Сертификация и категория судна ce a8 b12 c16 d20

Статьи о лодках

Категория судна определяет район эксплуатации Вашей лодки исходя из ее проекта.

Существуют четыре категории:
Категория А — океан
Судно спроектировано для океанских путешествий, когда сила ветра превышает 8 баллов, а высота волны может быть значительно более 4 м.

Категория В — море
Судно предназначено для морских путешествий, когда сила ветра доходит до 8 баллов, а высота волны — достигает 4м.

Категория С — прибрежные воды.
Судно предназначено для эксплуатации в прибрежных водах, больших заливах и бухтах, реках и озерах, в условиях силы ветра около 6 баллов и высоты волны 2м.

Категория D — защищенные воды (внутренние водоемы)
Судно предназначено для использования в небольших озерах, речках и каналах, где условия силы ветра — не более 4 баллов, а высота волны — около 0,5 м.

Обратите внимание на Ваше руководство по эксплуатации, если категория не указана, что может быть у отечественных лодок, тогда следует обратить внимание на максимальную высоту волны. Ниже приведу шкалу Бофорта с картинками и пояснениями. Это поможет Вам грамотно выбрать район плавания в зависимости от погодных условий и размеров водоема.

В1806 году английский адмирал Ф.Бофорт разработал условную (двенадцатибалльную) шкалу для визуальной оценки силы (а говоря точнее, скорости) ветра по его действию на наземные предметы или по волнению на море.
К концу прошлого века шкала получила широкое признание и применение. В 1963 году Всемирная метеорологическая организация уточнила шкалу Бофорта и она была принята для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море.
Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 метров над открытой ровной поверхностью.

0 баллов Штиль: Дым (от трубки капитана) поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны.
Зеркально гладкое море. ветер 0 — 0,2м/с
1 балл Тихий: Дым отклоняется от вертикального направления, на море легкая рябь, пены на гребнях нет.
Высота волн до 0,1м.
ветер 0,3 — 1,5м/с.
2 балла Легкий: Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, флюгер начинает двигаться, на море короткие волны максимальной высотой до 0,3м.
ветер 1,6 — 3,3м/с.
3 балла Слабый: Листья и тонкие ветки деревьев колышутся, колышутся легкие флаги, легкое волнение на воде, изредка образуются маленькие барашки.
Средняя высота волн 0,6м.
ветер 3,4 — 5,4м/с.
4 балла Умеренный: Ветер поднимает пыль, бумажки; качаются тонкие ветви деревьев, белые барашки на море видны во многих местах.
Максимальная высота волн до 1,5м.
ветер 5,5 — 7,9м/с
5 баллов Свежий: Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой, повсюду видны белые барашки.
Максимальная высота волн 2,5м, средняя — 2м.
ветер 8,0 — 10,7м/с.
6 баллов Сильный: Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, зонтики используются с трудом; белые пенистые гребни занимают значительные площади, образуется водяная пыль.
Максимальная высота волн — до 4м, средняя — 3м.
ветер 10,8 — 13,8м/с
7 баллов Крепкий: Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром.
Максимальная высота волн до 5,5м. ветер 13,9 — 17,1м/с.
8 баллов Очень крепкий: Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Сильное волнение на море.
Максимальная высота волн до 7,5м, средняя — 5,5 м.
ветер 17,2 — 20,7м/с.
9 баллов Шторм: Гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш, очень сильное волнение на море, высокие волны.
(максимальная высота -10м, средняя -7м).
ветер 20,8 — 24,4м/с.
10 баллов Сильный шторм: На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем, поверхность моря белая от пены, сильный грохот волн подобен ударам, очень высокие волны.
(максимальная высота — 12,5 м, средняя — 9 м).
ветер 24,5 — 28,4м/с.
11 баллов Жестокий шторм. Наблюдается очень редко. Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны (максимальная высота — до 16м, средняя — 11,5м), суда небольших размеров временами скрываются из виду.
ветер 28,5 — 32,6м/с.
12 баллов Ураган: Море все покрыто полосами пены. Воздух наполнен пеной и брызгами. Видимость очень плохая. Полный абзац судам небольших размеров, яхтам и прочим кораблям. Лучше не попадать.
Ветер 32,7м/с и более.

В наиболее распространенном случае, у нас, маломерные суда не используются на морских просторах, за исключением Белого, Четного морей и Тихого океана. В условиях больших закрытых водоемов типа Рыбинки и Финского залива особое внимание следует уделять силе ветра, т.к. большие, более 2м. волны – большая редкость. Но и короткая озерная и речная волна может доставить массу неприятностей.

