Стандартизация и классификация продукции
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник
Стандартизация продукции — Стандартизация
Стандартизация продукта — значимый компонент, когда речь идет об управлении качеством.
Замечание 1. Если переводить слово «стандарт» с английского языка, то речь идет о правилах, эталонах.
Главная цель данной стандартизации заключается в формировании специальной нормативно-технических документах. Они отражают требования современного мира той продукции, что изготовляется для того, чтобы удовлетворить запросы и потребности жителей государства, хозяйства. Также целью является экспорт.
Концепция, которая действует в плане стандартизации продукта, предоставляет возможности как создавать, так и сохранять в актуальном виде:
- Общетехнический стиль в едином варианте;
- Основные промышленные данные продукта (например, допуск, посадку, частоту, напряжения, прочее);
- Стандартная установка изделий, которые используются в общемашиностроительной области (крепежи, подшипники, механизм для разрезки, прочее). Также речь идет о типоразмерных рядах, стандартных установках;
- Классификаторы техников-экономичных данных, их концепцию;
- Справочные данные, что уже проверены в плане свойств использованных материалов, а также элементов.
Стандартизация способна базироваться, беря в основу следующие факторы:
- Фактор повторяемости – заключается в описывании участка объектов. Здесь применимы вещи, движения, взаимоотношения, что располагают единственным качеством, что повторяется либо во времени, либо в пространстве;
- Фактор вариантности — когда формируется целесообразное разнообразие. Гарантируется минимальное количество типичных составляющих. Они обычно входят в предмет, что уже стандартизованный;
- Фактор системности. Заключается в том, что описывает образец в качестве части концепции, а также приводит к формированию стандартов, которые объединяют внутреннюю суть сертифицированных предметов;
- Фактор взаимозаменяемости – применяется к технике, способен учитывать сборку или же подмену похожих элементов. Элементы могут быть сделаны в различные периоды, а также в разны пространственных точках.
Российская Федерация и национальные стандарты
Те нормативы, что указываются, способны включать в себя условия, что являются обязательными в плане качества, продукции, работы, услуг, что обеспечивают жизненную безопасность, охрану среды. Все это обязательные условия для производственной санитарии, а также технической безопасности;
Запросы, что являются обязательными в плане товаров, что могут заменять друг друга, а также сопоставляться;
Не последнюю роль играют способы контролирования. Система стандартов государственного масштаба предназначается для того, чтобы улучшать условия качества готовых продуктов. Они обеспечивают их защищенность, а также сопоставимость с прочими формами производства промышленности.
Стандартизация продуктов зачастую использует параметрические коэффициенты, а также стандартные проектирование изделий;
Также речь идет об узко потребительских, рабочих качеств товаров. Требования к упаковке, маркировке товаров, способам перевозке, сохранности, утилизации.
Сюда же относят положение, которое обеспечивает единство промышленности разработки, изготовления, эксплуатации, услуг. Принципы, позволяющие оформлять технические документы, допуски, посадки, принципы, отвечающие за качество товаров, его сохранность, разумность в применении любых ресурсов.
Замечание 2 Концепция стандартов государства, которые отвечают условиям экономики рынка, позволяет ощутимо расширить круг покупателей и потенциальных потребителей товара.
Посредством введения системы стандартов шаг за шагом, можно добиться практичного механизма борьбы за рынок покупателе. Данным путем формируются нужные требования способности к конкуренции, лучшей и эффективной работы на рынке.
Применяя потенциалы стандартизации продукции верно, значительно увеличивается продуктивность работы компании, уменьшается изначальная стоимость изготовления изделий. Повышается цена за один продукт, благодаря возрастанию качества. Увеличивать размеры реализации разных товаров можно с помощью методики, направленную на то, чтобы сократить ключевые и используемые средства компании. Учитывается уменьшение цикла производства и более активное применение оборудование, нужного для изготовления обычной продукции.
Системы стандартизации на предприятиях инновационного уровня
Условия, поставленные в плане работы стандартизации продукции на предприятиях являются управление фонда техническо-нормативных документов. Здесь присутствует стандартный язык документирования по поводу управления качеством.
