Сертификация навоза для чего

Опасный отход или органическое удобрение: Обязательно ли получать лицензию на навоз?

Принятый в мае 2011 года Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вызвал неоднозначную реакцию со стороны сельхозпроизводителей. И неудивительно, потому как документ содержал прямое указание на обязательное лицензирование фактически любых действий с навозом: от сбора до размещения.

Итак, Федеральный закон указывает на необходимость обязательного лицензирования «деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (глава 2, статья 12). Напомним, что в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходом), свежий коровий навоз относится к четвертому классу опасности, а свиной – к третьему (схема 1). А значит, без лицензии животноводческое предприятие не вправе ни помещать навоз в навозохранилища (размещение и обезвреживание), ни разделять его на твердую и жидкую фракции (обработка), ни уж тем более вносить после выдерживания в поля (транспортирование и утилизация).

Долгое время закон о лицензировании (по крайней мере, для АПК) существовал лишь на бумаге – прецеденты его применения в отношении утилизации навоза были единичными случаями. Однако, начиная с 2016 года, ситуация изменилась – число судебных дел и штрафов серьезно возросло, причем, сразу в ряде регионов.

Схема 1. Лицензирование работы с навозом в соответствии с Федеральным законом

Очевидно, что работа без лицензии становится всё более рискованной, а последствия санкций – помимо штрафа до 250 000 рублей, предусмотрена и приостановка деятельности предприятия сроком на 90 дней (или 120 – при повторном нарушении) – могут оказаться весьма болезненными.

ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ

Стоит ли бояться лицензии? Или процесс ее получения прост и не предполагает каких-либо серьезных трат? Тем более, что размер государственной пошлины составляет всего 7 500 рублей, срок рассмотрения заявки не превышает 45 рабочих дней, а ограничений по времени действия итоговый документ не имеет.

К сожалению, по факту лицензирование потребует куда больше вложений (в некоторых случаях траты могут достигать 900 000 рублей и даже превышать эту сумму) и времени – до 6-8 месяцев. Почему? Дело в том, что помимо «формальных документов» для получения лицензии в списке, числятся и сведения о профессиональной подготовке специалистов (а это оплата обучения и аттестации для каждого сотрудника, так или иначе связанного с процессами утилизации навоза), заключение государственной экологической экспертизы (навскидку: объекты средней сложности – от 90 000 рублей, повышенной сложности – от 130 000 рублей), санэпидемзаключение, проект по отходам и другие. Кроме того, местные управления Роспотребнадзора вправе устанавливать дополнительные требования – запрашивать не указанные в Федеральном законе заключения, подтверждения, справки и т.д. (схема 2). Не стоит забывать и о возможных отказах по каждому из пунктов, с последующими исправлениями, повторной экспертизой и подачей на рассмотрение.

Схема 2. Порядок получения лицензии на работу с отходами

Следует учесть и еще один немаловажный момент: лицензия, по сути, станет подтверждением того, что продукты, образующиеся в результате деятельности предприятия, являются опасными, а значит, и само хозяйство представляет потенциальную угрозу для экологии региона и здоровья населения. А это – серьезный минус при общении с местными активистами в рамках различных общественных слушаний.

ОРГАНИЧЕСКОЕ УДОБРЕНИЕ: НАВОЗ ВО БЛАГО

Многочисленные спорные ситуации, возникшие при активном применении Закона о лицензировании в отношении сельхозпредприятий, подтолкнули Минприроды к написанию развернутых разъяснений (Письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376). В документе в частности, указывалось, что «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения». Выделим главное из министерского письма: «вправе использовать», «для собственных нужд», «в качестве удобрения». При этом, как следует далее, необходимы:

Документация, позволяющая относить органические вещества, образующиеся на предприятии, к продукции.

Разработанные и утвержденные технические условия на удобрения и технологический регламент на их производство.

