Срок уплаты таможенных платежей при ввозе товаров
Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.
Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.
Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.
Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту
Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.
Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.
Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.
В этой статье я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что там все действительно сложно. Во-первых, нужно учитывать международные санкции, которые пока никто так и не снял. А во-вторых, при импорте продуктов питания очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.
Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.
Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.
Какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Документы понадобятся в банке, чтобы оплатить поставку, и в таможне, чтобы составить декларацию на товар. Список не окончательный: таможенные органы или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации, платежные поручения, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.
Ну и что? 04.12.19
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей
Подписаться
Документ для импорта Контракт между российской компанией — импортером и зарубежным партнером
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
- Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
- Цена единицы товара и всего контракта.
- Сроки оплаты.
- Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
- Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
- Валюта платежа.
- Подробное описание товара с техническими характеристиками.
- Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
- Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
- Сроки и способы разрешения споров по контракту.
- Действия сторон при форс-мажоре.
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA Berlin, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Источник
Статья 329. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 абзац первый пункта 1 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением установления срока уплаты таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, подлежащих возвращению в федеральный бюджет в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ пункт 1 статьи 329 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2009 г.
1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 абзац второй пункта 1 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
При предварительном декларировании ввозимых товаров (статья 130) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.
При подаче периодической таможенной декларации (статья 136) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном статьей 355 настоящего Кодекса.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 абзац четвертый пункта 1 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
При выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 пункт 2 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
2. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 пункт 3 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
3. При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 пункт 4 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
4. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней (статья 349) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 пункт 5 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статьи 79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС
5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 пункт 6 статьи 329 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением норм, регулирующих установление особенностей исчисления сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ, а также за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются пункт 3 статьи 13, пункт 6 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, статья 283 и пункт 3 статьи 316 ТК ТС
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ в пункт 6 статьи 329 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2009 г.
6. Особенности исчисления сроков уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории Российской Федерации, и в других случаях определяются настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
ГАРАНТ:
О порядке применения таможенными органами положений статьи 329 настоящего Кодекса см. Методические указания, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 200З г. N 647-р
Источник
Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость
Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).
Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.
Виды таможенных платежей
В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина
- Вывозная таможенная пошлина
- Налог на добавленную стоимость
- Акциз
- Таможенные сборы
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.
Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).
Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.
Виды таможенных платежей
В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина
- Вывозная таможенная пошлина
- Налог на добавленную стоимость
- Акциз
- Таможенные сборы
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.
Источник
Пошлина таможенная 2021: как рассчитать, оплатить, учесть в бухгалтерском и налоговом учете
Таможенная пошлина уплачивается при импорте и экспорте товаров. Важно правильно рассчитать суммы и учесть их в бухгалтерском и налоговом учете. Сделайте это вовремя и без ошибок с нашей инструкцией.
Таможенные сборы и пошлины – часть повседневной работы компаний экспортеров и импортеров. Пошлина – это расход на приобретение и доставку или, наоборот, продажу товаров. Правила расчета всегда одинаковы, а порядок учета зависит от системы налогообложения, которую применяет предприятие.
Пошлина таможенная 2021: что это
Пошлина – это платеж, который импортер или экспортер перечисляют в бюджет за ввоз или вывоз товара за пределы таможенной территории. Таможенная территория ограничивается не российской границей, а пределами ЕАЭС. Внутри экономического союза товары перемещаются без уплаты пошлин и сборов, например, из России в Белоруссию, Казахстан или обратно и т.д.
Плату обязаны внести экспортер или импортер, или таможенный декларант. Возможна уплата в рублях или валюте, если такой вариант предусмотрен нормативными актами в рамках ЕАЭС. Срок уплаты – не позднее дня сдачи таможенной декларации. Размер пошлины зависит от таможенной стоимости товара, ее указывают в:
- Декларации на товары,
- Декларации ДТС-1: в графе 25а – в рублях, в графе 25б – в валюте.
Уплата таможенной пошлины в 2021 году
Уплатить пошлину должен импортер или экспортер товара. Чтобы не опоздать с перечислением обычно делают авансовый платеж. Сначала просчитывают ориентировочный размер пошлины и перечисляют сумму с запасом.