При создании услуг промышленности на ту продукцию, что выпускается, должно включаться формирование требований по стандартам существующих в компании. Присутствуют системы наблюдения, чтобы получить доказательства о процессах управления качеством. Что используются правильно всеми организационными представителями без исключения.
Аспект обязан предоставить доказательства. Аудит — с одной стороны, сертификаты — с другой. Сегодня стандарты, что позволяют доказать разные качества деятельности фирмы и производят новые подходы к проблемам, считают категорию стандартов ISO 9000. Создана системой международного уровня согласно указанной стандартизации.
Излагаются стандарты в форме условий (ISO 9001—9003). Существуют единые рекомендации (ISO 9000 и 9004). Здесь не описываются способы, поддержка которых позволяет изложенным требованиях и советам реализоваться.
Те, кто разрабатывал стандарты могут рассчитывать на инициативу, а также на творческий процесс определенных исполнителей. Они в ситуациях способны использовать нужные им условия и рекомендации поданных нормативов. Показатель стандартов 180 9000 устанавливаются больше чем в девяносто странах мира, применяются к разным предприятиям независимо от размеров и деятельности.
Унификация и Международная практика
Согласно общей практике международного уровня эталоны 180 9000 применяются в деятельность компании способом, по которому «сменяется обложка». Иными словами, стандарт мирового уровня должны перевести на государственный язык. Что позволяет приобрести новое название в сертифицированной, национальной системе.
Применяя профессиональные возможности стандартизации продукции, руководители компаний могут послужить нужной предпосылкой, чтобы сформировать самые эффективные системы управления качества изделий.
Сегодня работают даже стандарты Советского Союза, если они отвечают законам Российской Федерации. Стандарты государства разрабатываются на продукцию, процессы обслуживания, потребностей в которых есть межотраслевой характер.
Замечание 3 Разрабатывать нормативы этой группы берется Госстандарт России. Если они находятся в строительной сфере, сфере зодчества, индустрии материалов для строительства, тогда здесь действует Комитет РФ.
Стандарты отраслей способны формироваться на продукцию той отрасли, что устанавливается. Требования не должны ни в коем случае вредить и противоречить необходимым условиям государственных положений. Сюда же относятся законы безопасности, принятые для конкретной сферы. Стандарты, разработанные компанией, принимаются через создание публичных организаций. (научно – промышленные сообщества, технические и прочее.)
Источник
Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относится:
— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
1. Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов (табл. 16.1).
Национальными стандартами может устанавливаться терминология в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества продукции, надежности, безопасности, экологии.
Совокупности национальных стандартов межотраслевого значения представлены в табл.16.1.
Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эффективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.
Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке продукции и тары, применяемым символам, способам упаковки.
Структура национальных стандартов. Все национальные стандарты Российской Федерации имеют единую структуру, которая включает следующие аспекты:
• содержательную (основную) часть стандарта;
Таблица 16.1. Совокупности стандартов межотраслевого значения
Аббревиатура в обозначении
Шифр в обозначении
Национальная система стандартизации Российской Федерации
Единая система конструкторской документации
Единая система технологической документации
Система показателей качества продукции
Унифицированная система документации
Система информационно-библиографической документации
Государственная система обеспечения единства измерений
Система стандартов безопасности труда
Единая система технологической подготовки производства
Единая система программных документов
Примечание. Пропуски между цифрами шифров в обозначении связаны с двумя причинами: утратой практической значимости некоторых комплексов и наличием комплексов стандартов в области военной техники.
Структура стандартов может отличаться лишь некоторыми показателями, основная же часть остается неизменной.
Область применения (распространения) присутствует во всех нормативных документах.
Содержательная часть национальных стандартов в основном включает в себя классификацию изделий и определения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Национальный стандарт может содержать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требования к хранению и т. п. Часто в стандартах имеются приложения.
Информационные данные располагаются в конце описания стандартов.
Область распространения стандарта — объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и однозначность понимания области его распространения.
Содержательная (основная) часть стандарта содержит требования к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.
Информационные данные — информация о разработчике и используемой литературе.
