Содержание и значение стандартизации

Содержание и значение стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник



Методы стандартизации

Назначение стандартизации сводится к тому, чтоб содержать в надлежащем порядке все инструкции, результаты, в том числе и методы. Это требуется для последующего применения довольно часто. Деятельность в области стандартизации начинается с проведения анализа всей без исключения имеющейся в распоряжении информации. Во время таких процедур эксперты акцентируют внимание на общих правилах, закономерностях и признаках, на базе которых и осуществляется ход стандартизации.

Основные методы стандартизации

Среди главных способов стандартизации перечислим несколько самых известных:

  • Метод систематизации.
  • Метод унификации.
  • Метод симплификации.
  • Метод селекции.
  • Метод типизации.

Метод систематизации находит своё применение при необходимости регулирования предметов стандартизации. Систематизация является самым универсальным методом при осуществлении стандартизации товаров, а также работ и услуг. Окончательным решением использования этого метода есть выпуск перечня изделий, стандартов форм техдокументации, а вдобавок изложение и обзор типовых устройств. Осваивать систематизацию можно в формате научного методического подтверждения, а также каталогизации некоторых объектов, подлежащих стандартизации.

Образцом систематизации могут быть различные виды справочников, которые действуют в России. Осуществляя «симплификацию», обнаруживают такие предметы стандартизации, больше не применяющиеся в условиях производства. Во время составления каталогов эксперты обозначают определенный товар, производство которого необходимо свернуть или же значительно снизить выпуск таких изделий.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процедура нацелена на удовлетворение численной необходимости в некоторой производственной единице (детали, изделии, товаре). При отборе осуществляется селекция подходящих для производственного процесса конкретных объектов стандартизации. В отношении симплификации такой метод будет предварительным. «Типизация» является работой, которая подготавливает и утверждает образцы и типовые объекты. Объекты типизации, являющиеся основными – это конструкции и технологические нормы, плюс принципиальные правила формирования нормативных документов на продукцию.

Настоящий метод направлен на высвечивание единых свойств во время поиска, разработки и обработки комплекса одинаковых объектов.

Читайте также:  Международная стандартизация понятие цели задачи

При необходимости точного определения главных значений и параметров иных показателей с целью установления добротного уровня, выполняют оптимизацию предметов стандартизации. Во время осуществления этого процесса добиваются той приемлемой степени порядка, которая отвечает намеченным условиям эффективности.

Параметрическая стандартизация

В том случае, когда стандартизация призвана фиксировать приемлемые численные значения конкретных параметров, соответствующие строгому математическому стандарту, она носит название «параметрическая стандартизация»

Параметры, которые учитываются вследствие расчётов, получаются разными. Такие параметры разделяют на:

  • Основные.
  • Главные.

Параметры продукции выполняют роли численной характеристики конкретных свойств непосредственно продукции.

Содержание главных параметров продукции также окажутся без изменений в случае изменений при процессе изготовления деталей, а также при вписывании изменений в сырьё, применяемое в производственной процедуре. Такого склада вид параметров как нельзя лучше постигает процессы и характеристики всевозможных изделий. Параметры «главные» встречаются ряда видов. Параметры «основные» предусматривают и образовывают характерные показатели таких свойств продукции, как эксплуатационные и технологические.

Разные образцы продукции содержат индивидуальные наборы параметров или им присущ параметрический ряд. У каждого вида продукции одним в числе иных основных параметров есть его размер. И такой параметр называется «размерный ряд». Процедура установления количественных значений и перечня параметров ряда носит название «стандартизация параметрических рядов», а точнее – «параметрическая стандартизация».

Во время проведения параметрической стандартизации принимается в расчёт и мнения, и запросы, как потребителей, так и производителей. В том случае, когда параметры не станут соответствовать запросам какой-то из сторон, то они вынуждены будут нести дополнительные затраты и терпеть убытки. В большинстве случаев от такого рода ошибочных расчётов теряют производители, потому что назначение чересчур большой частоты ряда порождает существенные затраты в процессе производства. В свою очередь потребители зачастую также не получают удовлетворения.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Унификация продукции

Унификация продукции – это целенаправленное уменьшение на уровне целесообразности до наиболее благоприятного числа видов объектов определённой функциональной задачи. При реализации унификации применяются: оптимизация, разделение, распределение и отбор предметов стандартизации. Осуществляется унификация по следующим направлениям:

  • Разработка образцов конкретных изделий с учётом выполнения будущей унификации однотипной продукции.
  • Стандартизация технологической процедуры.
  • Нахождение размерных рядов для разнообразных названий продукции (техники, деталей).
  • Приведение к минимальным результативным величинам сортамента изделий и материалов, используемых во время производственного процесса или при продаже.

