Оценочные средства для проведения текущей и промежуточной аттестации это



ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
материал на тему

Труфанова Ирина Ивановна

Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих компетенций обучающихся по учебным дисциплинам, модулям.

Скачать:

Вложение Размер
polozhenie_fos.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

Педагогический совет № 4 Директор МБОУ____________

от 24.01.2014г. И.И.Труфанова

Приказ № 03-02 от 25.01.2014г.

о формировании фонда оценочных средств

для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

1. Общие положения

1.1. Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ Горьковской СОШ составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:

  • Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. № 273
  • Типовым положением об образовательном учреждении
  • Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих компетенций обучающихся по учебным дисциплинам, модулям.

1.3. Фонд оценочных средств является составной частью основной образовательной программы.

2. Задачи фонда оценочных средств

2.1. В соответствии с ФГОС фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися образовательных программ. Оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

2.2. В соответствии с требованиями ФГОС для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей образовательной программы создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

2.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины по индивидуальной инициативе преподавателя. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, овладению общими компетенциями.

2.2.2. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения. Предметом оценки освоения предмета являются умения и знания.

2.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, и компетенций, определенных ФГОС по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения отдельных учебных дисциплин.

2.4. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:

  • валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
  • надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
  • объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

2.5. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:

  • интегративность;
  • проблемно-деятельностный характер;
  • актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
  • связь критериев с планируемыми результатами;
  • экспертиза в профессиональном сообществе.

3. Разработка фонда оценочных средств

3.1. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждому предмету, где предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ.

3.2. Фонд оценочных средств по отдельному предмету состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, модулю.

3.3. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе .

3.4. Ответственность за разработку комплектов КОС по учебному предмету, модулю несет председатель школьного методического объединения.

3.5. Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине модулю является преподаватель, по соответствующему предмету. Комплект контрольно-оценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя МС.

3.6. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:

• Федеральному государственному образовательному стандарту НОО, ООО.

• основной образовательной программе и учебному плану

• рабочей программе учебной дисциплины

• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины, модуля.

4 . Структура и содержание фонда оценочных средств

4.1. Оценочные средства должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения.

4.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС.

4.3. Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине, модулю включают в себя контрольно-оценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Эти материалы оформляются в виде приложений с заданиями для оценки освоения курса. Каждый оценочный материал (задания) должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и (или) их элементов: знаний, умений.

4.4. Стандартизированные задания тестовой формы для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований

  • текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
  • текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой различаются: текст задания, верный ответ;
  • в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания;
  • на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного тестового задания.

4.5. Комплект других оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий) должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины.

5. Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств

5.1.. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

5.2. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине рассматривается на заседании МС. Решение о проведении соответствующей экспертизы оформляется протоколом заседания МС.

5.3. Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается преподавателем самостоятельно.

6. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств

6.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине хранится в составе рабочих программ учителей .

6.2. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется разработчиком в методическую службу.

6.3. Электронный вариант (аналог) оценочных средств хранится в электронной базе данных.

Источник

Фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 35»

(МБОУ г. Астрахани «СОШ №35»)

Общие положения

1.1. Настоящее положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее — Положение) МБОУ г. Астрахани «СОШ №35» (далее — образовательное учреждение) разработано в соответствии:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);

– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п. 19.3);

– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п. 18.3.1);

– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (п. 18.3.1);

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

1.2. Настоящее положение определяет порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих компетенций обучающихся по учебным дисциплинам, модулям.

2. Задачи фонда оценочных средств

2.1. Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОП. Оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
2.1.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по предмету по индивидуальной инициативе учителя. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, овладению компетенциями. Совокупность оценок по текущему контролю знаний является основой четвертной или полугодовой отметки.

2.1.2. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины и позволяет оценить качество и уровень ее освоения. Предметом оценки освоения учебного материала являются знания, умения и компетенции.