Виды стандартов. Вид стандарта — классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандартизации. В соответствии с единой государственной системой стандартизации и (еще действующим, но уже находящимся в стадии изменения с целью согласования с Федеральным законом «О техническом регулировании») национальным стандартом ГОСТ Р 1. 5-92 установлены следующие основные виды национальных стандартов:
• на продукцию и услуги;
• на работы (процессы);
• на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.
Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг или к конкретной продукции и услуге.
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации различных видов продукции.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Применяемые в области стандартизации правила стандартизации, нормы, рекомендации, методические и описательные положения предназначены для установки правил, принципов, норм, относящихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стандартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.
Правила по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации являются нормативными документами, устанавливающими обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в соответствующих областях.
Методическое положение — методика и способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Нормативный документ, содержащий подобное положение, можно назвать методическим стандартом.
Описательное положение содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационные положения, которые описывают «поведение» объекта стандартизации при его применении (эксплуатации). В большинстве стран организация работ по стандартизации построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммерческих и общественных организаций. Во многих странах требования стандартов регламентируются не для производимой, а для потребляемой продукции на территории данного государства.
2. Правила стандартизации.
Основные результаты действия стандартизации оценивают по тем изменениям, которые она внесла в развитие научно-технического прогресса и хозяйственную деятельность. В этих условиях в методологии стандартизации как процесса управления особое значение приобретают определенные подходы:
• системный анализ в стандартизации;
• научный подход в стандартизации;
• унификация, агрегатирование и симплификация.
Системный анализ в стандартизации — направление практической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов стандартизации как систем. Наиболее простое представление об объектах стандартизации дает вид и тип системы одинаковых или аналогичных предметов и изделий. Начиная с производства, объекты стандартизации усложняются за счет структуры и развития связей.
В общем случае системный анализ рассматривают как некоторый процесс, в результате которого путем последовательного приближения решаются задачи управления, и он применяется для исследования систем, представляющих собой взаимоувязанное множество объектов стандартизации и требующих предварительного определения целей, задач и направлений действия.
Системный анализ в стандартизации включает следующие основные принцип:
• направленность на выявление целей системы;
• изучение динамического характера процессов, протекающих в системах, их функционирования и развития;
• определение и исследование всех существенных взаимосвязей как внутри системы, так и между системой и внешней средой, а также выбор частных решений с учетом их влияния на систему в целом;
• поиск вариантов решения и выбор наилучшего из них;
• нахождение оптимальных решений на основе сравнения эффекта затрат;
• учет случайно действующих факторов.
Системный анализ имеет следующий перечень типовых стандартных элементов: цели, пути достижения поставленных целей, определение требуемых ресурсов и их распределение, модель и критерий.
Проводят системный анализ в несколько этапов:
• постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения;
• анализ условий, в которых функционирует система, а также определение ограничений, накладываемых на условия функционирования системы;
• определение, анализ и обобщение данных, необходимых для решения проблемы, изучения структуры анализируемой системы, установление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;
• построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различных вариантов решений с точки зрения этих последствий;
• разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;
• подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;
• окончательный выбор оптимального решения задачи. На основе экспериментальной проверки принятого решения;
• реализация принятого решения (утверждение стандарта).
Научный подход в стандартизации основан на том, что основные показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в необходимых случаях разработке стандартов должно предшествовать проведение научно-исследовательских работ.
Принцип предпочтительности используют при разработке стандартов на изделия широкого применения, решении задач рационального выбора и установления градаций количественных значений параметров изделий, проведении унификации, типизации и должен основываться на использовании рядов предпочтительных чисел. Установление на основе рядов предпочтительных чисел рядов параметров, с одной стороны, препятствует неоправданному расширению номенклатуры и типоразмеров разрабатываемых изделий, а с другой — позволяет установить технико-экономические характеристики, соответствующие современным требованиям, а также учесть перспективу соответствующих видов продукции.
Требования научно-технического прогресса и разработка конкурентоспособной продукции вынуждают производителей, в том числе и российских, создавать и выпускать все более совершенные изделия одного и того же назначения. Исключить неоправданно большую номенклатуру этих изделий и обеспечить согласование между собой их параметров и размеров можно лишь на основе стандартов параметров.
