Спортивная метрология шкалы измерений

Спортивная метрология шкалы измерений

Метрология – («метро» — мера и «логос» -учение, наука).

Спортивная метрология – это наука об изменениях в физическом воспитании и спорте.

Цель спортивной метрологии – обеспечить единство и точность измерений.

Основные задачи спортивной метрологии:

Разработка новых средств и методов измерений;

Регистрация измерений в состоянии занимающихся под влиянием различных физических нагрузок;

Сбор массовых данных, формирование систем оценок и норм;

Обработка полученных результатов измерений с целью организации эффективного контроля и управления учебно-тренировочным процессом.

В содержание спортивной метрологии входит:

Контроль за состоянием спортсмена, тренировочными нагрузками, техникой выполнения движений, спортивными результатами и поведением спортсмена на соревнованиях;

Сопоставление данных, полученных в каждом из этих направлений контроля, их оценка и анализ.

Причины вызывающие вариацию:

Изменение состояния испытуемых (утомление, врабатывание, изменение мотивации, концентрации внимания;

Неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (температура, ветер, влажность, напряжение в электросети, присутствие посторонних лиц и т.п) – все то, что объединяется термином «случайная ошибка измерения»;

Изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест, и конечно, замена одного экспериментатора другим;

Несовершенство теста (есть такие тесты, которые заведомо малонадежные), например, если исследуемые выполняют штрафные броски в баскетбольную корзину, то даже баскетболист, имеющий высокий процент попаданий, может случайно ошибиться при первых бросках.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Стабильность тестов – разновидность надежности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующее измерения разделены определенным временным интервалом. Повторное тестирование обычно называю ретестом .

Согласованность тестов характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест.

Эквивалентность тестов . Одно и тоже двигательное качество (способность, сторону подготовленности) можно измерить с помощью нескольких тестов, которые называются эквивалентными .

Информативность теста – степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность, характеристику и т.п), для оценки которого используется. Информативность нередко называют валидностью ( validity – обоснованность, действительность, законность).

Изменчивость – непостоянство переменных величин, характеризующих состояние спортсмена и его деятельность. Постоянному изменению подвержены все показатели спортсмена: физиологические, морфоанатомические, биомеханические, динамические, психофизиологические и др.

Многомерность – большое число переменных, которое нужно одновременно измерять, для того чтобы точно охарактеризовать состояние и деятельность спортсмена. Наряду с переменными о состоянии спортсмена – «выходными данными» следует контролировать и «входные данные» -влияние внешней среды на спортсмена ( интенсивность физических и психических нагрузок, концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе, температура, влажность и т.д.).

Квалитативность определяет качественный характер при полном отсутствии точной количественной меры. Физические качества спортсмена, свойства личности, группы, качества инвентаря и многие другие факторы спортивного результата, еще не поддающиеся точному измерению, тем не менее должны быть оценены как можно точнее.

Адаптивность – свойство человека приспосабливаться к окружающим условиям. Адаптивность лежит в основе обучаемости и дает возможность освоить новые элементы двигательных действий и выполнить их в обычных и усложненных условиях.

Подвижность — способность спортсмена, основанная на том, что в подавляющем большинстве видов спорта деятельность спортсмена связана с непрерывными перемещениями.

Неполная наблюдательность характеризует ситуацию, когда не все показатели могут быть измерены непосредственно, т.е когда изучаемые показатели не могли быть оценены в рамках одного исследования или их могли не учесть.

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсмена.

Различают 3 вида норм:

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях.

Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятия спортом, необходимость подготовки к защите Родины.

Источник



Методы спортивной метрологии

В повседневной практике человечества и каждого индивида измерение вполне обычная процедура. Измерение наряду с вычислением непосредственно связано с материальной жиз­нью общества, так как оно получило развитие в процессе прак­тического освоения мира человеком. Измерение, так же как счет и вычисление, стало неотъемлемой частью общественно­го производства и распределения, объективной отправной точ­кой для появления математических дисциплин, и в первую очередь геометрии, а отсюда и необходимой предпосылкой развития науки и техники.

