Организация и принципы стандартизации определены

Организация и принципы стандартизации определены

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  1. добровольного применения стандартов;
  2. максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  3. применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  4. недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
  5. недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  6. обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.

1) Принцип добровольного применения стандартов. В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений.

Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении).

Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность — это всегда возможность выбора.

2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта. Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации. При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок. Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.

Данный принцип в целом отражает положения абз. 1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы. При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.

4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.

5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.

Источник



Основные принципы стандартизации

Методики и принципы стандартизации распространяются на разнообразные области социального и публичного функционирования, которое включает общетехнические, общенаучные, общеэкономические, общехозяйственные, эстетические, юридические и общеполитические моменты. В развитых государствах формирование экономики государства, улучшение продуктивности производственных процессов, наращивание качественных показателей производимых изделий, возрастание уровня жизни на прямую взаимосвязаны с применением разнообразных методов стандартизации.

Правильно определенная методика предоставляет возможность содействовать совершенствованию всеобщей кооперации в процедурах производства изделий. На территории Российской Федерации работает направление стандартизации, определённое государством, объединяющее и регламентирующее координационную деятельность по стандартизации в диапазоне всей страны, на каждой стадии обширного изготовления и регулирования на основе совокупности созданных законодательством стандартов.

Принципы стандартизации зачастую формируются на современных завоеваниях научно-технического прогресса, а также исследовательской практики, что устанавливает намерения в экономике большинства общеотраслевых, хозяйственных и внутрипромышленных целей. Беспристрастно соединяя фундаментальные и функциональные научные деятельности, эта методика предоставляет возможность содействовать наращиванию их целеустремлённости для скорого продвижения научно-технических завоеваний в реальное функционирование. Стандартизация организовывает координационную и общетехническую основу производства качественного сырья, что придаёт организациям характеристики самообразования.

Как нормативный и общетехнический документ стандарт устанавливает совокупность правил, нормативов, а также условий к существующему предмету стандартизации. Стандарты устанавливаются и ратифицируются соответствующими организациями.

Ключевые принципы стандартизации

Стандартизация как тип фактической деятельности формируется на конкретных первоначальных понятиях – принципах. Принципы стандартизации представляют действительные обоснованности деятельности создания и внедрения стандартов, указывают её потребность в администрировании народно-хозяйственной экономикой, аргументируют требования для наиболее продуктивного осуществления и направления совершенствования. Сегодня возможно подчеркнуть следующие важнейшие принципы стандартизации:

  1. Необязательное употребление стандартов и гарантирование удобных условий для их унифицированного обращения.
  2. Продвижение международных нормативов как основы для создания и укоренение отечественных стандартов.
  3. Неприемлемость осуществления преград для широкомасштабного изготовления и употребления изготовленных изделий.
  4. Уравновешенность запросов и заинтересованности участников, изготавливающих, разрабатывающих и потребляющих изделия, другими словами, учёт правовых потребностей вышеперечисленных участников.
  5. Совокупность стандартизации предусматривает изучение любого предмета стандартизации как ключевой доли наиболее комплексной концепции. Даная упорядоченность квалифицирует взаимной совместимость всех компонентов производственного процесса.
  6. Упреждающее формирование и динамика стандарта. Несомненно, стандарты образовывают действительно имеющиеся закономерности в народно-хозяйственной сфере. Но научно-технический прогресс представляет собственные коррекции в деятельность самостоятельного управления активными шагами. По данной причине требуется поэтапно приспосабливать стандарты к практически осуществляющимся изменениям. Динамика устанавливается благодаря выполнению циклических ревизий стандартов, занесением в стандарты несущественных поправок.
  7. Продуктивность и прибыльность методик стандартизации. Применение стандартов обязано давать экономическую либо социальную эффективность, а данное можно осуществить исключительно благодаря совершенствованию потенциалов, увеличения надежности, а также взаимной совместимостью техники и обмена информацией. Ориентированные на гарантирование безопасности жизнедеятельности населения методы предоставляют огромную социальную эффективность.
  8. Гармонизация компонентов непростой структуры. Данный приём предусматривает разработку и внедрение согласовываемых стандартов, и неприемлемость установления такого рода методик, всецело противоречащих техническим регламентам.
  9. Беспристрастность осуществления контроля требований. Стандарты определяют законные нормативы и условия к ключевым параметрам изучаемого предмета стандартизации, которые обязаны правильно проверяться, охватывая требования к безопасной жизнедеятельности людей. Данный процесс часто выполняется, техническими инструментариями. Анализ условий к сервису имеет возможность производиться благодаря консультативным и общественным методикам.
  10. Техническая и общеэкономическая рациональность. Она предполагает осуществление мер по стандартизации, разработки и внедрения какого угодно стандарта соответственно требованиям производителя и заказчика. Данные меры ориентированы на разрешение непростых вопросов на соответственных уровнях администрирования и производственной деятельности.
Читайте также:  Стандартизация обозначение стандартов

Основанные на принципах науки методы и использование инновационной опытности устанавливают факт, что условия и параметры, которые включаются в конкретный стандарт, обязаны согласовываться с прогрессивной степенью научных и технических знаний, основываться на итогах экспериментально-проектной и научно-изыскательской деятельности.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Цели и задачи стандартизации

Принципы стандартизации ориентированы на создание и внедрение нормативов, требований и параметров, как необходимых для последующего исполнения, а также отрекомендованных, которые обеспечивают основание потребителя на покупку изделия соответствующего качества за оптимальную цену, в том числе основание на комфорт и безопасность.

Во время общепроизводственных действий работникам постоянно необходимо разрешать возобновляющиеся вопросы: учёт и вычисление числа изделий, создание административных и общетехнических документов; определение характеристик материально-технических процедур, оценка качества изготовленных изделий, упаковка продаваемого сырья и так далее, и тому подобное.

Данное установление предоставляет способность изыскателям приобрести предельную регламентацию в конкретной области стандартизации. Для преобразования этой способности в реальность существенно, чтобы результат был собственностью огромного числа организаций и их работников. Исключительно при неоднократном использовании данной методики реален предвкушаемый экономичный результат от выполненной регламентации.
Задачи стандартизации возможно разделить на малые и всеобщие, имеющие взаимоотношение к гарантированию совпадения. Всеобщие цели исходят, в первую очередь, из значения ключевого понятия. Уточнение структур для стандартизации напрямую взаимосвязано с исполнением определенных в государстве условий стандартов, являющихся обязательными. К данным стандартам возможно отнести:

  • Предоставление безопасности продукции, сервису, требованиям для жизнедеятельности, здоровья сообщества, собственности, защиты окружающей среды.
  • Установление требований, нормативов и показателей к изделиям, координационным процессам и сервису.
  • Уничтожение общетехнических преград в экономике, справедливая конкурентная способность изделий при рыночных отношениях.
  • Сохранность технической, а также информационной совместимости, и взаимной заменимости компонентов.
  • Обеспечение и целесообразное использование всех типов ресурсов.
  • Обороноспособность государства.
  • Охрана заинтересованности потребителей в проблемах качественности продукции и сервиса.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Использование принципов стандартизации

Принципы стандартизации ориентированы на разработку и продвижение нормативов обязательных для применения параметров изделий. Функционирование организации гарантирует права потребителей покупать изделия требуемого качества по оптимальной стоимости, в том числе трудиться в благоустроенной и безопасной обстановке. Использование принципов стандартизации предоставляет возможность фирмам на начальных стадиях устанавливать более экономные и рациональные вариации производственных процессов. Выдерживание принципов и методик стандартизации допустимо исключительно с помощью заинтересованности двух сторон, разрабатывающих, производящих и приобретающих продукцию.

В пределах функционирования по разработке и внедрению нормативов требуется учесть заинтересованность вышеуказанных участников. Использование стандартов как видно предоставляет экономический либо общественный эффект. Для приобретения социального эффекта применяются юридические нормативы, направленные на наращивание надёжности, в том числе на техническую и информационную совместимость. Стандарты, которые ориентированы на доставление безопасности жизнедеятельности людей, здоровья, охраны окружающей среды, содействуют предоставлению большой эффективности в плане экономики.

Источник

Принципы стандартизации

Федеральный закон Российской Фе­дерации «О техническом регулировании» устанавливает следующие принципы стандартизации:

1. Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами.

2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность интересов сторон) предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспо­собности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3. Принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением слу­чаев, если такое применение признано невозможным из-за несоответ­ствия требований международных стандартов климатическим и гео­графическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достиже­ние этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно.

Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и ре­гиональных стандартов:

• принятие аутентичного текста международного стандарта в каче­стве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных жух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;

• принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного. Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

Важное значение придается в законе и международному сотрудничеству в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных доку­ментов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные документы должны содержать технические требования, методы и условия. Испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, введения о приборах, с помощью которых производятся измерения, питые о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.

В области международной стандартизации (и частично, в облас­ти сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколь­ко международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (130); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (БОК), Европейская комитет по стандартизации (ЕКС); Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Европейский ин­ститут по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) и ряд других Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мс ре, в какой это им необходимо.

Одной из самых авторитетных международных организаций и области стандартизации является ИСО (членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товаре обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международ­ного обмена товарами и услугами.

Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государ­ствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степе­нью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В Российской Федерации сейчас идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международные стандарты ИСО обычно раз­рабатываются и вводятся в действие следующим образом.

Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрес­сивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комите­та по данному направлению. Затем на основании отзывов разра­батывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатыва­ется единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя применяются в международных и межгосударственных кон-IX в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (180/1ЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; основополагающий стандарт; стандарт на методы испытания; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положения; методические положения; описательное положение. Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации-(ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он обозначение 180ЛЕС. Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.

Читайте также:  Практическое применение метода стандартизации

В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МТС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о со­трудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответ­ствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».

4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания пре­пятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходи­мо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федераль­ного закона» не должны создаваться такие стандарты, которые ус­ложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделе­ний на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовите­лей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требова­ния, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

5. Условие принципа «недопустимости установления таких стандар­тов, которые противоречат техническим регламентам» непосредствен­но следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.

6. Принцип «обеспечение условий для единообразного примене­ния стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из опре­деления понятий «стандартизация» и «стандарт».

Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст.12.

Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономер­ности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вно­сит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанав­ливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в началь­ной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые юно прогнозам будут оптимальными в последующее время. ‘Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический социальный эффект. Непосредственный экономический эффект стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствующих требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности доку­ментов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандар­ты, которые не создают препятствий в международной торговле.

Источник

Цели и принципы стандартизации

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

  • повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение научно-технического прогресса;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рациональное использование ресурсов;
  • техническая и информационная совместимость;
  • сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемость продукции.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Важнейшие принципы стандартизации.

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда:

  • соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства;
  • Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

5. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

6. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

Читайте также:  Основные нормы взаимозаменяемости стандартизация точности гладких цилиндрических соединений

7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

9. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

12. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Например, указанный принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

9791

Источник

Принципы стандартизации

Стандартизация — мероприятия по созданию норм и параметров для их добровольного неоднократного использования, ориентированные на достижение порядка в сферах производства и обращения продукции, усиления конкурентоспособности товаров, работ, услуг.

Стандарт — документ, состоящий из требований к терминологии, символике, упаковке, маркировке и принципам ее нанесения.

Определение стандартизация включает обширный участок общественной деятельности, состоящей из технических, экономических, юридических, политических эстетических факторов. Во всем мире развитие государственного хозяйства, рост эффективности производства, повышение качества товаров, улучшение уровня жизни связаны с массовым применением разнообразных методов стандартизации. Грамотно поставленная стандартизация помогает развитию специализации и кооперирования производства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В России функционирует государственная система стандартизации (ГСС), основная задача которой — упорядочивать функционирование норм в масштабах всей страны.

Стандартизация основывается на новейших научных, технических достижениях, опыте работы. Комплексность подхода позволяет находить решения экономических, внутрихозяйственных, внутрипроизводственных проблем.

Каковы цели и задачи стандартизации

Глобальная цель стандартизации — защита государственных и потребительских запросов к качеству продукции, работ, услуг.

Стандартизация характеризуется нижеперечисленными целями:

  1. Повышение степени безопасности жизни и здоровья граждан, собственности физических и юридических лиц, экологической безопасности, участие в соблюдении технических стандартов.
  2. Увеличение степени безопасности объектов в зависимости от риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного происхождения.
  3. Содействие научно-техническому прогрессу.
  4. Рост конкурентоспособности товаров, работ, услуг.
  5. Разумное использование ресурсов.
  6. Совместимость технических и информационных параметров.
  7. Взаимосвязанность показателей: экономических, технических, статистических данных.
  8. Содействие оборонной и мобилизационной способности страны.
  9. Взаимозаменяемость товаров.

Принципы стандартизации

Стандартизация как наука основывается на определенных принципах, отражающих главные условия разработки стандартов, которые обосновывают необходимость метрологии в народном хозяйстве, прогнозируют тенденции развития.

Основными принципами стандартизации являются следующие:

  1. Добровольное использование и предоставление условий для единообразного применения стандартов. Этот принцип снимает ответственность с авторов технических правил за полноту учета риска, перекладывая ее на специалистов, не имеющих достаточных знаний в области безопасности. Например, часто случаются аварии на производстве в результате попустительства этого принципа. Негативных событий удастся избежать, если руководствоваться принципом добровольности во взаимосвязи со строгим исполнением требований безопасности.
  2. Использование международного стандарта как основы создания национального стандарта. При этом учитываются климатические, географические, технологические особенности производства. Возможны исключения. Например, национальный стандарт РФ соответствует международному стандарту ИСО 15667:2000. Его обозначение: ГОСТ Р ИСО 13667-2009.
  3. Неприемлемость создания препятствий производству и реализации продукции, работ, услуг более установленного минимума. Например, необоснованны ограничения выпуска и реализации изделий, если у производителя или продавца имеются все необходимые для этого условия.
  4. Сбалансированность потребностей сторон, производящих, реализующих, потребляющих товары, работы, услуги. Необходимо максимально учесть интересы всех сторон. Консенсус, как правило, не подразумевает согласия всех участников. Любая компания является объектом наблюдения заинтересованного круга сторон: акционеры, рабочие, кредиторы, контрагенты, покупатели. Каждый участник имеет определенные интересы. В качестве оценки рассматривается деятельность компании по построению отношений с каждой стороной: финансы — акционеры, взаимодействие с потребителем, внутренние бизнес-процессы, инновации и сотрудники.
  5. Системность — анализ каждого объекта, как части более сложного устройства. К примеру, бутылка, являясь потребительской тарой, ставится в ящик, который погружается в транспортное средство. Системность подразумевает взаимосвязь всех компонентов системы.
  6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Наука способствует развитию технологий. Нормы должны соответствовать технологическим новшествам. Чтобы стандарт устаревал медленнее, он должен опережать развитие общества. Примером необходимости разработки опережающих стандартов, служит ситуация, когда в начале XX века осуществлялся переход кораблей с твердого топлива на жидкое. С момента начала процесса, новых стандартов для твердого топлива не разрабатывалось.
  7. Эффективность — использование стандартов должно давать экономический или социальный эффект. Например, это стандарты, направленные на экономию ресурсов, безопасность людей и окружающей среды.
  8. Гармоничность — разработка оптимизированных стандартов и недопустимость норм, противоречащих техническим правилам. Вопрос о гармонизации в экономике поднял французский экономист Фредерик Бастиа. Он считал, что только взаимосвязанные отношения участников рынка ведут к гармонии всего общества.
  9. Четкость формулировок — недопустимость двусмысленного толкования стандарта.
  10. Комплексность стандартизации — качество готового изделия определяется свойствами сырья, материалов, комплектующих. Комплексность охватывает анализ всех составляющих продукции. Например, требования стандартов к автомобилю увязаны с химической, подшипниковой, металлургическими отраслями. Качество современного автомобиля определяется тысячами единиц продукции: маслами, смазками, топливом, красками и т. д.
  11. Объективность проверки стандартов — проверка с помощью социологических и экспертных методов. Например, аудитор должен вести себя максимально честно, используя для своего заключения только проверенную достоверную информацию.
  12. Целенаправленность и технико-экономическая обоснованность — разработка стандарта должна быть востребована производителем и потребителем и направлена на достижение конкретных целей.
  13. Научный подход — характеристики должны соответствовать передовым научным достижениям. Например, внедрение передового опыта в образовательной деятельности проходит ряд этапов: пропаганда новых достижений, обучение педагогического состава, контроль за введением, оценка результата.
  14. Прогресси оптимальность стандарта — изделия не только должны отвечать всем запросам, но и тенденциям развития соответствующих отраслей. Задача — получить оптимальное сочетание устанавливаемых норм, главной целью которых является получение максимального результата при минимальных затратах. Например, рост качества товара приводит к росту затрат на производство. Это не всегда целесообразно. Достаточно остановиться на определенном хорошем уровне качества при оптимальном уровне затрат.
  15. Взаимная увязка стандартов — национальные показатели должны соответствовать международным и учитывать рекомендации международных организаций.
  16. Взаимозаменяемость — свойство изготовленных деталей занимать свое место в изделии без дополнительной обработки.
  17. Предпочтительность — получение эффекта за счет унификации видов, типов, размеров одноименных товаров. Качественный аспект этого принципа основывается на установке требований к конкретным изделиям, законам, нормам. Количественный аспект базируется на построении числовых параметрических рядов. Принцип предпочтительности всегда предлагает компромисс между обширной номенклатурой средств, способствующей решению любых, в том числе необычных и редких задач, и их сокращенным набором для применения в стандартных ситуациях.

Использование принципов стандартизации позволяет компаниям выбрать наиболее правильную экономическую стратегию деятельности.

Источник