Разделяют унификацию на заводскую, отраслевую и межотраслевую. Степень унификации товаров считается признаком уровня унификации. Другими словами: он умеет отображать значение в конкретной продукции сходные показатели, а также технические параметры. Чтобы просчитать показатели унификации, устанавливается коэффициент использования. В состав коэффициент включаются показатели по числу подлинных деталей плюс общее число всех деталей.

С целью проведения правильного учёта количества унифицированных частностей, связанных друг с другом на высокофункциональном уровне, используют вспомогательный способ агрегатирования. Такой метод стандартизации содержится в конструировании приборов и техники из унифицированных элементов. И его намерением есть просчёт на вероятное повышение производственных мощностей предприятий, если есть необходимость не привлекать дополнительные затраты при разработке новых деталей для приборов или машин. При комплексной стандартизации адресно применяется ряд запросов к объектам, взаимосвязанных между собой.

К целям реализации комплексной стандартизации относятся: учёт запросов производства в известных стандартах качества, а также гарантированная взаимосвязь запросов, правил и норм, содержащихся в стандартах. Всевозможные препятствия на пути научно-технического прогресса устраняет «упреждающая стандартизация». Она направлена на разработку и установку таких норм и требований к продукции, которые способны опередить своё время.

Источник

Сущность и содержание стандартизации

В условиях развития международной торговли и кооперации успех многих предприятий и отраслей экономики на внешнем и внутреннем рынках во многом определяется тем, насколько их продукция или услуги отвечают современным представлениям о нормах соответствия качества. Ни одно общество не может нормально функционировать без технического законодательства и нормативных документов, которые регламентируют правила, процессы, методы изготовления и контроля продукции, а также гарантируют безопасность жизни, здоровья и благосостояния людей и окружающей среды. С развитием научно-технического прогресса проблема качества продукции не только не упрощается, но становится более сложной и многоплановой. Значительную роль в повышении качества продукции играют стандарты, разрабатываемые в рамках как государственных, так и международных систем стандартизации.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение максимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых и потенциальных задач.

Задачи стандартизации заключаются в создании системы нормативной документации, которая охватывает все виды промышленного производства и сферу услуг. При этом процесс стандартизации должен обеспечивать развитие системы за счет принятия прогрессивных требований к продукции или технологическим процессам. В процессе стандартизации разрабатываются следующие основные направления: стандартизация терминологии, стандартизация измерительной и испытательной техники, стандартизация продукции, стандартизация конструкторской документации, стандартизация технологической документации.

В социальном смысле функции стандартизации можно представить следующим образом:

  • цивилизующая (гармонизация документов, методов и условий жизни в соответствии с мировыми аналогами);
  • информационная (информация по использованию унифицированных методов и приемов);
  • документирующая (документирование различного рода процессов и информации о правилах, регламентах, свойствах продукции и пр.);
  • ресурсосберегающая (рациональное и экономное использование природных ресурсов);
  • социально-культурная (достижение условия взаимозаменяемости и совмещения в документации, технологических процессах и продукции);
  • коммуникативная (нормализация социальных методов и способ связи и передачи информации).

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом (например, подшипник качения), либо его отдельных характеристик (например, химический состав стали, из которой сделаны детали подшипника).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.п.

Управление качеством – это воздействие на технологические процессы, выявление несоответствий на всех стадиях петли качества (см. ниже) и устранение их, а также причин этих отклонений. Управляющие решения принимаются по результатам контроля, анализа причин нарушений режима, анализа накопившейся информации и т.д.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, руководства и характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Руководство международной организации по стандартизации ISO рекомендует следующие основные виды нормативных документов: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты).

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Стандарты бывают международными, региональными, государственными (национальными) и административно-территориальными и принимаются соответствующими органами по стандартизации.

Международные стандарты призваны содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Они охватывают очень обширный диапазон интересов: металлургия, машиностроение, химия, неметаллические материалы, информационная техника, сельское хозяйство, строительство, медицина, упаковка и транспортировка товаров и пр.

Международная организация по стандартам имеет краткое название ISO (ИСО) от греческого слова «isos» (равный). На сегодняшний день в состав ИСО входят более 120 стран мира. Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран участниц и любая страна в мире вправе самостоятельно определять целесообразность и степень их применения. Эмблема организации ISO приведена на рис. 2.1.

