Самоанализ учителя физики при аттестации



Самоанализ педагогической деятельности учителя физики

Данный материал может быть полезен педагогам при подготовке к аттестации. Самоанализ содержит следующие сведения:

1. Общие сведения;

2. Курсы повышения квалификации за последние 5 лет;

3. Цели и задачи педагогической деятельности;

4. УМК;

5. Мониторинг результатов обучения;

6. Анализ динамики % качества обучения;

7. Использование основных технологий, методов и форм работы в деятельности по предмету;

8. Используемые виды диагностики уровня знаний учащихся;

9. Результаты участия обучающихся в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах;

10. Участие в конкурсах, использование информационных технологий в распространении педагогического опыта;

11. Вклад в повышение качества образования, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, участие в работе методических объединений педагогического работника организации (по школе);

12. Работа по методической проблеме: «Использование ЭОР при организации учебного процесса по физике»;

13. Поощрения за результаты участия в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, проектах.

Предмет: Другое
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Клюшина Жанна Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 330.58 Kb

педагогической деятельности учителя физики

Клюшиной Жанны Викторовны 2009- 2014 г.г.

Занимаемая должность: учитель физики.

Место работы: МБОУ СОШ №37.

Общий педагогический стаж работы: 9 лет.

Стаж работы в данной школе: 8 года

Дата назначения на эту должность (в данном учреждении): 2006 года.

Образование: высшее, РГУ, физфак, 1989 год.

Специальность по диплому: «Физика».

Квалификация: «Физик. Преподаватель».

Дата предыдущей аттестации: 30.12. 2009 г., приказ МУ Департамент образования г. Шахты,

№ 638 от 30.12.2009 года.

Курсы повышения квалификации за последние 5 лет:

  1. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи», 2012г., по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике» (108 акад. часов).
  2. Автономная некоммерческая организация «Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион» г. Ростов – на – Дону, 2013г., «Методики подготовки учащихся к решению тестовых заданий ЕГЭ высокого уровня сложности с учётом реальных ошибок, допущенных в прошлые годы» (2 часа).

Цели и задачи педагогической деятельности

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ОУ.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.

В связи с поставленной целью реализую следующие задачи:

  1. обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;
  2. обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
  3. выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
  4. научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием;
  5. помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.

7-9 классы: авторская программа «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина

«Примерная программы основного общего образования по физике. 10-11 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой

Источник

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физики муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа» педагогической деятельности учителя физики Тумпуковой Солоны Маратовны

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ профессиональной деятельности учителя физики»

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физики муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа» педагогической деятельности

учителя физики Тумпуковой Солоны Маратовны

В МБОУ «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа» работаю в должности учителя физики с 1987 года, на сегодняшний момент общий педагогический стаж составляет 29 лет. В 1987 году окончила Горно-Алтайский Государственный педагогический институт по специальности – учитель математики и физики.

Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося, их самореализация и самосовершенствование через организацию исследовательской деятельности , как средство повышения качества образования в области физики.

Отсюда вытекают перспективные задачи:

1.Заинтересовать детей изучению физики путем организации исследовательской деятельности;

2.Развивать индивидуальные творческие способности учащихся;

3. Применять на практике современные педагогические находки;

4. Активно использовать информационные технологии;

3.Совершенствовать умения и навыки;

4.Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике.

К достижению поставленных задач направлена вся система школьного обучения и воспитания. В этой системе важное место принадлежит уроку. В поисках эффективных форм изучаю проблемы инновационной работы в условиях развития школы, обращаюсь к опыту учителей-новаторов. С первого урока физики в 7 классе ставлю перед собой цель заинтересовать детей предметом, используя для этого: индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний; эмоционально окрашенный фон занятий; включение эффектных опытов; знакомство учащихся с предметом разнообразными методами :познавательные игры, учебные дискуссии, введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов;

В 7-8 классах стараюсь использовать игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, который развивает активность, вызывает интерес. Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает фронтальное повторение (обычно провожу в начале урока). Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения, т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить.

Работа с сигнальными карточками, на которых записаны обозначения основных физических величин, формул, помогает детям учиться определять единицы измерения, решать задачи.

