Процесс стандартизации проводится

Процесс стандартизации проводится

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник



Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относится:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации;

1. Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов (табл. 16.1).

Национальными стандартами может устанавливаться терминоло­гия в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества продукции, надежности, безопасности, экологии.

Совокупности национальных стандартов межотраслевого значе­ния представлены в табл.16.1.

Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эффективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.

Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке про­дукции и тары, применяемым символам, способам упаковки.

Структура национальных стандартов. Все нацио­нальные стандарты Российской Федерации имеют единую структуру, которая включает следующие аспекты:

• содержательную (основную) часть стандарта;

Таблица 16.1. Совокупности стандартов межотраслевого значения

Аббревиатура в обозначении

Шифр в обозначении

Национальная система стандартизации Российской Федерации

Единая система конструкторской документации

Единая система технологической документации

Система показателей качества продукции

Унифицированная система документации

Система информационно-библиографической документации

Государственная система обеспечения единства измерений

Система стандартов безопасности труда

Единая система технологической подготовки производства

Единая система программных документов

Примечание. Пропуски между цифрами шифров в обозначении связаны с двумя причинами: утратой практической значимости некоторых комплек­сов и наличием комплексов стандартов в области военной техники.

Структура стандартов может отличаться лишь некоторыми пока­зателями, основная же часть остается неизменной.

Область применения (распространения) присутствует во всех нормативных документах.

Содержательная часть национальных стандартов в основном включает в себя классификацию изделий и определения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Национальный стандарт может содер­жать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требо­вания к хранению и т. п. Часто в стандартах имеются приложения.

Читайте также:  Стандартизация и унификация машиностроения

Информационные данные располагаются в конце описания стандартов.

Область распространения стандарта — объекты стандартиза­ции, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и од­нозначность понимания области его распространения.

Содержательная (основная) часть стандарта содержит требо­вания к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.

Информационные данные — информация о разработчике и используемой литературе.

Виды стандартов. Вид стандарта — классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандарти­зации. В соответствии с единой государственной системой стан­дартизации и (еще действующим, но уже находящимся в стадии из­менения с целью согласования с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании») национальным стандартом ГОСТ Р 1. 5-92 ус­тановлены следующие основные виды национальных стандартов:

• на продукцию и услуги;

• на работы (процессы);

• на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг или к конкретной продукции и услуге.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) вы­полнения различного рода работ в технологических процессах разра­ботки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации различных видов продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (спо­собы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Применяемые в области стандартизации правила стандарти­зации, нормы, рекомендации, методические и описательные положе­ния предназначены для установки правил, принципов, норм, относя­щихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стан­дартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.

Правила по стандартизации, метрологии, сертификации и ак­кредитации являются нормативными документами, устанавливаю­щими обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения ра­бот в соответствующих областях.

Методическое положение — методика и способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Нормативный документ, содержащий подобное положение, можно назвать методи­ческим стандартом.

Описательное положение содержит описание конструкции, де­талей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационные положения, которые описыва­ют «поведение» объекта стандартизации при его применении (экс­плуатации). В большинстве стран организация работ по стандартиза­ции построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммерческих и общественных организаций. Во многих странах тре­бования стандартов регламентируются не для производимой, а для потребляемой продукции на территории данного государства.

2. Правила стандартизации.

Основные результаты действия стандартизации оценивают по тем изменениям, которые она внесла в развитие научно-технического прогресса и хозяйственную деятельность. В этих условиях в методологии стандартизации как процесса управления особое значение приобретают определенные подходы:

• системный анализ в стандартизации;

• научный подход в стандартизации;

• унификация, агрегатирование и симплификация.

Системный анализ в стандартизации — направление практической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов стандартизации как систем. Наиболее простое представление об объектах стандартизации дает вид и тип системы одинаковых или анало­гичных предметов и изделий. Начиная с производства, объекты стан­дартизации усложняются за счет структуры и развития связей.

