Перемещение товаров между странами таможенного союза

Перемещение товаров между странами таможенного союза

Экономическая интеграция стран-участников ЕАЭС предусматривает единые таможенные границы и таможенную территорию. В связи с этим, внешнеэкономическая деятельность на территории Таможенного союза имеет свои особенности.

Что такое Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС – это экономическое соглашение между участниками Евразийского союза. Его главная цель – создание особых, комфортных условий для торговли и развития взаимовыгодных экономических отношений.

После развала СССР и неудачной попытки полной экономической интеграции, уже ставших независимыми друг от друга государств, было принято решение кардинально пересмотреть этот подход. Было понятно, что воссоздание прежних экономических отношений в новых условиях невозможно. В начале 1995 года руководители России, Казахстана и Беларуси подписали Соглашении о создании Таможенного союза. За его основу был взят принцип беспошлинной торговли. Отдельные пункты только созданного ТС все еще имели множество проблем, однако направление реализации единого экономического пространства было взято верное.

Со временем Таможенный союз претерпел множество изменений. Сейчас он выполняет все функции, возложенные на него и соответствует актуальным требованиям подобных организаций.

На данный момент, в состав ЕАЭС входит пять государств: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Также обсуждается вступление в Таможенный союз Туниса, Сирии и Узбекистана.

Основные цели и выгоды ТС

Главная цель, которую преследовало создание Таможенного союза – это взаимная помощь и развитие экономики стран постсоветского пространства. Достичь ее планировалась следующим образом:

  • увеличить товарооборот и рынок сбыта товаров;
  • стимулировать производство конкурентоспособных и качественных товаров;
  • защитить и стабилизировать экономики стран ЕАЭС.

Членство в Таможенном союзе также предоставляет следующие выгоды для участников ВЭД:

  • отмена таможенных пошлин и налоговые льготы;
  • общие и унифицированные методы оценки качества товаров;
  • общее таможенное пространство позволило уменьшить негативное влияние бюрократии.

Регулирование внутреннего рынка Таможенного союза

Экономические отношения внутри Таможенного союза регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС. В данном документе обозначены основные способы таможенного регулирования между странами-участниками ЕАЭС, а также порядок и условия перемещения товаров через границы ТС.

Также для ТС существует единая «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД). В этом документе описаны, разделены на категории и идентифицированы все возможные виды товаров.

На внутреннем рынке Таможенного союза не применяются:

  • ввозные и вывозные пошлины, налоги и сборы;
  • меры нетарифного регулирования.

Также в таможенном союзе устанавливается единый порядок:

  • условий для перемещения товаров;
  • совершения таможенных операций;
  • уплаты таможенных платежей;
  • регулирования отношений между декларантом и таможенными органами.

Любой товар, произведенный на территории Таможенного союза, либо законно ввезенный и очищенный от всех таможенных пошлин, признается товаром Таможенного союза и может свободно перемещаться и реализовываться в пределах его границ.

Сделки внутри Таможенного союза

Поскольку на всей территории таможенного союза действует единый внутренний рынок товаров и услуг при импорте, либо экспорте между государствами-участниками не применяются таможенные пошлины, система нетарифного регулирования и другие ограничения на ввоз товара.

Однако, подобные преференции не отменяют работу и обязанности специализированных органов по таможенному контролю за статистикой и перемещением товаров.

Согласно 278 статье Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ…». Декларант обязан предоставить на таможню статистическую форму учета перемещения товаров.

Валютное регулирование на территории Таможенного союза

Помимо таможенного контроля, соответствующие органы также осуществляют и его иные виды. Один из которых – это валютный.

Основные положение о валютной политике изложены в четвертом разделе Договора о Евразийском экономическом союзе «Валютная политика».

Сотрудничество в данной сфере преследует следующие цели:

  • свободное движение капитала на всей территории Таможенного союза;
  • укрепление роли национальных валют в международной торговле и международных инвестициях;
  • взаимная конвертируемость национальных валют.

