Сертификация соответствия регламентируется

Сертификация соответствия регламентируется

Получение сертификата или иной разрешительной качественной документации в обязательном порядке на отдельные виды продукции является сегодня неотъемлемой частью технического урегулирования потребительского рынка России, которая регламентируется и устанавливается действующим законодательством, а также отдельными положениями и постановлениями контролирующих органов. Поскольку обязательные требования данных нормативных документов относятся к охране и здоровью людей, а также окружающей среды, то, главным аспектом и принципом обязательной сертификации являются экологичность и уровень безопасности товаров для потребителей.

Обязательная сертификация продукции – система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции

Обязательная сертификация продукции – разработанная и действующая система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции обязательным требованиям законодательства в сфере технического регулирования. Проведение и организация обязательных сертификационных работ возлагаются на отдельные федеральные органы, относящиеся к исполнительной власти и специально уполномоченные в области сертификации. Также в отношении отдельных видов товаров, в случаях, предусмотренных законодательными нормами РФ, подобные работы проводиться иными органами исполнительной власти.

Отличительной особенностью сертификации обязательного порядка от сертификации на добровольной основе является обязательность её прохождения для изготовителя, продавца или поставщика продукции. При этом если обязательная сертификация устанавливается на законодательном уровне и отсутствие сертификата на данный товар является нарушением, то добровольную сертификацию изготовитель вправе проходить по собственному желанию.

Обязательная сертификация выполняется перед непосредственной поставкой продукции конечному потребителю, что позволяет обеспечить проверку реализуемых изделий на соответствие актуальным государственным стандартам, техническим регламентам, нормам безопасности, санитарным и строительным правилам или иным нормативным актам.

Обязательная система подтверждения и соответствия качества может осуществляться как в отношении товаров и продукции, производимых на территории РФ, так и импортируемых с зарубежа.

Цели, объекты и формы обязательной сертификации

Обязательная сертификация продукции (услуг), реализуемой на территории России, защищает интересы потребителей при помощи установления ограничений на поставки опасных товаров, которые способны нанести вред окружающей среде или здоровью человека. Главная задача данной сферы технического урегулирования заключается в проведении тотальных проверок продукции, внесённой в реестр обязательной сертификации с помощью исследования образцов в специальных лабораториях, прошедших соответствующую аккредитацию. На основе экспертных заключений поставщик или производитель получает сертификат, свидетельствующий о безопасности и качестве проверенного объекта сертификации.

К объектам обязательной сертификации относят продукцию, услуги и процессы, включая:

  • товары и услуги народного потребления;
  • продукция и оборудование производственно-технического назначения;
  • строительная продукция, услуги или работа;
  • технологические процессы;
  • системы качества.

Общий список (номенклатура) объектов обязательной сертификации устанавливается Федеральным агентством технического регулирования, который периодически (примерно 1 раз в год) пересматривается, корректируется и пополняется новой продукцией. Стандартно обязательной сертификации подлежат товары для детей, косметические товары, медицинская техника и лекарства, продовольственные товары, стройматериалы, трикотажные и меховые изделия, текстиль, обувь, товары для развлечения, спортивные товары, инструмент, садовая техника, товары для развлечения, легковые авто, бытовая химия и другие товарные категории, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан.

Необходимость проведения процедуры обязательной сертификации обусловлена рядом основных целей:

  • контроль и повышение уровня качества и безопасности продукции, поставляемой на потребительский рынок страны;
  • подтверждение показателей качества и свойств продукции, заявленных изготовителем;
  • защита потребителей от недобросовестности производителя (изготовителя, исполнителя, продавца);
  • содействие потребителям в компетентности выбора ими товаров;
  • создание оптимальных условий для предпринимателей на внутреннем и международном товарном рынке.

Помимо этого обусловленная законодательством обязательность процедуры сертификации или декларирования даёт инициаторам её проведения дополнительные преимущества:

  • легализация обращения продукции;
  • увеличение доверия к производимой продукции со стороны потребителей;
  • маркетинговое продвижение товара.

На сегодня существует два основных варианта подтверждения соответствия: декларирование и сертификация, на основании проведения которых выдаются сертификаты или декларации соответствия, имеющие равноценную юридическую силу.

Законодательными нормами предусмотрены разные формы обязательной сертификации, подтверждающие соответствие процесса или товара требованиям действующих нормативов:

  • сертификация, проводимая независимым органом по сертификации, а также при оформлении грузов на таможне;
  • декларирование соответствия, суть которого заключается в полной ответственности продавца за качество предоставляемой продукции;
  • выдача качественных свидетельств, единых для всех стран ТС;
  • контроль согласно системы ГОСТ Р;
  • заключение пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

Каждая из данных систем сертификации отличается определёнными нюансами, которые определяются нормативными актами РФ.

Участники и процедура обязательной сертификации

В процедуре осуществления обязательной сертификации товаров и услуг участвуют заявитель, производитель, сертификационный орган и испытательная лаборатория (центр), непосредственно подтверждающая соответствие сертифицируемой продукции и сопровождающая её на каждом этапе.

В качестве участников обязательной системы сертификации могут быть:

  • центральный орган сертификационной системы (при необходимости);
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • сертификационный орган (центр);
  • испытательная лаборатория.

К системе сертификации обязательного характера могут также относиться организации, обслуживающие систему (научно-методические учреждения, центры подготовки экспертов в сфере сертификации и др.)

Процедура обязательной сертификации применяется к продукции, которая каким-либо образом может влиять на здоровье или безопасность людей, а также принести вред окружающей среде. Данная процедура предполагает применение различных схем оформления сертификатов, наиболее распространёнными среди которых является оформление и последующее получение сертификата на контракт, партию продукции или её серийный выпуск.

Обязательная сертификация осуществляется на основе типовой последовательности процедур:

  1. Подача заявки – производитель или продавец продукции подаёт заявление установленного образца в региональный сертификационный центр, к которому прикладывает:
    • контракты или договора на поставку товара;
    • копии своей регистрационной, учредительной и уставной документации;
    • технические описания продукции;
    • экспертные заключения с результатами исследований образцов продукции;
  2. Оценка соответствия – включает в себя отбор образцов и проведения их испытаний.
  3. Анализ полученных практических результатов проведённых испытаний.
  4. Решение по сертификации – принятие сертификационным органом решения о необходимости выдачи сертификата или отказе в нём.
  5. Занесение полученного документа в единый реестр.
  6. Инспекционный контроль (при необходимости).

Продукция, в отношении которой проводилась обязательная сертификация, маркируется соответствующим знаком соответствия, состоящим из комбинации букв «РСТ». Данный знак размещается на упаковке, товаре или его сопроводительной документации.

За нарушение или явное не соблюдение требований обязательной сертификации российским законодательством предусмотрена уголовная (лишение свободы) и административная (наложение штрафов) ответственность. Обращение продукции, проводимое с нарушениями установленных норм обязательной сертификации, предусматривает изъятие и наложение запретов на её производство.

Импортеру

Импортеру о сертификацииРаздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов

Источник



Какими нормативными актами, документами регламентируется процесс сертификации?

Основным законом в области сертификации и стандартизации является ФЗ «О техрегулировании», который в 2002 году пришел на смену законам ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг». Появление этого закона ознаменовало реформу в области стандартизации, когда от обязательных советских ГОСТов Россия начала переходить на систему небольшого количества обязательных техрегламентов. Эти документы отличаются от стандартов тем, что охватывают сразу широкую категорию товаров, выдвигая более обобщенные требования, чем содержится в стандартах. Они обычно содержат, в числе прочего, и правила подтверждения соответствия техрегламенту. Разумеется, речи об отмене национальной системы стандартизации не идет, ГОСТы лишь становятся одним из нескольких возможных вариантов подтверждения соответствия техрегламенту. Реформа техрегулирования еще не завершена и на нее накладываются процессы, связанные с интеграцией России в Таможенный союз ЕврАзЭС. Что же касается ФЗ «О техрегулировании», то в этом законе дана терминология сертификации, установлены виды оценки соответствия: добровольная и обязательная. Они существуют как в виде сертификации, так и в виде декларирования. Большое внимание в ФЗ «О техрегулировании» уделено аккредитации органов по сертификации, вопросу о том, какие товары подпадают под обязательную, а какие под добровольную сертификацию. Особняком выделен вопрос о применении маркировочных знаков добровольной сертификации. Подробно освещен в документе и вопрос о государственном контроле за исполнением положений техрегламентов. Кроме всего прочего, в ФЗ «О техрегулировании» установлен приоритет международных документов, подписанных Россией в сфере стандартизации и сертификации над национальными правилами в этой области.

