Развитие экологической стандартизации

Развитие экологической стандартизации

Экологические правила и нормы применяются в различных сферах производства и обращения продукции. Для этого вводится процедура экологической стандартизации. Такая деятельность направлена на общее повышение качества продукции по критериям ее экологической безопасности.

Цели экологической стандартизации

Стандартизация в области экологии в России проводится в соответствии с нормами Федерального закона РФ «О техническом регулировании». Для такой деятельности характерны следующие цели:

Готовые работы на аналогичную тему

  • общее повышение безопасности объектов промышленности;
  • повышение уровня жизни граждан;
  • повышение безопасности здоровья и жизни потребителей;
  • безопасность в сфере экологии;
  • повышение безопасности жизни животных и растений;
  • рациональное использование всех природных ресурсов;
  • повышение уровня конкурентоспособности работ, продукции и услуг;
  • обеспечение развития науки и техники.

Также экологической стандартизацией преследуются иные цели регионального значения.

Экологическая стандартизация существует согласно определенным принципам, которые заключаются в учете законных интересов всех заинтересованных лиц. В этом аспекте не должны ущемляться права третьих лиц, которые напрямую не участвуют в тех или иных взаимоотношениях в сфере производства продукции или работ. Все стандарты должны осуществляться на добровольной основе. Активное применение международной стандартизации в области экологической безопасности может становиться приоритетом при разработке национальных экологических стандартов. Они не должны противоречить действующим техническим регламентам. Также функционирует принцип единообразного применения стандартов.

Система экологических стандартов

Существует два типа стандартов, которые составляют систему экологических стандартов. В их число входят национальные стандарты и классификатор социальной и технико-экономической информации. Оба они действуют на территории Российской Федерации.

Деятельность в области экологической безопасности окружающей среды характеризует показатель в виде определенного стандарта. Также вводятся иные понятие, которые характеризуют всю сферу экологической стандартизации. Принято отличать понятия экологического норматива и экологического лимита от основного термина «экологический стандарт».

Экологический норматив представляет собой показатель качества. Он характеризует определенный вид природных объектов или природных ресурсов после воздействия на него конкретной деятельности человека.

Экологический лимит — показатель, отвечающий на вопрос о том, сколько возможно разместить в окружающей среде вредных веществ, чтобы качественные характеристики природного объекта оставались на удовлетворительном уровне, то есть обеспечивалась экологическая безопасность.

Экологическое лицензирование

Процедура лицензирования представляет собой совокупность мероприятий, которые связаны с выдачей или переоформлением лицензий (разрешений).

Ее проводят в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензировании принимают участие надзорные органы, которые следят за выполнением всех экологических требований. Такие требования называют лицензионными. Однако на законодательном уровне точного понятия об экологической лицензии до сих пор не существует.

Экологическое лицензирование относят к методам административно-правового регулирования общественных экологических отношений. Этот процесс поддерживает экономическая структура управления, поскольку основной его частью являются отношения по уплате платежей за использование природных объектов, а также за загрязнение окружающей среды.

Задачи, которые выполняет экологическое лицензирование:

  • ведение постоянного учета и контроля всех природопользователей;
  • осуществление контроля за потреблением природных ресурсов и загрязнением воздуха;
  • ведение деятельности по распоряжению природными ресурсами и объектами, в том числе распоряжение правами на загрязнение окружающей среды.
  • Экологические лицензии делятся на два основных типа:
  • комплексную лицензию;
  • специальную лицензию.

Комплексная лицензия подлежит выдаче большому предприятию, которое осуществляет природопользование на определенной территории. Разрешение дает право использовать в соответствии с принятыми требованиями потенциал природных ресурсов. В такую деятельность включается право использования и размещения в окружающей среде производственных отходов.

Специальная лицензия предполагает осуществление природопользования, а также иной частной деятельности по различным видам природных ресурсов.

Гражданское законодательство устанавливает рамки экологического лицензирования. Организации и предприятия любых форм собственности имеют право заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии выданной лицензии. В России сегодня нет четкой системы лицензирования, так как существуют пробелы в законодательстве. Из федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исключены виды деятельности, которые имеют значение в сфере экологии. Прежняя отсылка ФЗ на Постановление Правительства страны о лицензировании теперь не действует, поскольку закон утратил свою силу.

Субъекты и объекты экологического лицензирования

Главные полномочия функций по лицензированию принадлежат Ростехнадзору и Росприроднадзору.

Росприроднадзор выдает разрешения на оборот биологических объектов, включая коллекции животных, которые занесены в Красную Книгу. Российское ведомство лицензирует долгосрочное пользование объектов животного мира, основные виды пользования недр, промышленное рыболовство, добычу водных биоресурсов, а также размещение производственных предприятий вблизи водных объектов.

В полномочия Ростехнадзора входит осуществление лицензирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами, а также веществами, которые содержат определенные ядерные материалы. Ростехнадзор выдает лицензию на проведение экспертизы проектных и других материалов. Она осуществляется для определения уровня радиационной безопасности на местности.

Также субъектами экологического лицензирования являются Росгидромет, Росрыболовство, Федеральная служба регистрации кадастра и картографии, а также Лесхоз и Министерство здравоохранения РФ.

Некоторые виды хозяйственной деятельности в настоящее время не регулируются органами лицензирования.

Орган, который выдал лицензию, уполномочен осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований, лимитов и нормативов природопользования.

Организации, получившие лицензию, несут административную, гражданскую, уголовную ответственность, которая не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда.

Источник



Экологическая стандартизация — Стандартизация

Правила экологии, норм, должны применяться в разных производственных сферах и обращении продукции. С данной целью вводят стандартизацию экологии. Подобная деятельность направляется на то, чтобы повысить качество продукции исходя из критерия безопасности экологии.

Основные цели экологической стандартизации

Говоря о стандартизации в экологической сфере, то в России проводят исходя из норм законов РФ, где говорится про регулирование техники. Для подобной деятельности приводят следующие характерные цели:

  • Повышается уровень безопасности в промышленности;
  • Повышается жизненный уровень людей;
  • Повышается и гарантируется безопасность и здоровье жителей;
  • Экологическая безопасность;
  • Повышается безопасность животной и растительной жизни;
  • Рационально используется природа;
  • Становится выше уровень конкуренции в рабочем плане, а также продукции, услуг;
  • Обеспечивается научное и техническое развитие.

Кроме того, стандартизацией экологии могут преследоваться другие цели.

Стандартизация экологии может существовать, согласовываясь некоторыми принципами, что заключаются с учетом законных интересов определенных лиц. Ни в коем случае, нельзя допускать ущемление прав лиц, что не участвуют в некоторых действиях предприятий и выпускаемых ими продукции. Все это должно происходить исключительно на добровольной основе. Ни в коем случае не должны мешать регламентам техники, что сейчас действуют. А также функционирующему принципу единых стандартов.

Экологическая система стандартов

Есть два типа стандартов, составляющие систему стандартов. В это число можно отнести национальные стандарты, социальную и технико-экономическую информацию. Все это является действительным на территории РФ. Действуя в области безопасности экологии, всей окружающей среды, характеризуется показатель как определенный стандарт.

Кроме этого, вводятся прочие понятие, способные характеризовать сферу экологии и ее стандартизации. Отличают понятия экологических нормативов и экологических лимитов, и все это исходит от главного «экологического стандарта».

Нормами экологии являет то качество, которое они представляют. Тут все зависит от того, насколько правильно и разумно человек распоряжается ресурсами, дарованных природой.

Читайте также:  Ленинградский центр стандартизации и метрологии

Замечание 1 Лимит экологии представляет собой показатель, что отвечает на вопрос, сколько получится разметить во внешней среде вредных веществ. Делается это для того, чтобы качество природного объекта остался на хорошем уровне, то есть, была обеспечена безопасность в плане экологии.

Лицензирование в области экологии

Определение 1 Сам термин «лицензирование» — совокупность разных мероприятий, связанных с выдачей или же переоформлением нужных лицензий, или их еще называют, разрешения.

