Октановое число бензин гост р 51105 97
4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов Нормаль-80 и Регуляр-92
Значение для класса
1 Октановое число, не менее:
по моторному методу
по исследовательскому методу
2 Концентрация свинца, мг/дм, не более
3 Концентрация марганца, мг/дм, не более
4 Концентрация фактических смол, мг на 100 см бензина, не более
5 Индукционный период бензина, мин, не менее
6 Концентрация серы, мг/кг, не более
7 Объемная доля бензола, %, не более
8 Объемная доля углеводородов, %, не более
По ГОСТ Р 52714 или ГОСТ Р 52063, или по приложению А [38]
9 Массовая доля кислорода, %, не более
10 Объемная доля оксигенатов, %, не более
— эфиров (С5 и выше)
11 Испытание на медной пластине
По ГОСТ 6321 или приложению А [2], [25]
13 Плотность при 15 °C, кг/м
14 Концентрация железа, г/дм, не более
15 Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %, не более
Автомобильный бензин марки Нормаль-80 вырабатывают с октановым числом 80,0 по исследовательскому методу и 76,0 по моторному методу, остальные показатели качества установлены в таблице 1.
Норма по показателю 13 для автомобильного бензина марки Нормаль-80 устанавливается 700,0-750,0 кг/м.
2 Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Росрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин и не должны содержать спирты и моющие присадки.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4, 5, 6).
4.3 Характеристики испаряемости приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Испаряемость бензинов
Значение показателя для класса
1 Давление насыщенных паров, кПа:
ГОСТ 1756 или ГОСТ Р ЕН 13016-1 с дополнением по 7.5, или приложению
А [3], [19], [21], [39]
2 Фракционный состав:
объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре
По ГОСТ 2177 (метод А) или приложению А [1], [26]
150 °С (И150), не менее
температура конца кипения, °С, не выше
остаток в колбе, % (по объему), не более
3 Максимальный индекс паровой пробки* (ИПП)
* Для бензинов классов А, В, С, D, Е, F индекс паровой пробки не нормируется.
(Измененная редакция, Изм. N 5, 6).
Стандарт предусматривает производство 10 классов бензинов по испаряемости. Предельные значения характеристик испаряемости приведены в таблице 2. Диаграмма определения классов испаряемости бензинов приведена на рисунке 1.
Давление насыщенных паров (ДНП), кПа
Рисунок 1 — Диаграмма определения классов испаряемости бензинов
Рекомендации по сезонному применению бензинов различных классов в Российской Федерации приведены в ГОСТ Р 51866 (приложение Б).
4.4 При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.
Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля.
Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
4.5 Упаковка, маркировка автомобильных бензинов — по ГОСТ 1510.
Маркировка, характеризующая транспортную опасность автомобильных бензинов, (ГОСТ 19433), — класс 3, подкласс 3.1, знак опасности 3, классификационный шифр 3111, номер ООН 1203.
Источник
Бензин
Бензины – легкоиспаряющиеся горючие жидкости, получаемые прямой перегонкой нефти при нагреве ее от 35 до 205 °С и каталитическим крекингом расщеплением углеводородов при температуре 450-500°С в присутствии катализатора.
В бензинах содержится по массе около 85% углерода, 15% водорода и незначительное количество кислорода, азота, серы и присадок.
Плотность бензинов 0,72 – 0,77 г/см 3 , теплота сгорания в среднем 44 МДж\кг.
Ассортимент бензинов.
В обращении на территории России находятся неэтилированные автомобильные бензины следующих классов и соответствующих классам марок, соответствующие техническому регламенту Таможенного союза, выпускаемые по следующим ГОСТам:
а) по ГОСТ Р 51105-97 (с изменениями):
- неэтилированный бензин АИ — 80 классов К3, К4 и К5 (Нормаль – 80);
- неэтилированный бензин АИ — 92 классов К3, К4 и К5 (Регуляр – 92).