Эмблема ISO

Рисунок 2.1 – Эмблема ISO

Региональные стандарты в основном направлены на гармонизацию законодательства и технических норм в рамках определенной группы стран (региональной группы), что устраняет определенные внешние барьеры в торговле между странами-участницами. Примером такого объединения является Европейский комитет по стандартизации (CEN), объединяющий 18 стран Западной Европы (краткое название стандартов, например EN 45001: 1997; через двоеточие указывают год введения стандарта).

Региональная стандартизация имеет место для стран СНГ, и ее работа регламентируется Межгосударственным Советом стран – участниц (МГС).

Среди других наиболее влиятельных региональных объединений следует обратить внимание на межскандинавскую организацию по стандартизации (ИНСТА), международную ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ).

Государственные (национальные) стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт государства. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные. Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара – основа сертификационного соответствия. К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, безопасность при обслуживании машин и оборудования и т.п.

Государственные стандарты обычно имеет аббревиатуру, которая пишется перед номером стандарта. Например, стандарт Украины – ДСТУ, России – ГОСТ Р, Великобритании – BS, Германии – DIN; Японии – JIS; Франции – NF; США – ASTM; Швеции – SW и т.д.

Отраслевые (галузеві) стандарты – разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли в случае отсутствия государственных стандартов. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Объектами отраслевой стандартизации могут быть продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологического обеспечения и пр. Отраслевые стандарты Украины обозначаются ГСТУ.

Читайте также:  Государственное правовое регулирование стандартизации и сертификации

Стандарты научно-технических и инженерных товариществ и обществ разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определенных отраслях знаний и сферах профессиональных интересов. Стандарты научно-технических и инженерных товариществ и обществ Украины обозначаются СТТУ.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Стандарты предприятий Украины обозначаются СТП.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, произведения художественных промыслов и т.п. Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге и процессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы и процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо. Принимает ТУ их разработчик без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции. Технические условия Украины обозначаются ТУУ.

По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматривают для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.

Свод правил разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания и эксплуатации объектов, конструкций и изделий. Свод правил может быть как самостоятельным документом, так и частью стандарта.

Регламент – документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган стандартизации, что делает его обязательным для исполнения. Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации.

Различают следующие виды стандартов (международная практика) – основополагающий стандарт, терминологический стандарт, стандарт на методы испытаний, стандарт на продукцию, стандарт на процесс, стандарт на услугу, стандарт на совместимость, методическое положение, описательное положение и пр.

Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукции (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукции или процесса для жизни, здоровья и имущества человека и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию. Примером основополагающих стандартов могут быть нормативные документы (стандарты) по организации государственной системы стандартизации в Украине.

Терминологический стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п. Например: «изделие – единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках (экземплярах)».

Стандарт на продукцию (услуги) содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции (услуги) ее назначению. Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к конкретному виду продукции, либо к группам однородной продукции (услуг). Допускается также разработка стандартов на отдельные требования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию металлопродукции, методы ее испытаний, правила хранения и т.п.

Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указания о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; знаки соответствия, если изделия сертифицированы; особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, комплектность обслуживания и пр.).

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) рекомендуют применять методики контроля, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Стандарты на методы испытаний устанавливают методики, правила процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, например, отбор пробы или образца).

Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из методик, в случае необходимости, была выбрана в качестве арбитражной.

Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции в целом, а также ее отдельных частей (деталей, узлов, исполнительных органов, комплектующих и т.п.).

Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиями нормативного документа.

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Источник

Содержание и значение стандартизации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

State System for Standardization of Russion Federation.
Basic principles

Дата введения 1993-01-01

РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства

ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. N 7

ИЗДАНИЕ (май 2000 г.) С Изменениеми N 1, 2, 3, принятыми в декабре 1993 г., сентябре 1996 г., июле 1997 г.

(Постановление Госстандарта России от 15 декабря 1994 г. N 21, ИУС 12-96, 9-97)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей (далее — субъекты хозяйственной деятельности) друг с другом, с государственными органами управления.

Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, в том числе технические комитеты по стандартизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов

ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ГОСТ Р 1.8-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов

ГОСТ Р 1.9-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам

ГОСТ Р 1.10-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них

* Определения терминов: "стандартизация", "нормативный документ", "стандарт", "международный стандарт", "региональный стандарт", "унификация", "объект стандартизации", "безопасность", "охрана окружающей среды", "совместимость", "взаимозаменяемость", "международная стандартизация", "региональная стандартизация", "национальная стандартизация" изложены с учетом определений этих терминов по [1].

