Правовая основа стандартизации рк

Правовая основа стандартизации рк

Основные законодательные акты. Правовые основы стандар­тизации в Казахстане установлены Законами РК "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выпол­нению всеми государственными органами управления, субъек­тами хозяйственной деятельности независимо от формы собст­венности, а также общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требова­ний стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в-РК закон толкует как деятель­ность, направленную на определение норм, правил, требова­ний, характеристик, которые должны обеспечивать безопас­ность продукции, работ и услуг, их техническую и информаци­онную совместимость, взаимозаменяемость, качество продук­ции (услуг) в соответствии с достижениями научно-техничес­кого прогресса. Нормы и требования стандартов могут отно­ситься также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвы­чайных ситуациях (например, природные и техногенные ката­строфы); к обороноспособности и мобилизационной готовно­сти страны.

Закон "О стандартизации" регламентирует:

• организацию работ по стандартизации;

• содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

• информационное обеспечение работ по стандартизации;

• организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требо­ваний государственных стандартов;

• финансирование работ по государственной стандартиза­ции, государственному контролю и надзору;

• стимулирование применения государственных стандартов;

• ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в Казахстане. Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется пу­тем анализа его необходимости в социальном, экономи­ческом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и ок­ружающей среды, обеспечение совместимости и взаимо­заменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международ­ные стандарты (и их проекты), правила, нормы междуна­родных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каж­дого по всем вопросам, представляющим взаимный ин­терес;

5) разработчики нормативных документов должны соблю­дать: нормы законодательства, правила в области госу­дарственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объ­ектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, что­бы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть прове­ряемы и пригодны для’ целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

• обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересо­ванными сторонами;

• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребите­ля и государства;

• определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, ин­формационной, программной и др.), а также взаимоза­меняемости -продукции;

• унификация конструктивных частей изделий;

• разработка метрологических норм и нормативно-техни­ческое обеспечение измерений, испытаний, оценки каче­ства и сертификации продукции;

• оптимизация технологических процессов с целью эконо­мии материальных, энергетических и людских ресурсов;

• создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования техни­ко-экономической информации;

• организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенкла­туре и качестве продукции, услуг, процессов путем соз­дания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в Казахстане, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизирован­ные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установле­ние цивилизованных барьеров поступлению на казахстанский ры­нок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартиза­ции и сертификации.

Источник



Правовая стандартизация — Стандартизация

Определяющей нормативной документацией по стандартизации в нынешнее время считается Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года за № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и «Концепция развития национальной системы стандартизации России на период до 2020 года». Данный закон регулирует функции стандартизации, кроме всего прочего и правовые основы.

Читайте также:  Выпускники стандартизация и метрология

Нормативно-правовая база стандартизации слагается из технических регламентов, постановлений Правительства Российской Федерации в области стандартизации, государственных и международных стандартов, решений федеральных органов исполнительной власти, стандартов организаций, правил и рекомендаций национального органа по стандартизации.

Требования законодательного акта о стандартизации подлежат безоговорочному выполнению всеми структурами, выполняющими деятельность в Российской Федерации:

  • Государственные органы управления.
  • Компании всех форм собственности.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Публичные общества и ассоциации.

Действующий законодательный акт по стандартизации взаимосвязан с большим количеством других нормативных документов.

Огромную роль в этом взаимодействии играют следующие законодательные акты:

  • «О защите прав потребителей».
  • «О сертификации продукции и услуг».
  • «Обеспечение единства измерений».

Закон «О стандартизации»

Замечание 1 Законодательный акт по стандартизации упорядочивает работу в области стандартизации в России, использование другой нормативной документации по стандартизации, гарантирует международное партнёрство по стандартизации, государственной стандартизации, регламент государственной стандартизации, кроме этого управление и наблюдение за соблюдением всех определённых правил и требований.

Данный правовой акт предоставляет справочное обеспечение деятельности по стандартизации, кроме всего прочего создаёт и публикует необходимую документацию. Согласно законодательству, определяется последовательность и количество поступления денежных средств для осуществления мероприятий по стандартизации. Закон определяет, когда наступает момент ответственности и признаки по уклонению от требований стандартизации.

Закон «О стандартизации» предусматривает процедуры, обеспечивающие надёжность производимых изделий, выполняемого сервиса для человека, кроме того их собственности и природы.

Закон гарантирует справочную и технологическую совместность, обороноспособность России и сбережение как финансовых, так материальных средств. Одной из основных особенностей законодательного акта о стандартизации является гарантирование общность всех определений.