Реализация идеи Таможенного союза позволило создать единое экономическое пространство на огромной территории. За все время его существования удалось сделать очень многое в сфере развития экономики стран-участниц ЕАЭС. Не мало было сделано и с точки зрения законодательства. Сейчас действует множество унифицированных документов в сфере таможенного дела, которые облегчают работу и взаимодействие в области ВЭД.

Читайте также:  Реестр свидетельство гос регистрации таможенного союза

Источник



Движение товаров между странами ЕАЭС — на что стоит обратить внимание?

На сегодняшний день странами-участницами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Сам союз как международная организация был создан с целью развития и стимуляции национальных экономик, облегчения движения товаров, рабочей силы и инвестиций. Основной документ, регулирующий работу данного объединения, «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г.

Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание предпринимателям при совершении сделок с товарами внутри ЕАЭС.

Пошлины и таможенное оформление

В целях создания эффективно работающего внутреннего рынка союза страны-участницы при экспорте/импорте между государствами не применяют таможенные пошлины, систему нетарифного регулирования и прочие запреты и ограничения (ст.28 Договора о ЕАЭС). Это относится не только к товарам, страной происхождения которых является одно из государств Союза, но и к товарам, импортированным в ЕАЭС и выпущенным в свободное обращение (т.е. полностью очищенным с точки зрения таможни).

Казалось бы, требования к оформлению экспорта/импорта сведены к минимуму, пошлин нет. При чем здесь таможня? Однако данные послабления не отменяют полностью таможенный контроль. Кроме того, одной из важнейших функций таможенных служб является ведение статистики по движению грузов. Поэтому участники сделки заполняют специальный документ — статистическую форму учета перемещения товаров (ст.278 ФЗ-289 «О таможенном регулировании»).

Срок предоставления информации — не позднее 8 рабочих дней по окончании отчетного месяца (месяца, в течении которого была проведена сделка и отгрузка товара). Структура документа утверждена постановлением
Правительства РФ №1329 от 07.12.2015 г. (приложение 1). Статформа подается в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД, либо на бумажном носителе. С наиболее подробной инструкцией по внесению информации в данный документ можно ознакомиться на официальном сайте ФТС РФ.

Следует отметить, что по ряду товаров Правительство РФ принимает отдельные решения, отменяющие упрощения и требующие оформлять грузы по классической схеме декларирования. Например, общий порядок таможенного оформления действует при экспорте из России нефти и нефтепродуктов товарных позиций, указанных в постановлении № 529 от 01.07.2011 г. Поэтому участникам сделки следует заранее удостовериться в том, попадает их груз в исключения или нет.

НДС и возмещение налогов

В соответствии с Приложением №18 к Договору о ЕАЭС, при осуществлении сделки между компаниями из разных стран союза и экспорте товара в рамках стран-участниц применяется нулевая ставка НДС, а также предоставляется освобождение от уплаты акцизов.

Возникнет ли необходимость у покупателя уплачивать НДС? Да. В случае сделки между двумя юридическими лицами двух государств-членов ЕАЭС, налог на добавленную стоимость взимается уполномоченным органом той страны, на территорию которой был импортирован товар, по месту налоговой регистрации собственника груза. В России такой структурой является Федеральная налоговая служба. База для исчисления платежа определяется на день постановки продукции на учет, в соответствии с ее стоимостью в контракте. Напомним, ставка налога в РФ составляет 18%, в Казахстане и Киргизии — 12%, в Белоруссии и Армении — 20%.

Для подтверждения правомерности применения нулевого НДС в налоговые органы необходимо предоставить ряд документов:
— договор купли-продажи, в котором покупателем значится компания другой страны-участника ЕАЭС;
— подтверждение из банка о получении продавцом денег за проданный товар;
— транспортные документы, подтверждающие доставку груза;
— заявление о ввозе товара и уплате покупателем НДС в стране импортера (с отметкой налогового органа).
Срок подачи документов — 180 дней с момента отгрузки.

При совершении сделок между предпринимателями разных стран-участниц ЕАЭС часто возникает вопрос: возможно ли в данной ситуации возмещение НДС экспортеру? Особенно актуальна эта проблема в случае, если осуществляется перепродажа товара, ранее ввезенного на территорию Союза из-за границы.

