Основы стандартизации и контроля качества

Основы стандартизации и контроля качества

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник



Стандартизация и качество

Значительное место в разрешении вопросов качества занимает стандартизация. Стандартные нормативы на сегодня являются необходимым основанием, которое позволяет производить высококачественную продукцию. Фактически 60 процентов стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) относятся к методикам анализа качественных показателей продукции, другими словами взаимосвязаны с этими вопросами.

Читайте также:  Для чего используется стандартизация

Разработанные и внедрённые ISO нормативы по системе безупречного регулирования качественными показателями объединяют в себе компетенции более прогрессивных стран и предоставляют возможность применять их на всей планете.

Практика работы промышленных организаций иностранных государств указывает, что на произведённые недочёты отводится ориентировочно 40 процентов затрат организации, причём 33 процента с подачи администрации организации, и всего лишь 7 процентов с подачи работников. Для изменения данной ситуации в более хорошее направление, стандартизация методик качественных показателей предполагает некоторое количество рекомендаций:

  • Административным подразделениям предприятий необходимо доносить сотрудникам новейшие положения управления качеством.
  • Огромное значение имеет создание механизмов фундаментально действующей координационной программы, которая реализует процедуры методического усовершенствования деятельности в организации.
  • Требуется организовывать общепроизводственные структуры для определённого учёта и определения ключевых ценностных ориентиров в разрешении вопросов качества, доступных каждому работнику предприятия.

Значимость современных средств контроля и стандартизации

Упомянутые изменения обязаны производиться на каждой стадии масштабных производственных процессов – начиная с исходного контролирования изделий и запасных частей до тестовой проверки изготовленной продукции. Принципиально обнаружить и уничтожить бракованную продукцию моментально при её возникновении, а не при испытательных тестах либо использовании продукции. Равным образом увеличивается влияние и важность современных систем контролирования и стандартизации, методов диагностировании и приборов для испытаний. Во время выполнения общего контролирования качества каждый стандарт требуется предсказывать с учётом преобразований запросов заказчика зависимо от области применения. Помимо этого, при выполнении методов стандартизации необходимо принимать во внимание последующие экономические моменты:

  • Усовершенствование методик и механизмов контроля.
  • Повышение всеобщей производительности проверочных процедур.
  • Планирование изготовления рентабельных изделий для обеспечения мирового рынка, создаваемых именно на отечественных предприятиях.
  • Продолжительное и эффективное партнёрство с иностранными государствами.
  • Преобразование и усовершенствование производственных процессов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Следовательно, особенностью нынешнего фокуса к вопросам качества и стандартизации считается прямая направленность на заказчика, которая ориентирована на удовлетворенность быстро увеличивающихся потребностей. Присутствовавшее прежде представление в необъятности спроса покупателей ушло в небытие, исключительно высокие качественные показатели продукции сделает её конкурентно способной на всемирном рынке.

Выхождение на непосредственный контакт с потребителем, разработка и внедрение планов по значительному сокращению числа брака продаваемых изделий, внимательный контроль ситуативных условий, в которых производит свою деятельность организации и компании — это ориентировочный перечень факторов современных взаимосвязей на мировом рынке.

Стандартизация качества в организациях

Деятельность по стандартизации качественных показателей, осуществляемой в рамках одного предприятия, именуют заводской стандартизацией. Данная стандартизация предоставляет возможность увеличить общетехническую степень конкретной организации и одновременно является качественной ключевой частью структуры стандартизации государства, направления совокупного регулирования качеством продукции. Ориентир и свойства данных методов находится в зависимости от особенностей и типов производимых изделий, особенностей производственных процессов и иных показателей.

Предметами заводской стандартизации являются модули и запасные части продукции, инструментарий и материально-техническая оснащение, передовые и креативные производственные процедуры, задачи самостоятельного управления производственными процессами и качественными показателями производимых изделий. Проблемы стандартизации качественных показателей на больших предприятиях исследуют соответствующие подразделения, подчиняющиеся главному инженеру.

Их ключевыми обязанностями являются формирование процессов разработки и внедрения стандартов предприятия, выполнение координационной деятельности по единообразию сырьевой базы и материально-технического оснащения, воплощение любых требуемых стандартов в организации, учёт общеэкономической эффективности стандартизации. Главнейшие задачи подразделений стандартизации – это сотрудничество при создании отраслевых и федеральных нормативов соответственно определенным программам, в том числе исполнение нормативного контроля плановых документов, которые разрабатываются непосредственно организацией.

