Стандартизация образования за рубежом



ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка на тему

Сергеева Валентина Петровна

При отборе зарубежных средств, повышающих качество образования, необходимо учитывать многообразие нашей страны и соответственно этому решать поставленные цели. Выборочно следует подходить к содержанию образования исходя из особенностей менталитета нашей страны и ее государственных интересов. Еще один важный момент при переносе опыта стандартизации образования зарубежных стран – наши возможности экономического характера. Это, в частности, связано с особенностями западного образовательного процесса, который требует серьезных инвестиций в образование: большая часть работы с учащимися осуществляется дистанционно, большое количество новых технологических средств обучения.

Скачать:

Вложение Размер
zarub._opyt_standartizatsii_obrazovaniya.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНДАТРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

При отборе зарубежных средств, повышающих качество образования, необходимо учитывать многообразие нашей страны и соответственно этому решать поставленные цели. Выборочно следует подходить к содержанию образования исходя из особенностей менталитета нашей страны и ее государственных интересов. Еще один важный момент при переносе опыта стандартизации образования зарубежных стран – наши возможности экономического характера. Это, в частности, связано с особенностями западного образовательного процесса, который требует серьезных инвестиций в образование: большая часть работы с учащимися осуществляется дистанционно, большое количество новых технологических средств обучения.

Такая система образования полностью отвечает сегодняшним реалиям и решает проблему снятия субъективной оценки учащихся учителем.

Ключевое слово современных зарубежных стандартов – компетенции, прочно вошло в нашу образовательно – педагогическую практику и в нашей стране .

К достоинствам компетентностного подхода относится:

— формирование нового содержания образования;

— обеспечение интегративности содержания образования:

— организация процесса овладения содержанием образования на основе деятельности, практической работы;

— способствование формированию интеллекта, способностей обучающихся;

— объективная, не зависящая от личности учителя, система оценки достижений учащихся, самооценка.

В типичных зарубежных стандартах обязательно прописывают шесть областей знаний: чтение, письмо, математика, естествознание, обществознание, языковая компетентность, информационная грамотность (во всех странах).

Прописывают разные уровни усвоения знаний ( в наших ФГОО – нет) (4-5), но базовый уровень строго обязателен для всех учащихся.

Для России представляют большой интерес новые подходы за рубежом к подаче материала в каждой предметной области, направленность содержания образования, отбор учебного материала для учебных пособий: изучение предметов через компетентностный подход.

Стандарты имеют структуру, нацеленную на разные уровни усвоения умений, навыков и знаний.

Стандарт четко формулирует цели обучения и определяет набор необходимых навыков, а также знаний, которыми учащиеся должны овладеть в достижении этих целей.

Стандарты иногда определяют количество учебного времени, необходимого для формирования той или иной компетенции, достижения знаний.

Стандарты содержат доступные для каждого учителя инструменты измерения состояния качества образования, заданного стандартом.

В зарубежных стандартах учитываются особенности индивидуального и группового поведения.

Содержание материала и формы организации обучения строго соответствуют рекомендациям по возрастным особенностям и возможностям обучающихся.

Основная школа – это школа общеобразовательная. Основным содержанием представляемого ей образования является функциональная грамотность, овладение ведущими навыками и умениями в том объеме, который позволяет продолжать учебу в течение всей жизни.

Стандарт образования отражается на качестве образования страны, ее экономике. Поэтому стандарты за рубежом переписываются и обновляются примерно каждые десять лет.

Модели развития стандартов:

Первая – изучение чужого опыта и международного опыта, его адаптация к национальным требованиям, частичное внедрение (отсутствует системный подход).

Вторая – либо частичное, либо полное копирование чужого международного опыта на одной ступени или на одном предмете.

Третья – имитация, то есть стандарты уже соответствуют международным стандартам, но не удовлетворяют политиков.

Четвертая — модернизация своих национальных стандартов с учетом опыта других стран, международного опыта.

ФГОС ООО, скорее всего, продукт четвертой модели развития образования .

При реформировании образовательных систем за рубежом особое внимание было уделено целям и функционированию образования, усилению роли самого обучающегося в организации и получении своего образования, активизации образовательной среды (повышение образовательного воздействия социального контекста) и учебной (создаваемой школой), расширению влияния информационных технологий, изменению роли учителя, который учит учащихся учиться на протяжении всей жизни. Выделены четыре сферы, которым общее среднее образование должно подготовить человека: к учению (long-lifelearning), общественной жизни, экономической активности и профессиональной деятельности. С учётом национальных, социально-экономических, культурно-исторических особенностей этот подход находит своё отражение в системе образования той или иной страны. Он обусловливает структуру и непосредственное функционирование образовательного процесса (обучение, учение, самообразование), формирование соответствующего содержания образования, выстраивание (в том числе и законодательное) системы требований, регулятивов, критериев, ориентиров, определение уровней (обязательных, необязательных).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарубежный опыт управления качеством

Доклад содержит критерии оценки качества продукции, рассматривает опыт передовых зарубежных систем качества продукции, их актуальность.