Если вы перемещаете сразу несколько партий товара, в платежке не обязательно указывать, за какую из них вы отправляете конкретную сумму. Можно отправлять авансы в любой последовательности или объединить и перечислить одним платежом.
Пока не сдана таможенная декларация, аванс числится на счете таможни, но принадлежат компании. Вы можете отказаться от ввоза или вывоза и написать заявление на возврат платежа. После получения декларации специалист таможни спишет требуемую сумму за конкретную партию.
После выпуска товара запросите сверку с таможенным органом. Для возврата переплаты оформите заявление, его бланк утвержден приказом ФТС от 10.01.2019 № 7.
В течение десяти рабочих дней таможенный орган вернет переплату на банковские реквизиты, которые вы указали в заявлении.
Пример
Компания экспортирует токарную стружку, код ТН ВЭД – 7204 41 100 0. По этому товару вывозная пошлина рассчитывается в размере 5% от таможенной стоимости, но не меньше 45 евро за тонну.
Компания перечислила на счет ФТС аванс в размере 300 тыс. руб., а через пять дней сдала таможенную декларацию. Заявленная таможенная стоимость – 5 млн. руб., таможенный орган ее не корректировал. Сумма полшины по таможенной стоимости составила: 5 млн. руб. * 5% = 250 тыс. руб.
Из аванса таможенный орган списал пошлину 250 тыс. руб. и сбор – 15 500 руб., всего 265 500 руб. После сверки с ФТС компания написала на возврат остатка аванса в размере 34 500 руб.
Если вы пользуетесь услугами таможенного представителя (брокера), возможна видоизмененная схема. Деньги вы перечислите не в таможню, а своему представителю, он перечислит аванс таможне. После выпуска товаров брокер назовет окончательную сумму, и вы завершите все расчеты с ним. При такой схеме вам не понадобится сверяться с ФТС и оформлять заявление на возврат переплаты.
Ставки таможенной пошлины в 2021 году
Ставки таможенных пошлин установлены двумя основными документами:
- Ввозные пошлины – в Приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54,
- Вывозные пошлины – в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 № 754.
Ставки делятся на три типа:
- Адвалорные – пошлина представляет собой процент от таможенной стоимости,
- Специфические – берется плата за единицу товара, например, за единицу массы, количества, объема и т.д.,
- Комбинированные – установлен процент от стоимости и минимальная сумма за единицу товара.
Адвалорная ставка таможенной пошлины
Ставка представляет собой процент, на который умножают таможенную стоимость. В таком расчете важно не количество товара, а его цена. Применяется следующий порядок расчета:
- Заявляется таможенная стоимость товара, например, вывозится товар стоимостью 200 тыс. евро,
- Определяется официальный курс валюты на дату декларирования. Допустим, на дату сдачи декларации евро стоил 73 рубля,
- Определяется ставка таможенной пошлины, допустим, она равна 5% от таможенной стоимости,
- Рассчитывается пошлина: 200 тыс. евро * 73 руб. * 5% = 730 тыс. руб.
Таможенный орган может скорректировать стоимость и пересчитать размер пошлины.
Специфическая ставка таможенной пошлины
Это фиксированная сумма за единицу перемещенного товара: тонну, кубический метр и т.д. Принимаются разные измерители: вес, масса, объем, мощность, количество и т.д., а стоимость товара не важна. Расчет суммы делают так:
- В декларации заявляют название и количество товара. Допустим, компания вывозит шкуры крупного рогатого скота в количестве 2 тонны,
- При вывозе данного товара (ТН ВЭД 410150 100 0) применяется ставка 200 евро за 1 000 кг, то есть тонну,
- Допустим, на дату декларирования официальный курс был 72 рубля за евро,
- Пошлина за вывоз шкур составляет: 200 евро * 72 руб./евро * 2 т / 1т = 28 800 руб.
Если таможенный орган скорректирует таможенную стоимость, размер пошлины останется прежним, ведь количество не меняется.
Комбинированная ставка таможенной пошлины
Для товара установлены две ставки: адвалорная и специфическая, и отношение между ними. Расчет ведут в три шага:
- Считают сумму по адвалорной ставке,
- Считают сумму по специфической ставке,
- Результаты складывают или выбирают большую из них – как указано в законодательстве.
