Приложение стандартизации



Приложение стандартизации

33 Стандартизация в области программного обеспечения. Стандарты документирования программных средств.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократною использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. Стандартизация осуществляется на разных уровнях и также делятся в зависимости от масштаба:

Стандарты имеют большое значение – они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения использовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных. Такие стандарты регламентируют взаимодействие между различными программами. Для этого предназначены стандарты межпрограммного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding – связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы “закрытыми” друг для друга.

Все компании-разработчики должны обеспечить приемлемый уровень качества выпускаемого программного обеспечения (ПО). Для этих целей предназначены стандарты качества программного обеспечения или отдельные разделы в стандартах разработки программного обеспечения, посвященные требованиям к качеству программного обеспечения.

В зависимости от возникновения: “де-юре” и “де-факто”. Стандарт “де-факто”– термин, обозначающий продукт какого-либо поставщика, который захватил большую долю рынка и который другие поставщики стремятся эмулировать, копировать или использовать для того, чтобы захватить свою часть рынка. Стандарт “де-юре” создается формально признанной стандартизующей организацией. Он разрабатывается при соблюдении правил консенсуса в процессе открытой дискуссии, в которой каждый имеет шанс принять участие. Ни одна группа не может действовать независимо, создавая стандарты для промышленности. Если какая-либо группа поставщиков создаст стандарт, не учитывающий требования пользователей, она потерпит неудачу.

СТАНДАРТЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. Создание программной документации – важный этап, так как пользователь начинает свое знакомство с программным продуктом именно с документации. Программная документация должна отвечать на вопросы: для чего предназначен программный продукт, как установить программный продукт, как начать с ним работать. Основу отечественной нормативной базы в области документирования ПС составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД). Сейчас это система межгосударственных стандартов стран СНГ (ГОСТ), действующих на территории Российской Федерации на основе межгосударственного соглашения по стандартизации.
Единая система программной документации – это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Стандарты ЕСПД в основном охватывают ту часть документации, которая создается в процессе разработки ПС, и связаны, по большей части, с документированием функциональных характеристик ПС. В состав ЕСПД входят:

  1. основополагающие и организационно-методические стандарты;
  2. стандарты, определяющие формы и содержание программных документов, применяемых при обработке данных;
  3. стандарты, обеспечивающие автоматизацию разработки программных документов.

В Российской Федерации действует ряд стандартов в части документирования программных средств, разработанных на основе прямого применения международных стандартов ИСО:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9294:1990 и устанавливает рекомендации по эффективному управлению документированием ПС для руководителей, отвечающих за их создание. Целью стандарта является оказание помощи в определении стратегии документирования ПС; выборе стандартов по документированию; выборе процедур документирования; определении необходимых ресурсов; составлении планов документирования.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9126:1991. В его контексте под характеристикой качества понимается “набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается”. Стандарт определяет шесть комплексных характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество ПС (ПО, программной продукции):

  1. функциональные возможности;
  2. надежность;
  3. практичность;
  4. эффективность;
  5. сопровождаемость;
  6. мобильность.

Эти характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПС.
ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 9127:1989. В контексте настоящего стандарта под потребительским программным пакетом (ПП) понимается “программная продукция, спроектированная и продаваемая для выполнения определенных функций; программа и соответствующая ей документация, упакованные для продажи как единое целое”. Под документацией пользователя понимается документация, которая обеспечивает конечного пользователя информацией по установке и эксплуатации ПП. Под информацией на упаковке понимают информацию, воспроизводимую на внешней упаковке ПП. Ее целью является предоставление потенциальным покупателям первичных сведений о ПП.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94. Информационная технология. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления. Описывает представление процедурных алгоритмов.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:1994. Информационная технология. Пакеты программных средств. Требования к качеству и испытания. В этом стандарте установлены требования к качеству пакетов программ и инструкции по их испытаниям на соответствие заданным требованиям. Понятие “пакет программных средств” фактически отождествляется с более общим понятием “программный продукт”, рассматриваемым как совокупность программ, процедур и правил, поставляемых нескольким пользователям для общего применения или функционирования. Каждый пакет программ должен иметь описание продукта и пользовательскую документацию.

Источник

Приложение стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Унификация и стандартизация курсовая

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник

Стандартизация разработки ПО


В этой статье вас ждёт мысленный эксперимент, в ходе которого я покажу, что может дать компании стандартизация разработки программного обеспечения, и проблемы, к которым она может привести. Статья не претендует на полный охват этой большой темы, но, я надеюсь, в ней будет тот минимум, который позволит вам по-новому взглянуть на разработку в своей компании.