2.2. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС.
2.3. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:

объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными программами целям обучения;

использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений учителями-предметниками;

объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

2.4. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:

предметная направленность (соответствие предмету изучения учебной дисциплины);

содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц);

объём (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС) должен соответствовать рабочему времени контроля;

качество оценочных средств (КОС) и ФОС в целом, должно обеспечивать получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

3. Разработка фонда оценочных средств

3.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля разрабатываются по каждому предмету учебного плана учителями-предметниками. Фонд оценочных средств для контроля на уровне администрации разрабатывается руководителями методических объединений и сдается заместителям директора по УВР.

3.2. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

3.3. Ответственность за разработку комплектов КОС по предмету несёт учитель. Ответственность за подбор комплекса оценочных средств на уровне школы для проведения промежуточной аттестации несут руководители методических объединений и заместитель директора по УВР.
3.4. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:

— Федеральному государственному образовательному стандарту;

— рабочей программе учебного предмета;

— образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета.

4. Структура и содержание фонда оценочных средств

4.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой образовательной программы, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения.

4.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждому учебному предмету, входящему в учебный план школы в соответствии с ФГОС.
4.3. Структурными элементами фонда оценочных средств являются:

перечень фонда оценочных средств;

комплект текстовых заданий, разработанных по учебному предмету;

комплект других оценочных материалов (рабочих тетрадей, печатных сборников тестов и контрольных работ, типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определённых этапах обучения.

4.4. Комплект оценочных средств по каждому предмету или курсу должен соответствовать разделу рабочей программы и включать тестовые задания и другие оценочные средства по каждому разделу дисциплины. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала.

4.5.Структурные элементы перечня ФОС по предмету, курсу, дисциплине :

а) титульный лист (приложение №1);

б) паспорт ФОС (приложение №2);

в) комплекты оценочных средств, примерный перечень и краткая характеристика которых приведены в приложении (№3);

г) комплект контрольно-измерительных материалов, разработанных по соответствующей дисциплине и предназначенных для оценки умений, и знаний.

4.6. По каждому оценочному средству в ФОС приводятся критерии оценивания.

4.7. Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС оформляется протоколом заседания методического совещания.

5. Процедура согласования фонда оценочных средств

5.1. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебному предмету согласовывается на методическом объединении и утверждается заместителем директора по УВР.

6. Ответственность

за разработку и хранение фонда оценочных средств

6.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств хранится в составе рабочих программ учителей.

6.2. Фонд контрольно-оценочных средств, реализуемый в школе, является собственностью школы.

6.3. Перечень контрольно-оценочных средств предоставляется разработчиком заместителю директора по УВР и хранится в электронной базе данных.

7. Заключительное положение.

7.1.Положение вступает в силу с момента его утверждения в установленном порядке.

7.2. Внесение изменений и дополнений в Положение утверждается распорядительным актом руководителя учреждения .

Источник

Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. — презентация

Презентация на тему: » Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.» — Транскрипт:

1 Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

2 Ключевые вопросы: 1. Формирование фондов оценочных средств (ФОС) как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы. 2. Методические рекомендации по формированию контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 3. Структура пакета КОС по дисциплине/ профессиональному модулю

3 Согласно требованиям ФГОС: 8.1. Начальное и среднее профессиональное образовательное учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем… разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; 8.2. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3.Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются ОУ самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

4 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ. ОУ должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее

5 Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения учащихся, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО/НПО по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности или профессии.

6 Структура фонда оценочных средств программа проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения; совокупность контрольно-оценочных материалов, предназначенных для оценивания образовательных результатов на определенных этапах обучения; методические материалы, определяющие процедуры оценивания образовательных результатов на всех этапах проверки; технологии и методы обработки результатов оценивания; наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

7 рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио обучающегося; банк статистической информации и программы мониторинга достижений; структура портфолио; программы итоговой государственной аттестации для выпускников; методические материалы по выполнению выпускной квалификационной работы; рекомендации по обновлению фонда оценочных средств

9 Итоговая государственная аттестация служит для проверки результатов обучения в целом. Она в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся универсальных и профессиональных компетенций.

