Система менеджмента качества медицинской помощи

Система менеджмента качества медицинской помощи

Библиографическая ссылка на статью:
Гурова И.Е., Трофимова С.В. Актуальность разработки и внедрения системы менеджмента качества в учреждениях здравоохранения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81795 (дата обращения: 18.06.2021).

В современном мире технологического прогресса резко возрастает роль, как уровня качества жизни населения, так и качества потребляемой ими продукции и услуг. Благодаря этому с конца 90-х годов 20 века в обиход вошло такое понятие как всеобщей менеджмент качества, который базируется на международных стандартах ИСО 9000. Стоит отметить что, «настоящий стандарт представляет четко определенную систему менеджмента качества на основе структуры, которая объединяет установленные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы в отношении качества, чтобы оказать помощь организациям в реализации их целей» [1].

Основополагающим моментом является то, что система менеджмента качества стала включать в себя и экологическую составляющую, так как в процессе глобализации экологическая обстановка в мире ухудшается с огромной скоростью. Человеческое существование на прямую зависит от возобновляемости природных ресурсов, поэтому отражение данной составляющей в стандартах ИСО 9000 является актуальным.

В настоящее время растет количество медицинских учреждений разных форм собственности в Российской Федерации, предоставляющих различные виды медицинской помощи населению. Следовательно, рынок медицинских услуг РФ характеризуется конкуренцией. Укреплению своих позиций на рынке способствует повышение качества предоставляемых услуг, что позволяет улучшить здоровье граждан и как результат увеличить продолжительность жизни населения.

Предпосылками к созданию системы менеджмента качества выступают:

  1. Рост требований населения к получению качественной и высококвалифицированной медицинской помощи;
  2. Необходимость в совершенствование процесса управления, для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности;
  3. Снижение эффективности деятельности медицинских организаций;
  4. Потребность в изменении процесса контроля.

Классическая модель создание системы менеджмента качества в медицинской организации представляет собой процесс из 6 этапов:

  1. Решение о создании системы менеджмента качества в учреждении здравоохранении (определение целей, задач, а также способов их достижения);
  2. Анализ качества медицинской услуги и разработка модели системы менеджмента качества;
  3. Разработка необходимой документации;
  4. Внедрение системы менеджмента качества;
  5. Проведение внутреннего аудита;
  6. Сертификация системы менеджмента качества.

Деятельность медицинского учреждения должна быть выстроена в цепочку взаимосвязей. Основу должно составлять качество лечения и диагностика заболеваний, учитывая предшествующее состояние пациента и положительную динамику лечения. Важным моментом в системе менеджмента качества является отслеживание всех этапов и процедур, предвиденье и устранение последствий на ранних стадиях [2].

Таким образом, система менеджмента качества затрагивает все аспекты социальной сферы. Современный рынок медицинских услуг характеризуется ростом конкуренции медицинских организаций. Следовательно, главным показателям эффективного функционирования учреждения здравоохранения является качество предоставляемых медицинских услуг потребителям. Для того чтобы улучшать данный показатель и занимать лидирующие позиции на рынке медицинским организациям необходимо внедрять систему менеджмента качества.

Источник



Современные подходы к качеству медицинской помощи

Уровень здоровья населения – один из стратегических показателей развития государства. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) доказано, что улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения ведут к ускорению экономического развития государства, росту его валового национального продукта. Достичь указанных результатов, влияющих на прогрессивное развитие государства, невозможно без эффективной системы оказания качественной медицинской помощи гражданам.

На сегодняшний день в нашей стране развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации являются одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». За последнее десятилетие продолжительность жизни граждан Российской Федерации увеличилась более чем на 5 лет и продолжает расти. За 2015 г., по предварительным оценкам Росстата, продолжительность жизни составила 71,39 года (рост на 0,46 года по сравнению с 2014 г. – 70,93 года), у мужчин – 65,92 года (рост на 0,63 года, в 2014 г. – 65,29 лет), у женщин – 76,71 лет (рост на 0,22 лет, в 2014 г. – 76,49 лет). Качество и продолжительность жизни граждан напрямую зависят от качества и доступности медицинской помощи.

