Система противопожарного нормирования и стандартизации республики беларусь



Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ
№ 27 от 25.11.2002. Об утверждении Инструкции по функционированию системы противопожарного нормирования и стандартизации

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности», постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1995 г. N 684 «Об утверждении Положения о системе противопожарного нормирования и стандартизации в Республике Беларусь и о мерах по совершенствованию противопожарного нормирования в строительстве» Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить и ввести в действие с момента опубликования Инструкцию по функционированию системы противопожарного нормирования и стандартизации (прилагается).

2. Организацию исполнения настоящего постановления возложить на Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору.

3. Республиканским органам государственного управления в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего постановления представить технические нормативные правовые акты, входящие в систему противопожарного нормирования и стандартизации, в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для включения в Государственный реестр технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция по функционированию системы противопожарного нормирования и стандартизации (далее — Инструкция) подготовлена во исполнение Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 23, ст. 282; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 9, 2/838) и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1995 г. N 684 «Об утверждении Положения о системе противопожарного нормирования и стандартизации в Республике Беларусь и о мерах по совершенствованию противопожарного нормирования в строительстве» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 35, ст. 859; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 75, 5/10683) и определяет требования по организации согласования, утверждения и регистрации проектов технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

2. Система противопожарного нормирования и стандартизации включает в себя нормы и правила пожарной безопасности Республики Беларусь (далее — нормы и правила), другие технические нормативные правовые акты, затрагивающие и устанавливающие на государственном уровне требования пожарной безопасности (далее — технические нормативные правовые акты системы противопожарного нормирования и стандартизации).

3. Требования настоящей Инструкции обязательны при разработке проектов технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Глава 2 РАЗРАБОТКА, СОГЛАСОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОТМЕНА ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

8. Разработка, согласование и утверждение технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации осуществляются в соответствии с постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 августа 2000 г. N 19 «Об утверждении и введении в действие Правил разработки, оформления, утверждения и издания норм и правил пожарной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 89, 8/3972) и соответствующими техническими нормативными правовыми актами.

9. Проекты технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации подлежат обязательному согласованию с Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.

10. Технические нормативные правовые акты системы противопожарного нормирования и стандартизации могут быть приостановлены Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.

11. Основаниями для приостановки действия технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации являются:

11.1. несоответствие их требований результатам законченных научно-исследовательских работ, анализа, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области обеспечения пожарной безопасности, противопожарного нормирования;

11.2. отсутствие согласования технического нормативного правового акта с Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору;

11.3. несогласованность норм как в самом техническом нормативном правовом акте, так и технического нормативного правового акта с действующим законодательством Республики Беларусь.

12. При выявлении оснований, указанных в пункте 11 настоящей Инструкции, Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору направляет в орган (должностному лицу), издавший технический нормативный правовой акт, предписание об устранении выявленных недостатков (внесении изменений и (или) дополнений, отмене) технического нормативного правового акта.

13. Орган (должностное лицо), утвердивший технический нормативный правовой акт, обязан в течение 30 дней с момента получения указанного в пункте 12 настоящей Инструкции предписания уведомить Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору о выполнении предложенных мероприятий.

14. В случае невыполнения органом (должностным лицом), утвердившим технический нормативный правовой акт, предложенных мероприятий (внесение изменений и (или) дополнений, отмена технического нормативного правового акта) Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору выносит постановление о приостановке действия технического нормативного правового акта.

Постановление о приостановке действия технического нормативного правового акта может быть в установленном порядке обжаловано в суд.

Глава 3 РЕГИСТРАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

15. Утвержденные технические нормативные правовые акты системы противопожарного нормирования и стандартизации или изменения к ним подлежат централизованной государственной регистрации.

16. Государственную регистрацию технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, изменений к ним осуществляет Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее — НИИ ПБиЧС).

17. При регистрации технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации в Государственном реестре технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации (далее — Государственный реестр) им присваивается обозначение (шифр).

18. Обозначение технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации состоит из сокращенных обозначений названия документа, порядкового номера по Государственному реестру и после тире — четырех последних цифр года регистрации <*>.

<*> Порядковый номер для правил состоит из двух чисел, где первое число, отделенное точкой от второго, указывает на принадлежность правил к общим — 1, к отраслевым, при проведении работ и мероприятий — 2.

19. Для технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, утверждаемых взамен действующих с тем же названием, должен сохраняться прежний шифр с соответствующим изменением цифр года утверждения.

Шифр ранее отмененных технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации для обозначения вновь разрабатываемых использовать не допускается.