10 Тестирование – письменное или компьютерное Контроль самостоятельной работы студента (в письменной или устной форме) Эссе и иные творческие работы Текущий контроль успеваемости – проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра Устный опрос – групповой или индивидуальный Проверка выполнения письменных домашних заданий Проведение лабораторных, расчетно- графических и иных работ Проведение контрольных работ

11 Промежуточная аттестация как правило, осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины (модуля) так и ее раздела (разделов) Зачет, Дифференцированный зачет, Экзамен, Экзамен (квалификационный по профессиональному модулю)

12 Виды контроля устный опрос; письменные работы; контроль с помощью технических средств и информационных систем.

13 Формы контроля собеседование; тест; контрольная работа; зачет; экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен); лабораторная, графическая и т.п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет (по практикам, и т.п.); курсовая работа; выпускная квалификационная работа

14 Способы оценки профессиональных компетенций 1. Оценивается материальный или интеллектуальный продукт деятельности: в реальной обстановке («квазипрофессиональная деятельность), в модельной ситуации (учебная деятельность) 2. Оценивается процесс деятельности : в реальной обстановке («квазипрофессиональная деятельность), в модельной ситуации (учебная деятельность) 3. Различные сочетания 1-2

16 Инновационные методы оценивания компетентностно-ориентированных результатов Деловая/ролевая игра Кейс-задачи Дискуссии, круглые столы Потрфолио Проектные задания Комплексные практические задания Творческие проекты

17 Сравнительная характеристика КОС по дисциплине и по модулю

18 Алгоритм разработки КОС по учебной дисциплине (1) Формулируем общие положения контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине (КОС по УД)

19 Алгоритм разработки КОС по учебной дисциплине (2) Анализ и, в случае необходимости, корректировка и уточнение показателей оценки результата, приведенных в 4 разделе программы учебной дисциплины. Главным критерием корректности формулировки является измеримость показателя.

20 Планируемый знаниевый образовательный результат представляет собой единство предметного знания и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и того, что с ней необходимо сделать (воспроизвести, продемонстрировать понимание, применить, проанализировать, обобщить, оценить), чтобы показать, на каком уровне освоено данное содержание.

22 Планируемый навыковый образовательный результат описывается также, как знаниевый результат на уровне применения и дополняется указаниями на условия выполнения деятельности, которые могут свидетельствовать о достижении требуемого автоматизма

23 Формулировка образовательного результата считается грамотной при условии, что она состоит из одной или нескольких относительно самостоятельных легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания; указывает на уровень освоения единицы содержания ; конкретно и однозначно понимается всеми участниками образовательного процесса.

24 Оформляем таблицу раздела 2 КОС по УД

25 Алгоритм разработки КОС по учебной дисциплине (3) 3. Определить формы контроля для текущего контроля и промежуточной аттестации (расчетные, тестовые, проектные задания, практическое или проектное задание и т.д.). Результаты внести в таблицу раздела 3.

26 Алгоритм разработки КОС по учебной дисциплине (4) Разработка заданий для текущего контроля и промежуточной аттестации в разделе 6. КОС по УД

27 Структура задания в КОС по УД Перечень объектов контроля и оценки Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка (кол-во баллов) У1 З1 За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл. За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов. Вариант 1 ……………….. Вариант 2 ………………. Вариант n ………………. Критерии оценки: оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если..………; оценка «хорошо» …………………………………………….…….; оценка «удовлетворительно» ……………………………………….….; оценка «неудовлетворительно» ………………………………………… Время на выполнение: ____ мин.

28 Алгоритм разработки КОС по учебной дисциплине (5) Заполняем таблицу раздела 4 КОС по УД

29 Алгоритм разработки КОС по учебной дисциплине (6) Заполняем таблицу раздела 5 КОС по УД

30 Общие правила по формированию КОС по ПМ 1. Итогом освоения ПМ является готовность к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом. 2. Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен квалификационный. Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС НПО (СПО). Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

31 3. Итоговая аттестация по ПМ (экзамен (квалификационный)) в идеале проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя. 4. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик. 5. Задачи текущего и рубежного контроля по ПМ (аттестация по МДК и практике) оценивание сформированности элементов компетенций (знаний и умений), отдельных компетенций с последующим учетом оценок при итоговом контроле по ПМ

32 6. Результаты промежуточного и итогового контроля по ПМ едины, но нетождественны. Контроль освоения МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов обучения. Субъектом оценочной деятельности здесь выступает образовательное учреждение. Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку квалификации. Субъектом оценочной деятельности является работодатель. Разная направленность и разные субъекты контроля предполагают разный инструментарий проверки.