В общем случае системный анализ рассматривают как некото­рый процесс, в результате которого путем последовательного при­ближения решаются задачи управления, и он применяется для иссле­дования систем, представляющих собой взаимоувязанное множество объектов стандартизации и требующих предварительного определе­ния целей, задач и направлений действия.

Системный анализ в стандартизации включает следующие основные принцип:

• направленность на выявление целей системы;

• изучение динамического характера процессов, протекающих в системах, их функционирования и развития;

• определение и исследование всех существенных взаимосвязей как внутри системы, так и между системой и внешней средой, а также вы­бор частных решений с учетом их влияния на систему в целом;

• поиск вариантов решения и выбор наилучшего из них;

• нахождение оптимальных решений на основе сравнения эффекта затрат;

• учет случайно действующих факторов.

Системный анализ имеет следующий перечень типовых стандартных элементов: цели, пути достижения поставленных целей, определение требуемых ресурсов и их распределение, модель и критерий.

Проводят системный анализ в несколько этапов:

• постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения;

• анализ условий, в которых функционирует система, а также оп­ределение ограничений, накладываемых на условия функционирова­ния системы;

• определение, анализ и обобщение данных, необходимых для ре­шения проблемы, изучения структуры анализируемой системы, уста­новление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;

• построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различ­ных вариантов решений с точки зрения этих последствий;

• разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;

• подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;

• окончательный выбор оптимального решения задачи. На основе экспериментальной проверки принятого решения;

• реализация принятого решения (утверждение стандарта).

Научный подход в стандартизации основан на том, что основные показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в необходимых случаях разработке стандартов должно предшествовать проведение научно-исследовательских работ.

Принцип предпочтительности используют при разра­ботке стандартов на изделия широкого применения, решении задач рационального выбора и установления градаций количественных зна­чений параметров изделий, проведении унификации, типизации и должен основываться на использовании рядов предпочтительных чи­сел. Установление на основе рядов предпочтительных чисел рядов параметров, с одной стороны, препятствует неоправданному расши­рению номенклатуры и типоразмеров разрабатываемых изделий, а с другой — позволяет установить технико-экономические характери­стики, соответствующие современным требованиям, а также учесть перспективу соответствующих видов продукции.

Требования научно-технического прогресса и разработка конку­рентоспособной продукции вынуждают производителей, в том числе и российских, создавать и выпускать все более совершенные изделия од­ного и того же назначения. Исключить неоправданно большую номенк­латуру этих изделий и обеспечить согласование между собой их пара­метров и размеров можно лишь на основе стандартов параметров.

Суть параметрического подхода в стандартизации заключена в том, что параметры изделий массового производства устанавливают по определенным правилам на основе рядов предпочтительных чисел.

Отметим, что практически все системы согласования параметров строятся на трех основных правилах:

пропорциональности — параметры объекта пропорциональны одному главному параметру;

аддитивности — параметры объекта укладываются в ряды чи­сел, образуемых путем последовательного сложения;

мультипликативности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.

Проанализируем более подробно принцип предпочтительности, заключающий в себе теоретическую основу стандартизации — систему предпочтительных чисел.

Согласно принципу предпочтительности необходимо установить набор установленных значений параметров, удовлетворяющих сле­дующим требованиям:

представлять рациональную систему градаций с учетом потребностей производства и эксплуатации;

иметь бесконечное число возрастающих (или убывающих) значений;

включать все десятичные значения любого числа и единицу;

быть простыми и легко запоминающимися.

Ряды предпочтительных чисел. Стандартизуемые показатели номенклатуры изделий обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры изделий, экономии ресурсов и т. д.

В Российской Федерации действует система предпочтительных чисел (система рекомендована ИСО), устанавливающая предпочти­тельные числа и ряды предпочтительных чисел (ряды К).

Специальные исследования показали, что наиболее оптимальны­ми являются ряды, построенные по геометрической прогрессии. Пре­имущество геометрической прогрессии состоит в том, что в любом интервале процент увеличения величины числа является неизмен­ным; недостаток — все ее члены обязательно округляются.

Пусть имеется геометрический ряд, в котором коэффициенты а1, а2, . аi, аn — члены прогрессии. В ряде, построенном на ос­нове геометрической прогрессии, постоянен ее знаменатель w, т. е. отношение последующего члена к предыдущему:

Каждый последующий член ряда является произведением пре­дыдущего члена на знаменатель ряда и любой /член геометрической прогрессии:

Например, при значениях a1 = 1, w = 2 имеем геометрический ряд 1,2,4,8, 16. а при w = 1,4 — ряд 1; 1,4; 2; 2,8. .

Ряды, построенные на основе геометрической прогрессии, обла­дают следующими свойствами:

• произведение или частное каждых любых из двух его членов яв­ляется членом ряда;

• любой член ряда, возведенный в целую положительную степень, также является членом этого ряда.

Из этих свойств следует, что зависимости, определяемые из про­изведений членов ряда или их степеней, всегда подчиняются законо­мерностям этого ряда. Так, например, при выборе длин сторон пря­моугольника из ряда предпочтительных чисел, его площадь будет членом этого ряда.

Менее удобны применяемые иногда ряды, построенные на осно­ве арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии раз­ность между ее соседними членами постоянна и любой член

an = a1+b(n — 1)

где а, — первый член профессии; b — разность прогрессии; п — номер члена.

В частности, последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5, . представ­ляет арифметическую профессию, возрастающую с разностью 1. По­следовательность чисел 1; 0,75; 0,5; 0,25 . — арифметическая про­фессия, убывающая с разностью 0,25.

Несмотря на простоту, ряды предпочтительных чисел, построенные на основе арифметической прогрессии, имеют недостаток — не­равномерность ряда, ограничивающий их применение. Так, в приве­денной последовательности с разностью 1 второй член ряда превы­шает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всего на 1 %. В результате большие числа следуют друг за другом с очень малыми интервалами, что не всегда экономически оправдано и рационально. Для устранения этого недос­татка используют ступенчатые ряды, составленные из отрезков ариф­метических рядов с различными разностями. По такому принципу построен ряд номиналов монет России — 1, 2, 5 рублей.

Читайте также:  Стандартизация социальных услуг населению

Международной организацией по стандартизации рекомендова­но для построения рядов предпочтительных чисел на основе геометрической прогрессии использовать такие ряды, в которых происходит десятикратное увеличение каждого следующего n-го члена. Наиболее удобными для практики были признаны ряды, у которых первый член а1 = 1 и знаменатель .

Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтитель­ных чисел, обозначаемых R5, R10, R20, R40, и один дополнительный R 80, значения w для которых соответственно равны:

Ряды предпочтительных чисел, приведенные в стандарте, вклю­чают их значения в диапазоне от 0 до ∞, полученные для величин а1,
лежащих в интервале 1

Источник

«Стандартизация» в Бережливом производстве

         Существует множество определений Стандарта. Так или иначе, слово «Стандарт» охватывает различные области деятельности человека и характерен для большинства типов бизнеса.
        Следует дать ряд определений, которые помогут нам ограничить область рассмотрения Стандарта в этой статье:

1)Стандартизация – деятельность, направленная на упорядочение в определенной сфере, посредством установления регламентов и положений, определяющих способы многократных решений реальных проблем и задач.

2)Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления процессов (производства, хранения, перевозки, оказания различных услуг и т.п.)

       Погребняк С.И. в своей книге «Бережливое производство. Формула эффективности» выделяет 2 вида стандартов: Организационный и операционный.

«Организационные стандарты – административные правила, руководящие указания, должностные инструкции и т.п.