При изучении нового материала и закреплении немыслимо работать без дифференциации и индивидуального подхода к каждому ученику. Контрольные работы, домашние и экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Учитывая индивидуальные наклонности детей, привлекаю их к изготовлению физических приборов, к подготовке дополнительных сообщений. Особое значение предаю экспериментам особенно на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.

В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся считаю:

Ø овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;

Ø участие учащихся в предметной олимпиаде на уровне района: за последних годы –победители и призеры районного тура олимпиады по физике;

Ø повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности; наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;

Большую роль в изучении физики отвожу работе над проектами. Работа над проектами способствует выработке навыков самостоятельного приобретения знаний, развитию логического мышления правильности письменной речи, терпения, трудолюбия. Создание проектов и решения физических задач, усиливает практическую направленность преподавания физики. Как показывает опыт, учащиеся прочувствовывают и пропускают через себя весь учебный материал, осознают роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

повышение мотивации учащихся;

развитие способности к активной практической деятельности;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесс.

Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через организацию исследовательской деятельности, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Одним из методов активизации учебной и познавательной деятельности школьников, позволяющим более эффективно организовать исследовательскую работу учащихся является использование краеведческого материала , так как этот материал более нагляден и важен для жизни общества, более конкретен и проще для понимания школьникам. Составлено тематическое планирование с использованием регионального компонента с 7-9 классы. Рабочая программа по физике 7 класс А.В.Перышкин с использованием регионального компонента опубликована в социальной сети работников образования nsportal.ru .. Web-адрес публикации :http:// nsportal.ru / node/159551.

Обучающиеся регулярно выступают на НОУ « Мое Отечество» Телецкое озеро, По Чуйскому тракту, Уч-Сумер-Белуха.При отборе краеведческого материала для уроков физики следует руководствоваться следующими положениями:

1. Тесная связь местных сведений с изучаемым материалом по физике.

2. Доступность его понимания для учащихся.

3. Межпредметные связи физики с курсами биологии, географии, химии и истории.

Применение исследовательского метода вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. В рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные направления в системе НПО и СПО» , проходившей в г.Новокузнецке в 2010 г. опубликован доклад «Организация исследовательской деятельности на уроках физики».

Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают системой научных и технических знаний, понятий, готовятся к рационализаторству и к творческим поискам. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер.

Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. В практике обучения применяю различные типы самостоятельной работы в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислю наиболее распространенные и эффективные из них.

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Читайте также:  Ноу аттестация плюс набережные челны

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов и рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

С 2009 года я являюсь руководителем РМО учителей физики, математики и информатики РМО учителей физики, а с 2010 года — РМО учителей физики.

Обобщила опыт работы по теме «Методы и формы контроля учащихся на уроках физики» на заседании РМО физиков. Обменивалась опытом работы по темам: « Тесты в преподавании физики», «Использование информационных технологий на уроках физики». Постоянно делюсь опытом применения современных технологий со своими коллегами, проводя для них семинарские занятия на школьных педагогических советах.

В нашей школе действует методическое объединение учителей естественного цикла. Методическая работа осуществляется путём поведения открытых уроков, обмена опытом, изучения нормативных документов. Стараюсь постоянно самосовершенствоваться: активно участвую в работе методического объединения, изучаю новые технологии, в том числе информационные, использую в работе материалы Интернет, учебных электронных пособий по физике, даю открытые уроки для коллег.

В течение последних трех лет провожу элективные курсы предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса , программу которых я разрабатываю сама: «Физика в твоей будущей профессии», «Физика человека», «Загадки звездного неба», особенностью которых является изучение практического применения знаний, их связи с техникой. На занятиях ребята убеждаются в том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий. В 2008 году приняла участие в республиканском конкурсе программ элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай , в результате стала победителем конкурса и получила Сертификат за программу элективного курса «Физика в твоей будущей профессии».

Выпускники 9 класса часто выбирают физику для сдачи экзаменов по выбору. В 2009-2008 учебном году 4 выпускника сдавали физику в форме тестирования (% успеваемости – 100, % качества – 100).. В 2010-2011 учебном году 2 выпускника сдавали физику в форме тестирования (% успеваемости – 100, % качества – 50). Это позволило объективно оценить уровень знаний учащихся и стало подготовительным этапом к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Свой опыт по подготовке учащихся к сдаче ГИА я обобщила в докладах: «О подготовке учащихся 9 класса к ГИА по физике» (в 2010 г.), «Некоторые недостатки в подготовке выпускников к тестированию по физике» (в 2010 году). С этими докладами выступала на РМО.

В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет- ресурсы для своей методической подготовки и организации методической работы в школе и районе. С 1 по 13 марта 2004 года прошла обучающие курсы Учебно-методического центра КиМ на базе Республиканского Центра детского творчества по программе « Развитие единой образовательной среды Республики Алтай на 2002-2005 учебные годы» в объеме 108 часов , в 2010 году прошла курсы ГОУ ДПО(ПК) с «ИПКРО РА» по теме «Модернизация содержания и структуры физического и математического образования» в объеме 72 часов, прошла обучение в НОУДПО «Институт АЙТИ» по программе «Применение пакета свободного программного обеспечения» продолжительностью 72 часа. С 2009 года состою в Предметной ассоциации учителей математики и физики Республики Алтай, зарегистрирована в сети творческих учителей Республики Алтай. в социальной сети работников образования имею свой персональный сайт. http:// nsportal.ru /tumpukova

В 2012 году разместила в социальной сети работников образования

nsportal.ru свое электронное портфолио . Web-адрес электронного

портфолио :http:// nsportal.ru /tumpukova. Опубликовала там же Учебно-

методический материал: Аттестационный паспорт учителя физики. Web-

адрес публикации: http:// nsportal.ru/node/159584.

В перспективе планирую больше внимания уделять дифференцированному подходу, системному применению в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивному использованию информационно-коммуникационной технологии, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения.

Источник

Самоанализ педагогической деятельности учителя физики

Физика — основа научно-технического прогресса, она формирует творческие способности учащихся, их убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности, служит базой для изучения специальных предметов при получении профессий, связанных с техникой.

Всё это может быть достигнуто лишь тогда, когда в процессе обучения будет сформирован познавательный интерес – «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» . Познавательный же интерес складывается из интереса к явлениям, фактам, законам, из стремления познать их сущность на основе теоретических знаний, их практического значения, а всё это возможно только при условии творческого подхода к обучению. Таким образом, на сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности учащихся. Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.

Пробудить интерес ученика к жизни, к работе, к знаниям, проявлять волю и характер, стремиться быть полезным людям, уметь чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное в моей работе . Поэтому я работаю над проблемой: «Оптимизация урока физики через развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся».

Педагогическими исследованиями установлено, что познавательный интерес выступает в трех качествах : как средство обучения, как мотив деятельности , как черта личности . Будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Являясь мотивом деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к преподавателю, которое столь необходимо для того, что бы ученик учился осознанно, с максимальным приложением собственных сил, с желанием. Как устойчивая черта характера, познавательный интерес способствует формированию его личности в целом: личности, необходимой нашему обществу — настойчивой, ищущей, творческой. Поэтому цель своей работы вижу в улучшении качества обучения учащихся через формирование познавательного интереса, а также развитие творческих способностей школьников.

Отсюда вытекают задачи обучения, которые я ставлю перед собой:

Обучающие:
— усвоение основ физики как фундаментальной науки;
— формирование физического образа окружающего мира;
— научить приемам мыслительной деятельности, навыкам быстрой
обработки большого количества информации;
Развивающие:
— развитие интеллекта учащихся, навыков самостоятельного учебного
труда, творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
— формирование привычки преодоление учебных трудностей, к
интенсивной и успешной работе;
— воспитание чувства уважения к себе и уверенности в своих
возможностях через успешность обучения и личные достижения;
— воспитание уважения к другому человеку, его суждению, мнению, позиции;
— воспитание тактичности и вежливости в общении с людьми;
— воспитание ответственного отношения к своим обязанностям.

В своей работе я опираюсь на следующие дидактические принципы:
— принцип доступности в обучении;
— принцип учета психологических особенностей учащихся;
— принцип системности.
Строго следую принципу: научить учащихся этапам работы, которые помогут систематизировать полученные знания, надолго запомнить и правильно применять их, для чего

создаю мотивационную основу у учащихся для формирования умения, т.е. такую ситуацию, когда он сам захочет осознано овладеть теми или иными знаниями, с этой целью продумываю начало урока, отдельные страницы биографии ученых, новости науки и техники и т.д.;

акцентирую внимание на способах самостоятельной организации учебной деятельности как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. При использовании алгоритма действий я одновременно сама показываю образец верного его выполнения (например, даю правильную характеристику физической величины);

под моим руководством ученики выполняют новые действия с опорой на памятку, алгоритм;

ученики самостоятельно выполняют соответствующие задание, на этом этапе от учащихся требуется самоанализ результатов своих действий;

произвожу перенос умений в новые условия.

Так как важнейшим условием развивающего обучения является глубокое понимание учебного материала и его перевод в долговременную память, то делаю ударение на многократное повторение усваиваемого , четко формирую установку на его прочное запоминание . Для того, что бы материал был понят, усвоен, осознан, преподношу его учащимся в доступной, но не в облегчённой форме, используя наглядность , метод аналогий, сравнений .
Важным считаю связь преподавания физики с родственными предметами, а особенно с математикой и химией. При изучении некоторого нового материала, учитывая базовую подготовку детей, даю его в сжатом, логически связанном виде, тем самым в работу включается не только слуховая, но и зрительная память. Использую элементы технологии В.Ф. Шаталова, В.М. Шеймана . При подготовке к уроку провожу строгий отбор учебного материала, продумываю способ контроля над результатами учащихся , применяю и различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную . Так как учащиеся имеют разный уровень подготовки, то считаю обязательным принцип индивидуализации обучения (дифференцированное домашнее задание, большое число простых тренировочных задач на использование одной формулы, задачи повышенной трудности для одарённых детей). Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача — обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:

овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;

участие учащихся в предметной олимпиаде на уровне города;

повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности;

наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;

успешное прохождение итоговой аттестации по предмету и поступление выпускников в технические вузы.

Знаю интересы своих учеников, в курсе их проблем, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету. На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного источника знаний. Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются.

Читайте также:  Качество проведение итоговой аттестации

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.

При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Критериями оценки деятельности учащихся являются : самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность . Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают критерии оценок.

С целью формирования рефлексивных умений школьников, применяю самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность. Учу детей методам контроля и оценок.

Большой интерес у учащихся вызывают уроки нестандартных форм . Чаще всего это уроки обобщающего повторения и в их подготовке принимают активное участие дети, что помогает сблизиться одноклассникам и способствует налаживанию добрых отношений учащихся с учителем. С этой целью использую элементы интерактивных технологий («мозговой штурм», «аквариум», «физический пинг-понг», «ажурная пилка»).

Очень важную роль в своей работе отвожу контрольно-оценочной деятельности . Считаю, что хорошо налаженный контроль является важнейшей составляющей успешного достижения цели, т.к. его функциями является контролирующая, обучающая, развивающая и корректирующая деятельности . Для контроля знаний учащихся использую контрольные работы, физические диктанты, тесты, групповую работу, всевозможные взаимопроверки, мини-зачеты, лабораторные и практические работы, экспериментальные задания, контрольно-методические срезы. Анализ контрольных, проверочных работ позволяет выяснить пробелы знаний учащихся, над которыми затем работаю.

Всю учебную деятельность делю ( используя элементы методики Л.С.Выгодского ) на уровни:

Первый уровень учебной деятельности – общекультурный: ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить явления, закон, может применить знания по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня.
Второй уровень – прикладной: учащийся выполняет задания в измененной ситуации, демонстрирует понимание взаимосвязей, понятийного аппарата темы, курса не выходя за его рамки.
Третий уровень – творческий: учащийся способен решать проблемы выходящие за рамки курса. Этот элемент методики помогает мне охватить всех при проведении первого этапа внутришкольной предметной олимпиады: даю дифференцированные задания, при проверке строю диаграмму типа в которой указываю фамилии учащихся, чьи работы соответствуют тому или иному уровню. На второй этап олимпиады приглашаются учащиеся, чьи работы соответствуют второму уровню.

Приведу пример. Под термином «творческая задача» я понимаю задачу, алгоритм решения которой учащимся неизвестен. В 10 классе перед изучением темы «Законы сохранения» предлагаю задачу: «Деревянный шар массой 980 г. висит на нити, причём расстояние от точки подвеса до центра шара равно 1,6 м. В центр шара попадает летевшая горизонтально пуля массой 20 г. и застревает в шаре. Нить с шаром после попадания пули отклоняется на угол 60 градусов. С какой скоростью летела пуля?» Условие задачи содержит все факты, необходимые для её решения, но, обладая имеющимися знаниями, решить её учащиеся не могут.

Изучая закон сохранения импульса предлагаю задачу:«Снаряд массой m1, летящий со скоростью v1параллельно рельсам, ударяет в неподвижную платформу песком массой m2 и застревает в песке. С какой скоростью v станет двигаться платформа?» При изучении темы «Закон сохранения энергии» решаем задачу: «К шнуру длиной 1м подвешена гиря массой 1кг. Гирю отвели в сторону так, что шнур принял горизонтальное положение, и отпустили. Чему равна скорость гири в момент прохождения положения равновесия?» Таким образом, постепенно по мере накопления знаний идёт осмысление ранее предложенной задачи. Но интерес к таким задачам проявляется только у определённой группы учащихся. Именно они и принимают участие в предметных олимпиадах. Но нельзя забывать, что физика – экспериментальная наука , а это значит, что основные вопросы практического использования физики следует раскрывать на основе эксперимента. Поэтому демонстрационные опыты, фронтальный эксперимент, экспериментальные задачи, домашний эксперимент являются неотъемлимой частью моей работы.

Если рассматривать вопросы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, нельзя не упомянуть использование вместе с детьми информационных и телекоммуникационных технологий на уроках физики, которые делают доступными нетрадиционные источники информации: электронные учебники, образовательные сайты, системы дистанционного обучения; обеспечивают возможность проведения дистанционных уроков, показ видео- и анимационных материалов, проведение дистанционных олимпиад по физике. Так, мои ученики принимают активное участие в следующих интернет–олимпиадах :

— областной интеллектуальный турнир «Эрудит-поиск»; — Всеукраинская интернет-олимпиада «Відкрита природнича демонстрація «;

— интернет – олимпиада Одесского областного института усовершенствования учителей;

VIII Международная олимпиада по основам наук;

— Всеукраинская интернет-олимпиада «Левеня».

Неплохие результаты показали обучающие из моих классов на городских предметных олимпиадах по физике и астрономии, согласно которым ОШ №2 имеет наибольший рейтинг в сравнении с другими школами города на протяжении последних 4-х лет. В 2012 году ученица 9-А класса Дарья Сакун была приглашена на III (областной) тур ученической олимпиады по физике, где заняла 11 место; в марте 2015 года ученики 10-А класса Черников Павел и Негру Вячеслав получили дипломы II степени на Республиканском этапе ученической олимпиады по физике. Всё это является следствием моей активной работы по пропаганде физических знаний среди школьников и их родителей. За последние лет школу закончили учащиеся …. физико-математических и …. математических классов, и успешно сдали экзамены в технические вузы.

Искренне считаю, что общение с коллегами помогает повышать профессиональный уровень. Поэтому участвую в областных и городских семинарах, посещаю открытые уроки по физике. В 2013 году стала участником областного тура конкурса «Учитель года – 2013», заняла 12 место из 37 возможных.

Вывод:
Использование системы заданий творческого характера, применение на уроках физики различных видов учебной деятельности и элементов разных форм диагностики, тщательное изучение полученных результатов, индивидуальная работа с одарёнными и слабоуспевающими учащимися позволили улучшить уровень качества знаний. Но для повышения уровня обученности использованы ещё не все резервы, над чем и планирую работать в следующем учебном году.

Источник

Самоанализ учителя физики при аттестации

Я, Кузьмичева М.А., учитель физической культуры ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат». Педагогический стаж – 22 года. В должности учителя физической культуры я работаю с 2004 года, в данной школе с 2004 года. В 1996 году окончила Тамбовский государственный университет им. «Г.Р. Державина» по специальности «физическая культура и психология». В 2015 году присвоена первая квалификационная категория. Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира, цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды наша школа работает над реализацией программы «Индивидуализация обучения и воспитания, основанная на создании оптимальных условий для формирования творческого потенциала всех участников образовательного процесса». Основополагающей целью функционирования учебно-воспитательного процесса в школе является развитие обучающихся с учётом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей и создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося с учётом индивидуально-личностного развития.

Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение здорового образа жизни, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. Достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с обучающимися, коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

— обучать различным видам двигательных действий на уровне возможностей;

— осуществлять учебно-воспитательную работу в соответствии с требованиями

— формировать специальные теоретические знания с использованием ИКТ для самостоятельного изучения;

— формировать мотивационные потребности обучающихся в систематических занятиях физическими упражнениями;

— укреплять здоровье, содействовать разностороннему физическому развитию личности;

За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить целый ряд важных проблем:

— повысить качество учебного процесса за счёт применения современных педагогических технологий и улучшения материально — технической базы;

— реализовывать на уроках здоровьесберегающие технологии;

— увеличить количество детей, вовлечённых к занятиям в спортивных секциях;

— повысить уровень развития физических качеств за счёт новейших педагогических технологий, что положительно сказалось на результатах спортивных соревнований.

Однако на сегодняшний день существуют противоречия:

— между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;

— между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательной школы;

— между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.

— между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

Пытаясь разрешить эти проблемы в течение трёх последних лет, работаю над темой «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игрового, соревновательного и современных информационных технологий». По данной теме мною проведены теоретические исследования и накоплен большой практический опыт, результаты которого нашли своё отражение в докладах и сообщениях: «Физическое воспитание и двигательная активность — залог здорового образа жизни», «Исследование физического развития обучающихся» на педагогическом совете, общешкольных родительских собраниях, МО учителей физической культуры, на муниципальном уровнях.

В школе разработана комплексно — целевая программа «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». В реализации программы одним из важнейших направлений является формирование физического здоровья обучающихся. На это направлены как уроки физической культуры, так и внеурочная воспитательная деятельность, организация участия в спортивных соревнованиях.

Как руководитель МО являюсь аналитиком творческой группы, проводящей мониторинг по направлению «Состояние преподавания в общеобразовательном учреждении». Основная цель деятельности группы — диагностика и оценка деятельности учителя, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Как учитель физической культуры, осуществляю взаимодействие с другими школами по проведению соревнований, спортивных праздников. Занимаюсь подготовкой учащихся к олимпиаде, соревнованиям. Принимаю участие в судействе на районных соревнованиях. Являюсь полноправным участником образовательного процесса.

Материально — техническая база по предмету «Физическая культура», информационное и учебно-методическое обеспечение соответствует целям, задачам обучения и развития учащихся, соответствует современным требованиям.

Читайте также:  Акт аттестации колледжа

На уроках физической культуры использую современные образовательные технологии: технологию развивающего обучения, технологию уровневой дифференциации, групповую, здоровьесберегающую и информационно — коммуникационные технологии.

Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках, поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования.

В работе с детьми специальной медицинской группы и обучающимися, освобождёнными от занятий физической культурой, особое внимание уделяю обучению рациональному дыханию и коррекции нарушений осанки. Наряду с расширением знаний о важности и пользе физических упражнений для организма здорового человека обучающимся специальной медицинской группы я на конкретных примерах показываю роль физической культуры в борьбе с недугом. Эти знания помогают детям укрепиться в уверенности в том, что занятия физическими упражнениями способны восстановить здоровье и работоспособность.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по физической культуре. Один раз в четверть провожу «День здоровья», в ходе которого организуются различные соревнования, такие как «Весёлые старты», «Тропа здоровья». Ежегодно проходят соревнования между классами по волейболу, футболу, лапте.

Уровень познавательного интереса обучаемых на моих уроках считаю достаточно высоким. Учитывать образовательные потребности мне помогает изучение личности ученика: анкеты, тестирование, диагностика. Отслеживаю положительную и отрицательную динамику физического развития обучающихся, корректирую формы, методы и направления работы, выявляю творческие способности детей, их интересы и наклонности.

Для повышения мотивации учения и осознания успеха на уроках использую: нестандартные формы уроков (сюжетно-ролевой урок, интегрированные уроки, урок-исследование, урок-соревнование ит.д.), Интернет-ресурсы, творческие работы (проекты); реализую программы дополнительного образования «Баскетбол», «Ритмическая гимнастика».

Применение соревновательно — игрового метода в учебном процессе, по физическому воспитанию обучающихся, по сравнению с общепринятыми методами, позволяет мне добиться более высоких показателей их физической подготовки при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными. Всё это приносит детям удовольствие от процесса двигательной активности, развиваются их физические и интеллектуальные способности, память, внимание, мышление.

Особое внимание уделяю работе с детьми, имеющими высокий уровень потенциальных возможностей. В работе с ними я трансформирую физические упражнения или игровые задания в соответствии с их индивидуальными способностями. Им даются задания более высокого уровня сложности. Такие ребята, как правило, — активные участники внеклассных и внешкольных соревнований.

Использование инновационных технологий в учебно- воспитательном процессе способствует росту качества знаний обучающихся. Динамика успеваемости за последние три года складывается следующим образом:

Качество знаний по физической культуре в 2012-2013 учебном году составляет – 95,1 %; уровень обученности — 100 %.

В 2013-2014 учебном году — качество знаний составляет 94,9 %; что на 0,2 % ниже показателя качества знаний по итогам 2012-2013 учебного года. Но этот показатель не говорит о понижении качества знаний в этом году, потому что увеличилось количество обучающихся.

В 2014-2015 учебном году качество знаний по физической культуре вновь составило 95,1% , что свидетельствует о стабильной динамике качества знаний.

Для повышения эффективности уроков, рационального сочетания разных приёмов и методов, я постоянно отслеживаю уровень познавательного интереса обучающихся. Сравниваю результаты диагностических обследований с помощью электронного журнала, созданного в Excel. Это позволяет анализировать деятельность обучающихся, объяснить итоговую оценку. С помощью электронного журнала обучающиеся осуществляют самоконтроль, а родители следят за успеваемостью своих детей.

За время работы с детьми добилась определённых успехов, о чём свидетельствуют результаты диагностики и анкетирования. Они указывают на наличие положительного климата на уроках, хорошие человеческие качества учеников, высокий уровень мотивации детей к обучению.

Результат исследования свидетельствует о теплом, благоприятном климате в коллективе, о готовности обучающихся решать дела совместно друг с другом и учителем.

Чтобы создать обстановку взаимного уважения, доверия и открытости я:

— Тщательно готовлю урок, не допускаю даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

— Вхожу в класс с хорошим бодрым настроением.

— Общаюсь с детьми в жизнерадостной доброжелательной форме и только по имени.

— Увлекаю учеников наглядной демонстрацией выполнения физических упражнений.

— Хвалю ребёнка за каждый новый шаг в выполнении нового физического упражнения.

— Контролирую темп урока, помогаю обучающимся с низким уровнем развития поверить в свои силы.

— Держу в поле зрения весь класс.

— Особенно слежу за теми, у кого внимание неустойчиво.

— Предотвращаю сразу же попытки нарушить дисциплину на уроке.

— Мотивируя оценки знаний и умений, сообщаю ученику над чем ему следует поработать ещё.

— Заканчиваю урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.

Основные формы взаимодействия семьи и школы в процессе физического воспитания ребенка это цикл консультаций с родителями по вопросам физического воспитания, беседы, демонстрации, привлечение родителей к организации самостоятельных занятий ребенка по физической культуре, к участию в совместных с детьми спортивных соревнованиях, праздниках, походах и т.д.

В беседах важно знакомить родителей, какие задачи ставит школа в физическом воспитании детей на каждом году обучения и как согласовать работу школы с усилиями родителей. Сотрудничество с родителями считаю одним из самых важных условий для достижения успеха.