Читайте также:  Мсэ это метрология

В самом начале, в момент своего возникновения, измере­ния, сколь бы различными они ни были, носили, естествен­но, элементарный характер. Так, исчисление множества пред­метов определенного вида основывалось на сравнении с числом пальцев. Измерение длины тех или иных предметов строилось на сравнении с длиной пальца руки, стопы или шага. Этот доступный способ являлся изначально в буквальном смысле «экспериментальной вычислительной и измерительной тех­никой». Он уходит своими корнями в далекую эпоху «дет­ства» человечества. Прошли целые столетия, прежде чем раз­витие математики и других наук, появление измерительной техники, вызванное потребностями производства и торгов­ли, коммуникациями между отдельными людьми и народа­ми, привело и появлению хорошо разработанных и диффе­ренцированных методов и технических средств в самых различных областях знания.

Сейчас трудно себе представить какую-либо деятельность человека, в которой не использовались бы измерения. Изме­рения ведутся в науке, промышленности, сельском хозяйстве, медицине, торговле, военном деле, при охране труда и окру­жающей среды, в быту, спорте и т.д. Благодаря измерениям возможно управление технологическими процессами, промыш­ленными предприятиями, подготовкой спортсменов и народ­ным хозяйством в целом. Резко возросли и продолжают расти требования к точности измерений, быстроте получения изме­рительной информации, измерению комплекса физических величин. Увеличивается число сложных измерительных систем и измерительно-вычислительных комплексов.

Измерения на определенном этапе своего развития приве­ли к возникновению метрологии, которая в настоящее время определяется как «наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности». Это опреде­ление свидетельствует о практической направленности мет­рологии, которая изучает измерения физических величин и образующие эти измерения элементы и разрабатывает необ­ходимые правила и нормы. Слово «метрология» составлено из двух древнегреческих: «метро» — мера и «логос» — учение, или наука.

Современная метрология включает три составляющие: за­конодательную метрологию, фундаментальную (научную) и практическую (прикладную) метрологию.

Спортивная метрология — это наука об измерениях в физи­ческом воспитании и спорте. Ее следует рассматривать, как кон­кретное приложение к обшей метрологии, как одну из состав­ляющих практической (прикладной) метрологии. Однако как учебная дисциплина спортивная метрология выходит за рам­ки общей метрологии по следующим обстоятельствам. В физи­ческом воспитании и спорте некоторые из физических вели­чин (время, масса, длина, сила), на проблемах единства и точности, которых сосредоточивают основное внимание спе­циалисты-метрологи, также подлежат измерению. Но более все­го специалистов этой отрасли интересуют педагогические, психологические, социальные, биологические показатели, которые по своему содержанию нельзя назвать физическими. Методикой их измерений общая метрология практически не занимается, и поэтому возникла необходимость разработки специальных измерений, результаты которых всесторонне ха­рактеризуют подготовленность спортсме­нов. Особенностью спортивной метрологии является то, что в ней термин «измерение» трактуется в самом широком смыс­ле, так как в спортивной практике недостаточно измерять толь­ко физические величины. В физической культуре и спорте кро­ме измерений длины, высоты, времени, массы и других физических величин приходится оценивать техническое мас­терство, выразительность и артистичность движений и тому подобные нефизические величины.

Предметом спортивной метрологии являются комплексный контроль в физическом воспитании и спорте и использование его результатов в планировании подготовки спортсменов и физ­культурников.

Вместе с развитием фундаментальной и практической метро­логии происходило становление законодательной метрологии.

Законодательная метрология — это раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных общих правил, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направ­ленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.

Законодательная метрология служит средством государствен­ного регулирования метрологической деятельности посредством законов и законодательных положений, которые вводятся в практику через Государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц. К области законодательной метрологии относятся испытания и утверждение типа средств измерений и их поверка, и калибровка, сертификация средств измерений, государственный метрологический контроль и надзор за сред­ствами измерений.

