Методические рекомендации по составлению портфолио преподавателя для прохождения аттестации
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы. Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио, являясь современной формой оценивания, позволяет в процессе проведения аттестации фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений педагогов и образовательного учреждения в целом. Портфолио педагогического работника – это комплект документов, представляющий совокупность достижений педагогического работника и его студентов, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории.
Задачи портфолио педагога:
1. формирование профессиональных характеристик педагога,
2. развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышение результативности и эффективности педагогической деятельности, содействие профессиональному росту педагогов.
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение преподавателя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведенияи предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Согласно Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности. Одной из наиболее адекватных форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии).
Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу рекомендуется в первую очередь познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.
Требования к профессиональным компетентностям преподавателя | Первая Квалификационная Категория | Высшая Квалификационная категория |
Преподаватель должен обосновать выбор образовательной программы | При выборе образовательной программы преподаватель основывается на результатах анализа альтернативы | При выборе образовательной программы преподаватель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения |
Преподаватель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов | При выборе педагогических (образовательных) технологий преподаватель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся | При использовании педагогических (образовательных) технологий преподаватель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения |
Преподаватель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам | Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся | Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
Преподаватель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики | Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится преподавателем в системе | Преподаватель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики |
Оценка портфолио проводится в строгом соответствии с требованиями к квалификационной категории (Приложение 1,2)
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. Считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу преподавателя как минимум на протяжении одного учебного года.
Требования к оформлению «Портфолио»
При оформлении портфолио следует придерживаться следующих правил:
— систематичность и регулярность самомониторинга;
— структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— целостность, тематическая завершённость представленных материалов;
— наглядность и обоснованность всех положений портфолио.
Требования к оформлению текста портфолио:
— шрифт – Times New Roman;
— межстрочный интервал – 1,5;
— поля – левое – 3 см ; верхнее, нижнее и правое – 2 см;
— выравнивание – по ширине.
Преподаватель должен концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность. А для этого необходимо проанализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценить свои возможности, и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов
Структура Портфолио
Раздел 1. Общие сведения
Образование: (высшее образование или среднее профессиональное образование)
Общий трудовой стаж:
Стаж работы в данном учреждении
Стаж работы в должности, по которой проходит аттестация Квалификационная категория на момент аттестации:
Ø Сведения об образовании и повышении квалификации
а) Профессиональное образование
Указывается наименование образовательного учреждения, которое вы окончили. Если вы обучаетесь в образовательном учреждении профессионального образования, то указываете его наименование и курс.
Приложение 1
Оценка результатов профессиональной деятельности
Приложение 2
Экспертное заключение экспертной группы
Фамилия, имя, отчество аттестуемого __________________________
Место работы _____________________________________________
Оценка соответствия уровня квалификации педагогического работника первой квалификационной категории (для педагогических работников, подавших заявление о соответствии уровня квалификации первой квалификационной категории):
1) владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности
2) внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
3) наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области
Оценка соответствия уровня квалификации педагогического работника высшей квалификационной категории (для педагогических работников, подавших заявление о соответствии уровня квалификации высшей квалификационной категории):
1) наличие установленной первой квалификационной категории
2) владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности
3) наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
4) внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания
Заключение о соответствии/несоответствии уровня квалификации педагогического работника заявленной квалификационной категории собоснованием____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены экспертной группы:
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
Руководитель органа местного
управление в сфере образования
(ректор ЧИППКРО, ЧИРПО)
______________________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Методические рекомендации по составлению портфолио преподавателя для прохождения аттестации
Источник
Формируем портфолио для аттестации на высшую квалификационную категорию.
Надежда Зарудняя
Формируем портфолио для аттестации на высшую квалификационную категорию.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из возможных вариантов оформления портфолио педагога для аттестации на высшую квалификационную категрию. Свое портфолио я оформила в программе презентаций. Это своего рода основа в которую вкладываете необходимые документы в соответствии с перечнем критерий, необходимых для проведения экспертной оценке при аттестации педагогических работников на высшую/первую квалификационную категорию
Предлагаю также вашему вниманию «Методические рекомендации по составлению отчетов, отзывов» в соответствии с перечнем. Нам очень хорошо помогает ККИДППО г. Краснодара
Методические рекомендации по составлению аналитических справок, письменных отчетов, отзывов на открытые мероприятия для аттестационного портфолио педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края (воспитателей, старших воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре)
с целью установления квалификационной категорий (первой и высшей).
Пункт 1.1.1 Владение современными образовательными технологиями
Согласно Перечню показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников ДОУ (далее — Перечень, утвержденных Приказом ДОН КК от 23.05.2011 № 2604, одним из документов, подтверждающим выполнение пункта 1.1.1, является письменный отчет аттестуемого об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Данный отчет может содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Перечень современных образовательных технологий, применяемых педагогом в своей практической деятельность с указанием актуальности их применения именно для конкретного контингента детей.
Возможно использование следующих формулировок:
«Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии….»;
«Опираясь на данные педагогического мониторинга (углубленной диагностики – для специалистов ДОУ) детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного (коррекционно-развивающего) процесса включать в него современные образовательные технологии….» и т. д.
2. Сущность каждой представленной технологии, с информацией о тех задачах, которые она помогает решить.
3. Результативность, срок применения образовательной технологии. Также необходимо отметить: регулярно либо периодически использует педагог данную технологию в своей практической деятельности.
4. Описание того, каким образом данные образовательные технологии находят свое «место» в целостной системе воспитательно-образовательного (коррекционно-развивающего) процесса.
Возможно использование следующих формулировок:
«Образовательная технология …. органично встраивается в воспитательно-образовательный (коррекционно-развивающий) процесс и используется в организации непосредственно образовательной деятельности (либо в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) при реализации задач образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Музыка» и т. д….»
«При реализации …. технологии отмечена ее универсальность, что позволяет использовать ее при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности…»
Примерный перечень современных образовательных технологий, которые могут использоваться педагогами: ТРИЗ, проектная деятельность, игровая технология интеллектуально – творческого развития детей В. В. Воскобовича, графическое моделирование, мнемотехника, детское экспериментирование, нетрадиционные техники рисования, квилинг и т. д.
Помимо письменного отчета, по пункту 1.1.1 необходимо представить отзывы о проведенных открытых мероприятиях с детьми. В зависимости от того, на какую категорию претендует педагог, открытые мероприятия могут быть посещены:
— для первой категории — коллегами из своего учреждения, либо из другого учреждения территории;
— для высшей категории — коллегами из другого учреждения территории, методистами ТМС.
Формы отзывов могут быть разнообразными. Каждый педагог вправе разработать их для себя, однако существует обязательные моменты, которые необходимо отразить в отзыве:
— дата и место проведения мероприятия;
— возрастная группа детей;
— вид мероприятия (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, развлечение);
— название мероприятие (если есть)
— ФИО, должность, место работы педагога, проводившего мероприятие;
— ФИО, должность, место работы педагога, написавшего отзыв.
Свое мнение о мероприятии педагог может формулировать в свободной форме, либо отвечая на предложенную ему анкету.
Лист отзыва на непосредственную образовательную деятельность по познавательно-речевому развитию детей подготовительного возраста «Чудесное рядом», проведенного воспитателем МДОУ «Детский сад № 23» г. Краснодара Колесниковой А. П.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 23» Дата проведения: 23.10.2011 г.
№ п\п ФИО педагога Должность Место работы Отзыв
1 Абрамова Татьяна Ивановна Воспитатель МБДОУ № 34 г. Кропоткина Применяемые методы (наглядные, словесные и практические, соотношение двигательной и интеллектуальной нагрузки, расположение оборудования в пространстве, применение ИКТ позволили педагогу сохранить познавательную активность детей на протяжении всего времени мероприятия и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.
2 Васильева Ольга Владимировна Старший воспитатель МБДОУ № 14 г. Кропоткина Использование технологии графического моделирования при составлении детьми рассказа – описания способствовало повышению педагогического эффекта, позволило развить у детей такие интегративные качества как любознательность, активность, Принять живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Отзыв на непосредственную образовательную деятельность по познавательно-речевому развитию детей подготовительного возраста «Чудесное рядом», проведенного воспитателем МДОУ «Детский сад № 23» г. Краснодара Колесниковой А. П.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 23» Дата проведения: 23.10.2011 г.
№ Вопрос да не знаю нет
1. Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности?
2. Достаточно ли профессионально (на Ваш взгляд) выступил педагог?
3. Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия?
4. Добился ли педагог поставленной цели?
5. Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, продемонстрированные педагогом?
6. Ваша оценка деятельности педагога по 5 бальной шкале.
7. Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности.
ФИО, должность, место работы___
Пункт 1.1.2 Организация педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (для всех категорий, кроме учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов).
Согласно Перечню, одним из документов, подтверждающим выполнение пункта
1.1.2 является письменный отчёт аттестуемого с описанием индивидуального маршрута развития воспитанника (-ов).
Данный отчет может содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Описание контингента воспитанника (-ов): одаренные дети, либо дети с ограниченными возможностями здоровья;
2. Описание алгоритма составления индивидуального маршрута развития ребенка;
3. Информация о том, каким образом отслеживается положительная динамика в работе: по каким методикам проводится диагностика, когда, кем и пр.
Пункт 1.1.3 Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов – пункт 1.1.2)
Согласно Перечню, одним из документов, подтверждающим выполнение пункта
1.1.3 (1.1.2, является письменный отчет аттестуемого об использовании ИКТ в профессиональной деятельности.
Данный отчет может содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Обоснование необходимости и целесообразности включения ИКТ в профессиональную деятельность;
2. Описание конкретных примеров использования ИКТ (в качестве средств наглядности при работе с детьми, родителями, коллегами; в качестве образовательного ресурса — работа в сетевых сообществах и пр. ; в качестве средства, помогающего организовать свою профессиональную деятельность – составление банка данных, картотек, ведение мониторинга и пр.);
3. Описание того, насколько системно (либо периодически) использует педагог ИКТ в своей профессиональной деятельности.
4. Информацию о соблюдении требований безопасности при использовании ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Отзывы на открытые мероприятия, предусмотренные Перечнем, составляются аналогично пункту 1.1.1.
Возможно, отзывы с одного мероприятия приложить в пункт 1.1.1 и в пункт 1.1.3 (1.1.2, однако отзыв по пункту 1.1.3 (1.1.2) должен содержать в себе информацию именно об использовании ИКТ, а не о мероприятии в целом.
Отзыв на непосредственную образовательную деятельность по познавательно-речевому развитию детей подготовительного возраста «Чудесное рядом», проведенного воспитателем МДОУ «Детский сад № 23» г. Краснодара Колесниковой А. П.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 23» Дата проведения: 23.10.2011 г.
№ вопрос да не знаю нет
1. Применялись ли ИКТ на просмотренном мероприятии?
2. Соблюдались ли требования к размещению и использованию ИКТ оборудования?
3. Почерпнули ли Вы что-либо интересное из применяемых педагогом ИКТ?
4. Привело ли применение ИКТ к усилению мотивации детей?
5. Помогло ли использование ИКТ в решении поставленных педагогом задач?
6. Ваша оценка деятельности педагога по 5 бальной шкале.
7. Укажите, в каком качестве применялись ИКТ на просмотренном мероприятии: в качестве средств наглядности при работе с детьми, либо в качестве дидактического пособия для работы с детьми.
ФИО, должность, место работы___
Пункт 1.2.1 Построение предметно-развивающей (коррекционно-развивающей) среды.
Согласно Перечню, документом, подтверждающим выполнения пункта 1.2.1, является письменная характеристика компонентов предметно-развивающей (коррекционно-развивающей) среды.
Данная характеристика может содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Краткая справка о материально-технических особенностях рабочего помещения педагога (групповая ячейка с отдельной \ совмещенной спальней, отельный кабинет \ приспособленный кабинет и т. д.);
2. Указание, каким образом организовано пространство (наличие зон, сред, уголков, модулей и пр.);
3. Перечень основных зон (сред, уголков, модулей) помещения, с указанием их назначения и кратким перечнем наполнения;
Возможно использование следующих формулировок:
«Для решения задач закрепления в самостоятельной деятельности навыков, полученных в совместной со специалистом (воспитателем) деятельности, в группе организован уголок «Говорю правильно», в котором дети имеют возможность самостоятельно заниматься развитием речевого дыхания….»;
4. Информация о присутствии в предметно-развивающей (коррекционно-развивающей) среде фрагментов авторского творчества педагога, «изюминок», делающей образовательное пространство неповторимым и уникальным;
5. Описание соответствия построения среды основным принципам: доступности, стабильности-динамичности, безопасности, необходимости и достаточности и т. д.
Пункт 2.4 Инновационная деятельность.
Согласно Перечню, одним из документов, подтверждающим выполнение пункта 2.4, является письменный отчет об инновационной деятельности.
Данный отчет должен может содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Указание наименования инновационной деятельности, а также ее уровня и сроков (если педагог принимал участие в нескольких инновационных проектах, то необходимо перечислить все);
2. Указание степени собственного участия в рамках инновационной деятельности (педагог принял участие в разработке инновационного проекта, и (или) в его публичной защите, и (или) работает в составе творческой группы по внедрению успешно защищенного проекта);
3. Краткая информация о сущности инновационного проекта.
Пункт 3.1 Результативность работы педагога по освоению детьми образовательной программы (для категорий «воспитатель», «инструктор по физической культуре», «музыкальный руководитель», «педагог дополнительного образования»)
Согласно Перечню, документом, подтверждающим выполнение пункта 3.1, является аналитическая справка о результатах промежуточного и (или) итогового мониторинга освоения детьми образовательной программы.
Необходимо отметить, что данный показатель считается только за одну группу детей, независимо от должности педагога (в данном контексте «группа» — это не групповая ячейка, а некий детский коллектив, с которым работает педагог).
Данная справка может содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Механизм проведения промежуточных и итогового мониторинга (какими методиками, в какое время, по каким показателям и пр.);
Возможно использование следующих формулировок:
«… для каждого интегративного качества были разработаны поведенческие маркеры, выполнение которых говорило об уровне сформированности его у ребенка….»;
«…данные заносились в таблицу, затем при помощи качественно-количественного анализа обрабатывались и сводились в общую информационную таблицу по группе….»;
«…методы сбора информации были следующие….» и т. д.
2. Сколько и каких (итоговых и (или) промежуточных) мониторингов проводилось педагогом, начиная с 2009 года, т. к. именно с этого момента вступили в силу ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, предусматривающие проведение данных мониторинговых исследований. Эти данные могут меняться, в зависимости от того с какой возрастной группой работал педагог.
В 2009 году – промежуточный мониторинг детей старшей группы (6 лет);
В 2010 году – итоговый мониторинг детей подготовительной группы (7 лет).
3. Собственно данные мониторинга, желательно не только с количественным, но и с качественным анализом.
Возможно использование следующих формулировок:
«…таким образом, эффективность деятельности доказана результатами диагностики: в 2009-2010 учебном году промежуточный мониторинг (в 6 лет) уровня освоения ООП у детей группы показал, что интегративные качества в целом по группе сформированы на 65 %, а в 2010-2011 учебном году итоговый мониторинг подтвердил, что интегративные качества у детей группы сформированы полностью (97%)»;
«…дети владеют культурно-гигиеническими навыками, временными и пространственными понятиями, коммуникативной функцией речи, полностью адаптированы в социуме…»;
«…недостаточно развитым оказалось интегративное качество…. у некоторых детей, что обусловлено следующими причинами….».
Пункт 3.1 Программное обеспечение коррекционно-развивающего процесса (для категорий «учитель-логопед», «учитель-дефектолог», «педагог-психолог»)
Согласно Перечню, одним из документов, подтверждающим выполнение пункта 3.1, является аналитическая справка о выборе программ и технологий.
Данная справка должна в объеме не превышать 2-3 страницы и содержать в себе информацию согласно следующему плану:
1. Перечень используемых педагогом программ, педагогических технологий, методических пособий с указанием их статуса (комплексная или парциальная программа, педагогическая технология, либо методическое пособие, автора (-ов, года и места издания;
2. Обоснование выбора именно этого программно-методического обеспечения, в зависимости от вида группы, образовательных потребностей детей, заказа родителей на определенную образовательную услугу, материально-технических условий и пр. ;
3. Описание того, каким образом в коррекционно-развивающем процессе находят свое «место» всё указанное программно-методическое обеспечение;
Возможно использование следующих формулировок:
«…на основании комплексной программы….организуется весь коррекционно-развивающий процесс, взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми….»
«… на основании парциальной программы…. педагог планирует перспективные задачи на год по развитию…»
«…методическое пособие …. помогает педагогу оптимально организовать собственную профессиональную деятельность…»
«…педагогическая технология…. успешно применяется в индивидуальной работе с детьми… и способствует….».
Буду признательна, если что- то пригодится.
К сожалению не удалось загрузить презентацию, не тот формат, постараюсь в ближайшее время переделать и поделиться с вами, дорогие колл еги!
Электронное портфолио педагога Электронное портфолио педагога Коловняковой Анны Сергеевны ГБДОУ №130 Невского района г. Санкт-Петербурга Уважаемые коллеги! Хотелось бы.
Электронное портфолио воспитателя Электронное портфолио Сорочук Т. А. МАДОУ «Детский сад «Сказка», г. Белоярский Портфолио-это способ фиксирования, накопления и оценки деятельности.
Источник
Содержание и оформление портфолио при аттестации учителя
материал на тему
1 этап аттестации педагогических работников предусматривает самоанализ и портфолио учителя. Данный материал окажет существенную помощь в подготовке порфолио учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_oformlenie_portfolio_pri_attestacii_uchitelya.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и оформление портфолио
при аттестации учителя
Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио
Портфолио – отобранная систематизированная информация, отражающая профессио-нальный рост и развитие учителя, а также свидетельство эффективности его труда.
Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессио-нального педагогического опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
Инновационная деятельность – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств (инновационная деятельность является одной из функций методической работы).
Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Портфолио – инструмент оценивания профессиональной компетентности и эффектив-ности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности учителя
Цели и задачи портфолио
2. Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио пред-ставляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности учителя.
3. Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компе-тентности учителя.
Требования к материалам портфолио
Портфолио учителя представляет собой папку-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях аттестуемого, его эффективном педагогическом опыте, личном вкладе в развитие системы образования за межаттестационный период. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и т.д. должны подтверждаться документально и являться иллюстрацией формализованных свидетельств достижений и рефлексивно-аналитических мате-риалов обоснования профессионализма учителя.
1. Структура и содержание портфолио учителя
1.2. Общие сведения
Данный раздел включает в себя следующую информацию:
- Ф.И.О. (полностью)
- Год и дата рождения
- Образование ( полное наименование учебного заведения и год его окончания )
- Полученная специальность, квалификация по диплому
- Место работы ( полное наименование образовательного учреждения )
- Занимаемая должность и дата назначения на эту должность
- Стаж педагогической работы
- Стаж работы в занимаемой должности
- Учебная нагрузка
- Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации )
- Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения
- Наличие ученой степени, звания
- Наиболее значимые награды, почетные грамоты
1.3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей.
Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.
1.4. Результаты профессиональной педагогической деятельности
В этот раздел помещаются:
- материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сфор-мированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
— контрольных срезов знаний;
— участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах (вторая квалификационная кате-гория — не ниже школьного, первая – не ниже муниципального, высшая – не ниже регионального) ;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- список победителей олимпиад городского, муниципального и областного этапов, участников межрегионального и федерального этапов;
- поступление выпускников в учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего) по профилю преподаваемого предмета;
- другие материалы.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педаго-гической деятельности аттестуемого за определенный период.
1.5. Инновационная деятельность
В этот раздел помещаются инновационная карта педагога (Приложение 2) и материалы, свидетельствующие об опыте инновационной деятельности учителя:
- план работы на год;
- представление опыта работы согласно плану (на каком уровне представлен);
- педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг);
- материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, мастер-классов в рамках темы. Уровень представления, разработки, отзывы;
- грантовая деятельность педагога;
- проектно- исследовательская деятельность обучающихся;
- другие материалы
1.6. М етодическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме учителя:
- материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- материалы, подтверждающие использование информационно-коммуникационных тех-нологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
- материалы, подтверждающие участие в работе методических объединений, творческих групп, сотрудничество с методическими центрами, ВУЗами и другими учреждениями;
- материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
- авторские программы;
- материалы творческих отчетов, рефераты, доклады, статьи;
- другие материалы.
1.7. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит следующие материалы:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков, факультативов;
- другие материалы.
1.8. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие материалы.
1.Наряду с текстовой формой представления материалов в портфолио могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы, диагностические карты …(Приложения 1 — 7)
2.Портфолио формирует аттестуемый при поддержке администрации ОУ, методического объединения, кафедры и т.д.;
3.Портфолио может храниться как у аттестуемого работника, так и в методическом кабинете ОУ, на кафедре.
Источник
Методические рекомендации по составлению портфолио преподавателя для прохождения аттестации
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы. Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио, являясь современной формой оценивания, позволяет в процессе проведения аттестации фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений педагогов и образовательного учреждения в целом. Портфолио педагогического работника – это комплект документов, представляющий совокупность достижений педагогического работника и его студентов, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории.
Задачи портфолио педагога:
1. формирование профессиональных характеристик педагога,
2. развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышение результативности и эффективности педагогической деятельности, содействие профессиональному росту педагогов.
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение преподавателя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведенияи предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Согласно Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности. Одной из наиболее адекватных форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии).
Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу рекомендуется в первую очередь познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.
Требования к профессиональным компетентностям преподавателя | Первая Квалификационная Категория | Высшая Квалификационная категория |
Преподаватель должен обосновать выбор образовательной программы | При выборе образовательной программы преподаватель основывается на результатах анализа альтернативы | При выборе образовательной программы преподаватель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения |
Преподаватель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов | При выборе педагогических (образовательных) технологий преподаватель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся | При использовании педагогических (образовательных) технологий преподаватель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения |
Преподаватель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам | Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся | Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
Преподаватель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики | Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится преподавателем в системе | Преподаватель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики |
Оценка портфолио проводится в строгом соответствии с требованиями к квалификационной категории (Приложение 1,2)
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. Считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу преподавателя как минимум на протяжении одного учебного года.
Требования к оформлению «Портфолио»
При оформлении портфолио следует придерживаться следующих правил:
— систематичность и регулярность самомониторинга;
— структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— целостность, тематическая завершённость представленных материалов;
— наглядность и обоснованность всех положений портфолио.
Требования к оформлению текста портфолио:
— шрифт – Times New Roman;
— межстрочный интервал – 1,5;
— поля – левое – 3 см ; верхнее, нижнее и правое – 2 см;
— выравнивание – по ширине.
Преподаватель должен концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность. А для этого необходимо проанализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценить свои возможности, и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов
Структура Портфолио
Раздел 1. Общие сведения
Образование: (высшее образование или среднее профессиональное образование)
Общий трудовой стаж:
Стаж работы в данном учреждении
Стаж работы в должности, по которой проходит аттестация Квалификационная категория на момент аттестации:
Ø Сведения об образовании и повышении квалификации
а) Профессиональное образование
Указывается наименование образовательного учреждения, которое вы окончили. Если вы обучаетесь в образовательном учреждении профессионального образования, то указываете его наименование и курс.
Приложение 1
Оценка результатов профессиональной деятельности
Приложение 2
Экспертное заключение экспертной группы
Фамилия, имя, отчество аттестуемого __________________________
Место работы _____________________________________________
Оценка соответствия уровня квалификации педагогического работника первой квалификационной категории (для педагогических работников, подавших заявление о соответствии уровня квалификации первой квалификационной категории):
1) владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности
2) внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
3) наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области
Оценка соответствия уровня квалификации педагогического работника высшей квалификационной категории (для педагогических работников, подавших заявление о соответствии уровня квалификации высшей квалификационной категории):
1) наличие установленной первой квалификационной категории
2) владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности
3) наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
4) внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания
Заключение о соответствии/несоответствии уровня квалификации педагогического работника заявленной квалификационной категории собоснованием____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены экспертной группы:
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
Руководитель органа местного
управление в сфере образования
(ректор ЧИППКРО, ЧИРПО)
______________________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Методические рекомендации по составлению портфолио преподавателя для прохождения аттестации
Источник