Читайте также:  Проведение обязательной сертификации финансирует государство или изготовитель

Близко с сертификацией соприкасаются такие официальные документы как Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП, – ред.), ФЗ «О защите прав потребителей», Таможенный кодекс Таможенного союза (заменил собой таможенный кодекс РФ, – ред.). Например, в ФЗ «О защите прав потребителей» содержится информация о том, каковы права потребителя в вопросах получения информации о сертификатах соответствия продавца. В КоАП зафиксировано наказание для предпринимателя, реализующего некачественную и не соответствующую стандартам продукцию. Отдельно стоит говорить о влиянии на сертификацию в России документов, принятых Таможенным союзом. Например, в специальных перечнях обязательной к подтверждению на соответствие техрегламентам ТС продукции – номенклатурах, перечислены товары и услуги, которые должны пройти подтверждение, если они завозятся из третьих по отношению к Таможенному союзу стран. После этого товары без дальнейших проволочек попадут и на российский рынок.

Непосредственно, сама процедура сертификации может регулироваться разными документами. Это, в первую очередь, зависит от системы добровольной или обязательной сертификации, в которой сертификация проходит. В системе есть свои внутренние комплекты документов, которые могут носить разное название, но служить одной цели: описанию процедуры оценки соответствия – схемы сертификации. Как в системах обязательной, так и добровольной сертификации внутренние правила относительно процедуры оценки соответствия готовят координационные центры этих систем. В первом случае их роль чаще всего играет госструктура, а в последнем – компания, которая в результате естественной рыночной эволюции заняла такое положение в той или иной системе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Сертификация продукции

Сертификация как явление имеет довольно глубокие исторические корни; само слово «сертификат» (означающее на латыни «сделано верно») используется уже больше двух столетий. В отечественную практику сертификация стала входить лишь после принятия Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № «О защите прав потребителей», закрепившего обязательность данной процедуры в отношении товаров народного потребления.

Сертификация продукции

Сертификация — это процедура, реализуемая по установленным правилам осуществления оценочных работ, целью которых является выявление соблюдения/несоблюдения требований нормативов (ими могут быть отечественные техрегламенты, ТР ТС или стандарты).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N «О техническом регулировании» было введено понятие «система сертификации», подразумевающее под собой совокупность правил проведения соответствующих работ, участников процесса и правил функционирования самой системы.

Сегодня в РФ легитимно существуют системы сертификации двух типов: добровольные и обязательные.

Добровольная сертификация продукции в России

Правовой основой добровольной сертификации является Закон «О техническом регулировании» (статья 21). Правила ее проведения установлены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26.

Добровольная сертификация призвана выявить отличительные качества и полезные потребительские свойства товаров. Проводится она по желанию производителя или продавца. Полученный сертификат не рассматривается как замена обязательному, а лишь дополняет его. Сертифицируются товары, как правило, в системе ГОСТ Р. Полученные документы действительны только внутри страны, так как Таможенным союзом добровольное сертифицирование не предусмотрено.

Существует определенный порядок проведения добровольной сертификации. Начальная стадия процесса — подача в выбранный орган по сертификации (ОС) заявки с приложением соответствующего пакета документов. В состав его входят:

  • техпаспорт на выпускаемые изделия;
  • каталог товаров, подвергающихся подтверждению соответствия;
  • сведения об используемом в производственных целях оборудовании;
  • документ, подтверждающий госрегистрацию, устав компании-изготовителя;
  • договоры аренды площадей, на которых осуществляется производство.