20. НИИ ПБиЧС в течение 3 дней со дня поступления утвержденных технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации или изменений к ним регистрирует их в Государственном реестре.

21. Государственный реестр — книга, в которой осуществляется в установленной форме запись о государственной регистрации технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации или изменений к ним.

Государственный реестр состоит из трех разделов.

В разделе 1 осуществляется государственная регистрация общих технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, в разделе 2 — технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации для отраслей, при проведении работ и мероприятий, в разделе 3 — норм.

Листы разделов Государственного реестра заполняют в хронологическом порядке регистрации технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

22. Государственная регистрация технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и изменений к ним осуществляется в следующем порядке:

22.1. производится запись в соответствующий раздел Государственного реестра;

22.2. вносится в обозначение технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации (на обложке и на каждом листе) присвоенный им согласно Государственному реестру номер;

22.3. проставляется на первом листе технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и изменений к ним штамп, фиксирующий дату государственной регистрации технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

Читайте также:  Стандартизации рф 2003г

23. Все документы, связанные с разработкой и утверждением технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, формируют в дело технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

24. Ведение указанного дела предусматривает включение в него документов, разрабатываемых при внесении в технические нормативные правовые акты системы противопожарного нормирования и стандартизации изменений, дополнений и их отмене.

25. Государственный реестр и дела технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации должны иметь обложку. Все листы Государственного реестра и дел должны быть подшиты и пронумерованы.

В папке дела технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации должна быть опись документов, включенных в дело, с указанием номеров страниц.

26. Государственный реестр и дела должны храниться в НИИ ПБиЧС.

27. Дело технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации считается законченным делопроизводством, когда делают запись в листе государственной регистрации технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации об их отмене и вкладывают в дело копию документа, подтверждающего отмену.

28. Законченное делопроизводство хранится в архиве НИИ ПБиЧС постоянно.

Глава 4 ИЗДАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ О НИХ

29. Утвержденные технические нормативные правовые акты системы противопожарного нормирования и стандартизации издаются НИИ ПБиЧС отдельными изданиями или сборниками на русском и (или) белорусском языках.

30. При переиздании технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации должны быть учтены все внесенные в документ изменения. К обозначению (шифру) переиздаваемого с изменениями и дополнениями документа добавляется звездочка. Звездочкой должны также обозначаться измененные пункты.

Предисловие к техническим нормативным правовым актам системы противопожарного нормирования и стандартизации должно содержать номера изменений, включенных в данное издание, запись о согласовании с Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.

31. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь публикует на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет и в своих периодических печатных изданиях:

перечни действующих технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

тексты приказов об утверждении технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, о внесении в указанные акты изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу.

32. НИИ ПБиЧС направляет:

32.1. в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:

тексты приказов, утвержденных норм и правил, а также тексты внесенных в нормы и правила изменений и (или) дополнений;

сведения об утвержденных нормах и правилах, включающие информацию об их обозначении и регистрационном номере, названии, дате введения в действие, заменяемом техническом нормативном правовом акте, утверждающих приказах и о внесении в нормы и правила изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, источниках официального опубликования (при наличии), о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, распространяющих технические нормативные правовые акты, а также аннотации к этим актам;

один экземпляр печатного издания (при наличии), в котором опубликована информация, предусмотренная абзацем вторым настоящего подпункта;

32.2. в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь тексты приказов и внесенных в нормы и правила изменений и (или) дополнений.

Источник

Правовые основы технического нормирования и стандартизации в республике беларусь

Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации товаров, работ и услуг. Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о стандартизации) [57]. Действие этого Закона распространяются на: органы государственного управления; юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь; иностранных юридических лиц и иностранных граждан; лиц без гражданства; иных субъектов правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (субъекты технического нормирования и стандартизации).

Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации продукции (работ и услуг).

В соответствии со ст.1 Закона о стандартизации под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (ст.1 Закона о стандартизации).

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает в себя:

определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации; формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов; установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий; координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов; утверждение технических регламентов, государственных стандартов; установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях; установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

К видам технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии со ст.15 Закона о стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия.

Кроме перечисленных технических нормативов и стандартов в Республике Беларусь применяются международные и межгосударственные стандарты, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь, правила, нормы и рекомендации применения которых, устанавливает Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.

Ст.1 Закона о стандартизации раскрывает понятия всех видов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Так, под техническим регламентом понимается технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

Читайте также:  Стандартизация моделирования функциональных структур объектов

В техническом регламенте могут также содержаться:

правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Срок рассмотрения проектов технических регламентов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

В соответствии со ст.17 Закона о стандартизации, технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, если они не противоречат требованиям законодательства.

Технический кодекс – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, требования которых основываются на результатах установившейся практики. Они вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Разработка и утверждение их, а также право их официального издания осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

В Республике Беларусь существуют два вида стандартов это государственный стандарт Республики Беларусь (далее – государственный стандарт), который утверждается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и стандарт организации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго — и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг; термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства – в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандартов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Государственные стандарты являются добровольными для применения (Ст.20 Закона о стандартизации).

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то его становятся обязательными для соблюдения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели и распоряжаются ими по собственному усмотрению, причем их технические требования распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.

Государственные стандарты и стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условия – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации и вводятся в действие в сроки ими утвержденные.

Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.

В целях информационного обеспечения и применения субъектами хозяйственной деятельности в своей хозяйственной деятельности технического нормирования и стандартизации постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2004г. №781 утверждено «Положение о Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», содержание которого составляют официально изданные технические регламенты, технические кодексы, международные, межгосударственные (региональные) и государственные стандарты, а также информация о технических нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию, а также иные документы, предусмотренные актами законодательства [97].

Источник

Перечень действующих ТНПА Республики Беларусь

В соответствии с Указом Президента РБ от 05.06.2019 № 217 в 2020 технические кодексы установившейся практики должны быть заменены строительными нормами и правилами.

2300 технических нормативных правовых актов (ТНПА) действует на территории Республики Беларусь — 124 ТНПА являются обязательными, 402 содержат требования применяемые на добровольной основе, 1774 применяются если на них указали заказчик, проектировщик (в договоре, задании на проектирование, проектной документации).

За публикацию перечня технических нормативных правовых актов (технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы и т.д.) в Беларуси в соответствии с указом Президента от 16.07.2007 №318 отвечают госорганы их утверждающие.

Читайте также:  Стандартизация фото для презентации

Перечень действующих ТНПА расположен на сайте РУП «Стройтехнорм» — https://stn.by/standartisation/active.

Перечень действующих ТНПА

Перечень действующих ТНПА в Республике Беларусь

Правила применения ТНПА

Не все из 2300 ТНПА весящих около 1,5 Гигабайта являются обязательными к исполнению. Кроме того ни все пункты «обязательных» ТНПА является обязательными.

Главный ТНПА проектировщика ТР 2009/013/BY* «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» и Перечень технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY.

Обложка ТР 2009/013/BY

ТР 2009/013/BY* «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»

До введение в действие ТР 2009/013/BY «… Безопасность» отступление от пунктов ТНПА требовало обоснования, согласования с организацией разработавшей документ (см. пример — согласование отметки установки оповещателей), после ввода 01.08.2010 ТР 2009/013/BY — нет, т.к. регламент не содержит конкретных требований по слаботочным системам.

Отсутствие конкретики привело к появлению Перечня ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY в котором приведена таблица с наименованием ТНПА и перечнем пунктов ТНПА выполнение которых обеспечивает соблюдение требований ТР 2009/013/BY.

Перечень ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY

Перечень ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»

На 01.01.2018 в перечне 526 ТНПА из которых 402 применяются на добровольной основе (требования заказчика, проектное решение проектировщика).

Требования ТР 2009/013/BY

Типы требований ТР 2009/013/BY

Применение на добровольной основе означает, что право выбора ТНПА предоставлено проектировщику или заказчику, а не применение ТНПА из Раздела 2 не свидетельствует о том, что разработанная проектная документация не соответствует ТР 2009/013/BY.

Пример применения ТР 2009/013/BY

В статье Подготовка к проектированию слаботочных систем первым действием указан перечень проектируемых систем, который как раз и зависит от того какими ТНПА будет руководствоваться проектировщик.

Можно соблюдать все ТНПА и все их пункты, а можно соблюдать только обязательные требования. Например, в соответствии с п.19.1 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания» требуется проектирование Единой автоматизированной системы управления зданием (ЕАСУЗ), а в соответствии перечнем ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY п.19.1 не является обязательным.

В соответствии с 6 абзацем Методических рекомендации по применению технического регламента ТР 2009/013/BY — ТНПА не являющиеся обязательными по сути, становятся обязательными для конкретной продукции или объектов, если на их применение указали: заказчик, проектировщик — в договоре, задании на проектирование, проектной документации; производитель, поставщик — при производстве и реализации продукции.

Пункт 19.20 ТКП 45-3.02-108 требует проектирования 22 систем, перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY — 5 систем (выдели красным).