Стандартизованный контроль способствует продвижению необходимых стандартов качественных показателей в производственные процессы предприятия. При нормативном контроле устанавливают рациональность создания и внедрения в новейших технических разработках, конструкций и устройств, в том числе, уровень использования в конструируемых объектах единообразных и стандартизированных запасных частей и комплектующих.

Основные понятия о качестве продукции

Исходя из формулировки качества выходит несколько заключений. Первое, данный показатель является относительно непостоянным, поскольку периодически требуется предполагать запросы к качеству. Второе, так как качество является неразрывностью одновременно некоторого количества компонентов, необходимо учесть параметры для их анализа.

Качественные показатели изделий считаются исключительно физической классом, формирующимся на исследовательской стадии маркетинга, а также научных и проектных реализаций. На основе исследований стандартизации текущей и прогнозной потребности работники маркетинга создают и внедряют запросы к качественным показателям, которым обязаны сочетаться показатели изделий в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Практически используется структура характеристик, на осуществление которой воздействует многообразие свойств:

  • Степень новшества.
  • Многоплановость характеристик, создающих качественные показатели изделия.
  • Усложненность конструкции изделия.
  • Разнообразие условий использования.
  • Возобновление параметров используемой продукции и прочие.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Данные свойства обусловливают перечень параметров качества, специфику их отбора и использования для определённых требований создания, производства и применения продукции по предназначению. Параметры качества обязаны соответствовать следующим ключевым запросам:

  • Быть подконтрольными, а также устойчивыми.
  • Благоприятствовать полнофункциональному оснащению согласованности качества продукции запросам потребителей и экономическому пространству государства.
  • Предусматривать современные тенденции развития научно-технического прогресса, в том числе ключевые ориентации рыночных отношений.
  • Квалифицировать специфику изделий, определяющую её качество.

Все вышеуказанные параметры надёжности являются частными, но помимо них для анализа качества применяются и совокупные параметры, зачастую рассчитываются вместе с параметрами долговременности и пригодности к ремонту. Параметры безопасности трудовой деятельности характеризуют специфику продукции, что содействует предоставлению безопасных условия для работников организации, а также требуемые условия для высококачественной перевозки и сохранения продукции. Исполнение данных параметров считается обязательным.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Источник

Роль метрологической службы в обеспечении качества

Роль метрологической службы в обеспечении качества фото

Под качеством принято понимать соответствие специально определенным, заданным параметрам. Метрология как раз и обеспечивает правильность измерений относительно эталона, используя специальные методы и средства.

В определении качества продукции используются лабораторные измерения с помощью разнообразных приборов, измеряющих физические и химические характеристики объектов. Точность работы приборов отслеживает метрологическая служба. Ее деятельность регламентирована требованиями ГОСТа и локальными актами предприятия. Сертификаты соответствия, акты поверки оборудования, аттестация, регламенты технической эксплуатации, все вышеперечисленное входит в зону ответственности метрологической службы.

Роль стандартизации и сертификации в обеспечении качества, конкурентной способности продукции и услуг

Стандартизация в основе имеет жестко установленный компетентными органами стандарт, как документ, который содержит определенные нормативно-технические требования. Стандарты разрабатываются на основе требований, закрепленных документально на законодательном уровне. Существуют стандарты на продукцию, на виды работ, на методы контроля.

Стандартизация устанавливает соответствие измеряемых характеристик определенному образцу. Конечная цель стандартизации — это защита прав потребителя и обеспечение безопасности производимых товаров и оказанных услуг. Повышение конкурентной способности на рынке товаров и услуг.

  • Международную, в рамках мирового правового поля;
  • Национальную, действующую в одной стране;
  • Региональную, действующую в рамках конкретно взятого региона.

Сертификация — это комплекс мероприятий, подтверждающих соответствие нормативным требованиям. Конечной целью является выдача сертификата соответствия (документа) на продукцию. Сертификации подлежат все услуги и товары народного потребления.

Сертификация может быть как добровольной, так и обязательной. Сертификат — это своеобразный пропуск качественной продукции на потребительский рынок, в полной мере и со всей ответственностью обеспечивающий безопасность.

Читайте также:  Стандартизация типовых технологических процессов

Если определить конкурентную способность как своеобразную борьбу производителей за своего потребителя, то от высококвалифицированной работы службы метрологии при определении соответствия нормам стандартизации и сертификации, напрямую будет зависеть подлинность качества продукции, а значит и ее успех на рынке.

Чем занимается метрологическая служба

Основная задача службы метрологических измерений — это стандартизация физических величин и измерений, установление соответствия эталону.

Метрологическая служба создается в соответствии с требованиями законодательства, и выполняет различные виды работ, связанные с обеспечением единства измерений.

Деятельность Государственной метрологической службы регламентируется на законодательном уровне и подчиняется непосредственно Росстандарту.

Центры стандартизации, метрологии и сертификации осуществляют свою деятельность, как представительные органы на местах.

Основные виды деятельности метрологической службы:

  • Контроль за актуальным состоянием измерительной техники;
  • Определение регламентов по поверке и калибровке;
  • Выявление нарушений метрологических норм, предъявление соответствующих предписаний.

Чем занимается метрологическая служба изображение

История возникновения метрологической службы

История возникновения уходит своими корнями далеко в прошлые века. Как только человек озаботился товарно-денежными отношениями, так и возникла необходимость ведения измерений. Для начала использовались антропометрические меры, с развитием торговли и выходом ее за пределы одного государства, происходило смешение национальных способов измерения. С развитием грамотности им на смену стала приходить система измерений. Самыми первыми стали появляться весоизмерительные приспособления.

Метрологическая реформа, принятая Петром I, поддержанная Российской Академией Наук под руководством М.В. Ломоносова, положила начало сближению русских мер с английскими, и унифицировало измерение практически всех, тогда известных, физических величин. Затем происходило довольно много событий и открытий, которые были совершены как в России, так и за ее пределами, что оказали влияние на развитие метрологии как науки:

  • В 1876 в России была разработана метрическая система мер.
  • Советская власть своим декретом от 14 сентября 1918 года узаконила метрическую систему мер.
  • В 1916 международная конференция по мерам и весам приняла Международную систему единиц.
  • В 1955 году был создан метрологический цент СССР.
  • В 1991 году метрологическая служба испытывала тяжелые времена, были ликвидированы службы на предприятиях.

Но в настоящее время метрологическая служба востребована и стабильно выполняет свои функции.

Состав Государственной метрологической службы

Государственная метрологическая служба работает под руководством Ростехрегулирования, представлена многочисленными профильными научно-исследовательскими институтами. Органы представлены центрами стандартизации, метрологии и сертификации. Для обеспечения единства измерений созданы государственные службы различного профиля.

Основные задачи метрологических служб

Метрологическая служба решает следующие задачи:

  • Обеспечение точности и единства контрольных измерений;
  • Модернизация методов и средства измерений;
  • Метрологическая аттестация и поверка средств измерений;
  • Метрологическая экспертиза проектов документации;
  • Обеспечение контроля выпуска новой продукции;
  • Осуществление надзора за применением измерительных средств.

Метрологическая служба и ее деятельность

Основная деятельность заключается в качественном обеспечении процесса стандартизации и сертификации, осуществлении контроля качества технических заданий, конструкторской и технологической документации.

Службы метрологии привлекаются к участию в пересмотре и актуализации отраслевых стандартов, их совершенствованию.

Источник

Основы стандартизации и контроля качества

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Институт стандартизации материалов и технологий

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник

Основы стандартизации и сертификации

Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядоченья деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности — для достижения максимальной экономии при соблюдении условий безопасности и эксплуатации.

Объектами стандартизации являются все изделия, нормы, правила, методы, обозначения, термины и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, связи, культуре и других аспектах человеческой деятельности. Последнее десятилетие имело место распространение стандартизации на управленческую и организационно-управленческую области деятельности.

В зависимости от формы руководства стандартизации, различают три вида стандартов:

государственные (проводятся государственными органами по единым правилам стандартизации)

национальные (проводятся в масштабах страны, но без участия государства). Сюда относятся, например, отраслевые стандарты.

международные (проводятся специально созданными международными организациями с целью облегчения процесса торговли, научных, технических и других видов связей). Одна из таких организаций, например, ISO – International Organization for Standardization (в дословном переводе – «международная организация по стандартизации»).

Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, условий и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентными органами.

Методические основы стандартизации строятся на системе предпочтительных чисел и параметрических рядов. Существуют параметрические стандарты, устанавливающие ряды параметров и размеров, разрешенных на различные образцы хозяйства.

Сопротивление типа МЛТ

Разрешенные значения сопротивлений для него, резистора, это, например, 1.2 кОм, 1.5 кОм, а вот, сопротивление 1.24 кОм – неразрешенное число, то есть это значение сопротивление не предусмотрено параметрическим рядом чисел для данного изделия.

Параметрические ряды – совокупность числовых значений параметров, построенная на определённом диапазоне, на основании принятой системы градации.

Ряды, в основном, создаются на базе арифметических и геометрических прогрессий. Предпочтительной является геометрическая прогрессия.

Обобщённой метрологической характеристикой средства измерений является класс точности (см. Лекцию 13-14), определяемый пределами допускаемых погрешностей и другими свойствами средства измерений, влияющими на точность получаемых результатов.

КТ обозначаются числом, а выбираются они из геометрической прогрессии:

1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6 x 10 — n , где n = 0, 1, 2, ….

Основные методы стандартизации:

1) Симплификация (ограничение)

Симплификация заключается в отборе и рациональном ограничении номенклатуры объектов, разрешенных на применение в данной отрасли, на данном предприятии или на некотором объекте до числа, достаточного для удовлетворения существующих, в данное время, потребностей.

Завод занимается производством кастрюль. Разве он все возможные кастрюли производит, всех размеров? Разумеется, нет. Существует менеджер, который ездит по магазинам и выясняет, какие кастрюли продаются лучше и завод станет производить только кастрюли тех размеров, которые распродаются лучше остальных. А те кастрюли, что он производит, опять-таки имеют строго фиксированный диаметр, и не полусантиметром больше.

Типизация заключается в рациональном сокращении видов объекта путём ввода некоторых типовых видов объекта, принимаемых за основу (базу) при создании других объектов, аналогичных или близких по назначению.

Всем известная типизация квартир по размеру. Выделяют четыре основных типа жилых квартир: первый — однокомнатные, второй — двухкомнатные, третий — трёхкомнатные и, на конец, четвёртый — четырёхкомнатные и более квартиры.

Унификация – сокращение (до минимального, но достаточного) числа типов, видов, размеров объектов одинакового назначения. Характерным признаком является единообразие в конструкторском оформлении, в функциональной законченности и так далее.

Унификация телевизионных приёмников — концепция, при которой несколько телевизионных заводов выпускают телевизоры одной и той же модели по одинаковым или близким схемам, что обеспечивает совместимость узлов унифицированного телевизора, выпущенного любым из заводов, с однотипным телевизором любого другого участвующего в программе завода.

Агрегатирование – метод, позволяющий на основе применения ограниченного количества унифицированных деталей и узлов, создавать, путём их различного комбинирования, новые изделия.

Существует такая система как АСЭТ – агрегатная система электроизмерительной техники. Сюда входит набор стандартных усилителей, коммутаторов, и т.д. У них одинаковое питание, присутствует информационная совместимость и подходящие друг к другу разъёмы. То есть из этих деталей радиолюбитель может собрать измерительный прибор, словно из конструктора.

Квалиметрия – наука об оценке качества изделий. То есть изделие не просто оценивается, как «хорошее / плохое» или «работающее / неработающее», а оценка производится числом.

Сертификация

Сертификация– деятельность по подтверждению качества продукции.

Установлено три варианта свидетельствования о соответствии качества изделия:

i. Заявление о соответствии

Это заявление поставщика, под его полную ответственность, вне рамок сертификационной системы, что продукция, услуга (по-европейски) или технология соответствует определенному стандарту или другому нормативному документу.

ii. Аттестация соответствия

Заявление испытательной лаборатории третьей стороны (независимой стороны), что определенный образец продукции находится в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к продукции. Находится вне рамок сертификационной комиссии.

iii. Сертификат соответствия

Гарантия третьей стороны того, что с определенной достоверностью продукция, технология, услуга соответствует стандартам и другим требования, установленным законодательством.

Сертификация соответствия проводится в рамках системы сертификации, которая может проходить на трёх уровнях:

Система сертификации базируется на испытании, т.е. на измерениях и измерительном контроле.

Рассмотрим типовую структуру системы сертификации, наглядно показывающую взаимодействие сертификационных органов, службы стандартизации и метрологической службы.

5 Испытательная лаборатория

Как видно из схемы сертификационный орган, от которого зависит, «выдать или не выдать» сертификат соответствия предприятию-изготовителю, сотрудничает напрямую с измерительной лабораторией (что, несомненно, хорошо, из-за отсутствия возможного давления на СО со стороны предприятия). Органы надзора, в свою очередь, следят за работой испытательной лаборатории и предприятием-изготовителем (они, вообще, за всеми предприятиями следят). А служба стандартизации и метрологическая служба сотрудничают как с органами надзора, так и с испытательной лабораторией.

Источник