Сертификация во внешнеэкономической деятельности
По данным Федеральной таможенной службы уже в первый месяц текущего года импорт России составил 16,8 млрд. долларов США. Из них 89,4% приходится на долю стран дальнего зарубежья.
Обеспечивая соблюдение норм Федерального Закона РФ «О техническом регулировании» № 184‑ФЗ, свободный ввоз и выпуск на Российский рынок товаров, в том числе из дальнего зарубежья, возможен после их сертификации и получения соответствующих обязательных разрешительных документов: Сертификата соответствия или Декларации о соответствии требованиям технических регламентов евразийского Таможенного союза или РФ.
Перечень импортных товаров подлежащих обязательной процедуре сертификации или декларирования
Список товаров, подлежащих сертификации в виде подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, действующих на территории стран-участниц ЕАЭС, в том числе России, достаточно велик.
Для получения оперативной информации о необходимости проведения обязательного подтверждения соответствия конкретной продукции, поступающей на внутренний рынок стран-участниц ЕАЭС, разработан Консолидированный информационный Перечень, в котором учтены положения всех действующих технических регламентов евразийского Таможенного союза и техрегламентов Российской Федерации.
В свою очередь каждый технический регламент ТР ТС/ЕАЭС даёт в своих Приложениях подконтрольный Перечень продукции, подлежащей обязательной оценке на соответствие настоящему техрегламенту в форме:
— декларирования соответствия,
— обязательной сертификации,
— или государственной регистрации.
Перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в рамках Российской Федерации можно найти в актуализированном Постановлении Правительства РФ № 982.
Решающую роль идентификации импортного товара с целью определения формы сертификации и нужного для него разрешительного документа является код ТН ВЭД ТС (ЕАЭС).
Определить код ТН ВЭД по бытовому наименованию импортируемого товара Вам помогу сотрудники нашего аккредитованного Центра сертификации Компании ООО «Апсерт». Бесплатная консультация по телефону: 8 (800) 350-55-68
Разница между Декларацией и Сертификатом на импортные товары
Зарегистрированная в установленном порядке Декларация о соответствии и обязательный Сертификат соответствия являются юридически равноценными разрешительными документами.
Разница лишь в формате составления этих документов, нюансах оформления и степени распределения ответственности (между Заявителем и органом по сертификации) за информацию, указанную в готовом документе.
Разница между процедурами сертификации и декларирования импорта
Существенной разницы между процедурами названных обязательных форм подтверждения соответствия нет. Во всех случаях надо:
— обязательно получать Протоколы испытаний (организовывать лабораторные испытания образцов продукции на соответствие требованиям техрегламентов ТР ТС)
— регистрировать документ в Едином реестре;
— после успешной регистрации документа о соответствии маркировать подтверждённую продукцию Знаком обращения «ЕАС».
Но, есть и ряд отличий между этими формами сертификации:
Отличительный признак | Декларирование | Сертификация |
Кто осуществляет процедуру | Заявитель (самостоятельно или при участии аккредитованного органа по сертификации) | Аккредитованный орган по сертификации |
Название оформляемого разрешительного документа | Декларация о соответствии | Сертификат соответствия |
Формат документа | Оформляется в электронном виде за электронной подписью Заявителя и/или распечатывается на обычном листе белой бумаги формата А4 | Оформляется на пронумерованном защищённом типографском бланке жёлтого цвета единого образца |
Обозначение схем сертификации | Литер «Д» | Литер «С» |
Срок действия документа | Указывается в обязательном порядке | Для отдельной партии товара может не устанавливаться |
В каком Реестре регистрируется документ? | Единый реестр зарегистрированных Деклараций о соответствии | Единый реестр выданных Сертификатов соответствия |
Напомним, что после сбора всех предусмотренных схемой декларирования доказательств, Декларацию ТР ТС Заявитель может зарегистрировать самостоятельно через электронный сервис Росаккредитации.
Получить же Сертификат ТР ТС/ЕАЭС можно только через аккредитованную организацию по сертификации, например, нашу Компанию ООО «Апсерт».
Есть ли особенности сертификации импортного оборудования?
Главным отличием сертификации/декларирования любого импорта из дальнего зарубежья (в частности машин и оборудования), в том, что Заявителем товара может быть только резидент Таможенного союза.
Иными словами, заявлять импортную продукцию на сертификацию может организация или предприниматель, имеющие официальную регистрацию своей деятельности (в форме юридического лица или ИП) на территории России или одной из стран евразийского Таможенного союза.
Поэтому, получить российский/евразийский разрешительный документ на товар, произведённый в странах дальнего зарубежья, может:
- отечественный импортёр (продавец);
- или полномочный представитель зарубежного изготовителя (юридическое лицо или ИП), зарегистрированный на территории РФ или ТС ЕАЭС
При этом вся ответственность за безопасность и качество выпускаемого импорта ложится не на иностранного изготовителя, а на представляющего его интересы отечественного Заявителя.