Зарубежный опыт изучения религии в светской школе

Конспект лекции по методике преподавания религиоведения (в том числе Основ православной культуры) в школе.

Зарубежный опыт ювенальной юстиции. Нужен ли он народам России?

Эта многогранная комплексная проблема в настоящее время по-особенному обострилась в нашей стране и приобрела гигантские масштабы уже в вопросе зарубежного опыта организации профилактики правонар.

«Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования»

Доклад для педагогических работников: «Дифференцированное олбучение в условиях стандартизации образования».

индивидуальный подход в обучении.

Внеурочная деятельность в условиях стандартизации образования

Внеурочная деятельность в условиях стандартизации приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Опыт внеклассной работы позволяет учесть возрастные и и.

Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья, применяю особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики .

Источник

Стандартизация образования

Потребность основания общего просветительного пространства в России обязала применить стандартизацию к образованию. Внедрение стандартизации в образовательный процесс даёт возможность разрешить огромное количество вопросов в области обучения подрастающего поколения.

Стандарты образования Российской Федерации

Впервые, 1992 года, было дано определение понятиям о государственном образовательном стандарте в Российской Федерации, после подписания Федерального закона «Об образовании».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно настоящему, работающему праву установлен для:

  • Становления общего просветительного пространства в Российской Федерации.
  • Осуществления независимого анализа функций структуры вузов.
  • Увеличения всеобщего уровня свойств образования в государстве.
  • Определения и одобрения равноценности дипломов зарубежных университетов.

Данные элементы предусматриваются полномерным обучением будущего электрика, физика, программиста или иной специальности.

Федеральный компонент

Федеральный компонент – базовая часть государственного стандарта общего образования, необходимая для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций России, реализующих базовые общеобразовательные программы образования и владеющих государственной аккредитацией.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Министерство образования Российской Федерации ратифицирует федеральный компонент. Кроме этого министерство создаёт нормы и условия, относящиеся к сущности общеобразовательной программы, и к общей степени подготовки учителей и учеников.

В федеральный компонент входят:

  • Нормативы по признаку исполнения общеобразовательной программы.
  • Нормативы к окончательной аттестации выпускников.
  • Определение расчётного времени освоения программ по всем видам обучения.

Федеральный компонент образовательного стандарта какой угодно сложности состоит из категории профессиональных предметов, категории математических и общих предметов по естественной науке, категории обще гуманитарных и социально-экономических предметов, кроме того категории специальных предметов.

Национально-региональный компонент

Данный компонент одобряется конкретным вузом и его назначение целиком принимается в расчёт при обучении профессиональных работников этого региона. Чаще всего в российской среде пользуются системой по продвижению федерального и национально-регионального компонентов в образование, при предпочтении первого компонента в соотношении 65% к 35%.

Аналогичное устройство государственного образовательного стандарта разрешает справиться с диалектической, двойственной задачей сбережения согласия образовательного пространства.
Данное устройство стандарта не заглушает развитие и ценности общеобразовательных организаций субъектов России.

Создание государственных образовательных стандартов

Данный центр формирует работу исключительно для жизнедеятельности высшего специального обучения. В ходе основания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования участвовало около семидесяти организаций, включая ни один десяток советов по методическим рекомендациям. По примерным расчётам во время процесса создания ГОС ВПО работало более тысячи специалистов. Деятельность по разработке стандарта была закончена в течение нескольких лет, внося иногда изменения в уже созданный ГОС.

Министерство образования России принимает предложенные поправки в действующие требования, которые предназначены для образования в высших профессиональных учреждениях. Уже 1996 год был ознаменован созданием госстандартов по подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Структура Государственного образовательного стандарта состоит из более, чем семисот стандартов. Производство ГОС ВПО производилось несколькими стадиями.

