Примерный перечень вопросов для аттестации прораб общестроительные работы

Примерный перечень вопросов для аттестации прораб общестроительные работы

Действующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты, в частности, Федеральные законы и положения Градостроительного кодекса, определяют необходимость прохождения квалификационной аттестации по должностям. Это условие входит в минимальный набор требований, которые предъявляют многие саморегулируемые организации к кандидатам на вступление в свои ряды.

Требования о проведении квалификационной аттестации отражены в Федеральном законе №240 ФЗ от 27.07.2010 г., в статье 55.5 Градостроительного кодекса РФ, Трудовом кодексе Российской Федерации и Приказе Минздравсоцразвития РФ № 188 от 23.04.2008 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Квалификационную аттестацию работнику необходимо пройти в специализированном учебном центре, имеющем право на осуществление деятельности в области дополнительного профессионального образования.

Квалификационная аттестация по должностям преследует ряд целей:

  • оценка эффективности работы сотрудников компании;
  • оценка соответствия работника занимаемой должности;
  • разработка графика повышения квалификации для специалистов и др.

Направления квалификационной аттестации

Темы программ квалификационной аттестации полностью идентичны темам, представленным в соответствующих разделах направления повышение квалификации

Формы прохождения квалификационной аттестации

В формате тестирования по выбранной программе.

Стоимость

Стоимость прохождения аттестации составит – от 3000 рублей.

Необходимые документы

— Заявки на обучение

— Согласие на обработку персональных данных на каждого слушателя.

— Реквизиты организации или паспортные данные физического лица, с которой/ым будет заключен договор.

— Диплом о высшем или среднем специальном образовании на каждого слушателя (скан копия);

Срок действия квалификационного аттестата

Срок действия квалификационного аттестата — от 3 до 5 лет.

Конкретный срок ее проведения аттестации должен быть отражен локальном акте (Положении) конкретной организации.

Результат аттестации

АНО ДПО «Строительный учебный центр «Основа» проводит квалификационную аттестацию специалистов, результат которой полностью соответствует принятым законодательным требованиям. Успешное завершение аттестации позволяет рассчитывать на гарантированное вступление в саморегулируемую организации и получение необходимой разрешительной документации для ведения работ в сфере строительства, проектирования или инженерных изысканий.

Специалисты, успешно прошедшие аттестацию, по результатам освоения материала и успешного прохождения итогового тестирования получают документ установленного образца — квалификационный аттестат, который признается всеми СРО и контролирующими органами.

Источник



ОТ Тесты по новым правилам для руководителей и специалистов , осуществляющих организацию, руководство и ведение работ в строительных организациях с ссылками на НТД.

ОТ Тесты для ИТР в строительных организациях Сайт бесплатного тестирования, для самоподготовки к аттестации

ОТ Тесты для руководителей и специалистов , осуществляющих организацию, руководство и ведение работ в строительных организациях с ссылками на НТД

Темы:

1. Общие требования охраны труда

Трудовая деятельность человека. Основные принципы обеспечения безопасности труда. Основные принципы обеспечения охраны труда. Основные положения трудового права. Правовые основы охраны труда. Государственное регулирование в сфере охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка. Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда

2. Государственное регулирование безопасности строительного производства

государственный контроль (надзор) за соблюдением правил по безопасному ведению работ в строительной отрасли

виды строительного надзора в строительной отрасли

служба охраны труда в организации

организационно-технологической документации строительства объекта

допуск работников к работе в зоне действия опасных производственных факторов

проведение специальной оценки условий труда

3. Общие положения «Правил по охране труда в строительстве»

4. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ) и организации рабочих мест

5. Требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования в строительном производстве

6. Требования охраны труда, предъявляемые к транспортированию (перемещению) и хранению строительных конструкций, материалов, заготовок и отходов строительного производства

Литература для подготовки:

• Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

• Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (извлечения);

• Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (извлечения);

• Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (часть вторая) (извлечения);

• Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

• Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

• Федеральный закон от 12.01.1996 N 10- ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

• Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»;

• Постановление Совета министров — Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

• Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»;

• Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;

• Постановление Минтруда России от 24.10.2003 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев…»;

• Постановление Минтруда России от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

• Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;

• постановление Минтруда России от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;

• приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»;

• Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчетности о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;

• Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н » Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»;

• приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»;

• Приказ Минтруда России от 17.09.2014 N 642н «Об утверждении правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;

• Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1101н «Об утверждении правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»;

• Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»;

• Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

• Приказ Минэнерго РФ от 31.08.2011 N 390 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики»;

• Постановление Минтруда России от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;

• Постановление Минтруда России N 1, Минобразования N 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;

• Приказ Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации»;

Читайте также:  Аттестация учителя пример аналитической справки

• Постановление ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О типовом положении об уполномоченном (доверенном лице) по охране труда профессионального союза»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда , рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 N 340н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

Источник

Профстандарт прораба

Профессиональный стандарт прораба используется в кадровом делопроизводстве для определения его должностных обязанностей и требований к квалификации. Дополнительно он востребован при разработке KPI, отборе претендентов на должности и т.д.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Законодательство по профессиональным стандартам

Применение профстандартов в РФ регулируется следующими нормативными актами:

  1. Федеральным законом №122 от 02.05.15. На его основе были произведены изменения в трудовом и образовательном законодательстве, определившие современный порядок действия профстандартов. Так, в Трудовой кодекс внесли статью 195.2, в которой излагался порядок их составления и одобрения.
  2. Постановлением Правительства №23 от 22.01.13, в котором изложены правила разработки профстандартов.
  3. Постановлением Правительства №584 от 27.06.16, которым утверждён обязательный характер использования профстандартов в организациях госсектора.

Внимание! Особенности использования работодателями этих документов рассмотрены в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Структура и содержание профстандарта прораба

В 2017 году Минюст зарегистрировал профстандарт 16.025 «Организатор строительного производства». Этот документ включает четыре части.

В его начале дана общая информация по профессии. Указаны её цель, группа и вид деятельности по классификаторам должностей ОКЗ и ОКВЭД.

Второй раздел отведён под функциональную карту профессии. В нём перечислены три выполняемые прорабом трудовые функции, а также 21 их составляющая. К примеру, функция по организации производства однотипных строительных работ включает подготовку участка, оперативное управление подчинёнными и т.д.

Третий раздел занимает основной объём документа. В нём подробно рассмотрены функции и их элементы.

По каждой функции указаны:

  • наименования специалистов, которые в достаточной степени подготовлены для её выполнения;
  • нужные им опыт и образование;
  • предъявляемые к ним дополнительные требования;
  • вспомогательные данные;
  • их коды и наименования по справочникам профессий.

Так, для функции организации производства стройработ на объекте капитального строительства указаны:

  • Два наименования специалистов – прораб/старший прораб.
  • Образование – высшее (бакалавриат), а также дополнительная профподготовка.
  • Трудовой опыт – от трёх лет в области строительства (при наличии среднего профильного образования).
  • Дополнительные требования – отсутствуют.
  • Вспомогательные данные – рекомендовано получение прорабом дополнительного профессионального обучения не реже, чем раз в 5 лет.
  • Коды и наименования даны по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

По составляющим функций приводятся несколько другие данные:

  • выполняемые прорабом трудовые операции;
  • необходимые ему знания и умения;
  • вспомогательные данные.

Например, для деятельности по сдаче заказчику результатов строительных работ указаны:

  • 7 трудовых операций – подготовка соответствующих технических документов, представление результатов строительных работ проверочным комиссиям и пр.
  • 2 умения – разработка технической документации по построенным объектам и осуществление мероприятий по их соответствию актуальным отраслевым нормативам.
  • Знания в 6 областях – норм документарного оформления передачи заказчикам построенных объектов, правил принятия решения об их консервации и пр.

Такой обширный перечень объясняется потребностями нанимателей, которым необходим образец для составления должностных инструкций и других документов, где изложены обязанности сотрудника и требования по его квалификации.

Заканчивается документ перечнем организаций, занимавшихся его написанием.

Внимание! Одна из форм применения профстандарта – определение пригодности претендентов на позицию прораба. Но для полноценной реализации этой возможности требуется официально внедрённая работодателем в делопроизводство система должностных стандартов.

Вопросы использования профессиональных стандартов

Каковы возможности для работодателя при несоответствии прораба требованиям профстандарта?

Пока трудовое законодательство не даёт возможности уволить специалиста на этом основании. Поэтому у менеджмента имеются три варианта:

  • произвести переименование должности на базе статей 72 и 74 ТК;
  • в добровольном порядке перевести прораба на менее важную работу по статье 72.1 ТК;
  • рекомендовать прорабу пройти дополнительное профобучение.

Внимание! Данные возможности реализуются лишь на базе официально внедрённой работодателем системы профстандартов.

Каков порядок оплаты дополнительного профобучения?

Специалист, как и работодатель, не обязан оплачивать данное обучение, поэтому форма оплаты оговаривается в индивидуальном формате. Но нужно отдельно подчеркнуть, что это обучение является добровольным, т.е. специалист сам решает вопрос о целесообразности его прохождения.

Как меняются документы по мере внедрения профстандартов?

Обычно изменения вносят в три разновидности кадровых документов:

  • Должностные инструкции, в которых корректируются обязанности сотрудников и критерии их квалификации.
  • Правила, регулирующие процесс трудоустройства. В них подчёркивается, что на работу принимают на основе критериев, указанных в соответствующем профстандарте.
  • Трудовые договора, в которые вносят соответствующие правки в описание трудовых обязанностей.

Также если переименовываются должности сотрудников, то правке подвергается и штатное расписание.

Когда наниматель должен применять профстандарты?

Они необходимы, если:

  1. Нанимателем выступает госструктура или находящаяся в госсобственности компания.
  2. Законодательством оформлены критерии уровня подготовки специалиста.
  3. Работающим в определённом секторе даны права на льготы/компенсации или для них присутствуют ограничения.

В других случаях работодатель сам вправе решать вопрос о целесообразности их применения.

Источник

Как я проходил аттестацию в РУП «Белстройцентр»

В августе 2015 года решил обновить аттестат выданный РУП «Белстройцентр» в 2010 году. Необходимости в нём (лично для меня) нет, но в следствии того, что в Республике Беларусь наличие аттестата становится неким обязательным условием существования специалиста пошёл за новым аттестатом.

Белстройцентр

Для получения аттестата понадобилось собрать необходимые документы, 4 раза сходить в Белстройцентр (два раза за консультацией), пройти курсы повышения квалификации, сдать два экзамена.

Консультация в Белстройцентре

Т.к. документы подаются от имени организации, то ошибаться себе дороже — решил взять диплом, аттестат, свидетельства повышения квалификации и съездить в РУП «Белстройцентр» на предварительную консультацию.

Отправился по адресу — г. Минск, станция метро — Грушевка, ул. Розы Люксембург, 101.

Белстройцентр Минск

5 лет назад здание Белстройцентра выглядело неплохо, теперь еще и территория вокруг облагорожена, метро рядом. В фойе появился компьютер с сенсорным экраном на котором можно прочитать туже информацию, что и на официальном сайте РУП «Белстройцентр» — bsc.by.

Белстройцентр сайт

Но, оказалось, что попасть к специалисту на консультацию для того, чтобы задать несколько вопросов можно только предварительно зарегистрировавшись на сайте и подав заявку.

РУП Белстройцентр

Причина — напряженный график работы Белстройцентра в следствии всеобщей аттестации специалистов. Пытался зарегистрироваться в начале сентября, но ближайшая свободная дата для посещения эксперта — первое октября.

