Правила и порядок проведения стандартизации

Правила и порядок проведения стандартизации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены

Standardization in the Russian Federation.
Rules for standardization and recommendations for standardization.
Order of elaboration, confirmation, amendment, revision and abrogation

Дата введения 2005-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 158-ст

5 ВЗАМЕН Р 50.1.039-2002 в части правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, за исключением правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации.

Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее — Федеральное агентство).

Настоящий стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12.

4 Общие положения

4.1 Правила стандартизации разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта Российской Федерации, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического национального стандарта Российской Федерации, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Федерального агентства.

4.2 Рекомендации по стандартизации разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия национального стандарта Российской Федерации, в котором могут быть установлены эти положения.

4.3 Правила (рекомендации) не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации.

4.4 Разработку правил, рекомендаций и изменений к ним (далее — правила и/или рекомендации) осуществляют в следующей последовательности:

— организация разработки документа;

— разработка первой редакции проекта документа и рассылка его на рассмотрение;

— разработка окончательной редакции проекта документа;

— подготовка проекта документа к утверждению и его утверждение;

— регистрация документа, его издание и введение в действие.

4.5 Пересмотр правил (рекомендаций) осуществляют путем разработки взамен этих правил (рекомендаций) документа того же статуса и назначения, что и действующий. При этом соблюдают тот же порядок, что и при разработке нового документа.

5 Разработка и рассмотрение первой редакции проекта документа

5.1 Организация-разработчик в соответствии с техническим заданием на разработку готовит первую редакцию проекта правил (рекомендаций), пояснительную записку к нему (см. приложение А), проект перечня рассылки на отзыв, а также проект сопроводительного письма Федерального агентства для рассылки первой редакции проекта документа.

Указанные выше документы организация-разработчик представляет в Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства (далее — Управление).

5.1.1 Построение, изложение и оформление правил (рекомендаций) стандартизации и изменений к ним — по ГОСТ Р 1.5.

5.1.2 В наименовании правил (рекомендаций) групповой заголовок и/или подзаголовок не используют. При этом наименование приводят с прямым порядком слов и печатают строчными буквами с первой прописной.

5.1.3 Групповой заголовок и/или подзаголовок может быть использован в наименовании рекомендаций, если они являются прототипом будущего национального стандарта Российской Федерации.

5.1.4 В правилах (рекомендациях) могут быть использованы ссылки на правила и рекомендации и другие нормативные документы.

5.1.5 Титульный лист и первую страницу правил (рекомендаций) стандартизации оформляют в соответствии с приложениями Б и В.

5.1.6 Информация об изменениях к правилам (к рекомендациям) публикуется в указателе "Руководящие документы, рекомендации и правила", а текст изменений и правил — в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

Первую страницу изменения правил (рекомендаций) стандартизации оформляют в соответствии с приложением Г.

5.2 Управление рассматривает проект правил (рекомендаций) на соответствие их содержания техническому заданию (ТЗ) и пояснительную записку — на полноту и объективность приведенной в ней информации.

5.2.1 При положительных результатах рассмотрения Управление утверждает перечень рассылки на отзыв проекта правил (рекомендаций) и подписывает сопроводительное письмо для этой рассылки.

5.2.2 При отрицательных результатах рассмотрения документы возвращаются на доработку с соответствующим обоснованием.

5.2.3 Доработанные организацией-разработчиком документы рассматриваются Управлением в соответствии с 5.2.

5.3 После утверждения перечня рассылки на отзыв и подписания сопроводительного письма организация-разработчик рассылает первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и пояснительную записку к нему в соответствии с этим перечнем.

Управление осуществляет также рассылку первой редакции проекта правил (рекомендаций) на рассмотрение структурным подразделениям Федерального агентства.

5.4 Организации, указанные в перечне рассылки, рассматривают первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и готовят отзывы на нее. Для обеспечения возможности учета отзывы представляют организации-разработчику не позднее установленной ею даты.

5.4.1 В отзывах приводят результаты оценки актуальности разработки проекта правил (рекомендаций) и их содержания.

5.4.2 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом автору отзыва целесообразно приводить предлагаемые редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображений графического материала.

6 Разработка окончательной редакции проекта документа

6.1 Организация-разработчик готовит окончательную редакцию проекта правил (рекомендаций) с учетом отзывов на его первую редакцию, которые поступили до установленной даты их получения, а также с учетом замечаний и предложений Управления.