Несколько может настораживать тот факт, что например категория плавания популярной у нас лодки Квик Сильвер 340 указана как — С, а для аналогичного Каймана 330-360 не указана вовсе, есть только ограничение по высоте волны. Чем вызвано это различие – не ясно, но соваться в двухметровую волну на лодочке такого размера, ИМХО, смертельно опасно!

Источник



Сертификация судов

В нашем сертификационном центре Вы можете получить исчерпывающую консультацию о порядке сертификации любого морского или речного судна в РФ. Мы поможем Вам подготовить Ваши суда к процедуре оценки соответствия, собрать необходимые документы и пройти необходимые проверки. На некоторые типы судов Вы можете получить сертификаты прямо в нашем центре. Обратившись к нашим специалистам, Вы сэкономите существенный объем временных и финансовых ресурсов Вашей организации.

Аттестат аккредитации Органа по сертификации.

«НТЦ Сертэк», входящий в группу компаний «Сертэк», аккредитован Федеральной службой по аккредитации и имеет разрешение выдавать сертификат соответствия Техническим Регламентам Таможенного Союза.

Сертификация маломерных судов

Сертификация маломерных судов в Таможенном союзе осуществляется на основании ТР ТС 026/2012. Согласно этому нормативному документу, к данной категории относятся транспортные средства, имеющие длину не более 20 метров при условии, что они выдерживают не более 12 пассажиров. Требования указанного ТР ТС применяются также к оборудованию судов этого типа. Конкретный перечень критериев безопасности таких объектов приведен в приложении № 2 к этому документу. Суда весом менее 100 килограммов не входят в сферу действия данного техрегламента и не подлежат обязательной сертификации.

Читайте также:  Ocsp сертификация

Сертификат Российского морского регистра судоходства

Речная и морская сертификация более крупных судов осуществляется по иным правилам. Нормативная база в этой сфере включает в себя:

  • Федеральный закон от 07.03.2001 N 24-ФЗ, представляющий собой кодекс речного транспорта РФ;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 19.05.2017 N 191;
  • другие нормативные документы.

Основные типы пассажирских и грузовых судов проходят процедуру сертификации в обязательном порядке. Остальные категории водного транспорта могут пройти добровольную сертификацию морского регистра.

Для быстрой и эффективной подготовки к оценке Ваших транспортных средств мы рекомендуем Вам обратиться в наш сертификационный центр. Наши специалисты проведут предварительное обследование парка Вашей техники и подготовят перечень конкретных рекомендаций по корректировке ее технических параметров. Мы также окажем Вам всестороннее содействие в подготовке полного пакета документов, предусмотренного действующими правилами речного и морского регистров. Мы хорошо знакомы с нюансами процедуры получения сертификатов на речные и морские суда. С нашей помощью Вы получите необходимые сертификационные документы в кратчайшие сроки и без лишних усилий.

Источник

Категории плавания маломерных судов и сертификат СE

Категории плавания маломерных судов и сертификат СE

Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.

Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ», или «Категория RCD», и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.

Категории СЕ / RCD

А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.

B. Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.

C. Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.

D. Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.

Парусная яхта Категории СE / RCD A - Bavaria Cruiser 37Парусная яхта Категории СE / RCD A - Grand Soleil 39Парусная яхта Категории СE / RCD A - Hanse 415Парусная яхта Категории СE / RCD A - X-Уachts Xc 45

Сертификат СЕ

Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.

Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.

Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.

Соответствие судна требованиям Директивы подтверждается:

— маркировкой знаком «CE»,

— наличием уникального идентификационного номера (УИН / ИНК), который размещается на внешней стороне транца (в верхнем углу, ближе к правому борту), а также внутри салона – «скрытый» идентификационного номер (должен быть подробно записан в файле технической документации на судно),

— «табличкой» производителя, которая крепится к судну, доступна для осмотра и в обязательном порядке содержит информацию о производителе / импортере, категории конструкции, максимально допустимом количестве человек на борту, максимальной загрузке, идентификационном номер Европейского Уполномоченного органа, который выдал сертификат CE и знак «CE».

Средства водного транспорта, прошедшие сертификацию СЕ в рамках Директивы, вне зависимости от типа конструкции, размеров и категорий, должны иметь следующие документы:

— Техническая документация, соответствующая Директиве, с подробным описанием судна, его дизайна, конструкции и компонентов, подтверждающая соответствие судна всем применимым в рамках Директивы международным стандартам ISO,

— Руководство пользователя (инструкция), соответствующее Директиве,

— Декларация соответствия Директиве.