СКАЧАТЬ форму Договор уполномоченного лица на выполнение функций иностранного изготовителя
Как выбрать нужную схему сертификации?
Формы и схемы подтверждения соответствия конкретного вида продукции, на которую распространяется соответствующий технический регламент, содержатся в данном техрегламенте.
Эксперты по сертификации Компании ООО «Апсерт» рады помочь своим клиентам в выборе оптимальной схемы подтверждения соответствия интересующего вида и объёма импортного товара в ходе бесплатной телефонной консультации.
Стоимость и сроки сертификации зарубежной продукции
Стоимость получения Протоколов испытаний и основных документов соответствия зависит от категории товара, объёма выпускаемой продукции (серийный выпуск или отдельная партия).
Финишная цена оформления Сертификата ТР ТС на импорт рассчитывается в индивидуальном порядке и сообщается лично Заявителю.
Вся процедура сертификации (с момента подачи Заявки на сертификацию импорта и ввоза образцов для испытаний, до момента выдачи готового Сертификата) длиться около месяца.
Какие документы необходимо предоставить импортеру
- Заявка на сертификацию импортной продукции в аккредитованный орган по сертификации, например, нашу Компанию
- Реквизиты Заявителя
- Свидетельства о регистрации Заявителя (ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ/ИП)
- Сведения об изготовителе товара
- Наименование продукции, описание
- Идентификационный кон товара ТН ВЭД ТС (ЕАЭС)
- Нормативно-техническая документация на товар
- Сертификат происхождения (при необходимости)
- Таможенная Декларация на ввоз образцов
- Протоколы испытаний образцов
- Эксплуатационные документы
- Сопроводительные документы, инвойс или счёт-фактура
- Контракт на поставку
- Дополнительная документация – по требованию эксперта-куратора по сертификации
Этапы и правила процедуры сертификации импортной продукции
- Заявка на сертификацию
- Оформление Договора (или Письма) с аккредитованным органом по сертификации, подтверждающего необходимость ввоза через таможню образцов продукции для проведения сертификационных испытаний (с указанием веса и объёма ввозимых образцов)
- Доставка (ввоз) образцов на территорию России
- Доставка образцов в аккредитованную испытательную лабораторию
- Проведение испытаний
- Оформление протоколов испытаний
- Рассмотрение органом по сертификации Протоколов и других сопутствующих документов на товар, предоставленных Заявителем
- В случае положительных результатов проверки, оформление и регистрация Сертификата/Декларации ТР ТС/ЕАЭС в Едином реестре
- Выдача Сертификата/Декларации о соответствии Заявителю
- Маркировка каждой единицы товара (товарной этикетки) Знаком соответствия «ЕАС»
- Ввоз на реализацию основного объёма заявленной, промаркированной в установленном законодательствам ТС/РФ порядке, импортной продукции (в сопровождении разрешительного Сертификата/Декларации ТР ТС)
Правила ввоза образцов через Российскую таможню установлены Приложением к решению Коллегии ЕЭК № 294 (от 25.12.2012 г.) «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»
Источник
Сертификация товара для таможенного оформления
Таможенная сертификация импортируемых товаров относится к мерам технического регулирования, а сами сертификаты входят в состав документов, которые обязательно проверяет таможня.
То, какие именно сертификаты понадобятся при таможенном оформлении, зависит от вида импортируемого товара. Каждому коду ТН ВЭД соответствуют определенные требования к документации, поэтому на первом этапе выполняют классификацию по товарной номенклатуре. Далее можно определять, какие именно документы нужны для таможенного оформления. Информация об этом приводится в технических регламентах Таможенного Союза, перечнях продукции, которая подлежит обязательной государственной регистрации, обязательному декларированию или сертификации по стандартам ГОСТ Р. Так как требования по сертификации прямо связаны с кодом ТН ВЭД, таможня может передать информацию о них импортеру после классификации товара по товарной номенклатуре.
Виды сертификатов
Сертификат происхождения товара. Позволяет определить, в какой стране был изготовлен товар. Это может влиять на размер таможенных пошлин, на предоставление льгот. Документ нужен при импорте из стран, которым Российская Федерация предоставляет таможенные преференции (позволяет получить льготы), при импорте из стран с квотированным или ограниченным иным способом товарооборотом, в случае если происхождение груза неизвестно. Подтверждать происхождение товаров не нужно при их импорте физическими лицами для личного использования, при общей таможенной стоимости партии до 20 тыс. руб. и в случае, если груз был освобожден от уплаты пошлин и налогов.
