Под окружающей средой согласно стандарту гост р исо 14001 понимается
ГОСТ Р ИСО 14001-98
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы управления окружающей средой
ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Environmental management systems.
Specification with guidance for use
Дата введения 1999-04-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.
Многие организации провели экологический "анализ" или "аудит", чтобы оценить свою экологическую эффективность. Однако сами по себе эти "анализы" и "аудиты" могут быть недостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшем будет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы быть действенными, эти "анализы" и "аудиты" должны проводиться в рамках структурированной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью.
Международные стандарты, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления, с тем чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
Настоящий стандарт устанавливает требования к такой системе управления окружающей средой. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.
Рисунок 1 — Модель системы управления окружающей средой
согласно данному стандарту
Есть важное различие между настоящим стандартом, содержащим требования к сертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организации о ее системе управления окружающей средой, и не утвержденными официально руководящими указаниями, предназначенными для оказания общей помощи организации в вопросах реализации или улучшения системы управления окружающей средой. Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой.
Руководство по обеспечению методов управления окружающей средой будет приведено в других международных стандартах.
Настоящий стандарт содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/или самостоятельного заявления. Организациям, которым требуется более общее руководство по широкому диапазону проблем, касающихся системы управления окружающей средой, следует обратиться к стандарту ГОСТ Р ИСО 14004.
Следует отметить, что настоящий стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективности помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающие различную экологическую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.
Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.
Стандарт не предназначен для рассмотрения аспектов управления безопасностью и гигиеной (охраной) труда и не содержит требований к ним; однако он не запрещает организациям заняться проблемой интеграции таких элементов системы административного управления. Тем не менее, процесс сертификации/регистрации будет применим только к аспектам системы управления окружающей средой.
К настоящему стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ГОСТ Р ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ГОСТ Р ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы административного управления может варьироваться в зависимости от целей и заинтересованных сторон. В то время как системы административного управления качеством имеют дело с потребностями пользователя, системы управления окружающей средой обращены к потребностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся охраны окружающей среды.
Требования к системе управления окружающей средой, содержащиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления окружающей средой в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о значительных воздействиях на окружающую среду. Он применим к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев экологической эффективности.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:
а) внедрить, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой;
б) удостовериться в своем соответствии сформулированной ею экологической политике;
в) продемонстрировать это соответствие другим;
г) добиться сертификации/регистрации внешней организацией своей системы управления окружающей средой;
д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему стандарту и самой заявить об этом соответствии.
Все требования, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует. В приложении А содержится информативное руководство по использованию требований.
Область любого применения настоящего стандарта должна быть четко определена.
Примечание — Для простоты использования подпункты настоящего стандарта и приложения А имеют схожие номера. Например, в подпунктах 4.3.3 и А.3.3 рассматриваются целевые и плановые экологические показатели, а в подпунктах 4.5.4 и А.5.4 — аудит системы управления окружающей средой.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.
3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) — процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
Примечание — Этот процесс необязательно происходит одновременно во всех сферах деятельности.
3.2 Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие.
Примечание — В данном контексте под понятием "внешняя среда" подразумеваются понятия от "среда в пределах организации" до "глобальная система".
3.3 Экологический аспект (environmental aspect) — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Примечание — Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.
3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) — систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.
3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) — общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, которого организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.
3.8 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental performance)- измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.
3.9 Экологическая политика (environmental policy) — заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.
3.10 Плановый экологический показатель (environmental target) — детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.
3.11 Заинтересованная сторона (interested party) — отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.
3.12 Организация (organization) — компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.
Примечание — Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей: одна такая единица может быть определена как организация.
3.13 Предотвращение загрязнения (prevention of pollution) — использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.
Примечание — Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.
4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
4.1 Общие требования
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления окружающей средой, требования к которой приведены в разделе 4.
4.2 Экологическая политика
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
б) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
в) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
д) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
е) была доступна для общественности.
4.3.1 Экологические аспекты
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации.
Источник
ISO 14001
Международный стандарт ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» представляет собой один из многих нормативов серии стандартов ISO 14000 «Экологический менеджмент» «International Organization for Standardization». ISO, по-русски – Международная организация по стандартизации, – крупнейшая в мире неправительственная структура, занимающаяся подготовкой и публикацией добровольных для применения международных стандартов. Серия стандартов – это группа, объединенная общей тематикой. Кроме ISO 14001 в его группе есть следующие нормативы: ISO 14004, ISO 14006, ISO 14064-1. На слуху только ISO 14001. Почему? Ответ прост: именно этот стандарт содержит конкретные требования к системам экологического менеджмента (СЭМ, – ред.) и именно по нему их можно внедрять и сертифицировать. Другие технические документы серии имеют вспомогательное по отношению к ISO 14001 значение. С другой стороны, в материалах ISO отмечается, что все стандарты серии могут использоваться и изолированно, самостоятельно друг от друга. Впрочем, здесь стоит упомянуть, что даже вся серия ISO 14000 – только верхушка айсберга. В ISO на данный момент уже подготовлено 570 международных стандартов по экологической проблематике: качество воздуха, загрязнение почвы и воды, шум, радиация, транспортировка опасных грузов. Многие из этих документов используются отдельными государствами в качестве технического обоснования экологического законодательства. Но ISO 14000 – самая известная и востребованная группа экологических стандартов Международной организации по стандартизации в мире. По данным регулярного исследования «The ISO Survey», в 2013 году во всех странах была выдана 301 647 сертификатов соответствия стандарту ISO 14001. Это гораздо больше чем в 2012. Тогда документ, подтверждающий соответствие их СЭМ требованиям ISO 14001, получили 284 654 компании. Стандарт ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» впервые увидел свет в 1996 году.
Аутентичный ISO 14001 существует на английском языке, но во многих странах он переведен и адаптирован в качестве национального стандарта с переводом на национальный язык и измененным индексом. Российский ГОСТ Р ИСО 14001 представляет собой ни что иное, как перевод на русский язык ISO 14001. Разница между российским и международным стандартом существует лишь в той степени, в которой без нее нельзя обойтись при переводе с одного языка на другой. В ГОСТ Р ИСО 14001, впрочем, несоответствия сведены к минимуму, так как в скобочках к термину из русского языка часто дается англоязычный аналог. Наша страна, как полноправный участник работы «International Organization for Standardization» может влиять на сам оригинальный текст ISO 14001. Но Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, – ред.), который представляет Россию в ISO не проявляет к Техническому комитету №207 такого большого внимания, как к другим рабочим группам ISO. ТК №207 (появился в составе организации в 1993 году, – ред.) – комитет, который отвечает в структуре ISO как раз за опубликование и периодическую редакцию стандарта ISO 14001. Сообщалось, что Россию в нем до последнего времени представлял один эксперт. Он же играл первую скрипку в переводе норматива на русский язык. А в 2001 году участие Росстандарта прерывалось совсем. Всего в работе ТК принимают участие экологические эксперты из 100 стран, в том числе 27 развивающихся. ТК №207 теснейшим образом взаимодействует, как об этом говорится на официальном сайте ISO, с 30 международными организациями, в том числе с Еврокомиссией.
Стандарт ISO 14001 возник из нескольких стандартов-прототипов, действовавших задолго до его появления (прежде всего, из британского национального стандарта BS 7750 – появился в 1992, – ред.). Это обычная практика ISO – многие стандарты международной организации имеют прообразы в тех или иных национальных или региональных стандартах. ISO 14001 был создан в продолжение и при учете серии стандартов ISO 9000 и ее главного, наиболее прикладного стандарта ISO 9001 (Требования к системам управления качеством, — ред.). Внедрение стандарта ISO 14001 потребует от организации, которая приняла такое решение, широкого круга мер по обеспечению управления экологией. Прежде всего, согласно стандарту, организация должна определить цель создания своей СЭМ и ресурсы, которые будут задействованы при ее создании и функционировании. Речь идет, конечно же, не только о финансовых ресурсах, но и специалистах, которые должны будут посвятить часть своего времени обслуживанию СЭМ и ее развитию. В частности, высший менеджмент предприятия выделяет из своего состава одного человека, который будет командовать проводящимися изменениями. Стандарт ISO 14001, с одной стороны, требует четкого определения вреда, который наносит предприятие экологии, с другой оставляет границы действия СЭМ на волю внедряющей организации. Как и в других стандартах ISO, большое внимание уделяется документированию всех процедур, которые предпринимаются в рамках введения системы экологического менеджмента. Это родовая особенность всех систем менеджмента и одно из важнейших условий их эффективности. В частности, детально должна быть прописана политика руководства в рамках создания СЭМ. ISO 14001, равно как и прочие стандарты ISO на системы менеджмента построен на процессном подходе и управленческом цикле PDCA.