Не подпадают под действия Директивы и, соответственно, не подлежат обязательной сертификацию СЕ и не имеют соответствующие маркировки и сертификаты:

— суда, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные лодки, которые производитель отнес к этой категории,

— каноэ и байдарки, гондолы и водные велосипеды,

— парусные доски для серфинга,

— доски для серфинга, включая доски для серфинга с мотором,

— оригинальные исторические корабли и их копии, спроектированные до 1950 года, построенные преимущественно из оригинальных материалов и помеченные как таковые изготовителем,

— экспериментальные суда, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза,

— суда, построенные для личного пользования, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза в течение пяти лет,

Читайте также:  Сертификация фенола

— суда на воздушной подушке,

— суда на подводных крыльях,

— суда с паровым двигателем, с топливом в виде угля, кокса, древесного топлива, нефти или газа.

Еще одно исключение из требований Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) составляют маломерные суда, которые были введены в эксплуатацию на территории соответствующего государства до момента его признания участником Евросоюза либо до момента реализации Директивы, то есть до 16 июня 1998 года.

Моторная яхта Категории СE / RCD A - RIVA 75 Venere SuperМоторная яхта Категории СE / RCD A - Dominator 640Моторная яхта Категории СE / RCD A - MCY 76 (Monte Carlo Yachts)Моторная яхта Категории СE / RCD A - Marquis 420 SC

Двигатель

В 2006 году вступили в силу поправки 2003/44/EC, которые акцентировали внимание Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC на уровне шума двигателей и выбросах выхлопных газов. С того времени возникало немало неприятных и непривычных для яхтсменов ситуаций, когда состояние нового двигателя неожиданно признавалось не соответствующим требованиям Директивы и судно не проходило инспекцию СЕ – оставалось либо полностью заменить двигатель, либо эксплуатировать судно исключительно за пределами Евросоюза.

Для новых судов ситуация была устранена довольно быстро: с 2006 года европейские и даже американские производители начали активно внедрять сертификацию двигателей и оборудования до момента их монтажа. Таким образом любые проблемы с последующим прохождением инспекции СЕ самого судна полностью исключались.

На сегодняшний день любые двигатели для маломерных судов, выпущенные в Европе с 2006 года, гарантированно имеют сертификат СЕ. Подобный же сертификат могут иметь двигатели некоторых производителей из США, Великобритании, Китая и Южной Америки.

Отсутствие или подделка сертификата СЕ

Если судно соответствует всем вышеперечисленным требованиям, оно должно иметь сертификат СЕ, соответствующую маркировку и документацию. Согласно Директиве о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), в качестве санкций за нахождение судна на территории Евросоюза без сертификата СЕ, с недействительным или поддельным сертификатом СЕ, в зависимости от обстоятельств, могут быть применены запрет на эксплуатацию судна, наложение ареста на судно, штраф до 10 000 Евро и/или лишение свободы на срок до 3 месяцев.

Что дает сертификат СЕ при эксплуатации судна вне стран Евросоюза?

Для жителей России, Украины, Белоруссии и Казахстана приобретение катеров или яхт, построенных европейскими судостроителями, становится явлением довольно частым. Особенно в последнее время, когда именитые яхтенные бренды повсеместно открывают собственные представительства, появляется все больше их официальных дистрибьюторов и дилеров.

Но если для Европы наличие у яхт маркировки СЕ является делом необходимым и привычным, для нас это лишь некий дополнительный показатель, которому мы, в силу действующих локальных нормативных актов по классификации и сертификации водной техники, не всегда придаем значение.

Вместе с тем, среди известных преимуществ наличия у катера или яхты, импортируемого из Европы, сертификата СЕ мы можем выделить следующие:

— подтверждение соответствия судна международным стандартам,

— подтверждение заявленных продавцом технических характеристик судна, его дизайна, конструкции, категории плавания,

— возможность дальнейшей эксплуатации судна, его регистрации и продажи (перепродажи) на территории любого из государств-участников Европейской экономической зоны без каких-либо помех и препятствий.

Источник

Классы маломерного судна

Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов:

Судно 1 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,8 метра и с удалением от места убежища до 12 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 25 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 1, 2 и 3 разрядов при высоте волны до 1 метра, с удалением от берега до 2 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 5 км (в бассейнах 2 и 3 разрядов); в бассейнах 4-5 разрядов — без ограничений.

Судно 2 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,5 метров и с удалением от места убежища до 6 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 12 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 2 и 3 разрядов при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 2 км; в бассейнах 4 разряда при высоте волны до 0,6 метра с удалением от берега до 6 км, в бассейнах 5 разряда — без ограничений.

Судно 3 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 2 разряда при высоте волны до 1 метра с удалением от места убежища до 5 км; в бассейнах 3 разряда — при высоте волны до 1,2 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 4 и 5 разрядов — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 6 км; в бассейнах 5 разряда — без ограничений.