Читайте также:  Система обеспечения качества метрология

Метрологические правила и нормы законодательной метро­логии гармонизированы с рекомендациями и документами со­ответствующих международных организаций. Тем самым зако­нодательная метрология способствует развитию международных экономических и торговых связей и содействует взаимопони­манию в международном метрологическом сотрудничестве.

Методы спортивной метрологии

Основным методом спортивной метрологии является комплексный контроль. Выделяют три основные формы контроля за состоянием спортсмена:

А) Этапный контроль, цель которого состоит в оценке этапного состояния спортсмена;

Б) Текущий контроль, основной задачей котрого является определение повседневных, текущих колебаний в состоянии спортсмена;

В) Оперативный контроль, целью котрого является экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.

Конечная цель комплексного контроля – получить надежную и достоверную информацию для управления процессом физического воспитания и спортивной подготовки.

Во всех случаях контроля для суждения о состоянии спортсмена используют какие-либо измерения или испытания – тесты. Построение и выбор их должны удовлетворять определенным требованиям, которые рассматриваются в так называемой теории тестов. После того, как тестирование проведено, его результаты необходимо оценить. Анализ различных способов оценки дается в так называемой теории оценок. Теория тестов и теория оценок являются теми разделами спортивной метрологии, которые имеют общее значение для всех конкретных разновидностей контроля, используемых в процессе подготовки спортсмена.

Кроме того, существенным подспорьем в анализе данных служат методы математической статистики, так же используемые в спортивной метрологии. Данные методы используются для анализа результатов массовых повторяющихся измерений. Результаты таких измерений всегда отличаются друг от друга из-за многочисленных причин, не поддающихся контролю и варьирующих от одного измерения к другому. Массовые измерения однородных объектов, обладающих качественной общностью, обнаруживают определенные закономерности. При использовании статистических методов выделяют три этапа исследования:

А) статистическое наблюдение, представляющее собой планомерный, научно обоснованный сбор данных, характеризующих изучаемый объект;

Б) статистическая сводка и группировка, являющиеся важной подготовительной частью к статистическому анализу данных;

В) анализ статистического материала, являющийся завершающим этапом статистического подхода.

Источник

Спортивная метрология

Расчет величины абсолютной и относительной погрешностей измерения. Перевод результатов тестирования в баллы, используя регрессирующую и пропорциональную шкалу. Ранжирование результатов тестов. Изменения мест в группе по сравнению с предыдущими оценками.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 11.02.2013

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)

Кафедра естественных наук с курсом МБД

Контрольная работа по дисциплине

Выполнил студент заочной формы обучения

Курс 3 ФКиС Макарова Александра Анатольевна

Проверил: А.Г. Ревенко

Задание 1. Определение величины абсолютной и относительной погрешностей измерения

Пример. Темп бега спортсмена, измеренный визуально, без помо-щи измерительных приборов, был равен 205 шаг/мин. Одновременно опорные периоды бега регистрировались с помощью радиотелеметри-ческой системы. Такой объективный контроль показал, что в действи-тельности темп бега составлял 200 шаг/мин. Требуется найти величины абсолютной и относительной погрешностей, допущенных при визуаль-ном измерении темпа бега.

темп бега, измеренный визуально, А = 205 шаг/мин, истинный темп бега А0 = 200 шаг/мин, абсолютная погрешность А = А — А0 = 5 шаг/мин.

Относительная погрешность обычно измеряется в процен-тах, и она всегда положительна. Абсолютная погрешность мо-жет быть и положительной, и отрицательной. В нашем примере относительная погрешность равна:

Аотн = А/А0 100 % = 2,5 %.

Таким образом, абсолютная погрешность визуального измерения темпа бега равна 5 шаг/мин, относительная погрешность равна 2,5%.