Операционные стандарты – предназначены для описания конкретного выполнения той или иной работы» (1)

     С точки зрения бережливого производства, Стандарт или как чаще звучит, «Стандартизированная работа» включает в себя:

— последовательность операций производственных процессов;

— детализацию описания кратную единичной операции;

— указание времени такта производственного процесса;

— участие в ее разработке самих пользователей Стандарта;

— внимание на эффективном выполнении рабочих процессов, исключая потери.

       Именно стандартизация является основой для осуществления Кайдзен на предприятии. Другими словами, Стандартная работа является первым практическим шагом по направлению к улучшениям (Кайдзен). Детальнее о философии Кайдзен читайте в статье [[1]]

      Важно отметить, что Стандартная работа является инструментом для ежедневной деятельности сотрудников компании (как для линейного персонала, так и для менеджеров среднего звена). При этом, она не является Эталоном, как неизменной всеми принятой догмой. Стандартная работа, включая в себя ряд общепринятых форм документов, может и должна меняться в виду изменений производственных процессов, а также изменений взаимоотношений между участниками процессов.
      К сожалению, на практике довольно часто встречается факт, что на этапе внедрения стандартизации рабочих мест на предприятии сотрудники формируют общепринятый пакет документов, но потом забывают о нем. И как результат, документы как минимум не обновляются  и как максимум – вообще не используются по назначению, а просто демонстрируются руководству и гостям на предприятии.
      Важно осознание участниками бережливого производства, что Стандартная работа является лишь инструментом в непрерывном совершенствовании, она должна изменяться на пути к идеалу рабочего процесса.
      При внедрении Стандартизации на предприятии, важно донести до сотрудников (участников), что стандарт выполнения операции является самым легким и безопасным способом выполнить работу/операцию.

1)Это наилучший способ сохранить накопленный опыт и лучшие практики, применяемые когда-либо на предприятии. То, что хранится в голове у одного человека, в один момент может быть потеряно с уходом этого человека из компании.

2)Это практический инструмент для оценки эффективности деятельности сотрудников как индивидуальной, так и групповой. Именно сравнивания работу сотрудника (наблюдая за ним) со стандартом, можно понять насколько правильно и эффективно он работает. При корректирующем воздействии, можно наглядно показать ошибки в работе сотрудника, демонстрируя стандартную работу.

3)Это своего рода помощник для процесса выявления проблем на рабочих местах. В процессе подготовки и заполнения всех форм Стандартной работы, вы легко можете обнаружить потенциальные проблемы в процессе работы. Появляется возможность предотвратить их еще на стадии проектирования.

4)Это способ обучения новых сотрудников. Процесс обучения сотрудников становится стабильным и результативным. Демонстрируя стандарты, восприятие ключевых моментов в работе улучшается у сотрудника.

      В следующей статье мы рассмотрим детально формы Стандартизированной работы и как их использовать в ежедневной деятельности.

1 Бережливое производство. Формула эффективности/ С.И. Погребняк, -М.: Изд-во Триумф, 2013, стр. 99.

Стандартизированная работа как инструмент стабилизации процессов. Введение.

     В текущих условиях, когда внешняя конъюнктура рынка динамично меняется и трансформируется, стабильность во внутренних процессах компании неоценима важна.

    Стандартизированная работа является инструментом для производства товаров и услуг хорошего качества, в безопасных условиях и по конкурентной стоимости.

    Стандартизированная работа (С.Р.) структурирована для обеспечения оператором повторяющейся работы в одинаковой последовательности и одинаковых условиях, формируя вектор в сторону безопасного, качественного и эффективного производства товаров/услуг. Именно С.Р. позволяет достигнуть стабильности процессов.

    Следует отметить, что процессы, описываемые в С.Р., могут существенно отличаться друг от друга. В своей исконной роли С.Р. применялась для описания материальных процессов (например, для описания рабочего места оператора производства, либо сотрудника склада). Сейчас же С.Р. получила распространение и на области информационных процессов (к примеру, большинство сотрудников офиса не занимаются осуществлением материальных операций, а делают свой вклад через умственный труд или же при помощи компьютеров).