ТКП 45-3.02-108-2008 "Высотные здания" п.19.20 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания» Перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY Перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY (п.19.20 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания»)

Выводы

С учетом вышеизложенного для себя — проектировщика, все технические нормативные правовые акты которые использую при проектировании объектов расположенных на территории Республики Беларусь делю на 4 перечня:

  • Действующие ТНПА — 2300 шт.;
  • ТНПА содержащие обязательные требования — 124 шт.;
  • ТНПА содержащие требования применяемые на добровольной основе — 402 шт.;
  • Другие требования (ТНПА не вошедшие в 1-3 Перечень, руководящие документы и т.п.).

Руководящие документы, например РД 28/3.008 «Технические средства и системы охраны. Порядок разработки технического задания на проектирование» — это не ТНПА и формально при проектировании документ можно не использовать, но дав ссылку на него в задании на проектирование делаю его обязательным (подробнее — здесь).

Количество систем, стоимость реализации слаботочных систем на объекте во многом зависит от того какой перечень ТНПА будет главным при проектировании, какие решения в части необходимых систем и их функционала примет заказчик.

Источник

Цели и задачи

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» путем слияния Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и проведению госэкспертизы проектной документации, а также надзора за техническими регламентами и стандартами, за рациональным использованием топливной, электрической и тепловой энергии.

В структуру комитета в настоящее время входит свыше 55 организаций, расположенных во всех регионах страны.

Центральный аппарат и организации Госстандарта реализуют широкий спектр задач, среди которых:

  • повышение безопасности, качества, конкурентоспособности продукции (услуг), рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, устранение технических барьеров в торговле, защита интересов государства и потребителей;
  • обеспечение эффективного функционирования и развития систем технического нормирования и стандартизации; обеспечения единства измерений; аккредитации; подтверждения соответствия;
  • осуществление общей координации разработки технических регламентов и государственных стандартов, формирование и утверждение планов (программ) их разработки с учетом предложений республиканских органов государственного управления, организаций;
  • обеспечение создания, развития и поддержания на требуемом уровне технической базы эталонов единиц величин, организация проведения государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
  • координация и организация проведения работ по сертификации продукции, работ, услуг, персонала, систем менеджмента качества, систем управления окружающей средой, охраной труда, энергетического менеджмента, безопасностью пищевых продуктов и др.;
  • формирование государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, организация разработки и реализации концепций и республиканских программ по энергосбережению;
  • осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов и стандартов, средствами измерений, рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;
  • надзор в строительстве и проведение государственной экспертизы градостроительной и проектной документации;
  • организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в сфере технического нормирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Основные усилия в области технического нормирования в настоящее время сконцентрированы на развитии системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Важнейшей задачей государственной стандартизации является развитие и поддержание в актуальном состоянии нормативной базы, обеспечивающей разработку и производство безопасной, высококачественной и конкурентоспособной продукции и услуг, а также реализацию требований технических регламентов ЕАЭС.

Нормативная база республики сегодня охватывает практически все отрасли экономики, активно развивается и совершенствуется. Наиболее значимые разработки осуществляются в машиностроении, строительстве, электротехнике, химии и нефтехимии, энергосбережении, агропромышленном и других секторах. Приоритет в этих работах отдан гармонизации национальных требований с международными и региональными стандартами.

Госстандарт осуществляет ведение Национального фонда технических нормативных правовых актов, обеспечивая промышленности и бизнесу доступ к государственным, международным, региональным и национальным стандартам других стран, в том числе на основе интернет-технологий.

В республике реализуется Государственная программа «Эталоны и научные приборы». Национальная эталонная база сегодня включает более 63 национальных и исходных эталонов. Их разработка ведется с учетом потребностей экономики страны.

Госстандартом также осуществляется комплекс мер по дальнейшей гармонизации национальной системы аккредитации с международными требованиями и общепринятой мировой практикой с целью обеспечения международного признания результатов деятельности по аккредитации.

В республике наблюдается устойчивая тенденция роста количества организаций, имеющих сертификаты, подтверждающие соответствие систем менеджмента международным стандартам.

Госстандарт участвует в работе ведущих международных и европейских организаций в области стандартизации, метрологии, аккредитации (ISO, IEC, OIML, UNECE, CEN, CENELEC, ILAC, EA и др.), занимает активные позиции в проведении работ в сфере технического регулирования в рамках интеграционных образований на постсоветском пространстве – ЕАЭС и СНГ.

Деловые контакты на двухстороннем уровне развиваются в рамках реализации международных договоров более чем с 35 странами.

Госстандарт осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006г. №981.

Источник