Проводится отвечая российскому закону о лицензиях отдельного вида деятельности. В получении лицензии участвуют специальные надзорные органы, следящие за тем, чтобы выполнялись нужные требования по экологии. Подобные требования называются лицензионными. Следует заметить, что на уровне законодательства конкретного понятия об экологических лицензиях как такового нет. Все это относится скорее к методике административно-правового регулирования экологических отношений в обществе.

Процесс получает поддержку в экономической управленческой структуре, ведь основная его часть являет отношения в сфере уплаты платежей за то, что используются природные объекты, а также загрязняется окружающая среда.

К задачам, что выполняют лицензирование в сфере экологии можно отнести:

  • Природные пользователи, которых нужно учитывать и контролировать;
  • Контроль, проводимый при использовании ресурсов, а также насколько загрязняется воздух;
  • Разрешение на то, как именно будут использоваться ресурсы, права на то, чтобы загрязнять пространство;
  • Подобного вида лицензии можно поделить основные виды:
  • Лицензия комплексная;
  • Лицензия, что называется специальной.

Вид комплексной лицензии достается большим предприятиям, способных совершать использование природы на конкретных территориях. Такая лицензия дает разрешение пользоваться природным потенциалом, отвечая требованиям указанных в документе. В эту же деятельность можно включить право использовать и размещать производственные отходы в окружающей среде.

Касательно специальной лицензии, то здесь предполагается осуществлять использование природы, а также другой частной деятельности по разным видам ресурсов природы.

Гражданским законодательством были установлены рамки по экологическому лицензированию. Те организации и предприятия, у которых есть собственность могут выполнять некоторую деятельность, только в том случае, если имеют на руках выданную лицензию. На сегодняшний день в России нет определенной системы лицензирования, поскольку есть пробелы в законах. Из законов о лицензиях исключаются виды деятельности, имеющие значение в экологической сфере. Говоря о прежней отсылке законов о лицензиях, то она уже не действует, ведь закон также утратил силу.

Наличие субъектов и объектов экологического лицензирования

Основные функциональные полномочия в плане лицензирования находятся в распоряжении Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Первый занимается тем, что выдает разрешения на оборот биологических объектов. Сюда же включаются коллекции животных, занесенных в известную Красную Книгу. Российским ведомством выдаются лицензии на долгое использование объектов мира животных, использование недр, промышленная ловля рыбы, добывание водных ресурсов. Также размещение предприятий возле водных объектов.

Полномочия второго заключает то, что осуществляется лицензированная деятельность в плане обращения с отходами радиоактивного типа, веществами, содержащими некоторые количества ядерных материалов. Ростехнадзором выдается лицензия на то, чтобы проводить экспертизы проектов, прочих материалов. Осуществляют их для того, чтобы определить уровень безопасности радиации на конкретной местности. Помимо вышеназванного, субъектами экологического лицензирования можно назвать другие организации, отвечающие за рыболовство, леса и прочее.

Определенные виды хозяйства на сегодняшний день не может регулироваться лицензированными органами. Тот, кто выдает лицензию, может контролировать соблюдение требований по лицензии, а также лимитов, нормативов по которым используются природные ресурсы.

Те организации, что получили лицензию, обязаны нести не только гражданскую и административную, но и уголовную ответственность. Все это также не освобождает от обязанности возместить причиненный вред.

Источник

Экологическая стандартизация

Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в целях:

— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— обеспечения научно-технического прогресса;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— технической и информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

— добровольного применения стандартов;

— максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

— применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

— недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения названных выше целей стандартизации;

— недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

— обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт— документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направлены на детализацию положений регламентов, необязательны, исполняются добровольно.

Законом предусмотрен широкий ряд форм документов в области стандартизации:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган — Государственный комитет РФ по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации, в состав которых на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Национальную систему стандартизации образуют:

1) Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

2) Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Ими являются нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Читайте также:  Закон о стандартизации от 16

Работа по подготовке национальных стандартов ведется в соответствии с программой разработки национальных стандартов, разрабатываемой и утверждаемой национальным органом по стандартизации. При этом программа разработки национальных стандартов должна быть доступной заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта, как и технического регламента, может быть любое лицо.

