Первичная стандартизация

Первичная стандартизация

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

Standardization in the Russian Federation.
Basic provisions

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.0-2004 с ГОСТ Р 1.0-2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2005-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации.

Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.

При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1. и ГОСТ Р 1.12.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.5-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.8-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Цели стандартизации

3.1 Стандартизация осуществляется в целях:

3.1.1 Повышения уровня безопасности:

— жизни и здоровья граждан;

— имущества физических и юридических лиц;

— государственного и муниципального имущества;

— в области экологии;

— жизни и здоровья животных и растений;

— объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

— сравнительного анализа характеристик продукции;

— государственных заказов, внедрения инноваций;

— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— решений арбитражных споров;

— систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

— систем каталогизации продукции;

Читайте также:  Стандартизация работы с документами

— систем обеспечения качества продукции;

— систем поиска и передачи данных;

— доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

3.1.4 Содействия проведению работ по унификации.

4 Принципы стандартизации

4.1 Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

— добровольности применения стандартов;

— достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

— использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

— комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

— недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

— установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

— установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

— четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

— исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;

— недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

— доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

4.2 Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.

4.3 Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

4.4 Преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта или отдельного его положения.

4.5 Продукция, соответствующая требованиям национальных стандартов либо международных и региональных стандартов при отсутствии соответствующего национального, имеет приоритетное применение при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.

4.6 Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования, разработки до принятия стандарта. Это достигается:

— публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

— публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;

— единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.

Источник



Виды стандартизации — Стандартизация

Стандартизация фиксирует и приводит к единообразию техническими нормами более удавшиеся результаты научно-исследовательской и производственной инициативы для обеспечения их дальнейшего использования.

Замечание 1 Цели стандартизации – организация структуры правильно составленной технико-нормативной документации, которая отвечает инновационным требованиям к качеству и надёжности произведённых изделий, интересам экономики, охране окружающей среды и так далее.

Цели теперешней стандартизации:

  • Формирование беспристрастного перечня изготовляемых изделий.
  • Установление всеобщих технических правилам к готовой продукции, отвечающим наивысшей покупательной способности и стандартам всемирной экономики.
  • Передача совокупности стандартизации и изменяемости продукции.
  • Повышение продуктивности использования и ремонтирования технического оборудования.
  • Продвижение и усовершенствование единообразия изделий.
  • Сокращение времени и затрат на изготовление продукции.
  • Создание всеобщих норм и правил для промышленного и обще бытового сервиса.
  • Определение точных и определённых определений и названий.

С помощью методик стандартизации в землеустройстве можно сгруппировать информацию, создать и отрегулировать структуру основных формулировок. Связь национальной экономики и стандартизации осуществляется фиксированием в технических документах, с помощью осуществления общенаучных исследований, инновационных методик и действий, которые улучшают качество изделий.

Основные виды стандартизации

В соответствии от типа администрирования организаций и сферы деятельности стандартов различают государственную, международную и национальную стандартизацию.

Читайте также:  Стандартизация сервисных услуг

Определение 1 Государственная стандартизация – форма внедрения и применения базовых методик стандартизации, которая осуществляется под управлением государственных структур по общим государственным программам стандартизации.

Национальная стандартизация проводится главным образом всего лишь в пределах страны без продвижения государственных взглядов управления. Международная стандартизация внедряется при помощи специализированных иностранных организаций или несколькими организациями для обеспечения развития совместного бизнеса и взаимосвязей в науке и культуре. Вдобавок отличают ещё некоторое количество типов стандартизации, применяемых в меньшей степени.

К примеру, стандартизация отрасли функционирует с целью гарантирования унификации стандартов к изготовляемым изделиям для объединения в конкретной отрасли. Под отраслью необходимо осознавать объединение предприятий и фирм вне зависимости от того, где первоначально располагаются организации и к какому ведомству принадлежат.

Замечание 2. Местная стандартизация внедряется в отдельных организациях и использует правила, которые используются всего лишь в этой организации.

В соответствии с воздействием на рост экономики и индустрии возможно подчеркнуть три типа стандартизации, которые значительно отличаются методиками по формированию в стандартах соответственных норм и правил:

  1. Стандартизация по степени развития производства, утверждающая свойства, демонстрирующие параметры исследований в процессе производства изделий, и стало быть составляющая приобретенную степень развития производственного процесса.
  2. Опережающая стандартизация, которая определяет формирование увеличенных требований применительно к приобретённой в действительности степени развития.
  3. Комплексная стандартизация. Во время данной стандартизации для качественного и немедленного получения результатов по определённому вопросу осуществляется методичное формирование положений связанных нормативов непосредственно к предмету стандартизации целиком и к его основным компонентам. Построенная системно и комплексно, стандартизация создаёт выгодное положение для полнофункционального развития соответственных областей индустрии.

Методические основы стандартизации

При формировании технико-нормативных правил и нормативов в стандартизации, используются прежде всего методики ограничения (симплификация) и единообразия.

Определение 2 Методика симплификации – это снижение количества разнообразия компонентов или разработок продукта без привнесения той или иной модернизации.

Действия по симплификации осуществляются с применением постоянной информации, которая подчёркивается устройство продукта производства. По результатам произведённой деятельности создаются сдерживающие стандарты. В программах землеустройства и проектирования строительства деревенских локаций используют стандартные типоразмеры некоторых фермерских хозяйств, жилищных площадей, фабрик по обработке агрокультурной продукции, перечень коих оказывается в недостатке.

Единообразие является способом стандартизации, определяющим идеальное число производств однотипного предназначения посредством образования современных или усовершенствования имеющихся компонентов. Данная методика стандартизации является особенно действенной и известной. При помощи данной методики разнообразные типы изделий и базы их изготовления ограничиваются элементарной численностью моделей и характеристик.

Соединение землеустроительных документов способствует применению их в автоматизированной системе менеджмента, производить анализ условий и нахождения аграрных земель и их состояние в культурно-техническом плане на территориальном уровне.

Виды российских стандартов

Создание и производство современного оборудования и аппаратуры начинается с утверждения технико-экономической задачи, которая тесно согласована с некоторыми стандартами. Нормативы являются необходимыми в рамках определённой области деятельности. На сегодняшний день применяются соответствующие типы стандартов: ГОСТ – государственные стандарты; СТП – типы стандартов предприятий; ОСТ – отраслевые стандарты.

Некоторые виды стандартов представляются необходимыми в использовании компаниями и фирмами любых отраслей экономики. Данные виды стандартов охватывают все предметы стандартизации, которые необходимы для полнофункционального оснащения полноты и единства различных областей деятельности. В дополнение, отдельные типы норм и правил применяются к изделиям широкого потребления общеотраслевого сегмента.

Группы типов стандартов обосновываются и принимаются профильными комитетами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В Российской Федерации на нынешнее время работает приблизительно 22000 утверждённых стандарта. Каждый из них функционирует соответственно группам, разделам, классам, основываясь на нормативы в государственном справочнике.

Для предприятий в обязательном порядке являются соответственные нормы и правила. Отраслевым нормативам периодически лимитируют выполнение государственных стандартов для используемых размеров, перечня продукции и прочего. Одновременно продвигаемые отраслевые стандарты не должны являться заниженными по отношению к национальным стандартам.

Государственные стандарты в области экономики принимаются министерством, являющимся базовым в изготовлении соответствующей продукции. В то же время принятые стандарты представляются основными и необходимыми к исполнению лишь в данной организации, какая их внедряла. Стандартизация распространяется на элементы изделий, внутренние правила и требования, регламентирующие сферу администрирования предприятия, качество продукции, вдобавок на методы аналитики и диагностирования и иные компоненты.

Источник

Вопрос. Стандартизация растворов. Первичные и вторичные стандарты

Первичным стандартом называют стандартный раствор, приготовленный по точной навеске. Реагент для приготовления первичного стандарта (установочное вещество) должен быть квалификации не ниже чда (чистый для анализа), нелетучим, негигроскопичным, не поглощать С02 и другие компоненты из атмосферы и иметь по возможности большую моль-эквивалентную массу.