Выгод от построения СЭМ на предприятии множество. Начать с того, что в результате более систематической организации работы с ресурсами, природопользованием, организация может довольно существенно выиграть в финансовом отношении. Интересные практические примеры материального выражения пользы от ISO 14001 приводит в своей статье «Исследования применения ISO 14001» (ISO 14001 Case Studies, – ред.) Денис Викер-Сейпке, автор журнала «Quality Digest». По ее данным, компания «Electrolux Home Products» начала работу с ISO 14001 в 1999 году, и первая экономия состояла в том, что благодаря аккуратному ведению документированных процедур в рамках СЭМ удалось избежать 70 000 долларов штрафа за вредные выбросы. Любопытен также пример «General Motors» – крупнейшего автогиганта Америки. До внедрения ISO 14001 во время празднования Дня благодарения (4 дня, – ред.) оборудование концерна израсходовало 448 918 киловатт/час. Спустя два года на протяжении того же праздника издержки составили уже только 174 299 киловатт/час. По подсчетам специалистов «General Motors» – в денежном выражении получившаяся экономия составила 250 000 долларов. Система экологического менеджмента – не только инструмент сокращения затрат, но и важный козырь в завоевании положительной репутации среди клиентов и партнеров. Наконец, пусть и не так часто, но ISO 14001 может становиться условием заключения контракта с поставщиком, особенно, в ЕС (Евросоюз, – ред.) и других регионах. Бывает, что выходящему на международный рынок новичку предписывают даже пройти сертификационную проверку соответствия стандарту в строго определенном органе по сертификации, что обещает «жаркий» аудит. Плюс, работающая СЭМ, – неплохой аргумент в рекламе.
Источник
ИСО 14001 Менеджмент окружающей среды
Международные стандарты данной серии состоят из целого ряда сопутствующих документов. В них описываются спецификация и общее руководство, глоссарий, условия аудиторской проверки и руководства для экологического аудита.
ИСО 14001 — это официально утвержденная экологическая политика предприятия. Назначенный и ответственный за исполнение стандартов человек осуществляет контроль за соблюдением требований нормы и права. Происходит оценка экологических аспектов, назначаются цели и формулируется экологическая программа. Также отрасль обеспечивает постоянный экологический мониторинг и аудит, в связи с чем вносит корректировки и действия, направленные на предупреждение экологических проблем. Производство в рамках заданного стандарта определяет экологическую безопасность всех рабочих процессов предприятия.
В целом всю документацию серии ИСО 14001 можно разделить на три типа:
- Документы, описывающие принципы применения системы ЭМ.
- Инструменты, с помощью которых планируется отслеживать и оценивать эффективность работы.
- Стандарты выпускаемой продукции и относящиеся к ней принципы защиты экологии.
Стандартизация по ИСО 14001 делает упор на несколько приоритетных проблем, которые должны быть решены. Прежде всего это проблема загрязнения воздуха и воды, истощение озонового слоя, глобальное потепление, токсичные химические вещества, радиоактивные отходы, качество жизни, уменьшение биоразнообразия и природных ресурсов планеты.
Разработка и внедрение в работу стандарта ИСО 14001 – долгая и нелегкая процедура. Обращение к профессионалам консалтинговой группы «Астелс» заметно ускорит процесс получения документов. Мы проведем весь цикл работы самостоятельно – начиная от проекта и заканчивая всеми контрольными проверками и корректировками. Звоните 8(800) 70-70-144!
Источник
Международный стандарт ISO 14001
ISO 14001 — международный стандарт, определяющий условия системы экологического менеджмента (environmental management system). Разработанные международной организацией по стандартизации нормативные документы, содержат рекомендации по внедрению и функционированию на предприятии системы экологического менеджмента, в целях снижения воздействия на окружающую среду.
В связи с возрастающими требованиями к установлению более жестких экологических норм со стороны законодательства в РФ и организаций, связанных с охраной окружающей среды, а так же потребителей, вопрос повышения экологических показателей начинает волновать многие предприятия.
Внедрение стандарта ISO 14001 максимально упрощает реализацию политики компании, направленную на совершенствование экологической системы. При этом тип и размер предприятия не играет роли.
Сертификат ISO 14001 подтверждает, что в компании функционирует система экологического менеджмента.