6.1.1 Отзывы, поступившие после установленной даты, могут быть учтены, если это не препятствует соблюдению сроков разработки данных правил (рекомендаций), которые установлены.

6.1.2 Результаты учета отзывов на первую редакцию проекта документа представляют в виде сводки отзывов.

6.2 После проведения работ по подготовке окончательной редакции проекта правил (рекомендаций) организация-разработчик представляет в Управление следующие документы:

— окончательную редакцию проекта правил (рекомендаций);

— пояснительную записку к нему;

— сводку отзывов на первую редакцию.

6.3 Управление рассматривает в течение 10 дней представленные (согласно 6.2) документы, проверяет и оценивает полноту учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта правил (рекомендаций). При необходимости проект документа может быть направлен на согласование в другие структурные подразделения Федерального агентства, если установленные в нем положения затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции этих подразделений.

6.3.1 При отрицательных результатах проверок, указанных в 6.3, Управление возвращает в организацию-разработчик на доработку документы, представленные согласно 6.2.

6.3.2 Организация-разработчик в десятидневный срок устраняет выявленные при проверке недостатки и представляет доработанные документы в Управление.

7 Подготовка окончательной редакции проекта документа к утверждению
и утверждение документа

7.1 При положительном решении Управлением вопроса об утверждении проекта правил (рекомендаций) организация-разработчик направляет экземпляр проекта правил (рекомендаций) в ИПК Издательство стандартов на издательское редактирование.

7.2 ИПК Издательство стандартов осуществляет издательское редактирование проекта правил (рекомендаций) в срок не более пяти рабочих дней.

В обоснованных случаях (при значительном объеме проекта документа или большом количестве проектов документов, одновременно поступивших на редактирование) указанный срок может быть увеличен до 30 дней.

7.2.1 При наличии редакционных замечаний организация-разработчик вносит необходимые исправления в проект правил (рекомендаций) и направляет его вместе с черновиком, содержащим редакционные замечания, в ИПК Издательство стандартов.

7.2.2 ИПК Издательство стандартов проводит окончательное редактирование проекта правил (рекомендаций), проставляет штамп "В НАБОР" на каждом листе исправленного экземпляра и возвращает его организации-разработчику вместе с черновиком, содержащим редакционные замечания и завизированным редактором.

7.3 Организация-разработчик после получения проекта правил (рекомендаций) из ИПК Издательство стандартов снимает копию с его первого экземпляра и готовит первый и второй экземпляры проекта для направления в Федеральное агентство на утверждение, проставляя на них визу исполнителя в верхнем левом углу на оборотной стороне каждого листа.

Копию первого экземпляра проекта правил (рекомендаций) выполняют на белой бумаге с использованием любого способа копирования (кроме диазокопирования). При этом добиваются выполнения требований ГОСТ 13.1.002, предъявляемых в микрографии к документам для съемки. Поэтому текст, а также табличный и графический материал на копии каждой из страниц проекта правил (рекомендаций) должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст — равномерным.

7.4 В пояснительную записку к окончательной редакции проекта правил (рекомендаций) организация-разработчик в дополнение к сведениям, указанным в приложении А, включает следующий раздел:

Читайте также:  Процесс стандартизации интернета

— "Сведения о согласовании проекта" (если оно проводилось).

7.5 Организация-разработчик направляет в Управление следующие документы:

— докладную записку, подписанную руководителями Управления и организации-разработчика;

Источник



Правила стандартизации — Стандартизация

Замечание 1 Правила по стандартизации по своей форме в полном объёме отвечают нормативной и правовой документации методического содержания.

Правила стандартизации включают в себя методы состыковки нормативной документации, представляют информацию о действующих стандартах экономики, предприятий и иных сообществ в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации. А также, организовывать органы наблюдения за исполнением методик стандартизации на предприятиях, утверждать требования осуществлении госконтроля выдерживанием утверждённых норм национальных структур и принимать решения по иным проблемам.

Правила стандартизации в большей степени создаются компаниями, которые управляются согласно нормам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству России. Текст вышеуказанной документации первоначально рассматривается совместно с привлеченными участниками, и только после этого принимается и публикуется профильными комитетами.

Создание основных правил по стандартизации

Правила по стандартизации представляют собой документацию, устанавливающую необходимые для применения технические и организационные положения. А также, они являются регламентом организационной деятельности, приёмами и порядком исполнения мероприятий в области стандартизации и важными нормативами в оформлении результатов произведённых работ.