Категории нормативной документации

Категории нормативной документации расположены следующим образом:

  1. Стандарт. Рассматривается, как нормативная документация по стандартизации, созданная на базе результатов соответствия в конкретной сфере деятельности. Действуют государственные, международные и региональные типы стандартов.
  2. Нормативная документация о стандартизации. Документация, которая утверждает понятия, нормы и правила для предметов стандартизации разнообразных типов функционирования. Она оказывает воздействие по отношению к неопределенному количеству покупателей.
  3. Международный стандарт. Данный стандарт, утверждённый конкретной международным органом по стандартизации. Данный тип стандарта предполагает желательную степень выполнения.
  4. Региональный стандарт. Нормы и требования, утверждённые межрегиональной или межреспубликанской структурой и работает в конкретном крае или республики.

Последующие категории норм находятся в контексте межнациональных стандартов. В России данным стандартом оказывается государственный стандарт (ГОСТ Р). К данному стандарту относятся организационные, методические, общетехнические объекты, а также деятельность, продукция и услуги, имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное предназначение.

Стандарты различных отраслей подобны по своей сути государственным нормам, но имеют применение главным образом в границах конкретной отрасли государства. Стандарты конкретной отрасли лимитируют действия стандартов ГОСТ Р и ГОСТ, однако на качество изделий такой лимит не воздействует.

Передовые типы изделий и сервиса, методики анализов и новейшие идеологии развития и менеджмента стали предметами стандартов научно-технических и инженерных сообществ. Некоторые корпорации и холдинги пользуются собственными стандартами работы. Предметами стандартизации этих предприятий оказываются те изделия, которые производятся непосредственно на этом предприятии. Таковые нормы периодически лимитируются иным типом стандартов без ущерба качества производимых изделий.

Определение 1 При возможности обойтись без создания некоторого стандарта, документация, разрабатываемая определённой компанией, называется техническим условием.

Закон о техническом регулировании стандартизации

Деятельность по созданию параметров и норм для неоднократного и свободного применения регламентируется положениями закона о техническом регулировании стандартизации. Целью данного мероприятия является получение слаженности в сфере изготовления и использования изделий и увеличения конкурентных преимуществ товаров и сервиса.

Читайте также:  Сущность и объекты стандартизации методы стандартизации

Стандартизация рассматривается с трёх сторон:

  • Технико-организационный аспект.
  • Экономическая составляющая.
  • Юридический фактор.

Правовой аспект стандартизации

Замечание 2 Правовой аспект стандартизации заключается в допустимости координирования, организации и осуществления работ по стандартизации.

На сегодняшний день работает индивидуальный юридический механизм, в пределах которого производится данная деятельность. Типы стандартов обусловливаются их назначением. Традиционно рассматривают стандарты технических условий, видов и основных свойств, конструкций и размеров, марок, ассортимента, норм приёмки, методик проверки, кроме всего прочего измерений, анализа и испытаний.

В то же время разделяют типы стандартов, отличающихся по нормам маркирования, пакетирования, транспортировки и сохранности, нормам применения и реставрации, нормам стандартных материально-технических процессов. Классификация стандартизации складывается из объектов и субъектов, считающимися компонентами стандартизации.

Объекты стандартизации: изделия, процессы, сервис, прочие объекты, определённые существующим законом о стандартизации в государстве. Требования, нормы и правила не считаются объектами стандартизации. Субъекты стандартизации: национальная организация Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, компании вне зависимости от категории собственника.

Источник

Смотрите также:

Сегодня при РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан активно функционирует интернет-портал, который значительно упростил процесс оказания услуг по вопросам доступа к нормативным техническим документам государственных органов, а также национальным, межгосударственным, международным, региональным стандартам и стандартам иностранных государств.

Теперь всем желающим не обязательно посещать компетентное ведомство для получения вышеуказанных документов. Достаточно зайти на портал egfntd.kz и выбрать раздел «Нормативные технические документы Государственных органов» либо перейти в раздел онлайн просмотра текстов национальных и межгосударственных стандартов при необходимости произвести приобретение стандартов.