Компания «Альтернатива» оформит сертификат ГОСТ Р ИСО 14001 в кратчайшие сроки по разумной стоимости в соответсвии со всеми необходимыми требованиями.
Квалифицированные специалисты нашей компании всегда готовы предоставить подробную консультацию по сертификации в системе ИСО и подобрать оптимальную схему сотрудничества.
ГОСТ Р ИСО 14001
В РФ сертификация осуществляется согласно требованиям национальго стандарта и выдается сертификат ГОСТ Р ИСО 14001 — 2015. В 2015 году были проведены обновления требований по стандарту ИСО 14001.
ГОСТ Р ИСО 14001 регулирует экологические аспекты управления компанией. На предприятии производится ряд определенных мер, согласно установленным международным стандартам, нацеленных на улучшение экологической политики. В результате происходит минимизация отрицательного влияния предприятия на окружающую среду: экономия энергии и других важных ресурсов.
В современном мире экологическая безопасность играет важную роль. Все больше внимания поставщики и конечные потребители уделяют даному вопросу. Стандарты СЭМ разработаны в помощь предприятиям для постоянного совершенствования экологических показателей. Что бы идти в ногу со временем и вывести свой бизнес на новый уровень, рекомендуется оформить сертификат ГОСТ Р ИСО 14001.
- Сертификат экологического менеджмента оформляется сроком до 3-х лет!
- Ежегодно проводится внешний аудит предприятия органом по сертификации!
- Обязательным условием является организация в компании структурного подразделения для внутреннего аудита СЭМ в целях контроля эффективности.
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14001 — преимущества
Сертификат соответствия стандарту ГОСТ ИСО 14001 оформляется в РФ на добровольной основе. Но тем не менее наличие данного документа имеет ряд важных преимуществ при заключении контрактов, на международном рынке, а так же в маркетинговой области. Многие организации сегодня при выборе подрядчика или партнера обращают внимание на наличие сертификата ИСО 14001.
Наличие сертификата ИСО 14001 дает компании массу преимуществ:
- Значительное повышение имиджа компании перед потребителями, партнерами, госструктурами, укрепление доверия. Следственно увеличение продаж, потока клиентов и т. д.;
- Возможность банковского кредитования на лояльных условиях;
- Рост конкурентоспособности;
- Экономическая выгода за счет снижения расходов на энергопотребление и уменьшения производственных отходов;
- Сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
- Рост активов компании;
- Рациональное распределение природных ресурсов, сырья и других материалов;
- Приоритет при участии в тендерах и госзакупках;
- Уменьшенные процентные ставки при страховании;
- Возможность оформлений различных разрешительных документов и лицензий по упрощенной схеме;
- Фирменный знак ИСО 14001 на упаковке продукции повысит конкурентоспособность;
- Улучшение экологической обстановки и снижение риска экологической катастрофы.
Основные этапы внедрения стандарта ИСО 14001
Первый этап включает оценку положения предприятия. Далее определяется область действия системы экологического менеджмента в организации. На третьем этапе формируются цели и задачи. Затем производится мониторинг и внутренний аудит. В случае успешного внедрения СЭМ, организация обращается в центр сертификации для оформления сертификата ГОСТ ИСО 14001–2015. После заполнения и подачи заявки в центр сертификации, эксперты центра организуют проверку компании на соответствие стандартам СЭМ и выдают документ в случае положительного результата.
К заявке на сертификацию в обязательном порядке прилагаются уставные документы компании, приказы о назначении ответственных лиц по основным процедурам менеджмента, документы с описанием экологической политики компании, целей и задач и описание области распространения и основных элементов системы экологического менеджмента.
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14001–2015 подразумевает под собой следующий пакет документов:
- Сертификат ГОСТ Р ИСО 14001–2015;
- Разрешительный документ на использование знака соответствия;
- Документ на английском языке.
ИСО 14001: требования
Перед оформлением сертификата ИСО 14001 необходимо внедрить на предприятие систему экологического менеджмента по международным стандартам ИСО.
Существуют определенные требования для успешного внедрения международного стандарта.
Источник
Система экологического менеджмента ИСО 14001
Почему стандарт ГОСТ Р ИСО 14001 действительно актуален? Какие перспективы открывает получение сертификата ГОСТ Р ИСО 14001? Об этом нам расскажут специалисты компании «ЛенТехСертификация».