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

Свои отношения с коллегами оцениваю, как доброжелательные. Стараюсь помочь и в работе, и в решении частных проблем, знакомлюсь с их опытом, методическими находками. Серьезных конфликтных ситуаций не возникало. Все возникающие проблемы пытаюсь решать конструктивно, объективно, доказательно. Умею признавать свои ошибки. Мои коллеги ценят во мне такие качества, как ответственность, порядочность, толерантность, креативность. Пользуюсь авторитетом среди коллег не только своей школы, но и района. Они часто обращаются ко мне за помощью и всегда получают поддержку. Команда учителей нашей школы — постоянный участник районных соревнований по волейболу.

Являясь руководителем школьного методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ, систематически выступаю с сообщениями по вопросам преподавания своего предмета на районных семинарах, заседаниях МО, педсоветах. Обмениваюсь опытом работы по предмету, оказываю помощь в подготовке и проведении различных мероприятий.

Одной из главных моих черт как педагога является неустанное стремление к самообразованию, повышению уровня педагогического мастерства. Уверена, что профессиональная деятельность учителя физической культуры требует не только хорошей спортивной подготовки, но и постоянного совершенствования своих знаний. Поэтому большое внимание уделяю повышению уровня профессионального мастерства. Это достигается путём самообразования, обмена педагогическим опытом и прохождения курсовой подготовки. Стараюсь, как можно больше внимания уделять освоению навыков работы с ИКТ, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету и, следовательно, ведёт к повышению качества знаний обучающихся. В целях самообразовании:

— регулярно работаю с методической литературой по предмету;

— знакомлюсь с новинками периодичных изданий;

— изучаю новые УМК, пособия по предмету, в том числе использую их в урочной и внеурочной деятельности;

— изучаю современные психологические методики в процессе

— посещаю муниципальные семинары;

— обмениваюсь опытом с коллегами в школе, районе, Интернете;

— обобщаю свой опыт работы по отдельным аспектам преподавания. Слежу за новинками методической литературы, изучаю материалы периодической печати, читаю журналы «Физкультура в школе», «Здоровье школьника». С большим интересом посещаю открытые уроки своих коллег, семинары, конференции. Принимаю участие в школьных и районных МО. Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают детям сильную мотивацию и толчок к занятиям физкультурой. Поэтому мне хочется быть всегда в хорошей физической форме, я стараюсь пополнять свой физический и духовный багаж теми наработками, которые, на мой взгляд, способствуют развитию учащихся. В качестве социального партнёрства, я принимала участие в областных и районных соревнованиях, являюсь членом сборной учителей школы по волейболу.

За время роботы в школе я отметила, что всем детям нравится занятия. У детей проявляются такие качества как настойчивость в достижении целей, чувства взаимопомощи, особенно это проявляется в игровой деятельности и в участиях в соревнованиях. Занимающиеся повышают свой духовный запас знаниями о физической культуре. Дети занимаются не только в школе, но и дома самостоятельно, это говорит о том, что они осознанно ведут развитие своего тела и организма что очень важно, особенно в наше время. К ключевым проблемам, перспективным задачам, механизмам их решений и планируемым результатам своей педагогической деятельности отношу следующее:

— между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;

— между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательной школы;

— между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.

— низкий уровень участия обучающихся в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах.

Механизмы их решений

— систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития; учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся;

— практические действия, связанные с проявлением физических способностей;

— регулярные занятия физическими упражнениями;

— формирование списка образовательных услуг Интернета со ссылками на наиболее перспективные образовательные ресурсы.

Планируемые результаты

— увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях;

— увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем развития;

— эффективное использование медиатеки в самостоятельной работе школьников;

— рост количества секций физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования;

— интеграция в учебный процесс различных спортивно- оздоровительных мероприятий: дни здоровья, турслёты;

Основная идея моей работы сводится к утверждению валеологических принципов в школьной жизни, к руководству всей системой поддержки и укрепления здоровья обучающихся.

Работа по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, станет шагом к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ребенок, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость — этому учит физкультура.

Источник