Все это можно сделать онлайн довольно быстро и просто на портале www.egfntd.kz . Для этого необходимо будет выполнить следующие действия:

  1. На сайте www.egfntd.kz, необходимо войти в «Личный кабинет», пройти «Регистрацию».
  2. Пройти авторизацию (ввести «Логин» и «Пароль»).
  3. Выбрать необходимый стандарт через каталог.
  4. Добавить его в «Корзину» и произвести оформление заказа «Оплатить».
  5. Проверить заказ, после чего автоматически сформируется электронный счет на оплату, который будет размещен в разделе «Мои счета» личного кабинета.
  6. Получить документ: после оплаты документы будут доступны
    в разделе «Библиотека» личного кабинета.

Оплата заказа и выдача нормативного документа
по стандартизации:

Для удобства пользователю, существует 3 способа оплаты нормативных технических документов:

  • банковской картой;
  • пополняемый в личном кабинете электронный счет;
  • перечислением на счет.

Первые два способа позволяют пользователю получить доступ к стандартам мгновенно после оплаты. Процедура предоставления доступа к стандартам путем перечисления занимает от 10 до 60 минут.

  • При оплате заказа перечислением через банк выдача или доступ к электронной библиотеке стандартов возможно через 1-2 дня.

При распечатке размещенного в электронной библиотеке стандарта на каждый лист наносится водяной знак, содержащий идентификационные данные: Ф.И.О. или Наименование организации, ИИН или БИН, наименование предприятия, предоставившее заявленный нормативный документ и номер счета и дата его оформления.

Что можно заказать на портале?

Используя web-технологии, предприятие предоставляет доступ к электронным версиям документов по различным категориям стандартов, таких как:

  1. СТРК (Стандарт Республики Казахстан) — утвержденные нормы и требования к товарам и услугам в пределах Республики Казахстан.
  2. ГОСТ (Межгосударственный стандарт) — стандарт принятый государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
  3. ГОСТ Р (Государственный стандарт Российской Федерации) – система сертификации Регистра систем качества Госстандарта России.
  4. ИСО (международный стандарт Международной организации по стандартизации ISO) — стандарт к товарам и услугам во всех областях.

Таким образом, РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» предоставляет возможность юридическим и физическим лицам сэкономить время по доступу к нормативным документам и оформлению заказов на документы по стандартизации.

Читайте также:  Стандартизация молока и молочной продукции

Источник

Тема лекции “Организация работ по стандартизации в РК”

Основные законодательные акты. Правовые основы стандар­тизации в Казахстане установлены Законами РК "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выпол­нению всеми государственными органами управления, субъек­тами хозяйственной деятельности независимо от формы собст­венности, а также общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требова­ний стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в-РК закон толкует как деятель­ность, направленную на определение норм, правил, требова­ний, характеристик, которые должны обеспечивать безопас­ность продукции, работ и услуг, их техническую и информаци­онную совместимость, взаимозаменяемость, качество продук­ции (услуг) в соответствии с достижениями научно-техничес­кого прогресса. Нормы и требования стандартов могут отно­ситься также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвы­чайных ситуациях (например, природные и техногенные ката­строфы); к обороноспособности и мобилизационной готовно­сти страны.

Закон "О стандартизации" регламентирует:

• организацию работ по стандартизации;

• содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

• информационное обеспечение работ по стандартизации;

• организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требо­ваний государственных стандартов;

• финансирование работ по государственной стандартиза­ции, государственному контролю и надзору;

• стимулирование применения государственных стандартов;

• ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в Казахстане. Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется пу­тем анализа его необходимости в социальном, экономи­ческом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и ок­ружающей среды, обеспечение совместимости и взаимо­заменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международ­ные стандарты (и их проекты), правила, нормы междуна­родных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каж­дого по всем вопросам, представляющим взаимный ин­терес;

5) разработчики нормативных документов должны соблю­дать: нормы законодательства, правила в области госу­дарственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объ­ектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, что­бы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть прове­ряемы и пригодны для’ целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

• обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересо­ванными сторонами;

• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребите­ля и государства;

• определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, ин­формационной, программной и др.), а также взаимоза­меняемости -продукции;

• унификация конструктивных частей изделий;

• разработка метрологических норм и нормативно-техни­ческое обеспечение измерений, испытаний, оценки каче­ства и сертификации продукции;

• оптимизация технологических процессов с целью эконо­мии материальных, энергетических и людских ресурсов;

• создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования техни­ко-экономической информации;

• организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенкла­туре и качестве продукции, услуг, процессов путем соз­дания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в Казахстане, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизирован­ные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установле­ние цивилизованных барьеров поступлению на казахстанский ры­нок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартиза­ции и сертификации.

Источник