Статья 24. Подтверждение компетентности аккредитованных лиц
Сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности, наступающие (наступившие) в 2020 году, увеличиваются:
в отношении аккредитованных лиц (органов по сертификации и испытательных лабораторий), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, за исключением государственных и муниципальных учреждений, — на 6 месяцев;
в отношении иных аккредитованных лиц — на 12 месяцев
1. Аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:
1) в течение первого года со дня аккредитации;
2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;
3) каждые пять лет со дня аккредитации.
2. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не проводится, если аккредитованное лицо в этот год прошло процедуру подтверждения компетентности в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
3. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, проводится в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.
4. Общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общий срок проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и общий срок проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур подтверждения компетентности аккредитованного лица, не установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
В 2020 г. срок подачи заявления определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 440
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
5. Решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не ранее чем за четыре месяца до наступления срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Статья 24 дополнена частью 5.1 с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
5.1. В случае, если заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подписано лицом, не уполномоченным на подписание такого заявления, либо в случае нарушения установленных требований к заявлению и (или) представлению прилагаемых к нему документов такое заявление возвращается направившему его лицу без рассмотрения. Национальный орган по аккредитации возвращает без рассмотрения заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица также в случае, если на момент подачи указанного заявления в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление от данного аккредитованного лица о проведении процедуры подтверждения его компетентности, и уведомляет об этом аккредитованное лицо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
6. В решении о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица указывается период прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и состав экспертной группы.
Информация об изменениях:
Часть 7 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
7. Аккредитованное лицо вместе с прохождением процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица вправе пройти процедуру расширения области аккредитации, изменения места или мест осуществления деятельности, актуализации области аккредитации при указании об этом в заявлении о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приложении к нему документов в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи и проводится одной экспертной группой.
Информация об изменениях:
Статья 24 дополнена частью 7.1 с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
7.1. По итогам прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица решение принимается национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 19 настоящей статьи, по итогам расширения области аккредитации — в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона. В случае, если аккредитованное лицо при прохождении процедуры подтверждения его компетентности изменяет место или места осуществления своей деятельности, сведения о новом месте или новых местах осуществления деятельности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц в течение трех рабочих дней со дня принятия национальным органом по аккредитации одного из решений, предусмотренных частью 19 настоящей статьи.
8. В ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты и которая формируется в соответствии с частями 6 — 10 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Часть 9 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
9. Информация о составе экспертной группы и программа выездной оценки направляются национальным органом по аккредитации аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не менее чем за пять рабочих дней до дня начала проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи) или выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи). Аккредитованное лицо в порядке, установленном частью 12 статьи 17 настоящего Федерального закона, вправе представить в национальный орган по аккредитации документы, подтверждающие несоответствие эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям, установленным частями 6 — 8 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Часть 10 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
10. Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия органа по сертификации продукции, процессов и услуг критериям аккредитации СМ N 04.1-4.0005 Версия 03 (утв. Федеральной службой по аккредитации 24 декабря 2020 г.)
См. Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия испытательной лаборатории (центра) критериям аккредитации СМ N 04.1-4.0004. Версия 04 (утв. Федеральной службой по аккредитации 30 декабря 2020 г.)
Информация об изменениях:
Часть 11 изменена с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
11. Программа выездной оценки формируется на основании методики, утверждаемой национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, и содержит:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
1) перечень работ по выездной экспертизе соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, предусматривающей в том числе:
а) оценку системы менеджмента качества аккредитованного лица, а также соблюдения при осуществлении им деятельности требований системы менеджмента качества;
б) оценку материально-технической базы аккредитованного лица;
в) оценку квалификации и опыта работников аккредитованного лица;
г) оценку обеспеченности необходимой документацией;
д) наблюдение за выполнением аккредитованным лицом работ в соответствующей области аккредитации;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом «е» с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
е) оценку результатов деятельности аккредитованного лица, в том числе оценку выданных им документов в соответствии с областью аккредитации;
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
2) перечень мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления им деятельности в области аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (при необходимости).
12. Выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется экспертной группой.
Информация об изменениях:
Часть 13 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
13. Аккредитованные лица обязаны предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые аккредитованными лицами при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым аккредитованными лицами оборудованию, веществам и материалам.
