Технический паспорт пути необщего пользования – основной документ.
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и в пункте 1.9. Приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» законодатель указал:
У каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.
«Типовой технический паспорт железнодорожного хозяйства организаций (кроме отнесенного к ведению МПС России)» был утвержден распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 № АН-46-р.
Однако в последующем был издан Приказ Минтранса РФ от 02.08.2005 N 92 «О признании утратившим силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2001 г. N АН-46-р»
В настоящее время новая форма технического паспорта не разработана. Таким образом, распоряжение № АН-46-р от 30.05.2001 остаётся единственным ориентиром при разработке техпаспорта пути необщего пользования.
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования – второй документ т.к. разрабатывается на основе технического паспорта.
В силу пункта 1.7 Приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее — инструкция).
Порядок разработки инструкции, ее состав, этапы согласований определены распоряжением ОАО «РЖД» № 2859р от 23.12.2013 «О разработке, согласовании и утверждении в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД».
Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
Инструкция проверяется и согласовывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, ревизором (движения) участка, начальником дистанции пути, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО «РЖД», и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций, который обеспечивает согласование Инструкции:
— начальником отдела по работе со станциями центра организации работы ж/д станций;
— начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы железнодорожных станций;
— ревизором по безопасности движения по региону (по хозяйству перевозок);
— начальником центра организации работы железнодорожных станций.
Окончательно согласовывает Инструкцию заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению).
Инструкция составляется в 4 экземплярах, из которых:
— один экземпляр хранится у владельца или пользователя ж/д пути необщего пользования;
— второй — у начальника станции примыкания;
— третий — в отделе по работе со станциями центра организации работы ж/д станций;
— четвертый — в отделе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы ж/д станций.
При изменении владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается новая Инструкция.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или железнодорожного пути, находящегося в ведении филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД», технологии его работы, порядка обслуживания железнодорожного пути, проведения реконструкции и др., в Инструкцию вносятся соответствующие изменения и дополнения, которые разрабатываются, согласовываются и утверждаются установленным выше порядком.
Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза железнодорожных путей необщего пользования на ОПО обязательна
Согласно п. 7 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» [новый документ], экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Прошу разъяснить, существуют ли требования промышленной безопасности к железнодорожным путям необщего пользования, по которым транспортируются опасные вещества и которые являются частью ОПО, и, соответственно, подлежат ли данные пути экспертизе промышленной безопасности.
Ответ Ростехнадзора: Управление общепромышленного надзора в связи с обращением от 28.07.2016 Вх.№ 0-12463 по вопросам, связанным с проведением экспертизы промышленной безопасности железнодорожных путей необщего пользования, сообщает.
Необходимо учитывать, что согласно требованиям требованиями статей 8 и 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к объектам, подлежащим экспертизе промышленной безопасности, относятся, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, к которым (как сооружениям) относятся и обустроенные железнодорожные пути различного назначения.
При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», к железнодорожным путям необщего пользования относятся железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Соответственно, наличие железнодорожных путей необщего пользования учитывается при проведении
- экспертизы промышленной безопасности документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта (в состав которого они входят),
- документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, вносимых в вышеуказанную документацию изменений,
- декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе подобной документации,
- обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Вместе с тем, в случаях если железнодорожные пути необщего пользования не входят (или не относятся) в состав опасных производственных объектов, обязательность требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не имеет на них распространения (в том числе в части экспертиз промышленной безопасности).
Целесообразно также принимать во внимание, что основные требования к объектам обосновываются и определяются, с учётом особенностей технологических процессов, факторов опасностей и анализа рисков при эксплуатации объектов, в проектной и проектно-конструкторской документации, с подтверждением принятых решений, в установленных случаях, результатами соответствующих испытаний, расчётов, экспертиз, процедур сертификации, и иных необходимых и достаточных по условиям безопасности мероприятий, с учётом нормативных требований, а также указаний, содержащихся в технических заданиях, технических условиях, стандартах, и иных документах, регламентирующих условия проектирования, изготовления, приёмки, поставки, ремонтов, монтажа, эксплуатации и обслуживания эксплуатируемого оборудования, зданий и сооружений объектов.
Вопрос:
Ответ: Для опасных производственных объектов (ОПО), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующих основные объекты. При этом участки транспортирования самостоятельно, не идентифицируются. Информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводиться в сведениях, характеризующих опасный производственный объект. Присвоение класса опасности основному объекту, в который составной частью входит участок транспортирования опасных веществ, устанавливается в соответствии с приложением 2 Федерального закона от 21.07.2017 №ФЗ-116.
Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых входят собственные или арендованные ж/д пути необщего пользования, предназначенные только для перемещения транспортных средств с опасными грузами и на которых погрузочно-разгрузочные и иные операции не производятся, класс опасности не устанавливается.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.2017 №ФЗ-116 организация, эксплуатирующая ОПО, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО. Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.2017 №ФЗ-116, п.7 «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом ФС Ростехнадзора от 14.11.2013 №538 [новый документ] сооружения (к которым относятся и ж/д пути) на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае:
- истечения срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
- отсутствия проектной документации;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В случаях, если ж/д пути необщего пользования не входят в состав ОПО, обязательность вышеуказанных требований на них не распространяется.
4. Пути необщего пользования
Статья 55. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Статья 56. Подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
Статья 57. При направлении грузов в порты в непрямом смешанном сообщении грузоотправители в перевозочных документах указывают наименования порта и грузополучателя.
Отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.
Статья 58. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 59. Охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.
Статья 60. Отношения между контрагентом (контрагент — грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Статья 61. Учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ — учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
Статья 62. Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При получении полномочий владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан предоставить перевозчику доверенность, выданную грузоотправителем, грузополучателем.
Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Статья 63. Подача, уборка вагонов для контрагента, иных грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) осуществляются за их счет на условиях договора.
Подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с настоящим Уставом. Владелец железнодорожных путей необщего пользования вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей.
Владелец инфраструктуры и перевозчик для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов могут использовать:
по договору с владельцем железнодорожного пути необщего пользования за плату принадлежащий этому владельцу железнодорожный путь необщего пользования;
по согласованию с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) расположенный на их территории и принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования.
При использовании железнодорожного пути необщего пользования для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов без указанного согласования владелец инфраструктуры и перевозчик несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.
Статья 64. Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.
При перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.
Договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пути необщего пользования гост
Библиографическая ссылка на статью:
Попов А.А., Баранец А.С., Губанов Д.В., Петухов В.Л. Вопросы дефектоскопии железнодорожных путей необщего пользования предприятий // Современная техника и технологии. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/03/9740 (дата обращения: 12.04.2021).
Дефектоскопия рельсовых железнодорожных путей необщего пользования проводится на основании документов, регламентирующих дефектоскопию рельсов для железной дороги общего пользования.
Большинство предприятий России имеет собственные подъездные пути – железнодорожные пути необщего пользования, проходящие по территории предприятий, организаций и служащие для перевозки грузов (в том числе опасных грузов).
Железнодорожные пути необщего пользования – это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Руководство предприятий, имеющих собственные подъездные пути, обязано особое внимание уделять техническому состоянию сооружений железнодорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Ранее для путей необщего пользования (путей промышленных предприятий), как обособленных единиц транспортной железнодорожной сети РФ, требования к состоянию путей, стрелочных переводов, периодичность, сроки, объекты и средства диагностики регламентировались нормативной документацией «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» (№ АН-22-Р), однако, Приказом министерства транспорта Российской Федерации № 169 от 13.06.2012 г. данный документ был отменен. В данный момент времени при технической эксплуатации всех железнодорожных путей России, в том числе железнодорожных путей необщего пользования, применяются «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации». В данном документе одинаковые требования ко всем железнодорожным путям указаны в приложении № 1 «Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства».
Дефектоскопия железнодорожных рельсов крайне важна при обследовании как линейных участков железной дороги, так и стрелочных переводов. Также необходима дефектоскопия для старогодных рельсов, которые чаще всего используются для укладки и замены на путях предприятий. Ультразвуковая дефектоскопия позволяет отбраковать дефектные рельсы, а дефектоскопия стрелочного перевода поможет подобрать по-настоящему качественный (в т.ч. старогодный) рельс, еще до укладки в путь, экономя ресурсы предприятия. Также периодическая дефектоскопия рельсов, уложенных в железнодорожных путях необщего пользования, позволяет выявить основные дефекты рельсов в начальной стадии развития для предупреждения изломов рельсов пути, приводящих, как правило, к значительным потерям ресурсов и времени на восстановление исправности пути и подвижного состава.
