов, технологических норм и требований к ним, с учётом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья населения;

3) услуг, оказываемых комбинатом;

4) процессов организации и управления производством.

Требования, устанавливаемые стандартами предприятия, не должны противоречить требованиям национальных и отраслевых стандартов. При наличии аналогов нормативных документов более высокого ранга стандарт предприятия следует выполнять по одному из нижеописанных вариантов:

а) на основе или в дополнение нормативных документов (НД):

1) стандарт предприятия, разработанный на основе, применяется самостоятельно, без привлечения основополагающего НД;

2) стандарт предприятия, разработанный в дополнение, применяется совместно с дополняемым НД, о чем должно быть сказано в структурном элементе «Область применения»;

б) в ограничение НД (ограничительный стандарт). Ограничительный стандарт разрабатывается в случае, если изделие, на которое разрабатывается стандарт, может быть:

1) только покупным. В этом случае стандарт должен содержать параметры изделия, необходимые для его выбора и заказа;

2) как покупным, так и изготовленным на предприятии. Такой стандарт содержит все технические требования, необходимые для изготовления, контроля и т.д., или ссылки на другие НД, их содержащие.

В ограничительный стандарт включают только конкретные типы, марки, сортамент, размеры, технические требования и т. д. из НД, разрешённые к применению.

Источник