Получите бесплатную консультацию
Снижение негативного воздействия на природу и увеличение рентабельности производства ― вот к чему стремятся современные компании. Такая стратегия нашла отражение в принятом в 2004 году международном сертификате ISO. На территории Российской Федерации действует принятый в 2015 году и обновленный в 2017 национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001. Стандарт не является обязательным, но он позволяет оптимизировать процессы управления экологической безопасностью предприятия и положительно сказывается на репутации компании.
На чем основан стандарт ISO 14001?
Система экологического менеджмента органично вписывается в бизнес-процессы компании. В основе системы экологического менеджмента лежит модель Деминга-Шухарта PDCA: Plan, Do, Check and Act — «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй». Она циклична и предполагает непрерывное поступательное улучшение.
- планируй: постановка целей, связанных с экологической политикой компании;
- делай: реализация запланированного»;
- проверяй: мониторинг, контроль и отчеты о результатах;
- действуй: регулировка, исправление недочетов и действия для их предотвращения.
Для чего проходить сертификацию?
Выстраивание экополитики в соответствии с международными нормами позволяет снизить негативное влияние производства на окружающую среду. Введение ISO 14001 обязывает регулярно производить оценку потенциальных рисков, оптимизировать расход сырья, утилизировать отходы.
Стандарт экологического менеджмента помогает найти баланс между удовлетворением социально-экономических потребностей и заботой об окружающей среде. Он применим для всех отраслей и любых видов экономической деятельности.
Получите бесплатную консультацию
Все это хорошо, но есть ли выгода прямо сейчас от получения сертификата ИСО 14001? Есть! И вот в чем она заключается:
- компания снижает издержки за счет экономии энергии и сырья;
- хорошая репутация позволяет получать больше заказов и лучше реализовывать продукцию;
- за счет приобретения новых социальных партнеров и укрепления связей с прежними, увеличивается количество партнеров;
- инвесторы проявляют больший интерес к экологически-ориентированным бизнесам;
- условия страхования становятся более комфортными.
Компании, прошедшие сертификацию на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 14001 сходятся в мнении относительно косвенных выгод от своего нынешнего статуса:
- рейтинг среди аналогичных компаний вырос;
- появилась возможность участвовать в тендерах, где наличие сертификата ― одно из условий;
- членство в СРО и других профессиональных объединениях;
- возможность выхода на международный рынок.
Как проходит сертификация?
Сертификация предполагает прохождение ряда этапов:
- диагностический аудит — предварительная оценка соответствия системы менеджмента организации требованиям стандарта;
- подача и регистрация заявки на сертификацию с последующим анализом документации;
- сертификационный аудит: установление соответствия системы менеджмента требованиям стандарта, выявление соответствия законодательным и нормативным требованиям, оценка обеспечения постоянного достижения поставленных целей;
- выдача сертификата соответствия. Продемонстрировав соответствие стандарту, организация получает сертификаты национальной системы аккредитации РФ (Росаккредитация), международной аккредитации ACCREDIA (IAF) и Международной сертификационной сети IQNet.
Получите бесплатную консультацию
Держатель сертификата ISO 14001 получает право использовать знаки соответствия. Срок действия сертификатов ― 3 года. В течение этого времени проводится ежегодный инспекционный контроль. По завершении действия сертификата может быть проведена повторная сертификация.
Предприятие, прошедшее сертификацию соответствия ISO 14001 отличается от конкурентов по ряду ключевых параметров:
- Реальная забота о сотрудниках и клиентах;
- экологическая безопасность рабочего процесса;
- минимизировано негативное влияние на экологию.
Документы для получения сертификата ИСО 14001
Чтобы пройти сертификацию соответствия стандарту системе экологического менеджмента, потребуется подготовить пакет документов:
- заявка на получение сертификата;
- учредительные документы;
- действующие лицензии видов деятельности;
- документы по внедрению системы экологического менеджмента в вашей организации;
- приказы о назначении ответственных за СЭМ;
- отзывы о работе организации.
Подготовка и сбор необходимых документов требует времени и соответствующих компетенций сотрудника. Если в вашем штате нет такой единицы, предлагаем обратиться в компанию «ЛенТехСертификация».
На протяжении многих лет мы успешно оказываем помощь в сертификации и лицензировании. Наши специалисты расскажут, как собрать необходимые документы и успешно пройти сертификацию. Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.
Источник