Читайте также:  Единое экономическое пространство россия и беларусь таможенный союз

Например, первоначальный покупатель — фирма, зарегистрированная в Казахстане, — уплачивает пошлины и налоги за импортируемый из Евросоюза товар при таможенном оформлении в полном объеме. В результате иностранный груз приобретает статус товара Союза. Далее казахская фирма заключает договор купли-продажи с клиентом из РФ, в котором выступает как экспортер. При этом в контракте указывается стоимость товара без налога на добавленную стоимость. Получается, что участник сделки из Казахстана теряет уплаченную при растаможке сумму НДС. Можно ли ее возместить, аналогично возмещению при экспорте за границу Союза?

Возмещение экспортеру налога возможно в случае предоставления документов, указанных выше, которые одновременно подтверждают применение нулевого НДС. Главным документом для фискальных органов в данном случае будет подтверждение об уплате НДС в стране-импортере, предоставленное на бумажном носителе или в электронном виде. В результате экспортеру производится возврат уплаченных ранее на таможне платежей.

Разочаруем начинающих участников ВЭД, зарегистрированных в России, — осуществить схему таможенного оформления в стране с более низким, чем в РФ, НДС и в дальнейшем ввезти груз в Россию не получится. Согласно ст.83 Таможенного кодекса ЕАЭС, декларантом иностранных товаров, пересекающих границу Союза, могут выступать только зарегистрированные в определенном порядке лица того государства, на территорию которого товар импортируется. Принцип территориальной принадлежности относится и к работе таможенных представителей, участвующих в процессе импорта груза.

Отметим, что основная масса таможенных брокеров не работает со статформами, и вопросы оформления и возмещения НДС решаются участниками сделки самостоятельно. Однако для правильного и беспроблемного проведения подобного рода сделок с товарами, страной происхождения которых не является ЕАЭС, необходим полный, правильно оформленный пакет документов по растаможке. Опытные специалисты нашей компании могут помочь вам в данном вопросе, а также проконсультировать в случае перепродажи оформленного товара в другую страну ЕАЭС.

Источник

Таможенная процедура транзит (ИМ 80) или (ЭК 80)

Таможенный транзит (ТТ) – это таможенная процедура, применяющаяся при перемещении товаров, следующих транзитом по таможенной территории Таможенного союза (по территории одной или нескольких стран ТС). Ранее все операции, совершаемые в рамках данной таможенной процедуры, делили на внутренний таможенный транзит (перемещение товаров между внутренними таможнями одного государства) и международный таможенный транзит (транзитное перемещение грузов через государство). Но в предыдущем таможенном кодексе ТК ТС и действующем ТК ЕАЭС подобного деления уже нет.

Код таможенной процедуры таможенный транзит — ЭК80 или ИМ80, который указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Графа 1, состоит из трёх ячеек и заполняется следующим образом:

  • Левая ячейка: ЭК – экспорт. ИМ – импорт
  • Средняя ячейка: 80 – код процедуры
  • Правая ячейка: ЭД – электронная декларация

Подробнее про заполнение

Таможенная процедура таможенного транзита товаров применяется:

  • При перемещении по таможенной территории Таможенного союза в третьи страны иностранных товаров
  • При перемещении товаров Таможенного союза, помещенных под таможенные процедуры экспорта или свободной таможенной зоны
  • При перемещении товаров, транспортируемых из одной части таможенной территории ТС в другую морем, либо через территории стран, не входящих в Союз

Виды таможенного транзита

При этом транзитные грузы сохраняют свою национальную принадлежность и не облагаются таможенными пошлинами. Исходя из вышесказанного, можно определить 5 видов таможенного транзита — ТТ:

Источник

ВЭД на территории Таможенного союза

Экономическая интеграция стран-участников ЕАЭС предусматривает единые таможенные границы и таможенную территорию. В связи с этим, внешнеэкономическая деятельность на территории Таможенного союза имеет свои особенности.