На первой стадии разрабатывались общеобразовательные схемы для обучения бакалавров. Стандарты по программам обучения специалистов были созданы на второй стадии. А на следующей стадии создания ГОС ВПО были предложены стандарты по образованию для магистров. Во время создания Государственного образовательного стандарта были сделаны существенные выводы, усиливающие базовые элементы образования.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Теперь абитуриент, закончивший учебное заведение, имел базовый набор научных знаний и его принципы, идеология и философия буду качественно сочетаться с данными познаниями. Комплекс этих познаний становиться базой для становления данного выпускника вуза, как многообразной индивидуальности, обладающей огромным опытом. Базовое обучение объединяет в себе комплекс дисциплин, таких как математические, социально-экономические, гуманитарные и естественные науки. Получается, что становление индивидуальности начинается с изучения естественных наук, таких как литература, биология, арифметика, история и многих иных предметов.

Величина базового научного обучения для профессий общетехнического направления была расширена на 30%. Для многих гуманитарных специальностей овладение в университетах и колледжах предметами данного вида включалось в первый раз. В течении некоторого промежутка времени в процессе обучения студентов выяснилось определённое количество минусов данной структуры обучения и в некотором количестве стандартов были изменены правила и нормы.

Эксперты заметили ограниченный выбор гуманитарных и социально-экономических специальностей, что не являлось ориентированностью на перспективную специальность выпускника. Кроме этого, отсутствовала возможность выполнения норма и правил, содержащихся в документации и применяющихся во время предварительной проверки понимания предметов преподавания.

Отмечены сложности в подготовке студентов и обнаружены некоторые существенные отличия программ образования подобных специальностей. Эти сложности влияли на конструктивную организацию процесса обучения в высших учебных заведениях с многопрофильным обучением. А также отображены разногласия в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования с нормами и правилами иных степеней обучения.

Источник

Стандартизация образования за рубежом

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Концепция «Русская школа за рубежом» (утв. Президентом РФ 4 ноября 2015 г.)

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих преподавание на русском языке в зарубежных странах.

2. Нормативно-правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом", от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", Концепция внешней политики Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере международных гуманитарных связей, в том числе в сфере образования.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.

4. Происходящие в мире процессы глобализации и интернационализации вызвали резкую активизацию мобильности населения во многих странах и регионах. В результате этого, а также вследствие распада СССР существенно выросло число российских граждан и соотечественников, проживающих в настоящее время за пределами Российской Федерации. По оценкам МИДа России, только в странах Содружества Независимых Государств сейчас проживает около 17 млн российских граждан и соотечественников, из них на Украине — около 7 млн, в Казахстане — около 5 млн, в Белоруссии — более 1 млн, в Узбекистане — около 1 млн, в остальных странах и регионах мира — более 12,5 млн человек. Основными странами компактного проживания российских граждан и соотечественников являются: Германия — около 4 млн человек, США — более 3 млн, Израиль — более 1,5 млн, Латвия — около 750 тыс., Эстония — около 400 тыс., Канада — около 400 тыс., Греция — более 350 тыс., Аргентина — более 300 тыс., Литва — около 220 тыс., Австралия — более 200 тыс., Великобритания — около 200 тыс., Иордания — около 120 тыс. человек.

5. Для многих постоянно проживающих за рубежом российских граждан и соотечественников в последние годы все большую остроту приобретает проблема получения их детьми образования на русском языке. В связи с этим общее образование на русском языке за рубежом необходимо рассматривать в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по оказанию систематической и разносторонней поддержки российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, защите их прав, в том числе права на получение образования на русском языке, а также в контексте поддержки, продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации.

6. Поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния Российской Федерации в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире.

7. Поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, способствует углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

II. Цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве

8. Целями государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве являются:

а) обеспечение доступа к российскому образованию и образованию на русском языке для проживающих за рубежом русскоязычных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) создание условий проживающим за рубежом соотечественникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства для получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках межправительственных соглашений;

в) совершенствование условий для становления и формирования личности обучающегося на основе российских культурных традиций и моральных ценностей, развития интересов и способности к социальному самоопределению;

г) формирование у новых поколений в процессе обучения за рубежом уважения к правам и свободам человека и позитивного отношения к современной России.

9. Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

а) предоставление за рубежом качественного общего образования на русском языке;

б) оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в зарубежных странах;

в) обеспечение востребованности российского образования;

г) культурное и эстетическое воспитание обучающихся, основанное на российских традициях;

д) социализация обучающихся и их воспитание на основе нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

III. Направления государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом

10. Для целей настоящей Концепции под русскими школами за рубежом понимаются следующие организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом:

а) специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИДа России, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

б) российские образовательные организации (их филиалы), осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам на территории иностранных государств;

в) образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) иностранные организации (государственные и негосударственные), осуществляющие образовательную деятельность по основным и (или) дополнительным общеобразовательным программам полностью или частично на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

11. Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим направлениям:

а) информационная поддержка;

б) методическая поддержка;

в) материально-техническая поддержка;

г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

12. Информационная поддержка русских школ за рубежом предоставляется в целях обеспечения таких школ информацией нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера и способствует:

а) укреплению престижа российского образования;

б) обоснованию экономической эффективности организации и функционирования русских школ за рубежом;

в) пропаганде российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания, научных и методических разработок российских педагогов;

г) разъяснению правовых основ и преимуществ российского образования в среде молодежи зарубежных стран.

13. Мероприятия информационной поддержки реализуются путем комплексного использования ресурсов сети "Интернет", телевидения, печатных и электронных СМИ и включают создание специализированного интернет-портала "Русская школа за рубежом".

14. Методическая поддержка русских школ за рубежом направлена на организацию и осуществление образовательной деятельности в этих школах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) на основе российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания и включает в себя:

а) предоставление русским школам за рубежом доступа к российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания;

б) разработку современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и общего образования и с учетом соответствующих образовательных программ;

в) организацию использования российских цифровых образовательных ресурсов;

г) содействие в разработке международных общеобразовательных программ с использованием полилингвального подхода на национальных, включая русский, языках;

д) использование механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвесторов, заинтересованных в продвижении российских образовательных технологий, результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области психологии и педагогики, инновационных методов обучения и воспитания, опыта подготовки по дисциплинам естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов.

15. Материально-техническая поддержка русских школ за рубежом позволяет организовать обучение на современном уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она включает в себя меры:

а) по улучшению учебных помещений;

б) по совершенствованию учебной, компьютерной техники, информационно-коммуникационного оборудования и специализированного программного обеспечения;

в) по созданию современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учетом соответствующих примерных основных общеобразовательных программ;

г) по обеспечению учебниками, учебно-методическими пособиями, книгами и электронными образовательными ресурсами.

16. Мероприятия по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом проводятся в формате непрерывного образования, предусматривают применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и включают в себя:

а) предоставление работникам русских школ за рубежом возможности получения профессионального образования, а также возможности получения дополнительного профессионального образования в российских образовательных организациях;

б) организацию и проведение российскими специалистами выездных научно-методических мероприятий в соответствующих странах в рамках дополнительного профессионального образования работников русских школ за рубежом.

17. Государственная поддержка предоставляется организациям, включенным в реестр русских школ за рубежом. Ведение такого реестра осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в целях определения конкретных направлений государственной поддержки.

IV. Механизмы реализации государственной политики в отношении общего образования на русском языке за рубежом

18. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации государственной политики в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, определяет необходимые для этого ресурсы и механизмы.

19. Основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность по реализации настоящей Концепции, являются МИД России, Минобрнауки России, Россотрудничество, а также другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

20. МИД России разрабатывает общую стратегию и осуществляет координацию деятельности в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве и поддержку русских школ за рубежом.

21. Минобрнауки России осуществляет меры нормативно-правового и методического обеспечения, связанные с предоставлением общего образования на русском языке, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

22. Россотрудничество участвует в выработке предложений и реализации внешней политики Российской Федерации в сфере международного гуманитарного сотрудничества, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире и осуществляет координацию практических мер по поддержке русских школ за рубежом.

23. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие настоящую Концепцию, действуют в рамках своих полномочий и компетенции и представляют соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

24. Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, а также созданные Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. N 796 фонд "Русский мир" и Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2011 г. N 678 Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, дополняют деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации настоящей Концепции в рамках своих полномочий и компетенции и действуют согласованно с ними.

25. В целях совершенствования форм и методов поддержки русских школ за рубежом к реализации настоящей Концепции привлекаются российские образовательные организации, общественные организации и объединения, средства массовой информации, государственные корпорации, расширяющие свое присутствие за рубежом, а также бизнес-структуры с учетом их потенциала в области взаимодействия с зарубежными партнерами.

26. Реализацию настоящей Концепции в иностранных государствах координируют загранучреждения МИДа России, представительства Россотрудничества (российские центры науки и культуры) и его представители в составе дипломатических представительств Российской Федерации. Их деятельность дополняют общественные организации соотечественников за рубежом.