Для зарубежных предприятий, импортирующих товары в Россию, комплект документации отличается. Он содержит ряд дополнительных документов:

  • полные наименование и реквизиты фирмы;
  • контракт на поставку товаров в РФ;
  • технические описания, фотографии, инструкции к изделиям и пр.

На следующем этапе процедуры заказчик определяется с выбором схемы сертификации продукции (она зависит от типа производства), по правилам которой будет производиться поверка предоставленных образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ). Также заказчик задает область проверки, заявляя показатели соответствия своих изделий ГОСТам, ТУ либо иным нормативам.

Далее ИЛ проводит испытания, протоколирует результаты, передает документацию в ОС, который изучает поступившие материалы и в случае благоприятного исхода выдает заказчику добровольный сертификат с одновременным внесением его номера в Госреестр. Срок действия документа составляет три года, по истечении которых возможно его продление.

Получение сертификата дает производителю/продавцу сертифицированных продуктов право использовать особую маркировку — знак соответствия, призванный информировать покупателей об успешном прохождении приобретаемым изделием добровольной сертификационной процедуры. Каким именно образом должен наноситься знак соответствия на те или иные товары, определено требованиями ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения».

Система обязательной сертификации продукции в России

Обязательная сертификация проводится для удостоверения соответствия продукции требованиям техрегламентов, стандартов. Обязательные требования этих документов касаются безопасности, охраны здоровья населения и окружающей среды, по этой причине доминирующими аспектами сертифицирования являются безопасность и экологичность.

Сертификация по требованиям техрегламентов

Обязательная сертификация продукции на соответствие техрегламентам производится по требованиям, содержащимся в них самих.

Глава ТР «Подтверждение соответствия» включает список требований к организации сертификационного процесса, а именно:

  • пакету документов, дополняющему заявку на выполнение работ;
  • схеме сертификации, избираемой по типу производства;
  • проведению испытаний;
  • контролю состояния производства (в ряде случаев).

Схемой может предусматриваться периодический инспекционный контроль, призванный подтверждать безопасность изделий, уже прошедших сертификационную процедуру.

При условии, что изделия соответствуют требованиям ТР, они маркируются знаком обращения на рынке. Он не относится к специальным защищенным знакам, а выполняет лишь информационную функцию и наносится заявителем самостоятельно. Если соответствие требованиям ТР не подтверждается, подобная маркировка запрещена.

Когда подтверждено соблюдение требований безопасности, содержащихся в ТР ТС, товары разрешено маркировать единым знаком обращения ЕАС (Евразийское соответствие). Правила его нанесения, способы использования установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза».

Сертификация по требованиям стандартов

Подлежащая обязательной сертификации продукция, применительно к которой еще не разработаны или не введены в действие техрегламенты, сертифицируется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Документом утвержден общий порядок проведения сертификационных работ для обязательной и добровольной сертификации.

Совокупность методов, используемых в процессе испытаний продукции, предполагает:

  • идентификацию изделий (определение принадлежности к классификации, выяснение происхождения товара, соответствие техдокументации и пр.);
  • анализ соблюдения требований по обеспечению безопасности исследуемых изделий.

Схемы сертификации продукции

Термином «схема сертификации» специалисты обозначают набор действий, совершаемых участниками процесса подтверждения соответствия в целях получения доказательств того, что продукция соответствует установленным требованиям.

Читайте также:  Сущность сертификации продукции это

Количество схем в действующей национальной системе ГОСТ Р — десять (имеются дополнения); схемы определены Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15.

Техрегалментами ТС предусмотрено девять схем сертификации. Они содержатся в положении «О порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза», принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621.

Между используемыми схемами ТР ТС и ТР РФ заметны сходства, но при вступлении в силу ТР ТС применение ТР РФ становится недопустимым.

Какая продукция подлежит обязательной сертификации и какой документ выдается по ее результатам?

Характерное для России наложение законодательных норм ТС на национальные привело к существованию нескольких перечней продукции, «попадающей» под обязательную сертификацию, декларирование и госрегистрацию. В итоге оказалось, что некоторые производители не могут разобраться, каким именно требованиям должны соответствовать выпускаемые ими изделия.

Сертификат соответствия Таможенного союза

Сертификат соответствия ТС выдается по результатам сертификации продукции из перечня, установленного каждым ТР. Сертифицироваться в обязательном порядке должны все товары, попадающие под действие ТР.

Получить интересующую информацию о техрегламентах (стадиях разработки, обсуждения, вхождения в действие) можно на сайте Евразийской экономической комиссии.

Сертификат соответствия ГОСТ Р

Сертификат соответствия ГОСТ Р должен быть получен на продукцию, вошедшую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.

Сертификат пожарной безопасности

Сертификат пожарной безопасности должен быть получен в обязательном порядке на продукцию, указанную в:

  1. Статье 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  2. Списке продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 241.

Есть ряд принципиально важных моментов, заслуживающих отдельного упоминания в рамках рассматриваемой темы.

Кроме обязательной сертификации в РФ существует обязательное декларирование соответствия. Возможна ситуация, что рассматриваемый товар не должен сертифицироваться, но при этом нужно обязательно оформлять декларацию.

Сертификаты и декларации не составляют исчерпывающего списка разрешительных документов, сегодня в практике использования присутствуют и другие.

При анализе перечней на предмет нахождения в них интересующих товаров, следует проверять не только их наименование, но также коды ОКП/ТН ВЭД и сферу использования.

Принципы сертификации продукции

На законодательном уровне закреплен ряд принципов, на основе которых на территории страны должна проходить сертификация:

  • сведения о порядке реализации сертификационных процедур доступны для всех заинтересованных лиц;
  • использование обязательной сертификации применительно к объектам, не попадающим под требования техрегламентов, недопустимо;
  • установление списка форм и схем обязательной сертификации в отношении определенных видов продукции в соответствующем техрегламенте;
  • минимизация расходов производителей/импортеров и сроков проведения обязательной сертификации;
  • навязывание добровольной сертификации недопустимо;
  • охрана интересов производителей/импортеров в части защиты информации, полученной о них в ходе сертификационного процесса;
  • запрет на подмену обязательного подтверждения соответствия добровольным.

Права и обязанности производителя/импортера

Производители/импортеры наделены определенными правами, а также несут установленную законом ответственность в ходе проведения сертификационных процедур.

  • выбирать по собственному желанию форму и схему сертификации (из предусмотренных для данного вида продукции в техрегламенте);
  • подавать заявку на проведение сертификации в любой ОС с областью аккредитации, распространяющейся на данный вид продукции;
  • подавать жалобу на незаконные действия ОС и аккредитованных ИЛ;
  • пользоваться технической документацией для подтверждения соответствия товаров требованиям техрегламентов.
  • добиваться соответствия выпускаемой продукции требованиям ТР;
  • выпускать в обращение только прошедшие процедуру сертификации товары (если таковые ей подлежат);
  • оформлять сопроводительные документы с указанием данных сертификата или декларации о соответствии;
  • предоставлять подлинники или копии деклараций и сертификатов заинтересованным лицам и госорганам;
  • приостанавливать/прекращать сбыт товаров в случае приостановления/прекращения действия сертификата или декларации о соответствии, а также, если срок действия документа истек (кроме частных случаев, когда это не требуется в течение срока службы/годности продукции);
  • ставить в известность орган по сертификации, если в техдокументацию или техпроцесс производства сертифицированного товара вносятся изменения;
  • приостанавливать выпуск товаров, не прошедших сертификацию, по решению органов госконтроля за соблюдением требований техрегламентов.

Институт ТРУДА — исследовательская организация в области экономики и охраны труда, центр дополнительного профессионального образования.

Деятельность Института направлена на изучение и анализ состояния рынка труда, трудовых отношений, вопросов организации, оплаты и нормирования труда.

Услуги Института помогают клиентам повысить эффективность использования кадрового потенциала, соответствовать требованиям в области качества и безопасности.