Таким образом, доказательством того, что предприятие действительно работает с органическими удобрениями, а не занимается утилизацией опасных отходов, станут два документа: технические условия (ТУ) и технологический регламент (ТР). Их наличие, как следует из Письма Минприроды, освобождает хозяйство от необходимости получения лицензии (Схема 3).

Схема 3. Отход или продукт?

ТУ описывает конечный продукт (его характеристики), а ТР описывает саму технологию – с конкретными процессами на каждом этапе, измеримым результатом по каждому действию и т.д. (схема 4).

Схема 4. ТУ и ТР

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

В качестве наиболее известного, но далеко не единичного случая, когда хозяйству удалось избежать санкций, сославшись на работу в соответствии с разработанными техническими условиями и технологическим регламентом, можно назвать решение Арбитражного суда республики Башкортостан от 17.08.2018 по делу № а07-21119/2018.

Суд исключил возможность квалификации действий «Башкирской мясной компании» в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании того, что «общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности в соответствии с технологическими решениями, проектной документацией, технологическим регламентом и иными документами, с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

Конечно, не стоит полагать, что любые документы, озаглавленные, как ТУ и ТР, защитят хозяйство от претензий со стороны надзорных органов (схема 5). Документы должны не просто быть в наличие, но и соответствовать государственными и отраслевыми стандартами, природоохранными требованиями и нормами законодательства. А, кроме того, отражать реалии конкретного хозяйства, описывать конкретные технологические процессы и оборудование, и методы контроля. В ином случае, даже минимальная экспертиза хозяйства, которую могут провести, в том числе, и по судебному предписанию, лишь подтвердит фиктивность документов.

Следует добавить, что грамотные ТР и ТУ на органические удобрения будут не только и не столько защитой от штрафов, но и позволят хозяйству выстроить работу по переработке навоза с максимальными выгодами. Например, значительно увеличить урожайность и снизить затраты на минеральные удобрения или полностью отказаться от них.

Читайте также:  Системы сертификации причины деления

Документы на производство органических удобрений станут хорошим аргументом и на общественных слушаниях – даже для непосвященного слушателя понятие «органических удобрений» (в отличие от «опасных отходов») несет позитивный смысл и означает экологически чистую продукцию и отсутствие урона для окружающей среды.

Схема 5. Формальный подход к разработке ТУ и ТР

Разработка технологического регламента и технических условий является серьезной задачей и требует достаточного опыта и квалификации, а потому доверить ее лучше экспертам отрасли – специалистам и компаниям, на практике доказавшим свою компетентность в области переработки и утилизации навоза.

Источник



Сертификация удобрений

Ассортимент представленных на рынке удобрений достаточно велик. Поэтому необходимость проведения обязательной оценки соответствия устанавливается исходя из их назначения и состава, степени опасности. Сертификация удобрений может проводиться в добровольной форме.

Нужен ли обязательный сертификат?

Так как в Союзе еще пока не вступил в силу уже принятый ТР ЕАЭС 039/2016, то и обязательных требований по подтверждению соответствия в масштабах ЕАЭС нет.

Тем не менее, минеральные удобрения включены в перечень продукции подлежащей обязательной оценке соответствия в рамках национальной системы ГОСТ Р, который был утвержден Постановлением Правительства РФ №982 от 01.12.2009 г.

В частности, речь идет о таких изделиях, как фосфатные, азотные и комплектные удобрения (мочевина, аммиачная и калийная селитра, аммофос, нитроаммофоска и другие).

Таким образом, требование о проведении обязательного декларирования ГОСТ Р будет действовать на территории России до тех пор, пока не вступит в силу ТР ЕАЭС 039. Ожидается, что это произойдет в 2021 году.

В отношении органических удобрений (навоз, торф, птичий помет, ил, компост и другие аналогичные изделия) не предусматривается обязательная оценка их качества. Продукция данной группы может быть сертифицирована только в добровольном порядке.