Что такое Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС – это экономическое соглашение между участниками Евразийского союза. Его главная цель – создание особых, комфортных условий для торговли и развития взаимовыгодных экономических отношений.

Читайте также:  Шенгенский таможенный союз

После развала СССР и неудачной попытки полной экономической интеграции, уже ставших независимыми друг от друга государств, было принято решение кардинально пересмотреть этот подход. Было понятно, что воссоздание прежних экономических отношений в новых условиях невозможно. В начале 1995 года руководители России, Казахстана и Беларуси подписали Соглашении о создании Таможенного союза. За его основу был взят принцип беспошлинной торговли. Отдельные пункты только созданного ТС все еще имели множество проблем, однако направление реализации единого экономического пространства было взято верное.

Со временем Таможенный союз претерпел множество изменений. Сейчас он выполняет все функции, возложенные на него и соответствует актуальным требованиям подобных организаций.

На данный момент, в состав ЕАЭС входит пять государств: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Также обсуждается вступление в Таможенный союз Туниса, Сирии и Узбекистана.

Основные цели и выгоды ТС

Главная цель, которую преследовало создание Таможенного союза – это взаимная помощь и развитие экономики стран постсоветского пространства. Достичь ее планировалась следующим образом:

  • увеличить товарооборот и рынок сбыта товаров;
  • стимулировать производство конкурентоспособных и качественных товаров;
  • защитить и стабилизировать экономики стран ЕАЭС.

Членство в Таможенном союзе также предоставляет следующие выгоды для участников ВЭД:

  • отмена таможенных пошлин и налоговые льготы;
  • общие и унифицированные методы оценки качества товаров;
  • общее таможенное пространство позволило уменьшить негативное влияние бюрократии.

Регулирование внутреннего рынка Таможенного союза

Экономические отношения внутри Таможенного союза регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС. В данном документе обозначены основные способы таможенного регулирования между странами-участниками ЕАЭС, а также порядок и условия перемещения товаров через границы ТС.

Также для ТС существует единая «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД). В этом документе описаны, разделены на категории и идентифицированы все возможные виды товаров.

На внутреннем рынке Таможенного союза не применяются:

  • ввозные и вывозные пошлины, налоги и сборы;
  • меры нетарифного регулирования.

Также в таможенном союзе устанавливается единый порядок:

  • условий для перемещения товаров;
  • совершения таможенных операций;
  • уплаты таможенных платежей;
  • регулирования отношений между декларантом и таможенными органами.

Любой товар, произведенный на территории Таможенного союза, либо законно ввезенный и очищенный от всех таможенных пошлин, признается товаром Таможенного союза и может свободно перемещаться и реализовываться в пределах его границ.

Сделки внутри Таможенного союза

Поскольку на всей территории таможенного союза действует единый внутренний рынок товаров и услуг при импорте, либо экспорте между государствами-участниками не применяются таможенные пошлины, система нетарифного регулирования и другие ограничения на ввоз товара.

Однако, подобные преференции не отменяют работу и обязанности специализированных органов по таможенному контролю за статистикой и перемещением товаров.

Согласно 278 статье Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ…». Декларант обязан предоставить на таможню статистическую форму учета перемещения товаров.

Валютное регулирование на территории Таможенного союза

Помимо таможенного контроля, соответствующие органы также осуществляют и его иные виды. Один из которых – это валютный.

Основные положение о валютной политике изложены в четвертом разделе Договора о Евразийском экономическом союзе «Валютная политика».

Сотрудничество в данной сфере преследует следующие цели:

  • свободное движение капитала на всей территории Таможенного союза;
  • укрепление роли национальных валют в международной торговле и международных инвестициях;
  • взаимная конвертируемость национальных валют.

Реализация идеи Таможенного союза позволило создать единое экономическое пространство на огромной территории. За все время его существования удалось сделать очень многое в сфере развития экономики стран-участниц ЕАЭС. Не мало было сделано и с точки зрения законодательства. Сейчас действует множество унифицированных документов в сфере таможенного дела, которые облегчают работу и взаимодействие в области ВЭД.

Источник