33 Алгоритм разработки КОС по ПМ (1) Формулируем общие положения контрольно- оценочных средств по профессиональному модулю(КОС по ПМ) Общие положения Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности ______________________________________________________. Формой итоговой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «Вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

34 Алгоритм разработки КОС по ПМ (2) Обоснуйте, какие виды аттестации (кроме экзамена квалификационного) вы считаете необходимыми для данного модуля. Принятое решение отразите в таблице 2

35 Алгоритм разработки КОС по ПМ (3) — Анализ и, в случае необходимости, корректировка и уточнение показателей оценки результата, приведенных в 5 разделе программы модуля. — Сгруппировать компетенции в случае комплексной оценки результатов — Результаты внести в таблицу п 2.1.раздела 2 КОС по ПМ — Выписать требования к знаниям, умениям и опыту практической деятельности

36 Недопустимо, чтобы: А) показатели просто дублировали формулировку компетенции; Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Проводить внеурочные занятияПроведение внеурочного занятия Некорректная формулировка.

37 Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Проводить внеурочные занятияУметь проводить внеурочные занятия Некорректная формулировка

38 В) в формулировке показателей использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение компетенцией: можно знать, но не быть способным применить это знание во внеучебной, нетипичной ситуации Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Проводить внеурочные занятия Знать основные методы обучения. Некорректная формулировка

39 Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Проводить внеурочные занятия Соответствие формы внеурочного мероприятия возрастной аудитории, целям и задачам мероприятия или Структура внеурочного мероприятия соответствует требованиям….

40 Особенности формулировок показателей оценки общих компетенций Общая компетенцияОсновные показатели результатов подготовки Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -рациональность планирования и организации деятельности по… (указать с учетом специфики содержания ПМ), -своевременность сдачи заданий, отчетов и проч. -соответствие выбранных методов (проведения маркетинговых исследований) их целям и задачам — обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов проведения (учебного занятия (урока));

41 Перечислите те ОК, которые не могут быть проверены в ходе экзамена, для которых необходимо использовать портфолио. Дайте характеристику типа портфолио. Тип портфолио: _______________________________ ______________________________________________ Выберите из предложенных вариантов: портфолио документов, портфолио работ, рефлексивный портфолио, портфолио смешанного типа. Проверяемые результаты обучения: Перечислить коды и наименования ПК и ОК Основные требования Требования к структуре и оформлению портфолио: _________________. Требования к презентации и защите портфолио: ____________________. Показатели оценки портфолио

42 Требования к курсовому проекту Перечень курсовых работ Критерии оценки: оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если …………………………………………………..; оценка «хорошо» ……………………………… …………; оценка «удовлетворительно» ……………….………; оценка «неудовлетворительно» ………………………….

43 Алгоритм разработки КОС по ПМ (5) Разработка материалов раздела 4 КОС по МП по организации учебной и производственной практики Выбор варианта характеристики профессиональной деятельности обучающегося (аттестационного листа)

44 Алгоритм разработки КОС по ПМ (6) Разработка контрольно-оценочных материалов для квалификационного экзамен по профессиональному модулю Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов: — задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом; — задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля; — задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

45 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Инструкция Внимательно прочитайте задание. Вы можете воспользоваться учебно-методической и справочной литературой, имеющейся на специальном столе. Время выполнения задания – 60 мин. Задание – Смоделируйте ситуацию возможной профессиональной деятельности. – Примите заказ на бронирование от потребителей по телефону, проконсультировав его о способе бронирования в вашей гостинице (на ваш выбор, обоснуйте выбор). – Выполните бронирование, оформив заявку и заполнив бланк. – Внесите данные в базу данных «Бронирование» – Аннулируйте бронирование по обращению клиента.