Задание 1а. Темп бега спортсмена, измеренный визуально, без помо-щи измерительных приборов, был равен 156 шаг/мин. Одновременно опорные периоды бега регистрировались с помощью радиотелеметри-ческой системы. Такой объективный контроль показал, что в действи-тельности темп бега составлял 150 шаг/мин. Найти величины абсолютной и относительной погрешностей, допущенных при визуаль-ном измерении темпа бега.

Задание 2а. Перевести результаты тестирования в баллы, используя ранжирование результатов тестирования.

Читайте также:  Законодательная метрология рб это

Источник

Лекция на тему: «Спортивная метрология»

Метрология – («метро» — мера и «логос» -учение, наука).

Спортивная метрология – это наука об изменениях в физическом воспитании и спорте.

Цель спортивной метрологии – обеспечить единство и точность измерений.

Основные задачи спортивной метрологии:

Разработка новых средств и методов измерений;

Регистрация измерений в состоянии занимающихся под влиянием различных физических нагрузок;

Сбор массовых данных, формирование систем оценок и норм;

Обработка полученных результатов измерений с целью организации эффективного контроля и управления учебно-тренировочным процессом.

В содержание спортивной метрологии входит:

Контроль за состоянием спортсмена, тренировочными нагрузками, техникой выполнения движений, спортивными результатами и поведением спортсмена на соревнованиях;

Сопоставление данных, полученных в каждом из этих направлений контроля, их оценка и анализ.

Причины вызывающие вариацию:

Изменение состояния испытуемых (утомление, врабатывание, изменение мотивации, концентрации внимания;

Неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (температура, ветер, влажность, напряжение в электросети, присутствие посторонних лиц и т.п) – все то, что объединяется термином «случайная ошибка измерения»;

Изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест, и конечно, замена одного экспериментатора другим;

Несовершенство теста (есть такие тесты, которые заведомо малонадежные), например, если исследуемые выполняют штрафные броски в баскетбольную корзину, то даже баскетболист, имеющий высокий процент попаданий, может случайно ошибиться при первых бросках.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Стабильность тестов – разновидность надежности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующее измерения разделены определенным временным интервалом. Повторное тестирование обычно называю ретестом .

Согласованность тестов характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест.

Эквивалентность тестов . Одно и тоже двигательное качество (способность, сторону подготовленности) можно измерить с помощью нескольких тестов, которые называются эквивалентными .

Информативность теста – степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность, характеристику и т.п), для оценки которого используется. Информативность нередко называют валидностью ( validity – обоснованность, действительность, законность).

Изменчивость – непостоянство переменных величин, характеризующих состояние спортсмена и его деятельность. Постоянному изменению подвержены все показатели спортсмена: физиологические, морфоанатомические, биомеханические, динамические, психофизиологические и др.

Многомерность – большое число переменных, которое нужно одновременно измерять, для того чтобы точно охарактеризовать состояние и деятельность спортсмена. Наряду с переменными о состоянии спортсмена – «выходными данными» следует контролировать и «входные данные» -влияние внешней среды на спортсмена ( интенсивность физических и психических нагрузок, концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе, температура, влажность и т.д.).

Квалитативность определяет качественный характер при полном отсутствии точной количественной меры. Физические качества спортсмена, свойства личности, группы, качества инвентаря и многие другие факторы спортивного результата, еще не поддающиеся точному измерению, тем не менее должны быть оценены как можно точнее.

Адаптивность – свойство человека приспосабливаться к окружающим условиям. Адаптивность лежит в основе обучаемости и дает возможность освоить новые элементы двигательных действий и выполнить их в обычных и усложненных условиях.

Подвижность — способность спортсмена, основанная на том, что в подавляющем большинстве видов спорта деятельность спортсмена связана с непрерывными перемещениями.

Неполная наблюдательность характеризует ситуацию, когда не все показатели могут быть измерены непосредственно, т.е когда изучаемые показатели не могли быть оценены в рамках одного исследования или их могли не учесть.

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсмена.

Различают 3 вида норм:

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях.

Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятия спортом, необходимость подготовки к защите Родины.

Источник