Суть параметрического подхода в стандартизации заключена в том, что параметры изделий массового производства устанавливают по определенным правилам на основе рядов предпочтительных чисел.
Отметим, что практически все системы согласования параметров строятся на трех основных правилах:
• пропорциональности — параметры объекта пропорциональны одному главному параметру;
• аддитивности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем последовательного сложения;
• мультипликативности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.
Проанализируем более подробно принцип предпочтительности, заключающий в себе теоретическую основу стандартизации — систему предпочтительных чисел.
Согласно принципу предпочтительности необходимо установить набор установленных значений параметров, удовлетворяющих следующим требованиям:
представлять рациональную систему градаций с учетом потребностей производства и эксплуатации;
иметь бесконечное число возрастающих (или убывающих) значений;
включать все десятичные значения любого числа и единицу;
быть простыми и легко запоминающимися.
Ряды предпочтительных чисел. Стандартизуемые показатели номенклатуры изделий обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры изделий, экономии ресурсов и т. д.
В Российской Федерации действует система предпочтительных чисел (система рекомендована ИСО), устанавливающая предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел (ряды К).
Специальные исследования показали, что наиболее оптимальными являются ряды, построенные по геометрической прогрессии. Преимущество геометрической прогрессии состоит в том, что в любом интервале процент увеличения величины числа является неизменным; недостаток — все ее члены обязательно округляются.
Пусть имеется геометрический ряд, в котором коэффициенты а1, а2, . аi, аn — члены прогрессии. В ряде, построенном на основе геометрической прогрессии, постоянен ее знаменатель w, т. е. отношение последующего члена к предыдущему:
Каждый последующий член ряда является произведением предыдущего члена на знаменатель ряда и любой /член геометрической прогрессии:
Например, при значениях a1 = 1, w = 2 имеем геометрический ряд 1,2,4,8, 16. а при w = 1,4 — ряд 1; 1,4; 2; 2,8. .
Ряды, построенные на основе геометрической прогрессии, обладают следующими свойствами:
• произведение или частное каждых любых из двух его членов является членом ряда;
• любой член ряда, возведенный в целую положительную степень, также является членом этого ряда.
Из этих свойств следует, что зависимости, определяемые из произведений членов ряда или их степеней, всегда подчиняются закономерностям этого ряда. Так, например, при выборе длин сторон прямоугольника из ряда предпочтительных чисел, его площадь будет членом этого ряда.
Менее удобны применяемые иногда ряды, построенные на основе арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии разность между ее соседними членами постоянна и любой член
an = a1+b(n — 1)
где а, — первый член профессии; b — разность прогрессии; п — номер члена.
В частности, последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5, . представляет арифметическую профессию, возрастающую с разностью 1. Последовательность чисел 1; 0,75; 0,5; 0,25 . — арифметическая профессия, убывающая с разностью 0,25.
Несмотря на простоту, ряды предпочтительных чисел, построенные на основе арифметической прогрессии, имеют недостаток — неравномерность ряда, ограничивающий их применение. Так, в приведенной последовательности с разностью 1 второй член ряда превышает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всего на 1 %. В результате большие числа следуют друг за другом с очень малыми интервалами, что не всегда экономически оправдано и рационально. Для устранения этого недостатка используют ступенчатые ряды, составленные из отрезков арифметических рядов с различными разностями. По такому принципу построен ряд номиналов монет России — 1, 2, 5 рублей.
Международной организацией по стандартизации рекомендовано для построения рядов предпочтительных чисел на основе геометрической прогрессии использовать такие ряды, в которых происходит десятикратное увеличение каждого следующего n-го члена. Наиболее удобными для практики были признаны ряды, у которых первый член а1 = 1 и знаменатель .
Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтительных чисел, обозначаемых R5, R10, R20, R40, и один дополнительный R 80, значения w для которых соответственно равны:
Ряды предпочтительных чисел, приведенные в стандарте, включают их значения в диапазоне от 0 до ∞, полученные для величин а1,
лежащих в интервале 1
Источник
Стандартизация и классификация строительных материалов
Строительные материалы и изделия — природные и искусственные материалы и изделия, используемые для строительства и ремонта зданий и сооружений.
Стандартизация строительных материалов
Классификация строительных материалов
Строительные материалы и изделия — природные и искусственные материалы и изделия, используемые для строительства и ремонта зданий и сооружений.
По назначению
- общего — цемент, бетон;
- специального — гидроизоляционные и звукоизоляционные.
По степени готовности
- материалы — песок, гравий;
- изделия — фундаментные блоки, плиты перекрытия.
По внешнему виду
- стекло;
- бетон;
- древесина.
По способу получения
- природные;
- искусственные.
Качество строительных материалов
Качество — совокупность свойств материалов и изделий, определяющих их пригодность для использования по назначению.
Различают три вида контроля качества:
- Входной контроль — проверка качества поступающих исходных материалов из которых будут выполнены строительные материалы и/или изделия.
- Технологический контроль (пооперационный) — проверка соответствия установленным требованиям температуры, влажности и других условий приготовления материалов и изделий.
- Приемочный — проверка соответствия конечного продукта установленным требованиям СНиП и ГОСТ.
Понятие о стандартизации
Стандарт — нормативно-технологический документ, устанавливающий комплекс норм, требований и правил и утвержденный компетентными документами.
Стандарт — это документ, обозначающий регламентом главные свойства разнообразных видов продукции или процессов производства, ее транспортировки, продажи, хранение или утилизацию. Стандарт обозначается для множественного использования и определяет различные требования в применении символики, вида упаковки. Под стандартом понимают образец, или эталон; он принимается как исходное для сравнения с ним каких-то других похожих объектов. В России стандарты находятся в ведении таких органов стандартизации, как Росстандарта, а также Росстроя.
Категории стандартов: ГОСТ, СТБ, ОСТ, СТП.
Виды стандартов
- международный (ИСО);
- межрегиональный;
- национальный (ГОСТ);
- отраслевые (ОСТы);
- предприятий (СТП) и т.д.
В стандартах приводятся сведения о сортности материала, области применения, условий хранения и транспортировки.
Также стандарты могут разделяться по темам (к примеру, стандарт по экологии, образованию и пр.)
ТУ (технические условия)
Регламентируют качество продукции.
В СНиПах содержатся номенклатура материалов, требования по качеству, условия применения и др.
Стандартизация — сумма всевозможных мероприятий, чья конечная цель — это применение стандартов, что обращает внимание на определение свойств, норм и правил для производства товаров или объектов производства, подходящих к нормам по безопасности, также услуг, работ, экономии различных видов ресурсов. Главнейшая задача стандартизации — это достижение необходимой степени соответствия порядку в различных областях для общедоступного и множественного применения.
Цели стандартизации
- организация и оказание помощи в использовании технических регламентов, непохожих видов работ по унификации;
- создание классификаторов и каталогов разнообразного вида информации, а также работ и их качества;
- обеспечение необходимого качества продукции для увеличения ее конкурентной способности;
- повышение уровня безопасности жизни людей, равно как и животных и растений, различного вида имущества;
Производство работ и проектирование в области строительства определяются СНиПом — Строительными Нормами и Правилами. Требования по разным свойствам материалов выражаются как их марки.
Марка — это средняя величина по испытаниям трех и большего количества образцов. Есть марки по огнеупорности, прочности, также плотности и морозостойкости, однако этот показатель достаточно условен, так как устанавливается по наиболее главным характеристикам эксплуатации, не учитывая нюансы. Также часто стали использовать класс — это характеристика определенного свойства различных материалов, выраженная в числах, которые учитывают разброс по значениям этого свойства.
Все поступающие материалы для строительной области первоначально подвергаются проверкам в лабораториях для определения степени их соответствия различным стандартам, предъявляемым к продукции. Комплексное применение разных правил для установления определенных размеров изделий, контролирующих их взаимную заменяемость, а также оборудования, различных элементов сооружений на базе модуля (100 мм или 1М) — определяет Модульная координация размеров в строительстве. Модули укрупненные либо дробные получают умножением модуля на целые или дробные коэффициенты соответственно.
Дата публикации статьи: 25 мая 2015 в 11:02
Последнее обновление: 28 марта 2021 в 14:13
Источник
Виды и категории стандартов. Категории стандартов и их характеристика
Работа многих предприятий связана с необходимостью соответствия стандартам. При производстве продукции, в ходе осуществления процедур приемки, доставки клиентам, реализации релевантные бизнес-процессы обычно нормируются посредством различных документов. Какова специфика стандартов как самостоятельного источника норм? Какими категориями они представлены в российской практике? Что отличает их от иных источников норм?
Что такое стандартизация?
Прежде чем исследовать категории стандартов, действующих в РФ, полезно будет рассмотреть аспект, отражающий сущность процесса, в ходе которого соответствующие нормы формируются. Речь идет о стандартизации. Что это такое?
Согласно распространенному определению, под стандартизацией следует понимать активности тех или иных компетентных учреждений, в рамках которых устанавливаются правила, или же характеристики в отношении каких-либо объектов или процессов с целью последующего их многократного задействования. Основная цель внедрения стандартов — повышение качества выпускаемой на предприятиях продукции (оказываемых услуг) через упорядочивание критериев ее производства.
Стандартизация — важное условие успешного развития любой национальной экономики. Строгие нормы, издаваемые компетентными государственными органами в отношении предприятий, стимулируют их работать эффективнее, выпускать безопасную и качественную продукцию.
Стандартизация — один из значимых факторов технического прогресса, как на уровне отдельно взятой национальной хозяйственной системы, так и в аспекте развития мирового сообщества.
Поэтому важным аспектом технологического движения современной цивилизации вперед некоторые эксперты называют международные интеграционные процессы на уровне стандартов.
Задачи стандартизации
Рассмотрим ключевые задачи стандартизации. Эксперты выделяют следующий их перечень:
- налаживание взаимопонимания между субъектами производственных процессов (разработчиками, промышленниками, продавцами, покупателями товаров и услуг);
- выработка оптимальных критериев стандартизации, наилучшим образом отражающих особенности развития тех или иных отраслей или экономики в целом;
- содействие выработке предприятиями оптимальных схем доступа к необходимым ресурсам посредством внедрения стандартов, отражающих применение тех или иных видов сырья, материалов, компонентов;
- унификация производственных процессов с целью повышения динамики масштабирования бизнесов (как результат — позитивный эффект в аспекте роста экономики);
- установление оптимальных норм в области метрологии (с целью оптимизации производственных цепочек как на национальном, так и на международном уровне);
- нормативное обеспечение процедур контроля, испытаний, измерений, исследования продукции на предмет качества;
- оптимизация технологических процессов с точки зрения трудоемкости, потребности в материалах, электроэнергии;
- содействие инвестиционной привлекательности национальных предприятий в аспекте повышения эффективности производства за счет оптимизации стандартов.
В процессе стандартизации, как правило, разрабатываются нормативные документы, в которых содержатся те самые правила и характеристики объектов и процессов на производстве (или в сфере предоставления услуг). В числе самых распространенных разновидностей данного типа бумаг — собственно стандарты. Каковы ключевые их признаки? Что обособляет стандарты от иных источников норм? Давайте разбираться!
Стандарты, как правило, нацелены на регулирование какой-либо конкретной части производственного процесса (предоставления услуг). В них также могут указываться критерии, имеющие, к примеру, отношение к терминологии каких-либо товаров или услуг. Данные документы разрабатываются на основе обобщенных научных исследований, инженерных работ, они аккумулируют в себе результаты практики производства (оказания услуг) в различных сферах экономики.
Стандарты и технические условия
Стандарты, согласно распространенной точке зрения, не следует отождествлять с такой категорией, как технические условия (или ТУ). Дело в том, что ТУ — это источники, которые в большей степени коррелируют в основном с эксплуатационной документацией. То есть они представляют собой сопроводительные документы. Вместе с тем, ТУ и различные категории стандартов имеют сопоставимую степень востребованности. Оба источника норм, таким образом, важны с точки зрения организации производственных процессов. Как правило, производитель, осуществляя выпуск того или иного товара, должен обеспечить соответствие бизнес-процессов не только, к примеру, ГОСТам, но также и ТУ и иным, релевантным конкретной отрасли или предприятию, нормативам. Таким образом, правомерно говорить о важности комплексного подхода в практике обеспечения соответствия промышленных схем тем или иным стандартам.
Особенности российской системы стандартизации
Некоторые эксперты выделяют систему, о которой идет речь, в отдельный общественный институт. Дело в том, что в ее рамках деятельность субъектов издания стандартов регулируется, как правило, на уровне федеральных органов власти, имеющих соответствующий уровень компетенции. Собственно, цель создания данной системы во многом сводится к решению задач политического характера — защите прав потребителей, повышению конкурентоспособности национальных производств, развитию международного сотрудничества.
Основной российский источник права, который, в частности, включает в себя критерии, в соответствии с которыми определяются те или иные категории стандартов, — ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с данным законом, все стандарты, применяемые в российской практике, имеют единообразный формат обозначения. Что это значит? В любой категории стандартов РФ структура соответствующих норм представлена в виде индекса, номера регистрации, а также года принятия. Например, ГОСТ Р 50597-93.
Классификация стандартов
Существует большое количество критериев, в рамках которых можно выделить те или иные категории стандартов. Какова традиционная для российской практики схема? Экспертами и инженерами, работающими в РФ, выделяются следующие основные категории стандартов:
- международные;
- государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);
- межгосударственные (ГОСТ);
- корпоративные (стандарты предприятий);
- отраслевые;
- издаваемые общественными объединениями.
Есть в мировой практике и иные категории. Так, например, некоторые эксперты выделяют региональные стандарты, применимые одновременно в нескольких странах, которые объединены по культурным или географическим признакам. Однако в России основные категории стандартов, так или иначе, представлены в данном перечне. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Государственные стандарты (или ГОСТы) всех типов — российские, или межгосударственные — характеризуются обязательностью в аспекте применения предприятиями и организациями, деятельность которых попадает под положения соответствующих норм. Можно отметить, что ГОСТы в ряде случаев могут быть одним из критериев проведения сертификации предприятия.
Что касается отраслевых стандартов (или ОСТов), данные нормы действуют в отношении конкретного сегмента экономики. Можно отметить, что они также могут использоваться в качестве критериев при проведении сертификации.
Интересны также стандарты предприятий (или СТП). С их помощью устанавливаются требования в отношении методов (или же процессов), которые характерны для тех или иных участков производства. В ряде случаев могут иметь схожесть в отдельных положениях с ГОСТами и ОСТами, однако, как правило, отражают частные особенности производственных процессов на конкретных предприятиях.
Можно отметить, что, вне зависимости от конкретной категории стандартов, обозначения стандартов, если говорить о российской модели, выстраиваются, как правило, по схожим схемам. То есть, если говорить об ОСТ, то название нормы выглядит так же, как и в случае с ГОСТ, т. е. в виде последовательного обозначения индекса, регистрационного номера и года принятия. Конечно, такого элемента, как «номер категории», стандарт в своем наименовании не содержит, однако по аббревиатуре понятно, к какому типу норматив принадлежит — к государственному, или, например, к отраслевому.
Рассмотрев, какими могут быть стандарты в аспекте отнесения к той или иной категории, изучим, каким образом классифицируются источники права, имеющие отношения к стандартизации.
Классификация источников норм в стандартизации
Сейчас в России принята четырехуровневая схема организации национального фонда источников права в сфере стандартизации.
На первой ступени располагается техническое законодательство. Главный источник права здесь, как мы уже отметили выше, — ФЗ «О техническом регулировании». На данном уровне присутствуют иные законы и подзаконные правовые акты (постановления российского Правительства, приказы различных ведомств и т. д.).
Компетентные государственные органы участвуют в регулировании широкого спектра отраслей, формируя различные категории и виды стандартов.
Источник