Читайте также:  Стандартизация промышленной продукции стандартизация и качество продукции

Требования к первичным стандартам:

1)быть химически чистыми(примеси не более 0.05%)

2)Устойчивость(не окисляться на воздухе,гигроскопич-ть).

4)иметь дост-то высокую эквив-ю массу(т.к масса вещ-ва требующ-ся для стандарт-иитем больше,чем больше его эквив-ая масса).

Примеры:Na2CO3 на 10*Н2О

Вторичным стандартом называют стандартный раствор, характеристики которого установлены по первичному стандарту.

28 вопрос. Кислотно-основные реакции. Современные представления о кислотах и основаниях. Теория Бренстеда-Лоури.

Кислотно-основные реакции, протекающие в водных растворах, характеризуются гораздо легче, чем какие-либо иные виды химического взаимодействия в воде, поскольку эти реакции в основном связаны лишь с переходом ионов водорода от донора к акцептору протонов. Используя эти реакции, можно получить подробные сведения об идентичности реагирующего вещества и продукта в реакциях переноса протона, а также с некоторой достоверностью установить наличие равновесия и определить константы равновесия, которые управляют поведением кислотно-основной системы.

Современные представления о кислотах и основаниях.

Существование кислот и оснований в неводных растворах. В настоящее время доказано, что кислоты и основания присущими их характерными свойствами существуют не только в водных растворах, в которых имеются ионы водорода и гидроксила, но и в неводных растворах, где этих ионов нет. Поэтому применительно к неводным растворам прежние определения кислот и основании как электролитов, диссоциирующих с образованием ионов водорода и ионов гидроксила, неточны.

Теория Бренстеда-Лоури. Описывает процессы в рвстворах, учитывает особенность иона водорода, то ,что он лишен электронной оболочки ,на 5 порядков меньше других ионов и очень подвижен.

1)Кислота по теории –это вещество способное отдавать протоны ,а основание в-во принимающее их.

2)Амфавиты-это соединения, которые могут быть и донором и акцептором.

Источник

Общие сведения о стандартизации

Современное «техническое» понятие «стандартизация» включает в себя область человеческой деятельности, охватывающую политиче­ские, научные, технические, экономические, юридические, эстетиче­ские и другие аспекты. В жизни общества стандартизация выполняет экономическую, социальную и коммуникативную функции.

Экономическая функция стандартизации реализуется:

• представлением достоверной информации о продукции;

• внедрением прогрессивной техники путем распространения че­рез стандарты сведений о новых свойствах продукции;

• содействием здоровой и честной конкуренции, расширением взаимозаменяемости и совместимости различных видов продукции;

• организацией управления производством с заданным уровнем качества.

Социальная функция стандартизации обеспечивает достижение высокого уровня показателей продукции (услуг), который соответст­вует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.

Коммуникативная функция стандартизации создает условия для объективного восприятия различных видов информации о продукции.

В России основы стандартизации были заложены еще в X в. Пер­вые нормы и правила взаимодействия элементов общественного про­изводства в России отмечены в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996). Впервые упоминания о стандартах были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры-кружала для измерения пушечных ядер. Более широко осно­вы установления и применения правил и требований к изделиям за­писаны в «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649).

Начало широкому внедрению стандартизации в производство по­ложил Петр I, с правления которого и начинает отсчет русская про­мышленная стандартизация. Зарождением же стандартизации считают ряд правил и норм, принятых указами Петра I (1672-1725). Во времена его правления в первом собрании законов Российской Империи был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в госу­дарстве внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены другие галеры, что позволило построить флот быстро и качественно. Большое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения, показателен Указ Петра I о качестве продукции от 11 января 1723 г., в котором четко указаны не только требования к качеству ружей для армии, но и к системе контроля каче­ства, государственного надзора за ним и меры наказания производите­лей за выпуск дефектной продукции.

Пытаясь резко расширить внешнюю торговлю, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования ино­странных рынков к качеству отечественных товаров, но и организо­вал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные (фиксирующие) комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией льна, пеньки, древесины и т. д.

Общепризнанным началом стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов и создание в 1893 г. Главной палаты мер и весов.

Источник