47 УСЛОВИЯ Экзамен проводится одновременно для всей учебной группы, путем выполнения заданий на компьютере. Ответы предоставляются письменно (в электронном виде на электронных носителях). Количество вариантов задания для экзаменующегося по числу студентов в группе. Задания предусматривают последовательную проверку каждой компетенции Время выполнения задания — 1 академический час (40 минут) без перерыва УСЛОВИЯ Экзамен проводится по подгруппам в количестве 8 человек Количество вариантов задания для экзаменующегося – каждому 1/8. Время выполнения задания – 1,5 час. Оборудование: Бумага, ручки, компьютеры с выходом в Интернет Методическое обеспечение: Кейсы (8 вариантов), включающие в себя описание ситуаций, связанных с проблемным полем семьи, а также тексты с описанием результатов наблюдений за социальным, психическим и физическим развитием детей. Задание предусматривает одновременную проверку освоения всех компетенций ПМ

Источник

Оренбургский государственный университет

1.1 Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию и оформлению, а также порядок разработки, утверждения и хранения оценочных материалов (фондов оценочных средств) по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет).

1.2 Положение об оценочных материалах (фондах оценочных средств) (далее — Положение) разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • уставом университета;
  • иными локальными нормативными актами университета.

1.3 Оценочные материалы создаются в виде фондов оценочных средств (далее ФОС). ФОС включают в себя:

  • ФОС (оценочные материалы) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям), практикам;
  • ФОС (оценочные материалы) для государственной итоговой аттестации.

1.4 ФОС должен формироваться на ключевых принципах оценивания: валидности, надежности, объективности.

1.5 Настоящее Положение подлежит применению всеми учебными подразделениями университета, обеспечивающими реализацию образовательных программ высшего образования (далее — ОП ВО) — программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры.

2 Основные термины и определения

Фонд оценочных средств — совокупность оценочных материалов, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения.

Уровни сформированности компетенций — это планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике — знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Этапы формирования компетенций:

  • начальный этап формирования компетенции(ий) — реализуется в рамках текущего контроля освоения дисциплины (модуля) и обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей);
  • базовый этап формирования компетенции(ий) — реализуется в рамках итогового контроля по дисциплине и имеет целью определить степень достижения запланированных результатов обучения по каждой дисциплине (модулю) за определенный период обучения (семестр);
  • заключительный этап формирования компетенции(ий) — направлен на закрепление определенных компетенций (в период прохождения практики). Государственная итоговая аттестация (далее — ГИА ) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися ОП ВО, соответствующей требованиям ФГОС ВО.

Оценочное средство — варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, в ходе выполнения которой испытуемый совершает конкретные действия, позволяет определить уровень сформированности компетенции. В качестве оценочных средств могут выступать разноуровневые задачи и задания.

Виды оценочных средств по уровню сложности:

  • репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины (модуля);
  • реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
  • практико-ориентированного и/или исследовательского уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

3 Требования к структуре, содержанию и оформлению ФОС

3.1 При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

  • ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • ОП ВО направления подготовки (специальности) (профилю или специализации);
  • рабочей программе дисциплины (модуля), программе практики, программе государственной итоговой аттестации;
  • образовательным технологиям, используемым в обучении по конкретной дисциплине (модулю) и в организации всех видов практик.

3.2 ФОС предназначен для оценивания запланированных результатов обучения (знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, практического опыта) обучающихся и позволяет определить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы (компетенциям выпускников, установленных ФГОС ВО и компетенциям выпускников, установленных университетом (в случае установления таких компетенций).

3.3 ФОС для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) (пример макета — Приложение 1), практике (пример макета — Приложение 2), включает:

3.3.1 перечень компетенций с указанием этапа их формирования в процессе освоения образовательной программы;

3.3.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3.3.3 типовые контрольные задания и (или) иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике;

3.3.4 процедуру оценивания результатов освоения дисциплины (модуля), результатов обучения по практике.

3.4 ФОС для государственной итоговой аттестации (пример макета Приложение 3) включает:

3.4.1 перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

3.4.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

3.4.3 типовые задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

3.4.4 процедуру оценивания результатов освоения образовательной программы.

3.5 В состав ФОС могут входить следующие виды оценочных материалов: тестовые задания по дисциплине, перечень тем рефератов, перечень вопросов к экзамену/зачету (дифференцированному зачету), перечень методов интерактивного обучения (деловые/ролевые игры, задачи по анализу конкретных ситуаций и т. д.), перечень тем курсовых работ (курсовых проектов), задания для контрольных работ, расчетно — графические задания, перечень тем научно — исследовательской работы студентов, перечень заданий/ вопросов для выполнения индивидуальных заданий по практике, перечень тем выпускных квалификационных работ, иные оценочные средства.

3.6 Оценочные средства могут быть разделены на следующие блоки с учетом этапов формирования компетенций.

Начальный этап формирования компетенции(ий) — включает оценочные средства блока А, В, С.

Блок А. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «знать» могут быть: тестовые задания по дисциплине; вопросы для устного собеседования (опрос, коллоквиум, рубежный контроль) и др. При наличии разработанного фонда тестовых заданий по дисциплине вместо тестовых заданий приводятся его регистрационные данные.

Блок В. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «уметь» могут быть: тематические практические задания (работы), письменные работы: расчетно-графические задания, расчетно-проектные работы, лабораторные работы, рефераты; типовые задачи, задачи по анализу конкретных ситуаций и др. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению соответствующих видов работ расчетно-графических заданий, лабораторных работ и т. д. приводятся их библиографические данные.

Блок С. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «владеть» могут выступать: комплексные практические задания (работы), выполнение и защита курсовых работ/проектов, контрольных работ, индивидуальные творческие задания (индивидуальные задания), перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, кейс — стади, деловые/ролевые игры, научно-исследовательские работы, практико-ориентированные задания и др. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению указанных видов работ приводятся их библиографические данные.

Базовый этап формирования компетенции(ий) — включает оценочные средства блока D.

Блок D. Оценочными средствами, используемыми в рамках промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в форме экзамена или зачетa являются экзаменационные вопросы (вопросы к зачету) и (или) задания.

3.7 Процедура оценивания результатов освоения дисциплины (модуля) указывается в зависимости от формы контроля, выносимой на промежуточную аттестацию и применяемых образовательных технологий.

4 Порядок разработки и утверждения ФОС

4.1 ФОС разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) и практике, закрепленными за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина (модуль) с одинаковыми требованиями к ее содержанию и результатом освоения, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине (модулю) для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины (модуля).

4.2 Ответственным исполнителем разработки ФОС является заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина (модуль) и (или) практика.

4.3 Ответственным исполнителем разработки ФОС для государственной итоговой аттестации является заведующий выпускающей кафедрой.

4.4 Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве. Разработчик(и) ФОС несут ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления ФОС.

4.5 ФОС фиксируются на бумажных и электронных носителях и входят в состав ОП ВО. ФОС рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплин (модулей) и организацию практик.

4.6 ФОС ОП ВО формируется из ФОС по дисциплинам (модулям), практикам и ФОС для ГИА.

4.7 ФОС по дисциплине (модулю), практикам и ГИА подлежит обновлению по мере необходимости с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы до начала учебного года. Разработка новых ФОС в обязательном порядке производится при утверждении новых ФГОС ВО, при утверждении нового учебного плана по направлению подготовки (специальности), новой рабочей программы дисциплины (модуля) / программы практики / программы ГИА.

4.8 ФОСы размещаются в электронной информационно-образовательной среде университета. Кафедра, являющаяся разработчиком ФОС вносит электронные версии документов в базу данных информационно-аналитической системы университета и несет ответственность за соответствие печатного варианта документов их электронным аналогам, размещенным в базе данных информационно-аналитической системы университета.

4.9 При разработке ФОС для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в состав ФОС (при необходимости) включаются адаптивные оценочные средства и методические материалы, учитывающие особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся.

5 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

5.1 Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения утверждаются решением ученого совета университета.

Источник

Читайте также:  Аттестация разрывной машины