Система нормативно правового регулирования метрологии

Система нормативно правового регулирования метрологии

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102 «Об обеспечении единства измерений», установлены обязательные требования и которые выполняются при:

    1. осуществлении деятельности в области здравоохранения;
    2. осуществлении ветеринарной деятельности;
    3. осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
    4. осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
    5. выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
    6. осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
    7. осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
    8. выполнении государственных учетных операций;
    9. оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
    10. осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
    11. осуществлении геодезической и картографической деятельности;
    12. осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
    13. проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
    14. выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
    15. проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
    16. выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
    17. осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

    Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

      1. Федеральный закон Российско Федерации от 26.06.2008 года № 102-ФЗ “ Об обеспечении единства измерений”
      2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №482 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации».
      3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №718 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
      4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации».
      5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г. №879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации».
      6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. №884 «Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных образцов и свойств веществ и материалов».
      7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №1057 «О порядке оплаты работ и или услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».
      8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 г. №250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии».
      9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».
      10. Приказ Минпромторга России от 30.11.2009 г. №1081 «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2009 г. №15866).
      11. Приказ Минпромторга России от 15.02.2010 г. №122 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2010 г. №16674).
      12. Приказ Минпромторга России от 16.03.2010 г. №196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2010 г. №16940).

      14 июня патриотическая столица России отметила День города. Все праздничные мероприятия в День города прошли под девизом «Севастополь, я люблю тебя». Город-герой Севастополь отметил 238 годовщину основания.

      Слова поздравления Губернатора Севастополя звучали так «Нет такого человека, кто бы приехал в Севастополь и остался равнодушным. Севастополец – звучит гордо! Это про всех нас. Тех, кто живёт вместе с городом, кто любит его всем сердцем, кто хранит героическую историю, кто сделает всё для того, чтобы наш Севастополь процветал. Мы сегодня живём под мирным небом, в любимой стране, говорим на родном языке. У нас есть необходимое для того, чтобы быть счастливыми и созидать».

      В числе праздничных мероприятий, приуроченных к этой дате, прошло торжественное награждение победителей в городском конкурсе «Лучший коллективный договор» за 2020 год.

      Конкурс проводится в Севастополе с 2007 года. Основными целями его проведения были и есть повышение уровня колдоговорной работы, усиление конструктивного взаимодействия профсоюзных организаций и работодателей по обеспечению трудовых и социально-экономических интересов работников, повышение эффективности коллективных договоров и распространение передового опыта колдоговорной работы.

      По итогам конкурса ФБУ «Севастопольский ЦСМ» занял почетное первое место и был награжден дипломом «Лучший коллективный договор» за 2020 год, что подтверждает высокий уровень коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в Центре.

      «Мы совместно с профсоюзом нашего Центра постоянно совершенствуем данное направление, в планах дальнейшее обновление коллективного договора, который должен предусматривать дополнительные меры поддержки сотрудников, членов их семей», — отметила и.о. директора ФБУ «Севастопольский ЦСМ» Наталья Кривенко.

      В феврале 2021 года Севастопольский ЦСМ приобрел дозиметр ДРК-1Э, а в мае текущего года Приказом Федеральной службы аккредитации утверждено дополнение к области аккредитации.

      Данный дозиметр предназначен для использования в качестве эталона при проведении поверки и калибровки дозиметров рентгеновского излучения клинических с проходными ионизационными камерами типов ДРК-1, ДРК-1П, ДРК модификаций ДРК-1, ДРК-1М, ДРК-1М Абрис и аналогичных средств измерений произведения кермы (поглощенной дозы) в воздухе на площадь сечения пучка рентгеновского излучения и произведения мощности кермы (мощности поглощенной дозы) в воздухе на площадь сечения пучка рентгеновского излучения.

      Дозиметры ДРК, встроенные в рентгенаппараты, используются для определения дозы рентгеновского излучения, получаемой пациентом при рентгенодиагностике и рентгенотерапии. Применяются в медицинских учреждениях на рентгеновских аппаратах различного назначения. Использование дозиметра ДРК-1Э позволяет проводить поверку указанных дозиметров на месте эксплуатации без демонтажа.

      Расширение по данным средствам измерения стало долгожданным событием для заказчиков, которым не нужно отправлять свои средства измерения для поверки в другие регионы.

      В соответствии с Приказом Федеральной службы по аккредитации от 21.05.2021 г. №ПК1-153 ФБУ «Севастопольский ЦСМ» подтвердил компетентность в области обеспечения единства измерения для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, калибровке средств измерений, аттестации методик (методов) измерений и метрологической экспертизе документов.