Понятие качества медицинской помощи включает в себя совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основные принципы охраны здоровья были заложены в 2011 г. Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым определены права граждан в сфере охраны здоровья, в том числе право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Также указанный закон определяет обязанности граждан заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры, обследование и лечение, а также проводить профилактику заболеваний. Для лиц, находящихся на лечении, установлена обязанность соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Статей 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается в том числе предоставлением мед цинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016г., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016г.», устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики. Порядки и правила оказания медицинской помощи утверждают унифицированные требования к условиям оказания медицинской помощи и являются лицензионными требованиями к субъектам ее оказания. Стандарты медицинской помощи и метод оплаты медицинской помощи по клиникостатистическим группам в свою очередь являются экономической составляющей для планирования в здравоохранении и расчета стоимости оказываемой медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования. Программой утверждены критерии качества и доступности медицинской помощи. Из указанного следует, что качество процесса оказания медицинской помощи и ее доступность непосредственно связаны с экономическими ресурсами, заложенными на их реализацию.

Проведенная модернизация здравоохранения позволила провести беспрецедентное техническое переоснащение медицинских учреждений. Актуализированы ранее утвержденные порядки оказания медицинской помощи и продолжается разработка новых.

В 2015 г. разработаны порядки по паллиативной и гериатрической помощи, по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. Разработаны и утверждены 1199 клинических рекомендаций (протоколов лечения) по основным классам заболеваний, охватывающих более 90% основных нозологических форм и более 6 тыс. моделей пациентов с учетом тяжести и особенностей течения заболевания.

Читайте также:  Сертификаты систем менеджмента качества исо 9001

В ближайшей перспективе национальные клинические рекомендации будут также содержать индикаторы качества оказания медицинской помощи, что позволит учитывать их при проведении ее экспертизы. В настоящее время данная работа активно ведется Министерством здравоохранения Российской Федерации и Росздравнадзором. Все эти реализованные мероприятия предоставляют руководителям лечебных учреждений и медицинскому сообществу достаточную базу для организации качественной медицинской помощи, и крайне важно, чтобы эта база использовалась эффективно.

Достижение указанной задачи, на наш взгляд, невозможно без применения ресурсосберегающих технологий в здравоохранении, к которым относятся:

  • обеспечение условий для круглосуточной загрузки и постоянного эффективного использования медицинского оборудования, в том числе дорогостоящего, а также специализированных дорогостоящих подразделений медицинских организаций, таких как операционные, отделения реанимации и интенсивной терапии, лаборатории, стерилизационные отделения и др.;
  • централизация системы закупок медицинской продукции для нужд медицинских учреждений и их структурных подразделений, в том числе с учетом возможности применения дженериковых препаратов, а также использование подходов фармакоэкономического анализа;
  • маршрутизация пациентов в зависимости от профиля и тяжести патологии;
  • оптимизация числа медицинских организаций всех форм собственности.

В целях совершенствования подходов к общему управлению качеством, в том числе в здравоохранении, в мире разработаны и внедряются различные системы менеджмента качества. При их анализе нами установлено, что сегодня JCI – это наиболее цитируемая программа (упоминется более чем в 91% публикаций), посвященных вопросам аккредитации. Системы аккредитации медицинских организаций работают практически во всех странах мира на добровольной (большинство) и обязательной основе.

Подходы к системе менеджмента качества медицинской помощи в здравоохранении Российской федерации на сегодняшний день представлены несколькими отраслевыми стандартами, в том числе:

  • ГОСТ Р 52623.1-2008 Национальный стандарт Российской Федерации «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования»;
  • ОСТ 91500.09.0001-1999 «Протоколы ведения больных. Общие требования»;
  • ОСТ ТО № 91500.01.0005-2001 «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»;
  • ОСТ ПКСЗ № 91500.01.0006-2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении»;
  • ОСТ 91500.01.0004-2000 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования».

Указанной базы, наряду с необязательностью ее исполнения, недостаточно для реализации эффективного подхода к системе организации внутреннего контроля медицинских организаций, в связи с чем важным направлением дальнейшего развития медицинской отрасли является внедрение в клиническую практику медицинских организаций процедуры внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, основанной на стандартизованных подходах к ее проведению. Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их обязательного и добровольного многократного ипользования, направленная на достижение упорядоченности в сфере оказания медицинской помощи.