Судно 4 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от места убежища до 6 км; в бассейнах 4 разряда — при высоте волны до 0,6 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 5 разряда — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 4 разряда — при высоте волны до 0,25 метра с удалением от берега до 2 км.

Судно 5 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 5 разряда — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 5 разряда — при высоте волны до 0,2 метра с удалением от берега до 0,5 км.

С июня 1998 года в Европе действует Директива ЕС по прогулочным судам (ERCD — European Recreational Craft Directive), которая обязывает катеростроителей (и импортеров лодок из-за пределов ЕС) относить свою продукцию к одной из четырех категорий: А (океан), В (открытое море), С (морская прибрежная зона), D (защищенные акватории). Для судов прибрежного и внутреннего плавания достаточны категории С и D. Если ознакомиться со статистикой последних лет, можно видеть, что к категории «А» относятся суда длиной не менее 12 м (естественно, далеко не все, а только те, которые отвечают требованиям по остойчивости и прочности). В категории «В» очень редко можно встретить лодки длиной меньше 8 м; им, как правило, присваивают категории «С» и «D».

Сопоставление требований ГИМС с Директивой ЕС выявляет, что после приведения нормативов ГИМС по высоте волны к соизмеримым «значительным» волнам эти нормативы получают область распространения не выше категории С. (Под «значительными» волнами следует понимать волны с высотой, равной средней высоте 1/3 наибольших волн; именно эта высота фиксируется при непосредственном наблюдении).

Российский Речной Регистр (далее — РРР) в нормативном документе «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов», введенном в действие в 2006 г., установил параметры соответствия предписаний РРР и Директивы Европейского Совета 94/25/ЕС. Они сводятся, в основном, к следующему (см. таблицу 1.1 ).

Источник

Классификация яхт по регионам плавания

Классификация яхт и маломерных судов по регионам, разумеется, сильно зависит от самого региона. Ниже приведены классификации, с которыми отечественные яхтсмены сталкиваются чаще всего.

Официальная классификация ГИМС МЧС РФ

Данная классификация относится к районам плаванья, но каждое маломерное судно, поднадзорное ГИМС, а также права на управление маломерным судном, ссылаются на эти районы, в качестве разрешенных для плавания.

  1. Водные пути (ВП) — внутренние несудоходные пути, т.е. озера, мелкие реки и т.п.;
  2. Внутренние водные пути (ВВП) — внутренние судоходные пути. Сами эти пути делятся на 7 классов, которые имеют опосредованное отношение к яхтингу, но все же их стоит упомянуть:
    1. Класс I — Сверхмагистрали
    2. Класс II — Магистрали I разряда
    3. Класс III — Магистрали II разряда
    4. Класс IV — Пути местного значения I разряда
    5. Класс V — Пути местного значения II разряда
    6. Класс VI и Класс VII — Малые реки
    1. Неограниченный (Категория 0) — плавание в океанах и морях на волнении с расчетной высотой волны (здесь и далее — 3%-ной обеспеченности )11 м;
    2. Ограниченный (Категория I) — плавание в морских районах на волнении с максимальной высотой волны 8,5 м, удаление от места убежища не более 200 миль, допустимое расстояние между местами убежища не более 400 миль;
    3. Ограниченный (Категория II) — плавание в морских районах на волнении с максимальной высотой волны 7 м, удаление от места убежища не более 100 миль, допустимое расстояние между местами убежища не более 200 миль;
    4. Ограниченный (Категория II СП) — смешанное (река – море) плавание на волнении с максимальной высотой волны 6 м, удаление от места убежища:
      1. в открытых морях не более 50 миль, допустимое расстояние между местами убежища не более 100 миль
      2. в закрытых морях не более 100 миль, допустимое расстояние между местами убежища не более 200 миль

      Классификация Минтранса РФ для спортивных парусных судов

      Данная классификация предназначена только для спортивных парусных судов.

      1. Категория плавания 0 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7 м, температурой воздуха или моря ниже 5° С, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;
      2. Категория плавания 1 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7,0 м, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;
      3. Категория плавания 3 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 м/с и высотой волны до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
      4. Категория плавания 3 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 м/с и высотой волны до 3,5 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль (92,6 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
      5. Категория плавания 4 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 м/с и высотой волны до 2,0 м с удалением от места убежища не более 12 морских миль (22 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
      6. Категория плавания 5 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
      7. Категория плавания 6 — присваивается спортивному парусному судну,
        предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до 1,0 м с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км) при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

      Классификация Евросоюза (Категории CE)

      Очень простая и понятная классификация. Класс присваивается всем малым судам на продажу. Устанавливается «Директивой о маломерных/рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC», с поправками 2003/44/EC, поэтому часто говорят о «Категории RCD» или «Категории CE».

      Источник