1)    Такт-тайм (время такта) операции – время за которое должно быть изготовлено 1 изделие согласно плану производства, либо выполнена 1 операция/услуга (см. статьи Время такта)     Последовательность операций – это очередность действий, с которой работник осуществляет свою работу на рабочем месте;

3)    Стандартный запас для рабочего места – минимальный запас, позволяющий выполнять операции без остановок в той же последовательности

Как отмечалось в предыдущей статье Стандартизация в Бережливом производстве, можно выделить организационный уровень стандартов и операционный (см. рис. 1)

Levels.png

Лист замеров операций

        Лист замеров операций – это первооснова для всего процесса стандартизации рабочего места. Замеры осуществляются относительно одной операции (например перемещение 1 коробки, обработки 1 счета и т.п)

А) Внимательно понаблюдайте за операцией и запомните последовательность действий

В) Перечислите операции в форме замеров времени операций (см блан ниже)

С) Осуществите замеры времени продолжающегося процесса от первой до последней

D) Осуществите замеры времени по разным сотрудникам (2-3 чел)

Лист замера.png

Основные моменты: 1) Желательно с самого начала продумать насколько мелко вы можете разбить операцию/работу. Т.е. постарайтесь выполнить разделение операции на мельчайшие действия, время исполнения которых кратно секундам.

Например, процесс отбора на складе комплектовщиком можно разбить на следующие этапы: — получить задание на комплектацию; — определить адрес хранения товара; — подойти к адресу хранения товара; — осуществить отбор (подсчет) нужного количества товара; — положить отобранный товар на телегу; — доставить товар в зону упаковки; — завершить/закрыть задание на отбор.

Другой пример, процесс обслуживания Покупателя в коласном отделе: — поприветствовать Покупателя; — выяснить заказ Покупателя (вид продукта); — выяснить вес, требуемый Покупателю; — взять с прилавка требуемый объем продукта; — подойти к весам; — взевсить продукт; — отрезать необходимое количество для покупателя; — взвесить продаваемую часть на весах; — запоковать продаваемую часть продукта; — наклеить ярлык (штрих код) на упаковку с продуктом; — передать Товар Покупателю; — улыбнуться и предложить Покупателю зайти в отдел еще раз.

Для чего важно разделение операций — только разбив на мелкие этапы весь процесс/операцию, мы можем осуществить анализ и обнаружить возможную причину долгого выполнения операции, а также потери, которые мешают выполнять сотрудникам их работу более эффективно (быстро)

Если взять операцию комплектовщика, то данные о том, что он осуществил отбор за 10 минут, нам ни о чем не скажут. Например второй комплектовщик осуществил отбор за 5 минут, а третий за 15. Это, как говорится, «сухая статистика» которую нам сложно проанализировать. Если же мы осуществим замеры выполнения отборов этих троих комплектовщиков, записывая детально время не мелкие операции, мы сможем сравнить в чем же причина такой разницы в затратах времени между ними.

2) Операции должны выполняться одинаково и с обеспечением требуемого качества при каждом замере. Необходимо объяснять это сотрудникам до старта замеров.В противном случае, коллебания в цифрах будут свидетельствовать о нестабильности процесса (данный вопрос подробно освещен в статьях: О возможности использования контрольных карт Шухарта для управления производством ПВХ -окон, Контрольные карты Шухарта 3) Практически доказано, что для корректной выборки, необходимо осуществить не менее 20 замеров. 4) После завершения замеров, в качестве эталона по каждой строке выберите минимальное значение. Именно оно и будет считаться стандартным временем для всех сотрудников (при условии выполнения вышеизложенного). Будьте готовы, что другие сотрудники, выполняющие ту же операцию будут заявлять вам что это время минимально и не возможно его повторить. Если вы уверены, что замеры осуществлены верно, настаивайте на своем. В качестве доказательтва, можете попросить этого же («лучшего») сотрудника продемонстрировать как он это делает.