Стандартизации в здравоохранении подлежат структура, процесс и результат. В целях создания условий для систематизации процесса организации оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации Минздравом России утвержден приказ от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», в котором приводится перечень заболеваний и состояний, при которых применяются критерии (в том числе новообразования, болезни эндокринной и нервной системы, крови, кроветворных органов, органов дыхания, беременность, роды, послеродовой период и др.), а также определены критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также в стационарных условиях и условиях дневного стационара. К таким критериям относятся в том числе ведение медицинской документации, первичный осмотр пациента, сроки оказания медицинской помощи, установление предварительного диагноза, формирование плана обследования пациента и т.д.

Важным разделом в дальнейшей процедуре стандартизации является унификация ряда процессов непосредственно в медицинских организациях. Это касается таких направлений в их деятельности, как система управления персоналом; идентификация личности пациентов; эпидемиологическая безопасность (профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи); лекарственная безопасность; контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий; организация экстренной и неотложной помощи в стационаре; преемственность медицинской помощи; профилактика рисков, связанных с оперативными вмешательствами, переливанием донорской крови и ее компонентов; организация ухода за пациентами, профилактика пролежней и падений; организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины и клинических рекомендаций. Росздравнадзор на основании изучения международного и отечественного опыта и с учетом требований действующего законодательства Российского законодательства разработал практические рекомендации по внедрению в медицинских организациях системы менеджмента качества «Предложения по совершенствованию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационар)», что позволит стандартизировать процессы оказания помощи в стационарных медицинских организациях на всей территории страны. Начато их пилотное внедрение в медицинских организациях субъектов Российской Федерации. Более подробная информация об указанных Предложениях опубликована в журнале «Вестник Росздравнадзора» (№ 2, 2016). Также важными направлениями в обеспечении соблюдения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь являются государственный контроль качества и безопас- ности медицинской деятельности, положение о котором утверждено Постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152, и комплекс мер административно-правового принуждения, применяемый в сфере государственного контроля и надзора органами исполнительной власти к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Последнее включает в себя собственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В зависимости от конкретного основания и целевой направленности, а также специфики вызываемых неблагоприятных последствий в структуре пресекательно-наказательного комплекса административно-принудительных мер, применяемых контрольно-надзорными органами исполнительной власти, логично было бы выделить следующие виды однородных мер:

1. Обеспечительные пресекательно-наказательные – меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

2. Меры административной ответственности – назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

3. Ретроспективные наказательные меры – меры по предупреждению причин и условий совершения административных правонарушений: вынесение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.

В заключение хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в постоянно изменяющихся условиях устойчивого тренда развития отечественной системы здравоохранения стандартизация организации оказания медицинской помощи крайне необходима и должна затрагивать как требования к условиям оказания медицинской помощи, оплате медицинских услуг, так и процессов и ресурсов внутри медицинских организаций, а также иметь пациентоориентированную направленность, что требует пристального внимания на всех уровнях организации управленческого и лечебного процесса.

Источник

Система менеджмента качества медицинской помощи

ГОСТ Р 53092-2008

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения

Quality management systems. Guidelines for process improvements in health service organizations

Дата введения 2010-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "Медитест" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 436 "Управление качеством медицинских изделий"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту IWA 1:2005* "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения" (IWA 1:2005 "Quality management systems — Guidelines for process improvements in health service organizations", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальный и межгосударственный стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Читайте также:  Менеджмент качества предприятия курсовая работа

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Однако для быстрого реагирования на требования рынка ИСО предусмотрела возможность подготовки документов экспертными группами. Эти документы публикуются в виде соглашений международных экспертных групп.

Предложение о создании экспертной группы может исходить из любого источника и подлежит утверждению отделом технического менеджмента ИСО, который назначает комитет — член ИСО для оказания помощи экспертной группе. Соглашение международной экспертной группы утверждается ее участниками по достижении консенсуса. Это соглашение не должно противоречить действующим стандартам ИСО или МЭК.