27. Поддержка русских школ за рубежом предусматривает систематическое и целенаправленное взаимодействие с официальными структурами зарубежных стран, координационными советами соотечественников, образовательными организациями, осуществляющими преподавание на русском языке в иностранных государствах, а также сотрудничество с российскими обществами дружбы, городами-побратимами, национальными ассоциациями иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений.

28. Настоящая Концепция служит основой для разработки подпрограммы "Русская школа за рубежом" государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность", а также подпрограмм других профильных государственных программ Российской Федерации, иных целевых программ, отдельных проектов, мероприятий и инициатив, направленных на поддержку русских школ за рубежом.

Обзор документа

Утверждена концепция "Русская школа за рубежом". Ее главной стратегической задачей является укрепление русского языка и увеличение гуманитарного присутствия России в мире. Концепция призвана выполнить задачи как внутрироссийские, так и международного уровня. Особо в ней отмечена помощь соотечественникам, проживающим за рубежом.

В концепции выделены 4 типа школ.

К первому относятся специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИДа России, обучение в которых ведется по российским основным и дополнительным программам. Второй тип — это школы, созданные за рубежом при участии России. Их деятельность регулируется международными договорами. Третий — российские образовательные учреждения (их филиалы) с преподаванием по отечественным программам. Наконец, школы четвертого типа — это иностранные образовательные организации, работающие по основным и (или) дополнительным программам полностью или частично на русском языке и (или) в соответствии со стандартами образования России.

Школам будет оказываться информационная, методическая, материально-техническая поддержка, для их работников организовано профобразование (в т. ч. дополнительное).

Источник

Стандарты среднего общего образования

Единого стандарта среднего общего образования в мире не существует. В каждой стране приняты свои собственные государственные стандарты обучения.

Особенность Швейцарии в том, что в этой стране есть учебные заведения, работающие по школьным стандартам как собственно Швейцарии, так и почти всех крупных стран мира. Это объясняется тем, что традиционно в Швейцарии работало очень много иностранцев, чтобы их дети не прерывали обучения по стандартам среднего общего образования, принятым в их странах, в Швейцарии работают американские, британские, японские школы. Сама Швейцария состоит из трех частей — немецкой, французской и итальянской. Соответственно, в каждой части страны учебные заведения работают по школьным стандартам Германии, Франции, Италии.

Другими словами, система среднего образования в Швейцарии представлена всеми международно-признанными государственными стандартами обучения. Аттестаты школ немецкоязычной части Швейцарии считаются эквивалентными австрийским и немецким дипломам, а выпускники франкоязычных школ Швейцарии по условиям зачисления в вузы Франции, Бельгии и Канады приравнены к гражданам этих стран. Если ребенок закончил американскую, британскую или японскую школу в Швейцарии, то его без экзаменов ждут в американских, британских и японских вузах. Эти же аттестаты принимаются и для зачисления на общих основаниях (без экзаменов) в местные швейцарские университеты, конечно, при условии владения языком преподавания.

Только в Швейцарии можно получить аттестат зрелости любого стандарта среднего общего образования! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок поступил в английский вуз, совсем не обязательно учиться в Великобритании. То же самое и с американскими школами. Однако в отличие от школ в самой Англии или США, в Швейцарии в обязательном порядке учат еще и французский или немецкий язык, что расширяет возможности выпускников. Поскольку и в Англии, и в США высшее образование платное, совсем неплохо в качестве альтернативы иметь возможность бесплатно учиться в Европе!

Международно-принятые школьные стандарты

Государственный стандарт обучения США High School Graduation Diploma, CEEB, Advanced Placement Programmе

Внимание! При таком разнообразии важно не сделать ошибок. Выбирая школу, необходимо наметить дальнейшую стратегию образования Вашего ребенка, иначе не избежать проблем со сменой программы в старшей школе. Наши специалисты, обладая необходимыми знаниями и опытом, с удовольствием помогут Вам в этом, разработают индивидуальный учебный план для Вашего ребенка, в соответствии с которым и подберут школы, с дипломом которых происходит прямое зачисление в выбранный Вами университет, организуют просмотр учебных заведений.

Источник

Стандартизация образования за рубежом

Динамика развития социально-экономической ситуации в стране и мире показывает, что качество человеческого капитала в современных условиях играет ключевую роль. Несомненно, что в условиях попыток изоляции России, введения санкций в отношении российской экономики возросло внимание Правительства РФ к структурным изменениям в экономике, позволяющим реализовать инновационные технологии.