Сертификат соответствия. Подтверждает соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р либо технических регламентов ЕАЭС. Нужен только для некоторых товаров. При его оформлении лаборатория или центр тестирования выполняет специальные испытания, выдает заключение по их результатам. Есть несколько схем оформления сертификатов (с разной организацией тестов, для партий или для серий продукции, с контролем производства и без него), но в целом порядок сертификации является общим. Он предполагает подачу заявления и документации в орган контроля, рассмотрение им документов, организацию испытаний, тестов, оформление сертификата. Срок действия документа ограничен и не превышает трех лет.
Декларация соответствия. Декларирование схоже с сертификацией. При оформлении декларации подтверждают, что продукция соответствует установленным нормативам. Отличие в порядке оформления, в формах документов. Декларация оформляется на основании протокола испытаний, могут требоваться дополнительные документы. Декларации регистрируют в аккредитованных центрах с присвоением регистрационного номера.
Документы санитарно-эпидемиологического контроля. Для некоторых видов продукции может требоваться оформление гигиенического, карантинного, ветеринарного, фитосанитарного сертификата, прохождение дополнительного контроля. Для ряда имеющих растительное или животное происхождение товаров оформляют карантинный сертификат, который подтверждает отсутствие заболеваний, безопасность груза. Проверку выполняют пункты фитосанитарного и ветеринарного контроля, и они же выдают разрешительные документы. Ветеринарные сертификаты оформляют по результатам санитарно-эпидемиологического контроля. Они нужны при импорте живых животных, кормов для них, продуктов животного происхождения. Оформление гигиенических сертификатов требует проведения экспертизы и испытаний, оценки сопровождающих документов. Для некоторых видов товаров оформление гигиенического сертификата является обязательным при сертификации по ГОСТ Р.
Отказное письмо. Его оформляют в аттестованном сертифицирующем органе, если для товара не нужна декларация или сертификат соответствия. Документ можно получить, если есть трудности с однозначной классификацией по ТН ВЭД или ОКП. В этом случае может быть неясно, необходимо ли сертифицировать продукцию. При таможенном оформлении отказное письмо должно быть составлено для таможни. В нем дополнительно указывают информацию о контракте, в рамках которого выполняется ввоз товара.
Схемы сертификации при импорте
При импорте на территорию ЕАЭС могут использоваться схемы сертификации трех групп:
- для товаров, сертификация которых проводится по техническим регламентам ЕАЭС;
- для товаров, который должны обязательно сертифицироваться по национальным требованиям ГОСТ Р;
- для товаров, в отношении которых действуют национальные технические регламенты.
Схемы являются номерными и различаются по следующим параметрам:
- объект испытания: тесты могут проводиться для образцов продукции, единичных изделий, проектов, типов продукции. Возможен анализ технической или разрешительной документации;
- исполнитель испытания: это может быть аккредитованная лаборатория, заявитель или производитель при обязательном участии контролирующего органа. По результатам процедуры именно он оформит отказное письмо, сертификат или декларацию соответствия;
- оценка производства. Может предполагать его сертификацию, оценку его состояния, сертификацию системы менеджмента качества, осуществление производственного контроля.
Техническое регулирование не предполагает использования единых схем сертификации. Требования к схеме, порядку оформления сертификатов прописываются в техническом регламенте для конкретной продукции. Для успешного таможенного оформления импортируемой продукции нужно правильно определить перечень испытаний и разрешительных документов, выбрать подходящую схему сертификации. Компания «СТТ Логистика» обеспечивает сертификацию и лицензирование товаров при их таможенном оформлении. Также мы осуществляем международные перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
Источник
Сертификация импортной продукции
В России сертификация импортной продукции проводится в соответствии с установленными схемами сертификации в рамках национального законодательства (например, по ПП РФ 982) и/или в рамках техрегламентов таможенного союза и/или техрегламентов ЕАЭС.
Импортер, который намерен ввезти на территорию России зарубежную продукцию код ТН ВЭД самостоятельно, по решению таможенного органа или с помощью логистической компании для дальнейшего процесса таможенного оформления. Именно в соответствии с принятым кодом ТН ВЭД необходимо оформлять тот или иной разрешительный документ на продукцию для таможенной очистки и дальнейшего использования ввезенной продукции. Логистические компании и таможенные органы используют специальное программное обеспечение, которое по указанному коду ТН ВЭД продукции, определяет перечень необходимых сертификатов, деклараций, свидетельств о госрегистрации и пр.
Но, при таком подходе нередко бывают спорные ситуации, когда продукция не требует подтверждения соответствия установленным требованиям, а таможенные органы и логистические компании, опираясь на программное обеспечение, требуют от декларантов разрешительную документацию и, при этом, таможенные органы вправе игнорировать официальные письма от аккредитованных Органов по сертификации с разъяснениями по поводу обязательности подтверждения соответствия продукции утвержденным требованиям.