      Кроме того, принято решение о расширении области аккредитации для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, включающее 18 групп средств измерений.

      В приемную ФБУ «Севастопольский ЦСМ» участились обращения от жителей города после нахождения ими в своих почтовых ящиках сомнительных «уведомлений» о необходимости проведения процедуры поверки принадлежащих им счетчиков воды, при том, что саму поверку они проводили либо недавно, либо ее срок еще не истек.

      Мы неоднократно информировали наших граждан о том, что ФБУ «Севастопольский ЦСМ» не имеет никакого отношения к подобного рода «Предупреждениям» и «Уведомлениям». Если вы обратитесь в разославшую вам это письмо организацию, то Вам под любым предлогом предложат отказаться от навязанной ими же поверки. Вместо этого представители данной организации будут настаивать на приобретении у них нового счетчика воды по многократно завышенной цене. При этом в процессе замены будет неизбежно нарушена пломба ресурсопоставляющей организации, что повлечет за собой массу проблем с перерасчетом услуг за поставленную воду.

      Саму же поверку счетчиков воды нет необходимости проводить чаще установленных для них межповерочных интервалов. Так, например, для счетчиков холодной воды российского производства этот интервал составляет один раз в шесть лет. Да и процедура поверки может быть проведена лишь в аккредитованной национальной системе аккредитации организации. ФБУ «Севастопольский ЦСМ» является такой организацией и оснащен новым современным оборудованием, позволяющим нашим специалистам в кратчайшие сроки проводить поверку всех видов бытовых счетчиков воды, а также поверку промышленных счетчиков, установленных на предприятиях города Севастополь.

      Подробнее в сюжете новостного портала «Вести Севастополь»:


      (По материалам статьи с новостного портала «Вести Севастополь»: vesti92.ru).

      +7 (8692) 55-90-01

      299008 г. Севастополь, улица 6-я Бастионная, 32

      Задать вопрос

      Источник

      

      Нормативно-правовые основы метрологии

      2. Законы РФ «О стандартизации», «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений».

      3. Постановления Правительства РФ по отдельным вопросам направлениям метрологической деятельности.

      4. Нормативные документы Госстандарта России.

      5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

      Метрологическая деятельность в РФ основывается на Конс-титуционной норме по вопросам метрологии, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. При этом закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии: установление единиц ФВ, эталонов и связанных с ними других метрологических основ.

      В рамках обеспечения конституционной нормы были приняты:

      1. Закон «О стандартизации» — устанавливает правовые основы стандартизации, обязательные для применения, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработок и применения различных нормативных документов по стандартизации.

      2. Закон «О техническом регулировании» регулирует вопросы о СИ и допускает к применению единицы ФВ системы SI.

      3. Закон «Об обеспечении единства измерений», в соответствии с которым были организованы органы Государственной метрологической службы, деятельность которых направлена на осуществление гос. метрологического контроля и надзора на территориях республик РФ, автономных областей и округов. А предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, должны создавать метрологические службы.

      Комплекс нормативных документов, устанавливающих правила, нормы, требования для достижения и поддержания единства измерений в стране при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений(ГСИ). Все НД в виде гос. стандартов по метрологическому обеспечению имеют шифр ГСИ и серию ″8″.

      5.2.1. Закон «Об обеспечении единства измерений»

      (от 27 апреля 1993 г.)

      Основными целями «Закона…» являются:

      · установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

      · регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта СИ;

      · помощь в развитии науки, техники и экономики посредством регламентирования использования государственных эталонов единиц величин и применения результатов измерений, обладающих гарантированной точностью. Результаты измерений должны быть выражены в установленных в стране единицах измерения;

      · защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

      · содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу;

      · обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения безопасности государства, в том числе экономической;

      Источник

      Нормативно правовые основы метрологии

      Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений:
      1. Конституционная норма по вопросам метрологии.
      2. Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании».
      3. Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.
      4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.
      5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

      Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, детализирующие основы метрологической деятельности.

      Основными целями Закона «Об обеспечении единства измерений«, являются:
      • установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
      • регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
      • защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
      • содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
      • гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

      Закон закрепляет основы метрологии.

      Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

      Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

      Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

      Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

      Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.

      Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.

      Основными объектами ГСИ являются:
      • единицы ФВ;
      • государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
      • методы и средства поверки средств измерений СИ;
      • номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
      • нормы точности измерений;
      • способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
      • методики выполнения измерений;
      • методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
      • требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
      • термины и определения в области метрологии;
      • организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской
      и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

      Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства России. Наиболее важными из принятых в последнее время постановлений являются следующие:
      • Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);
      • Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;
      • Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
      • Положение о государственных научных метрологических центрах;
      • Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
      • Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
      • Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации;
      • Постановление об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (от 07.05.99 № 498).