Внимание к кадровому потенциалу современного инновационного производства в этой связи усиливается, о чем говорят проводимые заседания Госсовета РФ по тематике подготовки квалифицированных кадров и обсуждение проблем развития системы образования в периодических изданиях [5]. Министерством образования и науки РФ предпринимается ряд мер по изменению всей идеологии высшего и профессионального образования, важнейшим из которых является переход на стандартизацию образования.

В какой степени сложившийся опыт перехода на работу по стандартам российского образования (а сегодня мы можем говорить уже о четвертом поколении ФГОС) отвечает требованиям обеспечения качества и реалиям развития российского общества [4]? Следует отметить, что стандартизация, конкретизируя требования к подготовке, в некотором смысле их «сужает», должна давать возможность расширения образования через вариативность, в этом кроется их диалектическая связь. Исходя из этого можно обозначить несколько позиций «проблемного поля» стандартизации высшего и профессионального образования, которые содержат важные вопросы, от ответа на которые станет понятно, способна ли современная модернизация образования обеспечить необходимое качество и «доверие» к образованию со стороны личности, общества, государства, бизнеса.

1. Глобализация и стандартизация образования. Стандартизация образования в эпоху глобализации обеспечивает сравнимый уровень образования в разных странах, что позволяет студентам осваивать различные компетенции в образовательных организациях разных стран. Кроме того, происходит передача технологий, как информационных, так и гуманитарных, транслирующих ценности и элементы культуры (возможно, и не самые лучшие ее образцы). Формируется возможность быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса).

Первая позиция относительно сравнимых уровней образования содержит в себе определенные особенности (в частности, ставит всех участников на одинаковые ступени образовательного процесса). Да, это дает возможность для сравнительного анализа уровня образованности студентов, предоставляет возможность для обучения в различных вузах и т.д. Эти положительные стороны обсуждались в печати и не вызывают сомнений. Однако в этой связи российское образование не предполагает инновационного процесса своего развития, поскольку оно не должно отличаться от других стран, и предполагается, что там уже все сделано лучше, чем у нас.

Наряду с этим, говоря о российском образовании, необходимо отметить, что переход на программы бакалавриата окончательно запутал наших работодателей. Если в системе среднего профессионального образования был заложен базовый и повышенный уровень подготовки, то при переходе на бакалавриат в системе высшего образования фактически произошло снижение уровня подготовки от специалиста к компетентностно-ориентированному бакалавру. Огромное число колледжей, переданных Минобрнауки РФ в регионы и в состав вузов, практически исчезло. В чем отличие повышенного уровня подготовки в колледже, прикладного бакалавра, бакалавра (ориентированного по специальности или по академическому направлению)? Ответ на этот вопрос может дать только специалист в области образования, для работодателей это непонятно. Для чего мы понизили уровень подготовки – для того, чтобы соответствовать сопоставимому уровню?

Что происходит в реальности. В настоящее время вузы не готовы осуществлять компететностно-ориентированную подготовку (допустим, как в колледже) в силу отсутствия оборудования, квалифицированных специалистов, отсутствия мотивации, что приводит к сокращению лекционных курсов и передаче всей ответственности за результаты обучения самим студентам через самостоятельную работу. Современный электронный учебно-методический комплекс должен представлять собой самоучитель по профессии или дисциплине? Практически это отказ от сложившейся за многие годы в России инженерной подготовки, где лекционная форма работы со студентами, позволяющая развивать научные школы, зарекомендовала себя еще в советские годы.

Относительно передачи и освоения новых технологий можно отметить много положительного (например, то, что развитие образования возможно только в открытой среде, важна диалогичность взаимодействия участников образовательного процесса и т.д.). Вместе с тем не секрет, что авторы инновационных образовательных технологий не всегда расположены делиться своими находками. С одной стороны, это связано с соблюдением авторских прав на инновационные образовательные технологии, с другой — в ряде ситуаций авторам выгодно не распространять свои наработки, поскольку это может приносить и коммерческий эффект.

Формирование социально-культурных смыслов развития общества реализуется в современном мире различными средствами – интернет-технологиями, СМИ, системой образования. В какой степени социально-культурный смысл развития российского общества, заложенный в процессе стандартизации образования, вступает в противоречия с тем, что происходит в других странах? Не секрет, что развитие региона зачастую определяется уровнем профессиональной и общей культуры населения. Восприятие, в том числе и критическое, социально-культурных смыслов других стран зависит от уровня общей и профессиональной культуры, формируемой прежде всего системой образования. В условиях реализации ФГОС-3 наблюдается снижение роли гуманитарного, общекультурного блока подготовки студентов.