Варианты сертификации импортной продукции
Первый вариант предусматривает получение требуемого документа на российскую компанию, которая импортирует продукцию. В таком случае в документе, подтверждающем безопасность ввозимой продукции, в соответствии со схемой сертификации, указывается компания-получатель, зарубежный производитель, а также данные внешнеэкономического контракта или инвойса, по которому импортируется товар.
Вторым вариантом является оформление сертификата соответствия на уполномоченное иностранным изготовителем лицо, что является наиболее распространенным видом подтверждения соответствия импортируемых товаров. Этот вариант удобен тем, что в этом случае нет привязки к внешнеэкономическому контракту на поставку продукции, а также к импортеру (например, если ввозить товар планируют сразу несколько компаний).
Кроме того, второй вариант позволяет возложить ответственность за соблюдение требований безопасности на уполномоченное лицо изготовителя, а не на конечного покупателя/эксплуатанта.
При ввозе и реализации импортной продукции, заявителем на территории ТС могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в странах-участницах таможенного Союза.
Так как иностранный изготовитель и его представительства без организации юридического лица не являются резидентами на таможенной территории, то не допускается, чтобы они выступали в качестве Заявителя при оформлении деклараций соответствия ТР ТС/ЕАЭС и/или сертификатов соответствия ТР ТС/ЕАЭС. Ответственность за поставки продукции и ее безопасность несет Заявитель.
В Технических Регламентах и других документах ЕЭК предусмотрено, что иностранные изготовители и их уполномоченные лица должны оформить между собой договор уполномоченного лица на выполнение функций иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза/ЕАЭС.
При оформлении разрешительных документов Орган по сертификации обязан проверить наличие такого договора у Заявителя.
Скачать договор уполномоченного лица
Обычно используются такие формулировки в договоре уполномоченного лица:
«Изготовитель» поручает, а «Уполномоченное изготовителем лицо» принимает на себя обязательства от имени «Изготовителя» выполнять на территории Таможенного союза функции данного иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия, поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза».
Т.е. уполномоченное изготовителем лицо на территории Таможенного Союза, которое выступает Заявителем, обращается в аккредитованные Органы по сертификации для прохождения процедуры подтверждения соответствия и оформляет необходимые документы для ввоза и дальнейшей реализации продукции в Таможенном Союзе, а также принимает меры для приостановки поставок при поступлении рекламаций. Заявитель, контактные данные которого присутствуют в реестре принятых деклараций соответствия и выданных сертификатов соответствия, как правило, кроме заявлений при сертификации и декларировании продукции, подписывает и акты отбора образцов, приема-передачи, списания и отвечает на запросы потребителей продукции, таможенных, налоговых, судебных и других проверяющих организаций.
Если в результате недобросовестных действий Заявителя или изготовителя будет выявлено несоответствие продукции, заявленным обязательным требованиям безопасности или нанесен ущерб окружающей среде и здоровью потребителей, то именно уполномоченное изготовителем лицо несет ответственность в рамках законодательства стран-участниц таможенного союза в виде штрафов, а в некоторых случаях, и уголовной ответственности.
Особенности сертификации импортных товаров в России
Процедура сертификации импортной продукции по своим составляющим не отличается от процедуры сертификации товаров, произведенных на территории Таможенного союза.
Сертификация импортной продукции в рамках технического регулирования Таможенного союза осуществляется по единым требованиям технических регламентов Таможенного союза/ЕАЭС . Сертификат соответствия действителен на всей территории союза. При этом получать сертификат можно в любой из стран-участниц Таможенного союза.
Типовые схемы подтверждения соответствия и типовые схемы государственной регистрации содержатся в Решении Совета ЕЭК № 44 от 18 апреля 2018 г. «О типовых схемах оценки соответствия» .
За консультацией по вопросам сертификации импортной продукции обращайтесь к нашим специалистам, которые проконсультируют относительно подтверждения соответствия ввозимого товара обязательным требованиям, объяснят промежуточные этапы получения сертификата, определят коды товаров в соответствии ТН ВЭД ТС и согласуют комплект документов для сертификации продукции.
Источник
Какие товары не требуют сертификации в России
Если предприниматель выпускает определенную группу изделий без разрешительного документа, подтверждающего соответствие продукции техническим регламентам или другим правовым актам, он может понести наказание: первый раз – штраф, второй – изъятие продукции.
Если предприниматель выпускает определенную группу изделий без разрешительного документа, подтверждающего соответствие продукции техническим регламентам или другим правовым актам, он может понести наказание: первый раз – штраф, второй – изъятие продукции.
1 января 2021 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2020 года «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка [ведения реестра]». Главное изменение — органы по сертификации лишаются возможности регистрировать декларации о соответствии в едином реестре.