3.1 Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

1 В частности эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов.

2 Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, работ (процессов) и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

3.2 Объект стандартизации — продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

1 Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

2 Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами (свойствами) любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и прочность могут быть стандартизованы отдельно.

3 Услуга как объект стандартизации охватывает услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций.

3.3 Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Примечание — Термин "Нормативный документ" является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации*, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

* В ранее принятых документах по стандартизации до окончания срока их действия или пересмотра допускается применение термина "нормативно-технический документ" без его замены на термин "нормативный документ по стандартизации".

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.4 Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

Примечание — Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

3.5 Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России).

Читайте также:  Центр стандартизации и сертификации рб

(Измененная редакция, Изм. N 3).

3.6 Стандарт отрасли — стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции.

Примечание — Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

3.7 Стандарт предприятия — стандарт, утверженный предприятием.

3.8 Стандарт научно-технического, инженерного общества — стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.

3.9 Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

3.10 Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

3.11 Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.

Примечание — Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

3.12 Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

3.13 Комплекс стандартов — совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

3.13а Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.

3.13б Технический регламент — регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию и этикетированию, либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно.

1. К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации, в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований.

2. Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например: обязательные требования государственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

3.13а, 3.13б (Введены дополнительно, Изм. N 2).

3.14 Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стан.

3.15 Региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.

3.16 Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

3.17 Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Примечание — В области стандартизации безопасность продукции, работ (процессов) и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позволяющих свести риск, связанный с возможностью нанесения ущерба окружающей среде, здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого уровня.

3.18 Охрана здоровья людей — защита здоровья людей от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг, окружающей среды.

3.19 Охрана окружающей среды — защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг.

3.20 Совместимость — пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.

3.21 Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

3.22 Унификация — выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.

3.23 Применение стандарта — использование стандарта его пользователями с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

3.24 Применение международного стандарта, регионального или национального стандарта другой страны — использование международного, регионального или национального стандарта другой страны путем включения его полного содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации.

3.25 Дата введения стандарта в действие — дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу.

3.26 Пользователь стандарта — юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности.

Источник

Сущность и содержание стандартизации

В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов «Государственная система стан­дартизации Российской Федерации (ГСС)». Изменения и до­полнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая ка­тегория нормативного документа — технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных доку­ментах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие измене­ния внесены в терминологию, гармонизующие ее с рекоменда­циями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина «утверждение» стандарта официально установлен тер­мин «принятие» стандарта. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов.

Приближение правил отечественной стандартизации к меж­дународным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении га­рантии. Следуя международному опыту, их относят к коммер­ческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавли­вающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно «Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров» разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро-радиотехники и других товаров долговремен­ного пользования.

Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни обще­ства, прежде всего в экономической, должна стремиться успе­вать и даже опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию отечественного производства, а не сдерживали его.

Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартиза­ции и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаи­мопонимания между партнерами как в сфере техники и техно­логии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заин­тересованных сторон. Это реализуется законным правом изгото­вителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специа­листов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.

Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует раз­витию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.

Стандартизация — это деятельность, направленная на разра­ботку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обес­печивающая право потребителя на приобретение товаров над­лежащего качества за приемлемую цену, а также право на безо­пасность и комфортность труда. Цель стандартизации — дос­тижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения ре­ально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), про­цессов их функциональному назначению, устранение техниче­ских барьеров в международном товарообмене, содействие на­учно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных об­ластях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкре­тизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

· безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоро­вья людей, окружающей среды и имущества;

· совместимость и взаимозаменяемость изделий;

· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

· экономию всех видов ресурсов;

· безопасность хозяйственных объектов, связанную с воз­можностью возникновения различных катастроф (при­родного и техногенного характера) и чрезвычайных си­туаций;

· обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Это определено Законом РФ «О стандартизации», приня­тым в 1993 г.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (пред­метом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требова­ния, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартиза­ция может касаться либо объекта в целом*, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации назы­вают совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартиза­ции, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

* Применительно, например, к мебели, конструкционные характеристики и тре­бования к безопасности могут быть изложены в двух стандартах.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического ре­гиона мира принимают стандарт. Если участие в стандартиза­ции открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация — деятельность, от­крытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осущест­вляется специалистами стран, представленных в соответствую­щих региональных и международных организациях, задачи кото­рых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандар­тизация также может осуществляться на разных уровнях: на го­сударственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ас­социаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, за­водов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Источник