Оставил следующие два вопроса при себе:

  1. Является ли наличия аттестата инженера технического надзора, свидетельства о повышении квалификации достаточным для прохождения новой аттестации;
  2. Достаточно ли пройти курсы повышения квалификации по тематики: «Связь и сигнализация. Инженеры технического надзора» для аттестации как на технадзор, так и главного инженера проекта (связь и сигнализация).
Читайте также:  Когда работодатель может провести аттестацию работника

И чтобы не терять время (чувствовал, что подвох будет) отправился на курсы повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации

В течении двух недель закончил курсы повышения квалификации, получил свидетельство о повышении квалификации.

Свидетелство оповышении квалификации

С таким свидетельством можно аттестовываться в Белстройцентре в течении 5 лет, т.е. аттестовывайся первый раз в сентябре 2015, второй раз, в теории, можно без повторного прохождения курсов повышения квалификации аттестоваться в августе 2020.

По факту — это не работает. Причина — изменение с течением времени названия специализации.

Аттестат технадзора Белстройцентра

Плюс прохождения курсов повышения квалификации — это, то что не надо идти самостоятельно подавать документы в Белстройцентр. Так уже в середине сентября эксперт (так и хочется взять в «») проверил документы, сообщил, что ко мне есть вопросы и в не очереди вызвал к себе.

Вопросы, как и пять лет назад, касались стажа. Снова «попросили доказать», что я могу технадзорить. Тот факт, что пять лет назад аттестуясь уже подтвердил свой стаж был встречен скучающим взглядом и фразой о том, что надо подтвердить сейчас.

Убедить посмотреть документы переданные в Белстройцентр пять лет назад не удалось, возможно их уже просто нет, поехал за новой справкой.

Справка подтверждение стажа

Уже через три часа доказал, что со мной все нормально, по всем критериям подхожу. Поехал доучиваться в МИПК и ПК на Минина 23.

МИПК и ПК на Минина 23

Через несколько дней сдал внутренний экзамен.

MIPK I PK

Руководитель института поздравил, пожелал удачи на экзамене в Белстройцентре.

Выпуск технадзора в МИПК И ПК БНТУ

Экзамен в Белстройцентре

Поделили нас в институте на две части, передали мне копии всех аттестатов и дали наказ передать ранним утром девочкам в Белстройцентре (старостой группы был). Желающих помочь той девочке повесить список с допущенными к экзамену было более чем достаточно.

Пока никого не было зафоткал компьютерный класс в котором уже через минут 20 предстояло сдавать экзамен.

Экзамен в Белстройцентре

Так выглядит программа Белстройцентра.

Программа Белстройцентра

А вот настолько сдал экзамен. Оценок в отличии от МИПК и ПК здесь не ставят. Просто сдано — не сдано. В 40 вопросах допускается сделать не более 6 ошибок.

Резултат сдачи экзамена в Белстройцентре

Вывод

Для получения аттестата курсы повышения квалификации пройти надо, причем курсы именно по нужной специальности. Старые курсы от других организаций не подходят.

Не подошли курсы технадзора с которыми в 2010 получал аттестат, для аттестации на главного инженера-проекта не подошли курсы которых ранее было достаточно для получения лицензии.

Результат прохождения курсов повышения квалификации, сдачи экзамена в Белстройцентре — квалификационный аттестат (слева образец 2010 года, справа — новый).

Аттестат технического надзора

Забрать его можно не сразу, только через несколько недель. Эта поездка в Белстройцентр была уже четвертой.

В целом все, разве, что могу констатировать факт, что курсы, экзамен и близко не дают конкретных, нужных знаний. Лучше личного опыта ничего нет.

Источник

Аттестация в строительстве. Вопрос-ответ.

Мы вновь возвращаемся к вопросам аттестации организаций и индивидуальных предпринимателей в строительстве, а также аттестации руководителей и специалистов в строительстве.

По статистике в Республике Беларусь насчитывается около 9 000 строительных организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом выдано на данный момент лишь 1 611 аттестатов. Это очень маленький процент, если учесть, что основная масса строительных организаций выполняют строительные работы 1, 2 и 3 категории аттестатов соответствия, а по данным категориям нормы об обязательном наличии аттестатов для выполнения соответствующих работ, уже вступили в силу. То есть, около 7 000 строительных организаций при нашей субъективной оценке не могут сейчас выполнять работы в строительстве и должны простаивать, нести убытки либо работать, но с перспективой привлечения к административной ответственности.

Пытаясь получить аттестат соответствия в строительстве, организации сталкиваются с противоречиями правовых норм в нормативных документах, регулирующих этот вопрос. Требования настолько сложны, что даже определенные крупные государственные организации не имеют возможности их выполнить.

К примеру, недавно к нам обращался жилкомхоз из Могилевской области. Данное предприятие выполняет почти весь спектр строительных работ в отношении государственного жилищного фонда. В их районе (городе) нет больше организаций, которые могут выполнить такой объем и необходимые виды строительных работ. По сути, жилкомхоз единственная строительная крупная организация в их городе. Но чтобы получить аттестат соответствия на 30 строительных работ нужно очень много ИТР (инженерно-технических работников), аттестованных каждый по своей специализации согласно нормам постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014г. № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» (далее – Постановление № 15). Проблема заключается в том, что таких специалистов в том регионе нет и не будет, а из Минска ехать туда на работу тоже никто не собирается.

Все это говорит о «слишком» жестких требованиях по аттестации юридических лиц в строительстве.

Помимо жесткости требований, нормативные документы по аттестации юридических лиц содержат много спорных и противоречивых моментов. Некоторые работы, указанные в Постановлении № 252 об аттестации юридических лиц, изложены неактуальными наименованиями, не полностью соответствующими действующим техническим нормативным актам, а также Постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011г. № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности». Например, «земляные работы». Такого общего понятия в нормативных правовых документах насколько нам известно не существует. Под земляными работы понимается, например «устройство фундаментов зданий и сооружений», «устройство оснований фундаментов зданий и сооружений» и другое. Именно с такими наименованиями, как указали мы и существуют технические нормативные правовые акты, поэтому для исключения противоречий, лучше было бы в Постановлении № 252 указывать точное наименование работ из ТНПА, а не обобщать их такими наименованиями, как, например, «земляные работы», под которыми можно понимать, что угодно.

С учетом наличия таких сложностей в вопросе аттестации юридических лиц в строительстве, мы опубликуем ряд практических статей в форме «вопрос-ответ», в которых постараемся осветить вопросы, ответы на которые можно узнать только на консультации в РУП «Белстройцентр».

Вопрос 1:

Наша организация планирует получить аттестат соответствия в строительстве на разработку разделов проектной документации на проектирование внутренних систем вентиляции и кондиционирования воздуха, электроснабжения, электрооборудования. При этом в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее – Постановление № 252) содержится исчерпывающий перечень работ и услуг в строительстве, на которые необходимо получать аттестат соответствия. Разработка разделов проектной документации содержится в пункте 4 приложения № 1 к Постановлению № 252. Пункт 4 разбит на 8 подпунктов, содержащих различные разделы проектной документации. В пункте 4.5. содержится раздел: «внутреннее инженерное оборудование, внутренние сети и системы (тепло-, холодо-, водо- и газоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, электроснабжения, электрооборудования, электроосвещения, связи, радиофикации и телевидения). То есть один пункт содержит много систем и сетей, которые мы проектировать не будем, а заявляться на получение аттестата соответствия нам необходимо по пункту 4.5. Приложения № 1 к Постановлению № 252. Как быть?