      Для реализации положений законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, а также постановлений Правительства России разрабатываются и принимаются подзаконные акты, нормативные документы, документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТР 1.12-99).
      К нормативным документам по метрологии, действующим на территории России, относятся различные категории и виды стандартов.
      Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать.

      Гармонизация стандарта это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

      Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.

      Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.

      Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.

      Источник

      Метрология в современном производстве

      «Метрология» – в переводе с греческого «учение о мерах» фото

      Основные свойства, которые указывают на качество произведенных измерений, – это единство, точность и достоверность всех показателей.

      Объектом метрологической деятельности являются все стадии жизненного цикла (ЖЦ) изделия (продукции) или услуги.

      Жизненный цикл представляет из себя некую совокупность последовательных процессов, взаимосвязанных между собой, с момента создания продукта (услуги) до момента прекращения его использования.

      Этап создания продукции включает в себя следующее:

      • выбор контролируемых параметров;
      • выбор норм точности;
      • определение допусков;
      • выбор средств измерения, контроля и испытания;
      • метрологическую экспертизу;
      • составление необходимой документации.

      Метрологическая деятельность производства включает в себя:

      • анализ состояния измерений;
      • установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;
      • разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;
      • проведение проверок на предмет корректности техдокументации;
      • использование в работе нужной документации государственного и отраслевого формата;
      • аккредитацию на техническую грамотность.

      Ни одна область производственного процесса не обходится без количественных показателей объектов

      Роль и место метрологии в производстве

      Ни одна область производственного процесса не обходится без количественных показателей объектов. Данные показатели можно получить только путем измерений. Кроме того, измерения играют первостепенную роль в науке при тестировании различных гипотез. Что касается практической деятельности, то здесь измерения необходимы для определения качества продукции, управления технологическими процессами, охраны труда и здоровья работающих и т.д.

      Можно сделать вывод, что научно-технический прогресс находится в тесной взаимосвязи с увеличением требований к измерениям. Ведь от качества измерительного процесса напрямую зависит и качество выпускаемой продукции.

      Не станет открытием и то, что в условиях рыночных отношений любая фирма или же организация нацелена на получение прибыли, на объемы которой большое влияние оказывают используемые средства измерений, являющиеся частью основных фондов.

      Нормативно-правовые основы метрологии

      К правовым основам науки метрологии можно отнести:

      • Конституционные нормы;
      • Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании»;
      • Нормативные документы Государственного стандарта РФ (например, ГОСТ);
      • Постановления Правительства РФ, связанные с отдельными вопросам метрологии;
      • Рекомендации государственных научных метрологических центров Государственного стандарта РФ.

      Метрологи разрабатывают и фиксируют в стандартах правила и нормы

      Метролог как профессия

      Специализация по направлению «Метрология» очень востребована. Данное направление позволяет специалисту работать в сфере оценки качества продукции, контроля за условиями эксплуатации производственного оборудования. Также специалисты данного профиля разрабатывают и фиксируют в стандартах определенные правила, которые нацелены на экономное использование ресурсов и безопасное производство.

      Образовательные программы по метрологии состоят из большого количества различных направлений:

      • Метрология в нефтегазовой отрасли;
      • Единство измерений в метрологии;
      • Метрология медицинского оборудования и метрологическое обеспечение здравоохранения;
      • Метрологическая экспертиза технологической документации;
      • Метрологический надзор;
      • Стандартизация медицинского оборудования;
      • Метрологическое обеспечение в системе менеджмента качества;
      • Преподаватель технической механики и метрологии;
      • Метрология, стандартизация и сертификация в атомной отрасли;
      • Преподаватель по метрологии и стандартизации.

      Перечислим перечень общих дисциплин, входящих в изучение по каждому узконаправленному модулю:

      • Основы метрологии;
      • Средства, погрешность и методы при проведении измерительных работ;
      • Методы определения эффективности измерений;
      • Метрологическое обеспечение;
      • Сертификация и ее область применения, порядок и правила проведении;
      • Защита прав потребителей и качество продукции;
      • Основные объекты и цели сертификации;
      • Взаимное признание и аккредитация сертификации;
      • Сертификация услуг.

      Повышение квалификации по метрологии

      В ряде профессий важным условием для продолжения дальнейшей трудовой деятельности, является повышение уровня профессиональных компетенций. Обычно данное мероприятие проводится один раз в пять лет, после которого сотрудник с обновленным теоретическим багажом знаний может продолжать выполнять свои трудовые функции. К выбору учебного заведения, в котором можно получить дополнительное профессиональное образование, стоит отнестись с полной серьезностью.