Источник

Статья 25. Обязательная сертификация

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ в пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ

2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

Форма сертификата соответствия и состав сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982

Информация об изменениях:

Статья 25 дополнена пунктом 2.1 с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ

2.1. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (далее — инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля, если инспекционный контроль предусмотрен техническим регламентом, схемой обязательной сертификации, договором, или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.

Читайте также:  Сертификация продукции с чего начинать

В случае прекращения в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция может находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без проведения новых процедур по оценке соответствия при условии, что данная продукция произведена до даты прекращения действия указанного сертификата соответствия.

Информация об изменениях:

Статья 25 дополнена пунктом 2.2 с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ

2.2. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель вправе заключить договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.

Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась.

В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации.

Источник

Нормативные документы в области сертификации

Картинка Нормативные документы в области сертификации

Подготовка документов для обязательной сертификации имеет свою специфику, в отличие от добровольной, но обе в итоге удостоверяют соответствие сертифицируемого объекта требованиям по стандартизации, в выбранной системе сертификации.

Для получения сертификата соответствия на продукцию необходимо предоставить в сертифицирующий орган пакет следующих основных документов:

  • заявление на проведение сертификации;
  • копии свидетельств ОГРН и ИНН;
  • копию Устава;
  • ТУ или ГОСТ на выпускаемую продукцию;
  • описание основных характеристик продукции.

В случае с продукцией импортного производства к этому перечню добавляется копия контракта на поставку.

Каковы особенности применения документов по сертификации?

Надо отметить, что они напрямую связаны с задачами, которые решаются испытательной лабораторией. Сертификационный орган осуществляет проверку предоставленной документации и испытания объекта на предмет его соответствия требованиям, изложенных в соответствующих ему нормативных документах, выступая в роли независимого эксперта. Поэтому необходимый список документов для сертификации может меняться.

Например, после отмены обязательной сертификации семян и семенного контроля, вопрос идентификации их соответствия является делом добровольным. Теперь получить сертификат соответствия на зерно по ТР ТС 015/2012 можно по одной из схем декларирования. Какие документы нужны для этого?

Согласно требованиям Россельхознадзора необходимо заранее, не позднее чем за месяц до посевной, подать в орган по сертификации:

  • заявку на оформление сертификата соответствия;
  • пакет документации, удостоверяющий сортовую принадлежность, качество зерна, его происхождение и законность обладания им (копии закупочных договоров, сертификаты сортовой идентификации и пр.).

Основные нормативные документы в области сертификации

Все основополагающие нормативные документы, которыми руководствуются сертификационные органы, — это:

  • ФЗ № 184 «О техническом регулировании»;
  • Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;
  • Перечень объектов, подлежащих обязательной сертификации в ГОСТ Р;
  • Перечень объектов, подлежащих декларированию;
  • Перечь объектов, подлежащих сертификации и декларированию при таможенном оформлении.

В зависимости от объекта сертификации, к нему могут применяться различные сертификационные системы, от чего будут зависеть и применяемые к нему нормативные документы. Например, до 2010 года сертификация оборудования проводилась в соответствии с требованиями системы ГОСТ Р, а теперь она регулируется Техническими Регламентами Таможенного Союза:

Требования к бланку сертификата соответствия

Рассмотрим коротко, требования к сертификату соответствия, как к документу строгой отчётности. Все бланки, на которых выдается сертификат, должны иметь не меньше 4-х степеней защиты:

— гильошная рамка позитивного отображения;

— микротекст по периметру этой рамки;

— полупрозрачный голографический элемент;

— типографский номер (например, RU 1234567).
Что это за обозначения в типографском номере?
Латинские буквы – серия, указывающая, что бланк изготовлен в одной из стран, входящих в ТС (RU – РФ, KZ – Казахстан, BY – Беларусь и т.д.).
Семь арабских цифр — это порядковый номер бланка.
Также должны быть соблюдены следующие правила:

— только печатное заполнение;

— текст на лицевой стороне на русском языке, на оборотной — может быть на языке страны, где он был выдан;

— дополнительные записи, не предусмотренные формой, исправления и сокращения не допускаются.
Проверить актуальность сертификата или декларации соответствия можно в едином реестре, как называется сертификационный сайт каталог ФСА.

Источник