14. По результатам выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи) или экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи) составляется акт экспертизы в двух экземплярах. Форма и перечень сведений, содержащихся в акте экспертизы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
Информация об изменениях:
Часть 15 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
15. Акт экспертизы подписывается членами экспертной группы и утверждается экспертом по аккредитации. К акту экспертизы прилагается документ, содержащий описание области аккредитации, подписанный экспертом по аккредитации и членами экспертной группы, а также уполномоченным представителем аккредитованного лица. В случае отказа или уклонения уполномоченного представителя аккредитованного лица от подписания документа, содержащего описание области аккредитации, в акт экспертизы вносится соответствующая запись.
16. Аккредитованным лицом или его уполномоченным представителем в акте экспертизы делается отметка об ознакомлении с этим актом. В случае отказа или уклонения аккредитованного лица или его уполномоченного представителя от ознакомления с актом экспертизы в этот акт экспертом по аккредитации вносится соответствующая запись.
17. Член экспертной группы в случае несогласия с актом экспертизы или с отдельными положениями акта экспертизы вправе приложить к этому акту особое мнение, о чем в нем делается соответствующая запись.
Информация об изменениях:
Часть 18 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
18. Акт экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации аккредитованного лица, прилагаемый к этому акту, направляются экспертом по аккредитации в национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней со дня подписания этого акта.
Информация об изменениях:
Часть 19 изменена с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
19. По результатам проведения выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (если такие мероприятия осуществлялись), проверки акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации национальный орган по аккредитации принимает решение:
1) о подтверждении компетентности аккредитованного лица и внесении соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц в случае установления соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;
ГАРАНТ:
В 2020 г. Росаккредитация в случае выявления в ходе процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица несоответствий критериям аккредитации, в том числе относящихся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, принимает решения в соответствии п. 3 ч. 19 ст. 24 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
2) о приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации и направлении перечня несоответствий критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
ГАРАНТ:
В 2020 году Росаккредитация в случае выявления несоответствий критериям аккредитации, в том числе влекущих за собой приостановление ее действия, принимает решения в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 24 настоящего Федерального закона
3) о направлении перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации не относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
20. Порядком проведения национальным органом по аккредитации проверки акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации предусматриваются сроки и предмет проверки, основания для несогласия национального органа по аккредитации с выводами, содержащимися в акте экспертизы, а также порядок принятия решений по результатам такой проверки и порядок их оспаривания.
Источник
Сертификация персонала
Сертификация профессиональных квалификаций начала активно развиваться в России более двух десятилетий назад, что было обусловлено растущей потребностью отечественной экономики в квалифицированной рабочей силе и необходимостью появления эффективного и универсального инструмента ее оценки.
Современное состояние сертификации профессиональных квалификаций в России
Сертификация персонала дает возможность подтвердить наличие у соискателя различных квалификаций, включая приобретенные за границами формального образования. Кандидаты, имеющие профессиональные сертификаты, получают существенные конкурентные преимущества на рынке труда, автоматически становясь более интересными для работодателей.
Несмотря на сохраняющуюся (и даже усиливающуюся) актуальность вопросов сертификации персонала, в стране по сей день отсутствует единая и стабильная система сертификации квалификаций, хотя в последнее время были предприняты важные шаги в этом направлении:
- запущен процесс активной разработки профстандартов (уже в первом квартале 2015 г. их число превышало 400) и начато практическое их использование в сфере профобразования и занятости;
- учрежден и приведен в действие Национальный совет при Президенте по профквалификациям, инициировавший появление советов по профквалификациям, задачами которых стала организация и курирование процесса сертификации персонала в отдельных отраслях и сферах деятельности (уже действует более 10 таких органов);
- разработан проект Федерального закона «О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющего термин «сертификация профессиональных квалификаций» и описывающего принципы единообразного подхода к оценке квалификаций, включая осуществляемую путем сертификации.
Сертификация персонала: кем инициируется, кому и чем интересна
Сертификация персонала является добровольной процедурой. Пройти ее могут занятые граждане, имеющие статус безработных, выпускники учреждений профобразования. При этом наличие/отсутствие гражданства РФ не имеет значения.
Материальные затраты, связанные с сертификацией квалификаций, несет ее инициатор, в качестве которого может выступать не только сам соискатель, но также работодатель, учебное заведение, служба занятости и т. д.
При этом каждый из возможных инициаторов сертификации персонала будет преследовать собственные цели:
- работник получит официальное, объективное и котируемое на рынке труда подтверждение имеющейся у него квалификации;
- работодатель удостоверится в необходимой квалификации работающего персонала или кандидатов на открытые вакансии, а также получит информацию для разработки адаптационных программ и определения потребности в обучении и развитии компетенций в целях повышения реальной квалификации сотрудников;
- различным органам власти результаты сертификации будут полезны при составлении перспективных планов регионального и отраслевого развития;
- ВУЗы и СУЗы результатами сертификации квалификаций смогут подтвердить качественный уровень своих образовательных программ.
Что отличает сертификацию персонала от оценки и аттестации?
Несмотря на близость этих терминов, между ними существуют явные различия.
Под сертификацией здесь понимают процесс подтверждения соответствия уровня квалификации конкретного человека требованиям, содержащимся в профстандарте. Сертификацию всегда проводит сторонний компетентный орган.
Аттестация направлена на выявление степени соответствия работника требованиям занимаемой им должности, прописанным в должностной инструкции. Аттестационный процесс регулируется нормативными материалами федерального и отраслевого уровня (в трудовой сфере). Аттестация может быть внешней и внутренней.
Оценка персонала — наиболее укрупненное из рассматриваемых понятий, подразумевающее любые действия, выполнимые в процессе функционирования системы управления персоналом и направленные на получение исходной информации для планирования потребности в кадрах и повышения их квалификации, а также при подборе персонала в целом и финальном отборе претендентов на открытые позиции в частности.
Институт ТРУДА — исследовательская организация в области экономики и охраны труда, центр дополнительного профессионального образования.
Деятельность Института направлена на изучение и анализ состояния рынка труда, трудовых отношений, вопросов организации, оплаты и нормирования труда.
Услуги Института помогают клиентам повысить эффективность использования кадрового потенциала, соответствовать требованиям в области качества и безопасности.
Источник
Для чего нужна аккредитация органу по сертификации
Аккредитация органов по сертификации – процесс, который в обязательном порядке проходит каждая уважающая себя сертифицирующая компания, чтобы успешно продолжать свою деятельность, быть достойным участником этого конкурирующего рынка и заслужить доверие своих клиентов.
Сертификация сама по себе — процесс подтверждения стандартам безопасности, получение свидетельства о качестве. Само собой, выдавать такое свидетельство может только организация, чья репутация — то есть, качественная и надежная работа — в свою очередь, безупречна. Где можно список аккредитованных органов по сертификации в Санкт-Петербурге и в регионах, и как найти среди них нужный именно вам?
Аккредитация органов по сертификации — процесс, который в обязательном порядке проходит каждая уважающая себя сертифицирующая компания, чтобы успешно продолжать свою деятельность, быть достойным участником этого конкурирующего рынка и заслужить доверие своих клиентов. Компания, у которой нет свидетельства об аккредитации, или же оно давно просрочено, никак не может служить достойной для обращения организацией.
Аккредитация в широком смысле слова — официальное подтверждение компетентности специалиста или компании. В случае с органом по сертификации она включает в себя оценку компетентности в области оценки соответствия определенным нормативам и требованиям. Благодаря тому, что эта оценка компетентности проводится независимыми и беспристрастными государственными специалистами, компания, которой выдано свидетельство об аккредитации, действительно заслуживает доверия клиентов по отношению к себе и к своим работам.
Системы аккредитации
Аккредитация органа по сертификации различается в зависимости от выполняемых этим органом работ. Так, к примеру, сертифицировать можно товары, услуги, системы менеджмента и квалификацию персонала — и для каждой из таких работ компания, оказывающая эти услуги, должна получить соответствующее подтверждение Росаккредитации.
Каждая из систем аккредитации предъявляет собственные требования, правила и стандарты, которым должна соответствовать компания. Кроме того, правила сильно различаются в зависимости от уровня, на котором работает орган: аккредитация может быть международной, национальной, региональной, отраслевой и корпоративной.
Если компания сертифицирует клиентов международного уровня, соответственно, ей нужно быть аккредитованной по международным правилам, национальная аккредитация дает право сертифицировать в пределах страны, региональная — в пределах определенного региона. Организация, выдающая сертификаты для какого-то специализированного сегмента рынка, должна пройти отраслевую аккредитацию, а корпоративная нужна той компании, которая предполагает работу только с одной корпорацией или фирмой.
Тем не менее, практически во всех системах аккредитации применяются (или лежат в основе) международные стандарты. Единые правила аккредитации органов по сертификации определены в тексте документа ISO/IEC 17011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».
Как проходит аккредитация органа по сертификации
Порядок действий для организации, желающей пройти аккредитацию в любой из выбранных систем сертификации, имеет общие шаги:
- Подача заявки на аккредитацию в ФСА (Федеральную службу по аккредитации), в которой соискатель указывает название и местоположение органа по сертификации, область и стандарты аккредитации, на которые претендует. Вместе с заявкой подается пакет документов, подтверждающий соответствие критериям аккредитации.
- Рассмотрение заявки и проверка документов. Если специалистов ФСА полностью устраивают запросы организации-соискателя, назначается дата проверки органа по сертификации.
- Эксперты службы по аккредитации выполняют проверку соискателя, оценивая техническое состояние помещений, квалификацию специалистов, и эффективность его работы в качестве органа по сертификации. По окончании проверки составляется отчет и выносится решение о соответствии (или несоответствии) органа необходимым стандартам.
Органу, успешно прошедшему аккредитацию, выдается свидетельство (аттестат аккредитации органа по сертификации), на основании которого он будет осуществлять свою дальнейшую деятельность. В дальнейшем ФСА устраивает периодические надзорные проверки, чтобы удостовериться в том, что компетентности и состояние органа по сертификации остается на высоте.
Ознакомиться со списком аккредитованных организаций можно на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации. Перечень аккредитованных органов регулярно актуализируется и пополняется, а учитывая ужесточившиеся требования к органам по сертификации, можно быть уверенными в том, что представленные там компании действительно заслуживают доверия.
Компания Attek group имеет аккредитацию как орган по сертификации практически во всех системах, с чем Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе сайта. Мы регулярно проходим аккредитацию, и все наши клиенты могут полностью доверять качеству наших работ.
Источник
Как объективно оценить компетентность органа по сертификации
Основной критерий при оценке компетентности органа по сертификации – компетентность оценщиков (экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов)). Компетентность – одно из ключевых требований стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 “Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг”, ключевое требование критериев аккредитации для работы в обязательной сфере, ключевой критерий включения в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, установленный в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 года № 100 “О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения” и Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2019 года № 1236 “О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него”.
Компетентность работников органа по сертификации (экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов)) оценивается:
– при аккредитации заявителей;
– при расширении области аккредитации;
– при подтверждении компетентности аккредитованных лиц;
– при внеплановых проверках со стороны надзорного органа за деятельностью аккредитованных лиц;
– при принятии решения о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества и о включении в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза Росаккредитации.
Прозрачность оценки компетентности, обеспечивающая обоснованность и сопоставимость результатов оценки компетентности экспертов органа по сертификации, напрямую зависит от корректности и прозрачности критериев оценки компетентности. В действующем законодательстве критерии сформулированы в форме квалификационных требований к образованию и профессиональному опыту. Критерии аккредитации, утвержденные Приказом Минэкономразвития от 26 октября 2020 года № 707 “Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации”, устанавливают следующие критерии компетентности работников органа по сертификации:
– высшее образование, либо среднее профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование или ученая степень по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим той части области аккредитации, в рамках которой работник участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия;
– опыт работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции не менее трех лет.
Критерии должны быть дополнены знаниями и навыками, которые должны быть продемонстрированы на практике. Стандарт ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 “Оценка соответствия. Словарь и общие принципы” в отношении определения термина “компетентность” отсылает (Приложение В “Смежные термины, определенные в других документах”, п. В.2 “Термины, определенные в стандартах ИСО/МЭК, не входящих в серию 17000”) к стандарту ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”: “п. 3.10.4 компетентность (competence): способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов”.
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 “Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг” требует, чтобы орган по сертификации результативно управлял компетентностью персонала, участвующего в процессе оценки соответствия.
Орган по сертификации должен разрабатывать и обеспечивать функционирование в работоспособном состоянии документированной процедуры управления компетентностью персонала, участвующего в процессе сертификации.
Процедура обязательно должна включать такие процессы, как:
– определение критериев компетентности персонала для выполнения каждой функции, помимо использования требований схемы;
– установление потребности в обучении и при необходимости разработка учебных программ по всем процессам, требованиям, методологиям, видам деятельности и другим соответствующим требованиям схемы сертификации;
– подтверждение наличия у персонала необходимой компетентности в рамках должностных обязанностей и ответственности (оценка компетентности непосредственно в органе по сертификации путем наблюдения за деятельностью, оценки результатов деятельности и иных форм оценки);
– официальное уполномочивание персонала выполнять определенные функции;
– мониторинг деятельности персонала.
К сожалению, оценка компетентности с использованием доказательств, косвенно свидетельствующих о наличии необходимых знаний и навыков (диплом об образовании, запись в трудовой книжке о профессиональной деятельности), но без оценки таковых на практике не позволяет получить достоверный результат, которому можно доверять. Наиболее объективной формой оценки является наблюдение за деятельностью (свидетельский аудит для схем сертификации продукции серийного выпуска), далее – анализ и собеседование по результатам оценки соответствия (собеседование по делу сертификата). В настоящее время эксперты по аккредитации не применяют такой инструмент, как свидетельский аудит: наблюдение за деятельностью выпадает из программы оценки заявителя/аккредитованного лица, туда включается собеседование по сертификационным делам, которое заменяется на собеседование по деловым играм (модель процедуры сертификации) при отсутствии реальных результатов деятельности.
Кроме того, в действующих нормативных правовых актах формулировка критериев компетентности работников органа позволяет трактовать их исполнение (достижение) органами по сертификации и аккредитующим органом различным образом, вплоть до предъявления несопоставимых требований со стороны различных экспертов по аккредитации.
Например, специальность и (или) направление подготовки, соответствующие той части области аккредитации, в рамках которой работник участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия, может трактоваться как полное соответствие описанию объектов оценки и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к объектам оценки, в области аккредитации и документе об образовании; подобная абсурдная ситуация возникает с трактовкой требования об опыте работы по подтверждению соответствия в органе по сертификации не менее трех лет.
Основой компетентности эксперта по сертификации (эксперта-аудитора) должны быть знания в области технологии проектирования и производства продукции, в качестве дополнительных знаний, которые можно приобрести в формате повышения квалификации:
– понимание основ разработки и применения стандартов, а также проведения оценки соответствия первой и третьей стороной;
– навыки проектирования и производства продукции (в Евросоюзе эксперт, не имеющий опыта деятельности на производственном предприятии соответствующего профиля, не может быть назначен органом по сертификации для проведения оценки соответствия в форме аудита и инспекции – аналог анализа состояния производства в серийных схемах ЕАЭС);
– навык проведения определенного количества аудитов/инспекций.
В связи с изменениями в № 184-ФЗ (от 22 декабря 2020 года № 460-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании” и Федеральный закон “О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”) мы ожидаем усугубления проблемы, так как вводится обязательное подтверждение компетентности экспертов-аудиторов. Мы имеем обоснованные основания предполагать, что обязательное подтверждение компетентности экспертов-аудиторов будет проводиться сторонней организацией (аккредитованными органами по сертификации персонала).
Компетентность экспертов-аудиторов должна оцениваться в органе по сертификации при непосредственном наблюдении за их деятельностью. Подтверждение компетентности экспертов-аудиторов третьей стороной равно подтверждению компетентности аккредитованного лица и должно проводиться органом по аккредитации.
При установлении Правительством Российской Федерации критериев компетентности экспертов-аудиторов необходимо выражать их в формате конкретных знаний и навыков, а также личных качеств; а при установлении порядка подтверждения соответствия экспертов-аудиторов не допустить подмены оценки компетентности при наблюдении за деятельностью в органе по сертификации продукции (наблюдательный и свидетельский аудит) на подтверждение компетентности в аккредитованных органах по сертификации персонала (экзамен, собеседование, деловая игра), что противоречит международной практике и принципу транспарентности, обеспечивающему доверие к результатам оценки.
Источник
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА
Практическое применение вышеназванных норм затруднялось тем, что до настоящего времени на законодательном уровне отсутствовало определение понятия «квалификация».
Итак, по российскому законодательству «квалификация — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» [1].
В этимологическом аспекте понятие «квалификация» обозначает степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. Понятие «компетентный» обозначает «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области» [8].
Процедура сертификации вынесена за пределы конкретной организации, ее проводит третья независимая сторона и ее целью является установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям внешних профессиональных стандартов, разработанных вне конкретной организации профессиональными сообществами. Сертификация позволяет установить и удостоверить более широкую область собственной компетенции специалиста, дает гарантию уровня его профессионализма, позволяет специалисту использовать больший диапазон смены профессиональных ролей при соответствующей дополнительной профессиональной подготовке [9].
Эти две процедуры в руках опытного руководителя организации взаимно дополняют друг друга. На этапе подбора персонала сертификат соответствия служит гарантией будущего качества работы. Количество сертифицированных сотрудников влияет на увеличение нематериальных активов организации, ее конкурентоспособность.
Заявитель вправе сам выбрать уровень квалификации, на соответствие которому он хочет сертифицироваться. Как и любой процесс, процедура сертификации предполагает несколько этапов, среди которых (рис. 1)
Этапы процедуры сертификации
- Подача заявителем заявки на проведение сертификации.
- Рассмотрение заявки.
- Принятие решения о возможности проведения сертификации, том числе выбор схемы проведения сертификации.
- Заключение договора на проведение сертификации.
- Оценка соответствия (анализ соответствия персонала установленным требованиям).
- Принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.
- Выдача сертификата соответствия.
8.Проведение инспекционного контроля за сертифицированным персоналом.
Для проведения сертификации заявитель направляет в центр сертификации заявление по установленной форме. В случае сертификации персонала организации подается заявка от юридического лица.
К заявлению (заявке) прилагаются следующие документы:
— копия свидетельства о браке (при смене фамилии);
— копия документов, подтверждающих образовательный ценз (диплом, свидетельство), либо опыт работы;
— резюме или характеристика (в произвольной форме);
— справка о профессиональном трудовом стаже (копия трудовой книжки);
— заявление (заявка) на сертификацию установленного образца;
— копия квитанции об оплате.
Лица, успешно прошедшие сертификацию, получают сертификат компетентности и заносятся в Единый реестре сертифицированного персонала РССП и региональный реестр сертифицированного персонала (рис. 2).
Перечислим принципы сертификации профессиональных компетенций персонала:
— добровольность прохождения процедур оценки и сертификации;
— открытость и достоверность информации о процедурах и результатах оказания услуг по оценке и сертификации, своевременность ее представления;
— адаптированность процедур оценки к изменяющимся требованиям к квалификациям;
— независимость и объективность оценки компетенций, делегированной независимым экспертам;
— обеспечение конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки и сертификации компетенций.
Сертификация персонала дает возможность работникам:
— определить профессиональный уровень;
— определить линию дальнейшего повышения квалификации;
— повысить шансы трудоустройства с учетом качества своей подготовки, а также упрощение и сокращение сроков поиска подходящей работы;
— позволяет являться основанием для заключения трудового договора с индивидуальным (более высоким по отношению к другим сотрудникам предприятия) тарифом оплаты труда;
— обеспечить психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.
Работодатель от проведения сертификации персонала получает следующие преимущества:
— мотивацию персонала организации;
— уверенность в качестве труда персонала;
— выбирать качественный персонал на рынке труда;
— поддерживать и улучшать стандарты качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
— добиться эффективности, стабильности и качества труда, а, следовательно, высоких экономических результатов организации, повышается качество предоставляемых услуг, конкурентоспособность предприятия, увеличение доходов за счет работы квалифицированного персонала.
Таким образом, процедура сертификации профессиональных компетенций персонала основывается на профессиональных стандартах, которые содержат необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям.
Процедура сертификация вынесена за пределы конкретной организации, ее проводит третья независимая сторона и ее целью является установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям внешних профессиональных стандартов, разработанных вне конкретной организации профессиональными сообществами. На этапе подбора персонала сертификат соответствия служит гарантией будущего качества работы.
В настоящее время сертификация несет в себе добровольный характер, но в последние годы законодательство РФ активно ведет работу по развитию и внедрению процедуры сертификации в деятельность российских предприятий.
Работники, желающие пройти процедуру сертификации вправе сами выбрать уровень квалификации, на соответствие которому он хочет сертифицироваться.
Процедура сертификации предполагает несколько этапов проведения оценки персонала, она основана на принципах: добровольность, открытость, адаптированность, независимость, конфиденциальность.
Процедура сертификации профессиональных компетенций персонала дает работнику преимущества и возможности для собственного развития, а также для повышения эффективности работы предприятия.
Источник