Для контроля за состоянием железнодорожного пути и сооружений инфраструктуры применяются путеизмерительные вагоны и тележки, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, дефектоскопные тележки, лаборатории по дефектоскопии. В соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ» рельсы и стрелочные переводы на главных и приемоотправочных железнодорожных путях должны проверяться (диагностироваться) с использованием вагонов-дефектоскопов, дефектоскопными тележками по графику (графикам), утвержденному, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Данный график в отменённом документе «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» (№ АН-22-Р) был ограничен временными периодами между проведением дефектоскопии: два раза в год для главных и приёмоотправочных путей и путей перевозки горячих грузов и не реже одного раза в год для остальных путей. В действующем документе данные ограничения сняты, и периодичность дефектоскопии теперь устанавливает владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей.
Ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожных путей необщего пользования имеют право проводить только лаборатории неразрушающего контроля (НК), аттестованные в системе Ростехнадзора России в соответствии с ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля». Требования к подготовке и сертификации персонала лаборатории НК изложены в ПБ-03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля». Для специалистов лаборатории НК (дефектоскопистов) главным и, практически, единственным документом, регламентирующим ультразвуковую дефектоскопию рельсовых путей железных дорог, является ГОСТ 18576-96 «Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые», утверждённый 4 июля 2001 года, который сильно отстал от развития средств контроля железнодорожных рельсов. Для путей общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» дефектоскопия регламентирована Распоряжение ОАО “РЖД” от 09.09.2011 г. № 2036р (ред. от 04.10.2011 г.) «Об утверждении и вводе в действие Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО “РЖД”», учитывающий основные направления технического и организационного развития системы неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО “РЖД” с учетом развития данной отрасли.
При дефектоскопии рельсовых железнодорожных путей необщего пользования ввиду их, как правило, незначительной протяжённости и довольно недешёвого использования моторизированных дефектоскопов, мотрис и вагонов-дефектоскопов, используются ручные дефектоскопические тележки двухниточные, предназначенные для одновременной диагностики обеих нитей рельсового пути железной дороги, и однониточные, позволяющие исследовать рельс в любом направлении и оптимально производить дефектоскопию стрелочных переводов.
Классификация обнаруживаемых при сплошном и выборочном ультразвуковом контроле дефектов рельсового железнодорожного пути необщего пользования производится в соответствии с классификатором, применяемым для путей общего пользования (НТД/ЦП-(1-3)-93), так как иные документы не предусмотрены в нормативно-технической базе для путей предприятий. И, хотя дефекты для любых железнодорожных рельсов идентичны, указания по эксплуатации пути с обнаруженным дефектом, восстановления исправного состояния рельсов, сроках замены остродефектных рельсов, скоростные режимы и пропуск по путям с дефектными рельсами для ряда дефектов не вполне соответствуют специфике железнодорожных путей предприятий. Порядок пропуска поездов по рельсам и элементам стрелочных переводов, имеющих опасные дефекты (остродефектные), до их замены устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Документов, регламентирующих сроки выполнения данных действий владельцев путей необщего пользования, нет.
По результатам ультразвуковой дефектоскопии составляется заключение, к которому прилагаются распечатанные участки дефектных мест рельсового пути и дефектограмма рельсового пути в электронном виде. Форма отчёта, протоколов, дефектограмм не регламентирована нормативной документацией для железнодорожных путей необщего пользования и составляется специалистами лаборатории неразрушающего контроля в любом удобном для них виде.
В заключении хотелось бы ещё раз обозначить, что нормативная документация, как по содержанию и эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в целом, так и по рельсовой дефектоскопии в частности, которые бы учитывали специфику данных путей значительно отстаёт от документов, разработанных для путей общего пользования ОАО «РЖД».
Пути необщего пользования гост
ОКС 45.040
93.100
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ))
2 ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
Дата регистрации 30 июля 2015 г.
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и разработчика Министерства транспорта Российской Федерации в сети Интернет
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции железнодорожного пути общего пользования и железнодорожного пути необщего пользования.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на железнодорожный путь, предназначенный для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 120 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические осевые нагрузки до 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонные по осям сцепления до 102,9 кН/м (10,5 тс/м), динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки до 167,6 кН/м (17,1 тс/м). При этом земляное полотно вновь строящихся железнодорожных линий для грузового и смешанного движения поездов рассчитывается под нагрузку на ось грузового вагона 294 кН (30 тс/ось) и динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки 201 кН/м (20,5 тс/м).
1.3 Проектирование верхнего строения пути для строительства специализированных железнодорожных линий и реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий, на которых предусматривается замкнутое обращение железнодорожного подвижного состава с осевыми нагрузками более 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонными нагрузками более 102,9 кН/м (10,5 тс/м), а также проектирование и строительство земляного полотна специализированных пассажирских линий, на которых исключено обращение подвижного состава с осевыми нагрузками более 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонными нагрузками более 102,9 кН/м (10,5 тс/м), выполняется по специальным техническим условиям в соответствии с [1].
1.4 Настоящий свод правил не распространяется на безбалластную конструкцию железнодорожного пути.
Требования к верхнему строению пути на железнодорожных мостах установлены в СП 35.13330.
Настоящий свод правил не распространяется на железнодорожные пути технологического железнодорожного транспорта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил используются нормативные ссылки на следующие документы по стандартизации:
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 32698-2014 Скрепление рельсовое промежуточное железнодорожного пути. Требования безопасности и методы контроля
ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор
ГОСТ Р 54748-2011 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия
ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний
СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*
СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83
СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04-88
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*
СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*
СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82
СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96
СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003
СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003
СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99
СП 227.1326000.2014 Пересечения железнодорожных линий с линиями других видов транспорта и инженерными сетями.
СП (проект) Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования*
* На территории Российской Федерации действует СП 237.1326000.2015, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт или свод правил заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) сводом правил. Если ссылочный стандарт или свод правил отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 армогрунтовые конструкции: Конструкции из грунта, армированного металлическими и (или) геосинтетическими элементами (полосами, сетками, геосетками, георешетками, геоячейками).
3.2 балластный слой: Элемент верхнего строения железнодорожного пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна или другому основанию, удержания шпал от сдвига и для обеспечения упругого взаимодействия пути и железнодорожного подвижного состава.
3.3 бесстыковой путь: Железнодорожный путь со сварными рельсовыми плетями, у которых при изменениях температуры концевые участки удлиняются или укорачиваются, а на остальном протяжении возникают продольные силы, пропорциональные изменениям температуры.
3.4 бровка земляного полотна: Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета.
3.5 верхнее строение пути: Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и искусственные сооружения.
3.6 водоотводные сооружения: Комплекс сооружений, служащих для сбора и отвода от земляного полотна поверхностных и грунтовых вод.
3.7 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений, раздел 3.
3.8 геосинтетические материалы: Синтетические материалы на основе полимеров, применяемые в конструкциях земляного полотна и его обустройствах.
3.9 дефекты земляного полотна: Отклонения конструктивных параметров земляного полотна от нормируемых значений.
3.10 деформации земляного полотна: Остаточные и сезонные осадки, поднятия и смещения, повреждения или разрушения земляного полотна или его элементов от природных и (или) техногенных воздействий, включая поездную нагрузку.
3.11 дренажи: Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.
3.12 железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.
3.13 железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
3.14 железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. N 710 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), статья 2.
3.15 жизненный цикл: Совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации сложной технической системы железнодорожного транспорта.
3.16 застенный дренаж: Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.
3.17 защитные сооружения земляного полотна (защитные сооружения): Сооружения, построенные для защиты земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов.
3.18 защитный слой: Специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.
3.19 земляное полотно: Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.
3.20 искусственные сооружения: Сооружения, возводимые на пересечениях, с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.
3.21 карст: Комплексный геологический процесс, обусловленный растворением подземными и (или) поверхностными водами горных пород, проявляющийся в их ослаблении, разрушении, образовании пустот и пещер, изменении напряженного состояния пород, динамики, химического состава и режима подземных и поверхностных вод, в развитии суффозии (механической и химической), эрозий, оседаний, обрушений и провалов грунтов и земной поверхности.