Процедура разработки национальных стандартов включает:

— направление уведомления о разработке национального стандарта в национальный орган по стандартизации и публикацию;

— обеспечение разработчиком доступности проекта заинтересованным лицам для ознакомления;

— доработку проекта с учетом полученных в письменной форме замечаний;

— проведение публичного обсуждения проекта;

— публикацию уведомления о завершении публичного обсуждения;

— представление проекта с перечнем полученных замечаний в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта;

— подготовку техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта и направление его в национальный орган по стандартизации;

— принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта;

— публикацию уведомления об утверждении национального стандарта в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта;

— в случае отклонения проекта направление мотивированного решения разработчику проекта;

— утверждение стандарта и публикацию информации о нем.

Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает также стандарты организаций. Коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Экологическая сертификация

Объектами являются новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

— предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждение экологического и экогенного вреда;

— внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

— производство экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышение ее качества и конкурентоспособности;

— создание условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

— совершенствование управления хозяйственной и иной деятельностью;

— предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

— интеграция экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств.

Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным органом для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям.

В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" обязательной сертификации подлежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя (ст. 7).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" на территории Российской Федерации только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, допускаются производство и использование топлива. Производство и использование технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок также допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Такие сертификаты выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Требования обязательной экологической сертификации предусмотрены Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". В общем виде сформулированы положения об экологической сертификации в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".

Федеральный закон "О техническом регулировании" является специальным законом в области сертификации.

В основе подтверждения соответствия лежат принципы:

— доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

— недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

— установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

— уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

— недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

— защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

— недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Сертификация, или подтверждение соответствия, может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

— принятия декларации о соответствии;

Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента;

— объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Субъектом декларирования соответствия могут быть:

— зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя;

— либо являющиеся изготовителем или продавцом;

— либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации. Проводится на основании договора с заявителем. Схемы сертификации устанавливаются техническим регламентом.

Сертификаты соответствия подлежат включению в единый реестр выданных сертификатов соответствия, который ведет федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Маркировка таким знаком осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Обязательное подтверждение соответствия ввозимой на территорию РФ продукции является необходимым условием ее ввоза.

Одновременно с таможенной декларацией заявителем представляются в таможенные органы декларация о соответствии продукции или сертификат соответствия либо документы об их признании.

В отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов за соблюдением требований технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Читайте также:  Практическая работа стандартизация и качество продукции

Если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, названные лица обязаны возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

При получении и подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

Согласно Закону, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, предусмотренных программой, изготовитель обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

Закон предусматривает принудительный отзыв продукции. В случае невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора) или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

Источник

Экологическая стандартизация

Экологические правила и нормы применяются в различных сферах производства и обращения продукции. Для этого вводится процедура экологической стандартизации. Такая деятельность направлена на общее повышение качества продукции по критериям ее экологической безопасности.

Цели экологической стандартизации

Стандартизация в области экологии в России проводится в соответствии с нормами Федерального закона РФ «О техническом регулировании». Для такой деятельности характерны следующие цели:

Готовые работы на аналогичную тему

  • общее повышение безопасности объектов промышленности;
  • повышение уровня жизни граждан;
  • повышение безопасности здоровья и жизни потребителей;
  • безопасность в сфере экологии;
  • повышение безопасности жизни животных и растений;
  • рациональное использование всех природных ресурсов;
  • повышение уровня конкурентоспособности работ, продукции и услуг;
  • обеспечение развития науки и техники.

Также экологической стандартизацией преследуются иные цели регионального значения.

Экологическая стандартизация существует согласно определенным принципам, которые заключаются в учете законных интересов всех заинтересованных лиц. В этом аспекте не должны ущемляться права третьих лиц, которые напрямую не участвуют в тех или иных взаимоотношениях в сфере производства продукции или работ. Все стандарты должны осуществляться на добровольной основе. Активное применение международной стандартизации в области экологической безопасности может становиться приоритетом при разработке национальных экологических стандартов. Они не должны противоречить действующим техническим регламентам. Также функционирует принцип единообразного применения стандартов.