Целью настоящего стандарта является использование предложений международной экспертной группы по разработке или усовершенствованию систем менеджмента качества учреждений здравоохранения, что позволяет осуществлять непрерывное улучшение работы данных учреждений, предотвращать ошибки или нежелательные события, уменьшать непроизводительные расходы, а также вносить вклад в достижение удовлетворенности потребителей услуг данных учреждений и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт включает в себя многие положения [1]. Каждый раздел настоящего стандарта связан с соответствующей частью [1], а также включает в себя все требования [2], что позволяет добиться наибольшей совместимости международных стандартов [1], [2] и настоящего стандарта и созданной на их основе системы менеджмента качества.

Настоящий стандарт основан на применении процессного подхода к разработке, внедрению и улучшению систем менеджмента качества в учреждениях здравоохранения, что обеспечивает непрерывность менеджмента качества.

Текст настоящего стандарта, заключенный в рамки, представляет собой цитаты из [2]; текст, находящийся за пределами рамок и набранный прямым шрифтом, взят из [1]. Цитируемые стандарты [1] и [2] содержат общие рекомендации по разработке, внедрению и применению систем менеджмента качества для всех отраслей промышленности. Текст, находящийся за пределами рамок и набранный курсивом, представляет собой дополнения, внесенные AIAG (Automotive Industry Action Group), ASQ (American Society for Quality) или международной экспертной группой, разработавшими настоящие рекомендации непосредственно для учреждений здравоохранения. Следовательно, текст, набранный курсивом, предназначен исключительно для учреждений здравоохранения, в то время как остальной текст — для всех отраслей промышленности, включая медицинскую промышленность.

Каждый раздел настоящего стандарта содержит также вопросы, на которые следует ответить, так как они важны для разработки, внедрения и применения систем менеджмента качества в учреждениях здравоохранения, и примеры по внедрению настоящих рекомендаций в системы менеджмента качества учреждений здравоохранения.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации, дополняющие требования [2], и включает в себя рассмотрение вопросов результативности и эффективности системы менеджмента качества учреждения здравоохранения, а следовательно, потенциала по улучшению деятельности данного учреждения. По сравнению с [2] расширены цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции; эти цели включают в себя также удовлетворенность всех заинтересованных сторон и улучшение деятельности учреждений здравоохранения.

Требования настоящего стандарта распространяются на процессы учреждения здравоохранения, и, таким образом, принципы менеджмента качества, положенные в основу настоящего стандарта, могут быть распространены на учреждение здравоохранения в целом. Основное внимание в настоящем стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения деятельности, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации, но не предназначен для сертификации, использования в контрактах и нормативных документах или в качестве руководства по внедрению [2].

1.1 Область применения. Дополнение для учреждений здравоохранения*

* Наименование пункта 1.1 в оригинале выделено курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.


Настоящий стандарт содержит дополнительные рекомендации для учреждений здравоохранения (см. 3.1.8), участвующих в менеджменте и поставках медицинской продукции (услуг), включая подготовку и/или изучение потребителей независимо от вида, объема и содержания предоставляемой продукции (услуг).

Примечание — Информация для организаций, занимающихся изготовлением и поставками медицинских изделий и лабораторного оборудования, приведена в [3] и [4]. Информация, полезная для медицинских (клинических) лабораторий, приведена в [5]. Другие организации, например изготовители/дистрибьюторы лекарственных средств, медицинских принадлежностей, должны соответствовать другим критериям, установленным в нормативных документах. Настоящий стандарт можно рассматривать как не обязательный к применению дополнительный документ для учреждений здравоохранения, которые захотели бы использовать его рекомендации.

Определения терминов, таких как пациент/клиент, основные, дополнительные и специализированные медицинские услуги, могут нести разную смысловую нагрузку в учреждениях здравоохранения разных регионов. Процессы, действующие в конкретном учреждении здравоохранения для обеспечения указанных видов медицинских услуг, рекомендуется включать в систему менеджмента качества данного учреждения. Рекомендации и методические указания настоящего стандарта применяют ко всем структурным подразделениям учреждения здравоохранения, деятельность которых может влиять на качество предоставляемой продукции (услуг), включая дополнительные услуги.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения):

ISO 9000:2005, Quality management systems — Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

Заменен на ISO 9000:2015.

ISO 19011:2002 Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента)

Заменен на ISO 19011:2018.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 9000. Приведенные ниже термины, используемые в [1] для описания цепи поставок, были изменены для отражения действующей в настоящее время терминологии: поставщикорганизацияпотребитель (заинтересованные стороны).

В тексте настоящего стандарта термин "продукт" может означать также "услуга".

3.1 Термины и определения. Дополнение*

* Наименование пункта 3.1 в оригинале выделено курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.

Для целей настоящего стандарта применяют определения по ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Однако если встречаются термины, определения которых отличаются от приведенных в ИСО 9000, то следует использовать определения, приведенные в соответствии с настоящим стандартом:

3.1.1 нежелательное событие (adverse event): Любое событие, несовместимое с желательной, нормальной или обычной деятельностью учреждения здравоохранения. Как правило, это событие регистрируют и составляют отчет об инциденте. Такое событие может быть также названо "сигнальным", то есть требующим немедленных корректирующих действий. Если нежелательное событие является результатом ошибки (невыполнение запланированных действий или использование неправильных планов, разработанных для достижения цели), то его можно рассматривать как предупреждающее нежелательное событие, например:

— травма или смерть, несчастный случай, произошедший с пациентом/клиентом, персоналом или третьей стороной;

— несоответствующие действия с лекарственными средствами (несвоевременный прием, неправильная дозировка, несоответствующий пациент/клиент, несоответствующее лекарственное средство);

— непредвиденные результаты лечения или проведения лечебной процедуры;

— посторонние предметы, непреднамеренно оставленные в теле пациента/клиента;

— непредвиденные неврологические расстройства (не наблюдавшиеся при поступлении в учреждение здравоохранения);

— ошибочная идентификация пациента/клиента;

— инфекции и/или заболевания, приобретенные в учреждении здравоохранения (так называемые внутрибольничные инфекции и заболевания);

— ошибочное хирургическое вмешательство;

— несрабатывание или неправильное срабатывание оборудования с причинением или без причинения травмы пациенту/клиенту/персоналу.

3.1.2 протокол ведения пациента (care plan): Документирование результатов общего осмотра, предварительного диагноза, назначенного лечения, данных мониторинга и результатов обследования пациента/клиента, включающее в себя медикаментозное лечение, лечебные процедуры, диагностические тесты/исследования и дополнительные услуги, предписанные в контексте лечения пациента/клиента (см. 3.1.11).

3.1.3 потребитель (customer): Организация, лицо или популяция, получающая продукцию (услугу) (см. ИСО 9000, пункт 3.3.5) (примерами терминов, относящихся к потребителям медицинских услуг или описывающих данных потребителей, могут быть объект предоставления услуг, семья, группа лиц, конкретная популяция).

1 Термин "потребитель" в рамках настоящего стандарта включает в себя другие термины, в том числе термины "пациент", то есть лицо, являющееся объектом оказания медицинской помощи, и "клиент", то есть лицо, пользующееся услугами профессионалов.

2 В настоящем стандарте под термином "пациент/клиент" понимают основного потребителя медицинских услуг.

3 Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к учреждению здравоохранения и представлять собой пациента/клиента, семью пациента/клиента, врача пациента/клиента, другого медицинского работника, сообщество, нанимателя, плательщика, например, страховую компанию, руководителя третьей стороны или представителей уполномоченного органа здравоохранения. Потребителя и поставщика определяют по их деловым взаимоотношениям, например, потребитель может стать поставщиком при изменении данных взаимоотношений.

Читайте также:  Становление и развитие системы менеджмента качества

3.1.4 выписка пациента (discharge): Оставление пациентом учреждения здравоохранения или его перевод в другое отделение данного учреждения (другое учреждение здравоохранения) по завершении текущего лечения.

Примечание — Выписка пациента не исключает рекомендаций по его дальнейшему лечению на другом уровне или продолжению лечения в том же либо другом учреждении здравоохранения по направлению врача или в результате перевода.

3.1.5 защита от ошибок (error-proofing): Применение особенностей процессов жизненного цикла или конструкции медицинского изделия для предотвращения приемки или дальнейшего использования несоответствующей продукции (см. 3.1.14).