Последний тезис этого проблемного поля связан с возможностью быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса) [1]. Способна ли стандартизация российского высшего и профессионального образования обеспечить приоритет в подготовке кадров для инновационной российской экономики?

Для ответа на этот вопрос необходимо признать следующее: высшее образование в России было и остается ориентированным на подготовку кадров высшей квалификации, следовательно, в рамках уже законодательно принятых решений следует рассмотреть возможность:

1) ввести наряду с магистерской подготовкой, ориентированной на исследовательскую работу, подготовку по специалитету, ориентированному на инновационные технологии и практики с такими же сроками обучения, позволяющую формировать научные технологические, инженерные именные школы;

2) в силу того, что в современной профессиональной подготовке наблюдается смещение границ профессиональных требований, перейти на подготовку по образовательным программам, сформированным по схеме «профессиональное образование (колледж) – высшее образование (бакалавриат) – высшее образование (магистратура, специалитет)» с исключением практики перезачета дисциплин в вузе, изученных в колледже (поскольку они имеют различную направленность и отличаются по своему содержанию и компетенциям);

3) требуется выстроить четкую логику в квалификационных требованиях к выпускникам через профессиональные стандарты в контексте образовательных программ, а не уровней образования;

4) поскольку переход на бакалавриат сегодня законодательно закреплен, а в реальной практике вузов формирование компетенций чрезвычайно затруднено, также практически невозможно оценить объективно уровень сформированных компетенций, возможно рассмотреть вопрос об интеграции статуса профессионального и высшего образования. Это позволит уйти от уровневой дифференциации статусности получаемого студентами образования и ориентировать их на образовательные программы. Однако в составе современного вуза необходим колледж, где реализуется полноценная программа квалифицированной подготовки, есть возможность компетентностной подготовки бакалавра, продолжения образования в исследовательском плане через магистратуру и, как вариант, в подготовке инженеров высшего уровня – специалитет. Но колледжи, активно работающие с вузами по сетевым моделям, находящиеся с ними во взаимодействии по подготовке кадров для конкретных производств, должны получить возможность бакалаврской подготовки с защитой ВКР в вузе.

2. Личность и стандартизация образования. Возможна и нужна ли стандартизация личности через образование?

Современное профессиональное образование перешло на третье поколение, планируется переход на четвертое поколение образовательных стандартов. Можно ли сегодня пытаться подводить некоторые итоги состоявшегося перехода?

С этой целью прежде всего стоит посмотреть на весь процесс формирования нового поколения ФГОСов и их сочетания с создаваемыми профессиональными стандартами. Безусловно, это сложнейший процесс должен быть методологически обоснован, определены основания построения нового поколения образовательных стандартов, обусловленные целью всей профессиональной подготовки. Как следует из публикаций, в основе методологии нового поколения стандартизации лежат Болонский процесс и связанный с этим переход на компетентностный подход, определяющие новый уровень и качество подготовки выпускника.

Таким образом, объективно существует проблема цели профессионального образования. Эта цель определена государством и отражена в содержании ФГОСов как важнейшего нормативного документа. Как соотносятся цель профессионального образования и требования профессионального сообщества и работодателей? Ответ на этот вопрос должны дать профессиональные стандарты. Но ведь есть еще и цель профессионального образования, связанная с интересами самой личности обучаемого. И эти интересы со временем будут проявляться больше и больше. Все определяется степенью активности самого обучаемого, его заинтересованности в собственной профессиональной судьбе, социальной роли, гражданской позиции.

Современный ФГОС ВО дает широкие возможности для учета интересов обучаемых – до 50% учебного времени отводится на дисциплины по выбору. Опрос студентов при выборе дисциплин показывает, что основная категория предпочитает те дисциплины, по которым проще получить зачет (до 60% в зависимости от направления подготовки). Около 20% из них связывают свой выбор с профессиональным интересом. Можно ли сделать вывод о проблеме цели профессионального образования для студентов? Видимо, да, поскольку последующая профессиональная карьера как цель для многих из студентов является «отложенной» до окончания вуза. Определенная часть допускает, что по окончании не будут работать по полученной специальности.

В условиях демографического спада вузы предоставляют широкий спектр подготовки по различным направлениям, и молодежи, казалось бы, не составляет никакого труда выбрать наиболее интересный. Если в условиях главного выбора – выбора направления подготовки — не происходит проявления личностного аспекта проявления профессионального интереса, то и соответственно незаинтересованный выбор дисциплин здесь выступает как следствие.