Правила формируются при потребности определить базовые нормы важнейших стандартов государства, если в компании отсутствует механизм стандартизации, или рентабельность разработки стандартов отрицательная.
Правила и предписания не должны копировать обязательные, работающие, стандартные нормы, впрочем, расходится с ними они не должны.

В нынешнее время существует 4 основные вида правил стандартизации:

  • Организационно-методологические правила по реализации стандартизации сертификации.
  • Санитарные правила.
  • Общестроительные и санитарно-эпидемиологические правила и нормы.
  • Правила, принятые Правительством Российской Федерации и регулируют работу в конкретной отрасли.

В разработке и внедрении правил и предписаний способствуют научно-исследовательские институты и прочие организации, которые могут иметь или не иметь непосредственное отношение к Федеральному агентству по техническому регулированию. Правила для межотраслевого применения утверждаются и начинают действовать только после утверждения Федерального агентства по техническому регулированию, и при необходимости фиксируются в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Особенности внедрения правил стандартизации в России

Замечание 2 Правила стандартизации обозначаются СТО и представляются для Российской Федерации современными стандартами. Они устанавливаются и реализовываются государственными обществами для рассылки и использования итогов общенаучных экспериментов и анализов, которые получены из различных источников (ГОСТ Р 1.0-92).

Предметами этой группы документации являются:

  • Новейшие классы продовольственных товаров и сервиса, процессов, методы испытаний.
  • Своеобразные и инновационные технологии.
  • Идеологии руководства и администрирования производством или иных типов индустриальной деятельности.

Действующие номы государственных стандартов не должны нарушаться создаваемыми стандартами правил. В том случае, когда в правилах имеются требования, затрагивающие проблемы безопасности жизни, природы, частной собственности граждан и их здоровья, правила в обязательном порядке координируются с соответственными органами наблюдения и госконтроля.

Регистрация, освещение и позиционирование госстандарта технических, инженерных, научно-инженерных сообществ и иных публичных органов обязаны согласоваться с требованиями ГОСТ Р 1.5-92.

Разработка и содержимое правил стандартизации формируется данными органами независимо. Потребность применения данных правил в технических, инженерных, научно-инженерных сообществах устанавливается субъектами народного хозяйства и промышленной деятельности, а не уполномоченными государственных органов.

Такое состояние правил практически изменяет правила стандартизации в советы. Данная документация обще социальной и технико-экономической информации имеет классифицированный перечень кодов и названий базовых объектов систематизированных объединений. По этой причине данная документация была создана и применяется в заданном порядке, и ко всему прочему, является необходимой помощью при разных уровнях менеджмента.

Свод правил стандартизации

Определение 1 Под сводом правил понимается следующее, — это документация в области стандартизации, в которую входят конкретные, технические правила и детальное изложение практически всех процессов различных деятельностей (проектирование, строительство, производство, наладка, монтаж, эксплуатация, перевозка, хранение, реализация и утилизация изделий).

Данные нормы находятся в свободном использовании. Они разрабатываются и применяются тогда, когда госстандартов отсутствуют касательно конкретных норм технических регламентов или предметов индустриального урегулирования. Применение сводов правил стандартизации представляется достаточным условием соблюдения требованиям, соответствующим действующей в государстве документации. Создание и применение этих документов производится государственными органами исполнительной власти в рамках их служебных компетенций.

Наполнение учреждений торговли различными новой продукцией время от времени не соответствует высокому качеству, и может угрожать здоровью потребителя или окружающей среде. В данной ситуации покупателю требуются гарантийные заверения, которые обоснованы незаинтересованным источником, что изделия отвечают конкретному качеству. Такие гарантийные заверения даёт свода правил во время сертификации изделий и сервиса.

Источник

Правила и порядок проведения сертификации

Сертификация отечественной и импортной продукции проводится по одним и тем же правилам и включает в себя следующие этапы:

Подача заявки на сертификацию и представление материалов, прилагаемых к нему;

Анализ заявки, при котором проверяется правильность заполнения и достаточность представляемых документов;

Принятие решения по заявке, включая выбор схемы сертификации аккредитованной исследовательской лабораторией;

Анализ документации на продукцию;

Идентификация продукции и отбор образцов;

Анализ состояния производства или сертификация системы качества;

Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;

Регистрация и выдача сертификата, а также заключение соглашения по сертификации;

Инспекционный контроль за сертификацией продукции в соответствии со схемой сертификации;

Корректирующие мероприятия при нарушении соответствующей продукции или условий производства;

Информация о результатах сертификации (в реестр системы идет сертификат, информация – в издание Госстандарта).

Каждая из перечисленных процедур (этапов) сертификации должна быть документально оформлена. Заявка подается по установленной форме с приложением документов, перечень которых устанавливается стандартом (СТБ 5.1.04) может уточняться в процессе проведения сертификации. Заявка подается в орган по сертификации, выбранный заявителем или предложенный РОС. При сертификации по схемам 6а, 9 и 9а заявитель направляет вместе с заявкой заявление о соответствии, подписанное руководителем предприятия-изготовителя или продавца-оптовика. ОСОП проводит анализ заявки, проверяет достаточность предоставления документов. При неправильном оформлении заявки или недостаточности материалов, заявка с обоснованием возвращается заявителю.

При положительном решении вопроса о возможности проведения сертификации оформляется документ, включающий все условия по сертификации:

Указание по отбору образцов;

Перечень НДС на соответствие которым проводится сертификация;

Аккредитованная исследовательская лаборатория;

Условия оплаты работы.

Одновременно с решением заявителю направляется проект договора на проведение работ по сертификации. В договоре присутствует калькуляция по действующим нормам (РОС). По завершении каждого этапа ОСОП предоставляет акт заявителю.

Стандартами установлен строгий порядок отбора образцов и документирование этой процедуры. Отбор осуществляет представитель ОСОП или по его поручению соответствующими специалистами центра стандартизации и метрологии. Доставку и сохранность образцов обеспечивает заявитель. При отборе образцов особое внимание следует уделить идентификации.

Испытания в исследовательских лабораториях проводятся в соответствии с СТБ 941.0-341.3. Испытания проводятся по методикам установленным в НД на продукцию, либо по отдельным аттестованным методикам, либо по методикам, разработанным специально для конкретного случая и утвержденного в установленном порядке. Испытания проводятся на основе договоров. Если испытательная лаборатория аккредитована только на техническую компетентность, то обязательно присутствие представителя ОСОП или компетентных представителей центра по метрологии и стандартизации. Результаты испытания оформляются по установленной форме и направляются в ОСОП (в независимости от результатов).

В необходимых случаях проводится анализ производства и сертификация систем качества. Анализ состояния производства включает:

Входной контроль материалов и сырья;

Экспертизу контрактов, договоров на поставку;

Идентификацию продукции, прослеживаемость;

Контроль и проведение испытаний;

Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

Корректирующие и предупреждающие действия;

Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, маркировка, консервация, поставка;

Управление регистрацией данных о качестве.

По результатам анализа составляется акт в произвольной форме, который учитывается при выдаче сертификата. При наличии недостатков заявителю может быть предложено устранить недостатки путем корректирующих мероприятий в установленный срок, либо отказано в проведении работ по сертификации. О результатах устранения недостатков заявитель представляет в ОСОП справку об устранении. На основании справки ОСОП принимает решение о продолжении сертификации. При сертификации по схемам 5 и 6а проводится сертификация систем качества. Сертификация систем качества проводится в соответствии с СТБ 5.01.05. При сертификации в рамках международной системы сертификации или по соглашению эта работа выполняется по требованиям, установленным в системе сертификации или в соглашении. Если заявитель уже имеет сертифицированную систему качества, то могут быть использованы результаты предыдущей сертификации. При сертификации системы качества на основании заявления она проводится по тем же правилам.

При сертификации по схеме 9 ОСОП проводит следующие работы:

Анализ заявления о соответствии продукции;

Анализ предоставленных материалов;

Информацию о состоянии технологической дисциплины;

Регистрация данных о качестве;

Непосредственная проверка материалов по сертификации на предприятии (при необходимости);

Принятие решения о возможности признания заявления о соответствии к выдаче сертификата.

Сертификат может выдаваться на серийную продукцию, партию, индивидуальное изделие. В сертификате указываются документы-основания его выдачи, протоколы испытаний, документ о результатах анализа состояния производства, сертификат системы качества, заявление о соответствии продукции, другие документы.

Для различных вариантов сертификации предусмотрены сертификаты различных серий: серии А на продукцию, отвечающую установленным обязательным требованиям и серии Б – на продукцию по отдельным нормативным требованиям.

Сертификат вносится в реестр системы. Указываются срок действия сертификата (максимум 3 года). При внесении изменений в конструкцию, состав продукции или технологию производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям безопасности и качества, установленным в НД, заявитель заранее извещает ОСОП. ОСОП принимает решение о том, что может быть необходимо проведение испытаний или других процедур, предусмотренных при сертификации продукции.

Одновременно с выдачей сертификата ОСОП заключает соглашение по сертификации. На продукцию выпускаемую серийно, на которую выдан сертификат может наноситься знак соответствия, либо на этикетку, тару, упаковку, либо на документацию. Нанесение этих знаков производится изготовителем. Изготовитель берет на себя ответственность за правильность использования знака. Это же относится и к рекламе с применением этого знака.

Читайте также:  Стандартизация теста есть

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации, выдавший сертификат. Инспекционный контроль за продукцией сертифицированной по схемам 2, 3а, 5, 6а, 9а в период действия сертификата осуществляется не реже, чем один раз в год. Инспекционный контроль осуществляется по программе, разработанной в ОСОП. Периодичность контроля, а также объем, набор процедур и видов работ определяется в ОСОП в зависимости от опасности продукции, стабильности производства, наличия сертификата системы качества.

Инспекционный контроль включает:

Анализ протоколов предыдущих испытаний с разработкой программ испытаний;

Отбор образцов и их испытание;

Контроль за состоянием производства;

Контроль за сертифицированной системой качества;

Анализ результатов контроля;

Оформление акта по результатам контроля;

СТБ 5.1.04 устанавливает конкретный перечень процедур. Допускается совмещение испытаний при инспекционном контроле с предыдущими испытаниями (сертификация систем качества, повторные (при положительных предыдущих).

При положительных результатах дополнительных бумаг не оформляется. Результаты контроля оформленные в виде акта передаются заявителю (копия) и хранятся в ОСОП. В случае внеочередного контроля акт о результатах контроля должен быть отправлен в органы, возбудившие ходатайство о его проведении.

При отрицательных результатах инспекционного контроля может быть приостановлено действие сертификата, либо аннулировано соглашение по сертификации. Это может быть сделано в случаях:

Изменения НД на продукцию или методов ее испытания;

Изменения конструкции или комплектности продукции;

Изменения организации или технологии производства;

Документы по сертификации хранятся в течение оговоренного при сертификации срока, но не менее 5 лет после окончания действия сертификата для непищевой продукции и не менее 3 лет для пищевой.

При несогласии с результатами сертификации или инспекционного контроля заявитель может обратиться в РОС. Окончательное решение по жалобе принимает РОС (в течение 2 недель).

Признание иностранных сертификатов включает следующие этапы:

Подачу заявки на признание иностранного сертификата, подачу документов и материалов прилагаемых к заявках;

Анализ полученных материалов и идентификация продукции;

Принятие решения о признании или обоснование отказа;

Переоформление иностранного сертификата на сертификат РБ с регистрацией в реестре системы;

К заявке прилагаются:

Копия сертификата, заверенная печатью органа, выдавшего сертификат;

НД на продукцию;

Протоколы испытаний (если предусмотрено соглашением о признании);

Удостоверение (сертификат) качества производителя;

Удостоверение с гигиенической регистрации РБ (если предусмотрено законодательством);

Заявитель обязан предоставить соответствующий перевод документов.

На идентификацию продукции и сертификацию дается 7 дней. Признание иностранного сертификата на серийную продукцию, выпускаемую у нас по лицензии должно предусматривать инспекционный контроль состояния производства и оформление соглашения по сертификации.

В необходимых случаях может быть предусмотрено проведение дополнительных испытаний по отдельным показателям (если при сертификации в рамках той системы что-то было не предусмотрено). Сертификат, выданный в системах стран, с которыми не подписано соглашение о взаимном признании, не признается.

Источник

Правила и порядок проведения стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Стандартизация всех стран

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ГАРАНТ:

Пункт 1 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 2.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

ГАРАНТ:

Пункт 4 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 5 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 6 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

ГАРАНТ:

Пункт 7 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 8 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 9 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ пункт 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 10 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 10.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 11 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 12 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

ГАРАНТ:

Пункт 13 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

ГАРАНТ:

Пункт 14 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 15 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

<< Статья 1.
Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
Статья 3. >>
Цели и задачи стандартизации
Содержание
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник