Правовая основа стандартизации это закон о
Государственной Думой Российской Федерации 19 июня этого года состоялось второе и третье чтение нового проекта «О стандартизации Российской Федерации». 444 депутат отдали свои голоса в пользу принятия проекта. Теперь закон подлежит рассмотрению Советом Федерации ФС РФ.
Государственной Думой Российской Федерации 19 июня этого года состоялось второе и третье чтение нового проекта «О стандартизации Российской Федерации». 444 депутат отдали свои голоса в пользу принятия проекта. Теперь закон подлежит рассмотрению Советом Федерации ФС РФ.
Один из основных моментов рассматриваемого нового законодательства – использование ссылок на принятые нормативные стандарты, а также справочные издания наилучших доступных технологий, используемых в нормативных правовых актах Российского государства.
Алексей Абрамов, руководитель Росстандарта, в своих комментариях о принятии нового законопроекта Госдумы, сделал акцент на следующем: «Благодаря стандартизации промышленность страны получает новые инструменты, способствующие ускоренному введению инновационных технологий и серийного производства товаров с использованием прогрессивных решений и методик. Это – главная цель, которой мы хотим достичь, приняв соответствующий закон».
Чтобы модернизировать отечественную промышленность и наладить производство конкурентоспособной продукции, необходимо не только сократить сроки внедрения современных стандартов, но и стабилизировать рыночную ситуацию. Должны быть созданы все условия для того, чтобы производители и поставщики различных услуг были мотивированы предоставлять качественный товар и сервис на максимально высоком уровне. Выполнение этой программы возможно с принятием Закона о стандартизации.
«В разработке большой части стандартов активно принимают участие бизнесмены, профессиональные корпорации и сообщества. Для успеха проекта важно привлечь к активной деятельности как можно больше предпринимателей. Кто первый сформулирует новые стандарты товаров и услуг в своей отрасли – за тем и останется лидерство. Всем остальным – представителям крупного, среднего и малого бизнеса, а также отраслевым экспертам — придется принять их и соблюдать. То есть, речь идет о еще одном честном способе получить на рынке конкурентное преимущество», — подчеркнул глава Росстандарта.
С внедрением уже существующих стандартов и систематизированных нормативов качества продукции и услуг сильную поддержку получит также и малый бизнес. Благодаря всеобщей стандартизации существенно сократят издержки на развитие и ведение предпринимательской деятельности.
Одна из первоочередных задач, которая была поставлена перед Росстандартом Министерством промышленности и торговли страны – разработать и внедрить стандарты в программу по замещению импортной продукции отечественной.
В заключение Алексей Абрамов отметил, что в перспективе стандартизация должна обеспечить неуклонное улучшениекачества товаров, изготавливаемых отечественным производителем, распространение инновационных технологий в сферах производства, что будет способствовать скорейшему включению России в процесс международной стандартизации и ее выходу на лидирующие позиции.
Также было зачитан впервые сопутствующее законопроекту о стандартизации дополнение «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Согласно этому проекту, изменения будут внесены в более чем два десятка нормативных правовых актов, существующих в РФ. Представил закон Глеб Никитин – официальный представитель государственной власти РФ, занимающий также должность заместителя Министра промышленности и торговли. Доклад подготовил Николай Сапожников, заместитель председателя Комитета промышленности.
В приложении изложено краткое содержание основных новелл Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».
Источник
Правовая стандартизация — Стандартизация
Определяющей нормативной документацией по стандартизации в нынешнее время считается Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года за № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и «Концепция развития национальной системы стандартизации России на период до 2020 года». Данный закон регулирует функции стандартизации, кроме всего прочего и правовые основы.
Нормативно-правовая база стандартизации слагается из технических регламентов, постановлений Правительства Российской Федерации в области стандартизации, государственных и международных стандартов, решений федеральных органов исполнительной власти, стандартов организаций, правил и рекомендаций национального органа по стандартизации.
Требования законодательного акта о стандартизации подлежат безоговорочному выполнению всеми структурами, выполняющими деятельность в Российской Федерации:
- Государственные органы управления.
- Компании всех форм собственности.
- Индивидуальные предприниматели.
- Публичные общества и ассоциации.
Действующий законодательный акт по стандартизации взаимосвязан с большим количеством других нормативных документов.
Огромную роль в этом взаимодействии играют следующие законодательные акты:
- «О защите прав потребителей».
- «О сертификации продукции и услуг».
- «Обеспечение единства измерений».
Закон «О стандартизации»
Замечание 1 Законодательный акт по стандартизации упорядочивает работу в области стандартизации в России, использование другой нормативной документации по стандартизации, гарантирует международное партнёрство по стандартизации, государственной стандартизации, регламент государственной стандартизации, кроме этого управление и наблюдение за соблюдением всех определённых правил и требований.
Данный правовой акт предоставляет справочное обеспечение деятельности по стандартизации, кроме всего прочего создаёт и публикует необходимую документацию. Согласно законодательству, определяется последовательность и количество поступления денежных средств для осуществления мероприятий по стандартизации. Закон определяет, когда наступает момент ответственности и признаки по уклонению от требований стандартизации.
Закон «О стандартизации» предусматривает процедуры, обеспечивающие надёжность производимых изделий, выполняемого сервиса для человека, кроме того их собственности и природы.
Закон гарантирует справочную и технологическую совместность, обороноспособность России и сбережение как финансовых, так материальных средств. Одной из основных особенностей законодательного акта о стандартизации является гарантирование общность всех определений.
Категории нормативной документации
Категории нормативной документации расположены следующим образом:
- Стандарт. Рассматривается, как нормативная документация по стандартизации, созданная на базе результатов соответствия в конкретной сфере деятельности. Действуют государственные, международные и региональные типы стандартов.
- Нормативная документация о стандартизации. Документация, которая утверждает понятия, нормы и правила для предметов стандартизации разнообразных типов функционирования. Она оказывает воздействие по отношению к неопределенному количеству покупателей.
- Международный стандарт. Данный стандарт, утверждённый конкретной международным органом по стандартизации. Данный тип стандарта предполагает желательную степень выполнения.
- Региональный стандарт. Нормы и требования, утверждённые межрегиональной или межреспубликанской структурой и работает в конкретном крае или республики.
Последующие категории норм находятся в контексте межнациональных стандартов. В России данным стандартом оказывается государственный стандарт (ГОСТ Р). К данному стандарту относятся организационные, методические, общетехнические объекты, а также деятельность, продукция и услуги, имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное предназначение.
Стандарты различных отраслей подобны по своей сути государственным нормам, но имеют применение главным образом в границах конкретной отрасли государства. Стандарты конкретной отрасли лимитируют действия стандартов ГОСТ Р и ГОСТ, однако на качество изделий такой лимит не воздействует.
Передовые типы изделий и сервиса, методики анализов и новейшие идеологии развития и менеджмента стали предметами стандартов научно-технических и инженерных сообществ. Некоторые корпорации и холдинги пользуются собственными стандартами работы. Предметами стандартизации этих предприятий оказываются те изделия, которые производятся непосредственно на этом предприятии. Таковые нормы периодически лимитируются иным типом стандартов без ущерба качества производимых изделий.
Определение 1 При возможности обойтись без создания некоторого стандарта, документация, разрабатываемая определённой компанией, называется техническим условием.
Закон о техническом регулировании стандартизации
Деятельность по созданию параметров и норм для неоднократного и свободного применения регламентируется положениями закона о техническом регулировании стандартизации. Целью данного мероприятия является получение слаженности в сфере изготовления и использования изделий и увеличения конкурентных преимуществ товаров и сервиса.
Стандартизация рассматривается с трёх сторон:
- Технико-организационный аспект.
- Экономическая составляющая.
- Юридический фактор.
Правовой аспект стандартизации
Замечание 2 Правовой аспект стандартизации заключается в допустимости координирования, организации и осуществления работ по стандартизации.
На сегодняшний день работает индивидуальный юридический механизм, в пределах которого производится данная деятельность. Типы стандартов обусловливаются их назначением. Традиционно рассматривают стандарты технических условий, видов и основных свойств, конструкций и размеров, марок, ассортимента, норм приёмки, методик проверки, кроме всего прочего измерений, анализа и испытаний.
В то же время разделяют типы стандартов, отличающихся по нормам маркирования, пакетирования, транспортировки и сохранности, нормам применения и реставрации, нормам стандартных материально-технических процессов. Классификация стандартизации складывается из объектов и субъектов, считающимися компонентами стандартизации.
Объекты стандартизации: изделия, процессы, сервис, прочие объекты, определённые существующим законом о стандартизации в государстве. Требования, нормы и правила не считаются объектами стандартизации. Субъекты стандартизации: национальная организация Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, компании вне зависимости от категории собственника.
Источник
Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;
3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;
4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)
6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;
9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;
10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта; (В редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)
11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;
12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;
13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 296-ФЗ)
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации
Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
Направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации являются:
1) определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;
2) принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
3) расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;
4) подготовка кадрового состава в сфере стандартизации;
5) другие направления в сфере стандартизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава 3. Участники работ по стандартизации
Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации:
1) разрабатывает государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, представляет в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения, по которым требуются решения Правительства Российской Федерации;
2) обеспечивает межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, за исключением межведомственной координации деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, порядок осуществления которой устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации;
4) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере стандартизации;
5) определяет стратегические и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации;
6) устанавливает показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации;
7) устанавливает порядок применения знака национальной системы стандартизации;
8) устанавливает правила исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере стандартизации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) устанавливает порядок разработки основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, а также регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;
10) устанавливает порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — официальное опубликование), издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, а также порядок свободного доступа к документам национальной системы стандартизации;
11) определяет порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным библиотекам, библиотекам Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования;
12) устанавливает порядок формирования, ведения, опубликования, а также структуру перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — нормативные правовые акты);
13) устанавливает порядок размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта;
14) устанавливает порядок проведения экспертизы проектов стандартов организаций, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации;
Источник
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
- Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия
- Статья 3. Цели и задачи стандартизации
- Статья 4. Принципы стандартизации
- Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
- Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
- Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
- Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации
- Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
- Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций в сфере стандартизации
- Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
- Статья 12. Проектные технические комитеты по стандартизации
- Статья 13. Комиссия по апелляциям
- Статья 14. Виды документов по стандартизации
- Статья 15. Документы национальной системы стандартизации
- Статья 16. Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации
- Статья 17. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты
- Статья 18. Рекомендации по стандартизации
- Статья 19. Информационно-технические справочники
- Статья 20. Общероссийские классификаторы
- Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
- Статья 22. Своды правил
- Статья 23. Программы стандартизации
- Статья 24. Порядок разработки и утверждения национального стандарта
- Статья 25. Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта
- Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
- Статья 27. Применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах
- Статья 28. Информационное обеспечение национальной системы стандартизации
- Статья 29. Федеральный информационный фонд стандартов
- Статья 30. Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации
- Статья 31. Знак национальной системы стандартизации
- Статья 32. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
- Статья 33. Финансирование в сфере стандартизации
- Статья 34. Ответственность в сфере стандартизации
- Статья 35. Заключительные положения
- Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации»С изменениями и дополнениями от:
5 апреля, 3 июля 2016 г., 30 декабря 2020 г.
Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года
Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года
ГАРАНТ:
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
29 июня 2015 г.
N 162-ФЗЗакон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.
Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие "технические условия". Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.
Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.
Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.
Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).
Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.
Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.
На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.
Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.
Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"
Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в "Российской газете" от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953
История рассмотрения и принятия Федерального закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 июня 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Источник
Вступает в силу закон «О стандартизации в РФ»
29 сентября 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Закон «О стандартизации в РФ» четко регламентирует процедуру издания и распространения документов по стандартизации. Так, право на официальное опубликование и распространения национальных стандартов, предварительных стандартов, общероссийских классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации принадлежат исключительно национальному органу по стандартизации (Росстандарту). Именно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии будет вести перечень соответствующих документов. Национальные стандарты, на которые содержатся ссылки, а также соответствующие информационно-технические справочники также будут размещены в открытом доступе на официальном сайте Росстандарта (http://gost.ru).
Право же на распространение официальных копий государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ ISO и т.д.) принадлежит исключительно подведомственным Росстандарту учреждениям. В Севастополе это – ФБУ «Севастопольский ЦСМ».
Сектор стандартизации и информационного обеспечения Центра имеет все необходимое, чтобы предприятия региона могли своевременно получить официальные копии документов. Напоминаем, что все предприятия, выпускающие продукцию и оказывающие услуги, обязаны иметь официальные копии государственных стандартов.
Кроме того, сектор стандартизации и информационного обеспечения Севастопольского Центра стандартизации, метрологии и испытаний не только предоставляет копии стандартов, оказывает консультации по разработке технических условий (ТУ), но и на основании нормативных документов помогает предприятиям региона непосредственно в разработке ТУ на выпуск продукции и предоставление услуг.
Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание наших предприятий, это – применение и соблюдение требований документов по стандартизации. Эта норма является обязательной для всех субъектов хозяйственной деятельности, участников соглашения (контракта, договора), для производителей или поставщиков продукции (услуг). То есть, предприятия, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе, и в случае применения обозначения национального стандарта (ГОСТ Р, ГОСТ, ТУ, стандарта организации и других нормативных документов) в маркировке (инструкции, техническом паспорте и других сопроводительных к продукции документах), обязаны неукоснительно соблюдать требования применения национальных стандартов.
Закон «О стандартизации в РФ» также определяет стратегические цели национальной системы стандартизации, обеспечивает содействие интеграции России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снижение технических барьеров в торговле, установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека, обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности.
Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» также направлен на стимулирование развития отечественного производства и повышение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.
Специалисты ФБУ «Севастопольский ЦСМ» готовы оказать информационные и консультационные услуги всем субъектам хозяйствования на территории региона. Для этого необходимо обратиться в центр по адресу:
г.Севастополь, ул.6-я Бастионная, 32.
Телефоны центра: (8692) 55-90-01 (приемная), 55-93-80 (сектор стандартизации и информационного обеспечения), 55-93-95 (общественная приемная).
Источник