3.1.6 медицинские услуги (health service): Все виды услуг (см. 3.1.18), предоставляемые для осмотра, диагностики, обследования, лечения, диспансеризации, профилактики заболеваний и реабилитации.

3.1.7 взаимодействие в области здравоохранения (health service transaction): Любые деловые взаимоотношения между заинтересованными в медицинских услугах сторонами, например передача и документирование услуг либо предоставление и получение лечения или услуг.

3.1.8 учреждение здравоохранения (health service organization): Организация, предоставляющая медицинские услуги.

3.1.9 измерительная система (measurement system): Совокупность операций, процедур, средств измерений и другого оборудования, а также программных средств и персонала, используемых для определения числовых значений измеренных характеристик.

Примечание — Измерительная система включает в себя весь процесс получения результатов измерений.

3.1.10 количественный показатель (metric): Результат измерения(й), определяющий числовое значение воздействия конкретного(ых) фактора(ов).

Примечание — Обычно это измерение, проводимое в течение конкретного промежутка времени, с целью обеспечения рекомендациями по менеджменту улучшения процесса.

3.1.11 пациент/клиент (patient/client): (см. 3.1.3, примечание 1).

Примечание — Любой пациент/клиент является потребителем, но не любой потребитель является пациентом/клиентом. Пациент/клиент обязательно идентифицируется номером карты пациента или другими способами.

Источник

Менеджмент в здравоохранении: регулирование, организация, практика

Менеджмент в здравоохранении: регулирование, организация, практика

Медицина — область, которая постоянно и молниеносно трансформируется. Медицинское сообщество, хоть и стремится к консолидации, пока ещё не достигло её в необходимом объёме. Эта совокупность факторов привела к сложившемуся дефициту отвечающих потребностям времени управленческих компетенций у организаторов здравоохранения.

(Совместно с Национальной Ассоциацией организаций и управления сферы здравоохранения)

Медицина — область, которая постоянно и молниеносно трансформируется. Медицинское сообщество, хоть и стремится к консолидации, пока ещё не достигло её в необходимом объёме. Эта совокупность факторов привела к сложившемуся дефициту отвечающих потребностям времени управленческих компетенций у организаторов здравоохранения.

Особенности программы:
Это практическая учебная программа, включающая структурированное изложение и анализ ключевых актуальных тенденций и подходов к управлению здравоохранением в разрезе сегодняшнего контекста.

В рамках программы предусмотрен формат привлечения к обучающим мероприятиям передовых экспертов: известных врачей и академиков, сильнейших руководителей частных и государственных клиник, общественных и политических деятелей, инвесторов медицинской отрасли.

Цель программы:
Приобретение слушателями знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления организациями и системами в сфере охраны здоровья граждан в соответствиями с современным общественным запросом.

Задачи программы:

  1. Повышение эффективности охраны здоровья граждан, а также совершенствование системы здравоохранения на основе использования современных наукоемких технологий и инноваций, полученных знаний и опыта, развития управленческого опыта.
  2. Профессиональное развитие членов медицинского сообщества через расширение и углубление знаний, знакомство с современными достижениями в области медицинского менеджмента.
  3. Повышение качества и доступности медицинской помощи населению через обучение эффективным и отвечающим наиболее актуальным современным управленческим практикам с ориентацией на результат.

Целевая аудитория: главные врачи, руководители подразделений медицинских учреждений, заведующие отделениями, менеджеры здравоохранения, собственники медицинского бизнеса

Научный руководитель программы: Муслимов Муслим Ильясович — кандидат медицинских наук, член Генерального совета, председатель комитета по медицинским услугам Общероссийской общественной организации «Деловой России»; председатель Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения — образовательной дискуссионной площадки для начинающих управленцев-медиков; основатель сети многофункциональных медицинских центров «Клиника №1», Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской федерации, практикующий врач-хирург.