Выводы и практические рекомендации, о которых я пишу, получены из моего опыта стандартизации в одном из крупнейших IT-разработчиков в России. Поэтому все названия вымышлены, а совпадения случайны.

В тексте вы встретите некоторые термины из фронтенда, в котором я работаю последние несколько лет, пусть вас это не смущает, сами принципы применимы и в других направлениях разработки.

Предположим, уже пару лет две питерские компании разрабатывают web-приложения для собственного бизнеса и сторонних заказчиков. В каждой компании работают четыре разработчика, по два в двух командах.

В первой компании, назову её Diversity, разработчики постоянно пробуют технологические новинки и любят поспорить друг с другом о преимуществах разных технологий. Одна команда пишет на TypeScript и использует React, вторая команда предпочитает JavaScript без типизации и использует Vue (подставьте здесь свои любимые технологии и фреймворки).

Во второй компании, пусть это будет Standard & Co, решили стандартизировать разработку и всё пишут на одном стеке с подробным регламентом разработки, пусть это будет React и Flow (типизированный JavaScript).

Давайте посмотрим, как эти компании будут справляться с традиционными задачами компании-разработчика web-приложений, и как стандартизация будет помогать (или мешать) их решению в Standard & Co.

Общие проблемы и общие решения

Стандартизация стека

Представьте, что обе компании решили внедрить в свои приложения календари с удобным выбором диапазона дат. Что произойдёт в этом случае?

Большая часть задач разработчика однотипны и уже имеют решения. Часто работа сводится к поиску готового решения в интернете и адаптации его под нужды конкретного проекта.

В примере с календарями разработчики сначала нагуглят готовые решения для своих фреймворков и выберут те, которые легче адаптировать под свои нужды. В Diversity разработчикам придётся проделать эту работу дважды, для первой команды и для второй, разные фреймворки не допускают общих решений. В Standard & Co эту работу можно поручить одной команде, вторая команда сможет быстро воспользоваться наработками первой.

Если речь идёт о разработке с нуля, Standard & Co сможет разделить работу между командами, в Diversity обеим командам придётся выполнить весь объём самостоятельно.

Руководители проектов каждой из команд обеих компаний пишут оптимистичные отчёты, разработка идёт своим чередом, разработчики выполняют свои задачи в нормальном режиме, но если посмотреть на эффективность компании в целом, то Standard & Co решила задачу с меньшими затратами ресурсов.

Отсюда мораль: единый стек — первый шаг к стандартизации разработки ПО.

Шаблон приложения

Бизнес Standard & Co развивается, компания постоянно создаёт новые приложения, поэтому разработчики решили создать для них общий шаблон, чтобы команды могли быстро стартовать и не терять время на разработку типичных архитектурных решений. В шаблон кроме самых базовых вещей решили включить модуль запросов к серверу, стандартизировали обработку ошибок, показ уведомлений, лоадеров, модальных окон и т.д. Обе команды создают стандартные части приложений одинаково, быстро и на автомате.

В Diversity команды каждый раз пробуют новые модули и решения независимо друг от друга, за обедом они увлечённо рассказывают друг другу о своих находках.

Standard & Co опять впереди с точки зрения общей производительности, они устранили расход времени на решение повторяющихся задач.

Мораль: стандартная архитектура экономит время.

Библиотека стандартных решений

Общая библиотека готовых решений (или даже не одна) рано или поздно появляется в каждой компании, которая создаёт ПО. Во фронтенде это библиотека компонентов интерфейса. Разработчики обычно ищут подходящее опенсорсное (или платное) решение или создают собственную библиотеку.

В Standard & Co взвесили за и против и решили сами создать одну общую библиотеку готовых компонентов (календари, поисковые строки с автодополнением и прочее) с прицелом на собственную дизайн-систему.

Читайте также:  Стандартизация сборных конструкции

Diversity продолжает эксперименты с технологиями и даже может похвастать наличием нескольких библиотек в одном приложении. Под каждую отдельную задачу подбирается идеально подходящий модуль. Это интересная задача, но иногда такие модули требуют большого количества времени для интеграции.

Обе компании пришли к одному выводу: использование библиотек готовых решений высвобождает время разработчиков для реализации бизнес-логики, т.е. создания ценности для заказчика. Но в Standard & Co обнаружили ещё и некоторые дополнительные эффекты от использования общей библиотеки. Читайте далее!

Тестирование

Ещё один плюс, который обнаружила Standard & Co во время использования общих решений — это уменьшение количества ошибок в приложениях. Дело в том, что общие решения, которые используются в обеих командах, тестируются в разных сценариях, и с каждым новым приложением этих сценариев становится всё больше. Уверенность компании в надёжности общих решений и библиотек растёт со временем. Одна из аксиом тестирования — нет ПО без ошибок, поэтому увеличенный ресурс тестирования общих решений постоянно повышает качество конечного продукта.

Diversity подвергается большему риску, постоянно интегрируя новые решения. Ей приходится тратить значительные усилия для поддержания необходимого качества своих приложений.

Ротация проектов и людей

Ситуация на рынке изменилась, обеим компаниям пришлось на некоторое время приостановить разработку в одной из команд, тогда как другой команде наоборот, добавили работы и сократили сроки вывода продукта на рынок.

Standard & Co быстро усилила вторую команду разработчиками из первой, избежав простоя и поиска новых разработчиков. Переход на другой проект не занял много времени, разработчики снова погрузились в знакомую среду, им нужно было только разобраться с бизнес-логикой.

Так же легко Standard & Co решает и другие вопросы с перераспределением людей по проектам, будь то переходы из команды в команду из-за личных предпочтений или объединение команд.

В Diversity руководство встало перед сложным выбором: переучивать разработчиков первой команды на технологии второй, с чем, кстати, не все будут согласны, или открывать вакансии и набирать новых разработчиков. В любом случае потребуется дополнительное время для усиления второй команды, и может быть простой в работе первой.

Планирование

В Diversity уже накопили достаточный опыт планирования и понимают, какой запас времени необходимо заложить, чтобы учесть риски разработки.

В Standard & Co планирование имеет свои особенности. Благодаря большому количеству стандартных решений руководители проектов точно планируют время разработки, и в типовые проекты не закладывают дополнительные риски. Чтобы так делать, нужно заранее выяснить, какие части приложения потребуют нестандартных решений. Если разработка пойдёт не по плану, последствия могут быть серьёзными.

Рост компании

Маркетологи объявили следующий год годом расширения бизнеса в обеих компаниях. Пока точный объём работ не определён, но начать готовиться к росту нужно уже сейчас. Необходимо расширить разработку и нанять новых людей.

Standard & Co решает вопрос наймом начинающих разработчиков, которые могут обучаться и набираться опыта в любой из двух команд, и затем остаться в них или работать по общим стандартам как самостоятельные команды. Благодаря проведённой стандартизации возможны любые перестановки.

Diversity решает набрать новую команду, которая самостоятельно определит, с какими технологиями она будет работать, нужно быть в курсе технологических трендов. Вероятно, у них будет получаться лучше, чем у первых двух, но лучше подготовиться и к неожиданностям.

Контроль за разработкой и ревью кода

После появления новой команды, разработчики Standard & Co по очереди проводят ревью кода новичков, обучая их работе по стандартам компании и перенимая у них новые знания. Контролировать разработку в новом проекте может практически любой сотрудник компании с достаточным опытом разработки, там всё стандартно. Контроль и ревью требуют ресурсов, здесь Standard & Co снова имеют пространство для оптимизации.

В Diversity руководству приходится полагаться на лидов разработки. На эти позиции в компании попадают только зарекомендовавшие себя профессионалы. Компания полагается на честность и профессионализм этих ребят, ценит их вклад, постоянно заботится об их профессиональном развитии и высокой мотивации.

Эффективное общение

Программисты в Diversity любят спорить, о том, какая технология круче. Со стороны эти споры могут выглядеть, как битвы титанов. Матёрые разработчики кладут друг друга на лопатки очередным изящным выпадом в слабое место противника. Однако, пошумели и разошлись. Обычно такие баталии бывают эффектными, но не эффективными.

Разработчики Standard & Co после таких разговоров идут дорабатывать общий для них код. Помогая себе, разработчики помогают и другим, и наоборот. Ещё после недавнего набора новых разработчиков в Standard & Co проводят обучающие мероприятия. Раз в неделю кто-то из разработчиков разбирает технический вопрос из ежедневной практики, теперь можно с пользой для дела в рабочее время поговорить на общие темы.