У нас вы сможете проконсультироваться, или получить подтверждающие документы, по вопросам подтверждения качества вашей продукции. Поможем оформить сертификат соответствия! Если продукция не подлежит обязательной сертификации оформим официальное отказное письмо. Все виды сертификации. Пишите.
Для консультации пришлите на WhatsApp +79169906144:
ИНН. (ООО, ИП, самозанятого,) лицо на которое планируется оформить документ подтверждения качества,
ТНВЭД импортируемого товара.
Менеджер свяжется с Вами и предложит решение вашего вопроса.
Сертификации могут быть подвержены технологии изготовления товаров, проектирования, иные процессы. Обязательную сертификацию в РФ ввели в 1992 году, постановление Правительства России от 1 декабря 2009 года.
Если ваша продукция не подлежит обязательной сертификации в рамках действия технических регламентов Таможенного союза, вы сможете проверить здесь: Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации
В случае если ваш товар не попал в списки, вы должны получить отказное письмо по сертификации продукции для таможни.
Таможня не даст добро! Товары, подлежащие сертификации, не могут быть выпущены в реализацию без наличия сертификата, либо отказного письма. Получите бесплатную консультацию по товарам, не подлежащим обязательной сертификации.
Платформа для экспортёров. Организуем продажи онлайн, оптом на экспорт. Представим ваш товар найдем бизнес-партнёров, покупателей, поставщиков, инвесторов по всему миру. Торговый союз Souztrade.RU — платформа для экспортёров, предлагаем услуги по сопровождению внешнеторговых операций онлайн.
Оформим сертификаты декларации, отказные письма WhatsApp +79169906144
Содержание
Обязательная сертификация — подтверждение безопасности товара для покупателя. Сертификат указывает на то, что данная продукция соответствует всем требования и техническим регламентам, является качественной.
Требуется сертификация? Подскажем, какой документ необходим на Вашу продукцию/услуги. Подберем оптимальный вариант. Расскажем, как сэкономить время и деньги
- Сертификаты и декларации соответствия ГОСТ Р
- Сертификаты и декларации соответствия ТР ТС
- Сертификаты ГОСТ ISO 9001, 14001, 18001 OHSAS, 22000 HACCP
- Сертификат происхождения на продукцию
- Пожарные сертификаты и декларации
- Сертификат РПО (СТО 03.080.02033720.1-2020)
- Разработка, регистрация технических условий
Наше преимущество: Вначале мы готовим сертификат (отказное письмо), а затем оплата!
Оцените плюсы работы с нами
- Дистанционное оформление без визита в офис по всей России.
- Оформление от аккредитованного органа по сертификации.
- Для начала работы достаточно прислать ваши реквизиты и заполнить простую заявку.
- Регистрация в реестре обычно занимает не больше 1 дня.
- Скан готового документа вы получите почти сразу после регистрации в реестре.
- Бесплатная доставка оригиналов документов и бухгалтерских документов.
Товары не подлежащие сертификации
К товарам не подлежащим сертификации в обязательном порядке, относят, прежде всего, различные строительные материалы. Следовательно, для их производства и распространения предпринимателю не требуется в обязательном порядке получать сертификат или декларацию о соответствии.
Список товаров, не подлежащих обязательной сертификации, но подлежащий обязательному декларированию достаточно широкий. В него вошли такие позиции:
Для перечисленных товаров должна быть оформлена декларация о соответствии. Товары других категорий нуждаются в обязательной сертификации и подвергаются более длительной процедуре проверки и анализа.
Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2020 года
Нормативная база
Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.
На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года 📄.
Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).
Что останется без изменений
Прежде, чем говорить об изменениях, следует зафиксировать то, что не изменилось:
- Требования к заявителю. Он по-прежнему должен быть зарегистрирован в ЕАЭС и иметь право декларировать соответствие продукции.
- Правила отбора образцов для испытаний и ввоза этих образцов в ЕАЭС также остались без изменений.
- Сама процедура испытаний при декларировании тоже осталась прежней.
- Внести изменения в декларацию о соответствии по-прежнему невозможно, но, как и прежде, предусмотрен ряд случаев, когда эту декларацию можно перерегистрировать без испытаний (об этом ниже).
- Ответственность за нарушение правил декларирования по-прежнему лежит исключительно на заявителе. Более того, все нововведения направлены как раз на то, чтобы подчеркнуть этот момент.
Что изменится
Собственно, единственное значимое изменение — органы больше не регистрируют декларации о соответствии в реестре.
Теперь это делает только Федеральная служба по аккредитации и только с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии. За редкими исключениями (о них в конце).
Иными словами, подать заявление на регистрацию декларации теперь можно только с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации. И подписывать его заявителю необходимо только своей усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП). Подача заявления в Росаккредитацию лично или по почте Приказом №478 не предусмотрена.
Ещё раз отметим, что возможность самостоятельной регистрации деклараций была у заявителей уже давно, и многие из них выбирали именно такой способ. Теперь, с 1 января 2021 года, выбора у заявителя (регистрировать самому или через орган) уже не будет.
Из этого вытекают все остальные изменения в порядке регистрации деклараций. Собственно, это даже не изменения, а уточнения, подробно описывающие взаимодействие заявителя и Росаккредитации:
- Необходимые документы и сведения для регистрации декларации (п.7)
- Основания для отказа в регистрации декларации о соответствии (п.13)
- Внесение изменений в декларацию о соответствии (п.14)
- Регистрация новой декларации по старым протоколам (п.15)
Также в Приказе №478 впервые закреплены определения статусов документов (действует, архивный, приостановлен, отменён, возобновлён).
Исключения
Статья 3 Приказа №478 гласит:
Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
В случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций о соответствии осуществляют аккредитованные [органы по сертификации].
Ключевое слово — «исключительно». И в данном случае под правом ЕАЭС подразумевается текст конкретных технических регламентов. Например, в ТР ТС 006 / 2011 «О безопасности пиротехнических изделий» явно указано, кто может регистрировать декларации о соответствии (статья 6, п.4):
Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
Никакого упоминания о регистрации каким-то иным способом. В отличие от большинства других техрегламентов, указывающих, что регистрация деклараций осуществляется в порядке, установленном ЕЭК (как правило, Решение Коллегии ЕЭК №41).
Аналогичная ситуация (но в иных формулировках) в трёх железнодорожных техрегламентах: 001, 002 и 003. По ним, как и по ТР ТС 006, для регистрации декларации заявитель по-прежнему обращается в орган. И, кстати, сделать это он может уже лично или по почте.
Что дальше?
Покажет, конечно, только время. Но очевидно следующее: заявители, понимавшие неизбежность процесса, уже давно регистрируют декларации самостоятельно, взаимодействуя только с аккредитованными лабораториями (и то не всегда).
Нужно обратить внимание не на то, что органы выпали из процесса (это рано или поздно произошло бы), а на то, что за время, пока заявители регистрировали декларации через органы, у них успели сложиться определённые взаимоотношения.
Современный формат позволяет эти взаимоотношения сохранить, но станет для них серьёзной проверкой. Однако, именно в ней станет видно, кому нужно Ваше спокойствие, а кому нужны Ваши бюджеты.
Источник
Проблемы, возникающие у участников ВЭД при подтверждении соответствия товаров на этапе таможенного оформления
Статья основана на выступлении адвоката Оксаны Леонидовны Курочкиной на заседании Совета Торгово-промышленной палаты России по таможенной политике летом 2019 года и рассматривает проблемы импортеров при подтверждении соответствия товаров как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товаров. По состоянию на ноябрь 2019 г. проблемы всё ещё не решены. Данная публикация призвана ещё раз осветить проблематику и предложить пути решения.
Как работает механизм? Случаи из практики
Как защитники интересов бизнеса, мы наблюдаем, что постоянно меняются реперные точки и критерии риска, по которым контролирующие органы проверяют бизнес за прошлые периоды. Предлагаем рассмотреть конкретные ситуации и проблемы, возникающие у участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Как проходит процедура оценки соответствия?
Есть добровольная оценка соответствия и есть обязательная. Обязательная оценка проводится по форме принятия декларации о соответствии, в форме обязательной сертификации. И есть обязанность участника ВЭД подтверждать соответствие продукции требованиям безопасности.
Комиссией Таможенного союза утверждено Решение от 07.04.2011 г. №621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза». Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2002 г. №293 (с изменениями на 15.11.2016 г.) установлены единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления.
Стандартная схема оценки соответствия выглядит так:
- анализ технической документации;
- идентификация испытания продукции;
- исследования типа продукции;
- оценка производства;
- производственный контроль;
- выдача сертификата соответствия;
- принятие декларации о соответствии техническим регламентам;
- регистрация деклараций, нанесение единого знака обращения на товар;
- последний этап – завершающий инспекционный контроль.
А теперь переложим теорию на жизнь. Участник ВЭД заключает договор с органом по сертификации, который, будучи аккредитованным, привлекает также испытательную лабораторию для проведения исследований и выдает заявителю сертификат соответствия. По сути, участник ВЭД никаким образом не влияет на ход процедуры оценки соответствия. Предприниматель участвует, разве что, в отборе образцов при подготовке декларации о соответствии.
Предполагается, что участник ВЭД, заключив договор, выполнил все необходимые действия и не может нести ответственность за то, каким именно образом будет проведена оценка соответствия продукции. Однако, по факту таможенные органы по-другому оценивают ситуацию и возлагают контроль на участника ВЭД. Получается, что участник ВЭД становится заложником процедуры подтверждения соответствия.
Сюрпризы после оценки соответствия
Постановлением Правительства № 982 от 01.12.2009 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации» определен список товаров, требующих обязательной сертификации. Этому же вопросу посвящена Информация ФТС России «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС».
Но жизнь гораздо шире любого, даже самого подробного и детального перечня. На практике достаточно часто участнику ВЭД приходится доказывать, что ввозимая им продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Сейчас таможенные органы запрещают использование так называемых «отказных писем» органов по сертификации, но суть остается прежней. Компания обращается в органы по сертификации с заявкой для заключения договора на проведение работ. Получает мотивированный ответ, что данная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Это письмо участник ВЭД прилагает к декларации на этапе таможенного оформления. Либо же компания направляет запрос во Всероссийский институт сертификации (ВНИИС) и получает информацию о том, что данная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Стоит отметить, что таможенный орган на этапе выпуска товаров или в рамках таможенной проверки может не согласиться с тем, что ввезенные и задекларированные товары не подлежат обязательной сертификации. В таком случае участника ВЭД ожидают негативные последствия — отказ в выпуске товаров.
В другом случае, ФТС может посчитать, что данная продукция все-таки подлежит обязательному подтверждению соответствия. На практике за этим следует отказ в выпуске товаров (дело № А32-51386/2018) и, возможно, возбуждение дела об административном правонарушении. Возбуждения дела не избежать, если в рамках посттаможенного контроля таможенный орган выявит, что ввезённая продукция подлежит обязательной сертификации (дело № А40-292374/18).
В поисках ясности
Законодательство в области подтверждения соответствия продукции — сложная и противоречивая система. С одной стороны, есть законодательство ЕАЭС — таможенное и техническое регулирование, технические регламенты. С другой стороны, есть национальное законодательство. И здесь, как мы видим, совершенно различные толкования правовых норм при проверках на местах. Ситуацию усложняет тот факт, что нет единого официального органа, который бы давал необходимые разъяснения. С одной стороны, это, конечно, «закаляет». С другой стороны, хотелось бы большей прозрачности и логики в действиях проверяющих органов.
Зажаты между шестерёнок
Рассмотрим процедуру идентификации продукции. Что это такое?
Идентификация — это процедура отнесения продукции в области применения технического регламента Таможенного союза, и установления соответствия этой продукции её технической документации. В этой области действует межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия».
С ГОСТом не всё так просто. Потому что определения и понятия, которые в нем содержатся, не соотносятся с законодательством ЕАЭС в области технического регулирования, и с таможенным законодательством РФ тоже не соотносятся. Из-за этого у бизнеса возникает много проблем.
Не так давно появились рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции (от 27 февраля 2019 г.)
Данные рекомендации во многом не соотносятся как с выше указанным ГОСТом, так и с законодательством ЕАЭС.
Приведём случай из практики, возникший при отборе проб и образцов продукции для обязательной сертификации. Рекомендации, в отличие от межгосударственного ГОСТа, не предусматривают отбор образцов для партии продукции, если местом нахождения партии является склад изготовителя.
Это значит, чтобы произвести отбор образцов для лабораторных испытаний, необходимо осуществить ввоз всей партии. То есть, импортер лишается возможности сначала ввезти минимальное количество образцов для испытаний и только после этого принимать решение о ввозе всей партии. То есть, он принимает на себя риски финансовых потерь, и, в случае неудовлетворительных результатов исследования, должен вывезти эту продукцию за свой счёт.
Это ещё не всё. При проведении исследований, испытаний и измерений необходимо использовать образцы продукции, подлежащие выпуску в обращение. В связи с чем, ранее выпущенная продукция не может служить в качестве образцов продукции, подлежащей ввозу. Получается, фактический отбор этой партии должен осуществляться за пределами Таможенного союза и не может быть осуществлен из продукции, которая была ввезена в рамках действия предыдущего сертификата соответствия.
Наносим единый знак обращения. И тоже попадаем под риски
Российские таможенные органы почему-то считают, что маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение. Под этим понимают, соответственно, процедуру таможенного оформления.
Европейские же поставщики отказываются наносить на товар маркировку ЕАЭС, если на него еще не оформлен сертификат соответствия. Таким образом, ввезённая в Российскую Федерацию партия товаров для последующие сертификации, изначально попадает под нарушение, так как ФТС считает, что пересекать границу товар должен уже с нанесенной маркировкой.
Есть, конечно, процедура условного выпуска. Но и с ней не всё прозрачно. Мы столкнулись с тем, что 45 суток, которые даются для проведения процедуры подтверждения соответствия, бывает недостаточно.
Что делает таможенный орган? 45 суток прошло – подтверждение соответствия отсутствует, значит участник ВЭД привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Хотя его вины здесь нет никакой: договор заключил, услуги оплатил — сделал всё от него зависящее.
Неуловимый сертификат
С формой сертификата происходят интересные метаморфозы. У компании есть сертификат соответствия в установленной форме. Росаккредитация в какой-то момент принимает решение либо об архивировании этой формы сертификата, либо об аннулировании. Архивирование означает, что сертификат перестает действовать в момент, когда Росаккредитация приняла такое решение. Аннулирование – что он недействителен с момента выдачи.
Буквально несколько месяцев назад начались массовые обращения участников ВЭД за помощью в наш адвокатский кабинет. Росаккредитация в течение одного дня поместила в архив несколько сотен сертификатов соответствия, выданных одним из крупнейших органов по сертификации. Компания утром подает таможенную декларацию, указан номер сертификата соответствия. Примерно в полдень Росаккредитация размещает информацию о том, что данный сертификат находится в архиве. И через два часа таможенный орган выносит решение об отказе в выпуске, поскольку действие сертификата соответствия не подтверждено. Это может случиться с каждым.
Хуже, если сертификат соответствия, выданный ранее, аннулируется Росаккредитацией. Тогда таможенный орган возбуждает дело об административном правонарушении в отношении участника ВЭД, поскольку считает, что если продукция была ввезена без подтверждения соответствия, то имеет место нарушение. Хотя на момент ввоза продукции сертификат действовал.
При аннулировании сертификатов возбуждается огромное количество дел и, к сожалению, судебная практика складывается не в пользу бизнеса.
Большие последствия небольших изменений
Допустим, что с документами всё хорошо, сертификат действующий. И жизнь не стоит на месте — внутри компании происходят изменения. Изменился адрес (юридический, фактический), сменился генеральный директор, номер телефона, электронная почта.
Что происходит с сертификатом? Участник ВЭД вынужден заново начать процедуру подтверждения соответствия. Внести изменения в действующий сертификат он не вправе. У нас сейчас есть решение 2018 года Евразийской экономической комиссии о том, что в таких случаях возможно использование ранее выданных документов. Однако, это не работает. Потому что процедура подтверждения соответствия очень строго формализована и протокол испытаний, который выдан в рамках исследования, не может быть оформлен датой ранее, чем заключен договор с органом по сертификации. Получается, что надо проходить полностью весь цикл. А это огромные финансовые потери, ведь некоторые предприятия заказывают исследования стоимостью до десятков миллионов рублей.
Безусловно, необходимо вносить изменения в законодательство. Такие, которые бы позволили участникам ВЭД вносить корректировки в сертификат соответствия в упрощенном порядке. Либо давали право предоставлять документы, подтверждающие изменения.
Назовем еще одну часто возникающую проблему для бизнеса. Таможенные органы при проведении таможенного контроля имеют право запрашивать, в том числе, документы, на основании которых был выдан сертификат соответствия или декларация соответствия. Это может быть протокол испытаний, акт отбора проб и образцов, заявки, договор с органом по сертификации, описание и техническая документация и т.д., которые выданы как после выпуска, так и в момент таможенного оформления (Рекомендации ФТС России, Росаккредитации от 27.02.2019). При этом, для участника ВЭД не предусмотрена возможность проверить легитимность выдачи протокола испытаний. Ведь единого реестра по протоколам испытаний в открытом доступе нет, испытательные лаборатории отчитываются перед Росаккредитацией исключительно указанием номеров, которые зарегистрированы внутри лаборатории, т.е. во внутреннем журнале учета за определенный период. Сами протоколы испытаний в реестре не публикуются.
На чьей стороне закон?
В Федеральном законе о таможенном регулировании говорится о том, что любые сомнения должны трактоваться в пользу участника ВЭД. Если есть правовая неопределенность – это тоже должно трактоваться в пользу участника ВЭД. Но на практике это не так, в вину участнику ВЭД вменяется даже то, чего он не делал. Мы хотим обратить внимание Федеральной таможенной службы на необходимость пересмотра своей позиции — каким образом рассматривать данные дела, и что действительно можно вменять в вину участнику ВЭД.
Если подытожить озвученные проблемы, то ключевое обращение адресуется Федеральной таможенной службе. На участника ВЭД не стоит накладывать излишнее бремя контроля за деятельностью органов по сертификации. Сейчас с точки зрения таможенных органов, участник ВЭД полностью отвечает за документооборот внутри органа по сертификации, и за переписку, и за документооборот между испытательной лабораторией и органом по сертификации. Это явно избыточно и явно неправомерно. Надеемся, наш опыт и аргументы в данном вопросе помогут преодолеть перечисленные выше проблемы правоприменения. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию международной торговли, росту товарооборота, достижению высокого качества таможенного администрирования, а также создаст конкурентные преимущества для законопослушных участников ВЭД.
Источник