Основные органы и службы стандартизации

Основные органы и службы стандартизации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Стандартизация правил ведения

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Источник



Организация работ по стандартизации. Органы и службы стандартизации

Стандартизация может осуществляться на следующих уровнях:

Региональный (Европа, СНГ и т. д.);

Уровень предприятия, фирмы, объединения.

Координацию работ по стандартизации на международном уровне осуществляют ISO и МЭК (международная электротехническая компания). На региональном уровне существует ряд межгосударственных органов: СЕН (европейский комитет по стандартизации), СЕНЭлек (европейский комитет по стандартизации электротехники), ИНСТА (межскандинавская организация по стандартизации), МСС (межгосударственный совет по стандартам).

В отдельных государствах работы по стандартизации возглавляют министерства и ведомства, назначенные государством. В РФ и РБ существует специальный орган, координирующий работы по стандартизации – государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт).

В административном и организационно-методическом подчинении у Госстандарта находится сеть государственных органов по стандартизации. Основным научно-методическим центром по стандартизации в РБ является БелГИСС (белорусский государственный институт по стандартизации и сертификации). В качестве территориальных органов выступают центры по стандартизации и метрологии. В отраслях народного хозяйства могут быть специальные органы, координирующие работы по стандартизации, а также органы стандартизации на предприятиях, непосредственно выполняющие работы по стандартизации. В некоторых случаях создаются головные республиканские организации по направлениям деятельности.

Для координации и организации работ по стандартизации отраслях могут создаваться базовые организации по стандартизации, отвечающие либо за свое направление деятельности, либо за свою продукцию.

Основную тяжесть работ выполняют службы по стандартизации на предприятиях.

Госстандарт создан в 1991 году (из белорусского управления Госстандарта СССР). Его задачи:

Организационно-методическое руководство развитием стандартизации и работами по стандартизации;

Проведение конкретных работ по стандартизации на государственном уровне;

Организация и осуществление государственного надзора за НДС;

Организация и проведение работ по сертификации;

Проведение проверки и государственного испытания средств измерения;

Осуществление контроля качества экспортируемой продукции;

Оказание предприятиям инженерно-технических услуг по вопросам стандартизации и сертификации;

Защита интересов потребителя и государства в вопросах качества.

Каждый из существующих 14 центров стандартизации решает задачи применительно к субъектам хозяйствования, на закрепленной за ними территории. Например, вопросы стандартизации в архитектуре и строительстве решает Госстрой. Он разрабатывает НДС, но регистрирует их в Госстандарте.

Основные задачи отраслевых органов по стандартизации (ГОС и БОС – головная и базовая организация по стандартизации) являются:

Формирование политики в области стандартизации в сфере данной отрасли;

Обеспечение координации и единства при выполнении работ;

Разработка НДС внутриотраслевого назначения;

Руководство этими документами;

Ведомственный контроль за НДС;

Разработка программ стандартизации в отрасли;

Экспертиза НДС, разработанных на предприятиях и в других отраслях;

Организация информационного обеспечения подведомств;

Подготовка специалистов в области стандартизации;

ГОС и БОС представляют отрасль на более высоких уровнях. Основную работу по стандартизации выполняют службы стандартизации на предприятиях, которые оформляются в виде отделов, лабораторий, групп по стандартизации.

Источник

Органы стандартизации

Процедуры по выполнению стандартизации предписывают постоянное осуществление деятельности специализированных организаций государства, осуществляющих проверку и наблюдение за этим важнейшим процессом.

Национальные органы и службы по стандартизации РФ классифицируются на:

  • Технические комитеты по стандартизации.
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Данные структуры тесно взаимодействуют друг с другом, ы выполняют соответствующие функции. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы деятельности технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности, а также создают планы на год по стандартизации.

В свою очередь, технические комитеты по стандартизации определяют концепцию развития стандартизации в собственной области деятельности, готовят информацию для планов на год по стандартизации и составляют проекты новых стандартов, обновляя существующие. А также технические комитеты по стандартизации научно-методическую помощь предприятиям, которые участвуют в создании стандартов, и применяют нормативную документацию по анализу эффективности стандартизации.

Деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Росстандарт является исполнительным органом государства, и призван разрешать определённые ключевые задачи в области продвижения стандартизации:

  • Создаёт и производит рецензии прожектов, регистрирует стандарты, анализирует и одобряет планы создания и внедрения стандартов, а также осуществляет мероприятия по опубликованию стандартов.
  • Осуществляет деятельность с национальными стандартами.
  • Считается официальным уполномоченным органом России в международных органах по стандартизации.
  • Активно участвует в создании и продвижении всеобщих международных стандартов.
  • Гарантирует охрану законных заинтересованностей страны в международных обществах по стандартизации.
  • Принимает участие в организации технических комитетов по стандартизации, кроме этого ориентирует и сопровождает их работу.
  • Реализует гарантирование соответствия национальной структуры стандартизации требованиям и потребностям экономического рынка.

Госстандарт выполняет собственные компетенции благодаря органам и службам стандартизации.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Службы стандартизации России

На сегодняшний день в России действует некоторое количество государственных органов стандартизации:

  1. Научно-исследовательские институты. На сегодняшний день количество данных НИИ превышает 20 учреждений, обеспечивающих деятельность по стандартизации, сертификации, нормализации, технологии и во многих отраслях экономики государства.
  2. Технические комитеты. Данные комитеты организованы для проведения деятельности по стандартизации определённых типов изделий, типов работ, разнообразных технологий, а также принимают участие в деятельности международной либо территориальной стандартизации.
  3. Службы стандартизации органов руководства государства.
  4. Органы стандартизации организаций и предприятий.
  5. Региональные центры стандартизации, сертификации и метрологии (ЦСМ).

Технический регламент

Технический регламент возник совсем недавно на территории России в роли одной из ключевых документаций по стандартизации и сертификации изделий. Положения данного техрегламента охватывают не исключительно продукцию народного потребления, а также здания, сооружения и разнообразные постройки. Данный регламент зафиксирован в состоянии Федерального закона Российской Федерации и имеет возможность охватывать разные области жизнедеятельности населения, а также организаций.

Техрегламент принимается федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства России, международным договором, заключенным и ратифицированным в законодательном порядке, а также конкретной нормативной документацией органа административной власти государства, который направлен на техническое урегулирование. Данные техрегламенты создаются и внедряются в жизнедеятельность страны с конкретными задачами:

  • Добиваются охраны здоровья и жизнедеятельности населения государства, имущества частных и юридических субъектов, и собственности государства либо муниципального образования Российской Федерации.
  • Предотвращают деятельность, которая имеет возможность ввести в обман некоторое число покупателей различных изделий либо прочей собственности.
  • Выполняют защиту природы, здоровья и жизнедеятельности животных, а также растений.
  • Предоставляют возможность обеспечения сохранности природных ресурсов и ископаемых.
Читайте также:  Закон стандартизация рф

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В прочих целях, противоречащим вышеуказанным условиям, техрегламенты не создаются. Данные регламенты имеют возможность определять промежутки минимума и максимума для обеспечения безопасности при разнообразных работах, включая механическую, пожарную, промышленную, химическую, ядерную, электрическую, радиационную, биологическую безопасность. Кроме этого безопасность от различных видов излучения. Ко всему прочему данные регламенты определяют нормативы для электрической и магнитной совместимости.

В текст техрегламентов входят необходимые условия по производству изделий, к производственным процессам, связанных со сроком функционирования, к маркированию, упаковыванию, терминологии, а также к видам анализа соответствия. Процедуры техрегламентов являются значимыми для всех типов изделий, реализуемых на территории Российской Федерации вне зависимости от содержания. Ко всему прочему не является значимым место производства данной продукции.

В ключевую документацию могут вноситься корректировки, дополнения и изменения. Они значительно воздействуют на значение условий техрегламента, который существует в Российской Федерации. Условия, не включенные в техрегламент, не являются обязательными для исполнения. Обязательные условия государственных стандартов действуют вплоть до принятия обновлённых требований технического регламента.

Они обязаны касаться постановленных задач техрегламента. Инспекция и контролирование государством за исполнением условий техрегламента осуществляется на этапе применения изделий федеральными органами исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора, и территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комитеты, деятельность которых заключается в установлении норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг, формируются государственным стандартом вместе с привлеченными предприятиями добровольно. Они осуществляют деятельность под последовательным управлением государственного стандарта.

Источник

Органы и службы стандартизации.

В России действуют несколько категорий и видов стандартов. В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:

— на продукцию и услуги;

— на работы и процессы;

— на методы контроля.

Основополагающий стандарт— нормативный документ. Имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области. Этот стандарт имеет объекты межотраслевого значения.

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге), которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению.

Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, хранения и т. д. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранении эксплуатации, ремонта и утилизации продукции

Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Терминологический стандарт — нормативный документ, в кото­ром объектом стандартизации являются термины. Он содержит определения термина, примеры его применения

Категории(ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТО, ТУ):

Органы и службы стандартизации.

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органом государственного управления, осуществляющим руководство стандартизации и метрологии в стране, является Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии ( Росстандарт ). Он несет ответственно за состояние и дальнейшее развитие стандартизации и за проведение единой технической политики в области стандартизации, сертификации и метрологии в стране.

Главными задачами Госстандарта РФ являются:

· Определение основных направлений развития и разработка научно-методических и технико-экономических основ стандартизации, сертификации, метрологии;

· Стандартизация основных показателей качества продукции, общих требований к ее разработке, производству, приемке и методам испытаний, организация работы по аттестации и сертификации качества промышленной продукции в стране;

· Развитие унификации промышленных изделий как важнейшего условия специализации, комплексной механизации и автоматизации производства;

· Обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы и эталонной базы, создание новых и совершенствование существующих методов и средств измерений высшей точности;

· Стандартизация методов и средств измерений, контроля и испытаний, а также значений физических констант, аттестация стандартных образцов веществ и материалов;

· Организация и проведение государственных испытаний средств измерений;

· Государственный надзор за соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники в отраслях хозяйства.

Подразделения, ответственные за стандартизацию и актуализацию документации, формируются во всех организациях, независимо от сферы деятельности и формы собственности. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) имеет информационный центр стандартов и других нормативных и методических документов, относящихся к системе сертификации ГОСТ Р. Здесь можно найти сведения о разработке и сертификации систем качества, документы по сертификации продукции и услуг, об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификации средств индивидуальной защиты и пр.

Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) располагает информацией о свойствах материалов и веществ, паспортами безопасности материалов, копиями аттестатов аккредитации испытательных центров, государственными реестрами и копиями сертификатов безопасности на продукцию, а также копиями авторских свидетельств на изобретение материалов, веществ и методов их получения.

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) предоставляет нормативные документы Государственной системы измерений, а также стандарты, правила и рекомендации по метрологии.

Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИ Стандарт) специализируется на стандартах по оборонной технике.

Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) специализируется на информации по стандартизации в областях Машино и приборостроения. Его информационный центр располагает также некоторыми стандартами Министерства обороны США.

Метрология

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности.

Метрология зародилась в глубокой древности. Она прошла огромный путь развития от каменного века до наших дней. В России самая распространенная мера измерения – «пять» и «локоть».

В 1845 году 14 государств приняли международное бюро мер и весов.

Существует 3 главные функции метрологии:

1. Учет продукции исчисляющийся по массе, длине, объему, мощности и расходу энергии;

2. Измерения, проводимые для контроля и регулирования технологических процессов и для нормального функционирования транспорта и связи;

3. Измерения физических величин, технических параметров, проводимые при научных исследованиях, испытаниях и контроле продукции.

Метрологию подразделяют на теоретическую, прикладную и законодательную.

Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных исследований; Разработкой новых систем методов измерений; созданием системы единиц измерений, физических постоянных.

Прикладная метрология (практическая) занимается вопросами практического применения результатов теоретических исследований.

Законодательная метрология включает совокупность норм и правил, направленных на обеспечение единства измерений, которые имеют обязательную силу и находятся под контролем государства.

Согласно ГОСТ 8.417 принято 7 основных физических величин: длина (м), масса (кг), время (сек), термодинамическая температура (кельвин), количество вещества (моль), сила света (канделах), сила электрического тока (амперах).

С помощью этих физических величин создается все многообразие производных физических величин и обеспечивается описание любых физических процессов и свойств.

Читайте также:  Основные принципы методы стандартизации

Все измеряемые величины имеют качественные и количественные характеристики.

Объект – средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, единицы величины.

Основным объектом метрологии являются физические величины, применяемые для описания материальных систем, явлений, процессов.

Существуют основные и произвольные величины. Основные характеризуют фундаментальные свойства материального мира. Согласно ГОСТ 8.417 принято 7 основных физических величин: длина (м), масса (кг), время (сек), термодинамическая температура (кельвин), количество вещества (моль), сила света (канделах), сила электрического тока (амперах).

С помощью этих физических величин создается все многообразие производных физических величин и обеспечивается описание любых физических процессов и свойств.

Все измеряемые величины имеют качественные и количественные характеристики.

Качественной характеристикой является размерность, т.е. качественное различие измеряемых величин.

Количественной характеристикой служит ее размер, т.е. сравнение с другими объектами по принципу больше, меньше.

К субъектам относят:

1. Государственную метрологическую службу РФ;

2. Государственную метрологическую службу федеральных органов исполнительной власти.

3. Международные метрологические организации.

Государственная метрологическая служба находиться в ведении ГОСТ стандарта России и включает:

— научные метрологические центры

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор, как говорится в Законе, предусматривает только соблюдение обязательных требований государственных стандартов. К нему относятся нормы, обеспечивающие безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. Сюда же входит единство методов их контроля и единство маркировки, иные требования, введенные специальными законодательными актами Российской Федерации.

Термины «контроль» и «надзор» приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Так, например, Госстандарт России прибегает к контролю при проверке соответствия обязательным требованиям государственных стандартов подготавливаемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и организаций. При этом госнадзор реализуется в отношении продукции и услуг.

Госстандарт России осуществляет в соответствии с законом государственный контроль и надзор, которые проводятся во всех областях деятельности, где используются госстандарты, включающие обязательные требования. Одновременно с ним полномочия по госконтролю и госнадзору за выполнением обязательных требований госстандартов распространяются также на органы государственного управления с функциями специализированного контроля — это комитеты, федеральные службы, экологические и санитарно-эпидемиологические инспекции, а также инспекции горного дела, атомной энергетики, безопасности судов, архитектуры и строительства, автомобильного транспорта, охраны труда, противопожарной безопасности и т.д.

Госстандарт РФ и специализированные органы госконтроля имеют соответствующие территориальные органы в республиках, краях, областях и городах. Территориальные органы государственного контроля и надзора — Российский центр испытаний и сертификации (Ростест — Москва) и Центр испытаний и сертификации — (Тест — Санкт-Петербург).

Государственный контроль и надзор проводится должностными лицами Госстандарта РФ, а также других органов государственного управления и их территориальными подразделениями. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора реализуется:

главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;

главными государственными инспекторами республик в составе Федерации, краев, областей, округов и городов по надзору за государственными стандартами;

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Источник

Органы и службы стандартизации в РФ

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Государственный Комитет Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации.

Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

— координирует деятельность государственных органов

управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;

— взаимодействует с органами власти республик в составе

российской федерации и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации и метрологии;

— направляет деятельность технических комитетов и

субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции;

— подготавливает проекты законов и других правовых актов в

пределах своей компетенции;

— устанавливает порядок и правила проведения работ по

стандартизации, сертификации и метрологии;

— принимает государственные стандарты, осуществляет

регистрацию нормативных документов, стандартных образцов веществ и материалов;

— руководит деятельностью по аккредитации испытательных

лабораторий и органов по сертификации;

— осуществляет государственный надзор за соблюдением

обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

— представляет Россию в международных организациях,

занимающихся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии и в межгосударственном совете СНГ;

— сотрудничает с соответствующими органами зарубежных стран;

— руководит работой научно-исследовательских институтов и

территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением

обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

— участвует в работах по международной ,региональной и

межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации и др.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК), которые специализируются в зависимости от объекта стандартизации.

Основные функции технических комитетов по стандартизации:

— определение концепций развития стандартизации в своей

— разработка проектов новых стандартов и обновление

— оказание научно-методической помощи организациям,

участвующих в разработке стандартов и др.

По линии международной стандартизации технические комитеты занимаются вопросами соответствия отечественных стандартов международным, участвуют в работе технических комитетов международных (региональных) организаций по стандартизации, а также выполняют ряд других работ.

Научно-технической базой для создания технического комитета служат

предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует его специализации. В их число включаются и научно-исследовательские центры Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.

Из других служб по стандартизации необходимо назвать специальные службы (лаборатории, отделы, бюро, центры), создаваемые в научно-исследовательских, конструкторских и других организациях и координирующие работы в области стандартизации, сертификации и метрологии.

Источник