Законодательные, нормативные правовые акты, правовые акты, регламентирующие определение, декларирование и таможенный контроль таможенной стоимости товаров
- Законодательные акты
- Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (Комиссии Таможенного союза)
- Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
- Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации
- Нормативные правовые акты, правовые акты ФТС России
- Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии
Решение Комиссии Таможенного союза
от 20.05.2010 № 257
«Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»
от 20.09.2010 № 376
«О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»
(утратил силу с 01.07.2019)
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 30.10.2012 № 202
«О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»
от 13.11.2012 № 214
«О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров»
от 12.12.2012 № 273
«О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров»
от 20.12.2012 № 283
«О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)»
от 25.06.2013 № 145
«Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы»
от 27.08.2013 № 180
«Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием»
от 15.07.2014 № 112
«Об утверждении Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары»
от 15.07.2014 № 113
«О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета»
от 22.09.2015 № 118
«Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров»
от 01.11.2016 № 130
«Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»
от 22.05.2018 № 82
«Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»
от 22.05.2018 № 83
«О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»
от 19.06.2018 № 103
«Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»
от 10.12.2013 № 289
«О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»
«О структуре и формате декларации таможенной стоимости»
от 16.10.2018 № 160
«О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости».
от 27.03.2018 № 42
«Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»
от 20.09.2010 г. № 378
«О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»
от 06.08.2019 № 138
«О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров»
ВАЖНО! Анализ Техрегламента Таможенного союза: что изменится с 1 января 2015 года?
С 1 января 2015 года вступает в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». К каким изменениям следует готовиться владельцам транспортных средств?
С 1 января 2015 года вступает в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
К каким изменениям следует готовиться владельцам транспортных средств?
Техрегламент — что это такое?
Технический регламент – это высший технический нормативный правовой акт в своде законодательства государства.
Под требования Технического регламента должна быть перестроена вся нормативная база государства в области требований безопасности к колесным транспортным средствам.
Требования регламента являются обязательными и не могут корректироваться национальным законодательством, так как:
Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения на территории Таможенного союза требования к транспортным средствам;
Технический регламент имеет прямое действие на территории Таможенного союза;
Технический регламент содержит требования к транспортным средствам, которые не могут дополняться или ужесточаться национальным законодательством.
Страна-участник Таможенного союза может определить только порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
- персоналом автотранспортных и других организаций в ходе контроля технического состояния транспортных средств;
- работниками предприятий автосервиса в ходе гарантийного и послегарантийного обслуживания транспортных средств;
- сотрудниками ГАИ (ГИБДД) в ходе контроля транспортных средств, участвующих в дорожном движении;
- работниками диагностических станций в ходе проведения технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
- автовладельцами в ходе эксплуатации транспортных средств.
С 1 января мы должны будем перейти на контроль другого состояния, которое трактуется Техрегламентом как «безопасность транспортного средства».
То есть будут проверяться не все параметры технического состояния и конструкции транспортного средства, а только те из них, которые обеспечивают недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Это позволит отказаться от ряда проверок, никак не связанных с безопасностью транспортных средств, о которых мы поговорим ниже.
Основные изменения
1. Недостатки во внешнем виде транспортных средств не рассматриваются Техническим регламентом как угроза их безопасности
Техрегламент не содержит каких-либо требований, касающихся внешнего вида автомобиля (в отличие от действующих сейчас ПДД и ТКП). Как уже упоминалось ранее, гостехосмотр призван контролировать прежде всего безопасность транспортного средства, снижать риск возможного причинения вреда. В этом плане, к примеру, царапина, мелкая вмятина, элемент кузова, окрашенный в другой цвет, наклейка, аэрография никак на безопасность автомобиля не влияют. Поэтому с 1 января сотрудников, проводящих гостехосмотр, не будут интересовать повреждения (если они не затрагивают элементы конструкции транспортного средства), наклейки и даже цвет автомобиля.
2. Тормозная система: небольшое ужесточение
В отличие от действующего ТКП нормативы эффективности торможения транспортных средств категорий М и N будут подведены под единые показатели.
Удельная тормозная сила для категории N (автомобили для перевозки грузов) составит 0,45, для категории М (автомобили для перевозки пассажиров) — 0,5 .
3. Рулевое управление: практически без изменений
Требования к суммарному люфту в рулевом управлении остались практически те же. Правда, появились требования к квадрициклам, и все транспортные средства категории N (автомобили, предназначенные для перевозки грузов) подпадают под один норматив – 25 градусов.
4. Зимой надо будет обязательно «переобуваться»
Во вступающем в силу документе предусмотрено, что с декабря по февраль на колесах автомобиля должны быть установлены зимние шины. При этом автовладельцы должны быть готовы к тому, что указанный период может быть продлен на национальном уровне, что допускается Техрегламентом.
5. Экологические параметры
Если ранее автомобили, работающие на бензине и газовом топливе, проверялись на допустимое содержание оксида углерода и углеводородов только при работе на бензине, то с 1 января 2015 г. проверка будет осуществляться на обоих видах топлива. При этом проверка на содержание углеводородов проводиться не будет.
6. Задние стекла легковых автомобилей: согласно Техническому регламенту тонировка не запрещена
Думаю, что это очень злободневный вопрос для всех автовладельцев легковых автомобилей. Здесь необходимо отметить следующее: Техрегламент четко предъявляет требования к светопропусканию только ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя (то есть передних стекол), – их светопропускание должно составлять не менее 70%. Вместе с тем данное требование не применяется к задним стеклам (к стеклам обеспечивающим обзор для водителя сзади) категории М1 (легковых) при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида.
7. С автомобилями, сертифицированными для американского рынка, вопрос до конца не решен
Техрегламент полностью соответствует европейским требованиям, предъявляемым к внешним световым приборам транспортных средств. Это значит, что свет, испускаемый указателями поворотов, должен быть желтым, а фары с газоразрядными источниками света (ксеноновые) могут быть использованы только в том случае, если транспортное средство оснащено автоматическим корректором фар и устройствами их очистки. Вместе с тем автомобили, сертифицированные для американского рынка, не соответствуют европейским требованиям. Свет, испускаемый указателями поворотов у них красный. Устройств очистки фар, как правило, нет.
В отношении зарегистрированных «американцев» Технический регламент ввел два понятия, позволяющие им спокойно чувствовать себя с 1 января 2015 г. Первое – цвет огней внешних световых приборов определяется изготовителем транспортного средства. Что касается корректора и омывателя фар, то «американцы» не сертифицировались на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 48, следовательно, могут не иметь этих устройств.
8. Шум будет проверяться
С 1 января диагностические станции приступают к техническому контролю шумового загрязнения. Предельные уровни шума выпуска двигателей транспортных средств не должны более чем на 5 дБА превышать нормы, установленные изготовителем. В случае отсутствия таких данных шум легковых автомобилей, грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны и мототранспортных средств будет ограничен 96 дБА.
Шум «больших» автобусов и грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 12 тонн – 100 дБА.
9. Легковые автомобили-такси
Технический регламент не предъявляет дополнительных требований к внешнему оформлению их автомобилей, а значит, эти требования не будут отражены и в новом документе по техосмотру. www.ati.su
ОТ РЕДАКЦИИ: Напомним — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877.
Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Роман Валерьевич специалист по внешнеэкономической деятельности
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Способ подтверждения соответствия Декларирование
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
- Ввезти в страну тестовые образцы продукции — если вы импортер, а не производитель.
- Выбрать лабораторию.
- Заключить с ней договор на проведение исследований.
- Предоставить лаборатории документацию на продукцию и образцы для испытаний.
- Получить протокол испытаний.
- Загрузить протокол в специальный сервис на сайте Росаккредитации и там же зарегистрировать декларацию.
- Проверить, что декларация появилась в реестре.
- Распечатать форму декларации.
- Подписать у руководителя организации — импортера или производителя.
- Поставить печать организации.
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схема 4д такая же , как и 3д, но применяется для партии продукции или единичного изделия.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
- будет использоваться на опасных производственных объектах;
- такое сложное, что его нельзя проверить в лаборатории, а нужно собирать и испытывать прямо на рабочем месте.
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Некоторые предприниматели в целях экономии выбирают лаборатории не в России, а в Казахстане, Армении или Киргизии. Это не запрещено, да и цены у соседей по ЕАЭС, как правило, ниже: например, за испытания по трем техническим регламентам российская лаборатория может запросить 15 000 Р , а в Армении то же самое сделают за 8000 Р .
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
- Переоформление документов с учетом повторных исследований и ввоза образцов — 50 000 Р .
- Пользование складом временного хранения — 120 000 Р . — 70 000 Р .
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
- Технический паспорт.
- Описание технологии работы оборудования.
- Технические характеристики.
- Принципиальную схему устройства.
- требования к электросети.
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Федеральная таможенная служба
Законодательные, нормативные правовые акты, правовые акты, регламентирующие определение, декларирование и таможенный контроль таможенной стоимости товаров
- Законодательные акты
- Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (Комиссии Таможенного союза)
- Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
- Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации
- Нормативные правовые акты, правовые акты ФТС России
- Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (Комиссии Таможенного союза)
Решение Комиссии Таможенного союза
от 20.05.2010 № 257
«Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»
от 20.09.2010 № 376
«О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»
(утратил силу с 01.07.2019)
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 30.10.2012 № 202
«О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»
от 13.11.2012 № 214
«О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров»
от 12.12.2012 № 273
«О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров»
от 20.12.2012 № 283
«О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)»
от 25.06.2013 № 145
«Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы»
от 27.08.2013 № 180
«Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием»
от 15.07.2014 № 112
«Об утверждении Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары»
от 15.07.2014 № 113
«О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета»
от 22.09.2015 № 118
«Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров»
от 01.11.2016 № 130
«Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»
от 22.05.2018 № 82
«Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»
от 22.05.2018 № 83
«О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»
от 19.06.2018 № 103
«Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»
от 10.12.2013 № 289
«О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»
«О структуре и формате декларации таможенной стоимости»
от 16.10.2018 № 160
«О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости».
от 27.03.2018 № 42
«Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»
от 20.09.2010 г. № 378
«О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»
от 06.08.2019 № 138
«О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров»