Политика свободной торговли предполагает рост квот на ввоз продукции



Политика свободной торговли предполагает рост квот на ввоз продукции

На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. То есть мир — и каждая свободно торгующая страна — может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками.

Торговые барьеры. Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на этом пути стоит большое количество барьеров:

Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

Нетарифные барьеры . Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.

Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. Доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель. Пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

Протекционизм. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще достаточно широко распространено. Какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров?

Необходимость обеспечения обороны. Аргумент этот имеет военно-политический, чем экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны.

Увеличение внутренней занятости . Лозунг “Спасайте рабочие места!”, используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мере того как экономика приближается к спаду. Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но в то же время создает другие рабочие места.

Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно, предпримут ответные действия, вызывая новое повышение таможенных барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить: через импорт государства зарабатывают валюту, которую они тратят на товары местного экспорта.

Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономике Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для диверсификации и, как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции.

Защита молодых отраслей. Часто считают, что защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на рынке ограничится. 21.2.1. 0 2Основные принципы построения налоговой

2 системы в экономике с развитым рынком

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложе21.2.3. 0 2Основные налоги, собираемые на территории 2Российской Федерации 1. 1Индивидуальный подоходный налог 0(налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. В России ставка этого налога составляла 40%. Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что налоговый пресс в этих странах давит на производителя в меньшей степени, нежели у нас. В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. 2. 1Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). 3. 1Социальные взносы 0(социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

Читайте также:  Заявление на ввоз товаров в белоруссии

Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. Налоги на товары и услуги 0, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).

П ротиворечия действующей налоговой системы России

Действующая в течение последних трех лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Характерной особенностью созданной в нашей стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.

Основные группы проблем правовой базы налоговой системы

Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.

Н естабильность налоговой системы России

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что начало 90-х годов является периодом возрождения и становления налоговой системы России.

Пути реформирования правовой базы

Во-первых, что касается понятийного аппарата, то, не претендуя на полноту определения, попробуем выделить некоторые признаки упомянутых выше понятий. Обычно указывают, что налоги и сборы — это обязательные платежи в бюджет, установленные государством в лице законодательных органов. Общим признаком для налога и сбора можно считать и без эквивалентность платежа, понимаемую как отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага. Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют разграничить понятия «налог» и «сбор» от других обязательных платежей. Как представляется, достичь цели можно, если отразить в определении экономическую сущность этих платежей, необходимость налогообложения как института, призванного экономически обеспечить деятельность, функционирование государства.

Предложения российских экономистов В.Г. Пансков предлагает: «. самым первым шагом в этом направлении должна стать дифференциация налоговых ставок (в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной — для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций.» То есть в конечном счете значительно увеличить налоговое бремя на конечного потребителя. Кроме того В.Г. Пансков предлагает сократить количество как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов. В первую очередь это относится к местному налогообложению. Кандидат экономических наук Беляков А.А. предлагает еще один путь решения проблемы реформирования налоговой системы: « 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0. И начинать надо не с «инфляции», а с самого производства. Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что доходная часть госбюджета начнет относительно возрастать).

Источник

Урок 17. Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Читайте также:  Как растаможить товар брокеры

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Источник

Квота на импорт

Квота — это специальная защитная мера: ввоз лимитируется, если государство считает, что определенные товары нанесут вред экономическому положению страны или его гражданам, а еще — если на этот счет есть международные соглашения. Чаще всего с помощью квот государство старается защитить местных производителей таких же конкурирующих товаров.

Еще один случай введения квот — ответ на дискриминационные меры иностранных государств или иностранных торговых партнеров. А еще квотирование помогает избегать чрезмерной зависимости от продукции одной страны: ведь ее объем может сократиться из-за неблагоприятных климатических условий или экономической ситуации в этой стране. И если государство грамотно квотирует импорт и “не складывает все яйца в одну корзину”, то граждане лучше защищены.

На какой срок устанавливают квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Квота устанавливается на год, если в ней есть необходимость. Чиновники устанавливают ограничения по ввозу после консультаций с конкретным государством-поставщиком и с учетом его и российских интересов в поставках. Часто импортную квоту распределяют между несколькими странами-поставщиками. Квоту вводят относительно количества товара или его стоимости. Перед утверждением квотирование тщательно рассчитывается.

Связь квот и лицензий

Квота на импорт

Квоты и лицензии — это меры по ограничению ввоза или вывоза товаров. И чаще всего квотирование работает через лицензирование: на основании квот компаниям выдаются лицензии на ввоз или вывоз товара. Если вы планируете ввозить в страну лицензионный товар, на который распространяются квоты, в ходе оформления лицензии может оказаться, что годовая квота уже исчерпана. Тогда придется отказаться от торговли этим товаром или ждать начала следующего года. Порой квотирование товара сразу подкрепляется выдачей лицензий ряду компаний.

Связь квотирования и внутренней цены на товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Импортная квота ограничивает ввоз и влияет на рост цены на товар. Спрос на импортный товар по изначальной цене как правило превышает все внутренние предложения, и продавец поднимает цену. Если подлежит лицензированию, то импортер закладывает во внутреннюю цену также расходы на лицензию. Если квотированный продукт не распределен между несколькими продавцами, а сосредоточен в руках монополиста, внутренние цены на него могут подняться на порядок.

Виды импортных квот

Квотирование вводится с разными целями, так что выделяют несколько его видов:

  • групповое — ограничение на ввоз вводится для конкретной группы государств, из которых разрешен импорт;
  • глобальное — устанавливается для конкретного продукта без указания государств, из которых он ввозится;
  • антидемпинговое — накладывает ограничение на объем импорта на некоторый срок (обычно это происходит в рамках антидемпингового расследования);
  • компенсационное — накладывается ограничение на импорт конкретного продукта, который признан антисубсидиционным объектом, — импорт разрешается на некоторый срок;
  • эмбарго — это тип квотирования, который полностью запрещает торговлю конкретным видом товаров, обычно вводится в политических целях.

Распределение права на импорт в рамках квот

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Чиновники распределяют право на импорт квотированных товаров разными способами:

  • аукцион на конкурентной основе, где государство продает лицензии на ввоз продукта;
  • система предпочтений, когда государство распределяет объем квотированного продукта между зарекомендовавшими себя поставщиками;
  • выдача лицензий в течение года в порядке “живой очереди”, пока граница разрешенного к ввозу объема не будет достигнута.

Читайте в нашей статье, как получить лицензию на импорт.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Источник

3. Торговая политика

Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили импортные квоты, или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.

Принцип количественных ограничений заключается в предоставлении права импорта только в пределах количественных квот, заранее зафиксированных, после чего импорт прекращается. Недостаток ограничений данного вида связан с тем, что экспортеры обычно стремятся осуществить отгрузку как можно раньше. Те, кто успевает это сделать, получают высокие прибыли, превышающие среднюю норму. Опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие издалека, дискриминируются просто вследствие более длительных сроков транспортировки. Крупные экспортеры обычно оказываются в выигрыше по сравнению с мелкими. Стремление максимально «войти» в разрешенную квоту может привести к значительным колебаниям цен в течение года.

Чтобы избежать хаоса, который может наступить при таком кво- тировании, государство выдает импортные лицензии. Лицензия представляет собой разрешение, предоставляемое государственными властями на импорт или экспорт какого-либо товара или услуги.

Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, индивидуальные, автоматические.

Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.

Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разрешаемого к ввозу.

При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт.

Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям.

Существует целый ряд причин, по которым правительство и нуждающиеся в защите отрасли отдают предпочтение импортным квотам.

1. Импортная квота является гарантом того, что объем импорта строго фиксирован. Тариф же, в случае снижения цен, может привести к увеличению объема импорта и его общей стоимости при условии, что внутренний спрос на импортные товары эластичен. Введение тарифа таким образом усложняет процесс регулирования платежного баланса.

2. Квоты оказываются сравнительно предпочтительными потому, что предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Повышение же ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями.

Читайте также:  Проблемы декларирования товаров в несобранном или разобранном виде

3. Квоты облегчают государству осуществление регулирующей функции и в отношении отечественных фирм. (Нуждающиеся в защите отрасли предпочитают квотирование импорта, поскольку специальных лицензионных привилегий добиться легче, чем введения тарифа.)

4. Количественные ограничения позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой определенную долю рынка, не рискуя противоборством в ценовой конкуренции.

При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, чем тариф.

На рис. 7 показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты.

До количественных ограничений национальная потребность в товаре – линия DD1 при цене Р, равной 100 единицам, удовлетворялась за счет национального производства 1 и импорта К1K4. С введением квоты Q расположение линии национального производства SSd изменилось, она сместилась вправо.

Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара К2К3 и национального производства 0K2. Квота как бы «отсекла» иностранных поставщиков. Часть товара не была компенсирована национальными производителями (К3К4). Частично иностранные товары были заменены национальными (К1K2). Увеличение цены со 100 до 120 за единицу изделия свидетельствует о том, что импортная квота в нашем случае аналогична двадцатипроцентному налогу.

На графике видна также часть ущерба для потребителей, связанного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем (треугольник d), дополнительные расходы потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицензиям (прямоугольник с) и выигрыш производителей, начавших производство в связи с повышением цен (треугольник b).

Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом.

Однако она становится опасной при соблюдении даже одного из нижеследующих условий:

1) если квота провоцирует монопольную власть;

2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Рассмотрим эти случаи.

1. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка.

Например, доминирующая в отечественной промышленности фирма не может обрести монопольную власть от тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен.

Таким образом, квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены и к снижению выпуска продукции. Национальный ущерб в данном случае больше, чем от введения тарифа.

2. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. Основные способы распределения импортных лицензий:

1) аукцион на конкурентной основе;

2) система явных предпочтений;

3) распределение лицензий по «затратному методу».

Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой, установленной импортером, и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. (В нашем примере эта цена будет стремиться к 20 долларам за лицензию на единицу импортного товара.) Мы видим, что при открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму, что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с , на рис.7) равна перераспределяемому внутри страны доходу: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за товар, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для развития социальных программ.

Несмотря на то, что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

Несколько большее распространение имеет другой вариант аукциона – на конкурентной основе. В данном случае на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.

Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системных явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Эта практика может иметь под собой политические цели.

Последний способ заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». Это самый дорогой способ. В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел – раньше получил». Это заставляет соискателей тратить время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большие производственные мощности. Это также приводит к потере ресурсов за счет избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование в надежде получить большее число лицензий.

Процедура распределения импортных лицензий по «затратному методу» делает область с (см. рис. 7) безвозвратно потерянной для общества.

Источник

Теории международной торговли и внешнеторгового регулирования (Часть II)

Внешнеторговая политика — одно из направлений экономической политики государства, охватывающее действия в области экспорта и импорта товаров и услуг и использующее такие инструменты, как как таможенные пошлины и тарифы, нетарифные ограничения, финансовые операции в сфере внешней торговли (кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и пр.).

Основными формами внешнеторговой политики являются:

  • протекционизм — действия государства по поддержке национального производства товаров и услуг и ограничению ввоза импортных аналогов (импортные пошлины и квоты, торговое эмбарго, защита интеллектуальной собственности, бюрократические согласования, таможенные процедуры, технические барьеры, субсидии для экспортеров, ограничения на обменные операции, контроль перевода капитала и пр.);
  • политика свободной торговли или фритредерство — действия государства по снижению или ликвидация барьеров в торговых отношениях (экспортных и импортных пошлин квот на импорт товаров и услуг, субсидий для отечественных производителей), на финансовых рынках, рынке труда и пр.

К плюсам протекционизма традиционно относят стимулирование отечественного производства и выравнивание торгового баланса. К минусам — снижение эффективности и конкурентоспобности национальной экономики. К плюсам отношений, основанных на конкурентных преимуществах стран принято относить рост конкуренции и расширение ассортимента продукции на внутреннем рынке. К минусам — уязвимость к внешним экономическим изменениям (внешним шокам).

Источник