Стандартизация i2

Стандартизация рабочих растворов в йодометрии

Кристаллический йод обычно загрязнен соединениями хлора и брома, содержит влагу, поэтому его очищают суб­лимацией из смеси с KI и СаО. Из-за своей летучести кри­сталлический йод не является исходным веществом, и его редко используют в качестве первичного стандарта. Чаще всего сначала готовят раствор йода с концентрацией, при­близительно равной требуемой, а затем точную концент­рацию раствора устанавливают с помощью стандартизи­рованного раствора тиосульфата натрия.

Молекулярный йод плохо растворяется в воде. Для приготовления раствора пользуются хорошей раствори­мостью йода в растворе KI вследствие образования ком­плексного соединения:

Трийодид-ион J — 3 и молекулярный йод в ОВ-реакциях ведут себя одинаково, поэтому при йодометрических опре­делениях соответствующие уравнения реакций записыва­ют с участием I2, а не иона J — 3 .

Раствор тиосульфата натрия готовят из кристаллогид­рата Na2S2O3 • 5Н2О, состав которого не бывает строго по­стоянным. Кроме того, при растворении тиосульфата на­трия происходит частичное разложение его растворенным в воде СО2:

С другой стороны, тиосульфат-ионы медленно реагиру­ют с молекулярным кислородом воздуха:

Из-за выделения серы раствор сначала мутнеет, а затем на дне сосуда собирается белый осадок. Чтобы уменьшить разложение тиосульфат-иона, для приготовления раство­ра используют свежепрокипяченную охлажденную воду. Приготовленный раствор оставляют на 8—10 дней, после чего приступают к определению его концентрации по пер­вичному стандарту.

В качестве первичных стандартов для определения концентрации раствора Na2S2O3 служат дихромат калия К2Сr2O7 или йодат калия КIО3, из которых по навеске лег­ко получить раствор с известной концентрацией.

Следует отметить, что тиосульфат натрия является сильным восстановителем (E 0 (S4O 2- 6 /2 S2O 2- 3) = + 0,08 В), реагирует быстро и стехиометрично с образованием тетратионат-ионов только с трийодид-ионами. Со многими другими окислителями, например с МnO — 4 , Сr2О 2- 7 , ВrО — 3, IО — 3 и т.д., тиосульфат-ионы реагируют нестехиометрично. Это исключает возможность использования прямого ти­трования окислителей раствором Na2S2O3. Установление точной концентрации раствора Na2S2O3 с использованием в качестве первичного стандарта дихромата или йодата калия основано на методе косвенного (заместительного) тит­рования.

Дихромат калия в кислой среде стехиометрично реаги­рует с растворимыми йодидами с образованием эквива­лентного количества молекулярного йода:

Образовавшийся молекулярный йод оттитровывают раствором тиосульфата натрия, точную концентрацию ко­торого следует установить. Очевидно, что

поскольку реакции восстановления дихромат-ионов соот­ветствует полуреакция

Cr2O 2- 7 + 14Н + += 2Сr 3+ + 7Н2О.

Для того чтобы дихромат-ионы реагировали количест­венно, используют избыток KI, а для повышения окисли­тельного потенциала пары Сr2О 2- 7 /2Сr 3+ реакцию прово­дят в сильнокислой среде, которую создают с помощью раствора H2SO4.

Раствор Na2S2O3 с установленной концентрацией, в свою очередь, может служить вторичным стандартным раствором для стандартизации раствора йода методом прямого титрования.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Какая реакция является основной в методе йодометрии?

2. Какие рабочие растворы используются в йодометрии?

3. Что является индикатором в йодометрии?

4. При каких условиях йодометрические реакции протека­ют до конца?

5. Какие методы титрования используются для определе­ния окислителей и восстановителей?

6. Почему нельзя приготовить растворы I2 и Na2S2O3 с точ­ной концентрацией?

7. Какие вещества используются в йодометрии в качестве первичных стандартов?

8. Для определения каких веществ применяют метод йодо­метрии?

9. Пользуясь электронно-ионным методом (методом полу­реакций), составьте уравнения ОВ-реакций:

ЗАДАЧИ

1. Сколько граммов Na2S2O3 • 5Н2О надо взять для приготовле­ния 2л 0,02 н. раствора тиосульфата натрия?

Ответ. 9,92 г.

2. На титрование раствора, содержащего 2,5 г технического тиосульфата натрия, пошло 81,5 мл 0,1000 н. раствора йода. Вычисли­те массовую долю Na2S2O3 • 5Н2О в техническом образце.

Ответ. 80,85 %.

3. 0,0980 г химически чистого К2Сr2O7 обработали раствором KI в кислой среде. На титрование выделившегося йода пошло 25,5 мл раствора тиосульфата натрия. Рассчитайте нормальность ититр раствора Na2S2O3.

Ответ. 0,07843 моль/л; 0,01239 г/мл.

4. К избытку раствора KI в кислой среде прилили 25,00 мл 0,05000 н. раствора К2Сr2O7. На титрование выделившегося йода пошло 22,80 мл раствора Na2S2O3. Вычислите нормальность рас­твора тиосульфата натрия.

Ответ. 0,05482 моль/л.

Тестовый самоконтроль по теме «Оксидиметрия»

К перечню пронумерованных вопросов (фраз) предлагается спи­сок ответов, обозначенных буквами. Каждому пронумерованному вопросу соответствует только один ответ. Буквенный ответ может быть использован один раз, несколько раз или вообще не использо­ван. Необходимо подобрать соответствующие пары «вопрос-ответ».

Чему равен фактор эквивалентности окислителя в превращениях:

Источник



Уровни стандартизации — Стандартизация

Замечание 1 Действия по стандартизации проводятся на разных уровнях, которые делятся на государственный, национальный, международный и региональный. Разделение на уровни зависит от утверждения нормативной документации участников конкретного региона, выделенного по экономическим, политическим и географическим критериям.

Виды уровней стандартизации

В международной стандартизации тесное сотрудничество осуществляют организации по стандартизации всех стран. Международная стандартизации может осуществляться в рамках ISO (Международная организация по стандартизации), IEC (Международная электротехническая комиссии), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения при ООН), МАгАтЭ (Международное агентство по атомной энергии) и другие. Международная организация по стандартизации насчитывает около 130-ти стран со всей планеты, и в ней работает более 200 технических комитетов. Количество нормативных документов данной структуры превышает 12000 стандартов. Стандарты ISO 9000 для систем качества работают в 160-ти странах мира.

Союз Советский Социалистических Республик был одним из учредителей международной организации по стандартизации, постоянным членом управляющих органов, а представитель Госстандарта СССР дважды избирался председателем организации. Российская Федерация стала членом ISO, как правопреемник Советского Союза. И 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ISO. Начиная с 1913 года, Российская Империя принимает участие Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Читайте также:  Удк метрология стандартизация

Только один орган стандартизации имеет возможность участвовать в деятельности региональной стандартизации. Это определяется экономическими и географическими мерками.

Межгосударственная стандартизация базируется на региональной основе, исключением является то, что в её деятельности имеют возможность участвовать, исключительно страны-члены Содружества Независимых Государств.

Деятельность же национальной стандартизации осуществляется в пределах одного отдельно взятого государства (примером может быть любая из стран мира, допустим Российская Федерация, Украина или Республика Беларусь).

Согласно законам Российской Федерации, деятельность по стандартизации на её территории осуществлялась на федеральном уровне до 2003 года, в пределах Государственной системы стандартизации России. Финансирование органов стандартизации в разных странах осуществляется двумя путями: за счёт государства и негосударственными структурами. В таких странах, как Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Государство Япония, финансирование производится государством. А к примеру, в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республике Германия, Финляндской и Французской Республиках, национальный уровень стандартизации проводится негосударственными структурами

Национальная стандартизация Российской Федерации

Определение 1 Деятельность национальная стандартизации Российской Федерации обращена к формированию конкретных норм и параметров для неоднократного использования на добровольной основе. Кроме этого деятельность национальной стандартизации предполагает достижения организованности и целенаправленности в производственных процессах с увеличением конкурентной составляющей в произведённых изделиях и сервисе.

Основные итоги работы органов по стандартизации отражаются:

  • В росте уровня производственных процессов, в качестве изготавливаемых изделий и в предоставления отличного сервиса.
  • В поддержке научно-технического прогресса.
  • Гарантированием единства измерений.
  • В увеличении степени надёжности.
  • В поддержке следованию норм и правил технических и технологических условий производства.
  • В увеличении конкурентных преимуществ изделий и сервиса, а также целесообразному использованию сырья и материалов.
  • В предоставлении информации по технологическому и техническому единообразию, заменимости, совместимости и защиты изделий, сравнимости технико-экономических показателей.
  • В обеспечении обороны государства.

Стандартизация предприятий осуществляется согласно законам Российской Федерации на уровне разнообразных юридических компаний, которые занимаются производственной, коммерческой или иной деятельностью на территории России. Стандартизация предприятий также осуществляется на уровне отрасли или определённого сектора экономики.

Замечание 2 27 декабря 2002 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации за № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Целью данного закона является создание механизма осуществления национальной и общественной безопасности, обороноспособности государства, а также охраны природы.

После принятия данного законодательного акта начинают происходить в полном объеме преобразования отечественной структуры стандартизации. Такие изменения были необходимы для установки идеологии в национальной стандартизации международных норм и требований. Благодаря переходу на новые принципы стандартизации изменились цели и задачи самой стандартизации, поменялось состояние стандартов и статус комитетов технического надзора, произошли изменения в системе финансирования деятельности в области стандартизации.

Задачи и цели Международная организация по стандартизации (ISO)

Международной организации по стандартизации производит работы по стандартизации практически во всех областях деятельности, исключениями являются электроника и электротехника, в которых производит стандартизацию Международная электротехническая комиссия. Кроме вопросов стандартизации, ISO исследует проблемы оценки соответствия.

За время своей жизнедеятельности Международная организация по стандартизации создала и запустила в работу более 14000 стандартов международного уровня. Данные стандарты получили отражение в Международном классификаторе стандартов (МКС). Использование международных стандартов ISO предполагает добровольное использование любого государства. При использовании стандартов ISO, он автоматически вводится в отечественную систему стандартизации государства. Структура российской стандартизации применяет более пятидесяти процентов международных стандартов ISO.

На сегодняшний день целями ISO являются:

  • Международная поддержка в развитии стандартизации и сопредельных видов работ, для обеспечения международного взаимообмена продукцией и сервисом.
  • Расширение партнёрства в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.
  • Совершенствование системы ресурсов стандартизации.
  • Формирование стандартов касательно безопасности изделий.
  • Определение общих стандартов в маркировании и терминологии.

Для того, чтобы достичь вышеуказанные цели ИСО осуществить решение следующих задачи:

  • Проводить мероприятия по облегченью регулирования и единообразия национальных стандартов.
  • Создавать и внедрять международные стандарты.
  • Обеспечивать сотрудничество при взаимообмене информацией, которая касается деятельности комитетов стандартизации.
  • Углублять партнёрство между национальными и международными организациями, которые причастны к стандартизации.

В число партнёров Международная организация по стандартизации (ИСО) входят практически все международные, негосударственные и межгосударственные организации, включая Организацию объединённых наций (ООН).

Источник

Стандартизация i2

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

Standardization in the Russian Federation.
Basic provisions

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.0-2004 с ГОСТ Р 1.0-2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2005-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Читайте также:  Основные принципы технического регулирования и стандартизации

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации.

Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.

При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1. и ГОСТ Р 1.12.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.5-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.8-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Цели стандартизации

3.1 Стандартизация осуществляется в целях:

3.1.1 Повышения уровня безопасности:

— жизни и здоровья граждан;

— имущества физических и юридических лиц;

— государственного и муниципального имущества;

— в области экологии;

— жизни и здоровья животных и растений;

— объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

— сравнительного анализа характеристик продукции;

— государственных заказов, внедрения инноваций;

— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— решений арбитражных споров;

— систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

— систем каталогизации продукции;

— систем обеспечения качества продукции;

— систем поиска и передачи данных;

— доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

3.1.4 Содействия проведению работ по унификации.

4 Принципы стандартизации

4.1 Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

— добровольности применения стандартов;

— достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

— использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

— комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

— недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

— установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

— установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

— четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

— исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;

— недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

— доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

4.2 Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Читайте также:  Стандартизация процессов оказания услуг

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.

4.3 Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

4.4 Преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта или отдельного его положения.

4.5 Продукция, соответствующая требованиям национальных стандартов либо международных и региональных стандартов при отсутствии соответствующего национального, имеет приоритетное применение при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.

4.6 Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования, разработки до принятия стандарта. Это достигается:

— публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

— публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;

— единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.

Источник

Цифровые стандарты

Разработка и широкое внедрение любых продуктов и технологий невозможны без стандартизации. На 2020 год в мире существует много организаций, занимающихся стандартизацией на национальном и международном уровне, в том числе:

  • Госстандарт России (Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации);
  • ANSI (American National Standards Institute – Американский национальный институт стандартов, АНИС, разрабатывает стандарты на языки программирования и интерфейсы, на сетевые протоколы, передачу данных и шифрование данных);
  • ECMA (European Computer Manufacturer’s Association – Европейская ассоциация производителей компьютеров, ассоциация по стандартизации в области информационных и вычислительных систем);
  • ISO (International Standards Organization – Международная организация по стандартизации с огромным набором созданных и создаваемых стандартов);
  • IEC (International Electrotechnical Commission – Международная электротехническая комиссия, МЭК, занимающаяся стандартами в области электроники и электротехники);
  • IEEE (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc.) – Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике, ИИЭР (США), крупнейшая в мире профессиональная организация, отвечающая, в частности, за сетевые стандарты, стандарты по программным и инженерным системам;
  • NIST (National Institute of Standards and Technology) – Национальный институт стандартов и технологий США, НИСТ.

Цифровые стандарты можно условно разделить на две большие категории:

  • стандарты и законы уровня и статуса стандартов, связанные с цифровизацией экономики, с цифровой трансформацией (digital transformation) (например, Федеральный закон (проект) № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»);
  • стандарты по конкретным цифровым технологиям.

Для современной цифровой экономики наиболее важное значение имеют стандарты в области ИТ и ВТ, программирования, сетевых технологий, передачи данных, в том числе:

  • стандарты на цифровые шины и интерфейсы (например, I2C; PCI; USB и др.);
  • стандарты на способы кодирования и сжатия, на форматы цифровых аудио- и видеоматериалов (например, MPEG ISO/IEC, MP3 и др.);
  • криптографические стандарты, стандарты на шифрование данных (например, AES);
  • стандарты на языки программирования (разрабатывает, в частности, ANSI, при этом стандартизованная версия языка получает приставку ANSI, например ANSI C, ANSI Fortran, ANSI SQL, ANSI Pascal и др.);
  • стандарты на построение компьютерных и коммуникационных сетей и сетевые протоколы (например, стандарты IEEE 802.3 на Ethernet и Gigabit Ethernet; интернет-стандарты FTP, HTTP и др.);
  • стандарты на технологии цифровой мобильной сотовой связи разных поколений (от 0G до 5G, включая стандарты NMT, AMPS, CDMA, D-AMPS, GSM, GPRS, EDGE, UMTS, WCDMA, 5G NR и др.);
  • стандарты цифровой транкинговой радиосвязи (например, EDACS, TETRA, APCO 25 и др.);
  • военные стандарты на оборудование MIL STD;
  • стандарты на цифровое телевидение (ЦТВ), телевидение высокой четкости (ТВЧ), его разные форматы (включая 720p HD, 1080i HD, 4К HDR, HDTV и др.).

Цифровая экономика (ЦЭ) потребует большого числа новых цифровых стандартов и законов, часть из которых в 2020 году уже разрабатывается, часть только обсуждается. Эти стандарты и законы будут касаться робототехнических систем, систем с искусственным интеллектом, умных домов и городов, интернета вещей, аддитивного производства, новых сетевых технологий, стандартов обучения дисциплинам ЦЭ и множества других вещей.

В ИТ большинство современных стандартов, на 2020 год более 2,5 тыс., в том числе цифровых (относящихся к цифровым технологиям), не переведено на русский язык (хотя процедура перевода и принятия международных стандартов в России была максимально упрощена), не говоря уже о том, что у ИТ-бизнеса довольно слабая заинтересованность в разработке новых стандартов. ЦЭ требует не просто внедрения существующих и действующих международных стандартов, но и активного участия российских представителей в международных организациях по стандартизации для создания новых стандартов с учетом нашей специфики. Разработка и утверждение стандартов для ЦЭ основной инструмент регулирования качества ИТ-услуг и расширения ИТ-бизнеса.

Источник