б) по ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями):
- неэтилированный бензин АИ – 95 классов К3, К4 и К5 (Премиум Евро-95);
- неэтилированный бензин АИ – 98 классов К3, К4 и К5 (Супер Евро-98).
Обозначение бензинов.
Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин с определением октанового числа по исследовательскому методу.
Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 95 и 98), определенного исследовательским методом.
Третья группа: символы К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
Примеры.
1. Бензин АИ-92-К3. Класс К3 означает, что в этом бензине содержание серы (основной показатель для определения качества бензина) составляет 150 мг/кг.
2. Бензин АИ-92-К4. Класс К4 означает, что в этом бензине содержание серы составляет 50 мг/кг.
3. Бензин АИ-92-К5. Класс К5 означает, что в этом бензине содержание серы составляет 10 мг/кг.
В итоге марка бензина одна, а качество существенно отличается.
Выписка из технического регламента Таможенного союза: «При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках».
Детонационная стойкость.
Детонационная стойкость – способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя без возникновения детонации.
Детонация – резкие металлические стуки в цилиндрах, перегрев двигателя, выбросы черного дыма из выпускной трубы.
Детонация вызывается самовоспламенением наиболее удаленной от запальной свечи рабочей смеси, горение которой приобретает взрывной характер. При этом скорость распространения фронта пламени достигает 2000-2500 м/с против нормального распространения фронта пламени в 20-50 м/с.
Причина детонационного сгорания заключается в образовании и затем распаде в конце процесса сгорания топлива нестойких кислородосодержащих веществ (пероксидов).
Детонационная стойкость бензина оценивается октановым числом , которое может определяться моторным или исследовательским методом.
Октановым числом бензина называется процентное, по объему, содержание изооктана в такой смеси с нормальным гептаном, которое по детонационной стойкости равноценно испытываемому топливу.
Детонационное сгорание в большинстве случаев возникает при несоответствии между степенью сжатия двигателя и детонационной стойкостью применяемого бензина. Эксплуатация автомобиля на бензине с более низким октановым числом, чем предусмотрено изготовителем, вызывает детонацию. Детонация вызывает преждевременный износ деталей цилиндро – поршневой группы.
Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов АИ-80 и АИ-92, выпускаемых по ГОСТ Р 51105-97 (с изменениями) .
Наименование показателя | АИ-80 (Нормаль-80) / АИ-92 (Регуляр-92) | |||
Значение для класса | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Октановое число, не менее: | ||||
по моторному методу | 76/83 | 76/83 | 76/83 | 76/83 |
по исследовательскому методу | 80/92 | 80/92 | 80/92 | 80/92 |
2. Концентрация свинца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | |||
3. Концентрация марганца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | |||
4. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более | 5,0 для обоих марок бензина | |||
5. Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 для обоих марок бензина | |||
6. Концентрация серы, мг/кг, не более | 500/500 | 150/150 | 50/50 | 10/10 |
7. Объемная доля бензола, %, не более | 5,0/5,0 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 |
8. Объемная доля углеводородов, %, не более | ||||
— олефиновых | — | 18,0 для обоих марок бензина | ||
— ароматических | — | 42/42 | 35/35 | 35/35 |
9. Массовая доля кислорода, %, не более | — | 2,7 для обоих марок бензина | ||
10. Объемная доля оксигенатов, %, не более | — | |||
— метанола | — | отсутствие для обоих марок бензина | ||
— этанола | — | 5,0 для обоих марок бензина | ||
— изопропилового спирта | — | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— изобутилового спирта | — | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— третбутилового спирта | — | 7,0 для обоих марок бензина | ||
— эфиров (С5 и выше) | — | 15,0 для обоих марок бензина | ||
— других оксигенатов | — | 10,0 для обоих марок бензина | ||
11. Испытание на медной пластине (коррозионное воздействие) | 1- ый класс эталона по ГОСТ 6321-92 | |||
12. Внешний вид | Чистый, прозрачный | |||
13. Плотность при 15 °C, кг/м3 | 700,0 — 750,0 / 725,0-780,0 | |||
14. Концентрация железа, г/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | |||
15. Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %, не более | 1,3/1,3 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | Отс./отсутствие |
Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов, АИ-95 и АИ-98, выпускаемых по ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями) .
Наименование показателя | АИ-95 (Премиум Евро-95) / АИ-98 (Супер Евро-98) | ||
Значение для вида (класса) | |||
вид I (класс 3) | вид II (класс 4) | вид III (класс 5) | |
1. Октановое число, не менее: | |||
по моторному методу | 85/88 | 85/88 | 85/88 |
по исследовательскому методу | 95/98 | 95/98 | 95/98 |
2. Концентрация свинца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | ||
3. Концентрация марганца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | ||
4. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более | 5,0 для обоих марок бензина | ||
5. Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 для обоих марок бензина | ||
6. Концентрация серы, мг/кг, не более | 150/150 | 50/50 | 10/10 |
7. Объемная доля бензола, %, не более | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 |
8. Объемная доля углеводородов, %, не более | |||
— олефиновых | 18,0 для обоих марок бензина | ||
— ароматических | 42/42 | 35/35 | 35/35 |
9. Массовая доля кислорода, %, не более | 2,7 для обоих марок бензина | ||
10. Объемная доля оксигенатов, %, не более | |||
— метанола | отсутствие для обоих марок бензина | ||
— этанола | 5,0 для обоих марок бензина | ||
— изопропилового спирта | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— изобутилового спирта | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— третбутилового спирта | 7,0 для обоих марок бензина | ||
— эфиров (С5 и выше) | 15,0 для обоих марок бензина | ||
— других оксигенатов | 10,0 для обоих марок бензина | ||
11. Испытание на медной пластине (коррозионное воздействие) | 1- ый класс эталона по ГОСТ 6321-92 | ||
12. Внешний вид | Чистый, прозрачный | ||
13. Плотность при 15 °C, кг/м3 | 725,0-775,0 для обоих марок бензина | ||
14. Концентрация железа, г/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | ||
15. Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %, не более | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | отсутствие/отсутствие |
Определение марки и качества автомобильного бензина
Методы определения марки и качества автомобильного бензина. Большинству автолюбителей будет небезынтересно ознакомиться с простыми и доступными способами определения качества бензина без применения специального оборудования.
Неэтилированные бензины обычно бесцветны. Исключение составляет неэтилированный бензин термического крекинга, который может иметь жёлтый оттенок из-за содержащихся в нем смолистых веществ.
Этилированные бензины специально окрашивают в следующие цвета: А-76 — в желтый, АИ-93 — оранжево-красный, АИ-98 — синий, А-.72 — в розовый.
Бензин хорошего качества должен быть прозрачным. Мутность указывает на наличие эмульсионной воды или других примесей.
Содержание тяжелых примесей можно определить с помощью чистой белой бумаги. Капните каплю бензина и слегка подуйте на нее. Чистые автомобильные бензины испаряются быстро и без остатка или оставляют пятно, которое после легкого подогрева исчезает полностью. Если в бензине имеется примесь керосина,- то после аналогичной операции остается жирное пятно, поскольку керосин почти не испаряется с бумаги.
О содержании смол в бензине можно судить по тесту со сферическим часовым стеклом. Поместите на такое стекло 1 мл бензина и подожгите. Сгорая, бензин оставляет на стекле след в виде концентрических колец. Если кольца беловатого цвета, значит, бензин бессмольный или малосмольный, желтая или коричневая окраска означает повышенное содержание смол в бензине.
По диаметру внешнего кольца (мм) можно определить примерное содержание смол в топливе (мг/100 мл): 5-9; 10-13; 15-15; 20-17; 25-18; 30-20. Допускается 7—14 мг смол на 100 мл для различных марок. В этом случае обеспечена длительная работа двигателя без заметного образования нагара. Если же содержание смолистых веществ в топливе в два раза выше нормы, то моторесурс двигателя снижается на 20 %.
По следам на стекле можно судить и о других примесях. Бензин с примесью дизельного топлива или масел сгорает не полностью и оставляет на поверхности стекла мелкие капли. Если имеется примесь бензола и ароматических углеводородов, то на стекле обнаруживаются мелкие вкрапления сажи.
Не менее актуален вопрос замены автобензина альтернативными топливными смесями. В результате многочисленных экспериментов было установлено, что для замены товарных автобензинов можно использовать топливную смесь из следующих компонентов: бензин прямой перегонки, изопропиловый спирт, газовый конденсат. Никакой дополнительной переработки компонентов смеси не требуется.
Установлено, что добавка 1 % изопропилового спирта повышает октановое число смеси на 1,2 ед. В зависимости от месторождения газового конденсата и октанового числа бензина прямой перегонки соотношения, указанные в табл. 1.6.1, могут незначительно варьировать. Топливную смесь можно приготовить в отдельной емкости или непосредственно в баке. Кстати, простой бензин можно заменить товарным, соответственно изменив пропорцию других компонентов. Изопропиловый спирт должен быть абсолютированный
Источник
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 9 декабря 1997 г. N 404) (с изменениями и дополнениями)
9 марта, 28 декабря 2004 г., 29 декабря 2010 г., 15 сентября 2011 г.
Gasolines for combustion engines. Unleaded gasoline. Specifications
Дата введения 1 января 1999 г.
ГАРАНТ:
Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 2000 г. N 106-ст в настоящий ГОСТ внесены изменения N 2, вступающие в силу с 1 июля 2000 г.
Текст ГОСТа будет актуализирован после официального опубликования указанных изменений в ИУС «Национальные стандарты»
Приказом Ростехрегулирования от 16 марта 2009 г. N 116-ст рекомендовано использование настоящего ГОСТа взамен отмененного с 1 апреля 2009 г. ГОСТа Р 53134-2008 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия»
Информация об изменениях:
Изменением N 5, утвержденным приказом Росстандарта 29 декабря 2010 г. N 1148-ст в раздел 1 настоящего ГОСТа внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины (далее — бензины), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.
Информация об изменениях:
Изменением N 6, утвержденным приказом Росстандарта от 15 сентября 2011 г. N 300-ст, в раздел 2 настоящего ГОСТа внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2012 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Электрическая искробезопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование
ГОСТ 1567-97 (ИСО 6246-95) Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей
ГОСТ 1756-2000 (ИСО 3007-99) Нефтепродукты. Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 4039-88 Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа
ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров в аппарате с механическим диспергированием
ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца
ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов
ГОСТ Р 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгено-флуоресцентный метод определения серы
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации: форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
ГОСТ Р 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом
ГОСТ Р 51941-2002 Бензины. Газохроматографический метод определения ароматических углеводородов
ГОСТ Р 51942-2002 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии
ГАРАНТ:
Приказом Росстандарта от 27 декабря 2010 г. N 1122-ст ГОСТ Р 51942-2002 отменен с 1 июля 2012 г.и введен в действие ГОСТ Р 51942-2010 «Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 52068-2003 Бензины. Определение стабильности в условиях ускоренного окисления (индукционный период)
ГОСТ Р 51925-2002 Бензины. Определение марганца методом атомно-абсорбционной спектроскопии
ГОСТ Р 52530-2006 Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определения железа
ГОСТ Р ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Определение малых концентраций свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии
ГОСТ Р ЕН 1601-2007 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородсодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием пламенно-ионизационного детектора по кислороду (O-FID)
ГОСТ Р ЕН ИСО 7536-2007 Бензины. Определение окислительной стабильности. Метод индукционного периода
ГОСТ Р ЕН 12177-2008 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом
ГОСТ Р EH 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных паров, содержащих воздух (ASVP)
ГОСТ Р ЕН 13132-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородсодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции
ГОСТ Р 52256-2004 Бензины. Определение МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ, ДИПЭ, метанола, этанола и трет-бутанола методом инфракрасной спектроскопии
ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны
ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод
ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод
ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004). Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 54283-2010 Топлива моторные. Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив, находящихся в обращении на территории Российской Федерации».
ГОСТ Р 54323-2011 Бензины автомобильные. Определение N-метил-анилина методом газовой хроматографии
Информация об изменениях:
Изменением N 6, утвержденным приказом Росстандарта от 15 сентября 2011 г. N 300-ст, в пункт 3.1 настоящего ГОСТа внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2012 г.
3.1 В зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов:
Нормаль-80 — не менее 80;
Регуляр-92 — не менее 92.
Пример обозначения бензина при заказе и в нормативной документации:
Неэтилированный бензин марки Регуляр-92 (Нормалъ-80) по ГОСТ Р 51105-97
3.2 Исключен с 1 марта 2012 г.
Информация об изменениях:
4 Технические требования
4.1 Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Информация об изменениях:
Изменением N 6, утвержденным приказом Росстандарта от 15 сентября 2011 г. N 300-ст, в пункт 4.2 настоящего ГОСТа внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2012 г.
4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов Нормаль-80* и Регуляр-92
Источник
ГОСТ Р 51105-97
ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия
Скачать ГОСТ Р 51105-97 вы можете в следующих версиях:
Поправки и изменения к ГОСТ Р 51105-97:
Тип изменения: Текстовое изменение
Номер изменения: 1
Регистрационный номер: 226-ст
Тип изменения: Текстовое изменение
Номер изменения: 2
Регистрационный номер: 106-ст
Тип изменения: Текстовое изменение; Изменены ссылочные НД
Номер изменения: 3
Регистрационный номер: 107-ст
Новое значение: Заменяется: ГОСТ 29040-90 на ГОСТ 29040-91 Отменяется: ГОСТ Р 12.1.052-97
Тип изменения: Текстовое изменение; Изменены ссылочные НД
Номер изменения: 4
Регистрационный номер: 133-ст
Новое значение: Вводится: ГОСТ Р 51859-2002,ГОСТ Р 51941-2002,ГОСТ Р 51942-2002,ГОСТ Р 51947-2002,ГОСТ Р 52068-2003
Тип изменения: Текстовое изменение; Изменены ссылочные НД; Изменен код ОКП
Номер изменения: 5
Регистрационный номер: 1148-ст
Новое значение: Вводится: ГОСТ Р ЕН 237-2008,ГОСТ Р ЕН 1601-2007,ГОСТ Р ЕН ИСО 7536-2007,ГОСТ Р ЕН 12177-2008,ГОСТ Р ЕН 13016-1-2008,ГОСТ Р ЕН 13132-2008,ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006,ГОСТ Р 52063-2003,ГОСТ Р 52256-2004,ГОСТ Р 52660-2006,ГОСТ Р 52714-2007,ГОСТ Р 52946-2008,ГО
Тип изменения: Текстовое изменение; Изменены ссылочные НД
Номер изменения: 6
Регистрационный номер: 300-ст
Новое значение: Вводится: ГОСТ Р ИСО 3675-2007,ГОСТ Р ЕН 14596-2008: ГОСТ Р 51866-2002,ГОСТ Р 54323-2011,ГОСТ Р 54283-2010
Тип изменения: Поправка
Номер изменения:
Регистрационный номер:
Вы можете просмотреть версии ГОСТ Р 51105-97, доступные для скачивания, возможно документ есть там в PDF формате.
Источник
Бензин ГОСТ Р 51105-97
Этот стандарт относится к неэтилированным бензинам для автотранспорта.
Широкое применение неэтилированный бензин нашел себя в качестве топлива мото- и автомобильных двигателей. Используется и в двигателях с другим предназначением, в которых используется неэтилированный и этилированный бензин.
Маркировка неэтилированных автомобильных бензинов зависит от того, какое в них октановое число. Октановое число было определено специальным методом исследования.
Установлены марки неэтилированных автобензинов, которые представлены ниже:
- Нормаль 80 (более 80);
- Регуляр 91 (более 91);
- Регуляр 92 (более 92);
- Премиум 95 (более 95);
- Супер 98 (более 98).
Также автомобильные неэтилированные бензины распределяются на пять классов, заключается зависимость от того в каком климатическом районе он используется по ГОСТу 16350:
- Климатический район с первого апреля по первое октября (II9);
- Климатический район с первого апреля по первое октября (II4 и II5);
- Климатический район с первого апреля по первое октября (I1 и I2) и с первого октября по первое апреля (II9);
- Климатический район с первого октября по первое апреля (II4 и II5);
- Климатический район с первого октября по первое апреля (I1 и I2).
Бензин ГОСТ Р 51105, конструктивные характеристики
Во время изготовления автомобильного неэтилированного бензина разрешено применение компонентов, содержащих кислород и другие добавки с высоким октановым числом, а также присадки, которые повышают уровень экологического показателя бензинов и разрешенные к использованию.
Ввод в автомобильные неэтилированные бензины моющих присадок может осуществляться во время отгрузок потребителю. Кроме этого, ввод возможен на АЭС, нефтепромышленных базах либо же в сам бензобак на заправке автомобиля.
Упаковка с маркировкой автомобильных неэтилированных бензинов осуществляется по ГОСТу 1510. Маркировка, которая характеризует транспортную небезопасность автомобильных неэтилированных бензинов, (ГОСТ 19433), подкласс 3.1, — класс третий, знак опасности 3, шифр классификации 3111, ООН номер 1203.
Условия приемок. Прием автомобильных неэтилированных бензинов происходит партиями. Партия – это продукт, который изготавливается путем беспрерывного технологического процесса, компонентный состав и показатель качества при этом процессе однороден; продукт, возможно, изготовить в любом количестве. Сопровождается, как правило, он одним документом, в котором определяется качества продукта , выдается во время приемки, основанное на испытаниях объединенных проб.
Проверка индукционного периода неэтилированного бензина проверяется изготовителем систематически раз в квартал и чаще. Также возможно и дополнительно по желанию заказчика. Если в результате испытаний, результаты окажутся неудовлетворительными, испытания переводятся исполнителем по этому показателю в приемосдаточную категорию до того, как получены положительные результаты не менее, чем в 3х партиях.
Если один показатель как минимум покажет неудовлетворительный результат, испытание проводится заново с новой пробой и с этой же партии. Распространение результатов повторного испытания относится ко всей партии.
Способы испытаний. Отбор проб автомобильного неэтилированного бензина выполняют по ГОСТу 2517 либо по приложению А (16, 28, 27). Кубатура объединенных проб – по 2 дм 3 . бензина из каждой марки. При возникновении разногласий проб автомобильных неэтилированных бензинов, проводится отбор в тару с темным стеклом.
Уровень концентрации марганца в неэтилированном бензине марки Нормаль-80 (который содержит 30-50 мг/дм 3 марганца) определяется приложением А (13) на тех образцах бензина, что разбавлены вдвое ксилолом либо метилэтилкетоном.
При наполнении стеклянного сосуда (диаметр 40-55 мм) автомобильным неэтилированным бензином, должны отсутствовать осевшие на дно или взвешенные посторонние примеси, должна отсутствовать вода, бензин должен быть прозрачный.
Рассчитываем индекс испаряемости. Индекс испаряемости определяет уровень испаряемости неэтилированного бензина с его предрасположенностью образования паровых пробок во время определенного сочетания давлений насыщ. паров и объемов испарившегося неэтилированного бензина (при тем-ре 70 °С).
Индекс испаряемости рассчитывается по формуле: ИИ= 10ДНП(давление насыщенных паров)+ 7V70,
Где V70 под понимают объем испарения неэтилированного бензина (при тем-ре 70º, в %).
Бензин ГОСТ Р 51105, технические характеристики
Изготовление автомобильных неэтилированных бензинов должно происходить согласно требованиям технологической документации, которая установлена в определенном порядке.
В зависимости от показателей физических, химических и эксплуатационных, автомобильный неэтилированный бензин должен отвечать определенным требованиям и нормам, они отмечены в данной таблице:
Источник