В следующих статьях мы рассмотрим как непосредственно осуществлять анализ операций сотрудников.

Станадрт информационного процесса

Info.png

В случае, если описываемый процесс сложный и его визуальное отображение невозможно представить на 1 листе бланка, допускается в левой части отобразить только схему процесса, без указания участников. При этом распределение ответственности между участниками оформляется на отдельном листе по стандартной форме.

Info2.png

Таблица пропускной способности

Таблица проп способ.png

В данной форме прописывается как правило производственный процесс в целом, для выявления «узких мест» в списке участков (подпроцессов). Данная таблица наглядно представляет технологически ограничения и «дает пищу» для анализа, что же нужно изменить в технологическом процессе (операционном процессе) для равномерного производства.

Читайте также:  Центр стандартизации метрологии москва

Эту форму теоретически можно использовать и для анализа рабочего места (в случае если процесс сложен и связан с использованием различного оборудования одним сотрудником). В большинстве же случаев Диаграммы комбинирования стандартной работы достаточно.

Матрица квалификаций

Матрица квалификаций используется, как правило, для решения двух задач:

1) отображения квалификации сотрудников отдела/участка, а также визуального отображения навыков сотрудника на различных рабочих местах

2) информирования о плане обучения/развития сотрудников

а) Для начала необходимо определиться какие навыки, умения, знания должны быть у ваших сотрудников. Их нужно перечислить в середине шапки (желательно предварительно сгруппировав их по рабочим местам, либо по иной логике — для удобства использования)

б) Слева, по-вертикали, перечисляем фамилии и имена сотрудников

в) заштриховываем круговые диаграммы в каждой клеточки исходя из степени владения навыком в легенде и соответствия статсуа сотрудника

г) для планирования обучения, внизу указываются результаты обучения, а справа план развития навыка по сотрунику и почему этот навык необходимо развивать у этого человека (в примечаниях)

Как результат, вы наглядно демонстрируете окружающим, что вы знаете как нужно развивать своих сотрудников. Кроме того, сами работники понимают, чего еще им не хватает для повышения своего мастерства и опыта.

Источник

Стандартизация бизнес-процессов: уровни развития системы

Почти во всех современных компаниях занимаются описанием , разрабатывают и утверждают нормативные документы на их основе. Но далеко не каждый регламент действительно внедряется в реальную практику и постоянно используется. Почему так происходит? Вероятно, элементы системы отсутствуют или «сломаны». Шестеренки не крутятся — часы не идут… В статье Владимира Репина представлен авторский взгляд на структуру процессов системы стандартизации и уровни ее развития в рамках пяти уровней модели совершенства. В качестве приложения читателям предлагается , с использованием которого каждый может оценить состояние системы стандартизации своей компании.

Введение

На некотором промышленном предприятии было разработано множество регламентов и процедур. Они регулярно (раз в три года) проходили актуализацию в соответствии с утвержденным планом. Процедура актуализации выглядела примерно так. Менеджер СКМ уведомлял руководителя, ответственного за актуализацию, о необходимости внесения изменений. Руководитель дополнял. После этого документ быстро утверждался в новой версии и аккуратно вносился в реестр… Более детальный анализ показал, что в документах содержалось большое количество «белых пятен», а актуализировались они формально.

В рассматриваемых процедурах наибольшую ценность представляли приложения — формы рабочих документов, которые хоть упорядочивали взаимодействия различных служб при выполнении сквозных процессов. В целом, регламенты «не работали».

Существующая система работы сохранялась несколько лет и, в конечном счете, перестала устраивать руководство компании, поставившее задачу реального повышения результативности и эффективности выполняемых в организации .

Для решения этой задачи необходим системный подход к описанию и регламентации. Автор статьи предлагает читателям свой взгляд на структуру процессов системы стандартизации компании (далее — ССБП).

Определение системы стандартизации

Введем следующее определение:

Система стандартизации — это комплекс процессов, методов, инструментов и ресурсов, обеспечивающий разработку, ввод в действие, контроль исполнения, поддержание в актуальном состоянии, совершенствование, оценку эффекта для бизнеса и своевременную отмену документов организации.

Можно сформулировать несколько целей создания и поддержания ССБП в компании:

  1. Описание , разработка и практическое использование регламентирующих документов, обеспечивающих высокую результативность и эффективность выполняемых (кратко — «регламенты работают»);
  2. Сокращение потерь и повышение эффективности бизнеса в целом;
  3. Создание культуры работы по стандартам.

Философской основой ССБП является парадигма стабилизации и постоянного совершенствования процессов, обеспечивающая устранение потерь и повышение эффективности бизнеса компании в целом.

С точки зрения автора, целесообразно рассматривать следующие аспекты ССБП:

  • Методы;
  • Инструменты;
  • Ресурсы;
  • Процессы.

В статье мы рассмотрим только структуру процессов системы стандартизации. Подробное описание ее элементов и механизм работы рассматривается на авторском тренинге «Стандартизация и ». Так же о ССБП можно будет прочить в книге, над которой автор работает в данное время.

Структура процессов системы

На следующем рис. 1. представлена структура процессов ССБП — первый, верхний уровень.

Рис. 1. Структура процессов системы стандартизации

Первая категория процессов — это управление системой. Она включает два аспекта. , это планирование, контроль и анализ деятельности по описанию и регламентации компании. , это развитие самой системы стандартизации на основе анализа ее эффективности и соответствия целям бизнеса компании.

Вторая категория «Описание и оптимизация » является важнейшей в системе, но далеко не единственной. Результатами выполнения процессов этой категории являются качественные модели , инициированные проекты оптимизации процессов, вовлеченный в «процессную работу» персонал компании. Вопрос грамотной постановки работы в этой области — это отдельная и сложная тема.

Далее на рис. 1. представлен ряд категорий процессов, основная задача которых состоит в том, чтобы на основании моделей процессов разработать регламенты, эффективно внедрить их и обеспечить выполнение в полном соответствии с установленными требованиями. Поскольку собственников бизнеса интересует практический результат, значение этих категорий в системе стандартизации очень высокое. Но процессы из этих категорий часто плохо работают или вообще отсутствуют, что предопределяет низкую эффективность системы стандартизации в целом.

Вероятно, структуру процессов ССБП можно было бы построить . Автор не претендует на идеально правильную картину. Но для практической работы рассматриваемый вариант представления вполне приемлем. Данное видение системы было сформировано автором на основе:

  1. Единого методического подхода к процессному управлению (автор развивает его с 2004 года);
  2. Анализа лучших практик передовых российских компаний;
  3. Анализа практики некоторых западных компаний, моделей управления (например, TPS), взглядов признанных авторитетов в области менеджмента;
  4. Анализа и систематизации результатов проектов описания и регламентации , выполненных под руководством (с участием автора) за последние 17 лет.

Для руководителя компании важно оценить существующее состояние системы стандартизации и определить, какие ее части не работают (работают неэффективно). Образно выражаясь, нужно найти те шестеренки механизма, которые выпали или сломались. Хотя, скорее всего, при проектировании «часов» про них просто забыли, а потом все удивлялись, почему эти часы не ходят…

В следующей таблице 1 детально показаны процессы системы стандартизации на уровнях. Рассмотрим эту модель более подробно.

Уровни развития системы стандартизации

В таблице 1 представлена характеристика каждого уровня развития ССБП. Цветом показано состояние процессов системы. Оранжевый цвет — процесса нет, цифра «0». Желтый цвет — процесс есть, но работает недостаточно эффективно, оценка «0,5». Зеленый цвет — процесс есть, эффективная работа, оценка «1». Красным цветом выделены процессы, на которые стоит обратить особое внимание. Именно они позволяют замкнуть контуры управления и делают систему управляемой.

Читатель статьи может зарегистрироваться на портале finexpert.ru, войти под своим логином и скачать файл MS Excel, в котором представлена данная таблица. В ней можно оценить состояние системы стандартизации вашей компании.

Таблица. 1. Уровни развития системы стандартизации

Ключевая проблема системы

Ключевая проблема системы стандартизации, с точки зрения автора, — это отсутствие системного взгляда на ее построение, как следствие — «белые пятна» и разорванные обратные связи (потерянные шестеренки) по наиболее важным процессам, влияющим на возможность практического использования регламентирующих документов.

В общем виде, рассматриваемую ситуацию можно представить схематично на рис. 2. Показан некоторый процесс, который исполнитель выполняет в соответствии с регламентом. При отсутствии процессов, создающих обратную связь в случае отклонений выполняемого процесса от требований регламента, у исполнителя не возникает стимулов для изменения существующего поведения.

Рис. 2. Процессы, создающие обратную связь

К числу процессов, «замыкающих» обратные связи (а без них нет управления) относятся:

  • Планирование и контроль описания и регламентации процессов;
  • Проведение моделирующих сессий;
  • Контроль качества моделей процессов;
  • Валидация моделей процессов;
  • Разработка оперативных методов контроля исполнения НМД;
  • Контроль качества проектов НМД;
  • Валидация проектов НМД;
  • Обучение и аттестация сотрудников на знание НМД;
  • Контроль исполнения НМД и поддержка сотрудников во время переходного периода;
  • Проведение инвентаризации НМД;
  • Периодический оперативный контроль исполнения НМД линейным руководителем;
  • Прочие.

Пример компании уровня

Моя коллега, работающая в одном из крупных российских холдингов, провела оценку своей компании по рейтинговой шкале и предоставила краткое описание ситуации.

«…По особенностям описания в компании можно сказать, что система построена на основе сертифицированной ИСМ путем расширения на всю деятельность организации. Была выстроена структура НМД, охватывающая около 80% подразделений и процессов. Составлены требования к процессу разработки и внедрения регламентирующей документации. Все БП взаимосвязаны между собой, от общих стандартов до конкретных инструкций. Специалисты и руководители подразделений в группе с отделом развития принимают непосредственное участие в описании своих и смежных БП, являются инициаторами оптимизации БП и соответствующей регламентации.

Система управления выстроена в обязательном порядке с учетом культуры и ценностей компании. Разработан и развивается комплекс мероприятий по мотивации персонала. Ежегодно проводятся внутренние мероприятия по обучению и развитию персонала, и формированию кадрового резерва. Это и плановые внешние или внутренние семинары с последующим контролем применения полученных знаний, и различного рода номинации по крупным индивидуальным и групповым проектам, перспективным техническим решениям и др.

Оценка знаний и использования действующей НМД включена в общую аттестацию сотрудников, проводится при плановых и внеплановых аудитах подразделений, а также составляется непосредственным руководителем по результатам работы. Вся НМД размещена и актуализируется на внутреннем портале, к которому имеют соответствующий доступ все сотрудники компании, ее филиалов, представительств и дочерних организаций.

В части автоматизации БП предстоит немало работ, частично реализованных и также запланированных на ближайшее будущее. На данный момент практически всё построено в ручном режиме и во многом держится на исполнительности, ответственности и вовлеченности персонала, поэтому смело можно сказать, что коллектив компании — это действительно её капитал…

Зернева Светлана Анатольевна
Специалист Отдел развития корпоративной системы менеджмента
ЗАО Фирма «Август»

Выводы

Вниманию читателя предложена структура процессов системы стандартизации и некоторая шкала зрелости для оценки ее текущего состояния. Автор надеется, что представленный подход окажется полезным, и готов принять участие в проектах аудита и оценки уровня развития системы стандартизации вашей компании.

Источник