Содержание и особенности декларации ГОСТ Р

Декларация ГОСТ Р составляются и регистрируются при помощи экспертов центров по сертификации.

Испытания при декларировании могут проводиться третьими незаинтересованными организациями (центрами или лабораториями), которые обладают для этого достаточной компетенцией и имеют необходимую аккредитацию.

В тексте документа в обязательном порядке указывается информация о продукции, заявителе, производителе, перечень ГОСТов, соответствие которым установлено, основание принятия решения о соответствии (реквизиты актов, протоколов), срок действия документа, ФИО и подпись руководителя организации, от имени которой подаются документы. В графе дополнительных сведений может указывать любая другая необходимая информация о порядке маркировки, условиях сохранности, транспортировки продукции.

Необходимая документация

Для проведения декларирования от заявителя потребуется предоставление следующего пакета документов:

  • заявка стандартной формы;
  • описание продукции в произвольном виде с указанием назначения, состава, условий применения и другой важной информации;
  • копия устава, копии регистрационных документов (ОГРН, ИНН), различные выписки из реестров;
  • договор поставки, спецификация, в зависимости от статуса заявителя может потребоваться представительский контракт либо доверенность (для импортируемой продукции);
  • собственные доказательства безопасности товаров и их соответствия требованиям ГОСТов;
  • перечень стандартов использованных в производстве либо копии техусловий.

Состав необходимой документации может дополняться и другими позициями в зависимости от особенностей объекта проверок. Например, заявитель может предоставить также сертификат СМК, паспорт безопасности химической продукции, заключения независимых экспертиз.

Порядок проведения оценки

Декларирование минеральных удобрений осуществляется в несколько этапов:

  • подача заявки в сертификационный центр “Росстандарт Москва”;
  • проверка представленных заявителем сведений, анализ их соответствия требованиям ГОСТов;
  • проведение испытаний отобранных проб и образцов товаров, контроль производства;
  • оформление декларации, ее регистрация в едином реестре Росаккредитации и выдача документа заявителю.

Декларация действительна в течение 3 лет. По истечении этого периода продукция подлежит повторному декларированию.

Добровольная сертификация: выгоды и преимущества

После регистрации обязательных разрешений заявитель может по собственной инициативе пройти процедуру сертификации в любой выбранной системе добровольной сертификации.

Добровольный сертификат позволяет заявителю:

  • маркировать товары дополнительным знаком качества;
  • повысить уровень доверия к продукции;
  • увеличить товарооборот;
  • эффективнее участвовать в гостендерах и аукционах;
  • улучшить имидж предприятия;
  • привлечь инвесторов;
  • сократить вероятность проведения внеплановых проверок контролирующими органами.

Помимо добровольного сертификата ГОСТ Р на данную продукцию заявитель, при содействии нашего центра, может получить и другие добровольные документы, подтверждающие ее качество и безопасность, например, заключение агрохимической экспертизы или сертификат по стандартам ИСО.

Более подробную информацию по вопросам декларирования и сертификации удобрений можно получить у специалиста центра сертификации «Росстандарт Москва».

Источник

Сертификация навоза для чего

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 июня 2020 г. «Позиция Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства»

Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений граждан по вопросам регулирования деятельности в области обращения с отходами животноводства в пределах имеющихся полномочий разъясняет.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 в коде происхождения вида отходов и их состава 11200000000 "Отходы животноводства" содержит, в том числе, такие группы отходов, как "Навоз крупного рогатого скота" (код 1 12 110 0000 0), "Навоз конский" (код 1 12 210 0000 0), "Навоз верблюжий" (код 1 12 310 0000 0), "Навоз мелкого рогатого скота" (код 1 12 410 0000 0), "Навоз свиней" (код 1 12 510 0000 0), "Помет птичий" (код 1 12 710 0000 0), "Навоз пушных зверей" (код 1 12 911 0000 0).