Структура программы:

  1. Здравоохранение в XXI-м веке. Специфика медицинского бизнеса. Клиническое и стратегическое мышление руководителя.
  2. История бизнеса в сфере медицины 1990г. — наст время. Государственное и частное здравоохранение.
  3. Ключевые игроки рынка медицинских услуг.
  4. Аспекты конкуренции и тенденции ее развития.
  5. Организация и управление здравоохранением России. Актуальные проблемы
  6. Основные требования к управлению качеством медицинской организацией.
  7. Взаимодействие медицинской организации с территориальным фондом и страховой медицинской организацией (ОМС).
  8. Особенности работы со страховыми компаниями (ДМС).
  9. Принципы, технологии и инструменты работы с органами госвласти на федеральном и региональном уровнях.
  10. Организация и управление здравоохранением России. Актуальные проблемы.
  11. Медицинская аналитика и Big Data в лоббистской деятельности.
  12. Законотворческая деятельность. Инициативы негосударственного сектора здравоохранения.
  13. Построение коммуникаций между медицинским бизнесом и органами госвласти. Искусство GR-переговоров.
  14. Цифровая медицина и единый цифровой контур здравоохранения.
  15. Меры по стимулированию разработки и внедрения в систему здравоохранения новых медицинских технологий.
  16. Централизованные и децентрализованные сети, моно- и многопрофильные медицинские сети. Масштаб централизации и ответственность руководящего звена за прибыль.
  17. Стратегия, структура и инструменты в организации здравоохранения.
  18. ISO и JCI. Возможности и перспективы применения международных стандартов в управлении медицинской организацией.
  19. НМО и необходимость повышения образования у сотрудников и руководителей медицинских организаций.
  20. Рынок медицинских услуг в свете действующего законодательства РФ.
  21. Пациентоцентричность и пациентоориентированность.
  22. Искусственный интеллект в управлении современной клиникой.
  23. Проект Международного медицинского кластера на территории ИЦ Сколково.

Преподавательский состав программы:

  • Богомолов Павел Олегович — первый заместитель генерального директора ГК «Мать и дитя», председатель совета директоров ГК «ОМС».
  • Брескина Татьяна Николаевна — доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ДПО РМАНПО, эксперт по сертификации систем менеджмента качества (ISO 9001) Регистра ГОСТ Р, эксперт Премий Правительства РФ в области качества, Асессор EFQM, аудитор RR по системам Бережливого производства.
  • Гераскин Владимир Юрьевич — исполнительный директор практики здравоохранения PwC Russia.
  • Жулёв Юрий Александрович — президент общества больных гемофилией, сопредседатель всероссийского союза общественных объединений пациентов, член комиссии при Президента РФ по делам инвалидов.
  • Кайбелов Олег Александрович — управляющий партнер сети клиник «ABCМедицина».
  • Линденбратен Александр Леонидович — доктор медицинских наук, профессор, руководитель научного направления и главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А.Семашко».
  • Омельяновский Виталий Владимирович — доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор ФГБУ «Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, клинический фармаколог.
  • Петиченко Алина Владимировна — эксперт Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения, генеральный директор и владелец группы компаний «ММКС».
  • Плисс Михаил Александрович — заместитель директора по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ.
  • Прохоренко Николай Фёдорович — кандидат экономических наук, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, генеральный директор Высшей школы организации и управления здравоохранением.
  • Соломахина Анна Олеговна – кандидат медицинских наук, МВА, сопредседатель Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения, основатель и генеральный директор Школы медицинского бизнеса, бизнес консультант по управлению.
  • Туголуков Евгений Александрович — акционер АО «МЕДСКАН», акционер компании-инвестора проекта Международного медицинского кластера в Сколково (клиника Hadassah Medical — единственный в России филиал израильского госпиталя Hadassah).
  • Тузов Кирилл Константинович — директор направления политических и специальных проектов Baikal Communications Group.
  • Хайруллин Ильдар Индусович — кандидат медицинских наук, генеральный директор Фонда международного медицинского кластера.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: среда, четверг, пятница (с 9:00 до 17:20)

Формат занятий: интерактивные лекции, практикумы (упражнения, тесты и переговорные симуляции), тренинги, кейсы, самостоятельная подготовка, доступ к материалам онлайн.

Период проведения программы: 29 сентября — 1 октября 2021.

Объем программы: 30 акад. часов (1 ак.ч.=40 мин.).

Стоимость обучения: 84 000 р. Стоимость образовательных услуг НДС не облагается.

По завершении обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации МГИМО.

Источник