Модернизация и быстрые технологические улучшения

Ещё одно преимущество стандартизации Standard & Co обнаружила после выхода новой версии языка TypeScript. Она показалась разработчикам удобнее для разработки, чем Flow, который они уже давно использовали. Разработчики Standard & Co переписали шаблон приложения и библиотеку компонентов интерфейса на TypeScript, сделав разработку проще, а код лаконичнее.

Сколько бы команд не было у компании, после обновления общих шаблонов и библиотек новый функционал сразу становится доступным для всех и проходят разностороннюю обкатку и тестирование. Инициатива о модернизации может исходить от любой из команд, за актуальностью стека в Standard & Co следит уже коллективный разум.

В Diversity каждой команде приходится самостоятельно следить за актуальностью своего стека и своевременно обновлять технологическую базу, что требует дополнительного времени и трудозатрат.

Негативные эффекты стандартизации

Потеря квалификации

Разработчики в Diversity — настоящие профи с широким кругозором и большим опытом в разных технологиях, а в Standard & Co много начинающих разработчиков и однотипных несложных задач, часто программистам становится скучно и хочется новых вызовов.

Если разработчик всё время выполняет стандартные рутинные операции, он может перестать развиваться и интересоваться технологиями. В таких условиях кто-то может даже перестать видеть свою ценность за пределами одной компании и постоянно терять мотивацию, и даже закончить тем, что вместо творческого труда будет просто ходить на работу за зарплату. Да и сама эта зарплата не будет высокой и не будет быстро расти, потому что система настроена на стандартизацию и упрощение работы каждого отдельного сотрудника и увеличение производительности системы в целом.

Стандартизация может негативно повлиять на уровень программистов.

В Standard & Co понимают эту проблему и стараются стимулировать творческую энергию своих разработчиков и направлять её на поиск более эффективных решений в собственном процессе разработки, углубление фундаментальных знаний, постоянную актуализацию стека и самообразование. Очень важно, что в Standard & Co направляют деньги и другие ресурсы как на технологическое развитие, так и на построение карьерного плана своих сотрудников.

Привязка к стеку

Бизнес-модель Diversity позволяет взять в разработку проект, часть которого уже готова или для которого заказчик определил стек технологий. Для этого ей нужно сформировать новую команду и наладить в ней процессы, что для Diversity совсем не сложно, учитывая её предыдущий опыт.

Руководство Standard & Co постарается договориться о переводе проекта на уже знакомые ей технологии. Если переговоры не приведут к желаемому результату, скорее всего компания откажется от проекта, новые для компании технологии — источник больших рисков.

Отклонения от стандартов — источник прогресса и ошибок

У новых разработчиков Standard & Co часто есть искушение вместо стандартного решения использовать какое-то другое, возможно более подходящее для конкретной задачи. В этом случае руководство компании предлагает тщательно взвесить все за и против.

Если новое решение окажется заметно лучше стандартного, то его нужно включить в стандарт и использовать во всех командах.

Если новое решение вместе с преимуществами также обладает и недостатками по сравнению со стандартом, или его преимущества невелики, такое решение не стоит использовать. Оно приведёт к дополнительным затратам времени на разработку, ревью, тестирование, обучение и прочее. Новым разработчикам придётся тратить больше времени на изучение технологий проекта.

Нестандартные решения могут содержать ошибки. Время, необходимое на исправление нестандартного кода обычно больше, чем время на доработки стандартного, уже знакомого кода.

В Standard & Co разработали специальные программы, которые мотивируют разработчиков с одной стороны придерживаться стандартов, с другой стороны постоянно их улучшать.

Стандартизация не происходит сама

Может показаться, что Standard & Co всё время экономит время и деньги благодаря стандартным решениям в разработке. Это так, но картина будет неполной, если не учесть издержки на сам процесс стандартизации.

Читайте также:  Фз о стандартизации и фз о тех регулировании

Стандартизацию нужно направлять, кто-то должен разработать сами стандарты, написать регламенты, создать инфраструктуру, постоянно мотивировать коллег к пользованию стандартными решениями, контролировать их правильное понимание и применение. Для этого требуются время и усилия, которые Diversity может потратить на новый проект, обучение или улучшение условий труда.

Сами стандарты кто-то должен постоянно пересматривать и совершенствовать, иначе компанию ждёт технологический застой. Во фронтенде это особенно опасно, всего пара лет, и вы счастливый обладатель тяжёлого legacy, которое отнимает у компании ресурсы.

Два иероглифа в начале — кайдзен, японская философия постоянного совершенствования процессов производства, управления, бизнеса, жизни. Стандартизация — один из принципов этой философии. В середине прошлого века Toyota применяла принципы кайдзен, и в результате получила теперь уже знаменитую систему Канбан.