Читайте также:  Сертификация шлемов hjc

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Вопрос необходимости оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности для осуществления деятельности по обращению навоза (помета) ранее был предметом разъяснений Минприроды России (письмо от 5 мая 2016 г. N 04-12-27/9376) и Минсельхоза России (письмо от 11 августа 2016 г. N ВА-14-27/8782).

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г. N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий:

— при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

— при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

— при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

— при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Согласно примечанию к п.3.16 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления" к отходам не относятся "побочный продукт" — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

Кроме того, Минприроды России обращает внимание, что исходя из судебной практики, судами признается необоснованным привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности по частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате их хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли от такой деятельности не осуществляется (постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда от 13 сентября 2017 года по делу N А21-4009/2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. N Ф09-9803/18 по делу N А07-21119/2018).

Обзор документа

Юрлица и предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты хозяйственной деятельности, в том числе навоз, помет, для собственных нужд, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

Хозяйствующих субъектов не должны привлекать к административной ответственности за отсутствие лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли не осуществляется.

Источник

Сертификат на навоз

навоз

В большинстве случаев навоз используется в качестве органического удобрения – для обогащения почвы, насыщения грунта различными микроэлементами и повышения урожайности. Широко применяется на с/х предприятиях и в частном домохозяйстве – для удобрения приусадебных участков, дачи, обустройства клумб и т.д.

Какие документы оформляются?

На навоз, как удобрение оформляется СГР от Россельхознадзора. Этот документ является обязательным и выдается по итогам проведения испытаний в специализированных лабораториях – на основании протокола испытаний (ПИ).

В остальных случаях навоз обязательной сертификации не подлежит – заявитель может оформить:

  • отказное письмо (предоставляется по запросу партнеров, потребителей, при проверках госорганов и т.д.) или отрицательное решение по заявке (может понадобиться при прохождении таможенного контроля для совершения экспорта/импорта);
  • добровольный сертификат соответствия.
Читайте также:  Вгту стандартизация и сертификация

Как получить свидетельство от Россельхознадзора на органические удобрения?

Если планируется использование навоза в качестве удобрения, то в обязательном порядке проводится процедура гос.регистрации, по итогам которой выдается свидетельство – СГР.

Этапами процедуры являются – идентификация товаров в качестве объекта оценки, сбор, предоставление и проверка документов от заявителя, отбор образцов, проведение испытаний, оформление экспертного заключения.

В процессе лабораторных исследований определяется качество навоза и его безопасность. Устанавливаются такие показатели, как:

  • состав;
  • отсутствие вредных хим. веществ;
  • микробиологические показатели;
  • отсутствие вредных микроорганизмов (личинок, червей и т.д.);
  • и другие параметры.

Если данные, указанные в протоколе, подтверждают безопасность навоза, то в Россельхознадзоре регистрируется СГР, которое в дальнейшем вносится в реестр и направляется заявителю.

Как оформить добровольный сертификат на навоз?

По желанию заявителя можно получить и добровольный сертификат на навоз, который является эффективным инструментом в конкурентной борьбе. Если речь идет об органических удобрениях, то получить этот документ можно только при наличии СГР.

Выбрать систему добровольной сертификации (СДС) для оценки качества товаров заявитель может по своему усмотрению. Наиболее популярными СДС для сертификации органических удобрений являются «Органик», «ЭКО» и иные.

Также объектом сертификации может выступать само производство органических смесей – процедура проводится согласно требованиям стандартов группы ИСО, которыми установлена процедура внедрения СМК – системы менеджмента качества:

  • продукции и всех производственных процессов (ИСО 9001);
  • безопасности и охраны труда (ИСО 18001);
  • рационального потребления природных ресурсов и охраны окружающей среды (ИСО 14001);
  • и иным.

Выдается добровольный сертификат сроком на 1 или 3 года.

Преимущества добровольной сертификации навоза

Добровольная сертификация навоза обеспечивает заявителю такие преимущества, как увеличение шансов на победу в гос.закупках в сфере с/х и в коммерческих тендерах, укрепление деловой репутации, возможность выхода на новые рынки сбыта, улучшение инвестиционного климата в компании для привлечения инвестиций, использование знаков качества СДС в процессе маркировки товаров и другое.

Какие документы должен предоставить заявитель?

Для оформления СГР и добровольного сертификата заявителю необходимо предоставить заявку на поведение процедуры оценки и основные сведения о компании – копии свидетельств о гос.регистрации (ОГРН), ИНН, выдержки ЕГРИП/ЕГРЮЛ и другие данные.

О продукции в заявке указываются следующие сведения:

  • коды товаров по ТН ВЭД;
  • данные о ГОСТ, тех.условиях (ТУ) или СТО на производство;
  • сведения о товарах – назначение, составы, иные;
  • если продукция импортная – прилагается договор поставки, спецификация.

Этапами процедуры сертификации являются проверка документов, отбор образцов, транспортировка образцов товаров в специализированную лабораторию, проведение испытаний продукции, получение протокола испытаний (ПИ), оформление экспертного заключения.

Помощь в оформлении СГР и сертификации продукции вам окажут специалисты портала.

Звоните по указанному телефону или оставьте заявку online на сайте. Консультации бесплатны.

Источник

Навоз и ныне там

Небольшие фермеры вынуждены платить миллион рублей за право отнести навоз из-под коровы до общей кучи. Он считается отходом третьего класса опасности, поэтому животноводческие предприятия должны оформлять лицензии. Но фермеры считают, что для небольших хозяйств должно быть исключение.

Таких растрат не может позволить себе фермер из Коломенского района Московской области Савелий Крестинков. У него 100 коз, 100 овец и 10 коров. А миллион он должен заплатить наравне с животноводческим комплексом на несколько десятков тысяч голов. Предложение разрешить обходиться без лицензий небольшим хозяйствам (до 100 голов) он внес на прошлом съезде фермеров.

«Одно дело, когда тонны навозной жижи от больших комплексов попадают в землю. А другое — от 10 коров у фермерского хозяйства где-нибудь в степи. Ну какой тут вред для экологии? Его всю жизнь использовали как лучшее органическое удобрение», — соглашается президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников.

Для больших хозяйств тоже неверно приравнивать навоз к отходам третьего класса, считает заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По данным Росстата за 2018 год, доля всего сельского хозяйства России в объеме всей промышленности в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ составляет 1,3% от общего объема. При этом, по словам эксперта, все 100% навоза и помета перерабатываются в ценное органическое удобрение и используется для повышения плодородия почв. Еще в июне 2020 года минприроды выпустило пояснение, по которому при переработке навоза и помета (обезвреживании и обеззараживании) в удобрения им лицензия не нужна. Но на практике Росприроднадзор позицию минприроды во внимание не принимает и продолжает требовать лицензию, говорит эксперт. В Росприроднадозре «РГ» пояснили: раз навоз относится к третьему классу опасности, по закону лицензия быть должна.

Сейчас разрабатываются изменения в Закон «Об отходах производства и потребления», которыми предлагается изъять из их перечня навоз и помет. Для них могут разработать специальное регулирование, говорит Синельников.

Прежде чем использовать навоз в виде удобрения, ему надо отлежаться. Иначе он «сожжет» растения. За это время в процессе разложения в атмосферу и почву могут поступать вредные вещества и парниковые газы. С другой стороны, углекислый газ «занимает важное место в целом ряде биологических и физиологических процессов», признает директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. CO2 для растений как кислород для человека. Не будет его — не будет урожая. «Тем не менее ряд исследований подтверждает, что высокие концентрации углекислого газа могут оказывать отрицательное влияние на продуктивность сельхозкультур», — отмечает эксперт.

На животноводство в мире приходится около 14,5% всех выбросов парниковых газов в атмосферу, а к 2030 году этот показатель может достигнуть 49%.

Источник