Цель профессионального образования с позиций личности – обеспечение профессиональной и личностной самореализации [2]. В том, насколько это возможно в рамках того или иного направления подготовки в вузе, зависит от самой личности и профессорского-преподавательского состава. Насколько школе удается пробудить личностный интерес к профессиональному выбору?

Поставленные вопросы требуют ответа, где и каким образом интересы личности и ее выбора отражены в образовании – от школьного до вузовского. Обратим внимание на модель профессионального стандарта в варианте, разработанном НАРК совместно с РСПП. Основное внимание уделено профессиональным знаниям, компетенциям. В них нет требований к личности, хотя каждый вид профессиональной деятельности имеет свои психологические особенности (монотонность, коммуникативность, оперирование знаками и схемами и т.д.).

Федеральные государственные образовательные стандарты также не рассматривают аспектов требований к личности. Таким образом, стандартизация образования, необходимая для формирования содержания и определенных ориентиров оценки уровня подготовки школьников и студентов, вместе с тем направлена на обезличенного обучаемого, для которого предложены варианты выбора. Только выбирать он не стремится.

Это не значит, что стандартизация не нужна, она нужна для учителя и преподавателя в плане ориентировки в формирования содержания и технологии обучения. Для личности и ее формирования необходима своя парадигма, реализованная в условиях профессиональных и образовательных стандартов и ориентированная на формирование способности обучаемого стать тем, кем он может стать в условиях школы, колледжа, вуза.

Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов. Но они, интересы личности, должны быть там отражены. Таким образом, обсуждаемые в настоящее время подходы к формированию четвертого поколения образовательных стандартов должны опираться на тот опыт, который мы получаем в процессе подготовки выпускников – бакалавров. В условиях сокращения времени в вузе на подготовку бакалавров важнейшим становится формирование общей парадигмы взаимодействия школы и профессиональных образовательных организаций по обеспечению личностного развития обучаемых [3]. Независимо от Болонского процесса и его ориентировки на компетентностный подход формирование личности и ее способности к саморазвитию, самореализации есть единственно верный путь к формированию процесса стандартизации образования от школы до вуза, направленного на человека.

Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности опираются на образовательные стандарты и соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов.

В разработке стандартов, по нашему мнению, главная цель профессиональной подготовки — формирование общей и профессиональной культуры выпускника, именно она является основой построения методологии, ориентированной на общее и профессиональное развитие личности студента. И именно культурологический подход, заложенный Л.С. Выготским, должен стать методологической основой стандартизации российского общего и профессионального образования.

3. «Отрыв» от отраслевой структуры. «Отрыв» образовательных организаций профессионального образования из отраслевой структуры сказывается на современном развитии государственно-частного партнерства. Сегодня многие предприятия заинтересованы в создании собственных образовательных структур, ориентированных на корпоративные цели. Формирование многофункциональных центров на площадках предприятий, куда допускаются обучающиеся в ПОО, в большей степени ориентировано на повышение квалификации и переподготовку своих специалистов. Примером является создание и работа многофункциональных центров развития квалификаций. По данным Минобрнауки в настоящее время функционирует более 300 центров. Сравнительный анализ динамики роста подготовки на базе МЦПК показывает, что, например, в течение года за период 2014–2015 года число студентов по программам профессиональных и практикоориентированных модулей возросло с 3,5 тыс. человек до 4,5 тыс. В то же время прирост по программам профессиональной подготовки на базе МЦПК возрос на 8 тыс. человек, а общий прирост по всем программам дополнительного образования (без студентов колледжей) составил с 48 тыс. человек до 61 тыс. человек.

Таким образом, интерес бизнеса в сотрудничестве с образовательными организациями, безусловно, есть, однако масштаб переподготовки, подготовки и повышения квалификации, которые происходят вне образовательных организаций, говорит о том, что профессиональное образование осуществляется в более широких масштабах вне образовательных организаций.

Для подготовки «своих» кадров МЦПК не рассматривает профессиональные стандарты в компетентностном формате, их интересует опыт решения профессиональных задач работниками предприятий. Возможно, что оторванность от отраслей возникла не только из-за ведомственной принадлежности, но и оттого, что профессиональный стандарт должен быть представлен языком, понятным бизнесу, а именно через опыт решения профессиональных задач. Кстати, опыт является важнейшей составляющей профессиональной культуры выпускника.

Безусловно, это не все тезисы «проблемного поля стандартизации» профессионального образования, но одни из самых важных. Перспективы решения проблемы стандартизации профессионального образования должны учитывать:

Источник

Читайте также:  Задачи стандартизации ее экономическую эффективность