Например, при экспорте древесины по коду ТН ВЭД 4403 97 000 1 применяется ставка – 10% таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 куб. м. Допустим, компания вывозит 3 тыс. кубометров древесины и заявляет таможенную стоимость 700 тыс. евро. На дату декларирования евро стоил 72 рубля. Считаем две суммы пошлины:
- По таможенной стоимости: 700 тыс. евро * 10% = 70 тыс. евро,
- Минимальная сумма: 3 тыс. кубометров * 5 евро = 15 тыс. евро.
Выбираем большую из двух сумм, то есть 70 тыс. евро, в рублях это составляет 70 тыс. евро * 72 руб. = 5 040 тыс. руб., именно эту сумму компания обязана уплатить в качестве пошлины.
Учет таможенной пошлины в 2021 году
Порядок учета зависит от типа пошлины, она может быть ввозной или вывозной.
Бухгалтерский и налоговый учет вывозной таможенной пошлины
Учет вывозной пошлины зависит от момента перехода права собственности на товар. Первый вариант – к моменту уплату пошлины выручка от продаж экспортируемого товара уже признана в бухучете, то есть сделана проводка:
Источник
Исчисление, сроки, порядок уплаты и обеспечение уплаты таможенных платежей
Исчисление таможенных пошлин, налогов производится плательщиками самостоятельно, за исключением сумм тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию. В этом случае исчисление производит таможенный орган .
Исчисление производится в валюте той страны – участницы ТС, в таможенный орган которой была подана декларация. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные нормами международных договоров.
Сумма таможенной пошлины определяется при помощи базы для исчисления пошлин и при применении определенного вида ставки таможенной пошлины (далее ставки).
Основанием для определения суммы налогов, которые подлежат оплате (взысканию) при помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ, служит законодательство РФ.
При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются исходя из требований норм законодательства страны – участницы ТС, таможенный орган которой выпустил товары, а в случае нахождения этих товаров на территории другой страны – участницы – законодательства этого государства.
Но при этом надо учитывать, что общая сумма таможенных платежей в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.
Исчисление ввозных пошлин производится на основании ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом и основываясь на Едином таможенном тарифе (ЕТТ). ЕТТ – свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, что ввозятся на территорию ТС из третьих стран. Повышение или понижение ставок относительно ЕТТ происходит, основываясь только на решении Комиссии ТС. Свое решение о применении иных ставок Комиссия принимает по предложению одной из стран – участниц, которое должно иметь обоснование. Применение более высоких ставок может быть предложено, если это необходимо для развития экономики страны – участницы. Применение более низкой – для устранения острого дефицита товара, если дефицит невозможно устранить иным способом.
При исчислении вывозных ставок каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. Но, для облегчения взыскания вывозных пошлин, каждая страна сформировала перечень товаров, в отношении которых предусмотрено применение вывозных пошлин, а Комиссия ТС, основываясь на национальных перечнях, сформировала сводный перечень таких товаров.
При исчислении налогов каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. По законодательству РФ основанием для исчисления налогов может быть: помещение товара под таможенную процедуру или выявление факта незаконного перемещения товара на территории, выявление транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в иной стране – участнице ТС, но находятся на территории РФ незаконно.
При исчислении сумм таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу ЦБ РФ, который был установлен на момент регистрации таможенной декларации.
Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые:
— незаконно перемещены через границу ТС;
— прибыли на таможенную территорию ТС;
— убыли с таможенной территории ТС (иностранные товары);
— находятся на временном хранении;
— выпускаются до подачи таможенной декларации;
— выпускаются или помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
— выпускаются или помещены под таможенную процедуру экспорта;
— находятся под таможенной процедурой таможенного транзита;
— находятся под таможенной процедурой таможенного склада;
— находятся под таможенной процедурой переработки на таможенной территории или за границами таможенной территории;
— находятся под таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления;
— находятся под таможенной процедурой временного ввоза или вывоза;
— находятся под таможенной процедурой реэкспорта;
— находятся под таможенной процедурой беспошлинной торговли (иностранные);
— ввозятся для личного пользования.
Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.
Таможенные платежи не уплачиваются:
— при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры);
— при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму;
— при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском» ;
— при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.
Также обязанность по уплате таможенных платежей может возникать и прекращаться при установлении в отношении товара процедуры таможенного склада или специальной таможенной процедуры.
При незаконном перемещении товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, которые принимали участие в перемещении, солидарно.
При установлении сроков уплаты могут действовать:
— нормы ТК ТС;
— нормы международных договоров;
— нормы законодательства РФ.
В соответствии с нормами ТК ТС сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в следующих случаях:
— при незаконном перемещении товара;
— при прибытии товаров на таможенную территорию;
— при убытии товаров с таможенной территории;
— при временном хранении товаров;
— при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
— при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
— при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
— при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне ее;
— при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
— при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза;
— при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
— при ввозе товаров для личного пользования;
— при временном ввозе транспортных средств международной перевозки.
— При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях:
— при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
— при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.
Законодательство РФ устанавливает сроки уплаты таможенных платежей относительно товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру.
Законодательство ТС допускает изменение сроков уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, которые помещены под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории РФ решение об изменении сроков уплаты принимает ФТС РФ в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления. Решение об изменении предоставляется заявителю в письменной форме.
Для положительного результата при рассмотрении, заявление должно содержать следующие данные:
— о плательщике;
— о наименовании товаров;
— о реквизитах внешнеторгового (международного) договора;
— с основаниями для предоставления изменения уплаты;
— с суммой пошлины, относительно которой запрашивается изменение;
— о сроке, на который запрашивается изменение;
— о графике погашения (в случае предоставления рассрочки);
— о наличии фактов, которые могут стать основанием для отказа в предоставлении изменения.
Более детально изменение сроков уплаты регламентирует Соглашение от 21.05.2010 «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» . Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты.
Основанием для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты могут стать следующие факторы:
— наличие у заявителя задолженности по уплате пошлин;
— в отношении заявителя возбуждена процедура банкротства;
— в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за преступление в таможенной сфере;
— отсутствие необходимых документов и данных.
Максимально возможный срок изменения уплаты – 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).
В соответствии с нормами ТК ТС за предоставленное изменение сроков уплаты государство имеет право взимать проценты.
Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара. Исключением являются товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита и товары, которые были незаконно перемещены через границу ТС.
Дата и формы уплаты таможенных платежей регулируются нормами законодательства РФ. Уплата производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц , которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет ФК. При этом таможенный орган, в который будет подана декларация, значения не имеет.
Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с ФТС или иным таможенным органом , перечень которых определяется ФТС. При этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, указан в п. 10 и п. 11, ст.116 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.
Осуществление оплаты таможенных платежей возможно при помощи банкоматов, электронных или платежных терминалов.
Для исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательство ТС предусматривает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:
— перевозке товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита;
— изменении сроков уплаты (если такое предусмотрено законодательством ТС);
— помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
— выпуске товаров до получения таможенной экспертизы (если такая проводилась);
— иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами.
Обеспечение уплаты не требуется в том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами),
Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.
Обеспечение уплаты предоставляется в:
— таможенный орган, который выпускает товар;
— таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита;
— иной таможенный орган, который имеет право принять генеральное обеспечение уплаты в случае использования такого вида обеспечения.
При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Генеральное обеспечение применяется в случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока. Таможенный орган, принявший такое обеспечение, обязан выдать подтверждение о предоставлении генерального обеспечения уплаты и вести его контроль. Основанием для выдачи является письменное заявление плательщика. Генеральное обеспечение может предоставляться деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение редоставляется на срок не менее 1 года.
Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:
— деньгами;
— банковской гарантией;
— поручительством;
— залогом имущества.
В случае исполнения обязательства по уплате или не возникновения этого обязательства лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на возврат этого обеспечения.
Банковскую гарантию на территории РФ имеют право обеспечивать кредитные или банковские организации, которые включены в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов . Этот Реестр ведет ФТС.
Определение суммы гарантии производится на основании сумм таможенных платежей которые подлежат уплате при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования согласно требованиям законодательства РФ. Тарифные преференции и льготы при этом не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран – участниц ТС.
При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам.
Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.
При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.
ТК ТС предусматривает возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей. К льготам относятся:
— тарифные преференции;
— тарифные льготы (льготы по уплате пошлин);
— льготы по уплате налогов;
— льготы по уплате таможенных сборов.
Источник