      Современная научно-технологическая академия реализует не только курсы повышения квалификации направлению «Метрологический контроль», но и программы профессиональной переподготовки. Предлагаемые учебные планы разработаны в соответствии со всеми требованиями, стандартами и отражают в себе все актуальные для отрасли вопросы.

      В СНТА есть курсы повышения квалификации по метрологии

      Более того, на базе Академии также регулярно проходит и тематические образовательные семинары по метрологии. Так, 31 октября стартует двухдневный авторский семинар «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. Внедрение в деятельность испытательных и калибровочных лабораторий новой версии стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019».

      Программа семинара посвящена актуальной для специалистов в области метрологии теме внедрения в рабочий процесс новой версии стандарта и включает следующие вопросы:

      • С чего начать переход на новую версию стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019;
      • Требования стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019;
      • Формирование системы менеджмента качества в испытательной лаборатории с учетом требований новой версии стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019;
      • Риск-ориентированный подход (риск-ориентированное мышление, управление рисками, оценка рисков в лаборатории);
      • Прослеживаемость результатов исследований (испытаний), измерений.

      Есть несколько форматов для участия в мероприятии:

      • «Очно» с получением сертификата участника;
      • «Очно+» с получением удостоверения о повышении квалификации и сертификата участника.

      Запись на двухдневный авторский семинар «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. Внедрение в деятельность испытательных и калибровочных лабораторий новой версии стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019» уже открыта.

      Источник

      Система нормативно правового регулирования метрологии

      ГОСТ Р 8.820-2013

      НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Государственная система обеспечения единства измерений

      State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological assurance. General

      Дата введения 2015-01-01

      Предисловие

      1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")

      2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 "Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений"

      3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 839-ст

      4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

      5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

      Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

      1 Область применения

      Настоящий стандарт устанавливает основные положения метрологического обеспечения измерений, выполняемых при разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации продукции, в научных исследованиях и при осуществлении других видов работ и оказании услуг как в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы.

      Положения настоящего стандарта могут применяться при разработке отраслевых и корпоративных стандартов, стандартов предприятий и других нормативных и методических документов, регулирующих метрологическое обеспечение измерений.

      2 Нормативные ссылки

      В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

      ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

      ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения

      ГОСТ Р ИСО 10012 Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию

      ГОСТ Р 54500.3* Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения

      Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

      3 Термины и определения

      В настоящем стандарте применены термины "измерение", "метрологические требования", "единица величины" по Федеральному закону [1], "эталон", "средство измерений", "метрологическая прослеживаемость" по словарю [2]*, "шкала измерений" по рекомендациям [3] и "процесс измерений" по ГОСТ Р ИСО 10012, а также следующие термины с соответствующими определениями:

      * См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

      3.1 измерительная информация: Информация о количественных значениях измеряемой величины, обладающая свойствами, необходимыми для принятия управляющих решений.

      3.2 полнота измерительной информации: Свойство измерительной информации, определяющее её достаточность для понимания состояния наблюдаемого объекта или явления и принятия необходимого управляющего решения.

      Примечание — Полнота измерительной информации зависит от конкретной решаемой задачи.

      3.3 достоверность измерительной информации: Свойство измерительной информации — быть правильно воспринятой и однозначно интерпретированной для принятия управляющих решений.

      Примечание — Достоверность измерительной информации определяется применительно к сложившимся условиям.

      3.4 своевременность измерительной информации: Свойство измерительной информации, которое состоит в том, что она поступает в момент, обеспечивающий время, необходимое для принятия и реализации управляющего решения.

      3.5 актуальность измерительной информации: Свойство измерительной информации, определяющее её важность, значительность в момент принятия управляющего решения.

      3.6 метрологическое обеспечение измерений; МОИ: Систематизированный, строго определенный набор средств и методов, направленных на получение измерительной информации, обладающей свойствами, необходимыми для выработки решений по приведению объекта управления в целевое состояние.

      3.7 метрологическое обеспечение объекта: Метрологическое обеспечение измерений, выполняемых на объекте.

      3.8 объект метрологического обеспечения: Любой материальный объект или система или их составляющие (процессы, явления, события) с целью определения состояния которых выполняется логически завершенная совокупность измерений, позволяющая получать измерительную информацию, необходимую для выработки решений по приведению объекта в желаемое состояние.

      3.9 метрологическое подтверждение пригодности элементов МОИ: Совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения пригодности элементов МОИ к решению конкретной задачи измерений в конкретных условиях.

      4 Предмет и цель метрологического обеспечения измерений

      4.1 Предметом метрологического обеспечения измерений являются измерения, выполняемые при производстве и эксплуатации продукции, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведении экспериментов и испытаний изделий, профилактики, диагностики, лечении болезней, контроле условий труда и безопасности, учете материальных ценностей и ресурсов и при осуществлении других видов работ и оказании услуг.

      4.2 Целью метрологического обеспечения измерений является создание условий для получения измерительной информации, обладающей свойствами, необходимыми и достаточными для выработки определенных решений как в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы.

      5 Метрологическое обеспечение объектов. Классификация

      5.1 Для целей настоящего стандарта используются следующие признаки классификации метрологического обеспечения объектов:

      — по типу деятельности;

      — по сфере деятельности;

      — по характеру объекта;

      — по организационной форме объекта.

      5.1.1 Тип деятельности

      По типу деятельности метрологическое обеспечение может быть направлено на обеспечение выполнения работ или оказание услуг, являющихся объектами гражданского права.

      1 Под работами понимают действия, направленные на достижение материального результата, отделимого от самих действий. Результат работы, как правило, используется после окончания работы.

      2 Услуга — деятельность, полезный эффект которой, даже если он имеет материальную форму, не может быть отделен от самих действий. Например, медицинская услуга по диагностике болезни.

      5.1.1.1 При выполнении работ деятельность по метрологическому обеспечению может осуществляться как в отношении процессов, так и в отношении продукции, причем контроль процесса и контроль его результата могут являться альтернативными или дополнять друг друга.

      1 Под процессом понимают действия, направленные на достижение материального результата.

      2 Продукция представляет собой материальный результат процесса.

      3 Понятия "процесс" и "продукция" соответствуют ГОСТ ISO 9000.

      5.1.1.2 При оказании услуг деятельность по метрологическому обеспечению ориентирована только на процесс, поскольку полезный эффект процесса не может быть отделен от него.

      Классификация по типу деятельности позволяет конкретизировать работы по метрологическому обеспечению объекта и ограничить возможный круг требований к ним.

      Настоящий стандарт распространяется только на услуги, при оказании которых выполняются измерения.

      5.1.2 Сфера деятельности

      Метрологическое обеспечение объектов существенно зависит от характера самого объекта, который, в свою очередь, в значительной мере определяется сферой деятельности и характером решаемых задач, а также требуемых процессов измерений.

      Примеры

      1 Испытания продукции в машиностроении

      2 Контроль состояния автотранспортных средств

      3 Геодезические измерения в строительстве

      Примечание — Примером могут служить сферы деятельности, определенные статьей 1, частью 3 Федерального закона [1] и определяющие характер объектов, на которые распространяется государственное регулирование обеспечения единства измерений. Данный перечень сфер деятельности не является закрытым для целей настоящего стандарта и может быть продлен за счет видов деятельности, не подлежащих государственному регулированию обеспечения единства измерений.

      Для каждой из сфер деятельности уже имеются и могут быть усовершенствованы специфические для неё приемы решения задач метрологического обеспечения. Наличие развитой и удобной для практики классификации метрологического обеспечения объектов по сферам деятельности может облегчить конкретизацию потребностей в метрологическом обеспечении и уточнить потребность и способы метрологического подтверждения пригодности элементов МОИ.

      Примечание — Под потребностью в метрологическом обеспечении объекта понимают суммарное количество процессов измерений, требующих метрологического обеспечения, которые необходимы для функционирования объекта управления с заданными показателями качества.

      5.1.3 Характер объекта

      По характеру объекта можно выделить метрологическое обеспечение следующих работ или услуг:

      — по испытанию оборудования, процессов, продукции;

      — по контролю условий, процессов, продукции;

      — по измерениям, испытаниям, контролю в процессе производства продукции или оказания услуг;

      — по измерениям, испытаниям, контролю в процессе эксплуатации продукции;

      — по измерениям, испытаниям, контролю в процессе ремонта технических устройств и систем;

      — по измерениям, испытаниям, контролю в процессе утилизации продукции.

      Характер объекта вместе со сферой деятельности определяют перечень задач по метрологическому обеспечению объекта, существующих приемов их решения и обусловливает набор элементов МОИ, а также состав критериев и методологию оценки уровня метрологического обеспечения объекта.

      Примечание — Под уровнем метрологического обеспечения объекта понимают качественную характеристику совокупности свойств метрологического обеспечения объекта, отражающую степень удовлетворения потребности в метрологическом обеспечении объекта (определяется в соответствии с процедурой оценки качества функционирования объекта).

      Источник

      Читайте также:  Измерение параметров электрических цепей метрология