Ответ 1:

Действительно, для получения аттестата соответствия нужно будет указать в заявлении работы (услуги) конкретного пункта так, как они изложены в Постановлении № 252. Само Постановление № 252 не содержит норму о том, что можно из пункта 4.5. Приложения № 1 к Постановлению № 252 осуществлять выборку конкретных внутренних инженерных систем и сетей. Считаем, что это один из недостатков Постановления № 252. При этом по сложившейся практике в РУП «Белстройцентр» заявителю можно выбирать из пункта 4.5. Приложения № 1 Постановления № 252 и указывать в заявлении для получения аттестата только те виды инженерных систем и сетей, которые планируются заявителем к проектированию. Осуществляйте выборку и сто процентов, что отказа в приеме заявления и документов по данному основанию не будет.

Читайте также:  Явной аттестации персонала

Вопрос 2:

Наша организация планирует получение аттестата соответствия на следующий вид работ в строительстве: устройство мостов и труб. В штате по основному месту работы имеется главный инженер и прораб, оба аттестованные по общестроительным работам. Достаточно ли такого персонала (ИТР) для получения аттестата на указанный вид работ.

Ответ 2:

Нет. Не достаточно. Вы должны принять по основному месту работу как минимум одного прораба, аттестованного по следующей специализации аттестации: строительство автомобильных дорог и аэродромов, строительство мостов, эстакад и путепроводов.

Вопрос 3:

Организация планирует направить своего прораба на аттестацию по специализации: устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения. Прораб имеет следующее образование: электрофикация сельского хозяйства. Подойдет ли данное образование для аттестации.

Ответ 3:

Подойдет. В Постановлении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014г. № 15 (далее – Постановление № 15) можно увидеть в отношении каждой специализации аттестации виды подходящего образования с их наименованиями согласно действующему классификатору специальностей по направлениям образования. В пункте 77 видов специализации Постановления № 15 указана подходящая специальность: энергетическое обеспечение сельского хозяйства (электроэнергетика). Дело в том, что данная специальность заменила старую специальность под наименованием «электрофикация сельского хозяйства». То есть, произошло, по сути, изменение наименования специальности. Таким образом, прораб имеющий образование: электрофикация сельского хозяйства, может пройти аттестацию по специализации: устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения.

Вопрос 4:

В организации имеются прорабы с аттестацией по специализации со старым наименованием: подстанции, линии электропередач, электроосвещение, электрооборудование. Аттестаты будут еще действительны несколько лет. Можно ли без прохождения аттестации прорабов по новым наименованиям специализации заявить данных прорабов на следующие работы: устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения.

Ответ 4:

Вопрос 5:

Можно ли, чтобы директор организации совмещал должность прораба и одновременно для аттестации в строительстве заявлялся как прораб на определенные работы в строительстве?

Ответ 5:

Нет. Нужен отдельный человек на должность прораба, поскольку представители РУП «Белстройцентр» считают, что директор организации должен заниматься управлением организацией. Если организация небольшая, заявляете небольшое количество «простых» работ, возможно в таком случае, что во время подачи в Белстройцентре пойдут навстречу. Главное, чтобы директор был аттестован как прораб по соответствующей специализации аттестации. Уточнять необходимо индивидуально в РУП «Белстройцентр».

Вопрос 6:

Достаточно ли для получения аттестата соответствия на выполнение отделочных работ иметь одного ИТР – прораба, аттестованного по отделочным работам?

Ответ 6:

Не достаточно. В постановлении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014г. № 25 (далее – Постановление № 25) в главе строительство объектов 1-4 класса сложности указано, что заявитель для получения аттестата соответствия на какую-либо работу в строительстве обязан обеспечить наличие у себя руководителей (главный инженер, прораб, мастер) по каждому из заявленных видов деятельности в области строительства, имеющих квалификационные аттестаты по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы. Если честно мы сами считали, что можно сделать выборку из тех руководителей, которые указаны в скобках. Например, у нас есть один прораб и мы его заявляем на конкретную работу. Или есть только главный инженер, которого мы заявляем на конкретную работу. Однако, как выяснилось, позиция РУП «Белстройцентр» совсем иная. По их мнению (и нужно отметить, что оно полностью обоснованно) в скобках руководители указаны через запятую, между ними нет союза «либо» («или»). Таким образом, абсолютно на каждую работу необходимо иметь аттестованных: главного инженера, прораба и мастера. Поскольку данные требования нереальны, на практике разрешается только не иметь мастера для прохождения аттестации. И еще стоит отметить, что главный инженер может выступать одновременно и как прораб по определенным работам, но тогда помимо аттестации как главного инженера, он должен иметь еще и аттестацию как прораба по соответствующему виду специализации аттестации.

Вопрос 7:

Организация выполняет внутренние электромонтажные работы, осуществляет устройство наружных кабельных линий, распределительных устройств и подстанций. Планируется получение аттестата соответствия на следующие работы: устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения. При этом организация имеет свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля на следующие наименования работ: монтаж внутренних инженерных систем: электромонтажные работы, монтаж наружных сетей электроснабжения: кабельные линии, воздушные линии электропередач, монтаж сетей электроснабжения: распределительные устройства и подстанции. Наименование работ утверждено органом (организацией), уполномоченной на выдачу свидетельств о технической компетентности в соответствии с наименованиями работ согласно нормам технических нормативных правовых актов. То есть свидетельства о технической компетентности на работы: устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения, как указано в Постановлении № 252 и Постановлении № 25, нет и быть не может. Подойдет ли свидетельство о технической компетентности с указанными выше наименованиями работ для получения аттестата соответствия на: устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения?

Ответ 7:

Подойдет. В РУП «Белстройцентре» в курсе ситуации, что многие наименования работ, указанные в Постановлении № 252 не совпадают с наименованиями в ТНПА, в соответствии с которыми выдавалось свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля. В каждом случае подход индивидуален. Что касается конкретного случая, описанного в вопросе, то свидетельство о технической компетентности, выданное на работы: монтаж внутренних инженерных систем: электромонтажные работы, монтаж наружных сетей электроснабжения: кабельные линии, воздушные линии электропередач, монтаж сетей электроснабжения: распределительные устройства и подстанции; подойдет для получения аттестата соответствия на устройство внутренних сетей и линий электроснабжения, устройство наружных сетей электроснабжения.

Вопрос 8:

Организация планирует получение аттестата соответствия на следующие работы (п.8.36. перечня работ Приложения № 1 Постановления № 252): строительство мостов, эстакад и путепроводов. Получение данного аттестата позволяет выполнять весь комплекс работ, связанных со строительством мостов или нужно получать аттестат еще на что-либо?

Ответ 8:

Не позволяет. Для полного строительства мостов организации необходимо получить аттестат соответствия на следующие работы: п.8.36. строительство мостов, эстакад и путепроводов, п.8.1. геодезические работы, п.8.2. подготовительные работы.

Вопрос 9:

В организации работы в строительстве осуществляет только филиал. Само юридическое лицо в остальном осуществляет деятельность, не связанную со строительством. Нужный состав ИТР имеется только в филиале. Аттестат соответствия будет выдаваться на филиал?

Ответ 9:

Нет. Аттестат будет выдаваться не на филиал, а на юридическое лицо. При этом анализ ИТР для выдачи аттестата будет осуществляться в целом по всему предприятию. Если в филиале будет полностью укомплектованный штат аттестованных ИТР, то аттестат юридическому лицу будет выдан. При этом в таблице по ИТР нужно заполнять сведения и по филиалу и отдельно по организации в целом, что косвенно указывает на то, если в головном офисе в штате не будет ни одного ИТР, то могут быть определенные проблемы и сложности при выдачи аттестата. Поэтому мы рекомендуем иметь в штате по месту нахождения головного офиса юридического лица хотя бы двух ИТР с образованием ПГС (промышленное и гражданское строительство или по конкретному направлению деятельности филиала). Также здесь отметим, если у юридического лица имеются еще филиалы, которые не занимаются работами в строительстве, информацию о таких филиалах при заявлении на аттестацию, указывать не нужно.

Источник