Система экологических стандартов

Существует два типа стандартов, которые составляют систему экологических стандартов. В их число входят национальные стандарты и классификатор социальной и технико-экономической информации. Оба они действуют на территории Российской Федерации.

Деятельность в области экологической безопасности окружающей среды характеризует показатель в виде определенного стандарта. Также вводятся иные понятие, которые характеризуют всю сферу экологической стандартизации. Принято отличать понятия экологического норматива и экологического лимита от основного термина «экологический стандарт».

Экологический норматив представляет собой показатель качества. Он характеризует определенный вид природных объектов или природных ресурсов после воздействия на него конкретной деятельности человека.

Экологический лимит — показатель, отвечающий на вопрос о том, сколько возможно разместить в окружающей среде вредных веществ, чтобы качественные характеристики природного объекта оставались на удовлетворительном уровне, то есть обеспечивалась экологическая безопасность.

Экологическое лицензирование

Процедура лицензирования представляет собой совокупность мероприятий, которые связаны с выдачей или переоформлением лицензий (разрешений).

Ее проводят в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензировании принимают участие надзорные органы, которые следят за выполнением всех экологических требований. Такие требования называют лицензионными. Однако на законодательном уровне точного понятия об экологической лицензии до сих пор не существует.

Экологическое лицензирование относят к методам административно-правового регулирования общественных экологических отношений. Этот процесс поддерживает экономическая структура управления, поскольку основной его частью являются отношения по уплате платежей за использование природных объектов, а также за загрязнение окружающей среды.

Задачи, которые выполняет экологическое лицензирование:

  • ведение постоянного учета и контроля всех природопользователей;
  • осуществление контроля за потреблением природных ресурсов и загрязнением воздуха;
  • ведение деятельности по распоряжению природными ресурсами и объектами, в том числе распоряжение правами на загрязнение окружающей среды.
  • Экологические лицензии делятся на два основных типа:
  • комплексную лицензию;
  • специальную лицензию.

Комплексная лицензия подлежит выдаче большому предприятию, которое осуществляет природопользование на определенной территории. Разрешение дает право использовать в соответствии с принятыми требованиями потенциал природных ресурсов. В такую деятельность включается право использования и размещения в окружающей среде производственных отходов.

Специальная лицензия предполагает осуществление природопользования, а также иной частной деятельности по различным видам природных ресурсов.

Гражданское законодательство устанавливает рамки экологического лицензирования. Организации и предприятия любых форм собственности имеют право заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии выданной лицензии. В России сегодня нет четкой системы лицензирования, так как существуют пробелы в законодательстве. Из федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исключены виды деятельности, которые имеют значение в сфере экологии. Прежняя отсылка ФЗ на Постановление Правительства страны о лицензировании теперь не действует, поскольку закон утратил свою силу.

Субъекты и объекты экологического лицензирования

Главные полномочия функций по лицензированию принадлежат Ростехнадзору и Росприроднадзору.

Росприроднадзор выдает разрешения на оборот биологических объектов, включая коллекции животных, которые занесены в Красную Книгу. Российское ведомство лицензирует долгосрочное пользование объектов животного мира, основные виды пользования недр, промышленное рыболовство, добычу водных биоресурсов, а также размещение производственных предприятий вблизи водных объектов.

В полномочия Ростехнадзора входит осуществление лицензирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами, а также веществами, которые содержат определенные ядерные материалы. Ростехнадзор выдает лицензию на проведение экспертизы проектных и других материалов. Она осуществляется для определения уровня радиационной безопасности на местности.

Также субъектами экологического лицензирования являются Росгидромет, Росрыболовство, Федеральная служба регистрации кадастра и картографии, а также Лесхоз и Министерство здравоохранения РФ.

Некоторые виды хозяйственной деятельности в настоящее время не регулируются органами лицензирования.

Орган, который выдал лицензию, уполномочен осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований, лимитов и нормативов природопользования.

Организации, получившие лицензию, несут административную, гражданскую, уголовную ответственность, которая не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда.

Источник