Стандартизация ускорила развитие промышленности, постепенно меняет и разработку ПО. Но здесь всё не так просто, человеческое мышление поменять сложнее, чем фрезерный станок.

Источник

Приложение стандартизации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

ПРОГРАММА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

Standardization in the Russian Federation. National standardization program. Requirements to the structure, the rules of formation, approval and monitoring of the implementation

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.14-2017 с ГОСТ Р 1.14-2008 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________

Дата введения 2018-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2018 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ближайшем выпуске ежегодного информационного указателя "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей и выполнения задач стандартизации, определенных статьей 3 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", и для реализации на практике концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на текущий период.

Планирование работ по стандартизации осуществляется путем подготовки и утверждения программы национальной стандартизации, которая направлена на реализацию приоритетных направлений развития стандартизации.

Для обеспечения реализации программы национальной стандартизации используется Федеральная государственная информационная система федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре программы национальной стандартизации, правила ее формирования, утверждения, внесения уточнений и мониторинга за реализацией, а также правила финансирования включаемых в программу работ.

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на планирование работ по стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [1].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины, которые установлены и определены в статье 2 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [1] и ГОСТ 1.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 организация — администратор ФГИС: Организация, обеспечивающая функционирование федеральной государственной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.

3.1.2 организация — администратор ИАИС МГС: Организация, обеспечивающая функционирование интегрированной автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ИАИС МГС — интегрированная автоматизированная информационная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

ВТО — Всемирная торговая организация;

ЕАЭС — Евразийский экономический союз;

ИСО — Международная организация по стандартизации;

МГС — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

МТК — межгосударственный технический комитет по стандартизации;

МЭК — Международная электротехническая комиссия;

НИИ — научно-исследовательский институт, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

НД — нормативный документ;

НСС — национальная система стандартизации;

ПК — подкомитет технического комитета по стандартизации;

ПНС — программа национальной стандартизации;

ПТК — проектный технический комитет по стандартизации;

ТК — технический комитет по стандартизации;

ФГИС — Федеральная государственная информационная система федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации;

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти.

4 Общие положения

4.1 Сроки действия программы национальной стандартизации

4.1.1 ПНС формируют на три года.

4.1.2 ПНС является постоянно действующим на этот период документом, содержащим перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием.

4.1.3 ФОИВ в сфере стандартизации ежегодно проводит уточнение ПНС на основе предложений ТК и ПТК в части тем, сроков и исполнителей, а также дополняет ее новыми темами, обеспеченными финансированием.

4.2 Этапы формирования и реализации программы национальной стандартизации

4.2.1 Формирование ПНС осуществляют по следующим этапам:

— определение приоритетных направлений стандартизации на планируемый период;

— директивное указание о начале разработки проекта ПНС;

— сбор предложений для внесения в проект ПНС;

— рассмотрение и анализ предложений;

— формирование проекта ПНС;

— утверждение ПНС и обеспечение ее доступности.

4.2.2 На этапе реализации ПНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого предоставляют соответствующие отчеты.

4.3 Структура программы национальной стандартизации

4.3.1 ПНС формируют по подразделам:

— национальная стандартизация (в том числе стандарты ограниченного распространения);

— система аттестованных данных.

4.3.2 В ПНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов:

— национальных стандартов (в том числе предварительных национальных стандартов*);

* В действующие предварительные национальные стандарты изменения не вносят, а вместо пересмотра на их основе оформляют национальные стандарты.

— межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;

— основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;

— правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;

— национальных и межгосударственных стандартов ограниченного распространения;

— документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).

4.3.3 ПНС формируют в соответствии с комплексами, определяемыми ФОИВ в сфере стандартизации.

Темы ПНС внутри комплексов группируют по ТК и ПТК с учетом закрепленной за ними тематики.

4.4 Общие принципы формирования программы национальной стандартизации и участники выполнения работ

4.4.1 ПНС формируют с учетом приоритетных направлений:

— в области национальной стандартизации, ежегодно определяемых ФОИВ в сфере стандартизации, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития НСС, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период;

— работ межгосударственной стандартизации, определенных МГС.

Примечание — Приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [2].

4.4.2 При формировании ПНС соблюдают следующие принципы:

— обоснованность разработки национальных и межгосударственных стандартов исходя из приоритетных направлений (см. 4.4.1);

Источник